Патриарх Павел Сербский — неизвестное интервью Интервью с Патриархом Павлом о том, как жить христианину в современном мире, состоявшееся почти 20 лет назад 14 ноября, 2014 Интервью с Патриархом Павлом о том, как жить христианину в современном мире, состоявшееся почти 20 лет назад В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения патриарха сербского Павла, а 15 ноября исполнится 5 лет со дня кончины. Это одно из интервью Святейшего, состоявшееся в программе «Когда ангелы спят» в апреле 1996 года. – Наша передача называется «Пока ангелы спят», мы имели в виду детей, которые напоминают нам о простодушии, чистоте и доброте. Но почему из маленьких людей, искренних и добрых, вырастают люди-преступники? В чем причина – в генах, во внешнем влиянии, что питает в человеке зло? – Конечно, все имеет значение, влияют и гены, и обстоятельства жизни в семье и в обществе. Но, в конце концов, выбор зависит от самого человека, от личности. Бог дал нам свободу поступать так, как хочет Он, ради чего Он и создал нас – быть человеком, достойным этого звания, или поступать иначе. Хорошо сказал наш философ Божидар Кнежевич: «человек – существо, из-за которого и Бог может радоваться, и дьявол стыдиться». Человек должен сознавать, что живет единожды, и жить достойно, помня о том, для чего мы созданы Богом. А Он нас создал для блаженства вечной жизни в Царстве Его. – Ваше Святейшество, нелегко в реальной жизни жить по-христиански, как жить нам, мирянам? – Знаете, святой евангелист Иоанн нам об этом говорит: заповеди Божии исполнять нетрудно. Однако нам еще как трудно. Почему? Потому что мы уже приобрели дурные привычки. Если человек привык, скажем, курить, он становится рабом этой привычки. Освободиться от плохой привычки очень трудно. Христос говорит, если око твое соблазняет тебя, «выколи его: лучше тебе одноокому войти в царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну». Освобождаться от дурных привычек и пороков бывает так же трудно, как выколоть глаз или отсечь руку, но необходимо вынести эти мучения. Мы совершили насилие над своей природой и приучили себя к порокам. Должно теперь быть и насилие над насилием, выражаясь современным языком, чтобы освободиться от этого насилия.

http://pravmir.ru/patriarh-serbskiy-pave...

Это неприятно, но не больно. Оставался я в больнице неделю. Врачи требовали, чтобы остался еще на неделю или две, но мне надо уже было ехать в Инсбрук. Еле выпустили, взяв с меня подписку, что я снимаю с них всякую ответственность. В один день тогда нас заболело три священнослужителя: я – язвами, отец Максим сердечным припадком и о. Семен, хотевший заменить о. Максима, простатой. А теперь еще и владыка Антоний. Посетил нас Господь духовенство в Европе. Христос с Тобой, дорогой отец Георгий. Сердечный привет и молитвенные благопожелания матушке и всем Твоим чадам и внукам. [ПРОТОИЕРЕЮ ИГОРЮ ДУЛГОВУ (ПЕРВОЕ)] Его Высокоблагословению Настоятелю св. Михайловской церкви г. Канны, отцу Протоиерею Игорю ДУЛГОВУ. 25 января 1978 г. Ваше Высокоблагословение, дорогой и глубокочтимый батюшка, отец Протоиерей Игорь! Простите за то, что задержался с ответом, но получил Ваше письмо перед отъездом в Австрию и во Францию, и только вернувшись домой мог засесть за ответ Вам. Начну с самого легкого ответа относительно Фридриха. Вы пишете: «Нечего и говорить, что этого святого у нас в календаре не имеется». Но это не точно – имени этого в нашем календаре нет, но святых, носивших это имя в греческой форме несколько, и среди них близкий сердцу всех нас живущих на Западе, великий святой Ириней Лионский . Дело в том, что очень рано, кажется в V или VI веке, германские народы, франки, саксы и готы в Испании перевели греческое имя Ириней «мирный» на германское Фридрих, «мирный». Так как к IX веку на Западе уже установился обычай называть при крещении в честь того или иного святого, то очевидно св. Фридриха Утрехтского назвали в честь какого-то святого Иринея, подобно тому, как у нас называют Верой, Надеждой, Любовью в честь святых, которые носили греческия имена Пистис, Елпидия и Агапия, Богдан вместо Феодот, Светлана вместо Фотиния и т. д. А у сербов этот обычай распространен еще шире: Божидар, вместо Феодор, Томислав вместо Фемистокл и др. Если у Вас возникнет снова нужда назвать ребенка Фридрихом, то я рекомендовал бы назвать его в честь св. Иринея, а не в честь св. Фридриха Утрехтского, т. е. св. Фридрих Утрехтский жил в IX веке, когда уже началось отхождение Запада от Православия, и могут возникнуть подозрения, что св. Фридрих Утрехтский погрешал в вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

