В день памяти преподобной Евфросинии Полоцкой митрополит Минский Вениамин совершил Литургию в Спасо-Евфросиниевском женском монастыре г. Полоцка 5 июня 2021 г. 19:06 5 июня 2021 года, в день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин совершил Божественную литургию в соборе Воздвижения Креста Господня Спасо-Евфросиниевского женского монастыря города Полоцка (Витебская область, Белоруссия). Его Высокопреосвященству сослужили архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий ,  архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан , почетный настоятель храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в городе Новополоцке Витебской области архиепископ Феодосий (Бильченко) , архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний , архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , епископ Туровский и Мозырский Леонид , епископ Слуцкий и Солигорский Антоний , епископ Лидский и Сморгонский Порфирий , епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий , епископ Светлогорский Амвросий , клирики монастыря, гости обители в священном сане, духовенство Полоцкой епархии . За богослужением молились настоятельница Спасо-Евфросиниевского монастыря игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Елисаветинского женского монастыря в городе Минске игумения Евфросиния (Лаптик), настоятельница Рождество-Богородичного женского монастыря в городе Бресте игумения Александра (Жарин), настоятельница Вознесенского женского монастыря в деревне Барколабово Могилевской области игумения Ангелина (Ерш), настоятельница монастыря святых Жен-мироносиц в городе Бобруйске Могилевской области игумения Параскева (Ельская), настоятельница Успенского женского монастыря в деревне Слобода Витебской области игумения Илария (Болт), настоятельница архиерейского подворья в честь преподобного Паисия Святогорца в деревне Ольжево Гродненской области монахиня Кассиана (Купаленко), насельницы женских монастырей, благодетели Полоцкой обители, многочисленные паломники. Богослужебные песнопения исполнил хор сестер Полоцкой обители под управлением монахини Февронии (Бармичевой). После Литургии состоялась встреча паломников, которые пришли крестным ходом из Софийского собора в городе Полоцке для участия в совместном славлении преподобной Евфросинии Полоцкой. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК И СТЕФАН [Греч. Μρκος κα Στφανος], мученики Антиохийские (пам. греч. 22 нояб.). Краткое сказание о святых содержится под 22 нояб. в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) и в Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.), где говорится, что М. и С. были схвачены в Антиохии Писидийской во время правления имп. Диоклетиана (284-305) и тетрарха Магна. За смелое исповедание Христа М. и С. подвергли жестоким пыткам, а затем бросили в темницу, где находился др. Марк, «который был с Калутинскими» мучениками (см. ст. Александр, Алфей, Зосима, Марк Пастырь, Никон, Неон, Илиодор и др. мученики). Всем троим мученикам отрубили головы; святые были похоронены в Писидии. В некоторых византийских стишных Синаксарях (напр., Pasis. gr. 1582, XIV в.) и греч. печатной Минее (Венеция, 1593) под 22 нояб. отмечена память М., С. и др. Марка. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца указывается, что святые пострадали в 290 г. В XIV в. память мучеников и посвященное им двустишие были включены в славянские стишные Прологи. В XVI в. краткое сказание о М. и С. из греч. Минология имп. Василия II вошло в состав ВМЧ (ВМЧ. Нояб. Дни 16-22. Стб. 3088). В совр. календаре РПЦ имена святых не обозначены. В зап. церковных календарях память М. и С. (22 нояб.) и сказание о них, основанное на греч. источниках, впервые появляется в Мартирологе П. Галезини (1578). В 80-х гг. XVI в. кард. Ц. Бароний в Римском Мартирологе указал тот же день памяти мучеников. В совр. редакции Римского Мартиролога память М. и С. не обозначена. Ист.: PG. 117. Р. 173 [Минологий Василия II]; Galesini P. Martyrologium Sanctae Romanae Ecclesiae. Mil., 1578. P. 161; SynCP. Col. 246; MartRom. P. 594; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 154. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 694; Т. 2. С. 361; Sauget J.-M. Marco e Stefano//BiblSS. Vol. 8. Col. 746-747; Петков Г. Стишният пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 283. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562260.html

