Закрыть itemscope itemtype="" > Правда Руси Кто же от кого отставал? 30.06.2013 1837 Время на чтение 19 минут Темнота и отсталость Московской Руси - не более чем западный миф, усугубленный нашими же отечественными либеральными историками. На самом же деле в XVII столетии русская культура достигла поистине сказочного расцвета. Причем развивалась она на своей собственной, народной основе! Нет, русские не чурались зарубежных достижений, перенимали полезное. Но именно полезное, а не гонялись за чужеземными модами. В этом и не было необходимости. Ведь и в нашей стране жизнь была бурной, яркой. А по уровню науки, искусства, культуры наша страна ничуть не уступала другим современным ей державам. Школы в Московской Руси стал создавать еще Иван Грозный, в 1550 г. Стоглавый Собор указал на необходимость " грамоте учиться " . Эти школы действовали при храмах, монастырях и давали общее образование, достаточное для своей эпохи. А остальные знания человек должен был добирать сам, в общении со " знающими людьми " и " многообильном чтении " . То есть, каждый продолжал образование индивидуально, в зависимости от выбранной профессии. А в XVII в. стали создаваться учебные заведения для более глубокого образования. Условно их можно считать «высшими». При Михаиле Федоровиче - для подготовки священнослужителей, а при Алексее Михайловиче и для светских чиновников. Это были школы при Чудовом, Заиконоспасском монастырях (здесь ученикам полагалась стипендия - 10 руб. в год!), " Гимнасион " при церкви Иоанна Богослова в Китай-городе, училище при церкви Иоанна Богослова в Бронной слободе, школа при Печатном дворе. Наконец, при Федоре Алексеевиче создается знаменитая Славяно-греко-латинская академия. В нашей стране действовали 5 типографий. Московский Печатный двор был очень крупным для той эпохи предприятием, здесь работало 8 станков. По общим тиражам изданной литературы Россия занимала первое место в Европе! Но спрос на нее был настолько высоким, что этого не хватало. Частные типографии Белоруссии и Литвы специализировались на печатании русских книг и поставке их в Россию. Ходило изрядное количество рукописной литературы, а книжное творчество щедро дополнялась устным народным - сказками, баснями, былинами. Сейчас уже признано, что по качеству они ничуть не уступали лучшим образцам зарубежной литературы, были настоящими шедеврами.

http://ruskline.ru/analitika/2013/07/01/...

«Меня не убедили исследования Третьяковской галереи» Священники-иконописцы разошлись во мнениях по поводу «Звенигородского чина» 30 июня, 2017 Священники-иконописцы разошлись во мнениях по поводу «Звенигородского чина» Результаты исследований ученых Третьяковской галереи относительно авторства икон «Звенигородского чина» комментируют историк искусства и священники-иконописцы. Нужно признать авторитетность исследований Третьяковской галереи Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета: — Я  вполне доверяю ученым, которые проводили исследования. Тем более, это не первая экспертиза. Так, несколько лет назад с помощью современных технологий была изучена икона «Троица» Андрея Рублева. Искусствоведческие исследования —  визуальные: мы видим глазами только верхний слой. А многое на древних памятниках подвергалось утратам или записям в течении веков. И вот такие тонкие технологические методы, которые сейчас существуют, чрезвычайно важны для изучения средневекового искусства и в частности именно искусства Руси, где памятников осталось мало и они были не подписаны. Когда мы говорим о творчестве Андрея Рублева, то мы опираемся на краткие летописные сведения, на свидетельство Иосифа Волоцкого и Стоглавый собор 1551 года,  где  упоминается «Троица» Андрея Рублева.  И мы считаем, что икона «Троицы», которая тогда почиталась, именно та, которую мы с вами имеем сегодня в виду. Что касается Звенигородского чина, то нигде в древних источниках он не упоминался, тем более с такой же достоверностью. Искусствоведы до сих пор приписывали чин Рублеву на основе чисто визуальных наблюдений. Новые исследования показывают, что иконы Звенигородского чина, которых к сожалению осталось только три, написал какой-то иной не менее великий мастер, или даже мастера. Потому, что икона Христа Вседержителя написана несколько иначе, чем икона апостола Павла и архангела Михаила. И все они написаны иначе, чем «Троица» Андрея Рублева.

