Сохранилась ведомость о количестве монашествующих в Сретенском монастыре за 1780 год. В ней указано, что «в заштатных монастырях (третьего класса, находящихся на своем содержании) по указному положению должно быть: строитель – 1, монахов – 6. Итого: 7. Ныне в Сретенском монастыре состоят: игумен – 1, казначей – 1, иеромонах – 1, вдовый поп – 1, послушник – 1. Итого: 5. (Недостает двух человек.) Игумену Арсению указано в ведомости 69 лет . Игумен Арсений заботился о земельных владениях, принадлежащих Сретенскому монастырю. Он писал 26 мая 1782 года архиепископу Московскому Платону (Левшину) о том, что «по писцовым и переписным книгам 129 и 167 годов (то есть 1621 и 1659 годов. – и.И.), и по данной духовной от старца Леонтия Карамышева, и выписки из Земского приказа, и по другим документам значится при монастыре в разных местах монастырской земли довольное число». А больше всего ее значится, отмечал он, «от самого монастыря по Большой Сретенской улице до самых Сретенских ворот, на земле которой тогда стояла слободка, и также позади монастыря, где был двор помянутого Карамышева». О количестве принадлежащей земли написано в выписках. Поскольку монастырь находится на своем содержании, то прежними настоятелями и мной, писал игумен Арсений, «некоторое количество земли и до сих пор отдается по контрактам в наем, а собираемые деньги употребляются на пользу монастырскую. Но частью принадлежащей монастырю земли владеют самовольно обыватели разных зданий без всякого за нее платежа в монастырь». Игумен просил помочь в разрешении данного вопроса . Игумен Арсений обращался и в Каменный приказ для измерения монастырской земли по писцовым книгам и другим письменным документам и для составления обстоятельного плана монастырских земельных владений . В 1782 году начались ремонтные работы в обители. Коллежский асессор Афанасий Аврамович Гончаров 21 марта 1782 года просил благословение архиепископа Платона (Левшина) о поправлении ветхостей в Сретенском монастыре, особенно церкви Марии Египетской, и о помощи обители посильным вкладом. Он жертвовал 1000 рублей на содержание настоятеля с братией, с которых они должны были получать процентные деньги из Сохранной казны Императорского Воспитательного дома, и просил в монастыре совершать повседневную по родителям службу, в чем давали согласие и подписывались игумен Арсений, ризничий иеромонах Иона, казначей иеромонах Иосиф, священник Стефан Артамонов .

http://pravoslavie.ru/34537.html

Сталин попросил митрополитов высказаться об имевшихся у Русской Церкви и у них лично назревших, но нерешенных вопросах. Митр. Сергий сказал, что самый главный вопрос - о центральном руководстве РПЦ, что он почти 18 лет является Патриаршим Местоблюстителем и думает, что едва ли где-то еще возможна такая ситуация, при к-рой с 1935 г. в Церкви нет Синода. Митр. Сергий просил разрешения собрать Архиерейский Собор, к-рый изберет Патриарха и образует при главе Церкви Свящ. Синод как совещательный орган в составе 5-6 архиереев. Согласившись с предложением митр. Сергия, Сталин спросил о возможном сроке созыва Собора. Митр. Сергий ответил, что Собор можно созвать через месяц. Этот срок, очевидно, не соответствовал видам Сталина, и он спросил: «А нельзя ли проявить большевистские темпы?» - поинтересовавшись мнением Карпова на этот счет. Карпов ответил, что если помочь митр. Сергию транспортом, предоставить самолеты, то Собор можно созвать через 3-4 дня. Договорились, что А. С. соберется в Москве 8 сент. Допустив возможность избрания Патриарха, правительство признало несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения ее из жизни народа. По существу, были заключены условия своего рода «конкордата», к-рый в основных чертах гос. власть соблюдала вплоть до начала хрущёвских гонений (см. Хрущёв Н. С.). А. С. состоялся через 4 дня после встречи в Кремле в новом здании Патриархии в Чистом пер. в Москве. В его деяниях участвовало 19 архиереев - все, кто в это время находился на кафедрах на не оккупированных нем. войсками территориях: митрополиты Сергий (Страгородский), Ленинградский Алексий (Симанский), Киевский Николай (Ярушевич), архиепископы Красноярский свт. Лука (Войно-Ясенецкий) , Сарапульский Иоанн (Братолюбов) , Казанский Андрей (Комаров) , Куйбышевский Алексий (Палицын) , Уфимский Стефан (Проценко) , Горьковский Сергий (Гришин) , Ярославский Иоанн (Соколов) , Рязанский Алексий (Сергеев) , Калининский Василий (Ратмиров) , Новосибирский Варфоломей (Городцов) , Саратовский Григорий (Чуков) , епископы Молотовский Александр (Толстопятов) , Курский Питирим (Свиридов) , Кировский Вениамин (Тихоницкий) , Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов) .

