Он просил дважды моего ходатайства пред высшим начальством о увольнении его от занимаемого им места. Я уговаривал его, я откладывал исполнение его просьбы, но ныне, видя в этой мере необходимое условие спокойствия епархии и спасения самого ректора, имею честь представить желание его на благоусмотрение вашего сиятельства, покорнейше прося о удовлетворении этого желания. Лично я прощаю ректору все неблаговидные поступки его относительно меня, ибо вижу в них увлечение и опрометчивость простодушного неопытного юноши – таким я понимаю ректора, подчинившегося влиянию коварных людей, которые с завистию и опасением смотрели на мое искреннее расположение к ректору. Я его полюбил, люблю и желаю ему всего доброго: сердечно сожалею, что он отверг мою любовь для подчинения себя таким людям, которые привыкли устраивать козни ближним и потом смеяться над бедствием ближних, вверившихся их водительству по неопытности своей. С сердечным плачем пишу эти строки, но сердечное чувство должно подчинить благоразумию. Вразумление сделалось необходимым ректору для его собственного благополучия, земного и небесного. По рукоположении моем во епископа, находясь еще в Петербурге, я ходатайствовал о назначении ректором в Кавказскую семинарию нынешнего инспектора ее архимандрита Исаакия, но по ближайшем рассмотрении местных обстоятельств нахожу, что в Кавказской епархии, в которой пришли в волнение одновременно и Консистория и семинария, нужен ректор в зрелых летах, с опытностию, с монашеским благочестивым направлением: Кавказ – место разгула и отваги, здесь нужны люди, нравственно сформированные. С чувством…» Представление это осталось без последствий, как свидетельствует о том ходатайство по тому же вопросу – о преподавании татарского и осетинского языков в семинарии – к обер-прокурору Синода от 21 сентября 1859 года за 94. 214 Епископ пишет: «В Кавказской епархии и в Линейном казачьем войске имеется несколько тысяч осетин-христиан, одноплеменные которым осетины-магометане выражают наклонность к принятию христианства. По этой причине преосвященный Иеремия озаботился ввести в Кавказской семинарии преподавание осетинского языка, а как по всей границе епархии живут племена, говорящие татарским языком, то введено было и в семинарии и в Ставропольском уездном училище преподавание татарского языка. Необходимость обучения татарскому языку подробно изложена мною в отчете моем Святейшему Синоду за 1858 год. При преосвященном Иоанникии на преподавание сих языков обращаемо было менее внимания. Поступивший же сюда вместе со мною ректор архимандрит Герман нашел нужным вовсе уничтожить преподавание сих языков и заменить их преподаванием французского и немецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Глава XV Обличение зловредного направления в «Православном собеседнике», сделанное епископом, совпало с другими его мнениями и отношениями, возбудившими противление ему в ректоре семинарии архимандрите Германе. Человек молодой, горячий от природы, не чуждый своих сословных антипатий, он стал их проявлять с резкостию, до забвения приличий. Так однажды на обеде у преосвященного, где кроме него были инспектор семинарии архимандрит Исаакий и соборный ключарь протоиерей Граников и из мирян управлявший губернией брат преосвященного, архимандрит Герман с разгорячением говорил о помещичьем праве как о зле, как бы произвольно измышленном и практикуемом дворянством и призывающем справедливые карательные меры, предлагаемые статьями «Колокола», совершенно социалистского образа мыслей. В другой раз также до неприличия разгоряченно, в доме у преосвященного, при посторонних посетителях начал оспаривать против преосвященного мысль и убеждение последнего о необходимости преподавания татарского языка в духовных училищах и семинарии Кавказской епархии, которое он отменил и, вопреки распоряжения учебного академического начальства, самовольно заменил эти часы в семинарии преподаванием французского и немецкого языков. Такое настроение о. ректора объяснялось сближением его, с одной стороны, с директором Ставропольской гимназии И. М. Неверовым, человеком направления – в религиозном отношении – протестантского, в светском – в направлении Герценовском, и решительно враждебно расположенного как к епископу, так и к брату его, начальнику Ставропольской губернии Брянчанинову, обличившему и восставшему против его системы воспитания юношества, в которой Неверов поставил целию – развитие свободы мыслей, не стесняя их никаким критическим анализом. С другой стороны, о. Герман сблизился с протоиереем Крастилевским, в семействе которого находил приятное препровождение свободного от занятий времени. В феврале месяце (9 числа) 1859 года за 1859 обер-прокурор Синода потребовал через епископа мнения семинарского правления и самого епископа о нуждах Кавказской семинарии по предмету ее образовательного благоустройства. 4 мая, за представляя мнение ректора по сказанному вопросу, епископ, находя это мнение во многих отношениях очень основательным, ограничивал собственные свои замечания нижеследующим 212 :

