Как писал про о. Стефана духовный ученик, живя на Св. Горе, старец «...продолжал свои занятия духовной литературой, пользуясь советами о. Иеронима – духовника Пантелеимонова монастыря, который любил Симеона Петровича за его доброту душевную и откровенность, потому и благословил ему жить в уединенной келлии Святогорца о. Серафима (Веснина, чьи письма некогда изменили его жизнь. – Е. К.). Но Симеон Петрович жить долго не мог на Афоне, его влекло на родину, и о. Иероним благословил его, сказав: «Такова воля Божия, чтобы ты жил на своей родине, гряди с миром Божиим», и дал ему на дорогу денег; но просил их потом возвратить» 11 . О том, что после отъезда о. Стефана его помнили на Афоне и поддерживали с ним отношения, говорит следующий факт. Вскоре после смерти прп. Стефана схимонах Денасий написал в своих записках: «Неподалеку от этой каливки небольшая келлия в честь Сретения Господа (келья на территории Пантократорского монастыря. – Е. К.), где уже лет 30 подвизались русские – отец с сыном (по плоти); отец, он же старец келлии, – схимонах Кириак (скончался в августе 1891 г.), а сын и ученик его – иеромонах Виктор. В этой келлии прожил целую зиму в бытность свою на Святой Горе известный старец Стефан, ныне уже перешедший в вечность, основатель мужского монастыря по афонскому уставу, что близ Вятки, «на Филейках». Церковица при келлии маленькая, но чистенькая, иконостас русского вкуса и для пустыни чистенький. Кругом келлии небольшая местность усажена виноградными лозами, смоковничными, ореховыми и другими ягодными деревьями, только в малом количестве. Есть и большое шелковичное дерево» 12 . Т. е. на Афоне знали и об основании монастыря на Вятке по Афонскому уставу, быстро дошла весть и о смерти старца. В 1877 г., уже после второго посещения Афона, Симеон Петрович Куртеев, вняв уговорам вятского епископа, принял монашество с именем Стефана в Слободском Крестовоздвиженском монастыре. Менее чем через год ему было позволено жить в его небольшой пещерке, которая располагалась недалеко от слободы Филейка Вятского уезда 13 . Здесь он посвятил себя молитве, чтению и писанию духовных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