http://pravenc.ru/text/76500.html

Я практически все ролики смотрел со слезами на глазах. Я каюсь перед этими героями, о большинстве из них я услышал впервые, хотя, безусловно, неравнодушен к русской истории. От их героических деяний просто охватывает чувство радости, что у нас были такие люди, а мы их потомки! Возникает чувство единства, по сути, мы с ними являемся одним целым. Это колоссальный запас духовной силы, которая именно сейчас нужна. Эти герои как некий засадный полк на поле Куликовом, который вовремя вступил в битву и решил её перелом. Невозможно возрождение России без этих героев. Нужно отдать должное создателям проекта. Во-первых, чувствуется, что за этим стоит колоссальная работа. Вспомнить и найти эти имена – это большая исследовательская работа. Ролики небольшие, но очень насыщенные. Надо отметить, хорошо, что они небольшие, потому что не у каждого есть время смотреть большой фильм, а эти 5-10 минут воспринимаются как полноценный сюжет. Хочется отметить историческую информационную насыщенность текста, богатый видеоряд, причем практически все сто процентов изображений тоже видишь впервые. Эти работы я считаю настоящим просветительским и в то же время научным событием. В общественное сознание вводятся эти великие имена. Я уже жду следующих выпусков. Хочется пожелать таких же открытий. Полагаю, что этот проект будет востребован. Надо бы указывать ещё дни памяти этих героев, чтобы о них вспоминали, особенно в тех местах, где они родились, жили, совершили подвиги. Составить «Месяцеслов русского героизма». Ведь герои – это непрославленные святые. Церковь учитывает религиозную составляющую подвига, а тут речь идет о патриотическом подвиге. Хотя, наверное, некоторые вполне заслуживают канонизации, как, например, отец Стефан Щербаковский или Римма Иванова . Есть и конкретные пожелания. Я бы расширил само понятие героизма. Пока речь идет о героях войн, о военных подвигах. Но в России было множество и трудового героизма в Российской Империи. Россия стояла на чиновниках и не все они были подобны героям Гоголя. Хотелось бы восполнить лакуны нашей исторической памяти. Масса героизма была проявлена на трудовых фронтах. Например, ярославский мастер, который смог починить крест на шпиле Петропавловской крепости. Петербуржцы собирались и, затаив дыхание, наблюдали за его работой на такой высоте безо всякого спецоборудования и лесов. Это также и русские первопроходцы. Героизм был на всех уровнях народной жизни, об этом хотелось бы тоже узнать и вспомнить. Были подвиги и в среде русской высшей аристократии, например, подвиг князя Олега Константиновича. Героизм свойственен русской душе, он пронизывал всю народную жизнь. Я уверен, что невозможен подвиг на войне, если нет самого понятия героизма в самой жизни народа.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/12/26/et...

