С первого же года совет нашел возможным выдавать старушкам, помещавшимся в доме общества, пищу, а впоследствии – одежду и обувь. Таким образом, даровые квартиры преобразовались в приют. С течением времени число призреваемых увеличивалось и в 1899 году их было уже 18. Последние отчеты общества удостоверяют, будто общество еще в 1887 году учредило у себя церковно-приходскую школу. Во всяком случае, в настоящее время школа общества именуется церковно-приходской. В 1897 году открыта епархиальным училищным советом двухклассная церковно-приходская школа. В том же году при школе общества открыты классы черчения и рисования, – по мысли председателя совета и учредителя общества М. Е. Петрова, высказанной еще в 1894 году. Училищный совет обязался давать содержание одной учительнице, управа прибавила на содержание школы 100 рублей, общество обязалось давать 200 рублей, на содержание классов рисования и черчения. В конце 1899 года в школе обучалось 88 мальчиков и 76 девочек. В двухклассной же школе обучалось всего 3 мальчика и 1 девочка; больше не набралось учащихся. На классы черчения и рисования, кроме 200 рублей от общества, поступает 300 рублей от охтенской управы и 540 рублей от комиссии по техническому образованию Императорского русского технического общества. В последний год техническое общество нашло возможным учредить особый класс черчения, отделив его от класса рисования. Классы посещались от 31 до 55 учащихся. По отчету за 1899 год в богадельне общества было на призрения 18 женщин. В школах общества, названных церковно-приходскими, учащихся было 164: 88 мальчиков и 76 девочек. Ежемесячные пособия выдавались девяти лицам и семьям, ежемесячно по 26 рублей, единовременных выдано 852 рубля, в том числе 318 рублей от Императорского Человеколюбивого общества. На приходе было всего 6,663 рубля, в том числе членских взносов 1,140 рублей, кружечного сбора 410 рублей, процентов с капитала 1,603 рубля, дохода за квартиры 534 рубля. Расхода по дому было 1,143 рубля, по школам 1,367 рублей, по убежищу-богадельне 551 рубль. На январь 1900 года оставалось 43,152 рубля.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Так мыслит о своей статье пишущий сии строки проф. Голубев. Совершенно иначе отзывается о ней проф. Титов. Он считает ее чисто сказочным произведением, обнаруживающим грубое историческое невежество автора, грубое извращение им исторических данных, намеренную и заведомую фальсификацию их, – произведением, переполненным буффонадными фразами, грубой и бесцеремонной лживостью, гнусными и недостойными честного человека инсинуациями, пошлыми выходками (между прочим, против Киево-Печерской Лавры), – произведением, представляющим собой quasi – ученый пасквиль и т. д., и т. д., от начала до конца. Статья моя, по мнению профессора Титова, «должна всякого беспристрастного читателя убеждать в том, что автор её или совсем не имеет здравого разума, или если имел его прежде, то потерял в последнее время, и во всяком случае во время написания им сказки про белого бычка его размышляющая сила почему-то бездействовала». Жестоки слова сии! Но проф. Голубев, очевидно, до такой степени огрубел в грехах своего исторического невежества, что его не пробирают душеспасительные словеса достопочтеннейшего отца протоиерея Ф. И. Титова и он «с грубым высокомерием ученого монополиста» и «с хлестаковским апломбом» (беру выражения из статьи о. Титова) обращается к нему с нижеследующим предложением: 1) В Киевской Духовной Академии учреждается стипендия на процент с капитала в 6 тысяч рублей. 