– Николай, – обращаюсь я к своему сопровождающему, – а ты заметил, что владыка Евлогий даже чай заваривает по русскому рецепту? И как он хорошо владеет русским! – Я же еще в первый день встречи сказал, что на болгарской земле все русские чувствуют себя как дома. На автостоянке перед вратами Рилского монастыря припаркованы несколько десятков автомашин. Стволы некоторых деревьев и бетонные столбы облеплены поминальными листками («некрологами»), которыми паломники оповещают о смерти своих родных и близких, прося их помянуть. С отъездом приходится немного подождать, пока неуклюже разворачивается современный большой автобус с туристами. Его фары на миг освещают дорожный указатель, напоминающий водителям и гостям обители, что до Софии – 117 километров. Анатолий Холодюк 1 июля 2011 г. Рейтинг: 8.9 Голосов: 33 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Епископ Адрианопольский Евлогий (в миру Стамболджиев Божидар) родился в 1954 году в Софии. В 1979 г. закончил Софийскую духовную академию, в апреле того же года принял монашество в Рилском монастыре и был рукоположен в иеродиакона. Через три года был посвящен в иеромонахи, а в марте 1983 г. возведен в сан архимандрита. После окончания аспирантуры Московской духовной академии как протосингел занимал разные должности в Сливенской, Доростольской и Софийской епархиях. Преподавал в Софийской духовной семинарии, был настоятелем Черепишского монастыря. С 1990 г. в течение 15 лет был ректором Пловдивской духовной семинарии святых Кирилла и Мефодия. В октябре 1998 г. хиротонисан в епископа Адрианопольского, викария Пловдивской епархии, продолжая оставаться ректором семинарии. С ноября 2006 г. – наместник Рилского ставропигиального мужского монастыря. В 1983 году Рилский монастырь – крупнейший монастырь Болгарской Православной Церкви – был включен в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. Архиепископ Серафим (Соболев) погребен в крипте под алтарем храма святителя Николая в Софии (так называемой «Посольской церкви»), настоятелем которой он был в течение многих лет.

http://pravoslavie.ru/47366.html

Лиха беда начало. Так начнем же, друзья-единомышленники! От слов – к делу! И если Всеволод Константинович предоставит мне высокую честь вложить первый камень в нашу стройку, то в ближайших же номерах «Нашей страны» появится мой исторический очерк «Царь и народ», посвященный описанию Земских Соборов Московского Царства. Весь последний год, подобрав материалы, я работал над этой темой и, как мне думается, теперь смогу осуществить ее. С Богом за дело! «Наша страна», Буэнос-Айрес, 6 октября 1955 г., Потоцкий Николай (настоящее имя Шаповаленко Николай Георгиевич; также псевдоним: Н. Загорский) (1894–1976) – офицер, журналист. Участник Гражданской войны. В эмиграции жил во Франции, в Ницце. В 1930 г. организовал в Ницце Общество изучения России, входившее в Российское народно-имперское («штабс-капитанское») движение. После Второй мировой войны продолжил свою деятельность в Российском народно-монархическом движении И. Л. Солоневича, редактировал «Бюллетень Российского Народно-монархического Движения», руководил Литературным Фондом Народной Монархии. Сотрудничал с газетой «Наша страна» (Буэнос-Айрес). Автор книг и брошюр, изданных «Нашей страной»: «Беседы о народной монархии. Народно-монархическое движение» (совместно с И. Н. Владимировым; 1953), «Спутник пропагандиста народной монархии» (1954), «Император Павел Первый» (1957), «Курс национального воспитания русской молодежи» (1958), «Народная монархия» (1959), «Правда о царской России» (1959) и «Земля – трудящимся!» (1960), а также книги «К русской молодежи» (Ницца, 1962). Спасовский Михаил Михайлович (1890–1971) (псевдонимы: К. Стоянов, М. Гротт, М. Недзвецкий) – архитектор, журналист. Дворянин по происхождению. Учился на юридическом факультете С.-Петербургского университета. В 1914–1918 гг. издавал студенческий журнал «Вешние воды», одним из сотрудников которого был В. В. Розанов, о котором позднее написал книгу. Печатался в «Вестнике Союза русского народа» и «Русском знамени». В 1926 г. эмигрировал с семьей в Персию, где по 1940 г.