http://pravmir.ru/menya-ne-ubedili-issle...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Круглый стол «Традиции и современность в христианском искусстве: пути развития». День первый Семинар «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии». Москва Цикл встреч Константина Мацана «Верю – не верю». Лекция «К.С. Льюис: не только Нарния» Москва Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва Пресс-конференция «Гармония буддизма и современные вызовы». Москва Все » Мониторинг СМИ На выставке о сотворении мира простым смертным понадобится экскурсовод 18.04.2024 14:33 Версия для печати Фото: rublev-museum.ru Экспозиция в Музее им. Рублева занимает всего два зала, но смыслов и содержания в ней хватит с избытком. В идеале посетителю стоит разобраться в иконографических нюансах, но если на это нет времени, то можно сосредоточиться на эстетическом эффекте Даже те, кто брался за Ветхий Завет, но потом бросил, до этого места дочитали: сотворение мира занимает страницу-две в самом начале (что логично) первой книги — Бытия. Однако иконографические изводы этого основополагающего сюжета сложились не сразу. Заведующий сектором лекционной и экскурсионной работы Музея имени Андрея Рублева Юрий Куракин объясняет: в 1551 году Стоглавый собор утвердил обряд отпевания усопших – церемонию решили проводить перед дверьми в жертвенник, на которых представлена история человечества ab ovo; с этого момента сцены сотворения мира повсеместно перемещаются со страниц книг в иконопись и фрески. Безусловно, изображения Адама и Евы можно было встретить и раньше, но как художественная задача, требующая особого подхода, иконография сотворения мира в древнерусском искусстве стала складываться всего 400 лет назад. Один из ее вариантов – композиции на «двери жертвенника» из Заозерья (рубеж XVII–XVIII веков) из коллекции Липницких – есть на выставке.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Патриаршее обращение к участникам богослужения в Успенском соборе Кремля в память 100-летия Первого Всероссийского единоверческого съезда 12 января 2013 г. 13:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам богослужения в Успенском соборе Московского Кремля в память 100-летия Первого Всероссийского единоверческого съезда. Участникам богослужения в Успенском соборе Московского Кремля в память 100-летия Первого Всероссийского единоверческого съезда Преосвященные архипастыри, всечестные пастыри и боголюбивые иноки, возлюбленные о Господе братья и сестры! Сердечно поздравляю вас со 100-летием Первого Всероссийского единоверческого съезда. Знаменательно, что эта дата молитвенно отмечена совершением в Успенском соборе Московского Кремля Божественной литургии и особым молением святителю Макарию, митрополиту Московскому и всея Руси. После перерыва в три с половиной столетия ныне вновь в этих древних стенах, помнящих и святителя Макария, и Стоглавый Собор, была совершена Божественная литургия древним чином. Раскол XVII века нанес болезненную рану телу нашей Церкви, стал одним из самых тяжелых испытаний за все время ее существования. События той эпохи разделили православный народ, поставили перед ним важные вопросы о сущности христианских ценностей и их месте в жизни человека. Была нарушена заповедь Спасителя: «Да будут все едино» (Ин. 17:21), — а вместе с этим произошла и национальная трагедия, последствия которой оказались губительны для народного самосознания. Перед Русской Церковью встала насущная проблема поиска путей к преодолению разделения. И этот поиск оказался нелегким. Если в древней Церкви вполне допускалось сосуществование разных обрядовых традиций при единстве в исповедании догматов веры, то для церковного сознания XVII-XVIII столетий это перестало быть возможным. К тому же сказывалось предвзятое отношение к древнерусским церковным обычаям, предполагаемым несовершенством которых и обосновывалась необходимость обрядовых реформ XVII века. Но все трудности преодолела христианская любовь к единокровным братьям, и, по представлению митрополита Московского Платона, 27 октября 1800 года Единоверие было учреждено указом императора Павла I.