2) Деньги для образования сей стипендий вносятся или проф. Голубевым или проф. Титовым посредством ежемесячных, в течении двух лет, начиная с 1908 года, вычетов из жалования того или другого по приговору ученой комиссии. 3) Комиссия эта имеет дать положительный или отрицательный ответ по нижеследующим проф. Голубева утверждениям: а) Статья его, проф. Голубева, помещенная в декабрьской книжке Трудов Киевской Духовной Академии за 1906 год, под заглавием: «Объяснительные параграфы по истории западнорусской церкви», представляет действительную, а не фальшивую ценность, ибо устанавливает вполне верный взгляд на мнимые открытия проф. Титова и попутно исправляет и другие вкравшиеся в нашу библиографию ошибочные мнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Такие мысли, выписанные из обзора десятилетия Сампсоновского общества, предносились при учреждении общества. Первый заговорил об учреждении благотворительного общества в Сампсоновском приходе действительный статский советник М. Г. Петров, пожертвовавший на это дело 2.000 рублей. Потребность в благотворительном обществе чувствовалась для Сампсоновского прихода, расположенного на окраине столицы, сильнее, чем для других столичных приходов: не говоря уже о том, что Выборгская сторона в среде своего населения имела много бедняков, нуждающихся в помощи самое имя покровителя прихода, преподобного Сампсона Странноприимца, земная жизнь коего посвящена была делам благотворения, не могло не располагать к подражанию делам святого подвижника. Настоятель сампсоновской церкви, священник А. И. Ярославский встретил предложение Петрова с распростертыми объятиями. 24 декабря 1373 года был утвержден устав общества, а 13 октября 1874 года состоялось открытие общества, избрание членов совета и первое заседание. В первый год общество собрало до 7.428 рублей. Деятельность ограничивалась выдачей ежемесячных и единовременных пособий. «При разборе «прав» на пособие выяснилось, что в сущности просящая нищета имеет три главных вида. Первый – старики, за дряхлостью не могущие работать, и калеки; это нищета непоправимая, до смерти, ежедневно нуждающаяся в попечении благотворителей. Второй вид – люди временно несчастные, обедневшие вследствие болезни, пожара, прекращения спроса на работу и т. п., – эти нуждаются во временной помощи. Наконец, третий вид – лица, для которых нищенство прибыльный промысел, а нищета – предлог для тунеядства и ничегонеделанья». Первый разряд нищих, составляя определенный процент населения прихода, ни быстрому возвышению, ни значительному численному понижению не подвергается; организация постоянной помощи для таких возможна, стоит только иметь соответственный неприкосновенный капитал, приносящий процентами сумму, необходимую на покрытие расходов по обеспечению нуждающихся этого рода. Во втором разряде возможны самые широкие колебания: капитал неприкосновенный здесь не удовлетворяет цели в полной мере. Совет высказал даже такую однажды мысль, что «от определения программы своих действий в отношении к этой категории нуждающихся благотворительное общество вынуждено бывает отказаться; сюда .должна быть направлена личная благотворительность, личное милосердие членов общества и если такая благотворительность все же не может не подчиняться некоторым правилам, то лучшее из них: оказывать помощь прямо необходимым, но не деньгами».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

