Под угрозой протестантского иконоборчества православные обращаются к латинствующей антипротестантской литературе. «И ради утверждения в вере и ради охранения от люторския и калвинския и от протчих иконоборцев, — пишет Посошков в 1724 году, — напечатать книг, колико надлежит, «Камень Веры» (Стефана Яворского)» . Если теоретически Посошков и другие не были сторонниками латинства в плане вероучебном, то все же учебник «Азбука», который Посошков, идя по стопам Ушакова, предлагает для обучения иконописцев, целиком натуралистический по западному образцу . Не менее характерен другой памятник XVIII века. Это Кормчая, составленная святым Никодимом Святогорцем (1809), которая представляет собой показательный пример происходящей эволюции. Понимание св. Никодимом церковного искусства проникнуто чисто западным рационализмом. Для него нет различия между православным и римокатолическим образом: в его глазах «латиняне плохо поступают» лишь тем, что «не надписывают имен святых вверху своих икон». Вот в чем он видит единственную разницу их искусства с православным. Те шесть причин, по которым, по его перечислению, почитаются иконы, лишены вероучебного значения, и среди них отсутствует главная — свидетельство Боговоплощения. Хотя св. Никодим и ссылается на Седьмой Вселенский Собор, основное положение этого Собора — соответствие слова и образа — он сводит лишь к иллюстрации исторического момента. Как и для Владимирова в свое время, для него решающее значение имеет голый факт, лишенный евангельского осмысления. Поэтому, пишет он, «противно Евангелию и неуместно» изображение Апостола Павла в иконах Вознесения и Пятидесятницы, Христа отрока в Преполовении и другие традиционные православные иконографические подробности. Православную же икону Сошествия во ад (Анастасис) он просто считает правильным заменить римокатолическим изображением Христа, выходящего из гроба, на том основании, что ведь во ад сошла только душа Христова, а тело Его пребывало в гробу. Все эти черты православной иконографии св. Никодим считает «нелепостями», которые «иконописцы изобретают от невежества и дурной привычки [...]. Это надо искоренять, стараясь, кроме того, чтобы иконописцы становились умелыми и искусными живописцами» . В контексте понятий св. Никодима и его времени это значит переключение с традиционного языка православного искусства на язык искусства римокатолического.

http://sedmitza.ru/lib/text/440374/

раба Божья Марина 2017/02/08, 19:10:47 о здравии:кирилла.сергия.римммы-реанимация кирилл 2017/02/08, 18:53:49 Прошу молитв о Сергии и Наталье. Помогите молитвами Вашими. О восстановлении понимания, уважения. О вразумлении, покаянии и прощении. Больно. О недопущении отчаяния, страхов, избавлении, исцелении души. Умягчение сердец. Наталья 2017/02/08, 18:12:58 братья Святогорцы, благословите! прошу Ваших молитв за архимандрита гавриила,бол. игумена Тихона, бол. протоиереев владимира, стефана и николая,р.б. наталии, , иоанна,константина,бол.екатерины,. бол ларисаси 2017/02/08, 17:57:54 Дорогие Святогорские Отцы и Братия ! Прошу вашей молитвенной помощи: помолитесь, пожалуйста, обо мне, Р.Б. Наталии. О том, чтобы Господь простил мои грехи вольные и невольные, чтоб оградил меня от злых наветов и травли недоброжелателей на работе, чтоб сердце мое не ожесточилось. Всем сердцем прошу помолиться об улучшении отношений на работе. Низкий поклон за ваш молитвенный труд. Р.Б. Наталия. Р.Б. Наталия 2017/02/08, 17:03:48 Дорогие отцы и братья! Прошу ваших святых молитв о здравии р.Б. Алексия в узах сущего. Спаси вас Господи за ваши молитвы. 2017/02/08, 16:05:43 Дорогие Отцы и Братья Святой горы Афон! Очень прошу молитв о здравии болящей матушки Лидии, она очень ослабла от болезни, а также прошу молитв о здравии болящего протоирея Георгия, он перенес сложную операция. Помолитесь за их выздоровление и чтобы матушка Лидия быстрее вернулась здоровой домой.