Поначалу миссионерство святого Стефана не имело успеха. Непривычно и страшно было слышать зырянам, что их боги — ложные и бесполезные истуканы, созданные людьми, и что есть лишь один истинный Бог — Творец всего сущего, воплотившийся на земле, имя Которому Христос. Жители селения всячески старались помешать святому Стефану, а однажды, по наущению волхвов, предприняли даже попытку сжечь его. Но кротость, терпение и любовь, а также всецелая преданность воле Божией, с которыми выносил святой Стефан все испытания, тронула наконец их сердца. Покоренные его личностью, убедительностью и простотой доводов в пользу новой веры, почти все жители Пыраса, кроме нескольких наиболее упорных язычников, приняли святое крещение. Святой Стефан выбрал себе из новокрещенных зырян нескольких спутников и отправился с ними далее вверх по течению Вычегды. В каждом из селений, где останавливался и проповедовал святой Стефан, он приводил язычников к вере Христовой. За короткое время святой Стефан крестил жителей селений от Пыраса до Усть-Гама и везде ставил кресты и часовни, как самые понятные для новообращенных символы. В Усть-Гаме, большом зырянском селении, где находилась главная кумирница с особо почитавшимися идолами и где преимущественно жили жрецы, святой Стефан подвергся наибольшей опасности. Испуганные успехами его проповеди, в которой усматривали угрозу своему могуществу, жрецы возбудили в народе вражду к святому. Как только святой Стефан появился в селении, навстречу ему бросилась разъяренная толпа. Но кроткое лицо и дружелюбная речь на их родном языке обезоружили нападавших, и они невольно стали слушать, что говорил им пришелец. Святой Стефан знал, что, поклоняясь идолам, зыряне верили в существование некоего могущественного духа, который все сотворил, но которому они недостойны поклоняться. Это неясное верование использовал святой Стефан, чтобы как можно доходчивее объяснить зырянам основы Христовой веры. Считая, что лучшим доказательством бессилия языческих богов будет уничтожение идолов и кумирниц, он поджег кумирню, где стояла так называемая «Золотая баба».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Как малоросс и либерал, Стефан не мог сочувствовать старому московскому церковному строю, – в этом трудно сомневаться; но как поставленный во главу этого строя, он считал долгом своей чести возмущаться новыми веяниями и идти против молодых работников нового дела, которые не хотели спрашивать благословения у митрополита на свою работу и шли вперед, забывая все старые традиции, с головокружительною быстротой. В этом есть доля правды. Но проще, думается, считать Стефана жертвою собственного характера или темперамента. Физический колосс с громовым голосом, сильный на кафедре и на бумаге, Стефан являлся дитятею при соприкосновении с жизнью и людьми, всюду видел врагов, вечно ныл от болезней, плакался на обидчиков и – жаловался на «нищету»! Не будь этого, зависящего исключительно от темперамента митрополита, история могла бы быть свидетельницей борьбы, способной напомнить не очень давние времена Никона. XVIII В Москве Стефан жил на своем рязанском подворье на Лубянке, где ныне помещаются здания духовной консистории 411 . В августе 1702 года был в Рязани, где освящал церковь 412 . В 1706 году был весною в Петербурге, а летом в Киеве, куда приезжал и Петр 413 . В 1708 году тоже был в Петербурге; по дороге говорил слово в день Живоносного Источника в Новгороде 414 . В следующем, 1709 году ездил в Ростов на похороны митрополита Димитрия Ростовского , согласно уговору между обоими святителями, что тот, кто переживет другого, лично похоронит умершего 415 . При погребении святителя Димитрия Стефан говорил 25 ноября прощальное слово 416 . Достойно внимания, что таким же словом он ранее, в 1696 году, напутствовал погребение тела и другого почившего святителя, Феодосия Углицкого 417 . В 1710 году всю весну и лето Стефан проболел, с Пасхи до сентября, и, надеясь переменою климата изменить состояние здоровья, в сентябре уехал в Рязань 418 . В 1712 году Стефан получил от Петра двор грузинского царевича в Москве, на Пресне, с садом и прудом, возбуждавший зависть других вельмож. По крайней мере, Стефан, по поводу привлечения его к царскому суду за резкие выходки против царского указа о фискалах в проповеди 1712 года, наличность у себя врагов объяснял в письме к царю, между прочим, и этим двором.