… 9. Здания, принадлежащие сей церкви суть пять домов, из которых один каменный, а остальные деревянные. Каменный дом и свободный деревянный в ярморочное время арендуется отделением Государственного Банка. Арендная плата, получаемая за эти дома в количестве 350 рублей идут в пользу церкви. 10. Расстоянием сия церковь от Консистории 250 верст, а от местного Благочинного в 27 верстах. 11. Ближние церкви к сей суть Маслянская Свято-Троицкая в 7 верстах и кокоринская Николаевская в 5 верстах. На общественной земле каменная часовня во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи, построена на месте ветхой деревянной по указу Екатеринбургской Духовной Консистории 1887 года за на средства благотворителей. Церковноприходское Попечительство есть, открыто 6 сентября 1867 года. В 1909 году израсходовано на ремонт церковного дома 41 руб. 57 коп., осталось к 1910 году билетами 850 рублей. Церковноприходская школа находится в деревне Верхозино в 4 верстах от села. Учится в ней 28 мальчиков и 2 девочки. Содержится школа на средства Уездного Отделения Екатеринбургского Училищного Совета и на средства прихожан. Законоучителем в школе состоит священник Иоанн Обухов, учителем мещанин Вениамин Сухих. В самом селе есть Народное училище, учащихся в нем 30 мал. и 22 дев. Законоучителем священник Иоанн Обухов. Учительницей дьяконская дочь, девица Лидия Медякова… Данные из Госархива Свердловской области: Священник получал жалования 105 рублей 84 копейки, псаломщик 23 рубля 52 копейки. Брат. доход составляет 492 рубля 33 копейки. Процент на причтовый капитал 8 рублей 87 копеек. Церковный капитал 354 рубля 3 копейки. Последним священником перед революцией был Иоанн Дмитриев Обухов уроженец села Соровское, 46 лет., П.с. I разряда 1890 года, имеет скуфью. Псаломщик – Стефан Алексеев Плотников, 31 года, обучался в народном училище 1909 года. С 1903 года в селе была открыта школа грамоты. Преосвященный посетил приход последний раз в 1873 году. Некоторое время священником в церкви служил Д.И. Носилов, отец известного путешественника и писателя К.Д. Носилова. По некоторым данным, в храме служил священником Михаил Павлович Успенский, 32 лет отроду, уроженец села Сухринское. Рукоположен в священники Предтеченской церкви он был в 1899 году.

http://sobory.ru/article/?object=10949

В Вологде монастырю принадлежал полукаменный двухэтажный дом. Земли за монастырем числилось 810 десятин, лошадей – 11, крупного рогатого скота – 33 головы. Источниками материального обеспечения монастыря были: проценты с неприкосновенного капитала, пожертвования, церковные доходы (продажа свеч и просфор, кошельковые, кружечные, молебенные), выручка от хождения с чудотворными иконами, деньги за продажу сельхозпродукции, доход с постоялых дворов и гостиницы. Все насельники добросовестно выполняли свои обязанности и соблюдали монастырский устав. Богадельни не было в монастыре, но каждый год пустынь давала кров и кормила странников, они оставались в монастыре на день-два. В 1916 году богомольцев прошло через пустынь 8900 человек. Благочестивые обычаи монастыря – два крестных хода: к Васильевской Едковской церкви и в деревню Обухово. В 1916 году в Заоникиевой пустыни обитали 39 насельников: настоятель, 4 иеромонаха, 2 иеродиакона, 4 манатейных монаха, 5 рясофорных послушников и 23 бельца. Все рясофорные послушники были из крестьян: Виктор Катаев из Вологодского уезда, Павел Павлов и Стефан Непомилуев из Вельского уезда, Николай Упадышев и Иван Пешков из Тотемского уезда. 20 бельцов были также из крестьян, 3 человека - из другого сословия: коллежский секретарь Алексей Поликарпович Богоявленский (письмоводитель в монастыре), сын священника Николай Васильевич Соколов и мещанин Николай Иванович Миролюбов. Паспортные обитатели монастыря трудились по обету или были послушниками на испытании. Они выполняли разные работы в монастыре: шили одежду и обувь, ухаживали за скотом, трудились в полеводстве, столярничали, плотничали и т.д. В 1918 году церковь отделена от государства. Всё имущество и земли Заоникиевского монастыря были национализированы. В своём отчете игумен Марк писал в 1918 году: «В хозяйственном отношении обитель находится в самом жалком положении. Все земли, принадлежавшие ей, с живым и мертвым инвентарём, взяты коммуной. Нет ни лошади ни коровы. Обитатели обители постоянно терпят оскорбления от коммунистов, выражающихся в постоянных придирках к братии, доносах. Они ругаются самыми скверными словами и часто в горячке угрожают убить. Обители нет спокойствия от постоянных обысков, а равно и возводимых обвинений в агитации и чтении будто бы воззваний и т.п.».