Простите меня грешную Фотинья 2017/02/08, 14:57:58 Благословите, дорогие о Господе отцы и братья! Прошу ваших святых молитв. Никак не можем продать квартиру, чтобы купить жилье в другом городе. А еще сложная ситуация с быв муж Владиславом (невоцерковлен) его сожительницей Анной. Сестра Ольга живет в сильной обиде на меня. Воспитываю одна сына 6 лет Георгий. Очень прошу вашей молитвенной поддержки. Спаси и помилуй вас Господи! 2017/02/08, 13:37:48 Помолитесь, прошу вас, о упокоении души новопреставленного убиенного раба Божия воина Михаила.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=122

Св. Максим Капсокаливит на вопрос подвижника Григория Синаита – может ли при высшей молитве «ум вместе с сердцем возводить молитву»? – ответил ему: «Нет, не может. Ибо, когда благодать Святого Духа придет в человека посредством молитвы, тогда молитва прекращается, так как ум тогда весь овладевается благодатью Святого Духа и не может более действовать собственными своими силами, но пребывает бездействен и повинуется только Духу Святому, и куда хочет Дух Святой, туда и ведет его или в невещественный воздух света Божественного или в другое какое созерцание несказанное». 729 Выяснивши, по описаниям подвижников Добротолюбия, что представляет собою созерцательная духовная молитва, нисходящая на молящегося при горячей христианской молитве, перейдем теперь к молитв умной, т. е. к той же духовной молитве, но достигаемой известными приемами сосредоточения в молитве. Так как у подвижников принято достигать состояния умной молитвы, независимо от выработанных ими приемов сосредоточения, частым повторением слов так называемой молитвы Иисусовой, то мы прежде всего познакомимся с тем, что представляет собою Иисусова молитва. Слова Иисусовой молитвы суть следующая: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Молитва эта, как видит читатель, очень коротенькая. Установлена была эта молитва в первые времена христианства. Как прообраз этой молитвы, можно указать на молитву первомученика Стефана, когда его побивали камнями. В деяниях св. Апостолов упоминается, что он тогда молился и говорил: «Господи Иисусе! прими дух мой». 730 О молитве Иисусовой много писал св. Иоанн Златоуст , поучая, между прочим, в таких выражениях: «непрестанно пребудь с именем Господа Иисуса, да поглотит сердце Господа и Господь сердце и будут два сии воедино». 731 По разъяснениям старца Никодима Святогорца , относящимся к Иисусовой молитве, Святые отцы советовали молиться коротенькими молитвами, «чтобы держать мысль пред лицом Бога, не давая ей повода уклоняться инуды и делать ее не исходно внутрь пребывающею». Многосложное молитвословие, говорит Никодим Святогорец , вниманию представляет много предметов, которые, хотя все святы, могут однако ж напомнить собою другие предметы, житейские и общественные, а чрез них и мирские – неподобные, по обычным законам сочетания мыслей и воображений». 732

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

2014/07/01, 22:52:12 Святые Отцы и Братия Святой Горы Афон! Прошу ваших святых молитв ко Господу нашему Богу Иисусу Христу о даровании здравия духовного, душевного и телесного рабам Божьим:Евгению, Дарьи, Ларисе, Вере. Спасибо за тяжкий ваш труд молитвы. Спаси вас Господи! Евгений 2014/07/01, 22:11:58 Братья, прошу ваших молитв о себе, у меня сильное нервное расстройство, и поэтому не могу устроиться на работу. Помолитесь, пожалуйста, о моём нервном и душевном укреплении и чтобы Господь послал хорошую работу. Благодарю от души. 2014/07/01, 21:35:48 Святые Отцы и Братья Святой Горы Афон! Прошу Вас помолиться о моей новорожденной внучке -младенце Виктории. Она родилась с множественными гемангиомами- на лице, шее, печени.