Бытча. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты По некоторым данным, Троицкая церковь в Бытче существовала уже в 1670 г. Более достоверные сведения о ней относятся ко второй половине 18 в. Известно, что в это время в Бытче действовала униатская церковь. В 1795 г. во время первого воссоединения западнорусских униатов, проходившего под руководством Минского архиепископа Виктора (Садковского) Бытчанский приход был переведен в Православие. В 1797 г. был назначен священником Андрей Селюжнич. Церковь была деревянная, с деревянной отдельно стоящей колокольней. Приход в то время насчитывал 85 дворов и 612 прихожан. После Андрея Селюжнича настоятелем прихода служил священник Павел Сосиновский, скончавшийся во время событий 1812 г. После этого храм некоторое время не имел своего настоятеля и его обслуживал священник из деревни Сморки Игнатий Богдановский. С 1817 по 1860 гг. священниками церкви служили Стефан Лисовский, Елисей Никонович, Иоанн Проволович. В 1839 г. при священнике Стефане Лисовском Троицкая церковь была ремонтирована и в ней был поставлен новый иконостас. В 1862 г началось строительство новой каменной церкви, которое окончательно было завершено лишь в 1868 г. В 1868 г. приходским священником был назначен Василий Радкевич, а в мае 1874 г. его сменил Феодор Иоаннович Адамович, бывший ранее настоятелем Мацеевицкой церкви Игуменского уезда. В 1865-1866 гг. церковь имела приписную Иоанно-Богословскую церковь в Большом Стахове, затем приписной была кладбищенская деревянная Николаевская церковь в деревне Ляховке, построенная в 1869 г. Кроме самой Бытчи в приход входили деревни: Дубени, Дубовики, Студенка, Брыли, Ляховка, Малый Стахов, Малая Тростеница. Всего в этот период (1860-1880-е гг.) в приходе насчитывалось 200-250 дворов и около 1500-2000 прихожан, «...все они крестьянского сословия, занимаются исключительно земледелием». Известно, что в Бытче при церкви существовало штатное народное училище, основанное в 1858 или 1864 гг. Построенная в 1862-1868 гг. каменная церковь прослужила недолгий срок. Уже в конце 1870-х гг. о церкви сообщалось: «Вследствие недоброкачественности строительного материала и отсутствия надлежащих скреп в стенах, во всем здании образовались значительные трещины, а от того зданию грозит разрушение, если не будут приняты неотлагательные меры к предохранению от сего устройством контрфорсов». На капитальный ремонт храма средств, по всей вероятности, выделено не было, и епархиальное начальство в 1883 г. эту церковь «по ветхости» закрыло.

http://sobory.ru/article/?object=42882

В. А. Федоров Глава 1. Система управления в Русской Православной Церкви (1700–1917) 1. Высшее управление Русской Православной Церкви Высшим административным и судебным органом по делам Русской Православной Церкви являлся учрежденный Петром I Св. Синод, первоначально именовавшийся Духовной коллегией. Духовная коллегия состояла из президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров. Президент и вице-президенты назначались из архиереев, остальные члены коллегии – из представителей монашествующего и белого духовенства (архимандритов, игуменов и протоиереев). В решении дел все они имели равные голоса. Высшие чины Коллегии собирались трижды в неделю, а асессоры ежедневно. К Духовной коллегии, как и ко всякой другой, был приставлен обер-прокурор, обязанности которого первоначально сводились к наблюдению «за порядком и тишиною» на ее заседаниях. Духовная коллегия была учреждена 1 января 1721 г. и торжественно открыта 14 февраля того же года. Президентом ее был назначен митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский , а вице-президентами – Феодосий Яновский и выдающийся сподвижник Петра I архиепископ Новгородский Феофан Прокопович . После смерти в 1722 г. Стефана Яворского новый президент не назначался. Его должность стал исполнять обер-прокурор – назначаемое императором светское лицо, наиболее ему доверенное и лично перед ним ответственное. Первым обер-прокурором Синода 16 июня 1722 г. был назначен И.В. Болтин. Духовная коллегия получила наименование Святейшего Всероссийского Правительствующего Синода. В 1723 г. Св. Синод был утвержден всеми восточными патриархами, которые признали за ним патриаршие права и именовали его в грамоте своим «во Христе братом». Положение Синода приравнивалось к статусу Сената. Назначенный в Синод обер-прокурор в указе именовался «оком государевым и стряпчим по делам государственным». Он был обязан наблюдать за ходом синодальных дел, замечать упущения, останавливать незаконные решения и доносить обо всем этом государю, сообщать государю о синодских решениях и быть как бы посредником между Синодом и государственной властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В.Ф. Федоров, М.И. Шишова Осмысление роли Православия в судьбе России деятелями русской культуры и Церкви Антология Второе издание, исправленное и дополненное Содержание Предисловие составителя ко 2-му изданию В.