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

Тюрьмы: Ишимская, Омская, Московские: внутренняя, Лефортовская, Бутырская, Краснопресненская – ноябрь 1943 г. – июль 1944 г. Сибирские лагеря: полевые работы – август – сентябрь 1944 год. Ассенизатор сентябрь 1944 г. – август 1946 г. Арестован 30 августа 1946 г. Мариинский пересыльный пункт, Московские тюрьмы: внутренняя, Бутырская, Краснопресненская август – сентябрь 1946 г. Темниковские лагеря – плетение лаптей. Дубров, лаг. – инвалид безработ. В заключении по приговору – 9 января 1943 г. – 9 ноября 1951 г. Без приговора сверх срока: в лагерях 9 ноября 1951 г. – 18 мая 1954 г. В Зубово-Полянском доме инвалидов – 18 мая 1954 г. неизвестно до каких пор. Сверх срока в заключении 3 года 4 месяца 22 дня. 27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дела 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца. Обычно, в жизни бывает: чем дольше разлука, тем больше ослабевают связи. Христианская любовь изменяет этот порядок. Мои добрые заботники, движимые христианской, а не мирской любовию, с каждым годом усиливают проявление своей заботы и попечения, с каждым годом умножают свою милостыню. Если в первые 2 года 4 месяца мне было прислано 72 посылки (по 30 посылок в год), то в последний 1954 год их было уже 200. Да не оставит Господь Своею милостию благодетелей моих. Верю: услышат они во оный день: «приидите, благословеннии Отца Моего... В темнице был Я и вы посетили Меня» ( Мф.25:34, 36 ). еп. Афанасий. ЕПИСКОП АФАНАСИЙ (НЕКРОЛОГ) Из «Журнала Московской Патриархии», No 12, 1962 г. 28 октября 1962 года в г. Петушки, Владимирской области, на 76-м году жизни скончался проживавший там на покое епископ Афанасий (бывший Ковровский), викарий Владимирской епархии. Епископ Афанасий (в мире Сергей Григорьевич Сахаров) родился 2 июля 1887 года в семье служащего. Рано лишившись отца, он остался на попечении своей матери, очень религиозной женщины. Чтение и прислуживание в храме являлись его любимым делом от самой юности. Поэтому мать решила дать сыну духовное образование. Сергей Сахаров прошел обычный путь этого образования: сначала в Шуйском духовном училище, затем во Владимирской духовной семинарии и, наконец, в Московской духовной академии, которую он окончил в 1912 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Арестован Мариинский пересыльный пункт Московские тюрьмы: Внутренняя, Бутырская, Краснопресненская август 1946 г. август-ноябрь 1946 г. Темниковские лагеря. Плетение лаптей декабрь 1946-июль 1947 Дубравлаг. Инвалид без работы по возрасту – в июле 1947 г. исполнилось 60 лет Здесь был митрополит Харбинский Нестор (Анисимов) , архиепископ Чкалове кий Мануил (Лемешевский) июль 1947 г. – май 1954 г. Зубово-Полянский дом инвалидов с 18 марта 1954 г. по 7 мирта 1955 г. Всего на этот раз в заключении: по приговору без приговора сверх срока 9 ноября 1943 г. – 9 ноября 1951 г. 9 ноября 1951 г. – 7 марта 1955 г. Освобожден из инвалидного дома на иждивение Г. Г. Седова 7 марта 1955 г. В Тутаеве 10 марта 1955 г. – 24 октября 1955 г. В Петушках с 24 октября 1955 г. 27 июня (ст. ст.) 1954 г. исполнилось 33 года архиерейства. За это время на епархиальном служении 2 года, 9 месяцев, 2 дня На свободе, но не у дел 2 года, 8 месяцев, 2 дня В изгнании 6 лет, 7 месяцев, 24 дня В узах и горьких работах 21 год, 11 месяцев, 12 дней Обычно в жизни бывает: чем дольше разлука, тем больше ослабевают связи. Христианская любовь изменяет этот порядок. Мои добрые заботники, движимые христианской, а не мирской любовию, с каждым годом усиливают проявление своей заботы и попечения обо мне, с каждым годом умножают свою милостыню. Если в первые 2 года 4 месяца мне было прислано 72 посылки (в среднем около 30 в год), то в последний 1954 год их было уже 200. Да не оставит Господь Своею милостию моих благодетелей. Верю: изречет Он им во оный день: Приидите, благословеннии... В темнице был Я и вы посетили Меня... своею любовию, своими заботами и попечением. 101 Позже епископ Афанасий подверг этот текст значительной редакторской правке. Именно в этой исправленной редакции мы и воспроизводим его. Молитва... с. 17–26. Читать далее Источник: Святитель Афанасий Ковровский : биографический очерк/Александр Кравецкий. - Владимир : Транзит-икс, 2007. - 134, с. : ил., портр., табл.; 20 см + 1 прил. (1 л.).; ISBN 978-5-8311-0292-5