ГЕОРГИЙ И ФЕОДОР расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ И ФЕОДОР предыдущая статья следующая статья печать библиотека 11 , С. 61 опубликовано: 16 января 2011г. ГЕОРГИЙ И ФЕОДОР мученики (пам. греч. 20 и 21 июля). Время и обстоятельства мученической кончины неизвестны. Упоминаются под 20 июля в Типиконе Великой ц. X в. и под 21 июля в Синаксаре К-польской ц. X в. В более поздних календарях - в греч. стишных синаксарях и в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца - память мучеников отмечена под 21 июля. Ист.: SynCP. Col. 831-834; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 346; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 90. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 219-220. Рубрики: Святые Греческих Православных Церквей (Константинопольская Православная Церковь, Кипрская Православная Церковь, Элладская Православная Церковь) Ключевые слова: Святые Греческих Православных Церквей Мученики Греческих Православных Церквей Георгий и Феодор, мученики (пам. греч. 20 и 21 июля) См.также: АВДА И АВДИЕС (IV в.), епископы, мученики Персидские (пам. греч. 14, 16 или 17 мая, 28 окт.) АВДА И САВА мученики Кесарие-Палестинские (пам. греч. 8 июля) АВЕРКИЙ мч. (пам. греч. 5 дек.) АВРААМ мч. (пам. греч. 31 окт.) - см. Стефан, Варнава и др. АВРИКИЙ мч. (пам. греч. 28 февр.) АГАПИЙ († 304), мч. Каппадокийский (пам. греч. 22 нояб.) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/164365.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ [серб. Ahmohuje] (Багаш Арсений; 1-я пол. XIV в.- 1405), афонский мон., серб. книжник-переводчик. Происходил из знатной валашской семьи, жившей в обл. Враня в Юго-Вост. Сербии, его отец Балдовин Багаш был вельможей царя Стефана Душана и носил титул кнеза. Еще в молодости А. принял монашество на Афоне. В нач. 80-х гг. XIV в. (между 1382 и 1385) он совместно с др. серб. монахом - братом Вука Бранковича Герасимом возобновил заброшенный мон-рь св. Павла Ксиропотамского (см. Ксиропотам ), бывший до XVIII в. сербским. Вероятно, А. заложил также основу богатого слав. собрания б-ки обители. А. перевел на слав. язык пространное житие Григория , еп. Омиритского, и Прение его с Ерваном, что известно из послесловия писца к рукописи, написанной в 1462 г. в Ксиропотаме (Бухарест. Б-ка АН Румынии. Слав. 137 (Нямец 69). Л. 413). Перевод сохранился в большом количестве списков XIV-XVII вв., как южнослав., так и рус.: старший серб. список - мон-рь Высокие Дечаны, 98, посл. четв. XIV в.; старший рус. список (ГИМ. Син. 419, 1452 г.) переписан в Серпухове или Боровске. Открытым остается вопрос о переводе А. на слав. язык Паренесиса Ефрема Сирина и жития прп. Феодосия Великого, входящих в бухарестскую рукопись. Упоминание писцом перевода «сей книги», выполненного А., помещено в конце кодекса и может относиться как к нему целиком, так и только к житию свт. Григория; текстология Паренесиса и жития прп. Феодосия в данном списке не исследована. Необоснованно А. приписывается иногда перевод сб. «Андрианты» , выполненный в XV в. соименным ему святогорцем: ошибочность отождествления видна из того, что в послесловии к списку 1473 г. (Болгария. Нац. музей «Рыльский мон-рь». 3/6. Л. 337 об.- 338) писец ( Владислав Грамматик ) сообщает о копировании рукописи, полученной от заказчика перевода. Лит.: Яцимирский А. И. Славянские и русские рукописи румынских библиотек. СПб., 1905. С. 718-719; Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X-XI вв.). СПб., 1906. С. 149-152; Panaitescu P. P. Manuscrisele slave din Biblioteca Academiei RPR. Bucureti, 1959. Vol. 1. P. 171-172; Сп. Феудална породица Багаш из (из XIV и с почетка XV гласник. 1965. 1. С. 19-23; Leksikon pisaca Jugoslavije. Novi Sad, 1972. Т. 1. S. 85; Стара српска Основе. Београд, 1995. С. 238-241. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)

http://pravenc.ru/text/115932.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ НИВЕРТСКИЙ [Донале, Дунале; греч. Δοναλ/Δουναλ] (сер. X в.), прп., исп. (пам. 17 дек.). Вероятно, в данном случае Даниил - русифицированная форма имени Донале, как назван святой в греч. источниках (в Синаксаре К-польской Церкви и у Никодима Святогорца). Был правителем о-ва Ниверта близ совр. Кадиса (Испания). По достижении зрелого возраста как благочестивый христианин Д. Н. отправился в Рим, принял монашество. Из Рима приехал в К-поль, беседовал с императорами Романом I Лакапином и Константином VII Багрянородным. Из столицы отправился в Иерусалим. Там, поклонившись св. местам, принял от патриарха Христодула I схиму