http://patriarchia.ru/db/text/2705590.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как Москва стала церковной столицей России. История в картинках 2 мин., 05.09.2023 Со времен Крещения Руси до конца XIII века резиденция глав Русской Церкви находилась почти все время в Киеве. Однако после нашествия Батыя в 1240 году великий город надолго запустел. Митрополит Максим избрал новой резиденцией Владимир-на-Клязьме. К сожалению, и этот прежде богатый столичный центр сильно пострадал от ордынцев. В начале XIV века митрополит Петр, после некоторых колебаний, вновь перенес резиденцию — на сей раз в Москву. Память святителя Петра празднуется 6 сентября. Митрополит Петр находился в добрых отношениях с московским князем Иваном Калитой. Святитель скончался в 1325 году и был погребен в строящемся Успенском соборе Московского кремля. Место захоронения он избрал себе сам. Это событие стало символическим переносом митрополичьей резиденции из Владимира в Москву. В детские годы московского князя Дмитрия Донского митрополит Алексий возглавлял боярское правительство, и его голос был решающим в державных делах. В середине XV века Московская митрополия обрела «автокефалию», то есть независимость от Константинопольского патриарха. Митро­полит Исидор, сторонник унии с католичеством, вынужден был бежать из Москвы. На его место собор русских архиереев избрал митрополитом Иону. В судьбе Московской митрополии нередко случалось так, что властный государь оказывал на нее давление, пытаясь ограничить духовную независимость Церкви. Но гораздо хуже бывало, когда правитель, по слабости своей, не мог контролировать самовластную аристократию. Она  вмешивалась в дела Церкви с жестокостью и корыстью. Так, в детские годы Ивана IV знать свергала одних митрополитов и ставила других, не считаясь с величием их духовного сана. В середине XVI века митрополит Макарий, большой духовный писатель, провел нашу Церковь через большие просветительские труды. Появился общерусский пантеон святых, сборник правовых и нравственных установлений «Стоглав», велось масштабное церковное летописание.

http://foma.ru/kak-moskva-stala-czerkovn...

Пн Церкви з утвердження та 25 липня 2014 р. 21:21 Документ принят на заседании Священного Синода от 25 июля 2014 года ( журнал 80 ). Одной из главных угроз здоровью и самой жизни народов государств, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви, является злоупотребление алкогольными напитками. В связи с этим долг Церкви — возрождать в общественном сознании отношение к трезвости как нравственной ценности. Христиане при этом призываются быть примером трезвой жизни. I. Отношение Церкви к трезвости и пьянству Православная Церковь рассматривает алкоголизм как тяжкое душевное заболевание, сопровождающееся глубокими повреждениями психосоматического характера, излечение которого невозможно без осознания болящим духовной природы своего недуга, полного и искреннего покаяния, обращения к полноте благодати Христовой. В Ветхом Завете содержатся положительные высказывания об употреблении вина (Втор. 7:13; 11:14; Еккл. 10:19), строгие предупреждения злоупотребления им (Ис. 5:22), а также примеры абсолютной трезвости (Суд. 13:6-7; 1 Цар. 1:11; Лук. 1:14-15; Иер. 35). Обет назорейства предполагал абсолютную трезвость и принимался добровольно (Чис. 6:1-21), священникам предписывалось сохранение трезвости на время исполнения служения (Лев. 10:8-11). В Новом Завете с вином связано первое чудо, явленное Господом в Кане Галилейской. Вино являлось частью последней трапезы Спасителя с учениками и стало веществом Таинства Евхаристии. В посланиях апостолов упоминаются лечебные свойства вина (1 Тим. 5:23), указывается на пагубность злоупотребления им (Еф. 5:18; 1 Кор. 6:10), а также содержатся призывы к трезвости (1 Пет. 5:8; Рим. 14:21; 1 Тим. 3:2). Библейская традиция отношения к вину сохранялась Церковью и в дальнейшем. Не запрещая употребления вина, она всегда говорила о пользе воздержания, а Святые Отцы часто являли пример абсолютной трезвости в своей жизни и призывали к ней. Законодательная традиция Церкви, осуждая гнушение винопитием (см. правила святых апостолов 51 и 53), запрещает пьянство (см. правила святых апостолов 42 и 43). Эта позиция получила дальнейшее развитие в постановлениях Соборов Русской Православной Церкви (Стоглавый собор 1551 г., гл. 49 и 52; и Московский Собор 1681 г., определения 3 и 12).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3696049...

