«В его деяниях участвовало 19 архиереев — все, кто в это время находился на кафедрах на неоккупированных территориях: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы Красноярский Лука (Войно-Ясенецкий), Сарапульский Иоанн (Братолюбов), Казанский Андрей (Комаров), Куйбышевский Алексий (Палицын), Уфимский Стефан (Проценко), Горьковский Сергий (Гришин), Ярославский Иоанн (Соколов), Рязанский Алексий (Сергеев), Калининский Василий (Ратмиров), Новосибирский Варфоломей (Городцев), Саратовский Григорий (Чуков), епископы Молотовский Александр (Толстопятов), Курский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов). На Собор многих архиереев доставляли на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собор открыл митрополит Сергий, выступивший с докладом о патриотической деятельности Церкви за первые два года войны. Затем митрополит Ленинградский Алексий произнес речь о долге христианина перед Церковью и Родиной в условиях противостояния с врагами Отечества, после чего перешел к вопросу об избрании Предстоятеля Церкви. Он сказал: «Я считаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании патриаршего Местоблюстителя». Его слова были встречены полным одобрением присутствовавших, воскликнувших: «Просим, просим! Аксиос, аксиос, аксиос!» Митрополит Московский и Коломенский Сергий был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Тогда же был избран Священный Синод при Патриархе из трех постоянных и трех временных членов. Архиерейским Собором была принята декларация об осуждении изменников веры и Отечества, осуждавшая тех представителей духовенства и мирян, которые опозорили себя сотрудничеством с оккупационными властями, предавали ближних и поддерживали фашистов, в том числе пользуясь их покровительством для учинения расколов.

http://radonezh.ru/2023/10/24/imeyte-dob...

Вместо обычного предисловия отвлеченного характера, я начну прямо с фактов, а из них вы сами сделаете выводы, как и я сделаю.   1. 400 человек В прошлое лето, – как я тогда писал вам, – за полгода летних поездок из Ростова в Новочеркасск и обратно на нашей «Победе» было перевезено (конечно бесплатно) до 400 человек. Из них 80-90% были верующие. Правда огромное большинство из них было «простонародье», крестьяне, но они-то и составляют толщу Церкви, на них стоит она. В нынешнем лете мне пришлось гораздо меньше ездить по этому пути, но новых данных я не видел. Думаю, что процент остался тот же.   2. Антирелигиозная пропаганда (1954 г.) Как всем нам известно, осенью прошлого года вдруг неожиданно вспыхнула антирелигиозная пропаганда. Но мне кажется, что причиной этого было именно отсутствие ее перед этим: не только верующие усиливались, а отрицательное отношение к нам все более и более ослабевало, заменяясь мирным и благожелательным отношением даже нерелигиозных людей. И есть у меня основания думать, что именно это заставило антирелигиозников переполошиться. Хорошо нам известно, что пропаганда началась с газетного шума против верующих: не будь его, все бы шло по-доброму… А тут вдруг начались статьи, лекции, выпады со стороны безбожников. И все это было как бы по-заказу. Церковь наша оставалась сдержанно-спокойной. Возражать нам публично нельзя было. (За исключением М[итрополита] Григория Ленинградского выпустившего оправдательное слово против пропаганды . За сие да спасет его Господь!) в храмах мы деликатно не касались этого вопроса, чтобы не повредить правительству нашему; да это и не полезно было бы самой церкви: лучшее было нам быть гонимыми... А Спаситель велел нам и за врагов молиться… И это не только за личных, но и за религиозных, как и Он Сам молился на кресте за распявших Его: – «не ведают, бо, что творят» (Лк. 23, 34). И Св. первомученник Стефан, побиваемый камнями, Молился «гласом велиим: Господи не постави им греха сего!» (Д. 7, 60). И Батюшка о. Иоанн Кронштадский говорил, что нужно молиться и о врагах, и о вере… Только так христианство побеждало!

