Ст. 7 Стезя, не позна ея птица, и не узре ю око супово (коршуна). Драгоценные сокровищв заложены в глубинах, потаенных недрах подземелья. Нужно иметь уменье, искусство и смелость, чтобы проложить путь и проникнуть в эти таинственные сокровищницы природы. Человек наделен от Бога разумом и может пролагать в подземелье такие стези, которых не ведает никакая птица, залетающая иногда в непроходимые, утесистые, лесистые, дикие пустыни, – ни даже хищный коршун, проникающий даже и туда, где остаются трупы людей и животных, погибших в безвыходно-пустынных трущобах. А смелый рудокоп проникает еще далее. Ст. 8 И не ходиша по ней (стезе) сынове величавых (бродячих, хвастливых – скитальцев), и не прейде по ней лев . Есть места и тропинки, на которые с особою хитростью может иногда пронимать только отчаянный храбрец, искатель всяких приключений, герой охотник: преследуя зверя, или преследуемый им, он волей – неволей, иногда ради страха смертного, взбирается на крутизны, опускается в страшные трущобы, куда опрометью не бросается разъярённый лев (таких трущоб немало в гористых местностях Палестины). Но никакой охотник – исполин даже в сказочном самохвальстве о себе не мог высказать, что он заходил в подземелье на столько глубоко, на сколько углубляется туда смелый рудокоп. Но премудрость сокрыта и от тех, кто с охотою пошел бы за нею в самую бездну. Ст. 9. На несеком камени (евр. голыш, кремень; греч. κροτμος, рус. гранит) простре руку свою, преврати же из корения (из оснований) горы. Иногда драгоценные металлы и камни лежат глубоко внутри острых скал: златоискатель разбивает и эти твердыни, открывает их недра и берет вожделенные сокровища. Если нужно, то для той же цели, он подрывает холмы, подсекает скалы в самом их основании и они обваливаются, опрокидываются в долины; тогда внутри этих твердынь, он уже удобно достает искомые сокровища. Но того места, где кроется премудрость, человеку не суждено открыть. Ст. 10. Бреги (берега, гр. δνας – водовороты) всякое же честное (τιμιον, ценное) виде око мое (евр. и гр. его, т. е. человека). Вода приятна ц плодотворна, но она сильна и разрушительна. Стремясь среди каменистых берегов по склону кремнистого русла, вода скоро или медленно разрушает и самые твердые свои берега, ( – при содействии, жара и холода, как известно в настоящее время) однако не так скоро разбиваются берега рек и выносятся водою их сокровища, как – то делает человек. Его рука глубоко рассекает крепчайшие береговые скалы, своими острыми выступами стесняющие даже широкое течение рек, образующие пучины водоворотов и не разрушающиеся от сильного напора воды. Их – крепость уступает силе человека, вооружённого железом. С таким усилием и так властно человек достает себе всякого рода потаённые драгоценности, которые сама природа так крепко хранит и глубоко таит в своих недрах. И вот человек видит их превосходство, наслаждается их игривой красотой и украшает ими свои одежды, оружие, жилища.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Каменная лягушка шевелила безобразными перепончатыми лапами, вздувалось ее белое каменное тело, а с красной, ржавой коростою покрытой, пасти слетала шелуха, и выступало измученное лицо человека. И плакало сердце, тихо, как плачут одинокие, у которых отнимают последнюю надежду, как плачут оклеветанные, у которых нет защиты, как плачут бессильные перед судьбою, которыми крутит и вертит судьба, не слышит их жалоб и слышать не хочет, как плачет нежное сердце в мире грубом огрубелых сердец. Коля медленно поднялся с земли. Река не бурлила, трава не росла и часы не ходили, только встревоженные стрижи чуть зазвенели, перенося молитвы, да красный благословляющий огонек теплился в окне башенки у старца, а над башенкой стоял зеленый месяц. Коля отступил на шаг, и вдруг блеснувшая мысль перехватила дыхание, — он быстро нагнулся, пошарил по земле, нащупал голыш, зажал его в кулак и, отступив еще на шаг, прицелился, развернулся и бацнул камнем в красный благословляющий огонек. Свистнул камень, звякнул в окошке, — огонек метнулся, затрепетал и канул, красный огонек погас. Коля постоял минуту, посмотрел на темное окошко, и, не оглядываясь, твердо пошел от ограды начинать свою новую жизнь. А там на огорелышевском дворе в белом Огорелышевском доме уже решена была судьба его. Последнее терпение лопнуло у Арсения: что ему еще делать, как поступить, да так, видно, и поступить — завтра же выгнать Финогеновых из их красного флигеля, чтобы и духа их не было на дворе, пускай как знают, так и живут. И уж отдано было приказание завтра же очистить красный флигель . А там Синичка, сливаясь с Огорелышевским прудом, подплывала к красному флигелю и гремела полноводная, выводила одно и то же свое речное, полноводное, покрывала оттаявшую землю, такую непонятную, с ее неразгаданной непостижимой жизнью. А там, на ржавом гвозде затопленного огорелышевского забора, отделявшего Синичку от пруда, что-то серело в зеленоватой лунной ночи — один из бесов, бесенок с ликом неподкупной и негодующей человеческой честности и справедливости, по-кошачьи длинно вытянув вверх ногу, горько и криво смеялся закрытыми губами.

