Преосвященный Иоанн, Епископ Смоленский Преосвященный Иоанн родился в Москве, здесь получил низшее и среднее образование; в Московской Духовной Академии он закончил своё богословское образование и в ней же положил начало своего плодотворного служения на пользу Церкви и духовному просвещению. Ко дню столетнего юбилея академии благовременно вспомнить этого высокоталантливого и многостороннего церковного деятеля, проявившего свои таланты в разных областях богословского знания и, в частности, выдающегося церковного оратора. Составитель предлагаемого очерка намерен дать краткие сведения о жизни и деятельности преосвященного Иоанна, – преимущественно останавливаясь на тех фактах, которые имеют значение для характеристики этой оригинальной и загадочной личности. При обозрении проповеднической деятельности Иоанна, будет обращено внимание только на содержание и характер его проповедей жизненно-практического направления, которого он был первым и лучшим представителем. I. Краткие биографические сведения и характеристика личности преосвященного Иоанна Преосвященный Иоанн (Соколов) , епископ Смоленский, был сыном священника Московской Вознесенской церкви (в бывшем Варсонофьевском монастыре); родился 5 июля 1818 года, при крещении наречён Владимиром. Обучался в Москве же – в Высокопетровском духовном училище и в Московской духовной семинарии; по окончании семинарского курса учения в 1838 году, был отправлен на казённый счёт в Московскую Духовную Академию. В 1842 г. окончил курс академии под 2 и удостоен степени магистра, в каковой утверждён Св. Синодом в Декабре 1843 г. Его сочинение на учёную степень, под заглавием: «Стоглавный собор», через восемнадцать лет после написания было напечатано в Православном Собеседнике 277 . В год окончания академического курса, 29 августа 1842 года, по предложению митрополита Филарета, Владимир Сергеевич Соколов пострижен в монашество, с наречением ему имени Иоанн 278 ; на следующий день после пострижения он рукоположен во иеродиакона, а 5 сентября во иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Псковитянин родом, постриженик преп. Корнилия Комельского (в Вологод. крае, 1501–1537), потом живший в белозерской пустыне Порфирия (в 1536), в которой оставался продолжительное время и мог усвоить свободомысленные мнения заволжцев 2035 , а затем основавшись в псковском Печорском мон., известном своими книжными интересами, он продолжал знакомиться с отеческой литературой и, окруженный не умолкавшими религиозными толками, едет в Нейгаузен, чтобы побеседовать «книгами» о римском законе 2036 ; но потом снова переселяется в ту же заволжскую пустынь (Порфирия), сближается с Феодоритом и окончательно склоняется на сторону учения Нила Сорского . Несомненно, что он должен был познакомиться и с сочинениями Максима Грека 2037 , которые легко распространялись тогда в обществе; а о нем самом настолько стало известно в Москве, что к его мнению считали нужным прислушиваться в момент приготовления к Стоглавому собору, и заслуживает внимания, что в посланиях к царю Артемий с особенной настоятельностью говорил о монастырском землевладении 2038 . В оправдательном послании к царю, он потом писал: «Враждуя на меня, говорят не так, как я говорил, а все ныне согласно враждуют, будто я говорил и писал тебе, чтобы отнимать села у монастырей и друг другу о том сказывают; а от того, думаю, государь, что я тебе писал на собор, извещая свой разум, а не говорил о том им, ни тебе не советую по принуждению и по власти творить что такое. Разве между собою (в кругу братии) рассуждали, как писано в книгах быть инокам, и сие наше мудрование, как и святые отцы устанавливают жить, по Василию Великому ...; чтобы нам жить своим рукоделием и у мирян не просить, а то я писал и говорил тебе об истинном и непрелестном пути Христовых заповедей, и о том Бога ради не спеши соблазняться, будет еще время, когда Господь просветит тебя разуметь сие, если взыщешь всем сердцем его волю» 2039 . Артемий был смущен, очевидно, разоблачением тайны, которая была условлена между ним и Иваном IV, и нажил себе тем врагов, которые восстали на него и он искал заступничества. Таким образом, его участие в деле подготовления собора также не подлежит сомнению. Указанные бедствия постигли его потом, а теперь, вызванный в Москву, он был поселен в Чудовом монастыре, испытан Сильвестром и назначен игуменом Троицкого монастыря «по братскому прошению», в мае того же года 2040 . По обычаю, старинные жалованные грамоты, данные Троицкому мон., были подтверждены вновь 2041 . Артемий, живя во Пскове в Печорском мон. и в Белозерских пустынях, уже мог значительно начитаться в отеческой литературе: важнейшие отцы церкви в славянском переводе были ему известны из русских писателей – особенно он чтил Нила Сорского и М.Грека 2042 . В послании к Ивану Грозному он также советует упражняться в чтении божественных писаний, от непонимания которых происходят ложные писания, старческие басни и уставы растленных людей. § II

