ГЛАВА ПЯТАЯ. ТРИАДОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛЕМИКА В ТВОРЕНИЯХ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА Многие страницы творений Симеона касаются триадологических  вопросов: три Богослов­ских Слова и Гимн 21 целиком посвящены полемике  на триадологические темы.  Что стояло за этой полемикой? В настоящей главе мы сделаем по­пытку несколько прояснить этот вопрос, который еще не исследован в достаточной мере.   1. «Отец Мой более Меня» Для понимания богословских полемических текстов особенно важно знать, с кем полемизирует автор, по­тому что в таких текстах именно убеждения оппонента обуславливают развитие темы. Кто был оппонентом Симеона в его Богословских Словах, остается неяс­ным. Ж.Даррузес полагает, что им мог быть Стефан Никомидийский, поскольку полемика о Троице в Гимне 21 направлена именно против него 727 . И в Словах, и в Гимне – одна и та же интонация, много сходных тем. Однако главный предмет дискуссии в обоих сочинени­ях различен: в Словах – это изречение Иисуса Хри­ста «Отец Мой более Меня» ( Ин. 14:28 ), а в Гимне – «мысленное и действительное» различие между Отцом и Сыном. В Словах Симеон обвиняет неизвестного оп­понента в субординационизме и скрытом арианстве 728 , а в Гимне критикует Стефана главным образом за его попытку рационально объяснить различие между От­цом и Сыном: текст Гимна не содержит указаний на то, что Стефан был склонен к субординационизму. И все же: кто, если не Стефан? К сожалению, нам немногое известно о богословских спорах в Констан­тинополе во времена Симеона; а то, что мы знаем, по своей тематике мало соприкасается с произведениями Симеона. Например, между 1009 и 1019 годами в Кон­стантинополе шла напряженная полемика против ла­тинян: в нее был вовлечен патриарх Сергий II и его Синод 729 ; однако то, что пишет Симеон в своих триадо-логических трактатах, не имеет никакого отношения к анти-латинской проблематике. В тот же период визан­тийские богословы полемизировали с армянами 730 . Есть несколько общих тем в сочинениях Симеона и в византийских трактатах против армян 731 ; однако прямых упоминаний этой полемики у Симеона нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В очерке Христорождественского Александро-Иосифовского братства уже отмечено, на основании газетных сообщений, об открытии братством бесплатной столовой для бедных. Теперь, на основании отчетов, остается добавить, что новый источник благотворения принес и новый источник доходов, так что за последний отчетный год (1898–1899) по столовой числится в расходе 2,037 рублей, а в приходе (пожертвования) 3,409 рублей. Отпущено было обедов за год 47,371. Трогательно повествование отчета за первые месяцы деятельности столовой. Братство, ожидая крупного расхода, ассигновало по 2,400 рублей на столовую в год. Прошло 5 месяцев, было накормлено 12,575 человек и не только не было ничего истрачено из ассигнованной братством суммы, но она еще выросла на 767 рублей. Председателем совета братства остается Н. А. Резцов. За последние годы прибавилась в приюте для мальчиков стипендия А. И. Баумгартен; в последние годы воспитывалось в приюте три мальчика стипендиатами Ф. Н. фон Гаартман и один Т. С. Полежаевой. В богадельне состояли стипендии, по одной, О. М. Талашенковой, К. И. Менде, О. Н. Петровой и О. Н. фон Гаартман. К неприкосновенному капиталу прибавились суммы: П. Е. Демидовой 5,800 рублей, А. И. Баумгартен 2,000, О. Н. фон Гаартман 1,500, Е. В. Кесареева 200, А. Г. Небольсина и В. В. Комарова по 100. Кроме того, в тексте очерка надо читать не А. Н., а Л. Н. Петровой (13,000 рублей). Совет состоял из 23 лиц в 1898–1899 году, членов считалось 357. Пособий денежных выдано бедным, по 555 просьбам, 801 рубль и постоянных пособий выдается 410 рублей. Мужчин в числе просителей, получавших пособия, было менее восьми процентов. Более крупные суммы пожертвованы в последние годы: Н. А. Рездовым – 2,225 рублей, О. Н. фон Гаартман и А. Г. Небольсиным по 500, графиней Н. А. Стенбок-Фермор 300, В. Г. Васильевым и С. А. Резцовым по 