Очень прошу помолитесь о ее исцелении, попросите Господа послать ей хорошего, знающего врача, чтобы было правильно назначено лечение и она быстрее выздоровела. Да благословит Вас Господь за Ваши молитвы. Спаси Господи. Таисия 2014/07/01, 21:24:43 Святые Отцы и Братья святой горы Афон! Прошу Вас помолитесь о младенце Виктории, попросите , чтобы Господь послал нам хорошего доктора и правильное лечение моей новорожденной внучки, чтобы Господь послал ей скорейшее выздоровление.Моя внучка родилась 21 июня 2014 года, у нее множественные гемангиомы,Очень прошу Вас помолитесь об ее исцелении..Да благословит Вас Господь за Ваши молитвы за нас. Спаси Господи. Таисия 2014/07/01, 19:01:43 Прошу молитв о мире в семье,о любви и согласии между рб.Романом и рб.Анной,чтоб после поста нам повенчаться.СПАСИ ГОСПОДИ! 2014/07/01, 16:22:02 Благословите! Отцы-святогорцы очень прошу ваших святых молитв за жену болящую душевно чтоб бес ее покинул о р.б. Татьяне и помолитесь обо мне грешном о р.б.Дмитрии (чтоб найти постоянную работу.) Чтоб Матерь Божия укрепила нашу семью ,покрыла омофором Святым нас и молитвами Спасла нас для Царствия Небесного.Аминь. Дмитрий 2014/07/01, 15:50:53 Дорогие Отцы,благословите!Очень прошу Вас помолитесь о муже моем Иоанне,чтобы исцелился от недуга пьянства,и пусть Господь и Пресвятая Богородица укреплят и помогут ему;о вразумлении Екатерины и Господней помощи Стефаниды,спаси Вас Господи,низкий поклон.

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=288

Преподобному Сергию было известно об этом недовольстве. Некоторое время он это терпел, но после того, что произошло за богослужением в храме, святой предпочел покинуть монастырь. Хотя он имел право изгнать нарушителей монастырского устава, и большинство иноков поддержали бы его. Но святой лишь смиренно уступил свое место игумена тем, кто его желал. Невольно вспоминается знаменитый афоризм другого святого – преподобного Амвросия Оптинского: «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». Этот девиз «почтительности» к каждому – и к единомышленнику, и ко врагу, будто бы предвосхитил Сергий. Этим поступком преподобный показал свою верность мирному духу христианства. Братия монастыря очень болезненно переживала уход своего игумена. Часть монахов сразу же бросилась на поиски любимого учителя. Найдя его, они уговорили преподобного вернуться обратно, и Сергий вновь стал игуменом монастыря. Впрочем, и Стефан обрел свое место в Лавре. На момент возвращения преподобного он уже был переведен в один из московских монастырей, а позднее снова оказался в обители и как монах тихо дожил здесь оставшиеся годы. В своем поступке Стефан раскаялся и примирился с преподобным. А уже после его кончины много рассказывал о детстве святого агиографу, составлявшему его первое житие. А ведь такого мирного исхода могло и не случится, если бы не мудрость, смирение и такт преподобного Сергия. «Дорогой мой!» Многие современники преподобного Паисия Святогорца (1924–1994), отмечали его невероятную нежность и доброту в обхождении со всеми, кто приходил к нему за помощью. Он всегда с большим вниманием слушал каждого и аккуратно подбирал слова в ответ - так, чтобы не нарушить тонкого внутреннего устроения собеседника. Читая воспоминания людей, которым посчастливилось общаться с преподобным, невольно обращаешь внимание на то, что почти к каждому гостю святой обращался со словами «мой хороший», «дорогой мой», «чадо мое». Верующий это был человек или нет, православный или инославный — преподобный всех без исключения встречал тепло и ласково. Традиционными символами его гостеприимства были кусочек сладкого лукума и стакан прохладной воды.