http://sobory.ru/article/?object=06923

В заключение беседы Сталин предложил Молотову составить проект коммюнике для радио и газет. В обсуждении текста коммюнике участвовали Сталин, митрополиты Сергий и Алексий. Текст был опубликован на следующий день в «Известиях». Сталин проводил митрополитов до дверей своего кабинета, а митрополита Сергия, взяв «под руку, осторожно, как настоящий иподиакон, свел его по лестнице вниз и сказал ему на прощание: «Владыко! Это все, что я в настоящее время могу для вас сделать». И с этими словами простился с иерархами» 414 . Момент в истории Русской Церкви был поистине исторический. Правительство, допуская избрание Патриарха, открытие приходов и духовных школ, откровенно признавало несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения ее из жизни народа. По существу были заключены условия своего рода «конкордата», который в основном государственная власть соблюдала вплоть до начала хрущевских гонений. Архиерейский Собор состоялся через четыре дня после встречи в Кремле – 8 сентября 1943 г. в новом здании Патриархии в Чистом переулке. Это был первый Собор после 1918 г. В его деяниях участвовало 19 архиереев – все, кто в это время находился на кафедрах на неоккупированных территориях: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий) , Сарапульский Иоанн (Братолюбов), Казанский Андрей (Комаров), Куйбышевский Алексий (Палицын), Уфимский Стефан (Проценко), Горьковский Сергий (Гришин), Ярославский Иоанн (Соколов) , Рязанский Алексий (Сергеев), Калининский Василий (Ратмиров), Новосибирский Варфоломей (Городцев), Саратовский Григорий (Чуков), епископы Молотовский Александр (Толстопятов), Курский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов). На Собор многих архиереев доставляли на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Михаила, его задачи и цели, которые оно стало преследовать, вызвали большое внимание к себе и горячее сочувствие православного населения епархии во всех слоях общества. Так, один из настоятелей монастыря прислал 150 руб. денег, с просьбой употребить их на просветительную деятельность братства. Один казак представил 100 руб. на усиление средств по ведению братством религиозно-нравственных чтений в епархиальном доме. Деньги эти обращены в процентные бумаги и должны храниться, как неприкосновенный капитал, с употреблением процентов с него на указанный предмет. Ко дню Высочайшего посещения Государем Императором Николаем Александровичем города Чернигова и его святынь 5 сентября 1911 года Черниговским губернским земством был выстроен большой деревянный дом на городской земле для бесплатного ночлежного приюта, стоимостью в 15.600 рублей. По единодушному постановлению Губернского земства и Черниговской городской думы дом этот с оставшимися от постройки материалами, подарен земством братству св. Михаила. Для устройства изгородей и служб при этом доме, очага для горячей воды и проч. надобностей Черниговская губернская земская управа выдала братству в пособие единовременно 200 руб. Черниговский губернский комитет попечительства о народной трезвости выстроил ко дню того же посещения Государем Императором Николаем Александровичем города Чернигова большой деревянный дом на земле Троицкого архиерейского домоправления, стоимостью до 5 тысяч рублей, для приюта богомольцев, и также подарил его братству св. Михаила. Администрацией Черниговского кафедрального собора передано в ведение братства св. Михаила большое помещение соборной чайной, в которой находят приют богомольцы, – и отпускается на содержание ее 100 руб. в год. От разных лиц поступали пожертвования в пользу братства. Комитет по устройству народных религиозно-нравственных чтений устроил в епархиальном доме 24 народных чтения (19 религиозно-нравственных и 5 палестинских). Чтения состояли из отделов: 1) догматического (об истинах святой православной христианской веры, по руководству доктора богословия, архиепископа Владимирского Сергия); 2) о христианской нравственности в назидательных примерах святых христианской и православной русской Церкви (по синодальному изданию житий святых в русском переводе); 3) русской и 4) церковной истории; 5) астрономии (элементарные сведения о планетах и движении их); 6) о вреде пьянства; 7) о Святой Земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