Здесь следует сказать, что мы просили всех молиться за Митю и Варю, и множество людей в разных городах молили Бога о помощи. Это, конечно, удивительное выражение любви, и мы теперь горячо благодарим всех, кто оказал нам неоценимую духовную помощь и поддержку». Прошло несколько месяцев. У Вари были сильные боли – ведь пятеро детей растут! Все время существовала угроза того, что может случиться выкидыш или начаться кровотечение. Устроить лечение за границей оказалось очень непросто. Одна из сотрудниц Свято-Тихоновского университета, бывшая в это время в Оксфорде, узнала, что там есть клинический центр, где занимаются сложными беременностями и выхаживанием недоношенных детей. Она обратилась к профессору Лоуренсу Импи. Он сказал: «Да, мы тоже делаем обычно в таких случаях редукцию, но мы уважаем убеждения пациента и готовы взять Варвару». Тут же сообщил риск плохого исхода – 50 на 50 процентов. Но при этом добавил: «То, что в наших силах, мы постараемся сделать». Для этого нужны были деньги. Нашлись благотворители – семья, пожелавшая остаться неназванной. И 30 августа Варя с мужем улетели в Англию. «Варя уже сама не могла ходить, Митя ее возил на коляске. На нее даже смотреть было больно. И ей бывало страшно», – рассказывает отец Владимир. Самое важное было – протянуть как можно дольше до родов. Ведь чем раньше родились бы дети, тем меньше вероятность того, что они выживут. Врачи говорили: если родятся в 20 недель, то, скорее всего, погибнут, в 23 – есть вероятность выжить, но маленькая, а в 25 недель уже вероятность 50 на 50. А для матери чем дольше, тем больнее и мучительнее вынашивать. Последние дни перед родами Варя жила от укола до укола. Близняшки родились в 26 с половиной недель, на 13 недель раньше срока, родились совершенно нормальными. В Москве медики говорили, что даже если кто-то и выживет, то будет инвалидом. В Великобритании же врачи подбадривали: «Все – олл райт, все должно быть хорошо». Так получилось, что, когда девочкам наступило время родиться, отец Владимир с супругой Ольгой Георгиевной как раз навещали Митю и Варю, которая уже лежала в больнице. «Мне нужно было уезжать, – продолжает отец Владимир. – Варя огорчалась: ты, папа, всех своих внуков крестил, а как же эти? А в Оксфорде есть очень хороший православный священник, отец Стефан, они с матушкой Анной очень нам помогали, матушка была переводчицей в беседах с врачами. Я говорю: “Ну ничего, отец Стефан покрестит”. Но девятого в одиннадцать часов вечера звонят нам из больницы, говорят, что профессор решил срочно оперировать, потому что началось кровотечение. Мы приехали, а Варю уже увезли в операционную, чтобы делать кесарево сечение. Нас провели в комнату для родственников, вышел профессор Импи еще с двумя врачами, представил их нам и сказал: “Это мои ассистенты, сейчас будем начинать операцию”.

http://pravoslavie.ru/36571.html

К участникам конференции обратился секретарь ОВЦС по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), который передал приветствие и благопожелания председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Антония . Он отметил, что Отдел предоставлял свою площадку для проведения всех четырех международных конференций по вопросам попечения Церкви о душевнобольных людях, понимает актуальность этой проблематики в современном контексте. «Важно, что эти проблемы обсуждаются в межконфессиональном и межрелигиозном формате. Каждая из наших религиозных общин в отдельности имеет свой опыт работы по тем ли иным направлениям, но когда мы собираемся вместе и обмениваемся этим опытом, рождаются новые идеи и проекты, которые позволяют более плодотворно развивать практическую работу», — отметил отец Стефан. С приветственными словами к участникам конференции также обратились заслуженный врач РФ, генеральный директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского» МЗ России З.И. Кекелидзе и директор НЦПЗ Т.П. Клюшник. От имени Российского общества психиатров собравшихся приветствовал председатель секции РОП «Клиническая психиатрия, духовность и религиозность», заместитель директора НЦПЗ В.Г. Каледа. В своем докладе «Депрессия — вызов современности» он отметил широкую распространенность этого заболевания: по оценкам ВОЗ, во всем мире от него страдает 3,8% населения, т.е. около 280 млн человек. В России реальное число лиц, страдающих депрессией, приближается к 8 млн. Ученые предполагают, что к 2030 г. депрессия станет первой по распространенности причиной нетрудоспособности населения планеты. Женщины в большей мере подвержены депрессии, чем мужчины (20-26% против 8-12% соответственно), до 20% процентов рожениц становятся жертвами послеродовой депрессии. Особая опасность депрессии заключается в том, что она может приводить к самоубийству. В.Г. Каледа подробно остановился на причинах происхождения депрессии, на описании разных типов и степени выраженности заболевания, обозначил социальные факторы, влияющие на его распространенность, особо отметив опасность самоубийства депрессивных больных: ежегодно в мире более 700 000 человек кончают жизнь самоубийством; суицид занимает четвертое место среди основных причин смерти молодых людей в возрасте 15-29 лет. Обращаясь к трудам святых отцов Церкви, выступавший остановился на описанных ими понятиях печали и уныния, которые являются состояниями, близкими к депрессии, зачастую соприкасающимися друг с другом, но не тождественными. Среди причин печали святые отцы называют лишение желаемого, гневные помыслы, воздействие бесов, но считают также, что печаль может быть и беспричинной, что в понятиях современной психиатрии называется эндогенной депрессией.