http://azbyka.ru/fiction/prud/?full_text...

" Но искусство?.. красота?.. " - продолжает Тургенев. " Да, это сильные слова; они, пожалуй, сильнее других мною выше упомянутых слов. Венера Милосская, пожалуй, несомненнее римского права или принципов 89 года. Мне могут возразить (и сколько раз уже слышались эти возражения!), что и сама красота дело условное, что китайцу она представляется совсем иначе, чем европейцу... Но не условность искусства меня смущает; его бренность, опять-таки его бренность, его тлен и прах - вот что лишает меня бодрости и веры. Искусство, в данный миг, пожалуй, сильнее самой природы, потому что в ней нет ни симфонии Бетховена, ни картины Рюисдаля, ни поэмы Гете - и одни лишь тупые педанты или недобросовестные болтуны могут еще толковать об искусстве, как о подражании природе; но в конце концов природа неотразима; ей спешить нечего, и рано или поздно она возьмет свое. Бессознательно и неуклонно покорная законам, она не знает искусства, как не знает свободы, как не знает добра; от века движущаяся, от века преходящая, она не терпит ничего бессмертного, ничего неизменного... Человек ее дитя, но человеческое - искусственное - ей враждебно, именно потому, что оно силится быть неизменным и бессмертным. Человек - дитя природы: она - всеобщая мать, и у нее нет предпочтений: все, что существует в ее лоне, возникло только на счет другого и должно в свое время уступить место другому - она создает, разрушая, и ей все равно: что она создает, что она разрушает - лишь бы не переводилась жизнь, лишь бы смерть не теряла прав своих... а потому она так же спокойно покрывает плесенью божественный лик фидиасовского Юпитера, как и простой голыш, и отдает на съедение презренной моли драгоценнейшие строки Софокла. Люди, правда, ревностно помогают ей в ее истребительной работе; но разве не та же стихийная сила, не сила природы сказалась в палице варвара, бессмысленно дробившего лучезарное чело Аполлона, в звериных воплях, с которыми он бросал в огонь картину Апеллеса? " " Где же нам, бедным людям, бедным художникам, - печалуется И.С., - сладить с этой глухонемой, слепорожденной силой, которая даже не торжествует своих побед. А идет, идет вперед, все пожирая? Как устоять против этих тяжелых, грубых, бесконечно и безустанно надвигающихся волн, как поверить, наконец, в значение и достоинство тех бренных образов, которые мы, в темноте, на краю бездны, лепим из праха и на миг? "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1126...