http://bogoslov.ru/article/3099477

Избрание Патриарха Самуила I Хандзериса (1763 г.) совершилось при участии не всех архиереев, а только 18. При этом Патриархе была проведена реформа администрации: шесть митрополитов (Эфеса, Ираклии, Кизика, Никомидии, Халкидона и Деркона) были объявлены постоянными членами Синода, геронтами, с правом участвовать вместе с Патриархом в решении всех церковных вопросов, и лишь изредка покидали Константинополь. Постепенно титул геронта распространился на первых 12 митрополитов по списку; они теперь составляли патриарший Синод. Совместно с геронтами финансовыми делами Патриархии заведовала комиссия из 12 светских членов, из числа фанариотов, которые образовывали «епитропию общины» и были обязаны наблюдать за благотворительными заведениями Константинополя. Каждый архиерей, назначаемый в епархию, был обязан платить «филотимон», определенный взнос в Патриархию: эта сумма могла выдаваться ему в долг под проценты. Новый порядок, введенный для улучшения системы управления Церковью , открыл дорогу многочисленным злоупотреблениям: неограниченная власть геронтов, тяжелый долг, которым был обременен каждый вновь вступающий в служение архиерей, привели к увеличению поборов с населения, с одной стороны, и к дальнейшему процветанию интриг и коррупции – с другой. С началом Танзимата под давлением английского посла Стратфорда Редклиффа османское правительство потребовало от Патриархии реформы церковного управления. В результате, повинуясь султанскому распоряжению, в начале 1847 г. в Патриархате были выработаны 15 глав преобразований церковных дел, суть которых сводилась к привлечению мирян к церковному управлению. Теперь в состав Синода должны были входить три мирянина (великий логофет Николай Аристархис, самосский губернатор Стефан Вогоридис и Иоанн Психарис). В следующем, 1848 г., однако, эти нововведения были признаны неканоническими и упразднены. 8 Новый этап реформ церковного строя наступил после обнародования хатт-и-хумаюна 1856 г. По словам российского посланника в Константинополе А.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Лучших студентов Академии Платон обыкновенно посылал еще слушать лекции в Университете; наиболее удачные, студенческие сочинения он сам просматривал и печатал. Не обращаясь к каким-либо внешним, формальным преобразованиям, Платон совершенно перереформировалАкадемию, положительно обновил ее, возродил, и она, по справедливости, считала его своим отцом. Столь же много Платон сделал для Троицкой Семинарии и низших духовных училищ Московской епархии. Он устроил Перервинское Духовное Училище при монастыре в Перерве, открыл училища в Калуге, Звенигороде и Дмитрове, Семинарию в Вифании. Пожертвовал в 1789 г. особый капитал в Опекунский Совет, с тем, чтобы на проценты с него содержалось в Академии, Семинарии и Духовном Училище Московской епархии по пяти воспитанников, отличившихся успехами и давших обещание не выходить из духовного звания. Эти воспитанники обыкновенно к своей фамилии, по окончании учения, принимали вторую – «Платонов». Платон бережно обходился с талантами, выискивал их среди воспитанников Семинарии и Академии и, нашедши, приближал к себе, беседовал, руководил, наставлял, указывал предмет занятий, путь жизни. С1783 г., не раз собираясь у ходить на покой, Платон устроил себе на пустыре пустынь – Вифанию, скоро разросшуюся в монастырь и Семинарию. Проживая здесь в последние годы, он часто посещал Вифанскую Семинарию, «редкий вечер не посещал ее», по субботам приходил в аудиторию слушать обычные проповеди семинаристов, предварительно им же и рассмотренные; с любовью и трогательным вниманием исправлял недостатки, учил лучшему, радуясь от всей души всякому проблеску таланта, усилию труда. Просвещенный, он любил и искусства, поощрял представления семинаристами сцен из библейской, греческой и римской истории, также некоторых трагедий (Сумарокова), даже сам назначал пьесы для представления, иногда и сам присутствовал; поощрял также музыку, пение, игры и ручной или физический труд, способствующие