При этом «Православие создает основу для культурного взаимодействия многих народов», - считает министр культуры Болгарии доктор искусствоведения Божидар Абрашев. Интервью с ним опубликовано на сайте «Седмица. Ru » .  Министр отмечает, что «Православная Церковь Болгарии хранила нашу национальную культуру в течение пяти веков рабства, в тяжелейших условиях господства иных религии и культуры. И в современной Болгарии Православие прочно входит в жизнь нашего общества, поэтому, конечно, возрождение церковной жизни положительно влияет на развитие болгарской культуры». «В Москве в субботу продолжились мероприятия, приуроченные к 10-летней годовщине трагических событий октября 1993 года. Утром митинг состоялся у Белого дома, здесь же была отслужена панихида», сообщает сайт «Вести» . Агентство «Интерфакс» сообщает , что «спустя 10 лет большинство россиян считают неоправданным использование военной техники в октябрьских событиях 1993 года». Другой актуальной политической проблемой становится деятельность сект: «По мнению руководителя миссионерского отдела Екатеринбургской епархии Русской православной церкви священника Владимира Зайцева, секты, существующие в Свердловской области «очень политизированы» и пытаются «принимать активное участие в избирательных кампаниях различных кандидатов», - сообщает «Православная газета» . Другой материал, касающийся деятельности сект, публикует «Правда.Ru». Это статья Елены Батуевой «Опричники из села Кащеева» , посвященная деятельности «Опричного братства». Эта секта «организована по образцу опричнины Ивана Грозного. Во главе стоит «царь-игумен». Все остальные сектанты — его духовные и физические «холопы». Многие члены секты запуганы до последней степени: либо грозящим в ближайшее время приходом Антихриста, либо тем, что все властные органы района и области находятся «в кармане у барина», — и потому вынуждены терпеть физические и моральные надругательства и рабство… Кроме чисто хозяйственных работ, члены секты ведут антигосударственную и антицерковную агитацию … и распространяют по всей России листовки «Опричный листок». Пишет их сам «барин» Щедрин, литературный псевдоним которого Николай Козлов. В секте применяются разные способы удержания в подчинении у духовного руководителя секты: психотропные лекарственные средства, избиения, запугивания». Однако со стороны правоохранительных органов никакой активной работы не ведется, утверждает автор, так как «хозяин» секты Щедрин запугивает недовольных деятельностью секты.

http://pravoslavie.ru/4853.html

Профессор кафедры философии Софийского университета Калин Янакиев: " Московская Патриархия присвоила украинские земли и управляла, не имея прав на это " . Доцент Богословского факультета Софийского университета Дилян Николчев:   " Есть ли политическая игра в решении РПЦ относительно Констанитнопольского патриархата? "  Конечно, есть – уверен доц. Николчев. И его же, но на другом сайте: " Московская Патриархия в панике " . Доц. д-р богословия и зам. декана Великотырновского университета Мариян Стоядинов: " Русская Церковь упустила возможность завоевать сердца всех православных Украины " . Доц. Богословского факультета Софийского университета Светослав Риболов: " Перезагрузка в православном мире " . Должно признать, что «другому лагерю» все-таки дали слово, а где-то это слово пробилось самостоятельно. Более всего этому содействовал популярный светский сайт  «Гласове.сот» и его гл. редактор - известный журналист  Явор Дачков. Примеры: Статья профессора Исторического факультета Софийского университета Дарины Григоровой «Выбор стоит не между Москвой и Фанаром, а между Христом и антихристом " . Статья Василианны Мерхеб «Варфоломеев майдан " . А вот цитата из статьи доцента кафедры Классической филологии Софийского университета Николая Гочева: « Даруя автокефалию новой „Украинской церкви“, несмотря на то, что на Украине 330 лет существует каноничная и общепризнанная автономная Церковь, Царьград одним махом уничтожает автокефалии всех Поместных Православных Церквей, включая, разумеется, и Болгарскую. И если это решение не будет немедленно отвергнуто, это будет означать, что каждая епархия, приход, любая группа граждан в любой стране, считающие себя православными, сможет игнорировать существующую там Православную Церковь и обращаться к Царьграду с просьбой какого-нибудь вида «автономии». Вот почему Поместные Православные Церкви, если они желают остаться Церквями, должны будут отвергнуть вчерашнее решение Царьградского Синода». Сайт «Бъди верен» , прот. Божидар Главев: « Не стоит недооценивать суицидный потенциал Царьградского Патриархата, который в последние годы систематически расточает веками накопленное огромным трудом духовное наследство Византии по защите Православной Церкви и веры. Возможны такие его действия, которые доведут до тяжких бед во всей Соборной Церкви».

http://ruskline.ru/opp/2021/12/22/deistv...