С этих пор деятельность общества не изменялась и состояла в выдаче денежных пособий бедным, от 1,100 до 1,200 рублей в год, и в содержании богадельни для старух. Единственная перемена за все последующие годы была та, что с 1893 года в богадельне содержится обыкновенно 19 лиц. Содержание каждой призреваемой, считая квартиру, стол, отопление и освещение, обошлось обществу за последний отчетный год в 57 рублей 44 копейки, или по 151 1 / 2 копеек каждой в день. За последний отчетный год, 1898-й, общество имело на приходе 4,063 рубля, в том числе: членских взносов 547 рублей, кружечного сбора 926, сбора по подписным листам, рассылаемым по домам, 809 и процентов на капитал 1,678 рублей. Расход был: на выдачу пособий ежемесячных, 35-ти лицам, 976 рублей и единовременных 141 рубль, на содержание богаделенок пищей 395 рублей и плата за квартиру 696 рублей. К 1899 году у общества оставалось капитала 41,581 рубль. Председателями совета общества всегда состояли настоятели: первым – протоиерей П. Л. Весин, а после него протоиереи: с 1890 года В. Ф. Глебов и с 1893 года – И. Г. Полканов. Главнейшими благотворителями общества были: с 1877 года И. А. Яковлев, жертвовавший ежегодно, по 1881 год, по 100 рублей; с 1879 года – лицо, желавшее остаться неизвестным, жертвовавшее ежегодно, до 1886 года, от 120 до 150 рублей; с 1880 года графиня Н. А. Стенбок-Фермор ежегодно, жертвовала по 100 рублей и столько же, около 10 лет, вписывала по подписному листу; Г. П. Елисеев в 1888 году пожертвовал в память А.. Ф. Елисеевой 500 рублей и в 1892 году завещал 5,000 рублей. В 1890 году пожертвовала П. М. Крюкова, на поминовение, 2,000 рублей. В. В. Алексеев пожертвовал свыше 600 рублей, Е. H. Корякина завещала около 300, 300 рублей передали душеприказчики Н. А. Погребова, 200 рублей пожертвовала А. И. Козлова, по 100 рублей: И. Р. Петухов, В. В. Ведров, И. Тимофеев (по завещанию), Буняков (тоже по завещанию), Ф. Л. Ражиев и пинежская артель и 100 рублей пожертвовано в память С. Хазовой. В 1892 году общество выиграло 250 рублей по билету лотереи в пользу голодающих. Приказчик Ф. Логгинов в последние годы доставляет обществу по подписному листу ежегодно около 150 рублей. Другим, еще более усердным сборщиком для общества был в прежние годы А. А. Молчанов.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Благочинные священники Павел Соколов и Лавр Петровский донесли Консистории, что при церкви села Зверинца, Ростовского уезда, перелит разбитый 123 пудовый колокол с увеличением веса до 183 пудов 11 фунтов, на что употреблено 1257 руб 33 3/4 коп., пожертвованных доброхотными дарителями, из которых более других пожертвовано: крестьянской вдовой Татьяной Васильевной Гавриловой 500 руб, крестьянином Осипом Николаевичем Комаровым 150 руб, церковным старостой крестьянином Артемием Васильевичем Шмаровым 100 руб. (ЯЕВ 5 от 3 февраля 1871 г.) О преподании благословления Святейшего Синода: Вследствие ходатайства Его Высокопреосвященства Нила, Архиепископа Ярославского и Ростовского, преподано благословление Святейшего Синода: " … крестьянину села Зверинца Михаилу Кудряшеву за приобретение на благоустроение тамошней приходской церкви до 5000 руб., о чем выданы установленные на сей предмет грамоты. (ЯЕВ 39 от 1 октября 1866 г.) В селе Зверинце, Ростовского уезда, продать завещанный в церковь крестьянином Алексеем Гавриловым дом за 800 руб., с тем, чтобы деньги сии обращены были в процентные бумаги на имя церкви. (ЯЕВ 17 от 28 апреля 1871 г.) Список священников: 1635 - Матфей Иванов; 1665 - Семен Матфеев (сын); 1749-1762 - Михаил Семенов; 1776-1781 - Алексей Михайлов, Моисей Семенов; 1781-1803 - Стефан Иванов; 1803-1818 - Николай ...; 1818-1821 - Алексей Фатьянов; 1824-1860 Ильинский Стефан Иванович; 1860-1886 Милорадов Николай Арсеньевич; 1886-1914 Великосельский Иван Васильевич; 1914-1930 Благовещенский Михаил Рафаилович; 1930-1932 был прислан священник, отслужил два года, и церковь была закрыта. После 1932 года церковь использовалась как склад. Ф. 230. Оп. 1. Т. 1. Д. 607. Дело о постройке новой церкви взамен старой деревянной в селе Зверинец Ростовского уезда. 01.01.1801–31.12.1801.; Ф. 230. Оп. 5. Т. 1. Д. 1365. Опись церковно-ризничного имущества церкви села Зверинец Ростовского уезда за 1860 год. 01.01.1860–31.12.1810.; Ф. 230. Оп. 13. Т. 3. Д. 6498. Дело о сборе пожертвований на постройку новой деревянной церкви в селе Зверинец Ростовского уезда взамен сгоревшей. 01.01.1877–31.12.1880.;