здоровью тела и бодрости духа: семинаристы весной и осенью чистили рощи, садовые дорожки, летом убирали сено, досматривали и убирали огороды, собирали лекарственные травы для аптеки и полевые цветы для украшения церкви и аудитории в праздничные дни. Сам Платон принимал участие в этих занятиях, внушая воспитанникам любовь к природе, уважение к труду поселянина, привычку к сельскому хозяйству. Имя Платона тесно связано и с историей единоверия. Получив в 1800 г. просьбу от московских старообрядцев о дозволении иметь церковь старого обряда, Платон решил удовлетворить эту просьбу и написал правила для единоверцев, утвержденные в 1801 г. Св. Синодом. В 1801 г., в Москве появилась и первая единоверческая церковь – на Введенском кладбище. К Платону еще обращались по вопросу о соединении церквей англичане, искавшие сближения с православием , и, по поручению Наполеона I, в 1810г. сенатор Грегоар. Англичанам Платон послал курс богословия, а Грегоару дал отрицательный прямой ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Разрешенное к открытию еще в апреле, общество было открыто лишь 23 июня, в день Владимирской иконы Божией Матери, храмовой праздник Владимирской церкви. К этому дню в его кассе было уже свыше двух тысяч восьмисот рублей. За остальные месяцы по июнь 1866 года общество получило еще почти столько же. Главную сумму составляли единовременные пожертвования – 1,735 рублей, затем членские взносы 613 рублей и наконец собранных в кружки 306 рублей. Так как устав не определял размера членских взносов, то это сделало первое общее собрание, определив размер членского взноса суммою 12 рублей в год, или одного рубля в месяц. Все поступавшие выше и ниже этой суммы взносы были записываемы в графу единовременных пожертвований. Из особенно крупных, сравнительно, было в первый год пожертвование неизвестного в тысячу рублей, с тем, чтобы деньги эти оставались неприкосновенным капиталом, а общество пользовалось с него только процентами. Имея целью оказывать пособие истинно бедным и, напротив, искоренять профессиональное нищенство, общество с первых же пор обратило особое свое внимание на тех «нищих», которые с давнего времени целыми десятками стояли в церковном притворе и даже в самой церкви, выпрашивая милостыню у богомольцев. Получив, при помощи своих попечителей, обстоятельные сведения о месте жительства своих нищих, их звании, образе жизни и средствах к существованию, общество обеспечило их месячным содержащем в различном размере, смотря по летам, состоянию здоровья и другим обстоятельствам нуждающихся. И когда нищие, большею частью престарелые и убогие, стали иметь свой угол, и хоть немного на хлеб, они в большинстве, вместо прежнего целодневного стояния в церковном притворе в ожидании «копеечки ради Христа», стали проводить время «у себя дома», занимаясь какой-нибудь работой, как, например, вязаньем чулок, деланием кукол, коробок и тому подобное, которая стала, со своей стороны, доставлять некоторый плюс к их скромному бюджету. После этого церковь и церковный притвор очистились, и если в праздничные дни выходящий из церкви народ продолжал по-прежнему встречать на тротуаре у ограды церковной нищих, преимущественно женщин, часто с детьми на руках, то это были или «чужеприходные» нищие, или же большей частью профессиональные, иногда нарочно приезжавшие на этот далеко не бесприбыльный промысел из деревни чухонцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Собор был вновь открыт лишь в 1943 г. и уже не закрывался до наших дней. По инициативе архиепископа Стефана (Проценко), управляющего Харьковской епархией с 1945 г., в собор в 1948 г. из Покровского монастыря были перенесены мощи св. Мелетия и находившиеся в музее мощи свт. Афанасия (Петелария), Патриарха Константинопольского. Этим действием Владыка Стефан подчеркнул общую значимость Благовещенского собора для Харьковской епархии и с 1946 г. ему присваивается звание " кафедрального " , которое сохраняется и поныне. В 1993 г. к этим двум величайшим святыням Слобожанщины, находящихся в соборе, прибавилась