http://foma.ru/vezhlivyie-lyudi.html

Когда посетитель стоит перед иконой святого Стефана, этого ангелоподобного первомученика, в правом приделе монастырского храма, на память приходит прекрасное похвальное слово иже во святых отца нашего Прокла, патриарха Константинопольского: «О удивительные чудеса дивного Царя! Вчера Он рожден, а сегодня венчает Его Стефан, мученик, чье имя знаменательно 329 : Стефан, одушевленный венец; Стефан, цветистый побег веры; Стефан, благоуханнейшая роза любви; Стефан, плодоноснейшая ветвь благодати; Стефан, лоза вечного винограда; Стефан, медоточивая гроздь бессмертия; Стефан, несокрушимая башня веры; Стефан, непобедимый воин благочестия. Трудился, трудился я, сплетая Стефану венец, и все еще не приступил к плетению». Когда Антоний взглянул на святую икону, то почувствовал, что святой Стефан, исполненный Духа и силы 330 , призывает его остаться здесь, чтобы стать другом Жениха и невестоводителем, уневестить свою добролюбивую душу горящей лампадой добродетелей. Итак, твердо решив остаться в этом монастыре, юноша позвал своего проводника и объявил, что не собирается идти дальше. «Я останусь здесь. Святой Стефан покорил меня», – сказал он ему. Тогда Антонию было двадцать два года. Три чудотворные иконы Безумствующие еретики свидетели Иеговы, так же как и еретики протестанты-евангелисты, потерявшие религиозную ориентацию, обвиняют нас, православных, в идолопоклонстве, поскольку, по их словам, мы служим иконам. Несправедливое и нечестивое обвинение. Мы, православные христиане, следуя святым отцам, воздаем чтительное поклонение святым и священным иконам Господа нашего, Пресвятой Богородицы и святых. Это чтительное поклонение, по словам святого Иоанна Дамаскина , «восходит к первообразу». Это значит, что, когда мы, поклоняясь, чтим священные иконы, честь эта воздается не дереву или краскам, то есть материалам, из которых сделана икона. Эта честь воздается изображенному на иконе лицу, являющемуся ее первообразом, и восходит к нему. Иеговисты, эти последователи ариан, и протестанты, замкнувшиеся в своем рационализме, не в состоянии понять того горячего чувства, которое православные испытывают перед священной византийской иконой. Им чуждо духовное переживание и богословие православной иконописи, поскольку они отчуждены от таинственной жизни Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Виной величья своего! 14 Спешим поместить здесь это письмо Святогорца к покойному Министру Народного Просвещения, П. А. Ширинскому-Шихматову, доставленное нам перед окончанием уже печатания настоящей книги. – Желательно, чтоб и другие его письма и статьи, остающиеся у разных лиц, появились скорее в печати, особенно предназначенные к тому самим Святогорцем. Изд. 16 См. сочинение «Творения Св. Отцов», в русском переводе, с прибавлениями духовного содержания, издаваемые при Московской Духовной Академии. Год седьмой, кн. 4. 1849 г. стр. 659–672. 17 Род. 391 по Р. Хр., скончался в 457 г. Св. Царица Пульхерия род. в 399, преставилась в 453 году. Память её празднуется 10 Сентября. 21 В том числе в Русском монастыре до 50. ч. В этой обители каждый праздник возглашается многолетие Государю Императору и всей Высочайшей Фамилии, потом св. Синоду и всем православным. 25 Здесь помещается только часть обширных записок Святогорца о Палестине, найденная после его смерти. 28 Слишком сорок хрисовулов уцелело еще в монастыре от постоянных бедствий, которые испытывала св. гора в продолжение многих веков. Мы позволим себе упомянуть при этом, что, находящийся в нашем монастыре, Архимандрит Прокопий принял на себя труд исследовать подробно историю монастыря по отношению к другим и по значению его в мире Православия. Труды отца Прокопия в области богословия, заслужив уже всеобщую известность, заставляют надеяться, что это исследование будет немалым дополнением в истории церковной. 