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

В 1950 г. стараниями владыки Церкви был возвращен Свято-Духовский корпус Александро-Невской Лавры, освящена Крестовая церковь и устроена роскошная резиденция митрополита (с помещениями для епархиального управления и канцелярии), в которой не стыдно было принимать иностранные делегации [xciv] . 5 февраля 1954 г. он принял финляндскую делегацию от «Совета мира». Епископ Михаил отбыл в Хельсинки 13 февраля 1954 г. и 1 марта уже звонил и сообщал митрополиту о наградах монахам Валаамского монастыря. Пример двоевластия в управлении финляндскими делами можно видеть из телеграммы митр. Николая митр. Григорию (от 24.03.54): «Его Святейшество просит Ваше Высокопреосвященство телеграфировать еп. Михаилу, чтобы он с получением Вашей телеграммы незамедлительно выехал для доклада Вам и Его Святейшеству о положении русских приходов тчк» [xcv] . По приезде, 3 апреля 1954 г.,еп. Михаил сообщил владыке о поездке и о своем докладе о ней Карпову. Его доклад не был согласен с точкой зрения митр. Николая и открыл глаза Г.Г.Карпову на истинное печальное положение дела относительно воссоединения. Митрополит Григорий писал в дневнике: «М[итрополит] Николай все хочет представить в успокоительном виде, к его славе. А в действительности там нет желания у официальных представителей Финляндской Церкви стремиться к единению с Московской Патриархией, все бороздят и ждут, как бы все совершилось так, чтобы обвинить Московскую Патриархию в насилии (и меня в том числе, и этого именно желает М[итрополит] Николай). Это видно из слов Контконена (в докладе М[итрополита] Николая и в письме Контконена) [xcvi] , что М[итрополит] Григорий при приезде в 1945 г. «принял неправильную линию»!!! Т.е., что же им хотелось, - чтобы я признал, что не Финляндия отделилась от Москвы и перешла в Константинополь, а мы в Москве ЗАСТАВИЛИ их уйти в Константинополь?! Это же ясно для всех и подтверждено массой документов!.. Напроказили, а потом говорят «это не мы». А в конце-то концов не знают, как вывернуться...А М[итрополит] Николай хочет содействовать им выйти сухими из воды...А все ради того, чтобы о нем говорили с похвалой..? Готов фальсифицировать историю..? По словам еп. Михаила, Г.Г.Карпов отдельно очень долго беседовал с ним и даже дошел до мысли, не лучше ли обратно перевести Валаамский монастырь на остров Валаам» [xcvii] .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