На синодальном столе находился «вестовой» колокольчик 2145 . 21 апреля 1721 года, заслушав справку, что в Сенате в коллегии иностранных дел для переездов чрез Неву имеется по буеру и верейке, Синод определил писать к стольнику Потемкину о присылке в Синод буера и четырехвесельной верейки с матросами 2146 . Суда эти требовались Синоду для частых переездов чрез Неву «к строению семинарии и гагаринского дома», в Александро-Невский монастырь, в море, на Котлин, за строительными материалами. На Котлине находилась контора строений, или управление, под начальством Меншикова, заведовавшая всеми казенными постройками в столице. Буер был снаряжен четырьмя пушками 2147 . IV В Москве Синод помещался в патриарших палатах. Собираясь в Москву, Синод, в сентябре 1721 года, распорядился очистить патриаршую крестовую палату и «знатныя» келлии патриаршего дома, заменить в крестовой палате каменный пол со ступенями деревянным без ступеней «добрым мастерством», подмазать стены алебастром, устроить новую печь, расширить, сколько можно, окна, вместо слюды «в знатных палатах» вставить в окна «доброе французское стекло» в дереве, а не в свинце, и убрать «окончины». Для секретарей и канцелярии очистить помещение казенного приказа и казначейские келлии, а казенный приказ и казначейство перевести в монастырский приказ 2148 . Над помещением казенного приказа, где теперь водворялась канцелярия Синода, нужно было устроить новую крышу. На ремонт употреблено было до 850 рублей, в том числе свыше пятисот на строительные материалы, до ста на прокормление мастеровых, остальное уплачено подрядчикам. Деньги были взяты из монастырского приказа. Патриарший конюшенный двор оказался занят огромными складами материалов мундирной канцелярии, и военная коллегия оказалась не в состоянии немедленно исполнить требование Синода об очистке двора. Особенных забот стоило убранство зала заседаний. В нем помещались: стол, покрытый зеленым сукном; кресла, крытые красным сукном; во главе стола – царское место под балдахином из «добраго пунцоваго бархата», вышитого золотом, с золотыми позументами. Двери и окна в зале были тоже обиты зеленым сукном. Чтобы не терять времени на выбор материала и торг, Синод предписал «торговому человеку» Ивану Сидорову поставить «самый лучший материал» и взял у него подписку, что он покажет товару свою покупную цену и удовольствуется прибылью для себя в десять процентов. Вышивка была поручена старицам московского Вознесенского монастыря. Сидорову уплачено за материал 2500 рублей, старицам за работу 40 рублей, на 25 рублей истрачено червонцев на позолоту, архитектору Зарудневу выдано 100 рублей на мелочные расходы и 100 рублей за наблюдение за производством работ.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Однако по получении сообщения от архиеп. Андрея о начале служения в Свято-Троицком соборе митрополит Сергий переменил свое решение и вручил о. Николаю по приезде его в Ульяновск 12 октября указ 587 от 11 окт.1942 г. о назначении епископом Саратовским, вместо номинально имевшего титул Саратовского архиепископа Андрея, пребывавшего в Куйбышеве и уже перемещенного в Казань, по причине закрытия всех храмов Саратова. 