Смарагд, из 40 мучч. Севастийских, ок. 320 года. 9 марта. Снандулия, преподобная Персидская 4 в. 3 ноября. Солонт, пастырь Ликаонский, муч. Помпеопольский в Киликии. 7 сентября. Сократ воин, муч., пострад. в Перге Памф. (во 2 в.), с Феодором 21 апр. Соломония, мать Маккавев, мученица ветхозаветная при Антиохе Епифане, с Елеазаром священником и семью сынами. 1 авг. Соломон, царь Израильский. В нед. праот. Солохон, Памфамир и Памфилон воины, мучч. Халкидонские при Максимиане. 17 мая. Сонирил, из 26 мучч. Готфских 4 в. 20 марта. Сосанна девица, и с нею Гаий, папа Р., и др. мучч. Римские при Диоклетиане. 11 авг. Сосипатра царевна, преп. Цареград. 6 в., с Евстолией. 9 ноября. Сосипатр, ап. из 70. 28 апр. и 10 ноября. Соссий диакон, мученик Путеольский ок. 305 г., с еп. Ианнуарием и др. 21 апр. Сосфен, и с ним Аполлос, Тихик и Епафродит, апп. из 70. 8 дек. Сосфен. воин, муч. Халкидонский при Диоклетиане, с Евфимией всехвальной. 16 сент. София, муч. Римская при Адриане, с Верой и др. 17 сент. София и Ирина мученицы. 18 сент. Софония пророк, при Иосии. 3 дек. Софроний, архиепископ Кипр. (6 в.). 9 дек. Софроний, патриарх Иерусалимский, ум. 644. 11 марта. Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп и др., мучч. при М. Аврелии Антонине (161–180). 16 янв. Спиридон, еп. Тримифунтский, ок. 348. 12 дек. Спиридон и Никодим просфорники, препп. Печерские 12 в. 31 окт. Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий и Аристовул, апп. из 70. 31 окт. Стефаннда, муч. в Дамаске при Антонине, с Виктором. 11 ноября. Стефан первомученик и архидиакон, ап. из 70. 27 дек. 15 сент. (Обретение мощей) и 2 авг. (Перенесение). Стефан комит, муч. из 1218 воинов, с Мелетием, при Антонине. 24 мая. Стефан, папа Римский, муч. со многими другими в 257 году. 2 авг. Стефан исповедник, еп. Сурожский, ум. 745. 15 дек. Стефан новый, преподобный, и Стефан муч., Цареградские в 767 г., при Копрониме. 28 ноября. Стефан Савваит, творец канонов, ум. ок. 790. 28 окт. Стефан Савваит, преп. 13 июля. Стефан преп., основатель Хинолакковой обители в 8 в. 11 янв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

3 августа отец Стефан разделил между братией свои вещи: книги, иконы и одежду. 4 августа отец Стефан вернулся из Вятки от Рязанцева в свою пустынную келию. 5 августа по благословению Преосвященного Сергия старец принял схиму (также с именем Стефан). С того дня и до самой смерти отец Стефан приобщался Святых Христовых Таин каждый день и пребывал в духовной радости. С 22 часов 14 августа 1890 года отец Стефан стал чувствовать себя слабее и слабее и в шестом часу утра затих, стал дышать реже. Как только заблаговестили к литургии, старец стал прощаться со всеми. Потом внятно сказал: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» С тем и умер отец Стефан. Случилось это в день Успения Пресвятой Богородицы в начале литургии. Исполнились слова подвижника, что доживет он только до обедни. Перешел в вечность отец Стефан на 61 году жизни. Он хотел, чтобы похоронили его в глухом углу, за Трехсвятительской церковью Трифонова монастыря, чтобы о нем поскорее забыли. Но епископ Сергий не благословил, сказав: «Где совершал он свои подвиги, там и должен быть похоронен». Над могилой схииеромонаха Стефана братия поставила деревянный покров в форме крышки гроба, окрашенной черной краской, в ногах черный же крест с двумя иконами св. Стефана и св. Симеона. После революции могильный холм сравняли с землей, это место пытались неоднократно осквернить, но, несмотря на гонения, старушки продолжали ходить на святое место – рассказать о себе, поплакать на могилке преподобного. В 50-годы бульдозером ночью разровняли это место паломничества, и оголились косточки белые. Пришли монашки, собрали и похоронили их на Филейском кладбище. Там и лежит ныне преп. Стефан. Холмик на его могиле покрыт заплатками из свежей земли. Его приходится часто обновлять. Ведь всякий паломник стремится хоть горстку отсюда взять на память и исцеление. 