с именем Стефан. Претерпел побои от арабов, господствовавших в то время в Иерусалиме. Из Св. земли Д. Н. прибыл в Египет, где его арестовали и посадили на 6 месяцев в темницу вместе с 2 священниками. Д. Н. был представлен правителю - эмиру Египта, к-рый принуждал святого отречься от Христа и, получив твердый отказ, приказал подвергнуть его пыткам. От последствий этих пыток Д. Н. скончался, получив от Бога предвозвещение о скорой смерти. Визант. императоры в греч. источниках названы Багрянородными, но, согласно хронологии Жития, речь скорее всего идет не о Романе II Багрянородном (959-963), а о Романе I Лакапине (919-944). В X в. было также 2 патриарха Иерусалимских с именем Христодул. Вероятно, в источниках имеется в виду Христодул I (937-951). Ист.: BHG, N 2110; SynCP. Col. 320-321, 328; Νικδημος. Συναξαριστς. T. 2. Σ. 343-344; ЖСв. Дек. С. 471-472. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 509; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 120-121. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV – нач. XVI в.), преподобные (пам. 12 июня и 3 нед. по Пятидесятнице в Соборе Вологодских святых) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/171306.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († 761), сщмч. (пам. греч. 4 июня), игум. Монагрийский. Упоминается в Житии прмч. Стефана Нового († 767) в числе пострадавших от иконоборцев: по приказу имп. Константина V Копронима его утопили в море, посадив в мешок и привязав к нему камень. Точное местонахождение Монагрийского мон-ря (греч. τς Μοναγρας) неизвестно. Среди участников Вселенского VII Собора (787) упоминается Григорий, игум. мон-ря Монагр (Μονγρος) ( Mansi. T. 13. P. 152). Вероятно, речь идет об одной и той же обители. Болландисты считали, что Монагрийский монастырь находился близ Кизика на горе Сигриан, по соседству с монастырями Мегас-Агрос и Микрос-Агрос. Дж. Хакетт высказал предположение (поддерживаемое кипр. исследователями), что И. был игуменом мон-ря арх. Михаила в с. Монагри на Кипре. По мнению Р. Жанена, эта обитель была расположена в Вифинии, хотя исследователь не исключал возможности, что речь шла об одном из кипрских мон-рей. На Кипре И. особо чтится в соседнем с Монагри Амасгу Богородицы женском монастыре , где находится совр. икона святого, написанная П. Фотиу в 1992 г. Память И. содержится в визант. стишных Синаксарях, где, несмотря на мученическую кончину, он назван преподобным (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.). Кипрской Православной Церковью И. чтится как преподобномученик. Из стишных Синаксарей память и двустишие И. были внесены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца , а при переводе визант. Синаксарей на слав. язык - в стишные Прологи (напр., ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.) и из них - в ВМЧ ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 210 (2-я паг.)). В совр. календаре РПЦ память И. не отмечена. Ист.: BHG, N 1666; Analecta Graeca. P., 1688. P. 507; PG. 100. Col. 1165; SynCP. Col. 729, 1018; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 178. Лит.: ActaSS. Oct. T. 8. P. 130; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 167; Hackett J. Ιστορα τς Ορθοδξου Εκκλησας Κπρου/Transl. Χ. Παπαωννου. Αθναι, 1923. Τ. 2. Σ. 195; Janin. Grands centres. P. 168; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 227; Μακριος, ρχιπ. Κπρου. Κπρος Αγα Νσος. Λευκωσα, 1997 2. Σ. 34; PMBZ, N 3051; Καππας Δ. Χ. Οι μρτυρες της Κυπριακς Εκκλησας. Λεμεσς, 2000. Σ. 87-88. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/469035.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афон, новости 05.10.2017 Монахи обнаружили следы взлома утром в воскресение и немедленно проинформировали полицию. 13.09.2017 Празднование Честного Пояса Пресвятой Богородицы. Панигир в Ватопеде возглавил митр. Севастийский Димитрий 04.09.2017 На панигире будет служить митр. Катерини Георгиос. Программа панигира следующая: 24.08.2017 Фотографии нового храма во всей красе. 24.08.2017 Преображение Господне - панигир на вершине Афона и в Кутлумуше. О праздновании на вершине Святой Горы мы готовим фильм. А о Кутлумуше уже есть фильм, в основном это праздничное богослужение. 16.08.2017 Тот, кто ценит пост, ценит его не за голод, а за покаяние. 