Ф. Федоров. Православие: PRO ЕТ CONTRA. Фундаментализм и творческая свобода в российском Православии Православное творчество Творчество как необходимое условие выхода из кризиса Разномыслие в Православии Православие как цивилизация Народ и интеллигенция Православие, свобода и либерализм Православие, ревнительство и борьба с «модернизмом» Православие и веротерпимость Православие и социально-политическое устройство государства Мечты о возрождении духовной культуры России Pro et contra в догматическом богословии. Имяславие в Православии Святитель Игнатий (Брянчанинов). О Православии Священник Иван Беллюстин Святитель Феофан Затворник. О православии с предостережениями от погрешений против него Архимандрит Феодор (А.М. Бухарев). О современности в отношении к православию Статья первая Статья вторая К.П. Победоносцев. Церковь и государство II VI Н.И. Барсов. Православие Н.Ф. Федоров. О православии и Символе Православный погребальный обряд и его смысл В.В. Розанов. Русская церковь . Христианский социализм в России С.Н. Трубецкой. О современном положении Русской церкви Протоиерей Стефан Остроумов. Веротерпимость Православия А.В. Ельчанинов, П.А. Флоренский. Православие I II III Архиепископ Никон (Рождественский). Чем больна наша матушка Россия? Е.Н. Трубецкой. Старый и новый национальный мессианизм I II III IV V Н.Н. Глубоковский. Православие по его существу I II Е.Е. Голубинский. О реформе в быте Русской церкви Протоиерей Иоанн Восторгов. Истинный патриотизм Е.Н. Трубецкой. О христианском отношении к современным событиям В.Ф. Эрн. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием II III IV Протоиерей Иоанн Егоров. Православие и жизнь в нем. Л.П. Карсавин. О сущности православия 1 5 12 В.В. Зеньковский. Православие и культура Идея православной культуры 1 2 Л.П. Карсавин.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Верхоленск. Собор Воскресения Христова. Воскресенский собор Карта и ближайшие объекты В 1901 г., судя по документам, были сделаны крупные пожертвования на постройку нового храма: 1000 рублей внес верхоленский мещанин из ссыльных Стефан Яковлевич Захаров и 10 руб. внесли наследники купца, бывшего старосты храма Г.К. Большедворского. 19 мая 1901 г. было освящено место под постройку нового храма и начаты работы по рытью канав. На освящение места под храм прибыл начальник края иркутский генерал-губернатор А.И. Пантелеев со свитой. После водосвятного молебна он осмотрел старые храмы, а также и материалы, заготовленные для постройки собора. 9 июня 1901 г. была совершена закладка соборного храма. К осени на постройке нового собора оказался выведен уровень фундамента, цоколь и семь четвертей стены (1 м 24 см), а у колокольни было выведено три арки. В 1902 г. вновь строящийся храм, без 2-х ярусов колокольни, был окончен каменной кладкой. Постройка шла благополучно и успешно, но на достройку колокольни средства найдены не были. Строительство велось при старосте, купеческом сыне А.С. Купцове. В 1903 г., как сообщают документы, «кладка нового каменного храма закончена совершенно и наружный вид его почти на 2/3 оштукатурен». В 1904 г. кладка каменного собора была окончена. Весь собор, кроме северной и западной части, был оштукатурен. 1904 г. был тяжел для прихода, во-первых, по причине мобилизации запасных и ратников на русско-японскую войну, во-вторых, из-за большой смертности среди детей от тяжелых болезней – скарлатины, дифтерита, крупа, а также из-за большого падежа животных от сибирской язвы. В городе стояла страшная дороговизна. К 1905 г. новый каменный собор был полностью оштукатурен как снаружи, так и изнутри. Был решен вопрос и с устройством иконостасов: в главном приделе было решено собрать деньги по подписке и раскладке, а оплату боковых иконостасов брали на себя братья Большедворские. Далее цитируем по документу: «К сожалению, к концу года в приходе развилась антиправительственная пропаганда и охладила интерес прихожан кустройству иконостаса. Подряд на устройство всех иконостасов сдан М.Я. Ильину – главный за 3900 руб., а боковые за 1500 руб.». Антиправительственная пропаганда в Верхоленске была связана не только с большим количеством ссыльных, проживавших в Верхоленске, но и непосредственно сосвященнослужителями собора: священником Александром Успенским и дъячком Владимиром Конопацким. Участие священнослужителей в антиправительственной деятельности было весьма редким в этой среде, разбором дела занялась Иркутская Духовная Консистория. В ходе следствия было опрошено большое количество свидетелей и на основе этих данных было сформировано большое дело, которое хранится до настоящего времени в фонде Духовной Консистории. По результатам следствия, А. Успенский был переведен в захолустную Коноваловскую Петро-Павловскую церковь, а дъякон В. Конопацкий вообще был отрешен от должности за участие в антиправительственной пропаганде.

