Господь и принес этот новый путь: тайну крещения; и Сам крестился. Но сначала Он исполнил прообразовательный ветхозаветный обряд. Как и на Тайной Вечери вкушение ветхозаветного агнца Он перевел в Таинство Тела и Крови.    Кстати, сектанты говорят, что нельзя крестить детей младенцами, потому что они несознательны; но если восьмидневные еврейские младенцы по повелению Божию вступали в завет с Ним, то и крестить можно, ибо крещение заменило обрезание. И сюда же, к крещению, нужно присоединить и мысль о принятии на себя креста и нами. Как Спаситель, обрезываясь, принимал на Себя Крест, так и мы, крестясь, принимаем на себя обязательство нести крест, своего искупления всю жизнь: «пить Чашу, которую Он пил, и креститься крещением, которым Он крестился» (Лк. 12:50; Мк. 10:38, 39). Таков глубокий смысл обрезания.    И понятно, почему евреи чрезвычайно держали его; и потому когда апостолы объявили обрезание ненужным (после Крещения и Искупления), то это страшно восстановило иудеев: им казалось, рушилось все! Это весьма похоже на то, как если бы теперь перестали креститься    (что и есть уже во Франции, России и других странах) ... Крест и имя    Если теперь спросить, почему же именно наречение имени новорожденному приурочивалось к этому крестному мучительному обряду, то я выскажу лишь свое мнение.    Пока еще человек не вошел в завет с Богом, он еще — не вполне человек; он еще недостоин именоваться человеком, ибо человек есть образ и подобие Божие; а пока сей образ не сочетался с Первообразом, то есть не определил еще своей цели — отдать себя Богу. И до той поры он больше как бы животное, только высшего качества. А вступивши в связь с Богом, сделавшись — по общению хотя бы — членом Его Царства, он уже — Божий; и потому ему и дается теперь «человеческое» имя, отличающее его от животных. А нередко и в самых именах отмечалась та или иная связь человека с Богом. Особенно это видно у евреев, где Иегова (или иногда сокращенное Иего) весьма часто входит в состав имени: Иоанн — Божий милостивый дар (сербское имя Божидар); Гавриил — сила Божия; Мария (Мариам) — Превозвышенная, Великая (Богом); Иехония, Иоаким, Анна (сокращенное из Иоанны) — Благодатная и Миловидная и т.д.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Вид на Скадарское оз. и мон-рь Морачник. Фотография. XX в. [серб. Балшички манастири] Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви, входят в группу т. н. Скадарских мон-рей (Зета) и связаны с именами зетских господарей Балшичей. Старчева Горица [Старчево], муж. мон-рь в юго-вост. части о-ва Старчево у юж. берега Скадарского (Шкодер) оз. (12 км от черногорского г. Вирпазар), возле горной гряды, защищающей остров от сев. ветров. Основан в XIV в. старцем Макарием, отличавшимся строгой подвижнической жизнью (видимо, первый настоятель мон-ря), с помощью зетского господаря Георгия I Балшича († 1378), долгое время был известен как мон-рь «святого старца Макария». В 1376-1378 гг., возможно, приморскими мастерами была возведена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, первая среди Б. м. триконхиального типа. Такие постройки впервые появились в Зете во времена раннего христианства, расцвет этой специфической формы связан с влиянием афонских монахов, переселившихся в эти края в XIV-XV вв. Тогда же церковь была расписана, но сохранились лишь остатки древней штукатурки. Позже к зап. фасаду храма был пристроен притвор с 2 боковыми часовнями-приделами, в юж. из к-рых был погребен по его собственному завещанию подгорицкий воевода Божидар Вукович (1460-1539), венецианский печатник. Сохранилось имя одного из его помощников - старчевского мон. Пахомия. В мон-ре переписывались и издавались богослужебные и духовные книги, редкие их образцы хранятся в б-ках европ. городов, напр. рукописное Четвероевангелие в б-ке св. Марка в Венеции. Мон-рь просуществовал недолго и был разорен турками. Согласно тур. законам, весь остров вместе с мон-рем стал вакуфом - недвижимым имуществом мусульм. духовенства и принадлежал мечети в с. Муричи. Остров арендовали местные пастухи-мусульмане, укрывавшие и доившие скот в помещении церкви. С возвращением этих земель черногорскому князю в результате русско-тур. войны 1877-1878 гг. ситуация мало изменилась. В сер. 60-х гг. XX в. в церкви были проведены первые работы по консервации храма, в 1981 г. было найдено погребение Б. Вуковича. Мон-рь открылся в сер. 90-х гг. XX в., настоятелем и единственным насельником стал мон. Григорий (Миленкович). Он восстановил помещение храма и возвел келейный корпус. Бешка