http://patriarchia.ru/db/text/5992112.ht...

Благотворительное общество в приходе Входоиерусалимской Знаменской церкви понесло две тяжкие утраты: 5 мая 1897 года скончался А. Ф. Коровин, а ровно через год, 5-го же мая, скончался на 90 году жизни и Ф. И. Коровин. За три месяца до кончины он пожертвовал обществу еще 34,000 рублей на капитальный ремонт и расширение помещения для бесплатных квартир. Фотографические портреты этого замечательного благотворителя и его скончавшегося сына приложены к отчету общества за 1898–1899 год. Из других благотворителей за последние три года оказали более выдающаяся заслуги: товарищ председателя П. Ф. Коровин ежегодно жертвовал детям и старушкам до 1,500 аршин бумазеи, платки, подарки разные и вместе со своею женой Л. Н. вносил и деньгами по 225 рублей, нанимал ежегодно дачу детям, с уплатой до 400 рублей, пожертвовал на поминальный обед 100. А. А. Коровина пожертвовала 500 рублей, М. К. Соколов 2,000, М. П. и А. П. Шаховы 1,400, А. И. Пасмурова 550, протоиерей В. И. Барсов, по завещанию, 500, А. Г. Небольсин 300, Д. И. Воздвиженский, И. А. Жевержеев, В. И. и П. П. Яковлевы по 150, А. И. Лопатина, М. Д. Шевягин, неизвестная и П. Карпов по 100. К преподающим безмездно закон Божий в приюте общества присоединился новый знаменский священник, магистр богословия, Е. П. Аквилонов. Общество вспомоществования бедным Пантелеймоновского прихода получило в последнее время крупные пожертвования от неизвестного – 6,000 рублей, от А. В. Скубыренка 500 и Г. М. Петрова 300. Общество вспоможения бедным при Симеоновской церкви, что в Моховой улице, получило в 1898–1899 году 5,396 рублей, в том числе членских взносов 596, кружечного сбора 1,268, процентов на капитал 1,177, по подписным листам 1,245. В дневном приюте содержалось 56 детей, в том числе 23 мальчика. На постоянном содержании у общества было 6 девочек. За двух старух общество вносило плату в посторонние богадельни. Пособий ежемесячных выдано 270 рублей, единовременных 84. Отчетов Сергиевского братства за 1897 и следующие годы не оказывается ни в публичной, ни в синодальной библиотеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1885 г. на этот предмёт, было собрано 102 рубля; в 1886 г. высыпано из кружки, сооруженной в государственном банке, 411 рублей, И. М. Турыгин пожертвовал 500 рублей, от детского праздника, устроенного в приюте, очистилось 118 рублей, и собрано еще около 75 рублей мелкими пожертвованиями. С тех пор в продолжение четырех лет капитал на учреждение приютта для девочек постепенно и понемногу вырастал пополняясь преимущественно высыпкою из кружки в государственною банке, ежегодно около 600 рублей; в 1890 году поступило пожертвование по завещанию М. И. Яковлевой в 300 рублей. В 1891 году П. Е. Демидова пожертвовала на устройство приюта для девочек 5,000 рублей. Это пожертвование сразу изменило выжидательное отношение общества, и было решено приобрести новое, более обширное место, для устройства нового дома под благотворительные учреждения общества, а пока поместить приют для девочек в имеющемся здании общества, Тем временем поступили на устройство приюта новые пожертвования: от А. А. Лисенковой 1,000 рублей, от И. И. Дементьева 500; продолжала делать свое дело кружка в банке, нарастали проценты на образовывавшийся капитал приюта. Наконец, в 1894 году, 18 декабря, приют для девочек был открыт, первоначально на 5 вакансий; в 1897 году содержалось в приюте 6 девочек. Председателем совета общества со дня основания общества состоит Илья Иванович Соколов. Кроме тех пожертвований в пользу общества, о которых уже упомянуто, сделаны значительные вклады от следующих лиц: А. Н. Игнатьев в 1878 году внес 1,500 рублей на стипендию имени известного