Справка: 1) По определению Правления Академии от 12 сентября текущего года студенты Академии: IV курса – греческий уроженец Евангел Саригиани, III курса – австро-венгерский подданный Бранислав Повольни, II курса – сирийский уроженец Илья Абурус, болгарский уроженец Христо Попов и Константин Ряжский, не явившиеся после летних каникул в Академию более недели после назначенного срока и не представившие никаких сведений о причине своей неявки, считаются выбывшими из Академии. 2) По определению Святейшего Синода от 16 / 26 ноября 1877 г. за 1738 обратное принятие таковых студентов в Академию зависит от усмотрения Совета Академии. 3) По § 81 лит. б п. 1 устава духовных академий „зачисление в студенты Академии“ значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: 1) Признавая представленные Е. Саригиани, Б. Повольни, И. Абурусом, X. Поповым и К. Рижским объяснения заслуживающими уважения, вновь зачислить их в списки студентов Академии. 2) Постановление сие представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. XIII. а) Заявление Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского: „Честь имею довести до сведения Совета Академии, что допущенные мной, во исполнение указов Святейшего Синода от 20 июля и 11 сентября текущего года за 4985 и 6188, к приёмным экзаменам для поступления в число студентов I курса Академии сербские уроженцы – священник Михаил Яковлевич, Владан Максимович и Божидар Иеремич подвергнуты были, перед особо для сего назначенными комиссиями из наставников Академии, —303— устному испытанию по Священному Писанию Нового Завета и общей церковной истории и писали одно сочинение по догматическому богословию. – Применяя к экзаменующимся, как иностранцам, указанные в Синодальном определении от 11 марта/5 апреля 1869 года льготы, комиссии нашли возможным отметить познания их следующими баллами: священника Михаила Яковлевича: по Священному Писанию – 4, по общей церковной истории – 3+; Владана Максимовича: по Священному Писанию – 4+, по общей церковной истории – 4+; Божидара Иеремича: по Священному Писанию – 3, по общей церковной истории – 3½, – Письменные работы их отмечены баллами: священника Яковлевича – 3+, Максимовича – 4+ и Иеремича – 4–. Из них священник Михаил Яковлевич по семейным обстоятельствам выбыл на родину, получив, с моего разрешения, удостоверение об удовлетворительном выдержании приёмных испытаний“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это свидетельствует о том, что верования славян и болгар во многом покрывались. Возможно в этом сказывается проявление религиозного синкретизма (Павел Георгиев, Мартириумът в Плиска и началото на христианството в България, C., 1993; Станислав Станилов, Славяните в Първото царство, C., 2002). Co сменой династии Дуло в 755 г., когда отношения с Византией становятся постоянно враждебными, отношение к христианству в болгарском государстве изменилось. Если раньше к нему относились терпимо, то с середины VIII в. к христианству начали относиться враждебно, как к религии, исповедуемой смертельным врагом болгарского государства – Ромейской империей. Немало представителей болгарской военной аристократии, которые были христианами, эмигрировали в Византию, где поступали на государственную службу. В середине VIII в. даже двое болгарских Канов – Сабин и Телериг, бежали в Византию. Потомками этих болгар были св. преп. Иоанникий Великий из рода Воиладов (Боилов), св. преп. Михаил воин болгарский, святые братья Кирилл и Мефодий (Св. Климент Охридский, Пространное житие св. Кирилла), св. преп. Параскева-Петка (Пятница) Епиватская и ее брат св. Евфимий, Епископ Мадитский, византийский боярин Евстафий Боила и др. (Божидар Димитров, Българите-цивилизатори на славянския свят, C., 1993; Иван Божилов, Българите във Византийската империя, C., 1995). В VIII в. болгарские владения большей частью находились с северной стороны р. Дуная. Они охватывали пространство Задунайской Болгарии (Дакия) до Карпатских гор, а с начала IX в. и Паннонии (нынешняя Венгрия). Однако болгарские владетели стремились к югу и их целью было овладеть Балканским полуостровом. Ясно, что это не могло не вызвать отпор византийской империи и оба государства сплелись в смертельной борьбе на века. В ходе этой борьбы и при значительном расширении болгарского государства на Балканском полуострове в Болгарии начали рассматривать христиан как врагов. Во время завоевательных войн болгарских государей христиане сознательно преследовались и уничтожались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владан Максимович и Божидар Иеремич, кандидаты духовных академий, первый – московской, второй – с.-петербургской. Два временных профессора В. Вуич и В. Максимович рукоположены в священники. Обязательных предметов 20, преподаются в течение 4-х лет, приблизительно по 22 часа еженедельно, необязательный – один, русский язык, преподаётся ученикам I класса (2 ч. в неделю) Библиотека в первом из отчётных годов умножилась на 217 а во втором на 293 Значительная часть книг принесена в дар от редакции «Богословскаго Гласника» и от русского Св. Синода. Журналов и газет получалось более сорока. Стипендии получали в первом из отчётных годов 46 слушателей на сумму 17047 крон, пособия – 25 слушателей на сумму 1152 кр., в 1905–1906 г. – 33 слушателя на сумму 15560 кр. и пособия – 5 слушателей на сумму 565 кр. Общество («друштво») св. Иоанна Милостиваго, почерпающее средства от взносов слушателей за учение, от профессорских взносов из экзаменационных сумм и других пожертвований, выдавало пособия беднейшим ученикам в размере от 4 до 50 крон и платило за лекарства, на общую сумму в 1904 – 1905 г. свыше 500 кр., а в 1905 – 1906 г. свыше 600 крон. Специальный фонд для награждения письменных ученических работ к началу 1905–1906 г. учебного года равнялся 1341 кр. и в течение года увеличился на 200 кр. Слушателей в богословском училище в 1904–1905 г. было 104, к экзаменам допущены 89, выдержали экзамены 64, выпускные свидетельства об окончании полного курса учения получили 20 воспитанников. Из письменных ученических работ три получили денежные награды и четыре – похвальные отзывы. – В 1905–1906 учебном году слушателей было 96: в I классе – 24, во II-м – 24, в III-м – 26 и в IV-м – 22. По месту рождения слушателей было из архидиецезы 22, из горно-карловицкой епархии 12, из пакрачской 11, из бачской 31, извертецкой 9, из темишварской 8 и из будимской 3. Трое слушателей окончили реальное училище с аттестатом зрелости, остальные 93 окончили гимназический курс с аттестатом зрелости, из них трое, кроме того, слушали юридической науки в университете. В конце 1905–1906 учебного года