«Я воздвиг на Святой Горе, в месте, называемом Костамони, монастырь в честь святого славного апостола первомученика и архидиакона Стефана. А именно: кое-что я обновил или выстроил заново, разрушенное же восстановил и окружил стеной, утвердив в этом месте святой монастырь, который был разрушен, превратился в развалины и запустел. И я молю святого славного первомученика Стефана принять это как великий дар, как две лепты вдовы... Таким образом я, по совету моего духовного отца, преосвященного митрополита Ахильского, достойного Марка, определил, чтобы монастырь был общежительным и, прежде всего, чтобы игумена выбирала совместно вся братия. Сверх того, намерение мое таково: когда придется мне удалиться на Святую Гору, чтобы постричься в монахи и монашествовать в своем или в каком-либо другом монастыре, святой монастырь должен меня упокоить с благодарностью, как это будет угодно игумену и шести соборным старцам. Деньги же на эти расходы поступят от деревень, числом 72, которые я дарую монастырю... Если же удалится в монастырь мой духовный отец, митрополит Ахильский, достойный Марк, пусть он будет экономом в том монастыре, где поселится. Равным образом, если кто-либо из моих родственников захочет стать монахом, пусть на монастыре лежит обязанность принять и упокоить их». Этот документ, принадлежащий военачальнику Радичу, впоследствии монаху Роману, свидетельствует, что правители и знатные люди того времени неустанно заботились о восстановлении и поддержке монастырей. И, конечно, многие из людей, занимавших, подобно Радичу (Роману), высокие церковные, государственные, военные и общественные должности, жаждали облачиться в монашескую мантию, чтобы провести остаток своей жизни «в мире и покаянии», как простые монахи, носящие великий и святой ангельский образ. В то же время этот текст служит выражением исключительной чести, уважения и любви, которыми все православные люди, независимо от их национальности, испокон веков окружали Святую Гору. И действительно, с древности и до сего дня Афон был и остается общеправославным центром, единственным в своем роде средоточием подвижничества и совершенства монашеской жизни, соединяющим все православные народы. Он служит выражением вселенского характера нашей Церкви в благороднейшем проявлении православной духовности: в образе жизни опытного христоподражательного подвижничества, в обожении человека посредством чистой молитвы Духом Святым, живущим среди православного святогорского монашества. И это также является для нас благословением Пречистой Богородицы. Святую Гору населяют монахи со всех концов земли: с запада и востока, с севера и юга.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2014/08/05, 10:23:32 Прошу Ваших молитв о здравии, прощении грехов вольных и невольных, спасении и защите от врагов видимых и невидимых, от злых и лукавых человек преследующих постоянно. Пресвятая Богородица помилуй, помоги. Спаси Вас Господь. 2014/08/05, 01:44:42 Благословите! Милостивые отцы-святогорцы! Сердечно благодарю вас за ваши молитвы за нас, грешных! Очень прошу вас помолиться о покаянии народа Украины и Новороссии. Пожалуйста, помолитесь Господу Богу и Пресвятой Богородице о помиловании жителей Донецка: киевские войска стянули в Краматорск " Точки-У " , под Волновахой, Доли - украинские " Ураганы " . Умолите Пресвятую Богородицу, ЧТОБЫ ЭТО ОРУЖИЕ НЕ СТРЕЛЯЛО ВООБЩЕ!!! Прошу вас помолиться об укреплении, вразумлении, сохранении жизней рабов Божиих Игоря, Алексия, Александра, Валерия, Михаила, всех ополченцев Новороссии. Помилитесь, пожалуйста, о смирении, здравии душевном и телесном заблудшего Андрея, избавлении его от страсти винопития; о смирении, здравии душевном и телесном рабов Божиих Елены, младенцев Агафии и Александра, Надежды, Евгения, Ксении, Екатерины, Николае, Владимире, заблудших Ларисы, Юрия, Михаила, Екатерины со чадом, Сергии, Любовии. Спаси всех вас Господь! Да будет воля Господа Бога нашего, а не моя. 2014/08/04, 20:43:06 прошу молитв о здравии моей семьи светлане эльдаре ростиславе и еще прошу молитв о украине 2014/08/04, 11:13:12 Святые Отцы Благословите. Прошу Вас умолите, упросите Господа Бога за мою сестру Галину за исцеление от опухоли в голове у Галины. Даруйте ей исцеление и выздоровление, даруйте ей долгую здоровую жизнь. Спасибо Вам. Светлана 2014/08/04, 10:14:55 СВЯТЫЕ ОТЦЫ, ПРОШУ ВАШИХ СВЯТЫХ МОЛИТВ О ЗДРАВИИ БОЛЯЩЕЙ НАТАЛЬИ, ВЛАДИМИРА, ОЛЬГИ. ПОМОЛИТЕСЬ О ДАРОВАНИИ СУПРУГА ДЛЯ РАБЫ БОЖЬЕЙ ОЛЬГИ. НАТАЛЬЯ 2014/08/04, 04:17:23 Прошу Вас, помолитесь, чтобы неприятное для меня путешествие закончилось раньше срока. 2014/08/03, 21:19:17 Прошу Ваших молитв об упокоении душ усопших: епископа Павла, схимонаха Паисия, Владимира, Татияны, Иоанна, Устинии, Ефимия, Василия, Лаврентия, Анастасии, Иоанна, Матфея, Анны, Клавдии, Анны, Александра, Екатерины, Федора, Емельяна, Владимира, Людмилы, Григория, Таисии, Иоанна, Александры, Кузьмы, Матрены, Екатерины, Валентины, Геннадия, Галины, Александра, Татияны, Павла, Алексия, Николая, Валентины, Валерьяна, Владимира, Терентия, Захара, Иоанна, Архипа, Стефании, Мори, Евдокии, Дарьи, Марии,