http://sobory.ru/article/?object=08863

Винница. Кафедральный собор Спаса Преображения. Кафедральный собор Преображения Господня Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1758 и 1760. Архитектор:Паоло Фонтана Адрес: Украина, Винницкая область, г.Винница, ул.Соборная, 21. Координаты: 49.233179, 28.475431 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Построен как доминиканский костёл на средства брацлавского судьи и магната Михаила Грохольского. В 1839 году передан православным. Собор 3-нефный, 6-столпный, с барочными фасадами. Основанием своим собор обязан трагедии, постигшей его предшественника, полностью уничтоженного пожаром - доминиканский монастырь в селе Селище (бывший Черленков). Новый монастырь в 1639 году было решено основать на землях Винницы как часть деревянных оборонных сооружений крепости. Главным инициатором сооружения стал Стефан Черленковский, а земли были выделены Яном Ордживольским. Спустя почти десятилетие хозяева монастыря (монахи-доминиканцы) покинули свою обитель, спасаясь от войск Максима Кривоноса во время украино-польской войны 1648-1654 годов. В 1758 году граф Михаил Грохольский (1705-1765) принимает решение о реконструкции костела с возведением в его стенах родовой усыпальницы Грохольских. Однако по итогам русско-польских войн в 1772 году территория Винницы отошла к Российской империи, поэтому костел постепенно приходит в запустение - в начале XIX века количество монахов в нем составляло лишь пять человек. В 1832 году монастырь был упразднен, а его костел был передан в ведение православного духовенства и в 1833 году освящён как православный храм. Для придания ему черт православного храма на фасадных башнях возвели новые шатровые завершения. Ещё один шатёр устроили над специально устроенным фальшивым барабаном над средокрестием. В 1847 году собор посетил Николай I с сыновьями Александром и Николаем. Через год Николай собственноручно подписал проект реконструкции Преображенского собора, которую из-за недостатка средств начали лишь в 1860 году. В 1855 году настоятель собора протоиерей Порфирий Вознесенский обратил внимание на то, что много прихожан почти не посещают церковь зимой.

http://sobory.ru/article/?object=37458

Город Москва Обителей мужских 15, женских 11. Мужские обители Богоявленский монастырь. Эта обитель находится на Никольской улице в Китай-городе. Начало монастыря относится к первым временам Москвы, к концу XIII века. Основателем ее был сын Св. Александра Невского Святой Даниил, первый Московский великий князь. Иоанн Калита окончательно утроил этот монастырь и заменил деревянные его постройки каменными. Одним из первых настоятелей монастыря был Стефан, старший брат прп. Сергия Радонежского. В этой же обители принял иноческое пострижение Св. Алексий Московский митрополит и чудотворец, который много способствовал благосостоянию Богоявленского монастыря. Во время нашествия Тохтамыша в 1383 году, храм этой обители был, по его повелению, но Божественная сила сохранила церковь и обитель. В обители три каменных храма: соборная церковь , в честь Богоявления Господня, построенная в конце XVII века, храм в честь Казанской иконы Богоматери и церковь под колокольней, над святыми воротами, посвященная Нерукотворному Спасу. Управляется обитель викарным Дмитровским епископом. Высокопетровский монастырь. Необщежительная Высокопетровская обитель находится у Петровских ворот. Время ее основания неизвестно. Летописные сказания говорят, что в XIV веке этот монастырь был уже известен. Основание обители приписывается князю Калите, который устроил здесь церковь во имя Боголюбской Божией Матери, дослужившую затем основным храмом монастыря. Но сама обитель устроилась уже при Димитрии Донском, после возвращения его с Куликовской битвы. Первым игуменом был Иоанн, известный тем, что он установил общежитие монахов в Москве. В 1505 году обитель была перестроена и переименована в Петровскую в честь Св. митрополита Московского Петра , мощи которого были перед тем обретены. Окончательное устроение обители совершилось при царе Петре Великом, который в 1690 году велел соорудить новый храм, вместо древнего, над гробами убитых его дядей Нарышкиных и устроил третий храм во имя прп. Сергия Радонежского. В это же время сооружена была нынешняя колокольня с кельями, и монастырь обнесен ныне существующими стенами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Двенадцатый член символа веры (Чаю) и жизни будущего века. Тексты „Мы умрем и будем, как вода, вылитая на землю, которую (воду) нельзя