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Давал наставления, чтобы понемногу творили Иисусову молитву, назначая правило каждому. О. Стефан наставлял братию и говорил, чтобы презирали все земные блага и богатства, а старались возлюбить одного Господа всем своим умом и сердцем. «Где бы вы ни жили, не имейте привязанности ни к чему земному, в особенности не копите деньги: чрез это будете мирны и покойны духом, и Господь вас ни в чем не оставит, – благословлял он. – Тяжело мне поэтому видеть, как многие люди не обращают внимания на повеление Господне – оставить ради Господа имение свое: они были бы покойны, и получили бы сторицею здесь, и наследовали бы жизнь вечную. Но все обратили ум и сердце к исканию видимых благ, и от этого души их умирают в печали мирской, ибо апостол говорит: Печаль мира сего смерть соделовает (2 Кор. 7, 10). Верьте, – говорил далее о. Стефан, поучая свою братию, – со слезами говорю вам, верьте всем словам Господним, апостольским и пророческим, в них все – одна истина». Часто посещал о. Стефан в келиях свою братию и преподавал духовные наставления каждому наедине. Отец Стефан насаждал традиции афонского старчества – в скиту о. Стефан установил откровение помыслов: каждый из братии должен был каждодневно исповедовать свои помыслы. Ближних своих отец Стефан старался держать в духе любви. Вот один пример того, как сам он обращался с братией. Один из его послушников решил уйти в другой монастырь. Отец Стефан его долго не благословлял: «Тебе там хуже будет». Но потом сказал словами апостола Павла: «Все испытывайте, хорошего держитесь (Фессал. 5, 21). Ну, и ты испытай, сходи. Но если придет желание возвратиться ко мне, то иди: я приму с любовью. Но если будут тебя отговаривать: не ходи к о. Стефану, – то ты не слушайся, а приходи, поживешь со мною хотя бы года четыре – и то будет на пользу». Так и вышло. Не прижился этот человек в другой обители – такая тоска на него напала, что от плача сделался больным. И через полгода, несмотря на уговоры, вернулся к о. Стефану и прожил с ним, действительно, четыре года – до смерти батюшки.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2816

Скачать epub pdf Июль 14 Стефан Махрищский Преподобный Стефан был современником и ближайшим собеседником преподобного Сергия Радонежского. Родился и воспитался он в Киеве, принял иночество в Печерской обители, где проводил жизнь в строгом воздержании, непрестанной молитве и полном послушании у старцев. Несколько лет святой Стефан прожил в Киево-Печерском монастыре, все более совершенствуясь в иноческих подвигах. Но мирное течение монашеской жизни в Киеве было нарушено подчинением южной части России князьям литовским, а затем – польскому королю. Католики усилили свое влияние и стали притеснять православных: отбирали у них храмы и устраивали в них костелы, не допускали православных до значительных должностей, бранили и даже избивали священников и монахов. Гонение на Православие особенно усилилось в середине XIV века. В то время многие иноки в Киеве и его окрестностях покинули свои монастыри и уединились в безвестных дебрях и пустынях для подвигов поста и молитвы. Преподобный Стефан также ушел из Киево-Печерской лавры и отправился на север, в православную Москву. Святой Стефан прибыл в столицу Русского государства в княжение великого князя Uoahha II (1353–1359), сына Калиты и отца св. блгв. кн. Димитрия Донского (память 19 мая/1 июня), который предложил подвижнику избрать для жительства любой монастырь в Москве. Но святой Стефан решил поселиться в пустыне и отправился на северо-восток, где избрал себе место в лесном урочище Махрище, в 35-ти верстах от обители преподобного Сергия. Водрузив деревянный крест, подвижник срубил себе келлию, выкорчевал вокруг лес для возделывания земли и стал жить там, подвизаясь в посте, молитве и трудах. Когда о святом отшельнике стало известно в окрестностях, к нему начали приходить ревнители благочестия. Сначала преподобный Стефан, стремясь к безмолвию, не разрешал им поселиться около него, но затем уступил их просьбам. Не позднее 1358 года по благословению святителя Алексия, митрополита Московского († 1378; память 12/25 февраля), преподобный Стефан основал монастырь. Братия построили храм во имя Живоначальной Троицы, трапезную и келлии, которые обнесли оградой. Святитель Алексий рукоположил преподобного Стефана во иеромонаха и поставил игуменом новой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Святой Стефан управлял Сербией в трудное время ее подчинения Турции. Бедствия страны умножались также княжескими междоусобицами и несогласиями действий. Некоторые князья недальновидно предлагали вступить в союз с Венгрией против султана. Но силы были неравны, и это могло привести к полному порабощению Сербии турками, которые взимали с Сербии дань, но оставили ей самоуправление. Поэтому, сохраняя независимость своей страны, святой Стефан дал клятву верности султану Баязету и его детям. 