09.08.2017 В этом году Панигир особенный, поскольку совпал с важным для обители юбилеем – 670-летием передачи честной главы св. великомученика и целителя Пантелеимона Русской обители на Афоне. Как известно, в 1347 году сербский государь Стефан Душан передал святые мощи великомученика Пантелеимонову монастырю в память о том, что именно в Русике начал монашескую жизнь Первосвятитель Сербской Церкви архиепископ Савва 04.08.2017 Президент Молдовы Игорь Додон, начавший паломничество на Святую Гору Афон в Греции, посетил Скит святой праведной Анны, Русский монастырь, Дохиар, скит Провата и молдовские кельи. 25.06.2017 Чудотворная икона Достойно Есть празднуется 24 июня. Это панигир в храме Протата в Кариес. Обычно множество монахов собирается на службу, чтобы почтить память чудотворной иконы. В этот раз молящихся было не так много. 17.06.2017 Служба всех святых на Святой Горе Афонской просиявших была написана прп. Никодимом Святогорцем. В Службе всех святых на Святой Горе Афонской просиявших святой пустынник прп. Никодим в полном смысле слова изливает свою душу, ибо преподобный ясно представлял себе их подвиг, живя там же, где они подвизались и сподобились дара святости, и к тому же многих из них он знал лично. Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=1&pid=18

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней Неизвестные страницы истории Афона 20.02.2017 Священнозащитники - афонские монахи с оружием в руках. Для многих эти снимки покажутся подделкой. Но это настоящие монахи, сними датируются 1913 годом. Автор снимков иеромонах Стефан. 05.11.2016 Читая эти письма, поражаешься героизму и исповедническому подвигу как монашествующих святогорцев, так и духовенства и мирян Зарубежной Руси, с любовью и благоговением охранявших и оберегавших святыни, душеполезные книги и отеческие предания для будущих поколений, с упованием молившихся о возрождении веры и Церкви. 04.11.2016 Судьбоносный для русского Афона 2016-й год подошел к концу. В России подводят итоги празднеств. Хочется подвести итоги и афонским монахам. В рамках статьи, ограничимся лишь краткими заметками. 15.10.2016 На праздник Покрова во время литургии архиепископ Ионафан (Цветков) совершил над новоизбранным игуменом монастыря иеродиаконом Евлогием (Ивановым) рукоположение во иеромонаха. 09.10.2016 Новый игумен русского на Афоне монастыря о. Евлогий (Иванов) в ближайшую неделю будет рукоположен и после утверждения его кандидатуры Священным Кинотом, в следующее воскресенье, состоится интроннизация. Избрание о. Евлогия произошло в очень тяжелое для Русского Афона время. 18.08.2016 Монастырь Хиландар, посещение сербскими солдатами в начале века. Старые фотографии с выставки в Белграде. 08.07.2016 Предполагаем занять внимание читателя трудом Успенского. В нем интересно указание на то, что иностранцы, хорошо учитывающие наши успехи и промахи, называли Афонскую гору «русским Гибралтаром». Статья интересна как репортаж. А выводы автора - замечательный образец имперского мышления 29.06.2016 Посещение Распутиным Святой Горы Афон было связано с имяславскими спорами. Интересно заметить, что он очень хорошо разбирался в вопросе имяславия и занимал верную позицию за имяславцев. Но этот эпизод пока еще ждет своего исследователя. 08.03.2016 Немецкие солдаты на Афоне, как известно, составляли целый гарнизон. Естественно, солдаты всегда имели при себе оружие. Как вспоминают старцы Лавры: " По крайней мере, в храм солдаты с оружием не заходили. " .Это 1943 год. 12.01.2016 До некоторой степени эта монашеская республика была самостоятельным субъектом политики. А поскольку ее монастыри были ограждены крепостными стенами, то они могли рассматриваться как города, а сам Афон - как система укреплений. " Линия Афанасия " . Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=6&pid=2

Столь критический настрой против Никодима Святогорца отец Иаков унаследовал от своего учителя и родного дяди — иеромонаха Феодорита Лавриота — антиколливада и современника святого Никодима . Феодорит Лавриот был известен своим крайне негативным отношением как к движению колливадов вообще, так и к личности преподобного Никодима в частности. В подготовленную Никодимом к изданию «Кормчую» (в оригинале – «Πηδλιον»), которую ему нужно было просто доставить в типографию, Феодорит внес от себя несогласованные изменения. Это событие, вскрывшееся после выхода книги в свет, вызвало боль и недоумение Святогорца: «Лучше бы Феодорит ударил меня ножом в сердце, нежели что-либо добавил или отнял у моей книги». Так передает слова Преподобного его биограф монах Евфимий .   