13–14 июля 2002 года состоялось прославление преп. Стефана Куртеева в лике местночтимых святых. В этот день была отслужена по нему последняя панихида. Совершил прославление архиепископ Вятский и Слободской Хрисанф (ныне митрополит), в сослужении с архиепископом Костромским и Галичским Александром, архиепископом Верейским Евгением и епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном. В тот же день была освящена часовня на Филейском кладбище недалеко от могилки отца Стефана. Вятка обрела нового святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Святой Стефан Милютин, король Сербский, брат его Драгутин и мать их Елена 9 ноября, 2006. Редакция " Правмира " Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Святой Стефан был младшим сыном короля Стефана — Уроша I и внуком первовенчанного короля святого Стефана (память 24 сентября). Он правил Сербией с 1275 по 1320 год. Престол Стефан Милютин получил от старшего брата своего Драгутина, верного христианина, который после недолгого царствования передал власть брату, а сам, возлюбив отшельничество, затворился в Среме, где совершал тайные подвиги в яме-могиле, выкопанной собственноручно. В своей праведной жизни святой Драгутин много трудился над обращением к истинной вере еретиков-богомилов. Кончина его последовала 2 марта 1316 года. Святой Стефан Милютин, став королем, мужественно, словом и делом, часто с оружием в руках, защищал православных сербов и другие единоверные народы от многочисленных врагов. Благочестивый Стефан не забывал благодарить Господа за все Его благодеяния. Им построено более 40 храмов, множество монастырей и странноприимных домов. Особенно заботился святой об афонских монастырях. Когда сербское королевство пало, монастыри остались очагами национальной культуры и Православия в сербском народе. Святой Стефан скончался 29 октября 1320 года и погребен в Баньской обители. Через два года были открыты его нетленные мощи. Святая Елена, благочестивая мать своих святых сыновей, по смерти мужа всю жизнь посвятила богоугодным делам: строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желающих жить в чистоте и девстве. Близ города Спича она воздвигла Реческий монастырь и наделила его угодьями. Перед своей кончиной святая Елена приняла иночество и отошла ко Господу 8 февраля 1306 года.

http://pravmir.ru/svyatoj-stefan-milyuti...

Верстах в трех от Дечанской обители он создал еще особый монастырь для призрения больных, увечных и престарелых со всего своего царства. Обширные палаты этого богоугодного заведения были снабжены кроватями и всем необходимым для больных и увечных. Собрана была многочисленная братия для ухода за несчастными страдальцами. Сам Стефан постоянно посещал этот монастырь. Для него было отрадою помогать несчастным. Иногда он прямо являлся в больницу, как король, и словом и беседою утешал несчастных, иногда же приходил переодетым воином и раздавал богатую милостыню. И это учреждение богато обеспечено было королевскими вкладами и пожертвованиями. Со всех концов Сербии стекались сюда больные и увечные и одни, по выздоровлении, уступали место иным больным, другие же оставались здесь до конца своей страдальческой жизни. Незадолго до смерти, явился Стефану всегдашний его заступник и помощник, святой Николай Чудотворец, и сказал: — Приготовься, Стефан, к исходу: ты вскоре должен предстать перед Господом! Последние дни жизни Стефана Ypoшa III омрачены были великим несчастием — враждой к отцу сына его, «младого краля» Стефана Душана, кончившейся мученической смертью многострадального Стефана Уроша. Стефан Душан, отличившийся подвигами храбрости в войне с Болгарами, правил Зетскою областью. Своекорыстные бояре, служившее при нем, стали побуждать его отнять престол у отца и сделаться королем над всею Сербиею. Они пугали Стефана, что его постигнет такая же участь, как и его отца, ослепленного в детстве дедом его Милутином. Честолюбивый Стефан поверил наговорам, и в его области поднялось возмущение против отца. Урош не желал вражды; он принял меры для прекращения восстания, после долгих переговоров повидался с сыном, который обещал не предпринимать ничего против отца. Стефан Урош опять оставил сына в покое, возлагая надежду на Бога. Но не того желали бояре. Они стали говорить Душану, что отец к нему питает затаенную вражду и погубит его. Доверяя этому, Стефан хотел было