http://isihazm.ru/?id=1785&c_pid=283

46 Каруля (греч. Καρολια ) — афонский скит на юго-западном побережье Святой Горы. 47 Память преподобного Павла Латрийского празднуется 15 декабря (955). 48 См.: Древний Патерик , изложенный по главам. Глава 7, статья 50. М., 1891. С. 128—129. 49 То есть приняли ислам. 50 «Евергетинос» (греч. « Εεργετις — «Благодетельствующий») — сборник житий и поучений сотен пустынных отцов, в XVIII в. подготовленный к изданию преподобным Никодимом Святогорцем (1749—1809). Эта онтология названа по имени своего составителя, Павла Евергетидского ( XI в.), основателя и игумена монастыря Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) в Константинополе. 51 Об авве Нистерое см. также: Достопамятные сказания о святых и блаженных отцах. Об авве Нистерое из Киновии. Глава 2. М, 1999. С. 344. 52 Пророк Елисей. См.: 4 Цар. 5:20—25, 8:5. 53 «…говорили правду» — видимо, в отношении молитвы и поста. 54 С 1924 г. 55 М атфеевцы — одна из наиболее непримиримых раскольничьих группировок, основателем которой был архимандрит Матфей (Стефанопулос), впоследствии епископ Врестенский (1950). 56 Флориниты — последователи митрополита Хризостома Флоринского (1955). Эта группировка старос-тильников отличалась меньшей агрессивностью по отношению к «новостильникам», считая их только потенциальными схизматиками, и даже признавала действенность их Таинств. 57 См. об этом также на с. 79 наст. издания. 58 Отец Ефрем имеет в виду, что, хотя отец Прокопий не был его старцем, которого он обязан был бы слушаться всегда, а был лишь таким же монахом братства, как и он сам, преслушание в отношении его просьбы все же лишило отца Ефрема того благодатного состояния, в котором он перед этим пребывал. 59 Видимо, из того скита, к которому относилась келия, где они жили. 60 Греч. ατιατα . 61 Почти дословная цитата из «Молитвы трисвятаго пения» Литургии святителя Иоанна Златоуста: «Иже от небытия во еже быти приведый всяческая». 62 Греч.: Μονολγιστη προσευχ , имеется в виду молитва Иисусова. 63 Правильнее было бы сказать не «придумывает» (поскольку «придумать» образ молитвы нельзя), а «находит», «выбирает».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3414...