200, А. Н. Каретниковой, И. П. Ромашевым, П. Д. Бычковым, А. А. Алексеевым , Ж. И. Игнатьевым, Б. П. и Н. И. Вульфсон и двумя неизвестными по 100 рублей. В. Г. Васильев купил для девочек 40 пальто на 600 рублей, Н. Н. Каретников, умерший недавно, ежегодно давал на дачу детям по 500 рублей, А. А. Ветошкина внесла на своих стипендиатов 400 рублей. Братство выражало в своих последних отчетах благодарность кандидату духовной академии В. П. Рождественскому за безмездное преподавание закона Божия в приюте и своему секретарю А. И. Яковлеву, заведующему столовой и своей деятельностью весьма много способствующему процветанию братства. В последний отчетный год было на приходе 22,724 рубля, в том числе членских взносов 1,767, кружечного сбора 1,707, процентов с капитала 2,395, дохода с недвижимости (валового) 10,555 и вещевых пожертвований на 1,880. Капитала у общества на 1 марта 1899 г. было 60,344 рубля и долгу числилось 8,262 рубля.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Устав Общества вспоможения бедным в приходе морского Богоявленского Николаевского собора утвержден министром внутренних дел 28 сентября 1870 года, а открыто общество 21 ноября 1870 года. В первый же год своей деятельности общество, кроме оказания помощи бедным выдачей денежных пособий, нашло возможным учредить приют для бесприютных детей. Приют был открыт 15 мая 1871 года, для 15 детей. За первые три года своего существования общество получала ежегодно членских взносов около 2,500 рублей и кружечного сбора около 1,700 рублей. Детский приют, в котором число вакансий постепенно увеличивалось, поглощал около 3,000 рублей. Таким образом, у общества получался ежегодный остаток уже от двух постоянных, определившихся источников дохода свыше тысячи рублей, – остаток, значительно увеличиваемый так называемыми единовременными пожертвованиями и процентами на возраставший капитал общества. В третий год общество решило к приему членских взносов и пожертвований и кружечному церковному сбору присоединить еще новый источник поступлений в пользу общества: сбор по рассылаемым по домам на имя домовладельцев подписным листам. Разосланные листы принесли обществу в тот же год 1,745 рублей. Тогда общество, увидев в сборе по подписным листам новый постоянный источник дохода, открыло, 22 октя бря 1873 года, приют для престар е лых женщин, или богад е льню, на первое время для 15 лиц. Пом е щение нан ято было в церковном дом е за 600 рублей в год. Товарищ председателя сов е та общества С. Д. Башмаков, по зав е щанию своей супруги Варвары, внес 600 рублей на обзаведение богад е льни и начал ежегодный взнос в пользу общества по 600 рублей на содержан ие пяти стипендий в богад е льн е и пяти в д е тском приют е , в память умершей. Благодарный сов е т постановил совершать ежегодно о щедрой зав е щательниц е заупокойную литургию и панихиду в день ее кончины, 12 ноября. К учрежденным на средства общества пятнадцати вакансиям в богад е льн е , сверх пяти стипендий Башмаковой, в первый же год прибавилось еще дв е стипендии на частные средства, а потом это число увеличилось. Точно также вырастал и д е тский приют: там к двадцати стипендиям общества и пят и Башмаковой было присоединено в 1876 году, наприм е р, 11 частных стипендий.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

XVIII. Благотворительное общество при Троицком соборе на Петербургской стороне Устав общества. – Открытие и первые годы деятельности. – Квартира для бедных женщин. Преобразование ее в богадедьню. – Даровые обеды. – Ясли. – Новый устав. – Последние годы. – Главнейшие благотворители. – Капиталы общества. Устав «Попечительного общества о бедных в приходе Троицкого на Петербургской стороне прихода» утвержден в 1873 году. Особенностью устава, кроме названия общества, было содержание § 5 и 10; первый определял состав общества – «из местных священнослужителей, церковного старосты и прихожан, и посторонних лиц обоего пола, всех званий и сословий»; второй требовал, чтобы средства общества употреблялись «исключительно на дела благотворительности», и чтобы