13 октября о. Николай был пострижен в монашество с именем Григорий (решение митр. Сергия), в честь сщмч. Григория, просветителя Армении. Присутствовали 4 архиерея: митр. Сергий, еп. Уфимский Стефан (Проценко), специально вызванный для этой хиротонии (возведенный 10 октября в сан архиепископа) и ожидавший прибытия прот. Николая в течение 3 недель в Ульяновске, архиепископы Рязанский Алексий (Сергеев) и Куйбышевский Алексий (Палицын), который постригал. По пострижении он сказал хорошую речь о Павле Препростом, которого преп. Антоний сначала не хотел постригать из-за старости и который, по словам Антония, затем в подвигах был даже выше его. Обряд прошел, по отзыву очевидцев, «очень умилительно», многие плакали, певчие-монахини от волнения даже прервали пение «Объятия Отча…». После всенощной было наречение, после которого «очень растроганный», как он писал, «избранный и нареченный» иеромонах Григорий сказал благодарственное слово: «Ваше Блаженство, Богомудрые Архипастыри! Волею Божию и Вашим избранием я, недостойный, возвожусь на высокую степень архиерейства. Никогда я не мечтал об этом высоком сане и думал, что моя активная церковная деятельность уже окончилась, и, не умея быть праздным, я уже занялся подытоживанием всей моей прежней религиозно-просветительной работы. И вдруг, неожиданно, я слышу призыв твой, Блаженнейший Первостоятель нашей Русской церкви, «препоясать чресла свои и идти на делание на ниве Господней». В великое смущение пришел мой дух от этого зова, и не сразу я откликнулся на него, боясь и величия сана, и соединенной с ним огромной нравственной ответственности, и сознавая слабость моих дряхлеющих сил в этот, уже одиннадцатый час моей жизни.

http://bogoslov.ru/article/1368994

Г. Григорьев на 1,150 рублей, 3. А. Поплескин на 300, Г. Р. Шаров, Н. Д. Егоров на 200, И. И. Пирогов, Ф. Леонтьев, В. Е. Репин, на 100. Наконец, 1,850 рублей заплатил по счетам из своих средств церковный староста И. И. Кокин и 700 рублей братство. В 1891 году в братском доме была приспособлена квартира для помещения городского начального училища. Цель у братства при этом была двоякая: получать арендную плату и воспользоваться училищем для обучения в нем содержащихся в приюте детей, которое доселе в приюте не имело правильной постановки. Переделка потребовала снова до 4,000 рублей, и эта сумма была покрыта главным образом пожертвованиями: И. П. Столетова в 1,000 рублей, Я. А. Брусова и С. А. Смурова по 300, А. Н. Тряничева, И. И. Пирогова, С. А. Иванова и Н. П. Брусницына по 200, В. И. Лихачева и А. М. Игнатьева по 100 рублей. А. И. Волков и торговый дом Громова и Ко отпустили материалов – первый на 300 и второй на 100 рублей, не потребовав уплаты. Братство приплатило по всем счетам только 650 рублей. Наконец, к двадцатипятилетию храма в 1896 году снова был произведен его ремонт, причем М. Я. Брусов пожертвовал 3,000 рублей и А. Н. Тряничев 2,895. С основания братства и до 1893 года число призреваемых не изменялось: 6 стариков и 20 детей, а в этом году число первых увеличено до 8 и вторых до 25. В 1899 году содержалось в богадельне 9 стариков и в приюте 30 воспитанников. По отчету за 1899 год братство получило около 13,150 рублей, из них членских взносов 822 рубля, кружечного сбора 1,634, процентов на капитал 4,497 рублей. Израсходовало за тот же год 6,922 рубля, в том числе на содержание приюта и богадельни 5,221 рубль, в пособие причту 480 рублей. Но списку 1899 года братство считало в своей среде 31 почетного члена, 167 постоянных и 138 действительных. Капитал братства к 1900 году возрос до 122,655 рублей. Братство состоит под покровительством Его Императорского Величества Государя Императора. 