бежать из отечества в чужие страны, но бояре этого не допустили и снова побуждали Стефана покончить с отцом. Душан склонился на эти убеждения, — и в Сербии совершилось великое злодеяние. После примирительного свидания с сыном, Стефан Урош мирно жил в своих владениях, то в одном замке, то в другом, предаваясь делам благотворительности и не принимая никаких особых мер для своей безопасности. В то время, когда Стефан Урош находился в уединенном горном замке Петриче близ Неродимля, внезапно приехали туда Зетские бояре со Стефаном Душаном во главе, окружили замок и захватили Стефана Уроша со всей семьей. Самого Стефана Уроша Душан приказал отвезти в отдаленный и уединенный недоступный замок Звечан [ 20 ], а жену и детей в другое место. Но этим дело не кончилось. Решено было совсем покончить со старым сербским кралем. По распоряжению Стефана Душана, отправились в Звечан некоторые из его приближенных, и Стефан Урош мученически скончался, будучи удавлен в замке [ 21 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Левее – изображение св. Стефана получающим от епископа св. антиминсы и св. миро для Пермской страны и подпись: «Преп. Стефан приемлет благословение от Герасима, епископа Коломенскаго, и с сим антиминсы и св. миро в Пермскую землю». Около двери – две картины, изображающие проповедь св. Стефана язычникам и имеющие подписи – одна: «людие пермстии обратишася во множестве многом, мужие же и жены и дети приидоша к преп. Стефану», а другая – «Преп. Стефан отверз уста учаше их Христове вере, людие же приемлеху словеса свята и крещение просяше». Ниже – картина, объясняемая подписью: «идолопоклонници ненавидяху верующих, хуляху и ругахуся им, пермстии же людие крещахуся от блаженнаго Стефана». Над окном в северной стене близ раки же – картина с подписью: «блаженный Стефан желание еже на проповедь в Пермскую землю имея, моляше о том Богу с пощением и слезами, да по своему благоизволению устроит путь». На этой картине изображен Господь в облаке и коленопреклоненный на молитве св. Стефан. Ниже сей картины на стене изображены с одной стороны св. Стефан, выходящий из экипажа и делающий заочный поклон преп. Сергию, а с другой – последний, вставший из-за трапезы и также кланяющийся св. Стефану. Под картиной подпись: «Св. Стефан некогда от пажити своея в Москву идяше, имея же велию любовь к преп. Сергию, егда бысть по пути прямо Лавры, возстав сниде с колесницы своей и поклонися преп. Сергию. Путь же отстояше от Лавры на пять поприщ». Под другим изображением подпись: «Случися же преп Сергию на трапезе быти, разуме же духом преподобный поклонение святого Стефана, возста от трапезы, поклонися епископу». Под этой картиной находится изображение прения св. Стефана с кудесником и подпись: «Св. Стефан пряшеся со кудесником о вере, зажженней храмине, поят св. Стефан кудесника за ризы и влачаше во огнь. Он же падаше и моляше святого и глаголя: «прости мя отче». На северной же стене, у самого иконостаса, картина с подписью: «преподобный Стефан созда церковь и освяти ю и моляшеся в ней. Прихождаху же невернии пермяне во новосозданную церковь и глаголаху други ко другу: «велик Бог христианский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Северин (640) Иоанн IV (640–642) Феодор I (642–649) Свт. Мартин I Исповедник (649–653) Евгений I (654–657) Виталиан (657–672) Адеодат II (672–676) Домн (676–678) Прп. Агафон (678–681) Лев II (682–683) Бенедикт II (684–685) Иоанн V (685–686) Конон (686–687) Феодор, антипапа (687) Пасхалий, антипапа (687–692) Сергий I (687–701) Иоанн VI (701–705) Иоанн VII (705–707) Сисинний (708–708) Константин (708–715) Григорий II (715–731) Григорий III (731–741) Захарий (741–752) Стефан II (752) Стефан II (III) (752–757) Павел I (757–767) Стефан III (IV) (768–772) Константин II, антипапа (767–769) Филипп, антипапа (768) Адриан I (772–795) Лев III (795–816) Стефан IV (V) (816–817) Пасхалий I (817–824) Евгений II (824–827) Валентин (827) Григорий IV (827–844) Иоанн, антипапа (844) Сергий II (844–847) Лев IV (847–855) Бенедикт III (855–858) Анастасий, антипапа (855) Николай I (858–867) Адриан II (867–872) Иоанн VIII (872–882) Марин I (882–884) Адриан III (884–885) Стефан V (VI) (885–891) Формоз (891–896) Бонифатий VI (896) Стефан VI (VII) (896–897) Роман (897) Феодор II (897) Иоанн IX (898–900) Бенедикт IV (900–903) Лев V (903) Христофор, антипапа (903–904) Сергий III (904–911) Анастасий III (911–913) Ландон (913–914) Иоанн X (914–928) Лев VI (928) Стефан VII (VIII) (928–931) Иоанн XI (931–935) Лев VII (936–939) Стефан VIII (IX) (939–942) Марин II (942–946) Агапит II (946–955) Иоанн XII (955–963) Лев VIII (963–965) Бенедикт V, антипапа (964) Иоанн XIII (965–972) Венедикт VI (973–974) Бонифаций VII, антипапа (в первый раз) (974) Бенедикт VII (974–983) Иоанн XIV (983–984) Бонифаций VII, антипапа (во второй раз) (984–985) Иоанн XV (985–996) Григорий V (996–999) Иоанн XVI, антипапа (997–998) Сильвестр II (999–1003) Иоанн XVII (1003) Иоанн XVIII (1004–1009) Сергий IV (1009–1012) Бенедикт VIII (1012–1024) Григорий VI, антипапа (1012) Иоанн XIX (1024–1032) Бенедикт IX (в первый раз) (1032–1044) Сильвестр III (1045) Бенедикт IX (во второй раз) (1045) Григорий VI (1045–1046) Климент II (1046–1047)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Непрестанно призывая имя Господне, святой Стефан при своем последнем издыхании успел произнести, подобно поднятому на Крест Иисусу, слова наивысшей любви к своим врагам: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7: 60, ср.: Лк. 23: 34). Украсив Церковь драгоценными жемчужинами своей крови, святой Стефан первым ступил на путь в Небесное Царство, проложенный Страстями Господа Иисуса Христа. Своей добровольной смертью за правду святой первомученик стал сопричастником нетленной небесной славы. Явленная же святым Стефаном совершенная любовь к Богу и ближнему, побудившая его простить даже своих палачей, сделала его одним из первейших друзей Божиих. К заступничеству мученика прибегают все те, в ком горит желание также ступить на стезю мученичества и достойно пройти ее до конца. Они ведомы созерцанием сияющего лика первомученика Стефана, свет которого соединяется со светом Вифлеемской звезды. Мощи его, погребенные благочестивыми людьми, были обретены в 415 году в Кафаргамале священником Лукианом, которому было видение, а затем перенесены в Иерусалим. Там они упокоились в церкви, построенной в честь святого императрицей Евдокией, супругой Феодосия Младшего. Впоследствии драгоценная святыня была перенесена в Константинополь, а частицы мощей святого первомученика Стефана быстро разошлись по всему христианскому миру . Слово «диакон» происходит от греческого глагола διακονεν, что значит «служить» – не в смысле службы вышестоящему лицу, но как подражание Христу, добровольно ставшему слугой всех в Своем воплощении (см.: Лк. 22: 27; Ин. 13: 14). Христианское служение является выражением братской любви, «которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14). Обретение мощей св. Стефана (415) празднуется 15 сентября, а их перенесение в Иерусалим и затем в Константинополь – 2 августа. 9 января 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии М 15 августа 2019, 22:35 Святой Стефан!моли Господа о нас грешных! Ольга Остапенко 23 апреля 2019, 21:53 Святой первомученик и архидиакон Стефан, помоги мне наладить взаимоотношения с детьми, моли Бога о нас грешных рабах Божьих Ольга, Ирина, Алексей с чадами. Светлана 14 февраля 2019, 23:31 Святой первомученик архидиакон Стефан, моли Бога о болящем младенце Стефане! Помоги ему выздороветь, прошу тебя, попроси за моего внука Богородицу! Лариса 7 марта 2018, 23:43 СВЯТОЙ АПОСТОЛ ПЕРВОМУЧЕНИК И АРХИДИАКОН СТЕФАН! Моли Бога о р.б. Филиппе,по навету заключенного в острог. Помоги в скорейшем справедливом решении суда и отпущения на волю. Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу! Аминь! римма 15 августа 2017, 15:09 Святой первомученик Стефан, помолись обо мне грешной. Григорий 10 января 2017, 08:33 Святой первомучениче Стефане моли Бога О Руси православной. Подай своими молитвами прощение грехов руского народа.По Божьей милости Да восстанет Православный царь и произойдет возрождение Православной Руси. Алексей 9 января 2017, 13:40 Спасибо! За полнейшее пояснение к словам : < < ...Твое предназначение-СЛУЖЕНИЕ> > . Слава Богу!!!