37 См. хрисовул Императора Андроника Дуки Ангела Комнина, данный 6820 (1312), хрис. Иоанна Палеолога 6862 и Алексия Палеолога 6881 годов. 40 Лазаря две грам. 6889 (1381), Драгоша и Констандина 1377, 1381 годов, три грамоты князя Стефана и две грамоты Георга. 45 Это письмо помещено в Северной Пчеле 1855 г. 129. Пред ним сказано: «Почтенные читатели Северной Пчелы, без сомнения, не забыли добродетельного и разумного отшельника Святой Афонской Горы, Отца Серафима, который издал превосходное описание Горы Афонской и обители на ней, называющейся Русик, в которой спасаются Русские отшельники.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Имп. Москов. общ. истории и древностей, год III, I, отдел. IV. 547 Материалы для статист. Росс. имп. – Пермская губерния. Истор. описание Далматовского монастыря Самойлова. Москва, 1830 г. 554 Семь слов Иосифа. архиепископа Литовского и Виленского, 1846 г. Слово в 8-й деиь мая, 1845 г. Miscellanea Wilnae, 1650 r., pag. 25. 555 Журнал Мин. нар. просв. 1846 r., ч. 50, отдел. II. Ныне храм Пречистенский усердием ревнителей православия возобновлен. См. указ Св. Синода 28 июля 1864 года за 1842 о приглашении к посильным приношениям на восстановление Пречистенской митрополитской церкви в Вильне. 561 Сказание об Иверской иконе Богоматери содержится в книге, которая хранится в часовне московского Перервинского монастыря: в повествовании о чудесах Богородицы, написанном в XVII веке Иоанникием Галятовским; в рукописном сказании под 927 в Имп. публ. библиот. в отделении Погодина и под 938. Также в «Мысленном рае» Стефана Святогорца 1659 года, и др. 566 См. службу Иверской иконе Богоматери в рукописи Имп. библиот. под 998 в отдел. Погодина. По этому сказанию, служба переведена с греческого на славянский язык иеромонахом Димитрием Раевским и монахом Иоакимом. 568 Истор. русс. иерархии, часть IV. Описание Иверского Святоозерского монастыря Новгородской епархии, 1844 г. 570 «Мысленный рай» Стефана Святогорца, 1659 г. Иверская икона Иверской Валдайской обители украшена золотою ризою и золотыми каменьями ценою около 25 700 р. 573 Описание Киево-Печерской лавры, 1831 г. Печерский патерик, 78–79. Описание явлений чудотворных икон Богородицы, 1838 г. 574 Киевский паломник, или Путеводитель по монастырям и церквам киевскнм. Киев, 1849 г., глава 2. 584 Доброхотов. Древний Боголюбов город и монастырь. Москва, 1752 г., гл. 1, ч. 2, приложение IV. Владимирские губернские ведомости 1848 года, 21 и 28. Взгляд на досгопамятности Владимира. Москва, 1840 г. гл. 2. 585 Сказание о Тихвинской иконе напечатано в Санкт-Петербурге в 1817 году. Русские достопамятности Калайдовича. Новгородская летопись в 6891 лето.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Афонский патерик, вновь исправленное издание, на веленевой бумаге, 2 части с литографированными изображениями святых во Афоне подвизавшихся. Книга эта вполне знакомит с Афонскими подвижниками древних и средних веков. Чтение житий святых возбуждает соревнование к подражанию их равноангельной жизни и их дивным подвигам. Изд. 7-е. Моск. 1883 г.; ц. 3 р.; за перес. 60 к. Письма святогорца о Святой горе Афонской, с портретом автора и видом келии его, с приложением его биографии и стихотворений. Изд. 8-е, исправленное и дополненное. Моск. 1883 г. ц. за 4 части 3 р.; за перес. 60 к.; а за 3 части 2 р. 25 к.; за перес. 50 к., а за 1 стихотвор. 