Толга. Введенский Толгский женский монастырь. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 1681-1683 годах на месте разобранного Введенского собора был возведен новый, с приделом святых князей Федора, Давида и Константина. В 1690-1691 храм расписала артель, в составе которой трудились ярославские и костромские мастера Дмитрий Семенов, Василий Иосифов, Федор Федоров, Михаил Андроников, Иоанн Дмитриев, Иоанн Андрианов, Стефан Андрианов, Иоанн Сергеев, Иаков Васильев, Тихон Прохоров, Никифор Дмитриев, Карп Георгиев, Федор Лазарев, Дмитрий Иоаннов, Петр Аверкиев, Леонтий Федоров, Василий Федоров, Симеон Сергеев, Федор Анисимов, Игнатий Григорьев, Сергей Дмитриев, Алексей Петров, Сергей Доментианов, Кондрат Иванов, Иоанн Иларионов, Михаил Евдокимов. Росписи осуществлялись на средства окольничего Василия Федоровича Жирово-Засекина, потомка святого князя Федора. В 1839-1840 годах интерьер Введенского собора был значительно обновлен: сооружен новый пятиярусный иконостас, поправлено стенное письмо «с возможным соблюдением рисунка каждого клейма». Эти и другие работы были выполнены во время управления Толгским монастырем преосвященного Авраама (Шумилина), бывшего архиепископа Ярославского, им за 1837-1844 годы «во всем монастыре не оставлено без внимания ни одного здания, ни одной вещи, нуждавшихся в какой-либо ремонтировке или поправке». В 1628 году царь Михаил Федорович пожертвовал 100 рублей на «каменное колокольное строение», но деньги эти были использованы на литье колокола. Надпись на нем гласила: «Вылит Пресвятой Богородицы Толгского монастыря казенными деньгами при державе Государя царя и Великого князя Михаила Федоровича, при игумене Серапионе с братиею, а в нем весу 100 пудов, а цена 500 рублев, лета 7140 В 1678 году колокол разбился и был перелит в Голландии с повторением прежней надписи и добавлением новой на латыни:»Евергард Сплинтер слил меня в Кнелизе». В 1677 году набор колоколов Толгского монастыря пополнился новым благовестником, отлитым «по обещанию окольничего князя Никиты Яковлевича Львова на его деньги; дано на него тысячу рублев при игумене Гордиане, а весу всем колоколе 200 пудов. Лил сей колокол мастер Федор Моторин [отец Ивана Моторина, отлившего знаменитый царь-колокол]». Сооружение колокольни завершилось к 1685 году, четвертый ярус был надстроен в 1825 году.

http://sobory.ru/article/?object=05720

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава III. Борьба кружка ревнителей благочестия с патриархом Иосифом по вопросу о единогласии Н. Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Первоначальная общая деятельность кружка ревнителей благочестия. Неудовольствие на эту деятельность со стороны высших духовных властей, особенно патриарха. Столкновение между ревнителями и патриархом Иосифом из-за единогласия в церковном пении и чтении. Возникновение и развитие у нас многогласия. Неудачная борьба с этим злоупотреблением, начиная с Стоглавного собора. Стефан Вонифатьевич и Ртищев вводят единогласие сначала в своих церквах, а потом к ним присоединяются царь, Неронов, Никон и другие ревнители. Собор 11 февраля 1649 года, под председательством патриарха Иосифа, решает вопрос в пользу старого многогласия. Царь не признает этого соборного постановления и заставляет патриарха Иосифа передать решение вопроса на усмотрение константинопольского патриарха, который безусловно высказывается за единогласие. В 1651 году патриарх Иосиф принужден был созвать новый собор для вторичного рассмотрения вопроса о единогласии и порешить его, вопреки своему прежнему постановлению, так, как желали его противники-сторонники единогласия. Патриарх Иосиф теряет всякое значение в церковных делах вплоть до самой своей смерти. Первоначальная общая деятельность всех членов кружка ревнителей благочестия определялась наличностью тех пороков и недостатков, какие в то время существовали в жизни народа, самого духовенства, как белого, так и черного, наличностью тогдашних церковных беспорядков, отсутствием живой проповеди и вообще учительности в духовенстве. На борьбу с общественными пороками и недостатками, на борьбу с леностью и распущенностью духовенства и выступил прежде всего кружок ревнителей, поставив своей задачей водворить в народе истинное христианское благочестие, уничтожить разные церковные беспорядки, вызвать к жизни церковную проповедь.

