Пример всех этих видов любви и попечения о людях указал в Своем Лице Господь Иисус Христос ( 1Пет.3:19 ; Мф.27:52; 9:25 ; Лк.7:14–15 ; Ин.11:43 ; Евр.7:25 ; 1Ин.1:2 ). Поэтому и мы, христиане, по мере сил своих должны подражать своему Господу ( 1Пет.2:21 ) и оказывать помощь умершим нашим братиям (649 а –650 а ). 3) Поминовение умерших есть обычай православной церкви (что видно из последования почти всех служб церковных), которая не может содержать чего-либо противного и несогласного с истинною верою ( 1Тим.3:15 ; Мф.16:18 ). Если мы сравним поминовение умерших, которое содержит православная церковь , и забвение их со стороны противников, то увидим, что первое есть дело христианского благочестия, второе же – «жестокосердия и бесчеловечия; Первое от Апостолского узаконения. Второе же от еретического любопрения» (650 а –651 а ). По слову Ап. Павла, исполнение закона Христова достигается несением бремен друг друга ( Гал.6:2 ). Но особенная нужда к исполнению этого закона настоит в случае смерти наших ближних, когда души их уже не могут помочь себе и когда единственная надежда на облегчение их участи заключается в молитвах, милостыне и особенно в бескровной жертве, приносимой о них живыми членами церкви (651 аб ). Поминовение умерших в третий день по кончине совершается в знамение того, что 1) они со дня крещения до своей смерти содержали веру в Пресвятую Троицу, 2) сохранили в своей жизни три главнейшие христианские добродетели: веру, надежду, любовь и 3) церковь молит Бога о прощении грехов умерших, совершенных ими «тричисленным действием: делом словом и помышлением». Девятый день установлен для поминовения умерших потому, что церковь молит Бога об упокоении усопших по молитвам и предстательствам девяти чинов ангельских (651 б –653 а ). Сороковое число имеет особенное значение и часто упоминается в Библии ( Быт.7:17, 50:2–3 ; Исх.24:18 ; 3Цар.19:8 ; Лев.12:5 ; Мф.4:2 ; Деян.1:3 ). Оно есть «аки бы баня духовная к очищению грехов, и предуготовление к восприятию благодати божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

5 Смотри также:  Пс.15:2 ;  Пс.61:10 ;  Рим.3:13 . 6 Смотри:  3Цар. 22:22-23 ; 2Парал.18:21;  Деян. 5:3 . 7 Смотри также:  Лев. 6, 3 ;  1Тим.1:9-10 . 8 Следует отметить, что и ветхозаветные праведники: 1. ненавидели ложь, лукавство, неправду и лицемерие ( Пс. 118 , ст. 104, 128, 163;  Притч. 13 , ст. 15), 2. всячески избегали подобных прегрешений ( Иов. 31:5 ;  Соф.3:13 ), 3. Отвергали тех, которые ходят во лжи ( Пс.39:4 ;  Пс.100:7 ;  Пс.143:11 ). 9 Архим. Макарий “Поведение древних xpucmuah”. I uзд. – Спб. 1858 r., II uзд. – Москва, 1996 г. 10 Там же. 11 Тертуллиан  “Избранные сочинения”, Москва, 1994 г. 12 Сравни:  2Кор.6:14-15 . 13 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 176. 14 “Писания мужей апостольских”, Рига, 1994 г. “Учение двенадцати апостолов”. 15 Там же.  Ерм  “Пастырь”, зап. 3. 16 Там же. “Послание  апостола Варнавы ”, rл. IV. Это либо перифраз слов Господа:  1Ин.5:7 , либо автор слышал эти слова от Самого Христа или от кого-то из Его ближайших учеников. 17 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 207. 18 Еп. Игнатий (Брянчанинов) , «Отечник», С.-Петербург, 880 г., стр. 178. 19 Игум.  Марк (Лозинский)  “Отечник проповедника”, Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1996 г., стр. 200. 20 Григорий Дьяченко  “Практическая симфония”, Москва, 1903 г., стр. 314. 