В 1967-1971 гг. должность хорепископа была вакантна, с 26 марта 1972 г. до 15 февр. 1978 г. обязанности хорепископа католикоса-патриарха исполнял митр. Цилканский Гаий (Гайоз) (Кератишвили). С 28 июля 1978 г. до 14 окт. 1980 г. хорепископом и управляющим М.-Т. е. был митр. Кутаисско-Гаенатский Шио (Авалишвили); с 14 окт. 1980 г. до 21 окт. 1996 г.- митр. Батуми-Шемокмедский Константин (Меликидзе); с 21 окт. 1996 г. до 10 июня 2003 г.- митр. Руисско-Урбнисский Иов (Акиашвили); с 10 июня 2003 г. до 25 янв. 2005 г.- еп. Зугдидский и Цаишский Герасим (Шарашенидзе, в наст. время митрополит). Ныне М.-Т. е. возглавляет Католикос-Патриарх Илия II, к-рый имеет 3 хорепископов: митр. Ахалцихского и Тао-Кларджетского Феодора (Чуадзе; с 25 янв. 2005 управляет М.-Т. е.); еп. Бодбийского Иакова (Иакобишвили; с 9 мая 2010); митр. Сенакско-Чхороцкуского Шио (Муджири; с 15 авг. 2010). По состоянию на 1 янв. 2017 г. клир М.-Т. е. составляли 958 чел.: 3 схиархимандрита, 65 архимандритов, 2 схиигумена, 40 игуменов, 2 иеросхимонаха, 47 иеромонахов, 24 иеродиакона, 5 схимонахов, 85 монахов, 1 протопресвитер, 277 протоиереев, 157 иереев, 1 архидиакон, 1 протодиакон, 55 диаконов, 3 схиигумении, 15 игумений, 2 схимонахини, 173 монахини. Число клириков постоянно растет и на данный момент достигает 1 тыс. чел. Монастыри В М.-Т. е. в наст. время действуют 85 мон-рей (из них 17 - ставропигиальные) и ок. 180 церквей. Монастыри в Тбилиси и его окрестностях: ставропигиальный муж. мон-рь Самеба (во имя Св. Троицы) с кафедральным патриаршим собором Самеба (2002), жен. мон-рь в честь Преображения Господня в Авлабари (1821-1822), жен. мон-рь во имя св. прор. Илии в Грузинской Патриархии (1978), жен. мон-рь Дидубе в честь Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери (1992), жен. мон-рь в честь Рождества св. Иоанна Предтечи в Авчале (1994), жен. мон-рь Цхнети в честь Успения Пресв. Богородицы (1996, с. Квемо-Цхнети), муж. мон-рь в честь Иверской иконы Божией Матери на горе Махата (2002), муж. мон-рь в честь Преображения Господня на горе Табори (2002) и др.; в Мцхете и ее окрестностях: муж. мон-рь Джвари с кафоликоном VI в., жен. мон-рь Антиохия во имя первомч. Стефана (сер. VI в.), жен. Ольгинский мон-рь (Ахалкалакури) (VI в.) с кафоликоном во имя вмц. Екатерины (XI-XII вв.), жен. мон-рь Самтавро во имя св. Нины (1820) с кафоликоном XI в. и др.; в муниципалитете Мцхета: муж. мон-рь Шиомгвиме (VI в.), муж. мон-рь Зедазени во имя прп. Иоанна Зедазнийского (VI в.), мон-рь Бзиани (с. Ахалсопели) с кафоликоном VIII в., мон-рь Абулети с кафоликоном во имя вмч. Георгия XI в. (с. Сатовле), муж. мон-рь Бетаниа в честь Рождества Пресв. Богородицы (не позднее XI в.), жен. мон-рь Дзегви во имя прп. Георгия Святогорца (2001, с. Дзегви), ставропигиальный муж. мон-рь Цхваричамиа в честь Вознесения Господня (2003, с. Цхваричамиа) с кафоликоном Патара Сакдари (VIII-IX вв.) и др. Церкви