еще одна - мощи священномученика Александра (Петровского), принявшего мученическую кончину в 1937 г. В последние годы Кафедральный собор претерпел несколько неприятностей: первый случай был в ночь с 1 на 2 июля 1974 г., когда сильным ураганным ветром сорвало крест с колокольни. Спустя 22 года в самом конце июля 1996 г. снова был сильный ураган и снова пострадал крест - его погнуло. Но самый страшный случай произошел 2 июня 1997 г. Этим летним вечером из-за нарушений правил безопасности загорелась верхняя часть подкупольного помещения колокольни собора. Но, не смотря на все материальные и технические трудности, стараниями управляющего Харьковской епархией Высокопреосвященнейшего Митрополита Никодима и всех верующих, сгоревший купол колокольни был восстановлен и над собором вновь был воздвигнут православный крест. В числе старейших храмов, возведенных за пределами харьковской крепости, церковь во имя Благовещения Божьей Матери, заложенная в районе Залопани, вероятно, в 1655 году. Первый деревянный храм был трехглавый, с отдельной колокольней, огороженный плетнем. В 1738 году этот храм сгорел, а в 1789 году на его месте заложили по проекту архитектора П.А. Ярославского новый - каменный, однокупольный, в стиле раннего класицизма. Освятили этот храм в 1793 году. В 1836-1838 гг. храм расширили, пристроив к нему два придела: во имя св. мученика Иоанна Воина и во имя св. Варвары.

http://sobory.ru/article/?object=03884

Храм имеет четырёхметровый подземный этаж в который из алтаря ведут два хода. Какие тайны скрывает подземелье - неизвестно. Престолов в храме пять: в холодной, главной во имя св. Живоначальной Троицы и придельные: в честь Боголюбской иконы Божией Матери и Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, в тёплой трапезной: в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Николая Чудотворца. До революции утварью, ризницей, дорогими иконами и богослужебными книгами церковь была обеспечена. В храме даже хранились: напрестольное Евангелие 1651 года с надписью по листам: " приложил сию книгу Захарий Романов сын Хрипунов " и оловянный ковчег для хранения Святых Даров. Причта в приходе по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получалось: от земли церковной до 80 руб, процентов с причтового капитала 60 руб, арендной платы с постоялого двора 215 руб, от служб и требоисправлений около 700 руб в год. Дома у причта были собственные, на церковной земле. В конце XIX века в приходе числилось 1042 души мужского пола и 1104 - женского. С 1877 года в селе Эрлексе существовала Земская народная школа (в 1896 году было 36 учащихся). Троицкую церковь в Эрлексе закрыли в 1938 году, после ареста её настоятеля, священника Леонида Виноградова (был арестован, позже отправлен в ГУЛАГ). И хотя внутреннее убранство частично успели растащить, храм пострадал не особенно сильно. А уже в 1946-м году, в первый послевоенный год, Троицкая церковь вновь стала действующей. С того времени сохранились деревянные, кустарной работы подсвечники, которые были изготовлены после открытия храма вместо похищенных. Купить их тогда было негде, вот и приходилось обращаться к местным умельцам. С 1977 года до начала 2000-х годов настоятелем в Эрлексе был архимандрит Стефан (Черняховский), при котором церковь была отреставрирована, а в 1998 году при помощи гусевского предприятия " Армагус " там появилось паровое отопление. Внутри Троицкая церковь поражает великолепием резного вызолоченного иконостаса, старинными иконами, прекрасного письма росписями, сохранившимися деревянными хорами и массивной деревянной фигурой святителя Николая. Раньше статуя Николы Можайского стояла в расположенной неподалёку от погоста часовне, а после разорения последней бережно перенесена в храм. Во второй половине XIX века вокруг церкви устроена кирпичная ограда с воротами и сторожкой в северо-западном углу. Окружённые полуразрушенной от времени кирпичной оградой с отреставрированными святыми воротами, рядом с храмом находится несколько церковных домов, образуя подобие небольшой обители.