30 В очерке учреждения братства, помещенном в отчете за 1892 год, не все обстоятельства изложены согласно с данными первых отчетов братства. Читать далее Источник: Приходская благотворительность в Петербурге: Ист. очерки С.Г. Рункевича. – Санкт-Петербург: тип. Гл. упр. уделов, 1900. – VIII, 313, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Из пожертвований более значительными были: от А. Н. Муратова 3,200 рублей при его жизни и 1,000 по смерти на поминовение; от Г. А. Тимофеевой 1,200 при жизни и 2,000 по завещанию, на содержание столовой для бедных по праздникам; от В. Н. Вансович 1,000 рублей; по завещаниям Е. В. Алексеевой, О. И. Гербель, П. А. Арефьева, П. Г. Петрова – по 1,000 рублей; 500 от Ф. Д. Булина и по завещанию А. А. Синелобова; по 300 от В. А. Ратькова-Рожнова и Н. С. Сампсонова, по 100 рублей от В. Д. Васильева, И. И. Домонтовича, И. И. Захаровой (по завещанию), М. М. Мясниковой, Е. И. Петровой, М. Г. Петрова, Н. Ф. Родрихс (по завещанию), Е. Н. Сивохина, Е. А. Успенской , четыре раза от неизвестных лиц и однажды за упокой трех имен. Председательствовали в совете общества неизменно командиры полка, генерал-майоры: князь Н. И. Святополк-Мирский, Г. И. Домонтович, А. И. Пантелеев и В. В. Пенский; дочь председателя, М. А. Пантелеева и диакон Н. П. Благодатский бесплатно учили детей в приюте. Доктора Грибовский и Пахомов оказывали безмездно медицинскую помощь. Мысль об основании Введенского общества принадлежала священнику Евстафию Васильевичу Крюкову. Переведенный к Введенкой церкви от Троицкой церкви Измайловского полка, где приходское благотворительное общество существовало с 1870 года, он принес в новый свой приход и идею, и свои практическая знания, и немало поработал над учреждением и организацией общества и впоследствии. Он скончался, в сане протоиерея, в 15-й год существования общества. Его сотрудником и. ревностным, старателем общества был почивший в тот же год протоиерей А. П. Знаменский . За 24 года существования общества получено на приходе около 236,000 рублей. Из них в настоящее время у общества остается 96,000 рублей. В отличие от других благотворительных приходских обществ источники поступлений проявляли все почти время довольно резкие колебания: членский взнос – между 2,064 и 443 рублями, кружечный сбор между 1,936 и 356, пожертвования материалами между 1,459 и 355 рублями, притом с заметным прогрессивным понижением ежегодных цифр по каждой статье. Только доход с недвижимости (дома) и проценты с капитала стояли устойчиво, первый на сумму около 2,500 рублей, а второй доведен в последний отчетный год до 3,500 рублей. Из статей расхода может обращать внимание то, что на ежемесячные пособия общество расходовало менее, чем на единовременные, при общем расходе на те и другие свыше 1,500 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

_________ Первоначальный устав общества утвержден 5 сентября 1870 года. Потом устав был переработан, в зависимости от расширения деятельности общества, и в новом виде был утвержден 11 января 1895 года. В последнем уставе не был предусмотрен сбор по подписным листам, и так как состоялось распоряжение министерства внутренних дел о воспрещении благотворительным обществам всякого рода публичных сборов, не предусмотренных уставом, то явилась нужда тотчас же дополнить устав новым параграфом о сборе по подписным листам, – что и было сделано. _________ За 27 лет существования общество получило пожертвований и процентов на свои капиталы 195,000 рублей, из коих оставалось к 1898 году капитала около 40,000 рублей. За 1895 год доход общества сложился из следующих поступлений: членских взносов 344 рубля, единовременных пожертвований 67, кружечный сбор 879, подписка па листах 1,358 и проценты с капитала 1,572 рубля. _________ На выдачу пособий нуждающимся общество ежегодно расходует около 800 рублей, остальные