http://sedmitza.ru/lib/text/439639/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Герман, Аляскинский чудотворец (+ 1837) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 13 дек. в день преставления и 27 июля в день открытия мощей Прп. Герман родился в Серпухове, в купеческой семье. Мирское имя его не известно. Шестнадцати лет (1772) он поступил в Сергиевскую пустынь близ Петербурга. Здесь постигла его тяжкая болезнь: у него сделался под подбородком страшный нарыв, и жизни его грозила опасность. Но новый подвижник не стал лечиться. Он обтер полотенцем келейную свою икону Божией Матери и обвязал им больное место. Затем он уснул и во сне увидел, что Божия Матерь исцеляет его. Проснулся он здоровым. Нарыв исчез, оставив после себя, на память о болезни, маленькое красное пятнышко. Через 6 лет молодой инок перешел в Валаамский монастырь и принял постриг с наречением ему имени Герман. В 1793 г., при великом старце игумене Назарии, на Валааме произошло важное событие: была послана на Алеутские острова, открытые русскими промышленниками, миссия во главе с архимандритом Иоасафом с целью просвещения язычников. Сотрудниками его были иеромонахи Ювеналий, Макарий и Афанасий, иеродиаконы Стефан и Нектарий и монахи Герман и Иоасаф. Ехали 6 месяцев, причем на море чуть не подверглись кораблекрушению. Поселились они на острове Кадьяк, построили церковь и начали свою апостольскую деятельность. Шла она сначала успешно: алеуты крестились тысячами. Прп. Герман жил и работал на кухне в хлебной. На Валааме сохранились его письма к о. Назарию, в которых он говорит о необычайной апостольской ревности иеромонахов. О себе он пишет так: «Ваших отеческих ко мне благодеяний не изгладят из моего сердца ни страшные непроходимые сибирские места, ни леса темные, ни быстрины великих рек не смоют, даже грозный океан не смоет чувств оных. Я в уме воображаю любимый мною Валаам, на него всегда смотрю через великий океан...»

http://sedmitza.ru/lib/text/437972/

III. Митрополит Онисифор Петрович Девоча К оглавлению В июне 1579 г. кафедру Литовской митрополии занимал уже новый нареченный митрополит, Онисифор Петрович Девоча, или Девочка. Родом он был, как можно догадываться, из галицких дворян и до поступления на митрополию имел в своем управлении, еще по грамоте короля Сигизмунда Августа, Лаврашевский монастырь, который потом удерживал за собою и в продолжение своего митрополитствования. На высшую церковную должность назначен был, вероятно, прямо из светских людей, нимало не подготовленный к ней предшествовавшим служением Церкви, как прежде назначены были Сильвестр Белькевич и Илия Куча: по крайней мере, ни в числе архиереев, ни в числе настоятелей и других духовных лиц того времени имя Онисифора Девочки не встречается. Еще прискорбнее было то, что он возведен был в сан архиерея-митрополита вопреки канонов из двоеженцев, к общему соблазну верующих . А между тем Западнорусская Церковь нуждалась тогда, более чем когда-либо прежде, в пастырях и архипастырях достойнейших как по умственным качествам, так и по нравственным. Враги ее — латиняне, особенно иезуиты, с каждым днем усиливались и усиливали на нее свои нападения. Завязывалась борьба открытая, в которой православные хотя старались принимать все меры для своей обороны, но, достаточно не приготовленные и не имея искусных вождей, поневоле во многом должны были уступать своим противникам. Доселе деятельность литовских иезуитов сосредоточивалась в Вильне и направлена была преимущественно на подавление протестантства. Теперь они успели утвердиться и в других местах Западнорусского края, и в некоторых почти исключительно для совращения православных. В августе 1579 г. Стефан Баторий осадил Полоцк. При короле и войске постоянно находились иезуиты. Сначала осада шла неудачно от постоянных проливных дождей. По совету иезуитов король приказал служить в лагере молебствия, а сам дал обет основать в Полоцке, как только он будет взят, иезуитскую коллегию. По взятии города (27 сентября) Баторий в благодарность Богу за одержанную победу действительно тотчас же основал там коллегию и костел для иезуитов, отдал им во владение все русские церкви и монастыри в Полоцке, именно восемь церквей и семь монастырей, большею частию разоренных, а вместе и все принадлежавшие им имения.