расходы на канцелярские надобности и тому подобное, покрывались складчиной между членами попечителями. Органом деятельности общества являлся, по уставу, также не «совет», как в других благотворительных обществах, а «распорядительный комитет». Во всем прочем устав был сходен с уставом других приходских благотворительных обществ, открытых ранее Троицкого. Открытие общества состоялось 1 октября 1873 года. Первые годы жизни общество отличалось выдающеюся скромностью. Число всех жертвователей никогда не превышало ста человек, за 10 лет существовала общество имело на приходе лишь немногим более 18,000 рублей, по 1,800 р. в среднем в год. В соответствии с этим и деятельность общества не могла быть иной, как только скромной. В первые два года она проявлялась исключительно в выдаче денежных пособий бедным, преимущественно ежемесячных (во второй год 1,218 рублей), и во взносе платы в учебное заведение за воспитание бедных детей. В конце 1875 года была нанята квартира для бедных женщин, после чего цифра ежемесячных пособий сразу уменьшилась в девять раз, но затем опять поднялась, делая колебания от 766 до 282 рублей в год. За первые десять лет израсходовано на ежемесячные пособия 5,807 р., на единовременные 3,149 р., внесено за воспитание детей 405 р. (этого рода взнос заканчивается 1880 годом) и уплачено за квартиру для бедных женщин 5,959 р., всего израсходовано 15,635 рублей. Сокращение выдачи ежемесячных пособий для общества сделалось возможным с 1876 года, со времени взаимодействия с Императорским Человеколюбивым обществом, которое приняло на себя такую выдачу большей части бедных клиентов общества. В квартире помещалось обыкновенно 26 старух. За все это время «о развитии или расширении попечительской деятельности чрез открытие приюта, богадельни или другого какого-либо благотворительного учреждения общество, при всем своем самом искреннем желании, по крайней скудости своих средств, не могло и думать. Оно благодарило Господа и за то, что Он, премилосердый Отец Небесный, благословил труды его и ниспослал благодатную помощь на совершение доброго дела», хотя и в незначительных размерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

XVI. Общество вспоможения бедным Спасобочазинского прихода Открытие общества и первыя десять лет его деятельности. – Пожертвование М. Т. и Н. Ф. Козьминых. – Детский приют и богадельня. – Новое пожертвование. по завещанию, Н. Ф.. Козьмина. – Новый устав. – Главнейшие благотворители и деятели. – Заметки. Общество вспоможения бедным Спасобочаринского прихода, на Выборгской стороне, получило утверждение своего устава 29 июня 1873 года, а открыло действия 30 сентября того же года. Это было первое приходское благотворительное общество на Выборгской стороне. В кратком отчете за первое десятилетие общества причины возникновения общества объяснены в немногих словах: «Вопиющая бедность и нищенство побудили добрых людей составить общество попечения о бедных прихода». Учредителями общества была: священник, ныне протоиерей, В. Я. Михайловский, хорошо известный Петербургу своей народно-литературной деятельностью, М. В. Дурново, А. Н. Обольянинов, М. С, Корнилов, Н. Ф. Леонтьев, Н. Л. Васильев, П. Ф Лузанов, 3. И. Дегтярев, барон В. А. Фридерикс, И. Е. Уваров, И. А. Пастухов, И. А. Голушин, Г. С. Растеряев и два лица, пожелавшие остаться неизвестными. Все эти лица пожертвовали при учреждении общества по 100 рублей, М. В. Дурново и Н. Ф. Леонтьев по 200 и неизвестный 1,000 рублей. На помощь членам-учредителям, хоть и не тотчас же, стали являться со своими пожертвованиями и домовладельцы прихода: сюда же, посредством сбора в кружки, учрежденные в разных местах, как-то: в банях, на заводах, в арсенале, в лаборатории и пр., понесли свои трудовые копейки и фабричные рабочие. Этот последний приход, по копейкам, был настолько значителен, что в первый год покрыл собою весь расход общества и в последующие годы покрывал добрую третью часть расхода. В первые десять лет приход общества был от 2,043 до 4,278 рублей в год. А ежегодный расход главным образом был по выдаче пособий бедным, от 453 в первый год, до 1,996 рублей в девятый год, за первыя десять лет всего 11,466 рублей. Совет имел в виду с первых своих шагов образовать постепенно неприкосновенный капитал общества, поэтому расходы производились с крайнею осмотрительностью. Выдача пособий производилась «с крайней разборчивостью, со строгой оценкой обстановки просителя и с бережливостью». Но при всем том, замечает первый юбилейный отчет, «за все прожитое время не многим пришлось отказать в постоянном пособии, потому что просители – почти все люди бедные, беспомощные.