http://pravenc.ru/text/2564528.html

В начале мая 1638 года в Москву прибыл хиландарский владыка Мардарий, который показал грамоту о посвящении, выданную ему патриархом Паисием. Согласно грамоте Мардарий был посвящен 18 июля 1635 года. Хиротония епископа для Хиландара была явлением необычным. Стефан Димитриевич предполагал, что Мардарий был хиротонисан «или за то, что имел особые достоинства, и его хотели этим отметить, или ради того, чтобы он как митрополит привез из России большую милостыню, или чтобы пребыванием митрополита придать Хиландару большее значение. Тогда на Святой земле уже имели место борьба и антагонизм между славянами и греками. Весьма вероятно, что греческие епископы на покое, всегда присутствовавшие на Святой горе, не хотели рукополагать диаконов и иеромонахов для Хиландара и других славянских монастырей, и поэтому хиландарцы, как всегдашние славянские гегемоны в борьбе против нетерпеливого эллинизма, хотели посвящением Мардария удовлетворить потребность свою и других единоплеменных святогорских В течение XVII и XVIII вв. монахи из Хиландара отправлялись в Россию и ради материальной помощи и ради поддержки духовных и культурных связей. В 1804 году, в тот же год, когда началось Первое сербское восстание против турок, монастырь Хиландар получил из России 525 рублей помощи как компенсацию за то, что целых 15 лет таковой не И это свидетельствует, что авторитет Хиландара и его монахов в России был весьма велик. Хиландарская обитель пользовалась уважением из-за своих духовников, а также как очаг славянского православия на Святой горе и место, где собирались вместе сербы, болгары, русские и влахи. Русский путешественник Григорий Барский записал в своем Путешествии, что в 1744 году он был в монастыре Хиландар, и что в нем живут «монахи сербы, твердые в вере и крепкие во благочестии и самые гостеприимные из всех других святогорцев, но простые и неученые. Среди них есть и несколько болгар, русских и влахов, но старшинство и власть принадлежит сербам. Церковное и келейное правило они читают всегда славянским языком, но с выразительным сербским

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Влияние святогорцев и католиков друг на друга было взаимным. В том же 1276 году иноки Ксиропотамского монастыря, убоявшись смерти, соединились с еретиками, но во время молитвы при возгласе «О архиепископе нашем, иже в Риме, и о благочестивом царе» случилось землетрясение именно в том месте, где стояли нечестивые, и монастырские стены рухнули наподобие иерихонских стен при Иисусе Навине. Жертвами этого внезапного сотрясения земли стали многие из латинян. Из оставшихся в живых одни сразу же удалились, другие покаялись, остались в горах и сделались хорошими иноками (4, т. 2, 244). Можно также вспомнить случай из истории Сербской Церкви, когда св. Савва отобрал присланную папой корону латинского короля у своего брата св. Стефана, венчав его на православное царство. Другой пример связан с афонским преданием о пересечении жизненных судеб прп. Максима Грека и знаменитого доминиканского монаха Джироламо Савонаролы. Как известно, Максим Грек с 1493 года пять лет слушал проповеди Савонаролы во Флоренции и проникся к нему большой любовью, говоря, что это был «яко един от древних, токмо что латинянин верой» (20, 278). Они познакомились в то время, когда Италия жестоко страдала недугом неверия. Итальянец Доминик Бенивени говорил тогда, что грехи и злодеяния умножались, поскольку страна потеряла веру во Христа. Тогда верили, что все в мире есть только дело случая. Некоторые думали, что все управляется движением звезд, отвергали будущую жизнь и смеялись над религией. В самих даже предстоятелях Западной Церкви потрясена была вера. Савонарола выступал с резкой критикой в адрес правившей Флоренцией семьи Медичи. Он также критически оценивал достижения культуры Возрождения, разглядев в ней антихристианские тенденции и развращение нравов, и привел горожан к глубочайшему покаянию. Предание утверждает, что именно под влиянием Максима Грека Савонарола стал сначала обрушиваться в своих проповедях на папство и пороки современной ему Католической Церкви; потом не побоялся обратиться к европейским государям с предложением собрать Вселенский Собор, чтобы низложить папу Александра VI, самого безнравственного в истории Римской Церкви; а в конечном счете открыто выступил против абсолютизма власти пап и папского примата в Церкви. По приговору флорентийского суда Савонарола был казнен. Максим Грек оставил о его жизни и мученической смерти «Повесть страшную и достопамятную».