http://pravoslavie.ru/58668.html

Тягостное сознание этого и побуждало Стефана стремиться из «Вавилона» – Москвы и искать Киевской кафедры, не ради самой кафедры, которая в материальном отношении была не лучше той, которую он занимал, но ради отдыха и покойной жизни, при которой он мог бы оставить потомству «какое-нибудь произведеньице своего умишка». «О, блаженное уединение! О, единственное блаженство! О, уединение, мать здоровья! Тебя всеми силами жаждет душа моя, без тебя я гибну!» – писал Стефан Димитрию. «За своими проклятыми суетами все перезабыл, и прежняя свежесть ума сменилась сухостью. Весь изжился на служении другим и после себя не имею ничего оставить, кроме праха. Поверь мне, счастливо живет только тот, кто хорошо спрятался. Помолись, святитель Божий, об избавлении плененных, из которых первый – я» 375 . В 1706 году Стефан, вместе с Петром будучи в Киеве, просился, чтобы его там оставили совсем. Государь не дал своего согласия. По отъезде Петра Стефан приступил к боярину Тихону Стрешневу, оставшемуся в Киеве, и слезно просил о том же. Стрешнев писал царю, что он, Стрешнев, не один раз был у Стефана, и много было с ним разговоров: и милостью царскою обнадеживал его, и гневом грозил. Наконец, Стефан решил выехать из Киева и выехал, никому не сказав о своем отъезде; даже в монастыре, где жил, не знали, что он отъезжает. А по возвращении из Киева Стефан, по словам Мусина-Пушкина, «так в нраве своем переменился, что никто ему угодить не может» 376 . Когда Петр позвал Стефана в Петербург, Стефан выпросил отсрочку под предлогом болезни и уехал в свою епархию, в Рязань. Ходил слух, что митрополит хочет принять схиму. Мусин-Пушкин посылал к нему в Рязань три письма, зовя в Москву, где его присутствия требовали многие дела, но Стефан первые два письма оставил без ответа, а на третье ответил, чтобы духовные дела приказать ведать другому, а его не принуждать быть в Москве. Относительно схимы Мусин-Пушкин писал к Стефану, и поспешил даже послать с письмом нарочного дьяка, чтобы он этого не делал без позволения государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1690 году митрополитом Киевским Варлаамом (Ясинским) Стефан был определён в Киевскую коллегию сначала учителем риторики и пиитики, затем, в следующем 1691 году, префектом и профессором философии, а позднее и профессором богословия. В 1697 году Стефан стал известным проповедником и был назначен игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря, который тогда находился вне Киева. Он был ближайшим помощником Киевского митрополита Варлаама (Ясинского) в его сношениях с московским правительством, неоднократно исполнял различные церковно-административные поручения и ездил в Москву. В январе 1700 года митрополит, отправляя Стефана с другим игуменом в Москву, послал с ним письмо патриарху, в котором просил учредить Переяславскую епархию и поставить епископом одного из двух игуменов, присланных им. Он не пробыл в Москве и нескольких недель, как, благодаря неожиданному происшествию, на него обратил внимание молодой царь Пётр I. В это время умер один из ближайших сподвижников царя воевода А.С. Шеин и на погребении его, в присутствии царя, проповедь поручили говорить игумену Стефану (Яворскому) . Петру I понравилась и проповедь , и сам проповедник. Он указал патриарху Адриану посвятить Стефана в архиереи в какую-нибудь из великорусских епархий, «где прилично, не в дальнем расстоянии от Москвы», Стефан, тяготевший к Киеву, пытался отказаться от этой чести, но 7 апреля 1700 года он был хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского с возведением в сан митрополита. 