http://sedmitza.ru/lib/text/436059/

III. Общество вспомоществования приходским бедным при Благовещенской, на Васильевском острове, церкви Столетний юбилей Благовещенкой церкви и память святителя Тихона. – Приготовление к открытию общества. – Устав. – Деятельность общества. Выдача денежных и вещевых пособий. Воспитание бедных девочек. Бесплатные квартиры Н. Я. Воронина. Постройка первого дома. Дешевые квартиры. Старческий приют. Детский приют. Школа. Расширение приюта. Новый дом общества, построенный по завещанию И. А. Тимофеева. Дальнейшее расширение приюта, учение, заработки, возрасты, фонд пособий. Расширение старческого приюта. Даровые обеды. Постройка третьего дома на пожертвования А. А. Беловой и других. Распространение религиозно-нравственных книг в приходе. Приходская библиотека. Борьба с пьянством в приходе. Благотворительность внеприходская. – Материальные средства общества: членские взносы; кружечный сбор; подписные листы; подписные тетради; проценты с капитала; доход от рукодельной; итоги; вещевые пожертвования. – Капиталы общества и имущество. – Главнейшие благотворители. – Расходные статьи и число членов за последний отчетный год. – Юбилей. В то время как отец Гумилевский боролся за свою идею возрождения старинных церковных братств, несколько универсального характера, но с главнейшею целью материального благотворения, на Васильевском острове, при Благовещенской церкви, очень практично и без затруднений, учреждено было первое в Петербурге приходское благотворительное общество. Это было время грандиозных и событий, и мыслей. Не так давно вещим звоном пронесся по всему нашему отечеству драгоценный манифест 19 февраля 1861 года; открыты были мощи святителя Тихона Задонского ; только что был отпразднован торжественный юбилей тысячелетия России. И у Благовещенской васильеостровской церкви назревал свои юбилей: столетний, со дня ее освящения поновленным угодником Божиим, святителем Тихоном. Святитель Тихон, как известно, был Новгородским викарием, епископом Кексгольмским и Ладожским. В августе 1762 года св. синод из Петербурга уезжал в Москву на коронацию императрицы Екатерины II, в Петербурге была учреждена синодальная контора, в которую и вызван был из Новгорода, где он проживал епископ Тихон. В это время, 15 сентября, святитель Тихон и освятил первый престол Благовещенской церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