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Особого упоминания требует творчество Николая Петровича Краснова. Известно, что ему принадлежит реконструкция церкви Ружице в центре Белграда – крепости Калемегдан, обновление в 19231925 гг. часовни черногорского государя и Владыки Петра Петровича Негоша на горе Ловчен. 96 Русские люди не только строили храмы и воздвигали памятники на православной сербской земле, но и украшали их. Среди художников-иконописцев следует назвать Владимира Предоевича (Предаевича), которому принадлежит роспись храма-памятника в Опленце, церкви Патриаршего дворца в Белграде, 97 церкви св. Петки в Калемегдане. Андрей Биценко писал иконы и создавал росписи для церкви Ружице в Белграде, для собора в г. Лесковце и других храмов. Александр Дикий – иконы для нескольких сельских церквей вблизи Белграда. 98 В 1934 г. в монастыре Раковица по инициативе Патриарха Варнавы открылась синодальная иконописная школа, руководителем которой стал Пимен Максимович Софронов, знаменитый иконописец и реставратор. Имя его хорошо известно в славянском мире. Он расписывал в свое время усыпальницу Владыки Иоанна (Максимовича) . Им было написано и отреставрировано множество икон для русских, украинских, болгарских, сербских, греческих церквей. «Софронов, – как писал один из ценителей его творчества, – стал как бы посредником между религиозной живописью России, Сербии, Болгарии. Он как бы скрещивал многовековые традиции религиозного искусства этих народов, поставив себе целью возрождение византийских и старославянских традиции в новых временах». 99 В Свято-Троицком храме и сейчас можно увидеть писанные им иконы – св. Георгия и Покрова Святой Богородицы. Есть в русской церкви и образ Аксайской Божьей Матери софроновского письма. Он написал его к пятидесятилетию священства Владыки Екатеринославского Гермогена (Максимова). 100 Среди его учеников в Раковице были: игумен Тадей Штрбулович, Александр Иованович, Александр Казанов, Антоний Крылов, Божидар Живкович, Борис Шаповалов, Николай Шелехов, Наум Андрич, Здравко Блажич, Гавро Бошкович (Бошковски), Богдан Малюгич, Слободан Павлович, Варнава Щербан, Владимир Яков, Васа Станисавлевич, Димитрий Мернич, Коста Трайкович, Милосав Иович, Максим Сандович, Павле Матич, епископ Иоанн Эстонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По возложении корон на икону, она обратно была отнесена в церковь на гору Почаевскую, подобно как и накануне того дня, при громе орудий и звуке музыки с приближением к каждой из триумфальных арок. Четыре архимандрита: протоархимандрит Важинский, провинциал Братковский с Иннокентием Матковским и Дометианом Яновским несли киот с венчаной иконой на реликвиарий. Священники и монахи стройным порядком шли впереди в два ряда. За иконой в полном архиерейском облачении следовали оба епископа. Безчисленное множество богомольцев всякого пола, чина славянский, и напечатан отдельной книгой, не, без некоторых впрочем перемен, которых требовал обряд Греко-российской церкви, как в гимнах, так и в некоторых действиях (стр.97). Перемены эти состояли главным образом во введении православных ектений, молитвы за усопших: Боже духов и всякие плоти, и т. п. Сравн. «Западно-русская церковная уния в ее богослужении и обрядах. А. Хойнацкого , Киев 1871 года». 1) «Преславн, Гора стр. 127–128. «Сказание о Поч. лавре», стр. 111. и звания участвовали в крестном ходе. Проходя через каждую триумфальную арку, несущие поднимали реликвиарий с св. иконой на все четыре стороны, дабы весь народ мог ее видеть 1). По внесении иконы в церковь , она была поставлена на большом престоле, на котором литургию священнодействовал Рудницкий, при пении избранных монахов, и при громе музыки. Гром пушек и труб отзывался извне каждый раз при всех важнейших священнодействиях литургии. По прочтении Евангелия, была проповедь , которую произносил архидиакон Луцкой латинской кафедры, известный своей ученостью и знаменитым происхождением, генеральный оффициал, Божидар Подгороденский. Литургия закончилась песней Тебе Бога хвалим, и благодарственной речью протоархимандрита Важинского панам и народу за участие в торжестве. В то же время народу роздано было одиннадцать тысяч икон с изображением Божией Матери, несколько сот книжечек на похвалу Божией Матери и пять тысяч медальонов, наделенных из Рима разными индульгенциями, и вследствие этого имеющих в глазах простолюдинов, преимущественно из латинян, особенное значение 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