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

XXI. Приходское благотворительное общество при с.-петербургской Крестововдвиженской, что в Ямской, церкви Учреждение и первый год деятельности общества. – Богадельня. – Воскресная школа. – Пожертвование И. Н. и П. Е. Демидовых и собственный дом общества. – Лазарет.– Приют для девочек.– Пожертвование Е. Т. Ефимовой. – Пожертвование Н. И. Ивановым дома. – Новый устав. – Расширение приюта; приют для мальчиков. – Церковно-приходская школа. – Выдача денежных пособий. – Главнейшие деятели и благотворители. Устав «Общества вспомоществования приходским бедным при Крестовоздвиженской церкви, что в Ямской», утвержден 26 марта 1875 года, открытие общества состоялось в том же году, 1 июня. В первый год деятельность общества ограничивалась помощью бедным посредством выдачи ежемесячных и единовременных пособий в широких сравнительно размерах: ежемесячное пособие получали от общества около 50 лиц, на единовременное израсходовано около 500 рублей. И относительно источников своих средств общество было счастливо: ко второму отчетному году у него осталось 3,800 рублей. Едва минул год со дня открытия общества, как оно нашло возможным значительно расширить свою деятельность. 23 июня 1876 года открыта была богадельня для 20 престарелых женщин, а 17 декабря открыта и воскресная школа, в которой собралось около 40 человек; сверх того, установилось взаимодействие с Императорским Человеколюбивым обществом. Богадельня помещалась в церковном доме, воскресная школа в Воздвиженском городском училище. В богадельне число призреваемых постепенно увеличивалось прибавлением стипендий на особые пожертвования и достигало 28. Жертвователями на содержание стипендий были: К. В. Жукова, А. С. Горохова, Е. С. Озеров, И. В. Кожевников , Н. Н. Каретников, две стипендии содержались в память П. И. Кожевникова и протоиерея А. А. Славинского. В воскресной школе обучалось от 32 до 85 человек. Преподаванием в ней занимались: протоиерей М. И. Розанов, священник М. П. Кедров, братья А. П. и П. П. Кореневы, А. П., Н. П. и О. П. Петропавловские, Е. С. Ильинская.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

X. Общество вспомоществования бедным прихода Казанского собора Устав и его изменение. – Открытие общества. – Деятельность в первый год. – Воскресная школа. – Дневной детский приют. Зародыш постоянного приюта. Отправление детей на дачу. – Богадельня для старых женщин. – Бесплатная столовая-чайная. – Дом трудолюбия. – Деятельность внеприходская. – Главнейшие деятели и жертвователи. – Кружечный сбор. – Заметка о предположениях общества. Устав общества вспомоществования бедным прихода Казанского собора, утвержденныйминистром внутренних дел 6 мая 1870 года, не отличался от уставов других, старейших благотворительных приходских обществ ничем, кроме сравнительной краткости. Он также, как и другие, ставил своею целью оказание помощи действительной, беспомощной бедности и борьбу с тунеядством и попрошайничеством; источники содержания указывал в членских взносах, единовременных пожертвованиях, кружечном сборе – из двух кружек в церкви, подвижной и неподвижной – и, наконец, в «книжечном» сборе, входившем в то время в популярность, но затем оставленном всеми принявшими было его благотворительными обществами. Общество представлялось, по уставу, состоящим из членов-благотворителей и членов-попечителей. Первые обязывались вносить в пользу общества какую-нибудь сумму, не ограниченную определенной