собрать; но Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженнаго». ( 2Цар. 14:14 ). „Во всех делах твоих помни о конце твоем, и во век не согрешишь». ( Сир. 7:39 ). „Тогда праведники возсияют, как солнце, в царстве Отца их». ( Мф. 13:43 ). „Слушающий слово Мое и верующий в пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но пришел от смерти в жизнь». ( Ин. 5:24 ). „В доме Отца Моего обителей много». ( Ин. 14:2 ). „Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою». ( Ин. 17:24 ). „И побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой!» ( Деян. 7:59 ). „Написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». ( 1Кор. 2:9 ). „Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу». ( 1Кор. 13:12 ). „Сеется в уничижении, возстает в славе; сеется в немощи, возстает в силе; сеется тело душевное, возстает тело духовное». ( 1Кор. 15:43–44 ). „Ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда». ( 2Пет. 3:13 ). „Имею желание разрешиться и со Христом быти, потому что это несравненно лучше». ( Флп. 1:23 ). „Мы теперь – дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть». ( 1Ин. 3:2 ). „И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло». ( Откр. 21:4 ). Изречения „В аду, когда прибывает кто-нибудь, сделается тесно; в раю, когда является новый житель, становится просторнее». „Ад скрыт за наслаждениями, а рай за трудами и лишениями». (Магомет). „Различное наименование загробных мучений (огонь, червь, тьма) означает различие состояний, сообразно разным родам порочности». (Св. Василий Великий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Догмат о преданиях Обращение к читателю и некое предисловие к излагаемому С глухим тяжело разговаривать, ибо он не слышит то, что ты ему говоришь. С ним можно беседовать только посредством письма: напиши – и он услышит. А другие слышат только ушами, но глухи глазами. И если мы говорим что-либо глухому, то наш язык становится тростью книжника скорописца. Такими бывают разговоры о вере с нашими противниками, которые все время искажают Писание и. вступая в споры о вере, всегда спрашивают: ГДЕ ЭТО НАПИСАНО? Они не слышат слов, произнесенных устами Христа, Апостолов или святых Отцов, и не слышат преемственных Преданий Святой Церкви, то есть отвергают Предания, принимая только Ветхий и Новый Завет, вступая с нами в беседу о вере, взыскующе произносят: «Где это написано?» Например, они видя, что мы ограждаем себя знамением Святого Креста и спрашивают: «Где в Священном Писании сказано, что христианину должно ограждать себя крестным знамением? Они видят освящаемую воду и спрашивают: «Где написано в Библии, что должно освящать воду и окропляться ею?» Они видят. Что мы молимся к востоку. И спрашивают: «Где в Библии написано, что должно молиться к востоку?» Этими и многими подобными им вопросами они досаждают нам, укоряя Святое Православие. Что же ты, Церковь Святая, отвечаешь им? Спроси и ты их: «Поскольку вы, противники, опираетесь только на Священное Писание, скажите мне, где в Священном Писании говорится, что не должно ограждаться Святым Крестом, не должно освящать воду, не должно молиться на Восток?» И чтобы не заводить долгие разговоры с этим родом строптивым и многоречивым, спроси их, должно ли слушать святую Церковь или не должно? Должно ли слушать наставников спасения, святых Отцов, пастырей и вселенских учителей, или не должно? Если скажете, что не должно, то раскройте Священное Писание, в котором сказано: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 .) И снова: Слушающий вас Меня слушает ( Лк. 10, 16 ). И снова: Поминайте, – говорит, – наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр. 13, 7 ) И снова: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны ( Евр. 13, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Дубна. Церковь Похвалы Божией Матери в Ратмине. Идентичный проект использован при строительстве церкви Михаила Архангела (1828-1831, арх. Д.И. Жилярди, заказ С.М. Голицына) в с. Новомихайловка Орловской области Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы построена в усадьбе князей Вяземских в 1827г. Трапезная расширена и пристроены боковые апсиды в 1861г. уже при А.С.Вяземском. Закрыта в 1930-е гг. С 1990-х гг. вновь действует. Источник: Колмовской А.