http://pravoslavie.ru/31879.html

Если в сохранившихся памятниках преподобный, как правило, предстает с бородой, едва достигающей середины груди, то в основе описания подлинника - эпизод из Жития П. В. в версии прп. Никодима Святогорца, в к-ром упомянуты длинные волосы святого: «Преподобнаго отца нашего Паисия великаго; подобием сед и вельми стар, власы велики и долги, лицем блед с белию и морщиноват, брада долга, доле персей, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 370). В сводном иконописном подлиннике (XVIII в.), изданном С. Т. Большаковым, о внешности П. В. ничего не сказано, упомянут лишь свиток в его руке с текстом: «…дадемися дар от Бога, о коемждо гресе помолишися, оставится согрешающим» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 108). На основе Жития преподобного составил его описание акад. В. Д. Фартусов: «Глубокий старец, египетского типа, сед, волосы очень длинны и густы, так что почти касались земли, борода почти до пояса, лицом очень худ, бледен и морщинист; одежды монашеския, пустынножительския. В руках хартия с его изречением: Бог же доброе твое произволение приемлет, аще же носимая тобою раздати хощеши неимущим, то мнози суть по градом требующии, убозии, нищии, сиротствующии и вдовствующии, от тех промышляй, и многое от Бога приимеши воздаяние» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. 1910. С. 321). Изображения П. В. немногочисленны, наиболее ранние известны по монументальным росписям монастырских храмов, программа к-рых предполагала размещение чина преподобных отцов. Образ святого запечатлен на фреске в нефе «Енклистры» мон-ря прп. Неофита в Пафосе на Кипре (1196). П. В. представлен предпоследним (сохр. надпись), в ряду фронтальных, в рост фигур преподобных, вместе с Антонием Великим, Арсением, Евфимием, Аммоном Нитрийским, Андроником, Даниилом Сикеотом, Феодосием Киновиархом, Иоанном Лествичником, Онуфрием Великим, Макарием Великим и со Стефаном Юным. Облик П. В. традиционен для изображения преподобных: он представлен в темно-коричневой мантии, серо-синем хитоне, черной схиме с белым орнаментом в виде сдвоенных полос по низу и с крестами, голова не покрыта.

http://pravenc.ru/text/2578681.html

«Какая это радость – умереть не в городской больнице, а на Афоне!..» К смерти святогорцы относятся как к чему-то естественному. Они радуются, что живут, и в то же время радуются, что умрут. «Бояться смерти – это значит бояться того, чего не существует на свете», – говорит паломникам иеромонах Николай (Генералов). Последние часы и минуты земной жизни монахов исполнены покоя и светлой радости как для умирающего, так и для тех братьев, кто пришел к его келлии проститься с ним. Так было, говорят, и с престарелым иеромонахом Гавриилом, скончавшимся летом 2006 года. Его душа в продолжение долгой земной жизни благочестно пребывала в теле и так же благочестно разлучилась с телом в час смерти. Он скончался благодушно, с радостью и спокойствием, хотя его мучили болезни. Страдание от них он считал необходимым условием духовной жизни. Перед кончиной отец Гавриил очистил свою совесть покаянием, омыл грехи слезами, убелил ризу своей души и в последний раз причастился. Проститься с ним пришли и иеромонах Лаврентий и молодые послушники из молдавского скита на Провате. Сам иеромонах Гавриил был родом из Молдавии и потому часто их исповедовал и давал им отеческие советы. Его келлия с видом на море располагалась в одноэтажной постройке позади трапезной. Свою келлию он превратил в маленькую церковь. В ней было много бумажных икон, среди них – копия чудотворной «Самонаписавшейся», или Ясской, иконы Божией Матери из Иоанно-Предтеченского скита, населенного румынами и молдаванами, а также иконки преподобного Паисия Величковского и молдавского господаря Стефана III Великого, а еще – настенный календарь из Ново-Нямецкого Кицканского монастыря, что на берегу Днестра. У изголовья монаха булавками было приколото пожелтевшее от времени черно-белое фото, где был изображен гроб, а над ним надпись: «Думай о своем дне последнем и век не согрешишь». «Это поддерживает мой дух покаяния…» – говорил отец Гавриил. На полу – цветастые домотканые коврики, какие можно увидеть только в Молдавии. За маленьким столиком отец Гавриил угощал своих гостей, потому иногда в келлии пахло всякими яствами, привезенными паломниками из его отечества, которое отец Гавриил оставил в начале 60-х годов прошлого века. Каждый уходил от него с каким-нибудь подарком: короткими четками, деревянными крестиками и иконками, а еще – грецкими орехами. К нему тоже приходили с подарками, и тогда монах вспоминал, как он в былые годы работал в монастырской трапезной и готовил братии из капустных и виноградных листьев постные голубцы по-молдавски. При этом он показывал свой шершавый и покрытый синими венами кулак:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1443

