Владыка Порфирий писал: «Немало сказок написано об Афоне торопливыми посетителями этой горы, доверчиво слушавшими тамошних рассказчиков, которые верят в себя как святую истину, но никогда ничем не поверяют своих рассказов. Но ведь жаль, что такое священное место как Афон оболгано, а при такой жалости сильно хочется сказать о нем правду, ту самую правду, которая кроется в архивах афонских…» . Во второй части объемного сочинения епископа Порфирия «История Афона» (Афон христианский, мирской) содержится критический разбор одиннадцати афонских преданий о начале христианства на Афоне, которые могут быть разбиты на две основные группы: первая – о посещении Святой Горы Богоматерью и апостолом Павлом; вторая – о строительстве и возобновлении афонских монастырей и храмов знаменитыми лицами. Особняком стоит предание о перемещении жителей Афона в Пелопоннес и о поселении монахов на Афоне. Предание о пришествии Богоматери на Афон широко известно православным паломникам всего мира в интерпретации преподобного Стефана святогорца. Оно утверждает, что пресвятая Дева Мария, находясь в ожидании Духа Утешителя, вместе с апостолами метала жребий, чтобы узнать какая страна достанется для проповеди Евангелия каждому ученику. Богоматери досталась Иверская земля. После Пятидесятницы она собралась идти туда, но ангел Божий сказал ей, чтобы она никуда не отлучалась из Иерусалима. «Выпавший тебе жребий (Грузия) просветится в последние дни во имя Твое, а теперь предстоит Тебе малый труд пойти в другую землю, которую укажет Тебе Бог». По просьбе Четвертодневного Лазаря Богоматерь на присланном за ней корабле отправилась вместе с апостолом Иоанном на Кипр. Внезапно подул сильный ветер и пригнал корабль в Климентову пристань Афонской Горы, которая была наполнена идолами. Там находилось известное всем грекам капище Аполлона. Внезапно афонские идолы заговорили и приказали язычникам идти на пристань и «принять Марию, Матерь великого Бога Иисуса». Удивленный народ сошел на берег моря и, взяв Марию с корабля, отнес ее на место, где проходили народные обсуждения. Там Пречистая рассказала о рождении от Нее Бога и что зовут Его Иисус. Афонцы уверовали в Него и крестились. Богоматерь поставила им наставником и учителем Климента и сказала: «Вот жребий от Сына и Бога моего». Потом благословила людей и опять сказала: «Благодать Божия пребудет на этом месте и на живущих тут с верою и страхом по заповедям Сына Моего…» .

http://bogoslov.ru/article/1275901

Мария , 1840–53. Аполлинария , 1854–59. 3 Георгиевского Переяславского упразднённого 291 : Игум. Иероним Дубина , 1685. Полтавского Вознесенского архим. Пахомий определён в 1777 (?). 4 Крестовоздвиженский, под Полтавой, основан около 1650 г. Ныне второклассный. [IV. 871; V, 598.] Игумены [ Самуил , 1658 и 59.] Антоний Почека , 1766–70, перев. в Гамалеевский. Амфилохий Леонтович , 1770–76. 28 июля перев. в Яковлевский Ростовский. Феоктист Мочульский , архим., 28 июля 1776 перев. из Ростовского Яковлевского; уволен 4 сент. 1779; (с 1781 архим. Колязинский). Никифор Феотский , архиепископ Славенский, управлял мнтрём 1779–97, (и другие архиереи). Архимандриты Феодосий , 1802–10. Аполлос , 27 июня (sic) 1810. Иосиф Ильицкий , с 1811; † 20 сент. 1824. Гавриил , 1825–42. Нифонт , 1842–45. Феофил 21 июня 1845 перев. из Раненбургского Петропавловского; до 1869. 5 Красногорского Гадяцкого, заштатного [III, 683; IV, 802; VI, 984]: Игумены Гедеон , 1654. Антоний , 1765–76. Иларион , 1777–80. Димитрий Устинович , с 12 янв. 1785, потом 8 сент. игум. Выдубицкий. В 1785 г. мнтрь упразднён. 