21 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 207. 22 Там же. 23 “Древний патерик”, Москва, 1899 г., стр. 198. 24 “Сочинения епископа Игнатия”, Санкт-Петербург, 1886 г., m. IV, стр. 85. 25 Там же, стр. 82. 26 Сочинения епископа Игнатия”, Изд. Сретенского мон-ря, 1996 г., m. II, стр. 203. 27 “Сочинения епископа Игнатия”, Санкт-Петербург, 1905 г., m. III, стр. 152. 28 Против данного утверждения можно привести только, неправильно понимаемую некоторыми, притчу Спасителя “о неверном домоправителе” ( Лук. 16:1–17 ). Но вот что пишет о ней Архиеп. Аверкий, суммируя толкования этой притчи святыми отцами. “В притче о неверном управителе многих смущает, что хозяин имения, под которым несомненно разумеется Бог, похвалил своего управляющего за то, будто, что тот… совершил мошенничество… Но господин похвалил управителя не за мошенничество как таковое, а за находчивость, которую тот проявил оказавшись в бедственном положении”, дабы и мы проявляли находчивость и рвение ко спасению своих душ, находясь перед угрозой вечных мук во аде (Архиеп. Аверкий “Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета”, ч. I, Джорданвилл, 1974 г.).

http://azbyka.ru/istina-i-lozh-v-svete-x...

Нерожденность, рождение и исхождение – личные свойства Лиц Святой Троицы, которыми Они отличаются Друг от Друга и благодаря которым мы познаем Их как особые Ипостаси. Например, об Отце как Личности в Откровении говорится, что Он знает Сына ( Мф.11:27 ), видит тайное и воздает явно ( Мф.6:6 ), питает птиц небесных ( Мф.6:26 ), прощает согрешения ( Мф.6:14 ), дает блага просящим у Него ( Мф.7:11 ). Сын Божий как Личность воплощается ( Ин.1:14 ), соединяя в Своем воплощении неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно (по определению Халкидонского собора 431 г.) два естества или природы – божественную и человеческую; Он знает и любит Отца ( Ин.10:15 ), действует в мире ( Ин.5:17 ), совершая спасение человеческого рода. Святой Дух также существует как самостоятельная Личность: Он наставляет Апостолов на всякую истину и возвещает о будущем ( Ин.14:16; 16:8–15 ), раздает различные духовные дарования ( 1Кор.12:1–13 ), говорит устами пророков ( 2Пет.1:21 ; Деян.2:17–18 ). Единосущие (полное тождество сущностей) Трех Божественных Лиц не имеет аналогов в тварном мире, разве что его можно сравнить с единством природы первых людей до грехопадения, то есть до разделения, раздробления, расторжения единой человеческой природы на множество индивидов: И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей ( Быт.2:23 ). Само откровение о Святой Троице – о трех Личностях в едином Существе – представляется неразрешимым противоречием лишь для нашего ограниченного рассудка. В самой же Божественной жизни нет никаких антиномий. Богословие не ставит перед собой целью снять тайну, приспособив богооткровенную истину к нашему пониманию, но призывает нас изменить наш ум так, чтобы он стал способен к созерцанию Божественной реальности 22 . Личностность ангелов Кроме Божественной и человеческой природы понятие личности можно отнести также к природе ангельской. Ангелы относятся к миру невидимому. В Писании они именуются духами ( Евр.1:14 ). Ангел, по определению преподобного Иоанна Дамаскина, есть природа разумная, одаренная умом и свободной волей 23 .

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-ponimanie-...