цифрой, а вторые – расследовать о бедных и распоряжаться оказанием им помощи. Членами-попечителями обязательно должны были состоять все священнослужители собора и им в помощь избирались еще из членов-благотворителей 10 или 12 человек, «на год или на два года». Члены-попечители избирали из своей среды председателя и казначея. Новый устав, утвержденный 16 сентября 1876 года, расширял деятельность общества и определял несколько точнее некоторые параграфы прежнего устава. Обществу предоставлялось устраивать дневные и ночлежные приюты, разного рода мастерские, богадельню, воскресную школу, дешевые квартиры и вообще «оказывать благотворения бедным всеми способами, какие будут доступны обществу по его средствам». Клиенты общества, хотя были ограничены условием принадлежности к православной вере и проживательства в приходе не менее полугода, но обществу предоставлено было в некоторых случаях оказывать пособие иноверцам и лицам, живущим вне прихода. Члены-благотворители обязывались ежегодным взносом не менее шести рублей или единовременным не менее ста. Прибавлено было звание почетных членов и членов-сотрудников, число выборных членов-попечителей увеличено до 18. Срок выбора последних определен был в два года. Кроме председателя и казначея, избирались, по новому уставу, товарищ председателя, делопроизводитель и попечители благотворительных учреждений общества. Общие собрания членов назначались чрез каждые два года –для выбора членов-попечителей и проверки распорядительной деятельности совета. Наконец, обществу предоставлялось новым уставом право владеть недвижимостью и иметь свою печать.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Введение   В августовской книжке «Вестника Европы» за текущий год помещена статья А.С. Пругавина под заглавием: Религиозные гонения при обновленном строе. Статья имеет главной своей целью защиту (обеление) секты «Нового Израиля». «До 1906 года, – говорит автор, – новоизраильтяне, как и многие другие секты, жили в подполье, тщательно скрываясь от взоров властей. С изданием закона 17 октября 1906 года они получили возможность выйти на Божий свет и легализироваться. Этим правом поспешили воспользоваться очень многие из сектантов, но далеко не все и везде. В некоторых губерниях, например, в Воронежской и Ставропольской, все общины «Нового Израиля» были зарегистрированы, в других, например, в Рязанской и Екатеринославской – лишь некоторые, немногие из общин, так как большинство сектантов в этих губерниях отнеслись с недоверием к провозглашенной властями свободе и остались в старом положении. «Со времени регистрации новоизраильтяне жили более пли менее спокойно, пользуясь свободой вероисповедания вплоть до прошлого (1910) года». Но вот появляется министерский циркуляр о признании «Нового Израиля» сектой изуверной и безнравственной, – и правовое положение ее последователей резко меняется. Начинаются «придирки и стеснения» со стороны духовенства и администрации, а затем и прочие гонения, напоминающие времена Николаевские: некоторые зарегистрированные общины закрываются, не разрешается открытие (легализация) общин новых, запрещаются собрания для богомолений, возбраняется переход в секту православных и т.д., – словом, новоизраильтян «вернули к тому бесправному, печальному положению, в каком они находились в дореформенное время». Г. Пругавин, перечислив «целый ряд сообщений», полученных им из разных местностей России, о тех гонениях, которым подвергаются теперь последователи «Нового Израиля», – продолжает: «Читатель пожелает, конечно, знать, – что же это за люди, которые вызывают против себя столь ожесточенные преследования?» «Ведь если действительно они «изуверы», если их учение «безнравственно», если жизнь их «соблазнительна», если вся их деятельность носит явно «вредный» характер, то как же их не преследовать? Как не ограждать остальное население от пагубного влияния столь вредных и опасных элементов?» (курсив наш).