25 сентября 1396 года он участвовал в битве с крестоносцами на стороне султана. Однако отдельные столкновения с турками были неизбежны. В 1403 году, уже после смерти Баязета, святой Стефан в союзе с Венгрией наголову разбил турок и их союзников Бранковичей. После этого старший сын Баязета Муса вступил с ним в союз уже как с независимым владетелем. Благодаря мудрому правлению святого Стефана Сербия восстанавливала свои силы после поражения на Косовом поле. Венгерский король Сигизмунд искал союза с Сербией. Пользуясь миром, святой Стефан стал устраивать внутренние дела своей страны. Святой Стефан противился латинскому проникновению и издал ряд законов, ограничивавших распространение унии. Он избрал для своего пребывания Белград и украсил его. Святой Стефан построил княжеский дом и храм во имя Святителя и Чудотворца Николая, при котором была устроена больница. На реке Рессаве он основал монастырь, куда были приглашены иноки с Афона. Храм обители, освященный в 1408 году во Имя Святой Троицы, был расписан лучшими мастерами. На освящении был Патриарх Кирилл с собором сербских архипастырей. Однако мирное течение жизни было нарушено честолюбивым братом Вуком, который восстал против святого Стефана. После поражения в сражении Вук прибегнул к помощи турок. Не желая нового разорения Сербии, святой Стефан уступил Вуку половину Сербии. Однако вновь начавшаяся междоусобица сыновей Баязета втянула Сербию в новую войну. В 1413 году произошла страшная сеча, в которой султан Муса был разбит. Когда наступил мир, святой Стефан продолжил начатое благоустройство страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Во время пребывания в Москве, Св. Стефан приобрел Церкви великого подвижника. У знаменитого окольничего Великокняжеского Тимофея Васильевича был родственник по имени Козма, который по смерти своих родителей жил у него и был казначеем его имения. Он еще в отрочестве возжелал жития иноческого и под мирской одеждой скрывал достоинства строгогоподвижника. Промысл исполнил его желание, встречавшее препону в воле Тимофея и орудием Своим избрал Св. Стефана. Узнав о прибытии его в Москву, Козма приходит к нему и убедительно, со слезами просит сподобить его чина иноческого. Стефан прозрел в нем сосуд благодати Божией, но не знал, как сделать его иноком вопреки воле Тимофея. «Если мы», рассуждал он, «возвестим о сем Тимофею, он не позволит сего сделать; если станем просить, он не послушает». И так, он решился облечь Козму в малый чин монашеский, и преднарек ему имя: Кирилл. После того, Стефан пришел к Тимофею в то время, когда сей после обеда лег отдохнуть. Тимофей встал и просил у него благословения; но Стефан ответствовал: тебя благословляет богомолец твой Кирилл. На вопрос: кто этот Кирилл? Стефан объяснил, что это Козма, бывший его слуга, теперь сделавшийся иноком. Тимофей возскорбел, услышав сие, разгневался на Стефана и поносил его. Тогда Стефан сказал слова Спасителя: идеже приемлют вас и послушают вас, ту пребывайте, а идеже не приемлют, ниже послушают, исходяще оттуду, и прах их прилипший ног ваших оттрясите пред ними во свидетельство им ( Мф.10:14 ; Мк.6:11 . Лк.10:11 .), – и сказав сие, удалился. Свидетельницей сей беседы была жена Тимофея Ирина, женщина благочестивая и богобоязливая: слова, сказанные Стефаном, сильно подействовали на ее душу и она начала увещевать своего мужа, зачем он оскорбил человека Божия, и скоро привела Тимофея в состояние раскаяния. Тимофей послал просить Стефана к себе и когда он пришел, умолял простить ему сказанное во гневе: смиренный Стефан простил его и сам просил у него прощения. После сего Кирилл получил позволение располагать своей жизнью, как хочет и раздал все имение нищим. Стефан привел его в Симонов монастырь и передал Архимандриту Феодору, племяннику Преп. Сергия. Тот совершил полное пострижение и преднареченное имя оставил за новым иноком. Это был Преп. Кирилл Белозерский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В это время царь искал кандидата из Малороссии для управления делами Церкви. Стефан уже успел почувствовать на себе неприязненное отношение в Москве – его считали поляком, латынником 312 , черкасом и обливанцем 313 . Зная о таком к себе отношении, Стефан отказался от предложенной ему кафедры. Но царь настоял, и Стефан был поставлен митрополитом Рязанским 314 . Как отмечает митрополит Евгений (Болховитинов) , новопоставленный митрополит нечасто посещал свою епархию, чаще пребывая в Москве и Санкт-Петербурге 315 . В октябре 1700 года скончался Патриарх Адриан. С 1701 года митрополиту Рязанскому Стефану был поручен надзор за московской Славяно-греко-латинской академией. В 1702 году митрополит Рязанский Стефан (Яворский) получает звание Патриаршего Администратора, Экзарха, Викария и Блюстителя Патриаршего Престола 316 , а после учреждения Святейшего Синода в 1721 году становится его первым Президентом. 