6 Густинский Троицкий, близ Прилук, основан на земле кн. Корибута Вишневецкого, Святогорцем Иоасафом, пришедшим в Киев с игум. Межигорским Афанасием в 1600 г., а сюда около 1614. [III, 761.] Игумены Иоасаф , основатель, † 8 окт. 1616. Варлаам, в 1617, очень недолго. Комментарий, в 1617 и 18, удалён в Межигорский; после там игуменом. Никифор , в 1618–20, удалён в Межигорский. Евфимий , в 1620 и 21, отказался. Варлаам , вторично, 1622–24. Филарет поставлен в окт. 1624. Иов , 1625–1627, перев. в Мгарский. Феодосий , 1628 и 29, перев. в Мгарский. Исаия , в янв. 1629–31. Иов , 1631–35. Иринарх , в 1636. Тогда мнтрь сгорел. Василий в июне 1638 бежал в Путивль с имением монастырским; вскоре †, в Молченском мнтре. Мнтрь пустел год. Илия Торский , возобновитель, с 1639: † 10 авг. 1645. Евфимий Стефанович , 1646. Иосиф , 1657–60. Авксентий Якимович поступил 24 янв. 1665; † 16 дек. 1695. Иов , с 6 авг. 1703.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Н. поминается в Синаксаре К-польской Церкви (архетип кон. X в.) как апостол от 70 и один из 7 диаконов под 30 июня, в Соборе св. апостолов, где сказано, что он упокоился в мире (SynCP. Col. 785). Н. поминается вместе с др. первыми диаконами Прохором и Парменом под 28 июля, где в кратком сказании о Н. воспроизведены сведения из каталога апостолов от 70 свт. Епифания Кипрского (Ibid. Col. 851). В некоторых византийских стишных синаксарях XIV-XV вв. память Н. без сказания обозначена под. 28 дек. (Codex Basileens. A. III. 16 - SynCP. Col. 353); под этой же датой встречается в греч. печатной Минее (Венеция, 1592). Вероятно, эта дата была выбрана как следующая после дня памяти первомч. Стефана (27 дек.). В совр. греч. синаксарной традиции, отраженной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (нач. XIX в.), под 28 июля памяти Н., апостолов от 70 и диаконов Прохора, Тимона и Пармена посвящено двустишие: «Будучи уловлен, Словом Божиим, Никифор, многих уловив, достиг конца жизни» и также сказано, что Н. и Стефану, «обладающим схожим помышлением, подобало принять кончину в один и тот же день» ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 122-125). В стишные слав. Прологи (XIV-XV вв.) память Н. включена вместе с диаконами Прохором и Парменом под 28 июля, где говорится о смерти его в один день с первомч. Стефаном, с к-рым они «имели братское мудрование», и отдельно - под 28 дек. ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2013. Т. 11. С. 62-63; Т. 4. С. 108). Под этими датами и установилась память Н. в слав. традиции ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 226, 395; Т. 3. С. 611; ср.: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 272, 333). В «Книге житий святых» свт. Димитрия Ростовского память Н. вместе с апостолами от 70 Прохором, Тимоном, Парменом отмечена только под 28 июля, где после краткого рассказа об избрании диаконов представлены сведения из 2 версий визант. каталогов апостолов от 70. О Н. говорится как о принявшем вместе со Стефаном мученическую кончину, а также добавлено, что в день его гибели «произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме» (Деян 8. 1) и «образ его убиения вспоминается в каноне, ибо, как агнец от иудеев, был заклан в жертву ради Христа» ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 426). 4 янв., в праздник Собора апостолов от 70, эти сведения о Н. представлены в кратком пересказе (Там же. Кн. 2. Л. 264). Эта же информация повторена в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского» под теми же датами (ЖСв. Янв. Кн. 1. С. 54-55; Июль. С. 642).

