Медлить долее и сомневаться в том, что обретенное нетленное и чудотворное тело есть мощи пр. Феодосия – значило противиться и отвращать глаза от очевидной и осязательной истины и возбуждать ропот и неудовольствие в тотемских гражданах и богомольцах, отовсюду приходивших тысячами. По сему новгородский и санктпетербургский митрополит Гавриил, как прежде, при начале дела, писал епископу Арсению поступить в сем случае так, чтобы не дать места суеверию и просил представить самую истину, не опасаясь ни каких последствий 210 , так и ныне 211 советовал отпечатать приватно мощи и осмотреть сохраняется ли их нетленность, сделать рассмотрение о чудесах и если нетленность хранится по прежнему и чудеса не сумнительны, наклонить к открытию мощей. Епископ Арсений в репорте своем от 7 сентября между прочим писал св. Синоду: «сохраняющееся того тела уже по вынутии из земли чрез два года и то в запертом и сыром воздухе хотя с последовавшими в рассуждении цвета изменениями – нетление, чему без особенного Божия провидения, хранящего кости праведных столько продолжиться никак невероятно. Возрастающее от времени до времени к тому телу под именем мощей пр. Феодосия, как тамошних граждан и окрестных обывателей, так и жительствующих в отдаленных губерниях не точию простого народа, но и благородного дворянства и именитого купечества частократно в тот Суморин монастырь приезжающих и приходящих для моления к признанию того тела за истинные угодника Божия пр. Феодосия мощи, и к открытию их для почитания препятствия не предвидится». Св. Синод, приняв в уважение троекратное свидетельство мощей, многочисленные чудесные исцеления от различных болезней, последовавшие от них, всеобщее возрастающее к ним усердие народа, а более всего святое и богоугодное сего преподобного житие, определил: оное, обретенное в 1796 году в тотемском Спасо-Суморине монастыре нетленное тело огласить за совершенные пр. Феодосия тотемского чудотворца св. мощи, с празднованием ему по прежнему тамошнему установлению. Император Павел I на донесении Синода 28 сентября написал: «утверждаясь на рапорте, полученном Нами от Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Последние пятнадцать лет своей жизни Феодосий провел в стенах основанной им обители. Несмотря на належащую старость, преподобный не только не ослабил трудов и подвигов молитвы и всенощных стояний, но и возложил на себя тяжкие вериги, предварительно облекшись в жестокую власяницу, острые иглы которой немилостиво прободали его тело. Обо всем этом изумленная братия узнала лишь после его смерти, благоговейно скутывая его многотрудное тело. Перед смертью преподобный собрал иноков для последнего поучения и, благословив каждого, завещал им мир, любовь и единение. Совсем скоро старец, «еще молитве сущи во устех его, с миром предаде святую свою душу в руце всех Бога». Однако Феодосий уходил, оставляя после себя не только храмы и их богатое убранство, но и драгоценную память о своем подвиге, он становился тем звеном в нескончаемой цепи из поколения в поколение передаваемого духовного опыта, которая объединяла во едином полку разрозненное во времени и пространстве воинство Небесного Царя. Преподобный уходил не навсегда, он уходил, чтобы вернуться позднее и исцелить умирающего младенца Анны, чтобы даровать зрение Иустине и вселить надежду в души многих несчастных, с верою прибегавших к его молитвенному заступлению. Ведь там, где звучала когда-то теплая молитва православного инока, Христос, призирая на прошения своего преподобного, отымает всякую слезу от лица страждущих, а черный клобук и монашеские четки становятся тем залогом жертвенной любви инока к миру и его немощам, которая сулит сирым и убогим избавление от страданий. Возвращение мощей преподобного Феодосия Тотемского в Спасо-Суморин монастырь. 15 сентября 2016 г. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Юлия 3 июля 2021, 00:44 Преподобный отче Феодосие, моли Бога о тяжко болящем сыне моем Иоанне. Валентина Митрофанова 10 февраля 2021, 12:46 Душе становится спокойнее и тёплый свет согревает, когда узнаёшь о таких Святых! Преподобный Феодосие Тотемский, моли Бога об исцелении раба Божия Александра! Лариса 10 февраля 2019, 15:10