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 43. Применимость Типикона «Суббота» для человека Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! В беседе о назначении Типикона мы выяснили, что он собой представляет общепризнанный богослужебный идеал, исполнить который не могут даже прославленные монастыри. Сегодня поговорим о том, как его лучше применять в своей богослужебной практике, учитывая назначение Устава и евангельский принцип, согласно которому суббота должна быть для человека, а не человек для субботы. Для начала давайте посмотрим на некоторые исторические преценденты. Будучи в составе Константинопольской патриархата, Русская церковь, вслед за остальными православными, со второй половины XIV века постепенно начала переход на Иерусалимский устав. Впервые этот устав на Руси появляется благодаря трудам свят. АлексияМосковского (1354–1378гг.), который первую русскую редакцию Иерусалимского устава предназначил Чудову монастырю, основанному в Московском Кремле в 1365 году. Более активно этот Устав (вместе с полным комплектом богослужебных книг) внедрял митр. Московский Киприан. Помните, что до этого у нас был Студийский устав (т.е. более облегченная версия Иерусалимского), который, кстати, ещё около 100 лет сохранялся в независимых Новгородских землях. И вроде бы ревнителям благочестия следовало бы радоваться появлению более строгого Устава, если бы он в тогдашней России, не породил порочную практику «многогласия». Что это? Данная практика родилась от стремления исполнить все положенные по Иерусалимскому уставу многочисленные богослужебные тексты, но так как времени на это требовалось много, то стали совершать их одновременно. Т.е. в храме чтецы читали, а певцы пели сразу несколько молитвословий, понять которые было невозможно, потому что все друг друга естественно заглушали. С этим странным явлением боролись и Стоглавый собор (в 1551 г.), и патриархи Гермоген (1606–12), Иоасаф I (1634–1640) и Никон. И все было практически безуспешно до тех пор, пока продолжительные богослужения не стали повсеместно сокращаться.

http://azbyka.ru/video/43-primenimost-ti...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 98. Утреннее псалмопение иноков О стихословии кафизм и стасидиях Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Продолжаем наше изучение Утрени. До этого мы с вами рассматривали ту чать утреннего богослужения, которая тесно связана с предстоятелем (Двупсалмие, Шестопсалмие, Молитвы). Теперь переходим к разговору о монашеской ее части и сегодня поговорим о том псалмопении, которое регулируется 17 главой Типикона. Согласно этой главе данное псалмопение (именуемое кафизмами) совершается практически весь год, включая все виды праздничных служб (кроме Пасхальной). О том, какое значение и назначение имеет этот вид псалмопения мы подробно обсуждали на 50 занятии. Сегодня же давайте все свое внимание сосредоточим на том, как его нужно исполнять на Утрени. Начнем с того, что совершать его полагается после пения тропарей на «Бог Господь». Было время, когда уставами требовалось по подобию тропарей петь кафизмы на глас, отголоском чего является практика трехразового пения «Господи помилуй» и малого славословия («Слава и ныне») перед началом стихословия, которым перемежается и все псалмопение. Конечно, были и различия в исполнении. Так, на Западе (со времен Иоанна Кассиана ) кем-либо пелся один псалом, а в конце его все пели малое славословие. Тогда как на Востоке общим пением заканчивали группу псалмов (антифон). Со временем вошло в практику «не пети, но стихологисати» псалмы, что уже вполне официально позволяет делать Стоглавый Собор. Если говорить об аллилуйном припеве, то сначала он припевался после каждого псаломского стиха (по подобию того, как поется «Блажен муж» на Вечерне), а затем стали ограничиваться трехкратным его пением в конце каждой «Славы», т.е. в конце группы псалмов (как правило, трех), 2430 как бы компенсируя этим его опущение за каждым стихом псалма. Что касается припева «Слава Тебе Боже», то — это обычный в песненном последовании припев для псалмов. Естественно существовали и другие припевы к псалмам, такие как: «Спаси нас (или мя) Господи», «Сохрани нас Господи», «Услыши нас Господи», «Помози нам (или ми) Господи», «Умилосердися о нас (мне) Господи», «Помилуй нас Господи», «Заступи нас Господи», «Ущедри нас Господи», «Помяни нас Господи» и т.д.

http://azbyka.ru/video/98-utrennee-psalm...

Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. Часть 1. История раскола Источник Часть 2 → Содержание Введение. Общий характер русского сектантства. Каноническое определение раскола Часть первая. История старообрядческого раскола Глава 1. Происхождение раскола Спор в Пскове о двоении аллилуйя Спор о хождении посолонь и другие недоуменные вопросы Разности и погрешности в богослужебных книгах Попытки книжного исправления Преподобный Максим грек, как книжный справщик Преподобный Дионисий, как книжный справщик Исправление богослужебных книг по принятым приемам со времени Стоглавого собора до п. Иосифа включительно Начало нового направления в патриаршество Иосифа Патриарх Никон: его характер и стремление к реформам Возвращение Арсения Суханова с востока и его «Проскинитарий» Начало обрядовых исправлений и первые противники патриарха Собор 1654 года; сношение с константинопольским патриархом и послание п. Паисия Осуществление дела книжного исправления на новых началах. Взгляд русских на греков и западно-руссцев Прибытие в Москву антиохийского патриарха Макария и сербского Гавриила: соборныя заседания в 1655–56 годах: утверждение и введение исправленных книг. Вопросы о перстосложении и о приеме латин. Начало раскола Взгляд на книжные исправления как на введение ересей латинских Размолвка Никона с царем и влияние этого обстоятельства на усиление раскола Соборы 1666 и 67 годов Глава II. Состояние раскольнической общины при жизни первых расколоучителей Взгляд раскольников на православную церковь Происхождение раскольнического учения о наступлении царства антихристова Определение понятия об антихристе первыми расколоучителями Практическия отношения раскольников к православной церкви Отношения раскольников к власти гражданской. Челобитные, их содержание и тон Возмущение в Соловецком монастыре Возмущение стрельцов в Москве Указ 1685 г. и следствия этого указа в положении раскола. Кратковременное применение указа и колонизация раскольников Глава III.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Св. Авраамий Смоленский не принадлежал к числу особенно известных и чтимых угодников древней Руси. Однако почитание его не ограничивалось пределами родного города. Он был канонизован на одном из Макариевских соборов (вероятно. 1549 г.) и царь Иван Васильевич запрашивал Стоглавый собор «о Псковском чудотворце Ефросине да о Смоленском чудотворце Аврамие – как им праздновати». Соборное постановление гласило: «Праздновати им, как и прочим святым преподобным отцем, пети на вечерне: Блажен муж и прочая служба по божественному уставу все сполна». 1 Древние иконы его довольно многочисленны в пределах Смоленской епархии, но вне Смоленска С. Розанов мог указать лишь на одно его изображение на большой иконе св. Софии, Премудрости Божией, находившейся (в 1912 г.) в Церковно-Археологическом Музее Петербургской Духовной Академии. 2 Зато рукописи различных редакций его жития были распространены повсеместно в древней Руси, Новейший издатель насчитывает не менее 36 списков его. Св. Димитрий Ростовский поместил его, в прекрасной литературной переделке, в своих Четьих-Минеях (под 21 августа), среди весьма немногих, избранных им, житий русских святых. Современный исследователь древне-русской жизни дорожит этим житием не менее благочестивого читателя. Древнейшая редакция, принадлежащая перу ученика его, св. Ефрема (местно чтимого в Смоленске), относится к числу весьма редких памятников! русской домонгольской агиографии. 3 После жития св. Феодосия Печерского , оно является, в сущности, единственной настоящей биографией русского инока домонгольской поры Оригинальность его содержания, необычайность событии, в нем рассказанных, связь их со многими еще загадочными для нас вопросами древне-русского просвещения, делают житие св. Авраамия одним из драгоценнейших памятников древней русской культуры. В настоящем очерке мы ставим своей задачей определить по житию место св. Авраамия в истории русской святости, т. е. установить, путем выделения общих и литературно-обязательных черт, особенности его личного образа и личного пути. 4