http://pravenc.ru/text/2565292.html

По выходе из гимназии, Симеон Куртеев продолжал свое образование в сельскохозяйственном училище, в горне Казани. Руководясь желанием достигнуть высших степеней знания и услышать последнее слово науки, Куртеев оставил и это училище, и отправился, по желанию старшего брата, в Петербург, для приготовления к поступлению в Петербургскую медико-хирургическую академию. Но не к человеческому званию, и не к мирской науке готовило его Провидение. Недолго пришлось ему пробыть у брата в Петербурге. В то время, только что были отпечатаны и читались многими с охотою «Письма Святогорца о свят. горе Афонской». Эти увлекательные сочинения так подействовали на ум и сердце впечатлительного юноши, что он ушел из Петербурга с готовностью терпеть голод, холод, нищету и все скорби страннической жизни, без всяких средств, с одним упованием на Бога, чтобы только достигнуть пустынной иноческой обители. Но это было не так легко исполнить, как казалось, – юноше недоставало благословения матери. Будущий отшельник вернулся поэтому на родину. Прибыв из Петербурга к среднему брату, Ивану Петровичу, который жил на родине с матерью, Симеон Петрович пробыл немного времени у брата; намерение покинуть мир и его соблазны не оставляло его, а напротив, все более и более укреплялось в нем. Обдумав все, он решился, наконец, с благословения своей матери, уйти на пустынный остров Соловецкий, на Белом море и там посвятить себя на служение Богу иноческими подвигами, под руководством опытных в духовной жизни старцев; тогда ему было всего около 20 лет от роду. В Соловецкую обитель он прибыл с другом своим, таким же молодым, Иваном Ивановичем Куртеевым; там приняли их обоих в качестве послушников; Симеону Петровичу сначала дали послушание в бочкарне делать ведра, чему он обучился еще в сельскохозяйственном училище в Казани. В первый день работы он, как не привыкший еще к инструментам, до того часа, когда положено завтракать, успел сделать очень мало. Когда послышался в монастыре звонок к завтраку, Симеон просит у брата, старшего над ним, благословения идти на трапезу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По молитвам Владыки неплодные женщины рожали детей и исцелялись бесноватые. Однажды митрополит Антоний посетил с паломнической поездкой остров Митилини (Лесбос). В храме Святых Архангелов в Мантамадо он встретил бесноватую женщину. Владыка начал служить молебен, а одержимая нечистым духом стала сквернословить, выть и источать пену изо рта. Все присутствующие были шокированы и испуганы и словно потеряли дар речи. Митрополит стал молиться и осенять женщину крестным знамением. Вдруг она потеряла дар речи и упала. Придя в себя, она поцеловала руку Владыки и сказала: «Я два года ждала, что ты придёшь и меня освободишь. Благодарю тебя». Однажды знакомый подвозил Владыку, который ехал в гости ко своим духовным чадам. Водителя давно беспокоила серьёзная проблема, но он не решался поведать о ней Митрополиту. На обратном пути Преосвященнейший молча молился с закрытыми глазами. Вдруг он еле слышно заговорил, и водитель понял, что он произнёс ответ на беспокоивший его вопрос. Когда он спросил у Митрополита, как он узнал об его проблеме, тот ответил: «Оставь это, чадо, это дела Божии». Владыка очень почитал святителя Нектария Эгинского (Пентапольского). Во время одной из поездок в Эгину он сказал одному из сопровождавших его паломников: «Святой жив. Он разговаривает. Попроси у него что-нибудь с верой и увидишь». Молодая женщина лежала в неврологической клинике. Её состояние было очень тяжёлым, так что врачи даже исключали возможность её выздоровления. Супруг женщины посетил Владыку и поведал ему свою боль. Митрополит вселил в него уверенность, что вскоре она выздоровеет. Через два дня женщину выписали из больницы и отпустили домой. Однажды митрополит Антоний, отец Стефан и группа паломников и Ситатистской епархии посетили монастырь святого Давида на острове Эвбея. Во время Вечерней, когда Владыка кадил на Честную главу преподобного Давида, из неё потекло миро. Потрясённые паломники поклонились мощам, а игумен сказал им, что Святой обрадовался, что его посетил Владыка. Одна семья стала жертвой колдовского воздействия и оказалась на грани распада. Больше всего пострадал один из сыновей. Мальчик стал неуправляемым: его поведение создало в доме невыносимую обстановку. Мать как раз читала тогда книгу о старце Паисии Святогорце. Она прониклась к нему большим благоговением и стала просить помочь решить образовавшуюся в их семье проблему. Тем же вечером она увидела во сне старца, которого она просила помочь и называла преосвященнейшим.