Воскресение и прославление     Иисус был первым, кто воскрес из мертвых к вечной славе, будучи уже неподвластным смерти как возмездию за грех (Деян 26:23). И, вернувшись в этот мир, Он воскресит Своих слуг, даровав им такую же обновленную жизнь, какой обладает Сам (1 Кор 15:20—23, 2 Кор 5:1—5, Флп 3:20—21). Более того, Он воскресит весь человеческий род, но те, кто не принадлежит Ему, будут воскрешены для осуждения (Ин 5:29) и второй смерти за свои грехи (Откр 2:11, Откр 21:8). С теми христианами, которые будут живы в момент Его пришествия, произойдут удивительные изменения (1 Кор 15:50—54).    Существует преемственность между смертным телом и телом воскресения. Иисус воскрес в том же теле, в котором Он умер. Павел сравнивает связь между телом воскресения и смертным телом со связью существующей между семенем и растением, которое вырастает из этого семени (1 Кор 15:35—44). Однако, наряду с преемственностью, здесь также очевидно и различие. Наше нынешнее тело, подобное телу Адама, является природным и земным, подверженным слабости и смерти. Но воскресшие тела, как и тело Христа, будут духовными, поскольку они создаются и поддерживаются Святым Духом и будут принадлежать к вечному, нерушимому бессмертному и небесному (1 Кор 15:45—54).    Однако так же, как воскресший Христос был узнан учениками, несмотря на изменения, произведенные в Его теле воскресением, и воскресшие христиане смогут узнать друг друга. За пределами этого мира нас ждет радостное воссоединение с верующими, которых мы любили в этом мире и которых смерть забрала от нас. Все это подразумевается в 1 Фес 4:13—18. Павел с подлинно пастырской заботой ободряет тех, кто горевал по поводу утраты своих возлюбленных братьев и сестер во Христе.    Прославление это преобразование, которое освобождает нас от всех грехов и делает достойными вечно пребывать с Богом (1 Кор 13:12). Святые будут служить Богу и прославлять Его всем своим естеством и от всего сердца. Наше стремление быть с Богом и наслаждаться Его любовью исполнится пребыванием в общении со Святой Троицей (Иов 19:26, Мф 5:8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Свой приход в Коринф он откладывает до зимы, а теперь остаётся в Ефесе, где предстоит ему обширная деятельность ( 1Кор.16:5–9 ). Затем просит позаботиться о посылаемом к ним Тимофее, указывает, что апостол не согласился возвратиться в Коринф ( 1Кор.16:10–12 ), и, возбудив их к твёрдости в вере и к любви, просит быть почтительными к дому Стефанина и ко всем труждающимся, выражает свою радость о коринфских пришельцах и приветствует коринфян от Церквей и братий асийских; наконец, собственноручно приписывает им благопожелание благодати и любви ( 1Кор.16:13–24 ). [ Стих 1. Ко святым. Далее (стих 3) видно, что это были верные в Церкви иерусалимской]. [ Стих 2. По единей от Суббот, то есть в Воскресенье. Ясное указание, что уже во времена апостолов этот день праздновался христианами]. Стих 3. С Посланьми сих послю. Из книги Деяний видно ( Деян.20:3–16 ), что апостол Павел сам отправился с милостыней в Иерусалим, стало быть, Послания от его лица были излишни. Стих 5. Македонию прохожду. Настоящее время вместо будущого, может быть, потому, что это был обычный путь апостола в Коринф? Стих 11. Да никтоже его уничижит. Указывает на сравнительную молодость Тимофея, почему многие из коринфян могли не послушать переданных Павлом через него советов и повелений ( 1Тим.4:12 ). Стих 21. Целование моею рукою Павлею. Указывает на то, что Послание только подписано было собственноручно Павлом, переписывал же оное другой. [ Стих 22. Маранафа. Слово Сирское, значит Господь наш пришёл. Трудно объяснить, почему апостол употребил здесь Сирское слово в связи с клятвой: была ли это общеизвестная форма отлучения, или только более сильная форма выражения мысли апостольской. Некоторые видят здесь приспособление апостола в употреблявшейся у евреев формуле проклятия: Шем-афа (Selden, de Synedr. 