нашего героя, генерала М. Д. Скобелева, устроил в 1892 году на дамбе у Мытного перевоза (ныне у Биржевого моста), по проекту архитектора Ф. Б. Нагеля, изящную часовенку-киот, в память чудесного события 17 октября 1888 года, ценностью до 5,000 рублей, пожертвовал 500 рублей на содёржание у этой часовенки неугасимой лампады и пожертвовал в разное время еще свыше 500 рублей, а также приносил и некоторые вещественные пожертвования. После его смерти, в 1895 году, его жена, Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В первый год было на призрении 10 старых и 5 детей. Н. Ф. Козьмин скончался 12 апреля 1889 года. В своем духовном завещании он отказал обществу 50,000 рублей, из них 30 тысяч на содержание 10 старцев мужчин в богадельне общества и 20 тысяч на постройку нового здания для приюта и богадельни, когда прежние, деревянные, обветшают. Как только капитал этот поступил в распоряжение общества, тотчас было приспособлено помещение для нового, мужского отделения богадельни в одном из флигелей и в октябре 1890 года мужская богадельня была открыта. Первоначально принято было в нее 6 мужчин, к концу года принято еще трое. По последнему отчету, за 1897–98 год, в богадельне содержалось 7 старцев и 9 стариц и в приюте 5 девочек. С течением времени общество стало замечать, что правила устава не предусматривают всех сторон жизни и деятельности общества. Особенно настоятельная потребность в переработке устава стала чувствоваться со времени пожертвования Козьминых, расширившего деятельность общества. В ответ на эту потребность явилось составление обществом нового устава, который и был утвержден министром внутренних дел 18 июля 1894 года. Между прочим в новом уставе определено целью общества «доставление средств к улучшению нравственного и материального положения бедных Спасобочаринского прихода». Вместе с тем общество оговорило себе право «оказывать вспомоществование бедным и в пределах соседнего Сретенского прихода, впредь до образования в нем самостоятельного приходского благотворительная общества». Одновременно с ходатайством об утверждении нового устава общество предприняло ходатайство о присвоении мужской богадельне имени ее учредителей Н. Ф. и М. Т. Козьминых, на что и воспоследовало высочайшее соизволение. В зале богадельни после этого помещены портреты Козьминых и на наружной вывеске сделана соответствующая надпись. За 25 лет своего существования общество получило 184,064 рубля. Из них в остатке к 1 октября 1898 года состояло 98,256 рублей, в том числе 30,000 неприкосновенного капитала, завещанного Н. Ф. Козьминым на содержание мужской богадельни, и 20,000, предназначенных им же на постройку нового дома для богадельни. Этот последний капитал с каждым годом увеличивается нарастающими на него процентами.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В течение целых двадцати первых лет деятельности общества оно состояло под председательством настоятеля собора, протоиерея Алексея Алексеевича Лавровского, учредителя и организатора общества, неизменно избираемого в председатели каждый год. За все это время общество имело на приходе 60,125 р., израсходовало – по попечительству 31,768 р., на богадельне 7,681 руб. и на ясли 2,260 рублей. В остатке имелось около 18,500 рублей. Расширившаяся мало-помалу деятельность общества уже не укладывалась в рамки первоначального устава. Возбужден был вопрос о пересмотре устава, изготовлен был новый проект устава, который и получил утверждение министра внутренних дел 10 августа 1894 года. Новый период своей жизни и деятельности Общество начало уже под председательством Н. А. Лейкина, а протоиерей Лавровский, по преклонности лет и слабости здоровья, отказался от фактического управления делами