http://pravoslavie.ru/63650.html

Рассказы захожего инока вполне соответствовали намерениям и чаяниям благочестивого юноши: он тогда же бесповоротно решил и дал обет Богу оставить мир и подвизаться на Афоне. Было всего семнадцать лет юноше, когда он решил оставить мирскую жизнь. Горячо помолившись Господу Богу, он уговорил несколько богобоязненных мужей содействовать ему в исполнении его намерения и быть его спутниками, и немедля отправился в путь, прежде всего – в дом своих родителей. Несказанно обрадовались отец с матерью прибытию своего любезного сына, устроили по этому случаю пиршество и старались всячески оказывать ему свою ласку. Через несколько дней пребывания в гостях у своих родителей, Растько просится у них на охоту в одну неблизкую дикую местность, богатую всякого рода добычей. Родители охотно дают свое согласие. Получив родительское благословенье, Растько в сопровождении своих верных людей отправляется в путь, но не для звериной ловли в пустыню, а на святую Афонскую гору, для подвигов ради душевного спасения. Достигши благополучно Афона, Растько поселился в русском Пантелеимоновом монастыре, инок которого подробно повествовал ему ранее о святогорском подвижничестве. Родители вскоре хватились сына. Догадываясь, что сына их увлек не кто иной, как русский монах и не в иное место, как на Афон, Стефан Неманя немедленно послал одного из своих старших воевод с великим отрядом. Получив от греческого императора Исаака Ангела 502 строгое предписание к проту (настоятелю) Афонской горы и ко всем святогорцам и военный отряд от Солунского воеводы, уполномоченный Стефана Немани явился на Афон и нашел разыскиваемого знатного беглеца в монастыре святого Пантелеимона. Сильно обрадовался верный слуга Немани, что так скоро нашел, кого искал, и надеялся вскоре возвратить юношу к родителям, так горевавшим о нем, и получить за сие достойную награду. Не надеясь, чтобы беглец добровольно и охотно вернулся на родину, оставив свое намерение, посланные не спускали с глаз юношу и стерегли, чтобы он снова не скрылся от них. Но Растько давно уже решился, несмотря ни на какие препятствия, принять иноческое пострижение на Афоне и остаться там. Это намерение было известно игумену Пантелеимонова монастыря, который и решился оказать содействие отважному юноше.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Святой Никодим упокоился о Господе 26 декабря 1406 года, а после его кончины его ученики, монахи-пустынники Софроний, Пимен и Силуан, ушли из монастыря Тисман на север Молдавии и поселились у речки Нямц (название ей было дано из-за обитавших там немцев), где впоследствии был основан нынешний монастырь Нямц, посвященный Вознесению Господню. Первую каменную церковь в Нямце воздвиг молдавский князь и воевода Петр Мушат (1375–1391), ему последовали и другие ктиторы, великие воеводы и правители Молдавии: Александр Добрый (1400–1432) и Стефан Великий (Штефан чел Маре, 1457–1504, который воздвиг стоящий поныне большой соборный храм монастыря Нямц). Они устроили многочисленные и прекрасные молдавские и буковинские монастыри: Бистрицу, Молдовицу, Сучевицу, Путну, Воронец, Пробот и другие – и живописно украсили их снаружи и внутри. На прекрасных фресках этих монастырей были изображены святые лики молдавских исихастов, бывших духовниками тех правителей и епископов, что воздвигали и украшали эти монастыри. Монастырь Синая При этом и сами Цареградские патриархи XIV и XV веков: святитель Каллист, святитель Филофей и их преемники, известные как ревностные подвижники-исихасты и распространители православного исихазма, – неизменно поддерживали исихастскую жизнь в Молдавии и Валахии, назначая туда клириков- и епископов-исихастов. Так прилив греческих и славянских исихастов со Святой Горы и с Балкан в Румынию никогда не прекращался, что означает, что и в самой Румынии исихастская жизнь и подвижничество никогда не гасли. (Вспомним в доказательство тому приход в Румынию святогорского исихаста святого Нифонта, патриарха Цареградского (XV–XVI вв.), и хиландарского сербского подвижника святого Рафаила Банатского (XVI–XVII вв.), и подвижничество монахов-святогорцев во времена валашского воеводы Нягоя Басараба (XVI в.), и затем святогорского русского старца-исихаста Паисия Величковского (XVIII в.) и других.) Кроме того, духовной жизни сестринской Церкви Румынской содействовали и другие православные Восточные патриархи и Сербские патриархи из Печи, особенно Арсений III Черноевич; способствовало этому и переселение сербов через Савву и Дунай в Банат и Ердель .