http://sobory.ru/article/?object=04016

Через четыре дня, 8 сентября 1943 года, в том самом здании в Чистом переулке состоялось заседание Архиерейского Собора, первого после 1918 года. «В его деяниях участвовало 19 архиереев — все, кто в это время находился на кафедрах на неоккупированных территориях: митрополиты Сергий, Алексий и Николай, архиепископы Красноярский Лука (Войно-­Ясенецкий), Сарапульский Иоанн (Братолюбов), Казанский Андрей (Комаров), Куйбышевский Алексий (Палицын), Уфимский Стефан (Проценко), Горьковский Сергий (Гришин), Ярославский Иоанн (Соколов), Рязанский Алексий (Сергеев), Калининский Василий (Ратмиров), Новосибирский Варфоломей (Городцев), Саратовский Григорий (Чуков), епископы Молотовский Александр (Толстопятов), Курский Питирим (Свиридов), Кировский Вениамин (Тихоницкий), Ульяновский Димитрий (Градусов) и Ростовский Елевферий (Воронцов). На Собор многих архиереев доставляли на военных самолетах. Почти все они были исповедниками, прошедшими через тюрьмы, лагеря и ссылки. Архиепископ Сарапульский Иоанн (Братолюбов) и епископ Молотовский Александр (Толстопятов) были освобождены незадолго до Собора» 3 . Собор открыл митрополит Сергий, выступивший с докладом о патриотической деятельности Церкви за первые два года войны. Затем митрополит Ленинградский Алексий произнес речь о долге христианина перед Церковью и Родиной в условиях противостояния с врагами Отечества, после чего перешел к вопросу об избрании Предстоятеля Церкви. Он сказал: «Я считаю, что никто из нас, епископов, не мыслит себе другого кандидата, кроме того, который положил столько трудов для Церкви в звании патриаршего Местоблюстителя». Его слова были встречены полным одобрением присутствовавших, воскликнувших: «Просим, просим! Аксиос, аксиос, аксиос!»  Митрополит Московский и Коломенский Сергий был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси. Тогда же был избран Священный Синод при Патриархе из трех постоянных и трех временных членов. Архиерейским Собором была принята декларация об осуждении изменников веры и Отечества, осуждавшая тех представителей духовенства и мирян, которые опозорили себя сотрудничеством с оккупационными властями, предавали ближних и поддерживали фашистов, в том числе пользуясь их покровительством для учинения расколов.

http://e-vestnik.ru/history/izbranie_pat...

За удешевленную цену сдана была 21 комната. Главнейшим благотворителем и душою общества в продолжении многих лет был председатель совета А. Д. Подкованцев. Кроме тех пожертвований, о которых уже было упомянуто, он (вместе с братом) пожертвовал смежный с прежде пожертвованным участок земли в 2931/4 кв. сажени, стоимостью в 5,750 рублей, и более 12,000 рублей деньгами, из коих 10,000 рублей в неприкосновенный капитал с тем, чтобы проценты с него поступали на приданое выходящим в замужество приютским девочкам. Его неожиданная смерть в 1896 году сразу заметно отразилась на средствах общества. О создателях приютского дома было упомянуто. Поступили обществу по завещанию С. М. фон Эссен 3,000 рублей, Е. Н. Беляковой 1,250 рублей и А. М. Русинова 1,000 рублей. По уставу общества, лица, пожертвовавшие в пользу общества свыше трехсот рублей, признаются почетными членами общества, а пожертвовавшие свыше ста – пожизненными. В числе почетных значатся (еще не упомянутые): О. С. Ардашева, Ф. Я. Валенков, Е. В. Вавулин, И. А. Воронин, И. В. Галунов, М. В. Захарьинский, И. Е. Иванов, В. Е. Иванов (1,000 