http://pravoslavie.ru/110625.html

Сообщаются о нем некоторые биографические сведения. Иеромонах Гавриил (в миру Лихоманов Григорий Александрович) родился в 1886 г. в деревне Шебонты, Вологодской губернии, в крестьянской семье. На 24-м году жизни Григорий поступает в Спасо-Суморин монастырь Вологодской епархии, близ города Тотьмы, а в 1912 г. переходит в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. С 1914 по 1919 г. – находится в действующей армии и в плену, после чего возвращается в Лавру. В 1923 г. [где-то. – Сост.] пострижен в рясофор, а в 1948 – в мантию с именем Гавриил (очевидно, уже в стенах модернизированной Лавры). Где именно обретается рясофорный монах Григорий целых двадцать пять лет (!) – с 1923 по 1948 гг., косноязычная редакция, по своему обыкновению, «скромно умалчивает»... В январе 1952 г. – иеромонах; в 1958 г. – награжден наперсным крестом; в мае 1964 г.– награжден патриаршей грамотой. «Кончина старца была поистине мирной: в последний день своей жизни он причастился Св. Тайн и после полудня тихо отошел ко Господу». При заметке помещен портрет о. Гавриила. Прим. 12. В некоторых литературных источниках это письмо Патриаршего Местоблюстителя к митрополиту Ярославскому Агафангелу датируется днем позже: 10(23).05.1926. Ввиду невозможности установить истинную дату – упоминаем об обеих, полагая, однако, что наиболее достоверной является 9(22).05.1926 г., так как именно на нее ссылается в своем послании от 19.12.1926 (1.01.1927) сам митрополит Петр – автор письма. Прим. 13. Как сообщает митрополит Елевферий, «Патриарший Заместитель митрополит Сергий четыре раза находился в тюремном заключении» 424 . Прим. 13-а. Этот предательский поступок, допущенный архиепископом Финляндским Сергием в 1917 году по отношению к своим собратьям-епископам, собранным низверженной монархией на последнюю синодальную сессию, ныне преподносится изумленным читателям «Журнала Московской Патриархии», – устами современного «профессора»-историка Церкви И. Шабатина, – в следующем виде: «В начале марта Временное правительство, далекое от политического радикализма, оказалось, однако, вынужденным сменить весь состав членов Святейшего Синода, как тесно связанный с царским двором неблаговидным политиканством. В прежнем звании был оставлен лишь архиепископ Финляндский Сергий (Страгородский) , подлинный Христов “рыцарь без страха и упрека», чуждый всякого нецерковного политиканства, высокообразованный архиерей. Он и возглавил подготовительную Предсоборную синодальную комиссию» 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

преподобным Арсением Сухарусовым , который прежде был игуменом Сергиевой лавры (1525–1527); е) Катромский Николаевский при озере Катромском в 104 верстах от Вологды, основан неизвестно когда преподобным Онуфрием, но упоминается в 1532 г.; ж) Коряжемский Николаевский близ устья реки Коряжмы в 15 верстах от Сольвычегодска, основан в 1535 г. преподобными Логгином и Симоном; з) Сойгинская Преображенская пустынь при устье реки Сойги в 75 верстах от Сольвычегодска, основана в 1540 г. тем же самым преподобным Симоном, который был сотрудником преподобному Логгину при устроении Коряжемского монастыря; и) Черниговский Предтечев на устье речки Черной, в бывшем городке Чернигове близ Сольвычегодска, в 1546 г. сгорел, а в 1586 г. в нем жили только один иеромонах и два монаха . Из монастырей 2-й половины XVI в. в обозреваемых нами местах известны: а) Телегов Троицкий в 70 верстах от Устюга к северу по Двине, построен в 1553 г. преподобным Нифонтом; б) Тотемский Спасо-Суморин близ города Тотьмы, основан преподобным Феодосием Сумориным в 1554 г. по просьбе местных жителей с разрешения царя Иоанна Васильевича и благословения митрополита Макария и имел пред кончиною своего основателя только девять келий; в) Христофорова Богородицкая пустынь в 27 верстах от Сольвычегодска, в верховье речки Коряжемки, открыта около 1555 г. преподобным Христофором, постриженцем Коряжемского Николаевского монастыря; г) Пыскорский Преображенский при устье речки Пыскорки, впадающей в Каму, и д) Сольвычегодский Введенский в самом городе Сольвычегодске — первый построен в 1560 г. знаменитым родоначальником фамилии Строгановых — Иоанникием Федоровичем, в монашестве Иоасафом, а последний — детьми этого Иоанникия, Иаковом, Григорьем и Симеоном, в 1563 г. с благословения Ростовского архиепископа Никандра; е) Кобылкин Дмитриевский в Вологде или близ Вологды, упоминается в 1568 г.; ж) Маркушевский Николаевский на реке Маркуше в 100 верстах от Тотьмы к северо-востоку, основан в 1578 г. преподобным Агапитом, спостником преподобного Логгина Коряжемского, испросившим у царя Иоанна Васильевича несколько земли на содержание своей обители, а у митрополита Кирилла — благословение на освящение в ней двух церквей; з) Трифонов Успенский при городе Вятке, на берегу реки того же имени, построен в 1580 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435990/