http://pravoslavie.ru/49077.html

Стенная живопись в Протатском соборе отменно хороша. Если мы не воспроизведем ее всю на полотне, или бумаге, как единственный лучший памятник православной мегалографии (т. е. рисовки священных картин в больших размерах), то история осудит нас достойно и праведно. Я несколько раз внимательно и подробно рассматривал эту живопись, но не нашел ни года, в который она произведена была, ни имени живописца. Наш Барский в 1744 году слышал от святогорцев, что ее произвел пресловутый Панселин. То же слышал и я. А состоящий при мне живописец Благовещенский срисовал карандашом очерк головы его, который теперь вставлен в стену одной кельи близ Кареи, а прежде находился у северозападной двери Протатской церкви и вместе с штукатуркой перенесен в эту келью для хранения. Владельцы сего очерка по преданию говорят, что Панселин, кончив расписание Протатского собора, вместо подписи своего имени нарисовал свой портрет у входа в это святилище. К сожалению, турки недавно вывертели в нем глаза. Рисованная головка пресловутого афонского живописца найдена мною; но я еще не знаю точно, когда он жил и трудился. Можно было узнать это по именам десяти царей, которые изображены им в сказанном соборе на северной стене, высоко под самым потолком; но к величайшему прискорбию моему, эти имена сглажены так, что я не мог рассмотреть их с помощью лучшей зрительной трубы, тогда как хорошо читал слово βασιλες у венца каждого царя. Властные старцы протатские на вопрос мой, кто эти цари, отвечали в полном собрании: «Не знаем, не слыхали и не видали, где они написаны». Думаю, что тут изображены царственные покровители св. горы Афонской: Василий Македонянин, сын его Лев Мудрый, Никифор, Иоанн Цимисхий, Константин Мономах, Алексей Комнин, Мануил, Андроник и два сербские царя, из которых один, именно, Стефан Душан Сильный, владел Афоном в половине XIV века 213 . Думаю также, что Панселин жил в царствование этого Стефана и иждивением его расписал церкви в Протате, Хиландаре и в старом Руссике, в котором тогда жили сербы. А думаю так, потому что около венца одного из последних царей этих заметил букву С, читаемую в имени Стефана, и потому что в изображении Тайной Вечери увидел колонны и арки, написанные по правилам перспективы, выдуманной, помнится, в XIV веке. Это мнение мое может видоизмениться, когда мне удастся найти биографию Панселина, о которой упомянул почитатель его дарования, иеромонах Дионисий, написавший руководство к церковной живописи. Но несомненно то, что Протатский собор расписан был спустя долгое время после построения его (Х в.); ибо живопись произведена уже по заложенным аркам и окнам этого здания, некогда треснувшего или от землетрясения, или осадки фундаментов, положенных на многоводном месте. Для большего удостоверения в этом г. Благовещенский начертил фасад и план его по масштабу и означил на них окна закладенные и стены, подведенные под древние широкие арки.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Успокаивал себя настоятель ностальгическими воспоминаниями, как во времена не столь давние пропустили же целых два ящика кагора, хотя не больше двух литров в правилах таможенных оговорено было, и многое иное, для прихода необходимое, провозилось большими партиями, хотя и не положено было… Понимали служивые, что дело не торговое, а богоугодное, да и практически у каждого стража рубежей священных, что там, что здесь, крестики под формой присутствовали. Но сейчас, когда с одной стороны еще громыхает и бои не столь давно прямо по границе прошли, строгости не просто усилились, они преумножились. Уныние — дело нехорошее, по христианским понятиям грешное, но и после пересечения границы, направляясь по непривычно ровной асфальтированной трассе в областной центр сопредельного государства, отец