1700–1721 годы – время наиболее активной архипастырской и богословской деятельности митрополита Стефана. В эти годы он немало сделал в борьбе с расколом (проповедовал, написал «Знамения пришествия антихриста и кончины века от Писаний Божественных» 317 ), много служил, вёл активную церковно-административную (управлял патриаршей областью и Рязанской епархией, избирал кандидатов на епископство), научно-административную (потрудился на преобразование Московской Духовной Академии) и богословскую деятельность 318 . К началу 20-х годов XVIII века митрополит Стефан был уже серьёзно болен. В 1721 году, став Президентом Синода, он переехал в Петербург. В сложном климате новой столицы болезни обострились, и владыка просил у императора отпуск в Москву. Там 27 ноября 1722 года на 65 году жизни митрополит Рязанский Стефан (Яворский) отошёл ко Господу. Согласно его последней воле он был погребён в Рязанском кафедральном соборе 319 . Жизнь митрополита Стефана (Яворского) являет собой яркий пример биографии православного богослова и иерарха Русской Церкви, жившего на рубеже эпох, когда разрушался традиционный старинный уклад общественно-государственной жизни русского народа и происходил переход к новым формам, переносимым с западных стран. Пётр I надеялся, что владыка Стефан разделит с ним его преобразовательные труды, в том числе в области религиозно-церковной жизни. Митрополит Стефан не был противником реформ, проводившихся Петром в общественно-политической жизни, но чётко осознавал ответственность вверенного ему Господом архиерейского служения, потому был противником реформ в Церкви, стал защитником её прав, хранителем целостности и чистоты её учения перед лицом усиливающегося протестантского влияния. Плодом этой архипастырской ревности митрополита Стефана стал его монументальный труд «Камень веры Православно-Кафолической Восточной Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бог хранил Своего избранника. Так смотрит на это жизнеописатель Стефана. И подлинно, без Божьей воли не падает и волос с головы. Но мы к сему присоединим и то, что своим обращением и поведением св. Стефан невольно располагал к себе пермяков. Им ясно было, что он бескорыстен. Ни от кого он не принимал даров. Ничего он не брал себе, когда поджигал идолов. Огню предавались и украшения их несмотря на то, что некоторые вещи ценились дорогою ценою. Это удивительным казалось для пермяков. Ради чего московский гость день и ночь трудится, учит вере, грамоте, со всеми обходителен и ко всем ласков? Мало того, что ни от кого ничего не берет, он сам готов всем помогать. Невольно приходили на память волхвы, которые обирали пермяков, угрожая всякими бедами приносящим мало или не ценное. Предпочтение отдавалось Стефану. Зарождалось в душах пермяков уважение к нему. Это уважение порождало доверие к тому, чему он учил. Так действует на людей святая жизнь по вере. Вера дает правила жизни, а жизнь свидетельствует о достоинстве веры. Св. Стефан благовествовал веру Христову и святою жизнью своею ясно показывал превысокие достоинства ее. Потому Господь и благословил успехом дело его. Оказалось, одного храма уже было недостаточно. На месте сожженной кумирницы Стефан воздвиг другую церковь . Теперь ему пришлось уже подумать об увеличении числа священнослужителей. Многие из новокрещенных пермяков умели читать, писать и петь. Не мало было уже переписано списков на пермском языке некоторых священных и богослужебных книг. Вот появился второй храм, и некому в нем ежедневно совершать богослужения. А нужда есть строить в разных местах новые храмы. Сам Стефан имел только сан священника. По близости не было епископов. Нужно было достойных священного сана отправлять или в Москву, или в Новгород. Так и поступал св. Стефан. Святители не отказывали ему и рукополагали тех, которых он избирал. Этого мало. Они теперь сами узнали, как Господь помог Стефану просветить светом веры пермяков, какая у него была нужда в храмах, иконах, крестах, св. мре, антиминсах и прочем необходимом. Нужны были Стефану и денежные средства. И вот пермские священники получают в Москве и в Новгороде от святителей и христолюбцев щедрые дары. Помощь была очень благовременная. Св. Стефан решился посетить и другие места Малой Перми. Вести о нем уже далеко прошли. Пермяки хорошо знали, зачем и для чего он ходит по стране. Теперь уже не проявляют они озлобления и вражды к благовестнику. А Стефан сокрушает идолов и поставляет храмы христианские.