http://pravenc.ru/text/77448.html

Особенно это видно у евреев, где Иегова (или иногда сокращенное Иего) весьма часто входит в состав имени: Иоанн – Божий милостивый дар (сербское имя Божидар); Гавриил – сила Божия; Мария (Мариам) – Превозвышенная, Великая (Богом); Иехония, Иоаким, Анна (сокращенное из Иоанны) – Благодатная и Миловидная и т. д. Но почему завет и имя соединяются с крестом (обрезанием)? Потому что падший человек не иначе может возвратить утерянную связь с Богом, как уже через страдания при исполнении завета. Но поелику он, в конце концов, оказывается бессильным исполнить завет и заповеди, то его крест переходит на Сына Божия. И только после Его страдания люди становятся «чадами Божиими» и получают это славное имя, а Бог становится снова им Отцом. Так, следовательно, наименование при обрезании указывало на то, что после Искупления Христом мы уже не принадлежим себе, ибо «откуплены» Кровью Его; и Он уже, как Господин, как Владетель наш, волен давать нам имена. Поэтому в христианстве даются имена при крещении или при предварительном моменте крещения – наречении имени – как бы подобном обручению пред свадьбою, или наречению во архиерея раньше хиротонии. И Спаситель нарекся ранее Своего Крестного служения, уже взяв на Себя обязательство (дав «залог») спасти людей. Замечательно, что у сербов день «славы» так и называется: «крестно имя» (крестное имя). То есть они, как и их предки, получали имя при крещении, но самое слово «крещение» заменилось однозвучным – и внутренне, догматически, сродным – словом «крест». Получилось: «крестное имя». Праздник имеславия Осталось мне из «своих» мыслей упомянуть разве о том, что если бы когда-нибудь возник вопрос об установлении особого праздника святому имени Иисус, то, несомненно, сим днем подобало бы избрать сей день наречения имени Спасителю. В связи с этим глубокий богослов в нынешний праздник мог бы углубиться в эту великую тайну имени Божия и имеславия. Искупительное послушание Человек должен был исполнять закон, чтобы спастись. Он этого не смог. Закон же, данный после, оказывался ему непосильным, и только обличал его беспомощность и подвергал клятве за неисполнение, подобно прокурору на суде. Господь вместо человека взял на Себя исполнение закона – и вот с самого рождения начинает исполнять закон. А исполнять закон – значит проявлять смирение, послушание Законодавцу Богу, значит – отречься от своей пагубной воли.

http://pravmir.ru/den-obrezaniya-gospodn...

В Лавре св. Афанасия до 800 келий и многие из них пустуют. Здесь показывают тяжелый крест, который носил на себе св. Афанасий, целебный его источник, чудотворную икону Божией Матери, благой Попечительницы монастыря, именуемой Экономиссою, главу св. Василия Великого и мощи многих других святых. В Иверском монастыре поразительная симметрия в расположении зданий, представляющих из себя вид весьма немалой крепости, где в средине находятся храмы, к которым обращены лицом все жилые грандиозные строения. Будто Грузинская, веками выработанная, опасливость и здесь руководила планом построек, и важнейшая святыня сего монастыря отвечает общему представлению о столько несчастных Грузинах – это св. икона с запекшеюся кровью, истекшею из нее при ударе нечестивого магометанина-фанатика. Кроме сего в Ивере показывают мощи св. апостола Петра, Федора Тирона, Епифания Кипрского , Дорофея, Власия, Макрины и др. О. архимандрит приветливо встретил нас, много поговорил в похвалу нашего Архиепископа Павла, бывшего экзархом Грузии, но гостеприимства не оказал нам. Еще меньшее гостеприимство было оказано в монастырях: Пантократорском, Ватопете и Хиландаре, а потому, приложившись к святыням их и взглянувши за порядочный бакшиш достопримечательности, мы вскоре оставили их Монастырь Пантократор находится в местности самой живописной. Барский говорил о нем, что «монастырь стоит на цело-твердо-каменном и крутонавислом, аки стена, высоком месте, нависши над морем удивительно и ужасно». Шум волн моря здесь нередко заглушает беседу и церковное чтение. За одним утесом когда-то была устроена гавань, от которой теперь остались причудливые руины – в виде мостиков с аркадами. Страшный зной манил в прохладную тень их, к лазури морских вод, но мои спутники опасливо удержали меня, указывая на нездоровость купанья и на опасность попасть в лапы морских спрутов и осьминогов. Однако во время этих рассуждений мы остановились, чем воспользовался бывший с нами любитель-фотограф, плененный прелестью ландшафта и разнообразием местных вековых построек и лиц нашей группы, которой предводительствовал мой проводник Божидар, ведший моего мула, причем его фустонелла и вышитый камзол особенной прелестью выдавался из всего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