1:8); другие поступают проще, соединяя оба слова и читают: да будет отлучён до Пришествия Господа, как русский перевод в подстрочном применении к этому месту]. Читать далее Источник: Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета : обозрение Четвероевангелия, Книги деяний апостольских, апостольских посланий и Апокалипсиса/сост. инспектор Владимирской духовной семинарии А. В. Иванов. – Изд. 8-е, испр. и дополн. – Санкт-Петербург : Воскресение, 2002. – 911 с./Часть 1. Обозрение книги Деяний апостольских. 367-438 с.; Часть 2. Обозрение апостольских Посланий. 439-868 с. ISBN 5–85325–023-Х Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

VII. Ни одного человека, даже самого выдающегося, нельзя поставить в один ряд с Господом Иисусом Христом. Ни один философ, ни один основатель иных религий не мог о себе сказать и не сказал: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28); «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12); «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин.11:25); «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин.10:9); «дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мф.9:2). Ни один умирающий не сказал никому то, что сказал Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк.23:43). Ни один учитель не требовал от своих учеников, чтобы его больше любили, чем даже своих родителей. Никто от своего имени не отпускал грехов. Никто не сказал, что придет судить живых и мертвых. С Господом Иисусом Христом нельзя сравнивать ни Конфуция, ни Будду, ни Магомета. Кто так делает, тот богохульствует и не может называться христианином. Ибо Господь Иисус Христос сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Нельзя прийти к Небесному Отцу ни чрез Конфуция, ни чрез Будду, ни через Магомета, ни чрез кого бы то ни было другого. Истинно говорит апостол Петр, что нет ни в ком спасения, кроме Господа Иисуса Христа (Деян.4:12). Объяснением Личности Господа Иисуса Христа, являющейся единой и единственной в истории всего человечества, занимались I, III, IV, V и VI Вселенские Церковные Соборы. г) О Пресвятой Богородице 196. Кто была Дева Мария? Дева Мария была дочь святых родителей Иоакима и Анны. Иоаким происходил из рода Давида, Анна же из рода Ааронова. 197. Где жила Дева Мария? Дева Мария жила сначала у своих родителей, потом в Иерусалимском храме, в котором воспитывалась, а затем в городе Назарете, где Архангел Гавриил благовествовал Ей, что Она будет Матерью Сына Божия. 198. Как благовествовал Архангел Гавриил Деве Марии о том, что Она будет Матерью Сына Божия?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

«Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». ( Гал. 6:6 ), ( Рим. 15:27 ). Смотри еще часть 1-я, пункт 10, г). Сектант: 16) До каких пор будет существовать на земле Христово священство. Объяснения православного: 16) До скончания века, ибо Церковь Христова, следовательно, и священство будет существовать на земле до пришествия Христа: «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды от века и до века» ( Еф. 3:21 ). Таинство причащения будет совершаться священнослужителями Церкви тоже до конца мира: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете. доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ). Я с вами, сказал Христос Апостолам и их преемникам, во все дни, до скончания века» (Мф. 28:20). Апостолы умерли, очевидно, слова «во все дни» и «до скончания века» относятся к их законным преемникам. «Он поставил... иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все прийдем в единство веры и познания Сына Божия» ( Еф. 4:11–13 ). Все же придут в единство веры не на земле, а только на небе ( Лк. 17:1 ), ( Лк. 18:8 ), (Мф. 24:5, 11–13, 23–27), ( Деян. 20:29–30 ), ( 2Пет. 2:2 ) и др., поэтому для совершения людей святыми, для служения и для созидания Тела Христова священство будет в Церкви Христовой до скончания мира. « Итак, истинное священство должно иметь на себе преемственно идущее от самих Апостолов рукоположение, в котором подается благодать Св. Духа, дающая рукоположенному епископом великие права: учить, священнодействовать и управлять народом в делах веры. Все отделившиеся от истинной Церкви Христовой раскольнические и сектантские, общины, как появившиеся в недавнее сравнительно время, в большинстве не имеющие у себя даже по имени епископов, не имеют истинного Апостольского священства, не имеют поэтому благодатных таинств, следовательно, и спасения. Ближайшие ученики св. Апостолов, а также св. отцы и учители первых веков христианства, так учили об истинном Христовом священстве: Св. Климент, епископ римский, преемник ап. Петра, пишет: «Апостолы наши знали, чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей (епископов, пресвитеров и диаконов) и потом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение» (Послание св. Климента к Коринфянам).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

8), невоздержание (cm. 11), неверие пророкам (18 cm.), нравственное легкомыслие (cm. 20), гордость (cm. 21) и несправедливость на суде (22 cm.). С 24–25 грозит нашествием сирийцев, что исполнилось при Ахазе с 23–30 нападением ассириан, которых опустошение приведет всех в ужас. Глава 6-я. Призвание Исайи к пророческому служению Cm. 1. Пророк рассказывает, что он удостоился видеть Господа Саваофа, сидящего на престоле в величественной славе и услышать от Него повеление идти с проповедью к народу Божьему. Название Иегова – Саваоф указывает на Бога Отца, но ев. Иоанн замечает, что Исайя видел славу Сына Божьего ( Иоан. 12, 40–41 ), а ап. Павел свидетельствует, что призвание Исайи было от Духа Святого ( Деян. 28, 25 – 26 ). Таким образом, пророк видел в Троице Единого Бога ( Иоан. 5, 7 ), на это указывает и тройственное славословие Серафимов: свят, свят, свят. Хотя повторение одного слова, по еврейскому употреблению, означает превосходную степень; но это бывает при сравнении, а Бог ни с кем сравниваться не может. Исполнъ долг славы Его, с евр. края одежды Его касались храма. Следовательно, явление было на небе, но слава Божия распространялась до храма. Антропоморфическое выражение: края одежды, 70 толковников объяснили в смысле величия Божия. Cm. 2. Слово Серафим с евр. – огненный, в смысле ревнителей о славе Божьей, поэтому серафимы являются всегда с песнью на устах, день и ночь славословят. Шесть крил, двумя закрывали серафимы лица свои от нестерпимого величия Божия, двумя закрывали ноги от людей, не могущих зреть величия Серафимов, и двумя летали. Свят – единый превысший всех не только в нравственном смысле, но и в умственном, следовательно – свят в смысле величия, – синоним словам: исполнь вся земля славы Его. Серафимы имели лицо человеческое, ибо говорили, имели руки и ноги. Cm. 4. Дом наполнися дыма – явление было во время вечерней жертвы хвалы, которая состояла в курении фимиама ( Исх. 30, 7–8 ). Cm. 5. Умилихся – пришел в восторг; евр. я погиб ( Быт. 32, 30 ). Cm.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Каспера " Дух — Христос — Церковь " в " Опыте Духа " , М. Э. Шиллебекк, 1976, стр. 47–69. 206 Более подробное рассмотрение вы можете найти в моих " Следствиях экклезиологии для двух типов пневматологии " в " Коммюнио Санкторум " , М. И. — И. фон Алмен, 1982, стр.141–154. 207 Иоанн 7,39. 208 Сравни Т. В. Мэнсон " Вхождение в члены древней Церкви " в " Журнале богословских исследований " 48, 1947, 25–33. 