После войны обвиняемый в аресте митрополита Петра Божидар Брале предстал перед судом. На процессе он отрицал свою причастность к расправе над владыкой, но в протоколах суда было записано: «…По показаниям свидетелей Зимонич исчез после телефонного разговора с обвиняемым, во время которого обвиняемый кричал на Зимоича и угрожал ему...». Твердая позиция православного архипастыря проявилась и в отказе совершать благодарственный молебен в честь главы усташского государства палача Анте Павелича. Отдавая себе отчет в происходящем, владыка ожидал ареста в любой момент, но на советы об отъезде отвечал отказом. 12 мая 1941 года полицейские агенты увели владыку Петра из митрополии в свое управление. Через три дня владыку привели в митрополию, где была проведена опись денежных средств и изъяты панагии, награды и ценные бумаги. 17 мая митрополит Петр был доставлен в Загреб и помещен в полицейскую тюрьму. По свидетельству одного из его сокамерников, несмотря на сильную усталость и преклонный возраст, владыка держался мужественно, и своим поведением влиял на настроение других арестованных. Из Загреба владыку перевели в лагерь Керестенац, где его обрили, отняли мантию и подвергли жестоким издевательствам. Позднее митрополит Петр был отправлен в концентрационный лагерь Госпич, где его опять ждали пытки и издевательства. По свидетельству очевидцев, его водили под дождем по лагерному двору, били прикладами и, издеваясь, заставляли произносить проповеди перед заключенными. Дальнейшая судьба митрополита точно неизвестна. На протяжении 1941-1942 гг. Священный Синод Сербской Православной Церкви неоднократно пытался выяснить судьбу архиерея и добиться его освобождения, но это не принесло никаких результатов. Существует несколько версий мученической кончины митрополита Петра. По одной из них он был переведен из Госпича в лагерь Ядовно, и зверски убит здесь ударом молотком по голове, после чего его тело было сброшено в одну из пропастей, ставших могилами для тысяч невинных жертв. По другой версии митрополит Петр был убит в концлагере Ясеновац, а его тело сожжено в печи для обжига кирпичей. Место погребения отстанков священномученика так и осталось неизвестным. Однако бесспорным является то, что он принял мученическую кончину за Христа и верность Православию, до конца исполнив слова Спасителя: «Пастырь Добрый душу свою полагает за овцы» (Ин.10.11)

http://pravoslavie.ru/134058.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010