У сербов день Святого Саввы является еще и общенациональным праздником. Там память Святителя отмечают 27 января. У нас же Русская православная церковь чествует святого Савву Сербского в день его успения. По преданию, весть о кончине первого сербского архиепископа, возвращавшегося из путешествия на Святую Землю через братскую Болгарию (там, в Софии, он и преставился в 1236 году), пришла в Сербию с двухдневным опозданием. Как бы то ни было, в России свято-саввские торжества проходят с 25 по 27 января. В соответствии с уже сложившейся более чем двадцатилетней традицией, организацию главного праздника в честь Святителя, который у себя на родине является еще и покровителем учащихся, берет на себя одна из московских школ. 25 января русские дети, выступая после богослужения с песнопениями и чтением стихов, повествуют на двух языках о земном пути святителя Саввы. Те же самые бесхитростные слова всего через два дня зазвучат с тысячекратной силой во всех школах братской Сербии, знаменуя приверженность славянской молодежи непреходящему христианскому идеалу и неизменной системе национальных ценностей. Празднование памяти святого Саввы русскими для сербов особенно значимо, с учетом их традиционно трепетного отношения к нашей стране. Вот почему в гимназию пожаловали и член-корреспондент Сербской академии наук проф. Славенко Терзич (наше личное знакомство относится к тем временам, когда еще только создавались и Общество Русско-Сербской, и Общество Сербско-Русской дружбы), и председатель Объединения сербов в России проф. Божидар Митрович, и другие уважаемые и в Сербии, и в России люди. Владыка Антоний - уже не в первый раз - любезно откликнулся на просьбу возглавить Святосаввский праздничный молебен. То, что в последние годы праздник проходит в гимназии Иоанна Богослова, директором которой является искренний друг сербов протоиерей Сергий Махонин, на мой взгляд, и закономерно, и символично. Именно эта школа, куда часто приезжают в гости многие дети, изучающие сербский язык, историю и культуру (на базе гимназии действует культурологический семинар «Основы сербской традиции»), стала ныне безусловным лидером среди учебных заведений практикующих подобный подход. Наше Общество старается всячески содействовать благим усилиям отца Сергия, направленным на укрепление дружбы между русскими и сербами, на возрождение тех многовековых духовно-исторических традиций, которые были во многом утрачены в период искусственного разъединения двух наших братских народов.

http://ruskline.ru/analitika/2016/04/14/...

Когда больная немного успокоилась, над ней была прочитана молитва, по совершении которой ее вновь охватили страшные судороги, от которых ее бросило в жар. Но это состояние продлилось недолго. Неожиданно, на глазах у всех, она совершенно успокоилась, склонилась у раки святителя и стала молиться. Прошло немного времени, и Фатима встала со словами: «Слава Богу и святому Василию – я здорова. У меня ничего не болит». Сказав это, она припала к раке святого и стала ее целовать. Присутствовавшие, удивленные такой милостью Божией, возблагодарили Бога и Его угодника за это чудесное исцеление. В эту ночь больная совершенно спокойно провела в Остроге, а когда расцвело, она первая пришла на утреню, чтобы еще раз поблагодарить Бога, исцелившего ее по молитвам св.Василия. Исцеленние освященным сахаром Многие паломники, которые не в состоянии привести своих больных к мощам святого, приносят их одежду и оставляют ее под ракой, чтобы она пробыла здесь хотя бы одну ночь. Кроме одежды, приносят и пищу, чаще всего сахар, и поступают таким же образом. По этому случаю, хранитель раки читает над принесенным молитву. Затем освященные вещи забирают с собой и относят их больным, веря, что и таким образом св. Василий поможет им. И действительно, это помогает, в чем нас убеждает следующий случай. 15 августа 1962 года в Верхнем монастыре, Божидар Шиякович со своей женой Славкой рассказал следующее: «Наш сын Видомир, был тяжело болен какой-то болезнью головы, от которой он ужасно страдал целых два года. За это время мы искали лечения у разных врачей и обошли многие больницы. Врачи давали разные лекарства и назначали уколы, но все было бесполезно. Головная боль не прекращалась. В позапрошлом году, мать моей жены, Илинка Новакович, отправилась в Острог поклониться и помолиться свт.Василию. Мы дали ей килограмм кускового сахара, чтобы его поставили под кивот свт.Василия, и над ним была прочитана молитва о здравии Видомира, что она и сделала. Вернувшись домой, она принесла нам и этот сахар. Мы несколько дней давали его Видомиру, веря, что освященный в Остроге сахар поможет.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