А. Памятники архитектуры Подмосковья. Северное направление. - М., 1999 Первые известные письменные источники о селе Городище и деревне Ратмино относятся к середине XVIII века. В 1744 году в с. Городище на Дубенском устье был назначен священник Игнатий Максимов. Тогда село входило в Дубенский стан Кашинского уезда и принадлежало помещику Василию Михайловичу Грязнову. Известно также дело о беглом сыне дьячка из с. Городище, которое разбиралось в 1751-1752 годах. После 1751 года село числится за Татищевыми. В это время в селе Городище было 27 дворов, 90 мужчин и 100 женщин, а в Ратмино 11 дворов, 41 мужчина и 33 женщины. В 1781 году имение Городище на Дубенском устье перешло из Кашинского уезда в Корчевский уезд. В селе были две деревянные церкви. В 1815 году поместье было собственность Елизаветы Ростиславны Вяземской (урожденной Татищевой). Она получила село и деревню в приданное, выходя замуж за князя Сергея Сергеевича Вяземского. В этом же году она подала прошение о переносе кладбища села Городище на новое место, так как оно находилось вблизи господского дома и поскольку веснами заливалось водою рек Волги и Дубны. После про¬верки благочинного города Корчевы Воскресенской церкви иерея Иоанна Алексеева, под кладбище был выделен новый участок из земель книгини. В XIX веке в храме служили следующие священники: Стефан Иванов, Матвей Лукин, Иоанн Макаров, Иоанн Козьмин и Иоанн Драницын. Последний из этих священников прослужил в храме целых 40 лет. В 1823 году 15 июля в третьем часу дня от удара молнии загорелась церковь Похвалы Пресвятой Богородицы. Церковь, но донесению благочинного г. Корчевы священника Иоанна Алексеева, «сгорела и с колокольней вся без остатка». «Церковнослужители этого храма и прихожане, коих было 300 человек, при употреблении всех средств и стараний, не могли прекратить сильнейшего действа огня. Церковную утварь священник Иоанн Макарьев с причетниками в самой крайней опасности, когда храм был полон дыму и чаду, ...вынесли и сохранили в целости. Прихожане же многие из иконостаса образа, кроме некоторых верхних, успели выставить и вынести, также колокола снять и без повреждений спустить с колокольни, а другие занимались потушение огня и унимали его силу, и таковым посредством дали случай и возможность вынести церковные вещи» (из рапорта благочинного).

http://sobory.ru/article/?object=02512

Духовное образование и богословская наука К оглавлению Начало XVIII в. ознаменовало новый этап в истории духовного образования и богословской науки в России. Выдвинувшиеся в то время архиереи-украинцы устраивали школы для подготовки духовенства по образцу Киево-Могилянской Академии, учениками которой они являлись. Так, Местоблюститель Московского Патриаршего престола Митрополит Стефан (Яворский) преобразовал Московскую Славяно-греко-латинскую Академию, которая при нем была в состоянии упадка, и пригласил в нее киевских учителей. Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, открыл духовную школу в Ростове, а митрополит Тобольский Филофей (Лещинский) — в Тобольске. Подобные школы были открыты также в Чернигове и Смоленске. В этих школах господствовала латынь, преподавание носило схоластический характер, ибо учителя в преподавании следовали католическим образцам. Ревнитель духовного образования из иерархов-великороссов митрополит Новгородский Иов (1716) организовал в Новгороде Славяно-эллинскую школу, где первое время подвизались основатели Московской Академии иеромонахи Иоаникий и Софроний (Лихуды). Уже сначала в этой школе обучалось около ста человек, а в 1707 г. Петр I велел передать для ее нужд из Москвы типографию монаха Симеона Полоцкого. «Духовный регламент» Петра I предписывал устраивать при архиерейских домах «домы училищные», которые получали название семинарий. Курс обучения в них рассчитан был на 8 лет, а в преподавании также господствовала латынь. Особое внимание при этом уделялось дисциплине. Школы было велено устраивать «образом монастыря», разрешались редкие свидания учеников с родными, строгим было расписание занятий и неусыпным — надзор ректора и префекта. Обучение в семинариях становилось обязательным для детей всего духовенства. Причем назначение в клир теперь также находилось в зависимости от получения образования в духовной школе. Таким образом, указанная система вскоре привела к сословной замкнутости русского духовенства. Правда, открытие семинарий происходило не слишком быстро и к 60-м годам XVIII в. их было открыто всего 26. Причем высший, богословский класс был только в восьми из них. Главные трудности, перед которыми оказывались русские духовные школы в XVIII в., состояли в недостатке отпускаемых на их содержание материальных средств и в нехватке преподавателей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436405/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010