1128 . Софроний (Сахаров) , иером. Святое молчание//ВРЗПЭ 1950. 1. 10–16. 1129 . Софроний (Сахаров) , иером. Единство Церкви по образу Единства Святой Троицы//ВРЗПЭ 1950. 2–3. 8–32. пер.: Unité de l’Église à l’image de la Sainte Trinité. Triadologie orthodoxe comme principe de l’ecclésiologie//Contacts. 1958. 20, 21, 23, 24. 19–26, 37–41, 73–77, 91–98. 1130 . Софроний (Сахаров) , иером. Учитель жизни//ВРЗПЭ 1951. 6. 38–39. [Из кн. «Старец Силуан " ]. 1131 . Софроний (Сахаров) , иером. Об основах православного подвижничества. Париж 1953. 30. же://ЖМП 1992. 6. 45–53; 7. 58–63. же://Он же. Старец Силуан. М. 1994. 473–510. же: Он же. Старец Силуан.//Старец Силуан Афонский . М. 1996. 423–461. же: Он же. Старец Силуан.//Преподобный Силуан Афонский . М. 1998. 423–461. пер.: Sophrony, hiérom. Des fondements de l’ascèse orthodoxe//ВРЗПЭ 1954. 17. 30–42; 18. 66–74. изд.: P. 1954. 47. пер.: Sophrony, archim. Principles of Orthodox asceticism//The Orthodox Ethos. Studies in Orthodoxy/Ed. Philippou A. J. Oxford 1964. 1. 259–286. пер.: Софроний (Сахаров) , архим. За основите на православното подвижничество. София 1998. 51. 1132 . Софроний (Сахаров) , иером. Заметка к новому переводу Божественных гимнов Симеона Нового Богослова //ВРЗПЭ 1954. 17. 20–24. 1133 . Софроний (Сахаров) , иером. Слово на Преображение Господне (О Фаворском свете)//ВРЗПЭ 1954. 19. 125–135. 1134 . Софроний (Сахаров) , архим. Видеть Бога как он есть. Эссекс 1985. 255; 2 М. 1995. 253; 3 М. 2000. 254. пер.: Sofronije, arhim. Videnje lica Boeg. Beograd 1987. 314. Др. пер.: Videti Boga kao što jeste. Sveta Gora Atonska, Manastir Hilandar 1998. 170. пер.: Sophrony, archim. We shall see Him as He is. Essex 1988. 237. пер.: Sophronie (archim). Voir Dieu tel qu’il est/Trad. hiérom. Syméon. 2 Ed. corrigée. Genève 1988. 199. (Perspective orthodoxe. 5). на 1 изд. франц. перевода: Franquesa А.//Questiones de Vida Christiana. 1984. 124. 130–131; Gimenez M.//Sobornost. 1985. 7(1). 72–73; Halleux A. de//Rev. théol. de Louvain. 1985. 16(3); Luis P. de//Estudio Agustiniano. 1984.3. 49. 361–363; Miguel J. de//Comunidades. 1985. 48. 93. пер.: Бейрут 1989. 371. пер.: Essex 1993. 4 26; Именной и предм. указатели к новогреч. пер.: Essex 1993. 169 пер.: Sofronio, archim. «Vedremo Dio com’è». Autobiografia spirituale. Schio 1998. [Наряду с кн. «Старец Силуан», гл. соч. архим. Софрония, рассматриваемое как его духовная автобиография и одно из важнейших свидетельств правосл. мистич. опыта в наши дни].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