В щи с квашеной капустой картофель закладывают вначале, иначе он будет словно камень-голыш, не проварится. Когда картофель и капуста сварятся, то хозяйка неискушенная проверит готовность «на зуб» или ложкой, а опытная все поймет без «покупки», на запах, на нюх. Теперь надо закладывать готовую густую заправку из жаровни и следом, не мешкая, мелко нарезанную свежую зелень, толченую дольку чеснока и малую толику заправки перцовой, острой. Последнее – только на любителя. Не всякому нравится острота. Чаще для этого на обеденном столе лежит высушенный стручок жгучего перца – гардала. Возьмут перчик за хвост и полощут в тарелке со щами. Глядя на взрослых, ребятишки порой усердствуют, и часто не в меру. Наперчат, даже слезы из глаз. «Тебя упреждали, – скажет мать. – Теперь ешь до дна, доедывай свою дурь». Толченый чеснок тоже не всегда кладут. Свежее хлебово с легким чесночным душком хорошо. Но если варят щи не на один день, то лучше чеснок не класть, прогоркнет. Лавровый лист – тоже на любителя, но кладется он в самом конце варки. А еще – тоже на любителя – две-три столовые ложки горчичного масла Уже готовые щи надо с огня убрать, но дать на легком жару настояться хотя бы десять – пятнадцать минут. А уж тогда – крышку прочь! – являются миру и семье горячие донские щи. Пахучие, огневые, даже на погляд. Ведь в них не только нынешний печной жар, но солнечный, сбереженный за долгое лето, пока из малого семени росли, наливались земными соками, а потом спели и зрели помидоры, тугие, алые, на развал и вкус – сахарные, сизые от натуги луковицы величиной в кулак, рдяные от спелости, фунтовые перцы, хрусткие морковки. Спели и зрели долго, чтобы в сегодняшний единый час разом отдать всю свою сладость, терпкость, запах и цвет и конечно сытость да силу. Так и получаются донские щи. Главное наше яство и угощение. Самые счастливые Вот и август проходит. Лету – конец. Дни стоят солнечные, жаркие, словно вернулся месяц июль. Но по вечерам – зябко, а утром и вовсе пар изо рта и роса белая, ледяная, чтобы не забывали: лету пришел конец. Ночью так звездно, словно и там, в полях и садах высоких, все спеет и зреет. И вот уже золотые райские яблочки с тихим шелестом, прочертив небосклон, летят к земле.

http://azbyka.ru/fiction/roditelskaja-su...

Голова и плечи, колени и пальцы, Глазки и ушки, рот и нос. Игра с мячом Положите несколько цветных мячиков в детскую ванночку. Когда ребенок начнет внимательно их рассматривать и тянуться к ним руками, он узнает, как выглядят плавающие предметы и каковы они на ощупь, когда мокрые и скользкие. Купаемся вместе Для того чтобы сделать перерыв и приятно отдохнуть, примите теплую ванну вместе с ребенком. Придерживая малыша за спину, покачайте его взад и вперед. Ему понравятся новые ощущения. Обязательно попросите кого-нибудь из родных помочь вам вылезти из ванной. Мокрый малыш может легко выскользнуть из рук. Время одевания Голыш Время от времени позволяйте ребенку побыть голышом. Положите его на клеенку или на другую моющуюся поверхность во избежание всяких неожиданностей. Без одежды малыш лучше ощущает свое тело. В это время хорошо сделать ему легкий массаж. Упражнения после ванны Одевая малыша, попробуйте сделать несколько упражнений. При этом пойте ему какую-нибудь песенку. Как разговаривают животные Изобразите ребенку шепотом, как “говорят” разные животные: как мычит корова, лает собака, мяукает кошка, пищит мышка и т. д. Он начнет прислушиваться к этим необычным звукам, улыбнется и, может быть, даже расхохочется. Время отдыха Мыльные пузыри Покажите ребенку мыльные пузыри. Используйте для этого специальную жидкость и соломинку. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как они медленно парят в воздухе. Телефонный разговор Во время телефонного разговора возьмите ребенка на руки и смотрите на него. Малышу понравится смотреть на вас и слушать — он даже подумает, что вы говорите с ним! “Тик-так” тикают часы Поставьте часы рядом с ребенком, и пусть он услышит их тиканье. Это познакомит малыша с чувством ритма и, может быть, поможет уснуть Четыре месяца Мир ребенка Четырехмесячный ребенок превращается из пассивного наблюдателя окружающего мира в активного участника событий. Теперь, умея доставать и хватать предметы, он ищет любую возможность использовать приобретенные навыки. Если двигающаяся игрушка висит над кроваткой, но до нее нельзя дотянуться, малыш расстраивается. Ему хочется ударить, схватить ее, положить в рот и посмотреть, что из этого получится.

http://azbyka.ru/deti/rebenok-igraet-ot-...