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Самородок нашего времени Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 27 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 56, 2009 Архимандрит Матфей (Мормыль), — † 15.9.2009) Архимандрит Матфей на заседании Богослужебной комиссии В утренней предрассветной мгле 15 сентября 2009 года двенадцать ударов лаврского колокола печально возвестили о кончине насельника Троице-Сергиевой обители, знаменитого регента архимандрита Матфея, заслуженного профессора Московской Духовной академии. Он отошёл ко Господу на 72-м году жизни после продолжительной болезни. Архимандрит Матфей, в миру Лев Васильевич Мормыль, родился 5 марта 1938 года в станице Архонской в Северной Осетии в семье крестьян. Крещён был 15 апреля 1938 г. в православном Ильинском храме города Орджоникидзе. В сентябре 1945 года поступил в среднюю школу в станице Архонской, которую окончил в 1955 году с оценками “хорошо” и “отлично”. С 20 июля 1955 года по 25 июля 1956 года он был псаломщиком в Александро-Невском молитвенном доме станицы Архонской Ставропольской епархии. Начало духовному образованию архимандрита Матфея было положено в Ставропольской Духовной семинарии, в которую он поступил в 1956 году сразу во второй класс. Окончил он Семинарию по первому разряду, в его характеристике говорится: “Хо­роший нравственный юноша. Старательный. Способный. Был регентом семинарского хора”. По окончании Семинарии он короткое время был псаломщиком в Никольском храме города Ессентуки и в том же 1959 году поступил в Московскую Духовную академию. 11 сентября 1961 года студент III курса Академии Лев Мормыль подал прошение ректору Академии протоиерею Константину Ружицкому, испрашивая благословение перейти “в число братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, оставаясь в то же время студентом родной нашей Академии”. Он поступил в Лавру вместе с Сергеем Лозинским 1 . Монашеский постриг студента Л. Мормыля совершил 19 декабря 1962 года наместник Лавры архимандрит Пимен (Хмелевский), назвав его во имя апостола Матфея (†60; пам. 16 нояб.). Отец Матфей особо чтил своего небесного покровителя и всегда в день памяти апостола Матфея торжественно совершал Всенощное бдение и Божественную литургию, а на клиросе пел хор, мастерством которого он жил.

http://pravmir.ru/samorodok-nashego-vrem...

Весной 2014 года такие традиционные для истории православного казачества храмы-часовни будут возведены в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, в Астраханской, Белгородской, Курганской, Оренбургской, Омской, Ростовской и Саратовской областях в 10 субъектах Российской Федерации. Фото: sobor.by 6 декабря. ПРАВМИР. На прошедшем 5 декабря в Москве Первом большом съезде казачьих духовников презентован уникальный межрегиональный проект по строительству обыденных храмов на рубежах России. Об этом сообщила руководитель пресс-службы Фонда поддержки строительства 200 храмов и  Финансово-хозяйственного управления Московской патриархии Анастасия Горшкова. Проект был разработан совместными усилиями Совета при Президенте РФ по делам казачества и Синодальным Комитетом по делам казачества, Правительством Москвы и администрациями ряда российских регионов. Представил проект съезду руководитель департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями города Москвы Юрий Артюх. «На землях, где казаки защищали свой народ и свою страну, где исторически утверждалась православная вера, «об един день» строились храмы. Отсюда название – обыденный храм. Мы вернем эту традицию, которая потребует совместной работы администрации региона, казачьего атамана и епархии», – сказал Юрий Артюх. Весной 2014 года такие традиционные для истории православного казачества храмы-часовни будут возведены в Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях, в Астраханской, Белгородской, Курганской, Оренбургской, Омской, Ростовской и Саратовской областях в 10 субъектах Российской Федерации. Первый такой храм был построен на Дубровке, на месте теракта. Второй был отвезен в Крымский район Краснодарского края сразу после наводнения, такова была реакция Московского казачества на ту страшную трагедию. «Строительство ведется по старинной традиции «всем миром», и потому себестоимость изготовления деревянного храма невелика, – продолжил свое выступление. Заготовленный сруб в течение одного дня устанавливается добровольцами, самими жителями, казаками, священнослужителями, а затем идет возведение главы храма, внутренняя отделка, его обустройство».

http://pravmir.ru/kazaki-postroyat-obyde...