На открывающемся соборе старообрядцы обсудят отношения с Московским Патриархатом Москва, 16 октября 2007 г. Возможности диалога с Московским Патриархатом и другими " новообрядцами " обсудит очередной Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ), который пройдет 16-18 октября в Рогожском поселке в Москве.  " Основной темой станут отношения с новообрядческими Церквами - нужен ли диалог с ними или нет, если да, то в каких формах " , - сообщил РИА Новости сотрудник информационного отдела Московской митрополии РПСЦ Глеб Чистяков.  Речь идет о диалоге не только с Московским Патриархатом, но и с другими юрисдикциями в странах, где традиционно проживают староверы. На Украине РПСЦ, по словам собеседника агентства, " имеет дело с Киевским патриархатом " , не признанным Поместными православными Церквами мира, в Румынии - с Румынским Патриархатом. " В Италии мы сталкиваемся с католиками " , - добавил Чистяков.  Он отметил также, что старообрядцы хотят " равноудаленности всех конфессий от государственной власти " и не нуждаются в посредничестве " новообрядческих " Церквей для контактов с властью и обществом. " Мы хотим добрососедских отношений на общеконфессиональном поле " , - резюмировал Чистяков.  По его словам, вопрос о возможности объединения с Русской Православной Церквью, поднятый СМИ после преодоления раскола XX века - воссоединения Русской Зрубежной Церкви с Московским Патриархатом 17 мая этого года - на повестке дня не стоит.  " Разные причины разделений. Там были политические - и когда политическая ситуация изменилась, единство стало возможным. А у нас причины религиозные, и в Московском Патриархате не ставится вопрос о возвращении к древним традициям Стоглавого собора " , - сказал представитель старообрядческой Церкви.  Предположения, что на Соборе может произойти раскол РПСЦ, он назвал " преждевременными " .  Однако другой представитель РПСЦ, делегат Собора не исключает такого развития событий. " Собор будет сложным и чреват расколом. В основе конфликта - личность митрополита Корнилия (нынешнего предстоятеля РПСЦ) и заявленных им целей " , - сказал собеседник агентства. По его словам, " дело касается внешних общений " Церкви, а также " бывшего членства митрополита в КПСС " .  Как ожидается, в Соборе примут участие порядка 200 человек: пять епископов, около 80 священнослужителей и более 100 мирян - делегатов от старообрядческих общин России и других стран.  Освященный Собор является высшим органом управления РПСЦ и проходит раз в год. Московская митрополия РПСЦ - крупнейшая организация староверов. Она управляет 260 общинами в пределах бывшего СССР и насчитывает, по разным данным, от одного до полутора миллионов верующих. 16 октября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24418.html

Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance открытые лекции журнала «Фома» Религия и живопись: от Возрождения до современности Когда закончилось древнерусское искусство и как развивалась иконопись после этого? Какие новшества привносила каждая эпоха и что связывает светское и церковное искусство? Почему евангельская тема актуальна всегда и как она отразилась в XX веке? ПОЛНОЕ ВИДЕО О чем рассказывает наскальная живопись? Почему искусство связано с верой? В чем разница подходов древнерусских иконописцев и мастеров эпохи Возрождения? Как на искусство повлияло разделение Церквей? ЛЕКТОР КУРСА Ирина Языкова Искусствовед, кандидат культурологии, заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института святого апостола Андрея и преподаватель Коломенской духовной семинарии Короткие лекции Иконы Грозненского времени Когда и почему закончилось древнерусское искусство? И какие страшные события времен Ивана Грозного отразились в иконах? Споры о Троице и Стоглавый собор Что было предметом первых богословских споров об иконах и как было вынесено решение о запрете на изображение Бога Отца в виде старца? Симон Ушаков и школа Оружейной палаты Где располагался иконописный цех в XVII веке? Что такое «живоподобное искусство»? И как ощущали себя иконописцы этой эпохи? «Христос в пустыне. Иван Крамской В каких условиях создавались работы Ивана Крамского на религиозные темы и почему его картина «Христос в пустыне» вызывала споры и тогда, и сейчас? Явление Мессии. Александр Иванов Кто неожиданно для самого автора стал главным героем картины? И смог ли Иванов «оживить» Евангелие в изобразительном искусстве?  Как икона переродилась в картину? С какими трудностями столкнулись иконописцы в XVIII веке? Как на иконопись влияет барокко? Что объединяет светское и церковное искусство? Николай Ге: какого Христа увидел художник? Как развивалась Евангельская тема в творчестве Николая Ге? Что пытался показать художник через свои изображения Христа и почему его работы запрещали цензоры? Василий Поленов: жизнь Христа в картинах Чем Христос Поленова отличается от Ге и Иванова? И как художник в своем творчестве предвосхитил кинематографические разработки образа Христа? Серебряный век — время великих надежд Кто из русских авангардистов обращался к евангельскому сюжету? И как художники Серебряного века трансформировали христианские образы? Виктор Васнецов и Михаил Нестеров Как Михаил Нестеров и Виктор Васнецов пытались приспособить искусство модерна к церковным целям и почему этот путь оказался тупиковым? Малевич и Кандинский Какие апокалиптические начала несет в себе «Черный квадрат» Малевича? Почему Кандинский — райский художник? Как передать пейзаж через абстракции? © Академия журнала «Фома» 2023 #rs-demo-id