деньги идут на содержание богадельни, приюта и убежища. Здание общества – каменный четырехэтажный и деревянный на каменном фундаменте двухэтажный флигель и каменная прачечная – занимают места с двором 200 квадратных сажен. Они расположены по Упраздненному переулку 9. Убежище для мальчиков помещается в доме Фоминой, по Торговой улице 30. Как и другие благотворительные общества, Малоколоменское общество состояло во взаимодействии с Императорским Человеколюбивым обществом, и это взаимодействие сохранилось, хотя и в более слабой, чем прежде, степени до последних дней. XV. Общество вспомоществования бедным в приходе Преображенского всей гвардии собора Открытие общества. – Деятельность в первый год. – Развитие деятельности. – Собственный дом. – Бесплатные квартиры. – Пожертвование П. И. Долгина. – Богадельня. – Дневной детский приют. – Постоянный детский приют (интернат). – Главнейшие жертвователи и деятели. – Заметка о средствах общества и расходах и о составе общества. Устав общества вспоможения бедным в приходе Преображенского всей гвардии собора утвержден министром внутренних дел 15 ноября 1870 года, а открытие общества состоялось 3 января 1871 года, в соборе, после прочтения устава и сказанного настоятелем слова, при многочисленном собрании прихожан.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Родился будущий пастырь, в миру Стефан Владимирович Проценко, в 1874 (1869?) году в селе Карповка Славянской волости Изюмского уезда Харьковской губернии в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу, с детства тянулся к Церкви, любил петь. По военному призыву Стефан Владимирович Проценко оказывался в Санкт-Петербурге, где служил в лейб-гвардии Семеновском полку рядовым. Во время службы в столице неоднократно посещал Кронштадт, встречался со св. прав. Иоанном Кронштадтским , по совету которого и ушел в монастырь. В 1895–1917 гг. подвизался в монастырях на Русском Севере (в Олонецкой епархии): в Сяндемской и Никифоровской пустыни, позже – в Кирилло- Челмогорском мужском монастыре близ Каргополя. Там был пострижен в мантию с именем Серафим, рукоположен во иеромонаха. В 1917–1923 гг., по благословению митрополита Петроградского Вениамина, уроженца Олонецкого края, о. Серафим открыл в Петрограде подворье Челмогорского монастыря (на Боровой улице, 40), и его стараниями был построен храм при подворье. Тогда же он был возведен в сан игумена, в 1919–1924 гг. служил настоятелем храма прп. Кирилла Челмогорского в Петрограде. Возведен в сан архимандрита. В годы служения о. Серафима на Челмогорском подворье сложился круг его духовных чад, среди которых наиболее близким по духу человеком, верной духовной дочерью и ближайшей помощницей становится Вера Владимировна Коржавина (в монашестве – Варвара, позже, в схиме, – схимонахиня Таисия). Будущая схимонахиня родилась в Санкт-Петербурге в 1892 г., в мещанской семье. С отличием закончила Мариинскую женскую гимназию (1908) и педагогические курсы при ней (1910). До революции преподавала в женской гимназии, после 1917 г.– в школе. О своей глубокой любви к Церкви она никому не говорила. В 1922 году, на одре смертельной болезни, приняла тайный постриг с именем Варвара на Кирилло-Челмогорском подворье, решив, что будет преподавать в школе, пока ее не станут принуждать отречься от Бога. Постриг над нею был совершен иеромонахом Серафимом (Проценко), с которым м. Варвара была знакома с 1917 года, когда он начал устраивать подворье в Петрограде. Вскоре она поправилась. С этого времени м. Варвара – ближайшая помощница, а с 1925 г. – келейница о. Серафима. После закрытия подворья на Боровой, до 1932 г., архимандрит Серафим служил в церкви Пекинского подворья на Воронежской улице.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010