В тот же день вечером, торжественно, при громе пушек и музыки, холмский еписком Максимилиан Рыло служил вечерню в большой церкви. Проповед говорил Иероним Нерезий, архимандрит Брацлавский, из Литовской провинции. С заходом солнца в разных местах последовала музыка, горели тысячи плошек и факелов для увеселения народа, показывались искусственные раздоцветные огни, нарочно деланные в Варшаве, пускались ракеты, явились горящие вензеля т.п. Всем этим заправлял нарочно выписаный из Варшавы 1) «Преслав. Гора Почаев.», стр. 127. Rozdzial III, O powrocie do Cerkwi z ukoronowanym obrazem, o Mszy Biskupiey i innych obrzadkach. «Сказание A. Амвросия», стр. 111. 2) «Преслав. Гора Почаевск.», стр. 128–129. «Сказание о Почаев. Лавре», стр. 111–112. инженер майор Готфрид Дейбель-де-Гаммеро. Удовольствия продолжались более двух часов 1). На другой день обедню в большой церкви служил епископ Рыло с такою же, как и первого дня, торжественностью, при громе пушек, барабанов и т.п. 2). Между тем миссионеры, нарочито вызванные из монастырей Кристинопольского, Кременецкого и Пугинского 3), проповедывали везде, где могли, – на крыльце храма, при триумфальных арках, по улицам и другим местам. Таким же порядком торжественно, при стрелянии из пушек, звук барабанов и музыки, совершалось богослужение и в прочие дни восьмидневного празднования коронации. Стечение народа все более и более увеличивалось; каждый почти день являлись новые братства из отдаленнейших селений, с крестными ходами, на поклонение св. иконе. Желающих исповедываться и причащаться св. Тайнам было безчисленное множество. Духовники принимали исповедь, где было только возможно, и служение литургий, особенно шептанных, почти не прерывалось. Впрочемъ 13 числа оба епископа выехали из Почаева, предоставив еще раньше этого продолжать торжество важнейшим архимандритам, провинциалам, опатам и т. п. Так 10-го числа торжественную обедню служил Божидар Подгороденский, и, как латинянин, отправлял оную «латинским обрядом». 11-го служил Иероним Нерезий, архимандрит Брацлавский. В то же время в приделе отправлял шептанную литургию епископ Максимилиан Рыло, и с разрешения Рудницкого, произвел на ней несколько монахов в иподиаконов. 12-го торжественную обедню служил Иосафат Высоцкий, архимандрит Жилкиевский, а 13-го Самуил Новицкий–

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Тут не идет речь о вере. Просто мы констатируем общеизвестный факт. Ясно, что произведения переживают авторов. Тут не о чем спорить. Вопрос в другом. Это вечность, но в другом, очень условном смысле. Они переживают авторов, но до какого-то определенного момента. Рано или поздно они будут забыты. Даже и для величайшего творца искусства придет конец. Страшный суд и там все кончается. Дальше уже настоящая вечность. А та вечность авторов и их произведений, о которой говорите вы, кончается там. Что Вы думаете о жизни сегодня? Не живут ли люди в слишком меркантильном и потребительском мире и не сильно ли отдалились они от Господа? Это риторический вопрос. Ответ ясен – конечно, да. Ясно, что и мир меркантилен, и мы очень отдалились от Господа. Вопрос в том, останемся ли мы на этом этапе, когда просто плачемся на чужом плече? Во что превратился современный мужчина? Сидит перед телевизором, матерится сквозь зубы и ничего не делает. Мы не должны оставаться на этом этапе. Есть много вещей, которые нужно сделать. Церкви открыты. Вера в наличии. Верно, что многие священники походят иногда на “попов”, но Царство небесное не закрыто и каждый человек должен пройти свой путь к Богу, стать частью веры, Церкви, чтобы уподобиться нашему Творцу и Создателю. Этот путь не закрыт, как бы невероятно это звучало в нашем невероятно меркантильном мире. Спасение существует и от нас зависит, как прийти к нему. Когда речь идет о правильном пути, для некоторых людей сегодня очень трудно и даже почти непосильно идти по нему. Это мне напоминает текст песни “Наша дорога“: В дорогу нас трубы сегодня зовут, будем достойны века. Жизнь вызывает на страшный суд, трудно быть человеком. Какова же эта правильная дорога, батюшка? И как человек может понять, что вступил на нее? Если мы думаем, что существует какой-то правильный путь, на который мы вступим и не сможем отклониться от него, то это полная иллюзия. Церковь нам показывает путь, который, с одной стороны, дает нам возможность искать и находить Бога, а с другой – искать и открывать волю Божию для нас самих. Это очень важно.

http://pravmir.ru/otec-bozhidar-glavev-p...