950 [«Многие епископы в разных местах и частях вселенной поставлены были блаженным Петром, и все они могут именоваться его преемниками»]. – Idem. Epistola de primatu Ecclesiae Romanae//PG 151, col. 1275a. 955 См. фрагменты неизданных трактатов Варлаама в нашей статье: Meyendorff J. Un mauvais théologien de l’unité au XIVe sièclë Barlaam le Calabrais//1054–1954: L’Église et les Églises: Études et travaux offerts à Dom Lambert Beauduin. Vol. 2. Chévetogne, 1955. P. 47–64 [см. наст, изд., с. 546–563]. 956 Barlaam. Epistola ad Palamam II//Idem. Epistole grechë I primordi episodici e dottrinali delle lotte esicaste/ed. G. Schirô. Palermo, 1954 (Institute Siciliano di Studi bizantini e neogrecï Testi, 1). P. 298–299. 957 Gregorius Palamas. Pro hesychastis, II, (3, 44)//Coisl. 100, fol. 184 [Григорий Палама. Триады. С. 258–259]. 960 См.: Puech H. – Ch. La ténèbre mystique chez le Pseudo-Denys l’Aréopagite et dans la tradition patristique//Études carmélitaines. T. 23, 2. P., 1938. P. 33–53. 961 Lossky V. La notion des «analogies» chez Denys le Pseudo-Aréopagite//Archives d’histoire doctrinale et littéraire du moyen-âge. T. 5.1930. P. 279–309 [.Лососий B. H. Понятие «аналогий» y Псевдо- Дионисия Ареопагита //БТ. 42. 2009. С. 110–136]; Roques R. L’univers dionysien: Structure hiérarchique du monde selon le pseudo-Dénys. P., 1954 (Théologië Études publiées sous la direction de la Faculté de Théologie S. J. de Lyon-Fourvière, 29). P. 60–65. 962 Cm.: Meyendorff J. Doctrine of Grace in St. Gregory Palamas//SVSQ. Vol. 2. 2. 1954. P. 17–26 [см. наст, изд., с. 586–596]. 964 «Дионисий доходит иногда даже и до того, что отождествляет аналогию с чином. Так он обозначает церковные чины посредством “ ναλογαι εραρχικα” [“иерархические соответствия, аналогии”]». – Lossky V. Op. cit. P. 293 [Указ. изд. С. 123]. 966 Gilson E. Le Thomismë Introduction à la philosophie de Saint Thomas d’Aquin. Ed. 5. P.,1948. P. 196. Читать далее Источник: Пасхальная тайна : Статьи по богословию/Протопресвитер Иоанн Мейендорф. - Москва : Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т : Эксмо, 2013. - XXV, 797, с. (Религия. Сокровища православной мысли). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Но Карпов заявил, что никакого давления нет. В 1954 г. появлялись и все более настойчивые ходатайства об открытии краткосрочных пастырских курсов, а также одномесячных курсов летом в семинариях для повышения квалификации приходского духовенства. На последнюю просьбу инспекторский отдел Совета, отдавая это дело на усмотрение Патриархии, ответил, однако, что нельзя курсы делать постоянным явлением, так как они якобы не соответствуют Уставу Русской Церкви 971 . Сокращалось количество закрываемых храмов: в 1952 г. – 216, в 1953 г. – 86, а в 1954 г. – 46. Кроме того, за указанный год число церквей с регулярными ежедневными службами увеличилось на 354. А в конце 1954 г. впервые после долгого перерыва в СССР был открыт православный молитвенный дом в г. Поти (Грузия). Следует отметить, что летом 1955 г. духовенство находившейся в бедственном положении Грузинской Церкви предприняло попытку присоединиться к Русской. В июне собрание верующих Мцхетского кафедрального собора единогласно приняло такое решение и архимандрит Георгий (Дедиани) отправил телеграмму митр. Николаю (Ярушевичу) , что подавляющее большинство верующих Грузии хочет воссоединения. Однако власти решительно воспротивились этому, в итоге архим. Георгий был лишен сана. Совет по делам РПЦ писал в ЦК КПСС: «Действительно верно, что Грузинская православная церковь находится на грани распада... но не в наших интересах способствовать ее укреплению» 972 . Развернувшийся в середине 1950-х гг. процесс либерализации, развенчания сталинизма, расширения возможностей духовной жизни не мог не сказаться благотворно на положении Церкви. Стали выпускать на свободу выживших в лагерях и тюрьмах священнослужителей, вначале по амнистии, а затем и по реабилитации. 14 июля 1954 г. последовал Указ Президиума Верховного Совета об условно-досрочном освобождении отсидевших две трети срока и престарелых заключенных. В соответствии с ним многие священники стали писать прошения Патриарху о ходатайстве перед властями по поводу их актировки по возрасту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Заседание Священного Синода в положенный срок не состоялось. Испытанием для архиепископа Гурия стала большая поездка в мае 1954 г. в Балашов и Борисоглебск (800 км в обе стороны по размытой дороге) с совершением пяти богослужений подряд в наполненных до отказа храмах. Саратовский архиерей выдержал все трудности, отметив для себя, что состояние здоровья при этом не ухудшилось. Это обстоятельство побудило его повторно обратиться к Патриарху Алексию с письмом, в котором он сообщил, что более не вправе настаивать на своем переводе в Ташкент . В июне 1954 г. архиепископ Гурий снова прибыл в Москву и, по всей видимости, обсуждал с Патриархом Алексием варианты своего будущего служения. Святейший Патриарх в своем дневнике сделал запись: «Июнь. 6/19. Суббота. В Лавре. Всенощная в Успенском Соборе. Архиепископ Борис и Архиепископ Гурий. Я в домовой церкви. 7/20. Воскресенье. Литургия с Архиепископом Борисом и Архиепископом Гурием в Троицком Соборе. 8/21. Понедельник. Вернулись в Москву в три часа. Разговор с Архиепископом Гурием» . Промыслом Божиим архиепископу Гурию было уготован другой путь, нежели возвращение в Ташкент. 29 июля 1954 г. он направил прошение в Священный Синод: «Усердно прошу перевести меня из Саратова на другую кафедру. Причины моей просьбы я уже излагал Его Святейшеству: вредное влияние на мое здоровье резко континентального саратовского климата и мое неумение наладить отношения с некоторыми духовными лицами г. Саратова, прибегающими к клевете» . Священный Синод 31 июля постановил: «Преосвященного Гурия согласно его прошению освободить от управления Саратовской епархией и назначить его на вакантную Черниговскую кафедру, освободив от временного управления Черниговской епархией епископа Сумского Евстратия . Временное управление Саратовской епархией поручить Преосвященному Куйбышевскому Иерониму» . 11 августа 1954 г. архиепископ Гурий выехал на новое место служения, предварительно послав настоятелю кафедрального собора Чернигова телеграмму с просьбой о подготовке двух комнат для проживания .