рублей), И. И. Конецкий, А. М. Кожевников, П. Л. Ненюков, Н. И. Носов, Н. М. Полежаев, А. Г. Полежаева, И. С. Полукарпов, Е. Г. Селецкая, П. М. Становой, А. Ф. Фролов, А. П. Шитова (1,000 рублей) и Ф. С. Ширмонов. В пожизненных числится 103 лица. Особенно крупные вещевые пожертвования доставляли обществу: Т. С. Полежаев, ежегодно почти на 1,000 рублей, П. Н. Каретников, устроивший на свой счет садик при доме общества, на 1,000 рублей, В. Г. Васильев, в последнее время уплачивающий ежегодно за дрова до 500 рублей. А. И. Тележкин доставлял в течение 1 1 / 2 месяца мясо для призреваемых, А. М. Комаров устроил огород и засадил его разными овощами, Ф. Г. Дмитриев уплачивал жалованье учителю пения, И. А. Цвылева – учительнице; аптекарь Данциг делал 50% уступки с цены лекарств, врачи Н. Ф. Келдыш и А. И. Мартынов и фельдшер Поташкин оказывали безмездно медицинскую помощь; давали бесплатно уроки в приюте: студент Петербургской духовной академии А.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Из особенностей в статьях поступлений можно упомянуть, что кружечного сбора собирается ежегодно обыкновенно несколько более 500 рублей, а по подписным листам лишь немногим более ста. Главнейший доход в последние годы – проценты с капитала, в прежние годы был – членские взносы. На ежемесячные пособия общество расходует в три последние года от 400 до 800 рублей; на единовременные около 100, не считая приблизительно такой же суммы из средств Императорского Человеколюбивого общества, с которым оно состоит во взаимодействии уже 20 лет. Главнейшими благотворителями общества были Н. Ф. и М. Т. Козьмины, о которых уже сказано. Кроме упомянутых пожертвований, Н. Ф. Козьмин в 1837 году внес еще 8,000 рублей, не объявляя тогда своего имени: «от неизвестного». М. И. Алексеева со второго года деятельности общества вносила ежегодно по 100 рублей, а умирая, в июне 1889 года, завещала обществу еще 2,000 рублей. Кроме того, с 1883 года она предоставила в распоряжение общества бесплатно две квартиры для бедных, которые были закрыты только после ее смерти. По 400 и по 200 рублей ежегодно жертвовала М. В. Дурново, всего свыше 700 рублей пожертвовал А. А. Дорогин, свыше 600 – Н. Ф. Леонтьев. 500 – Г. П. Елисеев, 200 рублей завещала К. Э. Энно, по 100 рублей пожертвовали: М. 3. Бельский, 3. И. Дегтярев, П. П. Дурново, В. Е. Елисеев, М. И. Иванов , О. К. Осеченская, М. Г. Петров, Г. М. Петров, Н. И. Святский, Н. А. Шрамченко. О других уже упомянуто ранее. Из кружки в лавке И. М. Тупицына ежегодно поступало свыше 200, иногда свыше 300 рублей. И. М. Тупицын скончался в 1893 году. Доктор В. Ф. Шрам около 12 уже лет бесплатно оказывает бедным прихода медицинскую помощь. Председателем совета общества состоял протоиерей В. Я. Михайловский, с 1890 года новый настоятель, священник В. Е. Георгиевский, а с 1892 года состоит новый настоятель, священник И. Я. Соколов. В отчете за 4-й год существования общества напечатано: «Все заседания в году, как ежемесячные, так и особенные, были проникнуты истинно братским единодушием, спокойствием и миролюбием. Все члены совета, при общей христианской доброте, проникнуты. были и осторожностью в расходовали вверяемых сумм. Заседания совета имели не столько официальный характер, сколько являли собою дружество, братство. При скромности средств, при отсутствии эгоизмов, такое свидание членов на заседаниях взаимно ободряло на общественный труд и всегда оставляло добрые впечатления в сердцах членов».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010