209 Смотри у Г. Лампе " Печать Духа " , 1951. Спор Лампе с Г. Диксом по этому вопросу (последний настаивал, что Дух даруется только в конфирмации) оказывается беспочвенным, имея в виду употребление этого варианта в литургии. В любом случае в древней Церкви крещение и конфирмация образовывали литургическое единство и по этой причине Святой Дух был вовлечен в весь процесс христианизации. 210 Единство божественных действий " ад экстра " является, согласно Отцам, нераздельным, но не недифференцированным. Смотри у Дж. Маккинтатра " Святой Дух в греческом патристическом мышлении " в " Шотландском журнале богословия " 6, 1954, особенно стр.357 и далее. 211 В четвертом Евангелии, например, Пятидесятница рассматривается как возвращение Иисуса через нисхождение Святого Духа. Смотри Р. Е. Браун, " Евангелие от Иоанна " , 1970, стр.1139. Подобным же образом у Отцов, напр., у Кирилла Александрийского, " V Ио. X, 2 и 2 и XI, 2. " 212 Рим.8,11. 213 Сравн. у Х. У. фон Бальтазара в " Неизвестное… слова " в " Интерпретация мира " , 1966, стр.638–645. 214 Деян.2,17. 215 2Кор.13,13. 216 Говоря это, я не хочу подчеркивать важность личного освящения, особенно как это понимается в монашестве. Православное монашество настолько тесно связано с эсхатологией, что таким путем оно становится тесно связанным с экклезиологией. Я хочу однако подчеркнуть, что никакая " духовность " не является здоровой и истинно православной, если она не является постоянно зависимой от события экклезиологического общения. Эсхатологическую общину по преимуществу следует искать в евхаристии, которая таким образом является сердцем всей экклезиологии. 217 К. Раннер — И. Ратцингер, " Епископат и примат " , 1962, стр.26. 218

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Ермы Simil. IX. 12, 1: πτρα, φηαν, κα πλη υς του ϑεο ατ cp 4, 2, – 5, 3, – 14, 6, – 15, 4) след. и Евсевий разумеет не личво ап. Потра, а церковное исповедание. i) В Нот. Clem. Epist. Clem, ad Iac. 1: Σμων δι τν ληϑ πατιν κα τν σφαλεσττην ατο τς διδασκαλας πϑεσιν τς κκληαας ϑεμλιον εναι ρισϑες и XII. 19: πρς γρ στερεν πτραν ντα με, ϑεμλιον εκκλησας, ναντος νϑστηκας μοι, – в обоих случаях цитаты приводены не с буквальной точностю и полнотой, – под скалою разумеется вера и твордость учения ап. Петра к) Pseudo-Cypr. De aleator. I. 13 originem authentici-apostolatus, super quem Christus fundavit ecclesiam in superiore nostro portamus: цитата предполагает канонический текст, под скалою разумеется апостольство – в лице верховного апостола Петра. л) Тер­туллиан Da pudicitia 21: si quia dixerit Petro Dominus: super hanc petram aedificabo ecclesiam meam – согласно каноническому. т) Тоже Ориген у Евс. Hist. Eccl. VI. 25, 8 : Πτρος δ, φ» οκοδμηιαι Χρστον κκλησα, ς πλαι δον ο κατισχασоυσι. Обший вывод: 1) нельзя доказать, чтобы данное место не чнталось в кодексах тех писателей, кои не имели случая ссылаться на это место, – 2) нет оснований предполагать, что это место читалось иначе сравнительно с каноническим текстом у тех писателей, кои цитуют место не точно и не полно, – 3) это место читается согласно с каноничоским текстом во многих древних памят­никах, во всех кодексах и переводах. Подробное истолкование этого места дано в богословско-экзегетическом исследовании профессора арх. Илариона «Краеугольный Камень Церкви», помещенном в Сбор­нике статей по случаю столетнего юбилея Импер. Моск. Дух. Академии, ч. 1, стр. 47–67 и отд. оттиск: под πτρα автор разумеет Самого Сына Божия (cp. 1Петр. 2:4–8 ср. Деян. 4:11 , – Мф.21:42 и Лк.20:17 ), и именно Его воплощение, – расширяя понятие Церкви Христовой до Царства Христова и не делая рааличия между обоими понятиями. Мы думаем несколько иначе, допусеая в деле создания Церкви взаимодействие двух сторон: объективной – Спаситель – Богочеловек и субъективной – соборное вероисповедание тайны богочеловечества единым сердцем и едиными устами верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010