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Стефан не только заботился о том, чтобы как можно более прочесть книг, но и о том, чтобы как можно лучше усвоить читаемое, так, чтобы не оставалось непонятного для него в прочтенном ни одного стиха или ни одного предложения. Но Стефан не кончил своего самообразования на том, чтобы с наибольшей основательностью прочесть возможно большее количество славянских книг. Он еще выучился греческому языку, чтобы иметь возможность читать греческие книги, который не были переведены на славянский язык. Решаясь изучить греческий язык, Стефан мог одушевляться и бывшим перед ним живым примером св. митр. Алексия, который, как известно, и про что, нужно думать, знала вся тогдашняя Россия, состояв наместником митрополии при митрополите – греке Феогносте, научился от домашних последнего греческому языку. Так, Стефан выучился греческому языку и, по словам его жизнеописателя, усердно читал греческие книги. Делая общий отзыв о нем, как об ученом человеке, Епифаний говорит, что он был чудный дидаскал, исполненный мудрости и разума, и что он, был научен всей философии, книжной мудрости и грамотной хитрости. Что Стефан был выдающимся ученым тогдашнего времени, свидетельство чему находим в оставшемся от него сочинении, написанном им в 1386 году, по просьбе архиепископа Новгородского Алексия в обличение Стригольников. По внутренним своим качествам обличение написано замечательным образом литературно, неспутанно в изложении мыслей, с весьма искусной постановкой полемики, так что более доказательного обличения и не могло быть написано. Если же принять во внимание краткость времени написания, которое имел в своем распоряжении св. Стефан, тогда надлежит признать его небольшое полемическое сочинение совсем блестящим. Как инока, Епифаний представляет Св. Стефана строгим подвижником: «Облечеся во мнишьский чин и добре потружася в иноческом житии, подвизався на добродетель постом и молитвою, чистотою и смирением, воздержанием и трезвением, терпением, беззлобием, послушанием же и любовью, паче же всех вниманием божественных писаний; со тщанием чернечьствоваше, со тщанием всяку добродетель творяше…; сице ему иночествующу, доброму еже о Христе житию его дивляхуся мнози не точию иноци, но и простая чадь». Как человек нарочито книжный, Стефан нес в монастыре и соответственное послушание, а именно, писал святые книги, в чем, по свидетельству Епифания, имел и великое искусство, быв не только каллиграфом, но и тахиграфом, т. е. не только доброписцем, но и скорописцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Это учреждение руководилось регламентом, сочиненным Феофаном. Председателем Синода по старшинству, с титулом президента, назначен был Стефан Яворский, но на деле более влиятельными были два вице-президента: первым был Феодосий, вторым - Феофан; последний был всех ученее и искуснее в умении угадывать волю государя, а потому он собственно и заправлял всеми важными делами. На первых же порах своего существования Синод посылал распоряжения за распоряжениями: они клонились к уничтожению всех тех обычаев, какие только можно было отменять без нарушения сущности православной веры. Стефан внутренне на многое смотрел иначе, но должен был соглашаться, не отваживаясь идти против воли государя. Только по поводу вопроса " о возношении имени восточных патриархов в церковном богослужении " Стефан заявил было протест. По проекту, написанному Феофаном, Синод определил не упоминать в богослужении имен восточных патриархов, так как после учреждения Святейшего Синода русская церковь в иерархическом отношении обособилась от греческой. Стефан, желая сохранить единство вселенской церкви и независимость ее от всяких национальных видов, сочинил против этого распоряжения вопросо-ответы; но государь не терпел нигде и никогда противоречий своим воззрениям: он приказал Синоду отвергнуть эти вопросо-ответы " яко зело вредные и возмутительные " и послать к Стефану указ, чтоб он никому их не сообщал и не объявлял, " опасаясь не без трудного перед его царского величества ответа " . Стефан проглотил эту неприятную пилюлю и, зная, что всему виною Феофан, хотел во что бы то ни стало удалить его из Синода. Упразднилось место киевского митрополита; Стефан предлагал Святейшему Синоду назначить на это место Феофана, но Петр не поддался на эту уловку. Стефан видел, что ему ничто не удается: еще со времени смелой проповеди против фискальства Петр невзлюбил его, и хотя не делал ему решительного зла, но всегда почти обращался с ним холодно, отвергал всякие его заявления и делал все наперекор ему. В июле 1722 года Стефан письмом к царю просил прощения за все, в чем царь считал его виновным, и по-прежнему желал, чтоб его уволили на покой.

http://sedmitza.ru/lib/text/435699/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010