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

«Троица» — единственная достоверно известная писанная на доске икона Андрея Рублева, дошедшая до наших дней. Знаменитый образ «Троицы», ставший для всего мира узнаваемым символом русской культуры, написан преподобным Андреем Рублевым в начале второго или середине третьего десятилетия XV века. «Троица» почти сразу становится образцом — по крайней мере, Стоглавый собор в 1551 году определил, что все последующие изображения Троицы должны соответствовать иконе Андрея Рублева. «Троица» Андрея Рублева — символ русской культуры История гласит, что работа была заказана иноку-иконописцу преподобным Никоном Радонежским — вторым после святого Сергия настоятелем Троицкого монастыря, будущей Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Икона изначально писалась для Троицкого собора «в похвалу Сергию Радонежскому». «Троица» — единственная достоверно известная писанная на доске икона Андрея Рублева, дошедшая до наших дней. Композиция и интерпретация Рублевская «Троица» соответствует иконописному сюжету «Гостеприимство Авраама». Это изображение эпизода из 18 главы библейской книги Бытия. К праотцу Аврааму приходят трое, и тот узнает в гостях Самого Бога — принимает их с почетом и угощает. Преподобный Андрей оставил в своем творении только детали, лишенные какого бы то ни было историзма: ангелы сидят за столом в неспешной беседе, на столе — чаша с головой тельца, на заднем плане — здание, дерево, гора. Фигуры Авраама и Сары отсутствуют. Каждая деталь иконы имеет свое толкование. Чаша символизирует чашу Евхаристии, а голова тельца — Крестную жертву Спасителя. Интересно, что форму чаши повторяют своими позами сами ангелы. Дерево, возвышающееся над средним ангелом, напоминает не только о дубе из дубравы Мамре, под которым совершилась историческая встреча Троицы и Авраама, но и древо жизни, плодов которого лишился человек вследствие грехопадения (по другому толкованию — древо креста Господня, которым человек вновь обретает вечную жизнь). Над левым относительно зрителя ангелом изображено здание — в дорублевской иконографии дом Авраама. Здесь оно указывает на домостроительство нашего Спасения и Церковь — дом Божий.

http://pravmir.ru/troitsa-andreya-rublev...

Глава первая. История русских мистических сект 1. Секта хлыстов а) Происхождение и история секты. По своему происхождению и значению первое место среди мистических сект занимает секта хлыстов 18 , или, как называют себя сами сектанты, людей божиих 19 (под последним названием она известна также в литературе. 20 Историческое происхождение этой секты точно не выяснено наукой. Одни думают, что она представляет собой явление заносное с Запада или Востока 21 , другие, наоборот, считают ее явлением самобытным 22 , а третьи утверждают, что она «не есть секта исключительно заносная» и «не была всецело пересажена к нам с Востока или Запада», но не может быть признана и вполне самобытным русским явлением. 23 Во всяком случае, несомненно, что в ней отразились языческие верования Индии (пантеизм) и Персии (дуализм) и идеи древннх еретиков: сирийских гностиков и впоследствии богомилов, только в значительно переработанном виде. 24 Но когда и как эти верования и идеи попали к нам в Россию, где скрывались до своего резкого обнаружения, с точностью неизвестно. Правда, в рассказах и песнях хлыстов упоминаются лжехристы: Аверьян, живший в XIV в., и Иванъ Емельянов, живший в XVI в. 25 , но ни об учении, ни о последователях их не имеется сведений, и сами хлысты не считают их основателями своей секты. 26 Стоглавый собор упоминает также о распространении в русском народе верования в особое общение с Богом разных трясущихся пророков и пророчиц 27 , подобных хлыстовским, но были ли они действительно представителями и руководителями хлыстов, неизвестно. Из православных писателей первым упоминает о секте хлыстов св. Димитрий Ростовский в своем «Розыске» 28 , а официально эта секта стала известна с 1733 г., когда началось первое следственное дело о хлыстах. Основателемъ хлыстовщины обыкновенно считается беглый солдат Костром. губ. Данила Филиппович. О жизни и деятельности его исторнческих сведений не имеется, а то, что известно о нем, заимствуется из хлыстовских сказаний, почему некоторые писатели отрицают самое существование Данилы Филипповича и считают его мифической личностью, 29 хотя едва ли справедливо. 30