16 декабря 1701 года после смерти патриарха Адриана, по указанию царя, Стефан назначен местоблюстителем патриаршего престола. Выбирая Стефана, Пётр I видел в нём прежде всего человека учёного, с западным образованием, которого он не находил среди московского духовенства. Пётр I назначил Стефана также проректором Московской Славяно-греко-латинской академии, где тот ввёл в число предметов латынь, а к преподаванию привлёк учёных из Киева. Кроме того, в глазах Петра I Стефан был человеком новым, свободным от традиций старой московской партии, Однако для Петра I Стефан оказался слишком консервативным. Пока деятельность Петра I была посвящена политике, войне и заботам о просвещении, Стефан вполне сочувствовал ей. Ранние проповеди Стефана, посвящённые военным успехам Петра I – взятию Шлиссельбургской крепости, основанию Петербурга, победе под Полтавой, носят чисто панегирический характер. Но это отношение к Петру I и его делам мало-помалу менялось.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С 1691 г. – префект академии. В 1697 г. назначен игуменом Свято-Никольского Пустынного монастыря. Он был ближайшим помощником Киевского митрополита в его сношениях с московским правительством, неоднократно исполнял различные церковно-административные поручения и ездил в Москву. В январе 1700 г. митрополит, отправляя Стефана с другим игуменом в Москву, послал с ними письмо патриарху, в котором просил учредить Переяславскую епархию и поставить епископом одного из двух игуменов, присланных им. В Москве случайное событие выдвинуло Стефана. В это время умер воевода Шеин и на погребение его, в присутствии царя проповедь поручили говорить Яворскому. Петру I понравилась и проповедь и сам проповедник. Он указал патр. Адриану посвятить Стефана в архиереи в какую-нибудь из великорусских епархий, «где прилично, не в дальнем расстоянии от Москвы», хотя Стефан, тяготевший к Киеву, пытался отказаться от этой чести. 7 апреля 1700 г. был хиротонисан во епископа Рязанского и Муромского с возведением в сан митрополита. 16 декабря 1701 г. после смерти патр. Адриана, по указанию царя Петра I, Стефан назначен местоблюстителем патриаршего престола. Выбирая Стефана, Петр I видел в нем прежде всего человека с западной образованностью, которой он не находил в Московском духовенстве. Кроме того, в глазах Петра Стефан был человеком новым, свободным от традиций старой московской партии. Приверженцы старины не радовались его назначению. Он был и «обливанцем», и человеком, принесшим из польских школ вместе с латинской ученостью латинские ереси. На первых порах Стефану пришлось оправдываться и опровергать обличения, шедшие от иерусалимского патриарха. Он реформировал Московскую академию и завел в ней вместо эллинских учения «латинския», т. е. схоластику в методах и содержании. Пока деятельность Петра была посвящена политике и войне и заботам о просвещении, Стефан вполне сочувствовал ей. В целом ряде проповедей он восхвалял военные дела Петра. В угоду царю он повсюду ставил в архиереи чужеземцев, людей образованных. Однако для Петра Стефан оказался слишком консервативным, а для старорусской партии — совсем уж не таким реформатором; поэтому впоследствии с одной стороны последовало охлаждение, с другой — сближение. Собственно, митрополит Стефан по складу своей жизни и по своему образованию вовсе не был приверженцем старины; но католические принципы, им усвоенные, мешали ему сочувствовать преобразователю. Иногда содержание протеста, внушенного католицизмом, совпадало с содержанием протеста, шедшего из партии приверженцев старины. Как и последние, митр. Стефан шел наперекор царю в вопросе о размерах церковной власти, так как он заимствовал принцип главенства церкви из католической системы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010