http://sobory.ru/article/?object=13045

В 1883–1884 гг. по проекту епархиального зодчего Г.И. Карпова вместо деревянной колокольни была возведена каменная звонница, а также пристройка к алтарю, недалеко от которой был похоронен писатель И.И. Лажечников. Около 30 лет священником храма, имевшего свой приход, был прот. Николай Афанасьевич Ветвеницкий, составивший историю кладбища, а последним перед революцией настоятелем назван прот. Андрей Константинович Бургов. Митрофаниевская церковь закрыта и снесена в 1929 г., но еще раньше, в мае 1924 г., был закрыт нижний придел, затопленный водой. На Митрофановском городском кладбище три церкви: - Первая – во имя св. и чудотворца Митрофана, епископа Воронежского, зданием каменная, пятиглавая. Престол в ней один, освященный в 1849 г. В 1858 г. иждивением церковного старосты Галактиона Кудрявцева в подвальном этаже этой церкви устроен придел во имя св. Московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. - Вторая  церковь Всемилостивого Спаса деревянная, на каменном фундаменте получила начало в 1835 г. Придельный храм во имя Божией Матери Неопалимая Купина освящен в 1841 г. - Третья церковь каменная, двухэтажная, с таковою же колокольнею, построена на собственное иждивение коллежского советника Алексея Кекина в 1885 г. В двух этажах два престола: на первом – во имя св. семи Ефесских отроков, во втором этаже – во имя св. Духа. Причт сей церкви состоит: из 2 протоиереев, 3 священников, 4 диаконов и двух псаломщиков. Священно-церковно-служители имеют помещение в церковных домах; жалования не получают, а довольствуются доходами от исправления церковных треб и процентами с капитала в 30 479 руб., разновременно разными лицами пожертвованных в пользу причта. Настоятель, протоиерей Евграф Иванович Мегорский… в 1865 г. рукоположен во священника и определен в Новгородский Кадетский Корпус, в 1875 г. определен на должность ректора семинарии и возведен в сан протоиерея, в 1890 г. определен настоятелем сей церкви; имеет ордена: 2-й Анны, 3-й Владимира… Протоиерей Николай Данилович Белороссов… в 1863 г. рукоположен во священника к церкви св. Николая в Брюсселе, при доме посланника, в 1873 г. возведен в сан протоиерея, в 1877 г. определен к сей церкви… Священник Федор Иванович Лукин… рукоположен в 1859 г. во священника к сей церкви… Священник Николай Афанасьевич Ветвеницкий… в 1866 г. рукоположен во священника к сей церкви… Священник Стефан Иванович Чернявский… в 1894 г. рукоположен во священника…

http://sobory.ru/article/?object=37515

Воскресенский храм строился три года, а освящен в 1710 году. К западной стороне храма примыкала столповидная колокольня с четырьмя в каждом ярусе полуколоннами. Колокольня высотою до звонов составляла 9,5 м, увенчана была шишкообразным куполом с высоким железным шпилем с золоченым крестом. Росписями стен церковь украшена на средства пономаря Петра Паюсова, а писали живописцы Стефан Красильников и Иван Скрипин. Воскресенский приход к 1780 году стал самостоятельным. Возрожденный приход стал состоять из 766 человек (не считая детей). Это люди разных сословий: военные, дворяне, разночинцы, но в основном крестьяне, купцы и мещане. Прихожанами были жители сельца Воскресенское, включенного в состав города по плану, утвержденному Императором Александром I в 1805 году. В начале 19 века близлежайшая к храму земля стала застраиваться. По инициативе и средствами великоустюжского купца Алексея Петровича Воробьева была построена одноэтажная каменная богадельня, сейчас это ул. П. Покровского, 4. Для содержания ее верующий купец внес капитал в размере 5000 рублей, на проценты от которого содержалось 15 немощных людей. Данное заведение построено не случайно напротив обыденной церкви с приделом Тихвинской Богоматери - Заступницы милосердия. В 20 веке в нем размещалась: карета скорой помощи, детская поликлиника, инфекционное отделение городской больницы. На средства устюжской купеческой вдовы Анны костровой построен отдельный дом для церковнослужителей, он до сих пор сохранился. В конце 19 - начале 20 в. храм перестраивался и благоустраивался. В нем сохранились древние иконы, среди них особо выделились богато украшенные Спаса Нерукотворного, Воскресения Христова и Тихвинской Богоматери. Большая роль в приходе принадлежала личности священника. Одним из последних был Пономарев Алексей Викторович. Он совершал богослужения в храме с 1909 года, имея уже большой опыт священничества. По решению городской власти 1 марта 1930 г. прекратился колокольный звон всех церквей Устюга, в т.ч. Воскресенского храма, а вскоре он был закрыт, колокола сняты для переплавки. Так постепенно исчезли ограда вокруг церкви и колокольня. Здание было передано Профсоюзу, в нем размещалась лыжная база и клуб, который в 1937 году получил название «Имени двадцатилетия Октября». Полностью здание храма исчезло с началом строительства на этом месте мебельной фабрики в 1946 году.