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Относительно качеств, и, во-первых, качеств физических, необходимых для вступления в брак, общее постановление всех, древних и новых законов – то, что лица сочетавающиеся браком, должны быть совершеннолетние. Так как совершеннолетие, т.е. зрелость возраста, зависящая от причин физических, в более или менее скором и полном развитие своем, определяется влиянием климатов и различными физиологическими обстоятельствами различных стран и жителей их, то положительные законы о летах возраста, признаваемых способными к браку, не могли быть везде одинаковы. По законам грекоримским требовалось для бракосочетания – в женском поле – не менее 12 лет, а в мужском не менее 14, так что по исполнении этих лет брак уже дозволялся 2 . Императоры греческие предоставляли себе право разрешать вступление в брак и прежде узаконенных лет: но с тем условием, чтобы родители не допускали сочетавшихся таким образом до брачного сожития, прежде определенного совершеннолетия 3 . Постановления эти, внесенные в нашу кормчую, должны были и в нашем отечестве иметь силу законов. Пастыри наши постоянно требовали для браков совершеннолетия, руководствуясь грекоримскими узаконениями, которые они находили в кормчей и приводили в своих правилах. Так митрополит Фотий (15в.) требовал, чтобы девицы вступали в замужество не ранее 12 лет 4 . Тоже постановил собор стоглавый, запретив и мужескому полу вступать в супружество моложе 15 лет 5 . Это постановление имело силу до конца 18 столетия, когда указом св. Синода (1774г.) определено венчать браки не ранее 15 лет в мужском поле, и не менее 13-ти в женском 6 . Наконец в 1830 году Именным повелением Высочайшим определены лета вступающих в брак – жениха не менее 18, а невесты не ранее 16: «для предотвращения, так сказано в Высочайшем повелении, тех вредных, известных по опыту последствий, какие происходят от сочетания браком несовершеннолетних» 7 . Вообще при определении совершеннолетия для вступления в брак, имеется в виду не только естественная способность к брачному сожитию, но и зрелость ума и чувства, для того, чтобы вступающие в брак понимали и в состоянии были исполнять обязанности брачного союза, и чтобы брак их был делом свободного рассуждения и сознательного чувства. По нашим отечественным узаконениям, брачные сопряжения лиц, не достигших Церковью определенного для вступления в брак возраста, признаются браками незаконными и недействительными. Сочетавшиеся таким образом немедленно разлучаются от сожительства, и после совершеннолетия не принуждаются к сожитию, если сами того не пожелают. Если же в последствии, по совершении полного, гражданского совершеннолетия, пожелают снова жить в супружестве, то брак их подтверждается в Церкви по чиноположению 8 . Только в закавказском крае, по местным причинам, дозволяется природным жителям вступать в брак женихам – 15, а невестам –13 лет 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Москва. Никитский женский монастырь. Собор Никиты мученика. Никитский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Впервые упоминается под 1534 г. Одноглавый четырехстолпный храм, несколько раз перестраивавшийся. Придел Введения существовал издревле, перенесен в новопостроенную трапезную в 1-й пол. 1680-х гг., второй придел в трапезной - Николая Чудотворца - устроен в 1833 г. Собор закрыт в 1929 г., снесен в 1933 г. Никиты, великомученика, Никитского монастыря собор В Занеглиненье в начале XVI века стояла небольшая церковь во имя великомученика Никиты. Историк Н.М. Карамзин считал, что она называлась «у ямского двора» и связана с событиями 1534 г. Другая дата постройки – 1551 г., когда во время проведения Стоглавого собора было построено семь соборных храмов, в том числе и Никитский. Возможно, инициатором строительства именно Никитского собора был шурин царя Ивана IV Грозного боярин Никита Романович Юрьев. Он был братом царицы Анастасии, первой жены царя, и дядей царя Федора Ивановича. По сведениям М.А. Ильина, храм имел внутри два столпа (вместо четырех), поддерживающие своды и купол. Подобная конструкция применялась в середине и второй половине XVI века, но довольно редко. На южном и северном фасадах он имел по две закомары, что соответствует внутреннему членению храма, и в нем существовал придел Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1582 г. боярин Н.Р. Юрьев основал при соборе женскую обитель. В 1680-е гг. собор после пожара был перестроен, столпы разобраны, конструкция сводов изменена, но по фасадам осталось старое членение. Тогда же к собору пристроили трапезную, куда перенесли Введенский престол. При восстановлении после пожара 1812 г. собор обновили, в 1815 г. был сделан новый иконостас, простоявший до советского времени. Он был четырехъярусным, с иконами XIX века. Но в местном ряду имелись иконы более древние. Справа от Царских врат помещалась икона Спаса Нерукотворного, далее храмовый образ – особо чтимая икона великомученика Никиты с частицей его мощей. В 1833 г. собор пострадал от урагана, крест на главе погнулся и его пришлось чинить. В этом же году в трапезной был устроен придел святителя Николая. Его сделали теплым, чтобы там можно было служить раннюю обедню.

http://sobory.ru/article/?object=34531

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010