Говоря о сотрудничестве детских педагогов и Церкви, стоит честно признать, что педагогические «закрома» Церкви пусты. Церковная средневековая культура ребенка не замечала. Первый церковный учебник для детей вышел в 1868 году. До этого времени в XIX веке Закон Божий преподавался по книге митрополита Филарета Дроздова «Катехизис», ранее же грамоту по Псалтырю учили…   Источник: Миссионерского отдела Томской епархии   Выступление диакона Андрея Кураева перед учителями на пленарном заседании Образовательных чтений Сибирского федерального округа, посвященных региональному этапу Всероссийского конкурса работ на соискание премии   «За нравственный подвиг учителя», г. Томск (29 октября 2008 года)       В сокращении и редакции, адаптирующей устную речь к письменному изложению (с согласия автора)       Прежде чем преступить к обсуждению современных вопросов педагогики вообще и православной педагогики в частности, считаю нужным сделать небольшой исторический экскурс.     Слово «школа» — греческое. И означает оно «отдых, досуг». В античности в школах занимались в основном риторикой и гимнастикой. Слово «гимнаст» в переводе с древнегреческого означает голыш, поскольку юноши занимались гимнастикой в обнаженном виде, после известного приключения на олимпиаде, когда некая женщина решила принять участие в мужских состязаниях. Школа – роскошь, которую можно себе позволить, когда дело сделано: козы уже выгнаны на   пастбище, а поле вспахано…   Такое отношение к школе и образованию просуществовало довольно долго.   В богословии и этике есть такое понятие как «адиафора» (греч.), под которым понимаются нравственно безразличные деяния или поступки. Предельно ясной иллюстрацией к тому, что считается в христианской этике «адиафорой», может послужить легенда про католического святого Людовика де Гонзаго: однажды во время перемены во дворе семинарии Людовик играл в мяч. Ребята решили «подколоть» своего благочестивого однокашника: «Зачем ты тут играешь с нами? Ты же слышал, как преподаватель сказал, что жить надо так, как если бы завтра был конец света ! Зачем же ты играешь, а не готовишься к кончине?». Будущий святой задумался и ответил: «Если игра в мяч – это грех, то этому занятию не надо предаваться и за сто лет до конца света. А если это не грех, то почему бы не делать это за день до кончины?». И продолжил играть в мяч.

http://pravmir.ru/shkola-ne-dolzhna-uchi...

д. 458 «Сердце» принимает иногда значение: «нутро, недро, утроба, средоточие, нутровая средина», так что говорится «сердце земли» , вместо нутро земли, «сердце дерева» (ср. французское cœur d’un arbre) и «сердце пера» – в смысле «средины толщи» их. Подобным же образом можно слышать выражения: «сердечко яблока», т. е. гнездо, семена вместе с кожухом; « сердцевина дерева», т. е. срединная мякоть в дереве, проходящая как бы жилою от корня, до самой вершины; «сердцевина камня», ядро где оно есть, особого вида или состава камень внутри другого; «соляная сердцевина» в горной соли (Илецк), чистые гранки, прозрачные как стекло, лежат гнездами; кремневый голыш в меловой толще, или, на казанском наречии, сердце. Поэтому же сердечником называется всякий стержень, влагаемый в ствол, в дыру; болт, пропускаемый сквозь переднюю подушку и ось повозки, на котором ворочается передок; шворень, штыр, курок; железный стержень с шаром, для образования пустоты, при отливке пустотелых артиллерийских снарядов; или, еще, мягкое железо, образующее электромагнит и помещаемое внутри намотки, например, в динамо-машинах, «сердечник электромагнитов» или «сердечник барабана». Обратимся теперь к языкам семитским, преимущественно к еврейскому.В русском переводе Библии словом «сердце» передается понятие, выражаемое по-еврейски словом libb, соответствующим accupuйckoмylibbu, арамейскому ; эфиопскому , арабскому лубб и т. д., или словом libab, а в арамейском 459 . Слова эти происходят от √. Но глагол , встречаясь лишь в формах нифаль и ниель, в форме каль не употребляется, так что об основном значении √ можно лишь строить догадки. 460 Правда, высказывавшиеся предположения не исключают друг друга и могут быть объединены. Это объединение происходит наиболее естественно, если в основу положить гипотезу Фюрста, 461 к тому же более вероятную, ибо она находит себе параллель в этимологии индоевропейских слов, означающих «сердце» . По мнению Фюрста, глагол имеет первым своим значением, переходным: укутывать, завертывать, обвертывать, обвивать, покрывать, а вторым, переходным: пылать, гореть, тлеть, быть накаленным. Переходное значение доказывается параллелями: арабского языка: йапавапокрывать, – отсюда йапав кожа, мех, щит; паффа convolvit, свернул, – глагол равносильный еврейскому завертывать; Сирскими: паф, прикрывать, откуда епибе’ веки (глаз), т. е. кожи, покровы и др. Отсюда понятно, что глагол действительно мог бы означать pinguis fuit, был жирен, как указывает Гезений, 462 ибо быть жирным и значит быть окруженным, быть, как бы, укутанным жиром. Точно так же понятно и то, что рассматриваемый глагол мог бы иметь значения «держания на чем-нибудь, крепкого приставания к чему-нибудь, прицепления вьющегося растения к деревьям», – откуда затем «обворачиваться, обвиваться». 463