Стефан в сплошных унылых раздумьях пребывал. Не выходил из головы запрещающий перечень таможенный. «Куплю, и отберут, да еще и накажут», — только так и думалось. Чтобы хоть как-то отвлечься от тоскливых мыслей, батюшка решил магнитофон послушать, где у него рассуждения Паисия Святогорца записаны были. Может, старец приснопоминаемый, подвижник времен наших чего подскажет? Не зря включил. Тут же и услышал: «Благий Бог примет во внимание и особенности нашей эпохи, и условия, в которых нам приходится жить, и спросит с нас в соответствии с этим. И если мы предпримем хотя бы малый подвиг, то увенчаемся больше, чем христиане древней эпохи». Повеселел батюшка от наставлений подвижнических. Как не возрадуешься, если на «малый подвиг» направляешься? Подъезжая в нескончаемой колонне машин к городу, отец Стефан, конечно, своих гордых мыслей устыдился, да и новая проблема определилась: где эти медикаменты закупить, если через каждый квартал сплошные вывески аптек в глаза бросаются? Слава Богу, троллейбус подсказал, который батюшка обогнать решил. На боку машины зеленым по желтому было выведено: «Лекарства для вас. Дешевая аптека». Пришлось притормозить, чтобы адреса под крупными буквами рекламы прочесть. Один из адресов рядышком оказался. Именно туда священник и покатил.

http://azbyka.ru/fiction/otec-stefan-i-i...

Лицевые изображения, помещенные в сборнике в числе 149 раскрашенных водяными красками рисунков 4 , относятся к различным статьям, содержащимся в сборнике. По способу изображения можно предположить, что все рисунки сделаны одним и тем же лицом. Все рисунки (кроме трех: 6, 7 и 84, занимающих по целой странице), не выходят из пределов половины страницы или менее того. Каждый рисунок помещается в начале соответствующих статей или глав в отдельных произведениях, составляющих сборник, вследствие чего в большинстве случаев заглавия рисунков и отдельных глав друг друга заменяют или повторяют. Заглавия эти, писанные тем же полууставом как и текст, наведены киноварью, кроме начальной буквы, изображенной чернилами. Отдельные произведения, помещенные в сборнике, а также и некоторые из отдельных глав этих произведений оканчиваются в некоторых случаях суживающимся книзу страницы текстом. В сборнике помещено восемь отдельных произведений словесности, а именно: 1. Статья о четырех человеческих возрастах, с четырьмя лицевыми изображениями. 2. Странник Стефана Новгородца. 3. Хождение Даниила Игумена, с 12-ю изображениями. 4. Сказание Исаии Святогорца об Афонской горе, с одним изображением.. 5. Статья без заглавия, об исходе души из тела, с тремя лицевыми изображениями. 6. Выписка без заглавия, из главы 5 книги III Царств, о построении храма Соломонова. 7. Отрывок без заглавия, о Вавилонском столпотворении, с одним лицевым изображением, – и 8. Сказание об Александре Македонском, озаглавленное вязью и с 128-ю лицевыми изображениями. В виду путаницы в переплете и проистекающего от того беспорядка в расположении отдельных статей сборника, мне кажется не лишним приступить к описанию сборника не в том порядке, в каком отдельные его части в действительности расположены, а в том, который мне удалось восстановить по тщательном ознакомлении с подлинной рукописью. Что касается до лицевых изображений, то чтобы не разделять их при общем перечислении по отдельным статьям сборника, к которым они относятся, я предпочел поместить общий их список в конце сообщения в виде особого приложения (I). В приложении этом перечисляются лицевые изображения в восстановленном порядке их расположения, под подробными, согласно подлиннику, заглавиями и с указанием листов, на которых они помещены. В тексте же сообщения ссылки на лицевые изображения приводятся под соответствующей нумерацией сего приложения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010