Молитве Npecbemoj Богородици. Београд, 1975), избранные главы «Лавсаика» еп. Палладия ( Naлaдuje, еп. Лавсаик. 1933. 1; 1934. 2) и т. д. С рус. языка - статью прот. Георгия Флоровского «Дом Отчий» ( Флоровски Г. Очев живот. 1926. Год. 5. Бр. 3/6), статью А. С. Хомякова «Церковь одна» ( Xoмjakob А. С. О Цркви//Там же. Бр. 7/9), проповедь прот. Павла Флоренского «Радость навеки» ( Флоренски П., прот. Радост за навек//Там же) и мн. др. Еще в 1922 г. И. предложил включить в программу серб. духовных учебных заведений специальный предмет, посвященный житиям святых. Он считал важным для спасения человека осознание его жизни в Церкви как святого соборного жития со всеми святыми, Первый среди к-рых Иисус Христос,- «Перворожденный между многими братьями» живот. 1923. Год. 2. 3). На протяжении неск. десятилетий И. собирал материалы, и в 70-х гг. XX в. были изданы составленные им Жития святых в 12 томах по месяцам (Жumuja светих за месец jahyap. Београд, 1972; То же: За месец фебруар. 1973; То же: За месец март. 1973; То же: За месец април. 1974; То же: За месец мaj. 1974; То же: За месец jyhu. 1975; То же: За месец jyлu. 1975; То же: За месец август. 1976; То же: За месец септембар. 1976; То же: За месец октобар. 1977; То же: За месец новембар. 1977; То же: За месец децембар. 1977). В это фундаментальное издание И. включил не только жизнеописания известных всеправосл. святых, но и почти 60 святых серб. и слав. происхождения (в т. ч. русских, напр. прп. Серафима Саровского) и мучеников, подвизавшихся во времена тур. рабства на Балканском п-ове (напр., прп. Никодима Святогорца, свт. Макария Нотары, святителей Дионисия и Нектария Эгинских, прп. Анфима и прп. Герасима Кефалинийских). Для этого издания И. составил жития малоизвестных святых (напр., прп. Григория Нового) и расширенные (в основном цитатами из святоотеческих творений) редакции житий известных святых (напр., святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Григория Паламы и прп. Максима Исповедника). Жития наиболее почитаемых серб. святых (Саввы Сербского, Симеона Мироточивого, Василия Острожского, кн. Лазаря и др.) вышли и отдельными оттисками (Живот св. Саве и св. Симеона. Минхен, 1962; Жumuje св. Bacuлuja Острошког Чудотворца. Београд, 1973; Живот св. цара Лазара. Београд, 1975; Животопис св. деспота Стефана и св. Ebrehuje-Muлuцe. Београд, 1975; Живот св. Петра Београд, 1977; Пут душе после смрти: О митарствима (из Жumuja прп. Bacuлuja Новог). Београд, 1985). Также отдельно было издано Житие свт. Григория Паламы (Живот св. Гpuropuja Паламе. Београд, 1977) и «Повесть об Успении Пресв. Богородицы и Ее чудесах: в Чайниче, Малеви и Бачском Петровом-селе» Пресвете Богородице и чуда: У Чajhuчy, Малеви и Бачком Петровом Селу. Београд, 1976).

http://pravenc.ru/text/1237931.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010