XV. Петровское общество вспоможения бедным (при Введенской церкви) Учреждение общества. – Первый год. – Дневной детский приют. – Богадельня для престарелых. – Пожертвования А. И. и Н. С. Кашинцовых и постройка обществом собственного дома. – Постоянный детский приют. – Библиотека. – Пожертвование И. М. Веретенникова. – Новый дом общества. – Третий дом, построенный на капитал А. А. Лисенковой. – Дом трудолюбия. – Церковь и пожертвование О. И. Дубышевой. – Маловишерский санаторий для слабых детей. – Новое пожертвование А. А. Лисенковой и расширение богадельни. – Лазарет. – Заметка о детском приюте. – Пожертвование А. А. и С. А. Кашинцовых и взнос А. Б. Враского. – Убежище для взрослых калек. – Краткий обзор некоторых сторон жизни и деятельности общества. – Деятели и благотворители. – Замтки. «Общество вспоможения бедным в приходе Введенской церкви, что на Петербургской стороне», учреждено в память исполнившегося в 1872 году двухсотлетия со дня рождения императора Петра Великого и с высочайшего соизволения наименовано Петровским. Открытие общества состоялось 22 октября 1872 года. По своему уставу общество в общем не отличалось от других, ранее его открытых, приходских благотворительных обществ. Почин в учреждении общества принадлежал настоятелю Введенской церкви, протоиерею Г. А. Смирягину и некоторым прихожанам. Устав подписан, кроме протоиерея Смирягина, священником С. И. Прозоровым, диаконом Н. И. Добронравовым и церковным старостой Н. А. Ивановым . В списке членов, приложенном к уставу, напечатанному в 1872 году, значатся фамилии Авериных, Жуковых, Елисеевых и другие, всего 129 лиц. Конец первого года насчитывал уже 238 членов. С первых же дней общество удостоилось получить пожертвования от высочайших особ: от великой княжны Марии Александровны, от великих князей Владимира, Сергия и Павла Александровичей. Из прочих жертвователей И. А. Аверин, В. А. Аксентьев, А. И. Кашинцов, А. А. Лисенкова и П. Д. Мальцев пожертвовали по 100 рублей. Приход первого года выразился в цифре 5,953 рублей. Расходы предстояли значительные, так как Петровское общество в ту пору было единственным на всей Петербургской стороне, которая принадлежала к беднейшим частям столицы. И общество, имея дело с «огромным множеством» лиц, находящихся в совершенной нищете, не надеясь на свои местные средства, обращалось и к сбору пожертвований вне Введенского прихода, хотя этот сбор, как оказалось впоследствии, совершенно не оправдал возлагавшихся на него надежд.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

XXIV. Николаевское православное братство Церковь святителя Николая на Черной Речке. – Основание братства. – Первые годы деятельности. – Постройка собственного дома. – Богадельня и приют. – Новый устав братства. – Братство под председательством К. П. Победоносцева : учреждение церковного капитала; обмер земли; нарочитые дни поминовения наследника цесаревича Николая Александровича; собрание сведений о воспитанниках братства, вышедших из приюта; общий ремонт; приучение приютских детей к церковности и обучение мастерству; библиотека для прихожан; обеспечение причта квартирами; городское училище в доме братства. – Заметка о состоянии братства в последние годы. На берегу Большой Невки, по дороге на Островк, у пристани «Черная Речка», стоит, приветливо глядя на реку, бледно-розовая, изящной архитектуры церковь с зеленой крышей и золотыми маковками куполов. Эта церковь, во имя святителя Николая, Мирликийского чудотворца, построена в память безвременно почившего 12 апреля 1865 года, в Ницце, наследника престола, государя цесаревича и великого князя Николая Александровича и имеет свою историю. Обыватели значительного пространства по берегу Черной Речки, на Выборгской стороне, не имея церкви вблизи, еще в 1864 году предприняли чрез тогдашнего петербургского военного генерал-губернатора, генерал-адъютанта, светлейшего князя Италийского А. А. графа Суворова-Рымникского ходатайство о построении в их местности церкви. Ходатайство не было удовлетворено, по недостатку в духовном ведомстве капитала. Когда в следующем году вся Россия была поражена безвременной кончиной наследника, у чернореченских жителей явилась мысль предположенную у них церковь сделать памятником о почившем царственном юноше и создать ее на пожертвования. На докладе об этом князя Суворова государь император Александр II написал: «Согласен и благодарю». Была образована строительная комиссия, приобретен с аукционного торга в опекунском совете участок земли бывшего головинского дворца, в 721 1 / 2 квадратную сажень, составлен план профессором А. И. Кракау, испрошено благословение святейшего синода, 1 октября 1866 года вбита первая свая под церковный фундамент и 17 августа 1871 года церковь была освящена, в высочайшем присутствии их императорских величеств, обошедишсь в 114,000 рублей, не считая даровых приношений строительными материалами и работами, колоколов, мраморного иконостаса и клиросов, икон, облачений и различной церковной утвари.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