В Ставропольской епархии открываются курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих 15 сентября 2023 г. 14:28 12-13 сентября 2023 года выездная экспертная группа посетила Ставропольскую епархию с целью определения готовности к открытию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих. В состав выездной экспертной группы вошли: председатель Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви игумен Петр (Еремеев) ; монахиня Анувия (Виноградова), кандидат исторических наук, секретарь Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; монахиня Феонилла (Харченко), помощница секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, насельница Иоанно-Предтеченского монастыря г. Москвы. Выездную комиссию встречал и сопровождал руководитель курсов, проректор по учебной работе Ставропольской духовной семинарии, кандидат философских наук, магистр теологии игумен Алексий (Смирнов). 12 сентября в актовом зале Ставропольской духовной семинарии — на базовой учебной площадке курсов — состоялось общее собрание, посвященное открытию богословских курсов для монашествующих Ставропольской епархии. На встрече с преподавателями семинарии обсуждались вопросы организации работы курсов. Игумен Петр (Еремеев) рассказал собравшимся о создании и деятельности Межведомственной комиссии по открытию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих и об опыте работы богословских курсов в других митрополиях, епархиях и монастырях Русской Православной Церкви. Председатель комиссии ответил на вопросы преподавателей. На собрании присутствовали: настоятельница Иоанно-Мариинского женского монастыря города Ставрополя игумения Иоанна (Лихоманова); руководитель курсов игумен Алексий (Смирнов) и преподаватели Ставропольской духовной семинарии, которые будут вести занятия с сестрами Иоанно-Мариинского женского монастыря. После заседания члены комиссии ознакомились с документацией курсов и проверили библиотечный фонд основной литературы для курсов.

http://patriarchia.ru/db/text/6059459.ht...

Ставропольская епархия Дата создания: 1842 г. (по др. сведениям 1843 г.) Описание: Входит в состав  Ставропольской митрополии Ставропольская епархия была выделена из Астраханской епархии в 1842 году, первоначально именовалась Кавказская и Черноморская. Ко времени открытия епархии (первый епископ — Преосвященный Иеремия (Соловьев)) в Кавказской области было 126 храмов и 180 причтов, в Черноморской — 66 храмов и 96 причтов. За менее чем десятилетний срок пребывания на кафедре епископа Иеремии была открыта Ставропольская духовная семинария (1846 г.), развернуто строительство храмов. При последнем дореволюционном архиерее митрополите Агафодоре (Преображенском) (1893-1919 гг.) особенно развернулась миссионерская работа среди народов Северного Кавказа; в его же бытность в г. Ставрополе в мае 1919 года состоялся Юго-Восточный Русский Церковный Собор, на котором было образовано Временное Высшее Церковное Управление Юго-Востока России (впоследствии оформившееся как Русская Православная Церковь Заграницей). В 1920-1930-е гг. в епархии были разрушены или отобраны у верующих большинство храмов. В г. Ставрополе остался один действующий храм — Успения Божией Матери, в то время как до 1917 года православных храмов в городе было более 20 при численности населения 45 тыс. человек. С 1936 по 1943 гг. деятельность епархии была прекращена. Послевоенное возрождение церковной жизни в епархии связано с именем митрополита Антония (Романовского) (1943-1962 гг.). При нем были открыты некоторые храмы и Ставропольская духовная семинария. После 1988 года количество приходов в епархии увеличилось в четыре раза, возродилась Ставропольская духовная семинария, открылись православные общеобразовательные гимназии, школы, детские сады. Возрождение епархии продолжилось при митрополите Ставропольском Гедеоне (Докукине) (1990-2003 гг.). Решением Священного Синода от 28 декабря 1998 года (журнал на территории Дагестана и Азербайджана, ранее входивших в Ставропольскую епархию, была восстановлена Бакинская и Прикаспийская епархия.

http://patriarchia.ru/db/text/31131.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010