4. Отношение преподобного Никодима к проблеме использования западных текстов Какова же была реакция святого Никодима на обвинения в использовании католических текстов? В своем «Исповедании веры», вышедшем в Венеции в 1819 году, уже после его преставления, стараниями двух святогорских монахов Стефана и Неофита , Преподобный на эти обвинения ничего не отвечает. В «Исповедании веры» он упоминает свои «Духовные упражнения» в ответ на обвинения в том, что в этой книге он назвал Спасителя столяром, а историю про чудеса, сопровождавшие волхвов в Персии, придумал. Следовательно, не отвечая на обвинения в заимствовании книги у основателя ордена иезуитов, он негласно соглашается с Лойолой и Пинамонти . По-видимому, святой Никодим не считал зазорным использование классических иезуитских пособий. В «Руководстве к исповеди» на тему заимствований он пишет следующее: «Выбирать у врагов хорошее и правильное не осуждается. Но не так, чтобы заимствовать гнилое и злославное» .  Следовательно, ни «гнилым», ни «злославным» опус Лойолы он не считал. Даже напротив, он ему представлялся «хорошим и правильным». Появление из-под пера Святогорца «Духовных упражнений» было воспринято на Афоне неоднозначно. Несмотря на это, святой Никодим не только не пересматривает свое отношение к этому произведению, но и во второе издание «Руководства» включает «выжимки» Пинамонти из «Духовных упражнений» Лойолы, назвав их «Словом душеполезным» . О тношение преподобного Никодима к «Духовным упражнениям» Пинамонти ярко проявляется в его предисловии к изданию, где он дает произведению очень лестный отзыв:  «Много похвал нужно было бы мне сказать об этой поистине чудной и мудрой книге, о том, что она наполнена изречениями божественного Писания, что она исполнена свидетельствами божественных отцов, что она полна божественной мудростью, полна умиления, полна духовной пользы» .

http://bogoslov.ru/article/5646910

Будучи духовным писателем, он издавал свои книги в Вятке, Слободском, Москве, Петербурге, Н. Новгороде, Одессе. Множество книг было издано Киево-Печерской лаврой и другими киевскими типографиями. Его книги, написанные глубоко и просто, с опорой на Св. Писание, труды св. отцов и богатый личный духовный опыт привлекли внимание святогорцев. В течение 5 лет он прислал на Афон книг на сумму более 5 тыс. руб. Впоследствии эти книги были объединены в собрание и составили около тысячи страниц 14 . Вскоре Русский Пантелеимонов монастырь на Афоне сам стал издавать книги о. Стефана, причем некоторые переиздавались многократно: «Кончина мира, Страшный Суд и вечность мук» (1884, 1887, 1892, 1896, 1901, 1906, 1910), «Молва мира сего и безмолвие» (1882, 1886, 1891, 1908), «О Божием мире» (1882, 1886), «О Божием слове» (1886, 1889, 1896, 1906), «О пьянстве и других богопротивных привычках» (1882, 1888, 1891, 1894, 1896, 1901, 1906), «Об ожидании смерти и приготовлении к вечной жизни» (1884, 1890, 1898, 1903, 1912), «Три слова обидимым, обидящим и скорбящим» (1896, 1903). Издавал книги о. Стефана и Андреевский скит Св. Горы Афон, имевший в Одессе свою типографию. Это «Беседы о служении Богу в праздничные дни» (1891), «Кончина мира и Второе Пришествие Христово» (1906), «О Божием слове и Божием мире» (1891), «О пьянстве и других худых привычках» (1884, 1894), «Познание добра и зла, или Ученье как усовершенствоваться в добре и отстать от душевредных желаний и дел» (1895) 15 . Будучи связующим звеном между Вяткой и Афоном, он постарался впитать от святогорцев живой опыт духовной жизни, борьбы со страстями, непрестанной молитвы. Главным делом его жизни стало возрождение в вятских монастырях традиции старчества. Величайший проповедник, он сумел открыть души людей для слышания слова Божия 16 . Старцами, в первую очередь, становились люди подвижнической жизни, духовные руководители, имевшие богатый опыт духовной борьбы, поскольку вести по пути духовного делания мог лишь тот, кто уже сам прошел его. Чтобы руководить человеческими душами, необходим был дар рассудительности и бесстрастия. Старец должен был уметь проникать до самых глубин души приходящего к нему человека, видеть в ней зарождение зла, а также причины этого. Старец призван был быть духовным врачом, устанавливающим диагноз и прописывающим лекарство 17 . Как известно, когда он жил еще в своей пустыньке, к нему приходили множество людей, особенно в дни многолюдного Великорецкого крестного хода. Он всех принимал, вел духовные беседы, дарил свои книжки духовного содержания, написанные простым языком и понятные для народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010