http://sobory.ru/article/?object=38189

Вторая деревянная церковь - во имя свт. Николая - была построена в 1709 г. Сначала она была окружена крытой галереей со всех сторон, исключая восточную. Из галереи в отверстия, сделанные в капитальных стенах, была видна внутренность церкви. С течением времени, из-за отсутствия ремонта, галерея была разобрана, сама церковь осела и стояла в запустении около 20 лет, пока в 1885 г. не был произведен капитальный ремонт. При этом церковь была обшита снаружи, окрашена и покрыта железом. Внутри был установлен новый иконостас, сделан новый пол, окрашены стены. В 1885 г. приход был включен в состав Уемско-Лисестровского миссионерского комитета 2-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в слабой степени были заражены старообрядческим расколом). Жертвователи: процентные бумаги в пользу церкви пожертвовали прихожане (300 руб.), купеческая вдова Екатерина Казакова (300 руб.), архангельский купец Александр Казаков (300 руб.). Прихожан к 1 января 1894 г. было 1083 человека. Священники: Иоанн Федоров Накропин 1734-1754 г.г.; Иоанн Минин до 1772 г.; Стефан Федоров Петров до 1782 г.; Василий Савин Жаравов до 1786 г.; Петр Егоров Саксин по 21.11.1823; Матфий Васильев по 4.2.1828; Федор Константинов Носов до 15.12.1831; Козма Сергиев Федоровский по 1835 г.; Федор Васильев Жаравов по 1839 г.; Иоанн Михайлов Ивановский до 8.1840; Василий Григорьев Кочерин до 1843 г.; Иоанн Ильин Иванов (входящий) с 7 мая по 9 сент. 1843 г.; Петр Алексиев Титов и Михаил Смирнов - оба по два раза до 3.7.1886. Церковный староста: Михаил Голенищев 1887 г. Библиография: АЕИ. - 1885. - - С. 11. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 1 - Архангельск, 1895. С. 175-178. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=61510