Священник Велимир Миятович родился в 1901 году в Сокоце. Закончил семинарию в Сараево. В 1923 году рукоположен в священника. В начале Второй мировой войны изгнан усташами в Сербию. В марте 1945 года расстрелян партизанами. Священник Божидар (Божина) Минич родился в 1901 году в Колашине. Закончил семинарию в Сараево. В 1926 году рукоположен в сан диакона, а в 1927 в сан священника. В 1945 году расстрелян партизанами. Священник Миладин Минич родился в 1913 году в Плевлях. Закончил семинарию в Сараево. В 1937 году рукоположен в сан священника. Сразу после провозглашения Независимого хорватского государства в 1941 году убит усташами в приходском доме в Билешево. Епископ Варнава Настич родился 31 января 1914 года в Гери, штат Индиана (США). До восми лет прожил с родителями в США, после чего семья вернулась на родину и жила в Сараево. После окончания гимназии по благословению свт. Николая (Велимировича) поступил на Богословский факультет в Белграде и закончил его в 1937 году. После окончания учебы назначен на должность катихезатора при Государственной педагогической школе и сараевской гимназии. В 1940 г. принял монашеский постриг в монастыре Милешева, получив в постриге имя Варнава. Священномученник митрополит Дабро-Боснийский Петр Зимоньич рукоположил его в сан иеродиакона. Вторая мировая война застала отца Варнаву в Сараево, где он оставался все время существования печально известного Независомого хорватского государства, разделяя судьбу своего народа. Предводитель хорватских усташей Анте Павелич пригласил его в Загреб и предлагал принять должность епископа созданной в те годы так называемой Хорватской Православной Церкви, но о. Варанава категорически отказался. В 1947 году избран викарным епископом Хвостанским. В 1948 году осужден коммунистическим судом в Сараево на десять лет строго заключения за «предательство, ослабление экономической и военной мощи страны, пособничество террористическим бандам, осуществление вражеской пропаганды и шпионажа в пользу англо-американцев», как говорится в протоколе Окружного суда Сараево от 1 марта 1948 года.

http://pravoslavie.ru/41279.html

Болгария взяла под свое могучее покровительство дело просвещения славянской стихии в православную веру. Работа по созиданию словено-болгарского православного христианства и словено-болгарской Православной Церкви закипела. Начали создаваться центры духовной просветительской деятельности при монастырях и церквях и обучение молодых болгар для их будущей деятельности на ниве Болгарской Церкви. Св. Климент Охридский провел эпохальную реформу в деле своего учителя св. Кирилла. Он переложил трудноусваиваемую глаголическую азбуку св. Кирилла на новую, более простую и легко усваиваемую графическую систему, названную кириллицей в честь славянского первоучителя св. Кирилла (Димитрий Хоматиап, Житие св. Климента Охридского, 14). Для своей азбуки св. Климент взял знакомый болгарам греческий алфавит, а для болгарских звуков Ж, 3, Ч, Ц, Ш, Щ, Ъ, Ь, , А, заимствовал графику старого болгарского рунического письма. Практичная и легко усваиваемая азбука быстро воспринималась и широко распространилась как азбука славянского мира и является таковой по сей день. Более того, по сути она является универсальной, так как ее буквы могут воспроизвести практически любой звук всех человеческих языков. В наше время в результате археологических раскопок раскрыты огромные по своим размерам и оригинальные по своим планам застройки монастырские комплексы, находящиеся вблизи болгарских столиц Плиска и Преслав, у деревень Равна и Крепча и в местности Караач теке, близ гор. Варна. Изобилие письменных принадлежностей приводит к выводу, что эти монастыри были одним из центров настоящего «производства» болгарской книжной продукции и что они являлись не только скрипториумами, но и местом, где работали ученики Святых братьев Кирилла и Мефодия, где подготавливалось кънигъ», т. е. замена греческого языка на болгарский при богослужении и подготовка богослужебных книг для этого. Возможно, что св. Царь Борис удалил учеников Святых братьев подальше от глаз греческого духовенства, но тем не менее создал для них условия близ столицы, чтобы непосредственно общаться с ними (Проф. д-р Казимир Попконстантинов, д-р Божидар Димитров).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010