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Это был благообразного вида молодой мужчина, худощавый, с темной окладистой бородой и простым, ласковым взглядом. Я даже подумал: не его ли ребятишки Виталька и Тимофей? Сергий говорил негромко, просто и складно. Он рассказывал о том ужасе, который творится в Украине (да и не только в Украине), когда в материнских утробах убиваются тысячи, миллионы нерожденных детей . Рассказал, как однажды с этой болью, со скорбью о таком положении дел он с друзьями попал в келью схиархимандрита Ионы (Игнатенко) – известного Одесского духовника и старца. Было это года два назад. Батюшка тогда сказал, что чаша долготерпения Божиего переполнена, и если это страшное и повальное истребление детей не остановить – Господь накажет народ. И вот тогда батюшка благословил организовать этот самый крестный ход и пройти с ним по всей Украине. Но целый год ничего организовать не получалось. Не было и иконы. И вот как-то одна из женщин-активисток этого движения «крестоходцев» сидела на берегу моря. Она взяла в руку плоский камень-голыш, и вдруг рисунок на этом камне каким-то образом навеял ей идею иконы. Сюжет такой. Матерь Божия держит Младенца Христа, а Он со скорбью протягивает руки к убиенному младенцу, которого несет ангел… Женщина достала ручку, листок бумаги и стала рисовать. Когда она закончила, поняла, что вокруг уже темнота и только листок, место вокруг него, ручка, камень тот светятся, так что она смогла закончить рисунок. Затем она показала его профессиональному художнику, и тот сделал эскиз иконы. Эскиз отправили на экспертизу. Митрополит Владимир благословил написание иконы и крестный ход. Икону Божией Матери назвали «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных». Так начала осуществляться эта идея. Икона Божией Матери назвали «Скорбящая о младенцах, во чреве убиенных».      Из Киева крестный ход вышел в августе прошлого года и прошел по всей Украине, как бы осеняя ее крестообразно. Теперь через несколько дней он должен завершиться в Керчи. За это время – больше года – немало произошло замечательных событий, встреч, много было рассказано и услышано удивительных историй. Вот только некоторые из них.