   Проповеди, за исключением слов перед началом учения, перед молебнами и перед отпеванием, расположены в согласии с церковным календарем.    Произнесено 4.1.1915 г. в Неделю 30-ю по Пятидесятнице пред Богоявлением. Публикуется по «Машинописи» из архива Е. В. Апушкиной. Первая публикация: Отец Алексей Мечев. С.336—338.    Произнесено 6.1.1915 г. Публикуется по «Машинописи» из архива Е. В. Апушкиной. Первая публ.: Отец Алексей Мечев. С.338—339.    Проповедь произнесена 28 января (день памяти прп. Феодосия), до революции. Год неизвестен. Публикуется впервые по «Планам речей» из архива Е. В. Апушкиной. Прп. Феодосий Тотемский (Суморин, †28.1.1568) — уроженец Вологды. После смерти жены поступил в обитель, основанную прп. Димитрием Прилуцким. Замыслив основать обитель в полюбившейся ему Тотьме, испросил благословение на открытие Спасо-Суморинской обители (1554), где провел остаток дней в подвигах. Братию он поучал прежде всего житием своим. Первая икона прп. Феодосия появилась уже в 1626 г., служба — в 1729 г., а нетленные мощи были обретены 2.9.1796 г., когда в обители стали копать рвы под фундамент для постройки новой каменной Вознесенской церкви. Угодник Божий был прославлен в 1798 г. И Батюшка (о. Алексий — С. Ф.) и о. Сергий особенно чтили мало известного широкому кругу верующих святого — преп. Феодосия Тотемского, частица мощей которого была в храме у Батюшки. К этому Преподобному у о. Сергия была особенная близость. В последнее свое свидание с одной духовной дочерью он сказал ей: «До сих пор вы просили меня молиться за вас, а теперь просите преподобного Феодосия. Он всегда был скоропослушлив к моим просьбам. Верю, что и вас, моих духовных детей, он не оставит своей помощью» (Надежда. Вып.16. С.98).    Первый акафист прп. Феодосию был составлен в 1802 г. ржевским священником о. Иоанном Алексеевым, другой — в 1833 г. послушником Григорием Патоковым. Однако оба они были отвергнуты Св. Синодом. Был одобрен анонимный акафист 1860 г., в следующем году отправленный в печать. Однако указанные слова в нем отсутствуют.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Спасо-Суморин монастырь возвращены мощи основателя обители преподобного Феодосия Тотемского 18.09.2016 15 сентября 2016 года, в день памяти обретения мощей преподобного Феодосия Тотемского , рака со святыми мощами была перенесена крестным ходом из храма Рождества Христова г. Тотьмы в Спасо-Суморин монастырь . Здесь 220 лет назад при перестройке Вознесенского храма мощи преподобного Феодосия были обретены нетленными. После молебна рака из храма Рождества Христова на плечах священников отправилась в двухкилометровый путь до Спасо-Суморина монастыря. В восстанавливаемом Вознесенском соборе возрождающегося монастыря мощи были положены на специально приготовленное место. Затем митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий возглавил малое освящение храма. В сослужении епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана и сонма духовенства Вологодской митрополии владыка Игнатий совершил во вновь освященном храме Литургию. По окончании Литургии у раки преподобного Феодосия были прочитаны молитвы и совершено славление святого. За труды по восстановлению обители глава митрополии удостоил наград настоятеля монастыря иеромонаха Феодосия (Писарева), попечителей и благотворителей, а также благочинного Тотемского округа протоиерея Георгия Титова. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 19.09.2016 06:13:29