общества. Благодарное общество избрало его в свои почетные председатели, а когда, недолго спустя, он скончался (31 января 1896 года), дань своего уважения и благодарности выразило в возложении на его гроб венка из живых цветов и постановке портрета его в богадельне. Портрет отца протоиерея, фототипический, приложен к отчету общества за 1894–96 год. В последние годы общество продолжало сложившуюся уже твердо в течение прежних двадцати лет деятельность почти без перемен. По последнему отчету, за 1897–98 год, в богадельне числилось 19 старух, единовременных пособий выдано 267 рублей. Некоторым ростом ознаменовалась только жизнь яслей, этого детища нового председателя. общества, здесь число постоянно призреваемых детей, мальчиков и девочек, возросло до 14 человек, а временный приют находили себе от двух до восьми детей ежедневно. Сверх того, возникла, мысль о приобретении собственного дома и собрано было на этот предмет пожертвований до 250 рублей; наиболее крупное пожертвование поступило от товарищества тюлевой фабрики чрез священника П. П. Соболева – 165 рублей. На приходе общества за последний отчетный год числилось 4,775 р., в том числе членских взносов и единовременных пожертвований 1,591 р., кружечного сбора 1,336 р. и процентов с капитала 946 р. Свою кассовую отчетность общество ведет, соответственно родам своей деятельности, по трем статьям: попечительство, богадельня, ясли. Приход денег по этим статьям распределяется за последний отчетный год следующим образом: 2,807 р., 592 р. и 1,376 р. В остатке к 1 октября 1899 года числилось всех денег у общества 24.892 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Общество тотчас же, чрез особую депутацию, принесло жертвовательницам благодарность, а для проявления постоянной памяти о них постановило соорудить икону святых, коим они тезоимениты, с мраморной доской, на которой была бы надпись о пожертвовании, и в дни этих святых совершать о жертвовательницах молебствия, пока они живы, и панихиды, после их смерти. Вместе с тем начат был сбор на составление специального капитала в обеспечение содержания будущего приюта. На первый раз сбор дал 760 рублей, в том числе от Н. М. Полежаева с женой поступило 300 рублей, от Д. В. Воробьевой выигрышный билет 2-го займа и от В. П. Акорчевой 100 рублей. В следующем году на тот же предмет поступило: от А. А. Лисенковой 1,000 рублей, И. И. Токаревой 300, А. Г. Елисеева и А. С. Павловс кой по 100 рублей. Затем поступило от В. И. Переславцева 300 рублей. За четыре года собрано всего свыше 3,500 рублей. К 1898 году у общества числилось всего капитала 20,547 рублей. За 1897 год общество имело на приходе 4,017 рублей, в том числе: членских взносов 185 рублей, кружечного сбора 1,091 рубль, процентов на капитал 866 рублей, дохода с квартир, отдаваемых в наем, 895 рублей, по подписным листам и других пожертвований мелкими суммами 380 рублей; сверх того, вещевых пожертвований на сумму до 400 рублей. Расходы общества за тот же год определились: на выдачу пособий единовременных (ежемесячных пособий общество не выдает) 351 рубль, содержание призреваемых 1,376 рублей, содержание дома 787 рублей, весь расход за год 3,309 рублей. О главнейших благотворителях общества упомянуто. А. А. Львова пожертвовала еще 2,000 рублей, П. И. Шарова пожертвовала 1,150 рублей, М. Т. Пискунова и Е. Корякина, по завещанию, – по 1,000, К. И. Цветков 850, А. Г. Елисеева 600, в память В. М. Гомозова 500, Ф. А. Некрасов 300, К. Семенов 200, П. В. и Д. В. Воробьевы 300 и по 100 рублей В. П. Акорчева, В. П. Арцыбушев, В. И. Асташев, В. И. Базилевский, А. И. Балашов, А. М. Васильев, А. С. Калмыкова, Н. А. Киселева, А. А. Лисенкова, В.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010