http://academy.foma.ru/religion2

Вопрос: Что означает выражение «сорок сороков»? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Все храмы Москвы по решению Стоглавого собора (1551 г.) были распределены на староства или благочиния, которые назывались «сороками» (см. ст.: Сорок//Даль В.И. Словарь живого великорусского языка). Название происходит от древнерусской меры сорокъ, означавшей мешок, вмещающий четыре десятка соболиных шкурок (часто встречается в грамотах XIV–XV вв.). Во главе каждого сорока был «поповский староста». Стоглавый собор определил для Москвы семь поповских старост. «В царствующем же граде Москве достоит быти седми старостам поповским и седми сбором по уложению царскому, да к ним избирати десятцких – добрых же священников, искусных житием, непорочных же» (Стоглав. Гл. 6). Еще в конце XVII века в Москве было шесть сороков: Китайский, Пречистенский, Никитский, Сретенский, Ивановский и Замоскворецкий. Постепенно число их росло. В начале XX века было уже 40 сороков. Реально сорок не включал в свой состав 40 церквей. Их было меньше. Сорок сороков предполагает наличие 1600 церквей (40x40=1600). Но по статистике в начале XX столетия храмов в Москве было около 800. Иногда встречается утверждение, что надо брать число престолов, потому что в каждом храме имелось их несколько – всего 1620. Получается более сорока сороков. Однако этот подсчет достаточно искусственный, потому что выражение «сорок сороков» предполагает именно число храмов. Это видно из литературы. Так, в рассказе М. Булгакова «Сорок сороков» (1923) читаем: «На самую высшую точку в центре Москвы я поднялся в серый апрельский день. Это была высшая точка – верхняя платформа на плоской крыше дома бывшего Нирензее, а ныне Дома Советов в Гнездниковском переулке. Москва лежала, до самых краев видная, внизу. Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков». Писатель смотрел на Москву с крыши самого высокого в те годы здания – 10-этажного дома, построенного в 1912 году. 8 декабря 2009 г. Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/33084.html

Пасхальники Так называется одна из старообрядческих сект, появившаяся во второй половине прошлого столетия в Черниговской епархии. Последователи этой секты отвергают пасхалию, установленную Церковью, и выработали свою пасхалию. Пасху Христову они празднуют всегда в одно и то же число, именно 23 марта; Рождество Христово – за 8 дней до января месяца, т.е. 23 декабря; високосного года они не признают и считают месяцы в году все равными, по 30 дней и 10 часов с половиной в каждом. Все четыре поста начинаются и кончаются каждый год в одно и то же время. Пять московских патриархов, до Никона бывших, они не признают православными, а Стоглавый собор считают еретическим за то, что он постановил при ограждении крестным знамением полагать руку на перси, т.е. на сердце. Это, говорят пасхальники, несправедливо: «Христос был во чреве Своея Матери, и посему надо полагать руку на живот». Молятся они двуперстно. По книгам не молятся, даже отвергают молитву по Псалтири. Жизнь ведут трезвую. Дни настоящего мира считают последними: говорят, что мир не простоит и сотни годов, как будет второе пришествие. Антихрист уже царствует. Господь наш Иисус Христос, говорят они, родился в 5500 году, а антихрист – в 5508 г., и вот с тех пор постепенно переменяет времена и закон. Переменил празднование нового года вместо 1-го сентября – 1-го января, а пасхалию переменил давно. Кланяются сектанты изображениям на иконах, только вылитым из меди, а не письменным. Если кто из них идет в военную службу, того считают погибшим, так как военная служба, по их учению, погибель. Телеграф, железную дорогу и проч. считают действом антихриста. Читать далее Источник: Настольная книга для Священно-Церковно-служителей : (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства)/С.В. Булгаков. - Изд. 3-е испр. и доп. - Киев : Тип. Киево-Печерской Успенской Лавры, 1913. - 1772, с./VII. Краткие сведения о существовавших и существующих расколах, ересях, сектах, новейших рационалистических учениях и проч. [Справочник по ересям, сектам и расколам]. 1592-1745 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010