Жертвователи: в 1845 г. был приобретен 4-й колокол в 36 пудов на средства унтер-офицера Андрея Лукианова, пожертвовавшего 1000 руб. ассигн., и служивших на заводах людей, приносивших серебряные вещи и осколки, благодаря чему колокол оказался очень благозвучным. В 1862 г. на средства церковного старосты Алексея Корельского деревянные кресты были обложены белым английским железом и выкрашены кроком. В 1887 г. приходской крестьянин Николай Петрович Корельский пожертвовал на ремонт церкви 120 руб. Прихожан к 1 января 1894 г. было: 354 мужского пола и 385 - женского. Жили они очень бедно ввиду сильно распространенного пьянства, хотя зарабатывали достаточно денег на лесопильном заводе (сгорел 14 мая 1894 г.) и в Архангельске. Церковь посещали мало, хотя жили не далее, чем в двух верстах от нее. В 1885 г. приход был включен в состав Уемско-Лисестровского миссионерского комитета 2-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в слабой степени были заражены старообрядческим расколом). Со времени образования прихода по штату в нем состоял один священник, а обязанности причетника исполняли военнослужащие и ученики заводского училища, из которых был образован прекрасный хор, особенно при священнике Евлампии Сампосонове - любителе и знактоке церковного пения, бывшем регенте архиерейского хора, и начальнике заводов Н. А. Корсакове, который был усердным прихожанином церкви и сам любил петь и читать в ней. Впоследствии была введена должность псаломщика. В декабре 1893 г. епархиальным съездом духовенства, по прошению причта, церковь по бедности была освобождена от обложения процентными сборами на 3 года. Священники: Иоанн Жаравов (жил в Ширше еще до образования самостоятельного прихода на правах входящего из какого-либо сседнего прихода или Саломбальского собора); Афанасий Ивановский 1787-1804 г.г.; Антоний Варзугин 1804-1812 г.г.; Андрей Митрофанов 1813-1815 г.г.; Филипп Костылев 1823-1828 г.г.; Василий Иванович Нахоров 19.4.1829-20.9.1839; Василий Михайлович Ключарев 8.11.1839-июнь 1851 г. (очень много потрудился для благосустройства приходского храма); Евлампий Я. Сампсонов июнь 1851-1858 гг.; Михаил Петрович Овчинников 13.8.1858-28.6.1873 (приведший в порядок церковный архив); Димитрий Васильевич Перовский 1873-18.8.1875; Петр Иванович Зуев 19.8.1875-9.12.1876; Стефан Михайлович Афанасьев 1877-1882 г.г.; Александр Ручьев с 29.5.1894. Церковный староста: Николай Корельский 1884-1890? г.г.

http://sobory.ru/article/?object=51072

— Вы с детства чувствовали призвание к музыке? — Родители отдали меня сначала в районную музыкальную школу, потом перевели в центральную, после школы я закончил два факультета консерватории — оркестровый и композиторский, любил слушать хорошую музыку, но никогда не считал, что у меня есть к ней призвание. Параллельно я вливался в церковную школу. В начале войны иподиакон епископа Калужского Питирима (Свиридова) (будущего митрополита Крутицкого) пригласил меня в алтарь, предложил держать посох — я не умел и очень волновался. С этого началось мое церковное служение. Митрополит Уфимский Стефан (Проценко) Но в Москве был голод, холод, квартиры не отапливались, и меня отправили в Уфу к моему дедушке по матери Владимиру Иосифовичу Спасскому. Он был профессором глазных болезней, директором трахоматозного института, заведовал кафедрой офтальмологии в Башкирском медицинском институте. В Уфе я продолжал заниматься в музыкальной школе и прислуживал епископу Уфимскому Стефану (Проценко), будущему митрополиту Харьковскому, во время богослужения. А в 1943 году вернулся в Москву и здесь прислуживал Патриарху Сергию . Его все звали дедушкой, я его очень любил и скорбел, когда он скончался. — До сих пор в православной среде о нем спорят и даже многие священники не одобряют его политику. — Я считаю, что Патриарха Сергия надо причислить к лику святых. Он решился сказать публично явную ложь — что у нас нет гонений на верующих, — но тем самым он спас Церковь. Мудрейший человек был, мог видеть «сквозь землю». Обидно, что многие его не поняли и не приняли — даже Зарубежная Церковь образовалась. Сейчас объединились. На отпевании нашего консерваторского преподавателя педагогики и папиного друга Ивана Ивановича Любимова я познакомился с  Марией Вениаминовной Юдиной . Она сказала мне: «Мы не сможем с вами дружить, потому что вы сергиевец». Действительно, мы так и не стали друзьями, но после ее кончины (а умерла она в 1970 году) меня каждый год 19 ноября просят служить по ней панихиду. После панихиды говорю слово о Марии Вениаминовне. Мне это всегда трудно — и не было у нас личного общения, и вроде бы все уже сказал, но приходится. И одно из таких слов после панихиды вошло в документальный фильм «Портрет легендарной пианистки».

http://pravmir.ru/prot-nikolaj-vederniko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010