А. Леднев, Е. Лукьянов Обретение честных мощей святителя и чудотворца Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского «Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится» ( Пс. 33,21 ) Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. В лето тысяча девятьсот девяносто третье от Рождества по плоти Бога Слова, в день преподобного Харитона Исповедника (29.09/11.10), явил нам грешным Всемилостивый Господь величайшую милость, обретение святых и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, кои почивают в благоукрашенной и намоленной усыпальнице, уже нетронутыми 27 лет от погребения, под спудом кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости», что в богоспасаемом граде Сан-Франциско. Понедельник для всех, кто участвовал в святом послушании Церкви, был строго постным. Многие готовились служением Божественной Литургии, святым таинством исповеди. Вечером, после молитвы во время вечернего богослужения, которое совершалось в приделе святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского , всея России чудотворца, в прославлении коего участвовал приснопамятный владыка Иоанн, приняв благословение у правящего архиепископа Антония, около 8 часов вечера пополудни священник Георгий Куртов, священник Александр Красовский, протодиакон Николай Поршников, диакон Алексей Котар и чтец Владимир Красовский изошли во святую усыпальницу для того, чтобы совершить нужные приготовления, которые ранее благословил Высокопреосвященный правящий архиепископ. В усыпальнице ждал и уже работал смотритель усыпальницы Борис Михайлович Троян. Был приготовлен длинный стол, на котором потом был поставлен новый, временный, сделанный из сосны гроб. Принесены были ломы, молотки и другие инструменты. Все подсвечники, аналои, цветы были убраны в сторону, чтобы было больше места для работы. На подсвечниках горели свечи, и усыпальница была полностью освещена. По окончании подготовительных работ после возгласа «Благословен Бог наш» и начальных молитв начали читать над гробницей Святое Евангелие от Иоанна: «В начале бе Слово...», и уже к девяти часам пополудни, во время чтения Святого Евангелия, прибыли во святую усыпальницу правящий Западной Американской епархией Владыка архиепископ Антоний, архиепископ Сиракузский и Троицкий Лавр, епископ Сеаттлийский Кирилл, протоиерей Стефан Павленко, протоиерей Петр Перекрестов, иерей Сергий Котар, иеромонах Петр (Лукьянов), иерей Павел Ивашевич и иеродиакон Андроник (Таратухин). Было всего 15 человек: три в архиерейском сане, семь в иерейском сане, три в диаконском сане, один чтец и один мирянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Александр-Невская лавра (1797–1913 годы) Глава первая. Новый период в жизни Александро-Невской обители Переименование Александро-Невского Монастыря Лаврой. Характер нового периода жизни обители. Царствования Императоров Павла I-ro, Александра Благословенного. Николая I-ro, Александра II-ro, Александра III-ro и Николая II-ro. Высочайший указ 18-го декабря 1797-го года и его значение для Церкви и Лавры. Соборные иеромонахи. Последние годы митрополита Гавриила. Наместники – архимандриты Иосиф (Чапужников) и Антоний (Знаменский) Высочайшим указом Святейшему Синоду Императора Павла I-ro, данным 18-го декабря 1797-го года, повелено Александро-Невский Монастырь «переименовать Лаврой со штатом наравне с Киево-Печерской и Троицкою Сергиевскою» 3871 . Александро-Невская обитель по заслугам получала высокую честь. Ее жизнь до сего времени была полна внутренним, и внешним созиданием. Вместе с устроением собственной жизни обитель совершала устроительную работу для церковной жизни новосозданной столицы и всего тяготевшего к ней обширного района. В Александро-Невской обители – до учреждения Святейшего Синода – были сосредоточены все церковно-административные дела Петербурга с его уездами. Александро-Невские иеромонахи ежегодно в летние месяцы отправлялись, по 10-и, 20-и, 30-и и