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Десятый член символа веры Исповедую едино крещение во оставление грехов. Тексты „Скажи сынам Израилевым, если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедаются во грехе своем, который они сделали и возвратят сполна то, в чем виновны, и прибавят к тому пятую часть и отдадут тому, против кого согрешили». ( Чис. 5:6–7 ). „Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха, а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован». ( Притч. 28:13 ). „Я скинула хитон мой, как же мне надевать его? я вымыла ноги мои; как же мне марать их?» ( Песн. 5:3 ). „И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет. Все преступления его, какия делал он, не припомнятся ему... Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? Отвергните от себя все грехи ваши, которыми согрешали вы, и сотворите себе новое сердце и новый дух; и зачем вам умирать, дом Израилев? Обратитесь и живите! ( Иез. 18:21–23 , Иез. 18:31–32 ). „Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут моим народом». ( Иер. 31:34 ). „Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ващи, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему, ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив». ( Иоил. 2:12–13 ). „Не вечно гневается Он, потому что любит миловать». ( Мих. 7:18 ). „Кто будет веровать и крестится, спасен будет». ( Мк. 16:16 ). „Оставите детей и не возбраняйте им приити ко Мне». ( Мф. 19:14 ). „И вы помазание имате от Святаго». ( 1Ин. 2:20 ). „Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный». ( Ин. 6:54 ). „Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся». ( Ин. 20:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Ostroum...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Стратегическая задача белорусского мира: деполонизация Гродненщины Гродно 02.06.2023 836 Время на чтение 13 минут 30 мая главой белорусского государства был назначен новый градоначальник древнерусского города, основанного Рюриковичами, Гродно – западной столицы Белоруссии. Вместо возглавлявшего город почти 10 лет поляка Мечислава Брониславовича Гоя, назначенного Александром Лукашенко в 2014 году, в разгар прозападного разворота страны в политическом и идеологическом планах, пришел деятельностно православный уроженец Гродненщины Андрей Хмель. Это побуждает нас критически и одновременно с надеждой взглянуть на важную проблему и вкупе перспективы ее решения – полонизированность (ополяченность) и деполонизацию Гродно и Гродненской области. Последняя является весьма значимой задачей и для белорусского государства, на западных границах которого собирается НАТОвский Вермахт с польской армией в качестве острия, и для всего Русского мира. История Гродненской области очень сложна и многострадальна, отражается в самом названии ее и ее центра, – изначально называвшегося Городней и позже переименованной на польский манер (как и Минск, Брест, Слоним и некоторые иные). Во время татаро-монгольского нашествия именно Гродненско-Новогрудская земля (Черная Русь) первой подчинилась языческим литовским князьям и стала плацдармом для подчинения ими себе всей Западной Руси в лице Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского. Сама Городня, лежащая на пути из Кракова (позже Варшавы) в Вильно постепенно превратилась в чисто польско-еврейский город Гродно, которым он был до самой антирусско-антихристианской революции 1917 года и, естественно, в составе Польши – до Великой Отечественной войны. Великий враг русского народа (атеист и одновременно покровитель иезуитов, рьяный противник Московской Руси) польско-венгерский король Стефан Баторий сделал Гродно своей столицей, пребывавшей в статусе «третьей столицы Речи Посполитой» до самого ее конца. Даже к началу XX века в Гродно проживало больше поляков, чем белорусов, а евреев – в 2 раза больше, чем тех и других вместе взятых. При этом нельзя не отметить, что до XV века (то есть, треть всей своей истории) Гродно вообще не знал ни католицизма, ни католических костелов, но только одно Православие!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/02/st...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010