75 к. за перес. 25 коп. Путеводитель по св. Афонской Горе и указатель ея святынь и прочих достопамятностей. С 26 видами монастырей и скитов. Изд. 4-е. Моск. 1885 г.; ц. 75 к., с перес. 1 р. Сказание о св. горе Афонской, объясняющее причину названия ея «святою» и «жребием Богоматери». Стефана святогорца. (Из рукописи Троице-Сергеевой лавры второй половины XV столетия). Москва. 1884 г. Цена 5 к., с пересылкою 7 к. Три древних сказания о св. горе Афонской и краткое описание св. горы, составленное в первое посещение оной Васильем Барским (1725—1726 г.). Москва. 1882 г. Цена 25 к., с пересылкою 35 к. Первое посещение св. Афонской горы Васильем Григоровичем-Барским, им самим описанное. С.-Петербурга. 1884 г. Цена 30 к., с пересылкою 40 к. Второе посещение св. Афонской горы Васильем Григоровичем—Барским, им самим описанное, более подробное, с 32-мя собственноручными его рисунками и картою Афонской горы. С. II. Б. 1887 г. Цена 6 р. (Извлечены из полнаго сочинения Барскаго, под заглавием: «Странствования Василья Григорьевича Барскаго по святым местам Востока с 1723 по 1747 г.», издаваемаго Православным Палестинским Обществом, под редакциею Н. П. Барсукова). Русский монастырь св. Великомученика и Целителя Пантелеимона на св. горе Афонской. Издание 7-е исправленное и значительно дополненное. С 14 рисунками на веленевой бумаге, сделанными по фотографическим снимкам. Москва. 1886 г. Цена 1 р., с пересылкою 1 р. 30 к.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

– в собрание Санкт-Петербургской Духовной Академии, в составе которого и перешла впоследствии в рукописное собрание Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина 546 . В этой рукописи (Софийское Собрание. 78) на листе 158 об. находится следующая запись кастамонитского архимандрита Феофана: «Толкование подписи Максима Грека и святогорца инока обители Ватопедския. Напи-сася сия Псалтирь во граде Твери рукою и болезнию монаха некоего святогорца монастыря Ватопедского, именем Максима, во время убо оно текущи лету седьмой тысящи навершаемой, умолением Вениамина благоговейного иеродиакона и священных риз хранителя боголюбивого епископа Тверского господина Акакия, чтущий не зазрете осудительно… От тоея жде святой горы Афонской преложися от греческого языка на славянский Феофаном архимандритом Кастамонитова монастыря в лето 1665-е. Ибо аз в заточении сый томужде подражателе иже исписал Псалтирь сию, Бог да упокоит душу его в царствии своем во веки веков. Аминь» 547 . Эта же Псалтирь преподобного Максима Грека послужила архимандриту Феофану Сербину при изготовлении им своего греческого списка Псалтири 548 . В середине XVII века, посланный на Афон за греческими книгами Арсений Суханов вывез из Кастамонита 8 рукописей 549 ; к этому времени монастырь еще располагал значительным рукописным собранием, но в следующем, XVIII столетии, количество рукописей резко сократилось. О причине этого уменьшения рукописного собрания Кастамонита говорит Василий Григорович-Барский, побывавший в этой обители в первой половине XVIII века: «Книг же тамо в то время излишних учительных не бяше, точию место иногда бывшей библиотеки, и в ней малыя некия останки; егда бо монастырь обнища, тогда и книги расточишася» 550 . О численности монашеской братии, жившей в Кастамоните во второй половине XVIII века, можно узнать из рукописи русского паломника Игнатия: «Монастырь, именуемый Кастамонит, построен в горах. Стены каменные, кельи в три жилья; церковь архидиакона Стефана, начальнейший игумен, братии состоит до 40 человек, питаются милостыней» 551 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010