более, для совершения Богослужения на кораблях, в новосозданном гением Великого Царя-Преобразователя Российском флоте, в госпиталях, в церквах возникавших в Западной Европе заграничных наших миссий. Александро-Невский Монастырь выростил у себя духовную школу, возведенную теперь на степень Академии. Обитель не мало поработала на пользу духовного просвещения своею проповедью и в особенности при посредстве печати, снабдив все церкви огромного района изданными в Александро-Невской Типографии книгами начального наставления о вере и добродетели. Наконец, из небольшой деревянной церкви и тесных мазанок Монастырь вырос в целую обширную систему величественных и монументальных сооружений. Все главнейшие стороны деятельности Александро-Невской обители, получив самостоятельную организацию, выросли, окрепли и, по естественному порядку жизни, обособились. Церковно-административная деятельность отошла к Консистории. Школьное обучение сложилось в самостоятельную цепь духовно-учебных заведений. Церковно-назидательное издательство перешло в руки высших органов церковного управления и духовной науки. Образовались самостоятельные установления флотского и заграничного духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Афон (θως). Монастырь Пантелеимона. Русский монастырь /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Пантелеимона Целителя Год основания:Дата постройки неизвестна. Адрес: Греция, п-ов Афон, Монашеское государство Афон, монастырь Святого Пантелеймона. Координаты: 40.237843, 24.200639 Проезд:Монастырь прибрежный, и туда можно попасть с парома Уранополи - Дафни.Расстояние от Кареи (столицы Афона) до монастыря Пателеймона - 10 км, необходимо 2-2,5 часа пешком. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первые русские иноки появились на Афоне ещё во времена равноапостольного великого князя Владимира. Именно на Святой Горе принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. Иноки из России подвизались во многих афонских обителях, были среди них и отшельники. Постепенно многие русские монахи обосновались в обители Богородицы Ксилургу, расположенной на значительном (около 8 км) расстоянии от современного Русика. В 1169 году Протат передал братии Ксилургу вследствие её многочисленности (монастырь, как и многие обители того времени, носил смешанный характер: в нем жили русские, греки и представители других народов) ещё одну обитель, которая стала называться Нагорным, или позднее – Старым Русиком. Ещё её одно название - обитель Фессалоникийца (по всей видимости, оно связано с первым основателем монастыря неким фессалоникийцем). Здесь принял монашеский постриг великий сербский святитель Савва. Много благодетельствовали обители сербский жупан Стефан Урош, византийские императоры Андроник II, Иоанн VII и Мануил II Палеологи и валашские господари греки Григорий и Скарлат Каллимахи. Восемнадцатый век был особенно тяжёлым для русского иночества, как из-за войн, которые Россия вела с Турцией, так и из-за внутренней политики Петра I и его ближайших наследников. К концу этого столетия братия сильно сократилась численно и переселилась в новый монастырь на берегу моря (его строительство началось в 1765 году). Греки и русские иноки совместно начали возведение новых монастырских построек. В 1803 году обитель стала общежительной, а в 1812 году началось строительство соборного храма. Благодетель обители Скарлат Калимах принял мученическую кончину от турок вместе с патриархом Григорием V. Возрождение монастыря на несколько лет было приостановлено. Новая страница в жизни обители открылась с ростом числа русских иноков. Этот процесс начался в 1840-м и к 1895 году число братии Пантелеимонова монастыря достигло тысячи человек. В 1875 году был избран игумен русский по национальности, а службы стали совершаться не только на греческом, но и на русском языке.

http://sobory.ru/article/?object=15868

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010