http://pravoslavie.ru/65095.html

Она бросила камень, и тот плюхнулся в воду рядом с ним. Он нырнул и открыл глаза, и новый, незнакомый мир открылся ему. Песок, на пляже исхоженный ногами купальщиков, на дне лежал ровно и был испещрен как бы мелкими волнами. Кое-где на песке лежали большие валуны, заросшие темным мхом и целыми колониями черных мидий. Стайка мелких серебряных рыбок стрельнула мимо его глаз и скрылась за одним из самых больших камней. Туда же ушел боком маленький серый краб. Вода была зеленоватой и золотистой. Мелкие волны с поверхности воды бросали на дно скользящие тени. Очарованный этим зрелищем Сын Вождя забыл, что ему нужно искать белый камень, и просто смотрел и смотрел до тех пор, пока не кончился воздух в легких. Почувствовав ломоту в груди, он вынырнул. — Что, не нашли? — сочувственно спросила Марина, стоявшая поодаль по пояс в воде. — Нет, не нашел, — ответил он, улыбаясь. — Эх, вы! Она нырнула в его сторону и почти тотчас выскочила из воды с белым камнем в руке. Дразня его, она покрутила рукой с зажатым в ней камешком и пропела: — Белый камень у меня, у меня! Говорите про меня, про меня! Она снова бросила голыш, и он плюхнулся в воду совсем неподалеку от Сына Вождя. Он нырнул и поплыл под водой точно к тому месту, куда упал камень, и сразу же увидел его: белый кругляш резко отличался от других камней, темневших на рифленом песке. Он схватил его и выскочил на поверхность воды. — Вот он! Я нашел его! Он уже хотел бросить камень в сторону Марины, но она закричала: — Нет! Неправильно! Вы сначала должны пропеть песенку. Он откашлялся и пробормотал: — Белый камень у меня, у меня… Как там дальше? — Ну, смешной какой! Говорите про меня, про меня! Он осмелел и, размахнувшись, кинул камень далеко в сторону от Марины. — Ах, вы так! — воскликнула она и, взвившись из воды на воздух, нырнула рыбкой и быстро поплыла под водой к камню. Через несколько секунд она вынырнула с белым голышом в руке. — Вот он, пожалуйста вам! — Белый камень у меня, у меня! Говорите про меня, про меня! Теперь она уже не щадила его и забросила камень так далеко, как только смогла. Ему пришлось нырять за ним три раза, и все же он нашел его и так обрадовался, что завопил во весь голос:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Вход Пожертвовать В.И. Даль Пословицы русского народа - Название – Имя – Кличка В Избранное ( 35  голосов:  4.1 из  5) Оглавление Название – Имя – Кличка В лицо человек сам себя не признает, а имя свое знает. С именем Иван, без имени – болван. Без имени ребенок – чертенок. Сын не родился, а уж ему имя дали. Без вымени овца – баран. Корова без клички – мясо. Хоть звать не зови, только вытью корми (выть: рабочие часы между еды, или самая пища: обед, полдник, ужин и пр.) . Как хочешь зови (Как ни зови. Хоть чертом зови), только хлебом корми. Без вотчины, так без отечества (отчества). УБогому кличка голыш (никто его не знает и не зовет по имени) . Богатого по отчеству, убогого по прозвищу (т. е. по прозванью) . Хоть горшком назови, только в печь не станови. Как тебя зовут? – Зовут зовуткой, а величают уткой. Как зовут, так и обзывают. Друг сердечный; а как зовут, не знаю. Такое прозванье, что с морозу не выговоришь. Как вчера меня звали, так и сегодня зовут. У всякой собаки своя кличка. По шерсти собаке кличка. Не крещен младенец – Богдан (обычай) . Рожден, а не крещен, так Богдашка. Живет мордвин и некрещеный. Разумником поп окрестил, да не тем слывет. Крестил поп Иваном, да прозвали люди болваном. Кабы она не выла, так и не была бы выпь. Слывет Нижним, да стоит на горе. Иванов, как грибов поганых. Всякий черт Иван Иванович. Иван плох и в чаях (иван-чай, копорский чай) . Нет имен супротив Иван (мн. ч.); нет икон супротив Никол. Один Иван – должно; два Иван – можно; три Иван – никак не возможно (сказал немец про Ивана Ивановича Иванова) . На Ваньке далеко не уедешь (извозчики в Питере) . Иван Марье не товарищ. Иван Марье обычный друг . Фоку да Якова и сорока знает. Фофан с толокном, а Сидор с волокном. И по рылу знать, что Сезоном звать. Дядя Мосей любит рыбку без костей. Емеля дурачок. Иванушка дурачок. Мотря дура. Стало плохо: указчиком Аноха. Фомка вор: на долото рыбу удит. Сергей (Сережа) – пройми ухо (плут) . В людях Ананья (ласа), а дома каналья.

http://azbyka.ru/fiction/poslovicy-russk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010