http://bogoslov.ru/article/6176609

Сравним это с приведенной выше записью о пустоше Малый Приклонец. Что-то происходило здесь, и оба селения исчезли, может быть мор прошел или еще что-то. Теперь уже не узнать. Но в Приклоне в 1676 году все таки существовал помещичий двор и 3 крестьянских двора. Значит жизнь теплилась. Через столетие, в 1771 году капитаном Нелединским был снят " Геометрический специальный план Муромского уезда Унженского стану села Приклону с принадлежащими ему пустошами " . Согласно ему селом Приклон владели совместно полковница княгиня П.А. Вяземская и подпоручик М.Г. Языков. И жило здесь всего 18 душ мужского пола. Имение занимало территорию на правом берегу реки Унжи и небольшой луг на левобережье. Из этого документа следует, что деревни эти были ранее во владении той же Троицкой лавры (вероятно Троице-Сергиевской), а потом уж перешли в ведение Государственной Коллегии экономии. Далеко распространялись интересы этого крупнейшего в России монастыря! Выше уже описывались другие деревни, принадлежавшие монастырю. Село Приклон постепенно развивалось, позднее (в 1788 г.) здесь было построено новое храмовое здание…»  По материалам сайта «Меленки.Ру: официальный сайт Администрации г. Меленки», www.melenki.ru Архангельский Николай Иванович. Год рождения 1892. Месяц рождения 8. Место рождения: Тамбовская губ., Елатомский у., с.Пеньки. Рукоположение: священник, 1949. Служение: Нижегородская о., Арзамасский р., с.Кулебики, священник. Год начала служения 1950.  Владимирская о., г.Юрьевец, Свято-Духовская церковь, священник. Год начала служения 1953. Иваново, Преображенский собор, священник.  Год окончания служения 1954. Владимирская о., Меленковский р., с. Приклон, священник. Должность настоятель. Год начала служения 1954.  День начала служения 2. Месяц начала служения. 4. Год окончания служения 1954. День окончания служения 8. Месяц окончания служения 12. 8 декабря 1954 г. был уволен по прошению за штат и выбыл в другую епархию. Дальнейшая судьба о.Николая неизвестна. По материалам сайта «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века» Церковь Михаила Архангела действующая.

http://sobory.ru/article/?object=02047

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010