http://drevo-info.ru/news/21235.html

Тотьма. Спасо-Суморин монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1870. Адрес: 161300, Вологодская область, г. Тотьма, мкр. Лесотехникума, Спасо-Суморин монастырь Координаты: 59.973003, 42.733657 Проезд:из центра города Тотьма по ул.Бабушкина до монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь была возведена в 1870 году на месте одной из башенок ограды, показавшейся кому-то лишней. Весь внешний вид храма говорит о подражании русскому зодчеству и иллюстрирует, чем жила тотемская архитектура в конце девятнадцатого века… Сам храм смотрелся неплохо и удачно дополнял картину монастыря. Самое удивительное, что с революцией и последующими за ней годами Успенскую церковь не сломали. Здесь разместились актовый зал и библиотека тотемского лесотехнического техникума, где, конечно, не раз бывал Николай Рубцов. Но с закрытием лесотехникума хорошая (относительно) жизнь церкви закончилась. В 1976 году бесхозное здание начали разбирать на кирпич по указанию тогдашнего директора леспромхоза. На полученный кирпич предлагалось построить гараж. К счастью, от окончательного слома церковь спас краевед Станислав Михайлович Зайцев, но спас он её тогда, когда, по большому счёту, можно было уже петь по храму реквием. Нынешние развалины запечатлел на своей картине известный вологодский художник Владимир Корбаков – но больше никому вдохновения они не приносят. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06306

Храм, в якому покояться преподобного Кирила переданий 15 лютого 2017 р. 12:26 На имя  митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия  из Территориального управления Росимущества в Вологодской области поступили акты приема-передачи в собственность  Вологодской епархии  храма преподобного Кирилла Белозерского (придел Успенского собора) и братского корпуса (монастырский архив) Кирилло-Белозерского монастыря. В храме под спудом находятся мощи преподобного Кирилла Белозерского, основателя одного из крупнейших в Европе монастырей. Также в собственность  Великоустюжской епархии  были переданы объекты культурного наследия религиозного назначения федерального значения — Успенский и Прокопьевский соборы в Великом Устюге. Ранее, в 2016 году, было принято решение о передаче 13 объектов, расположенных на территории Кирилло-Белозерского монастыря, в пользование Вологодской епархии. В марте 2016 года в собственность Вологодской епархии был передан также Воскресенский кафедральный собор в Вологде, а в собственность Великоустюжской епархии перешел храм Входа Господня в Иерусалим в г. Тотьма. Указом митрополита Игнатия этот храм в Тотьме в состав Архиерейского подворья «Спасо-Суморин монастырь». В том же году в собственность Вологодской епархии был передан историко-архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого мужского монастыря, являющийся объектом культурного наследия федерального значения. Находившиеся ранее в безвозмездном пользовании Тотемского музейного объединения Вознесенский собор, Спасо-Преображенский собор и нежилые помещения корпуса братских келий на первом этаже переданы в безвозмездное пользование Архиерейскому подворью «Спасо-Суморин монастырь» Великоустюжской епархии. В октябре 2016 года три других городских храма Вологды были возвращены Церкви. Вологодская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 28 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4805123...

В Вологодской митрополии прошли торжества по случаю 450-летия преставления преподобного Феодосия Тотемского 13 февраля 2018 г. 13:31 10 февраля 2018 года, в день 450-летия преставления преподобного Феодосия Тотемского (1568), митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий совершил Божественную литургию в Вознесенском соборе основанного святым Феодосием Спасо-Суморина монастыря. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий , епископ Череповецкий и Белозерский Флавиан , епископ Плесецкий и Каргопольский Александр , настоятель Архиерейского подворья «Спасо-Суморин монастырь» иеромонах Феодосий (Писарев), настоятель Спасо-Каменного монастыря игумен Дионисий (Воздвиженский), наместник Спасо-Прилуцкого монастыря игумен Игнатий (Молчанов). В храме присутствовали глава Тотемского района Вологодской области С.Л. Селянин, экс-глава города Тотьмы Н.Н. Лысанов, попечитель монастыря В.З. Высоцкий, а также гости и паломники из разных регионов страны. После сугубой ектении митрополит Игнатий вознес молитву о мире на Украине. Богослужебные песнопения исполнил хор Спасо-Прилуцкого монастыря под управлением Андрея Оводова. Проповедь перед причастием произнес иеромонах Феодосий (Писарев). По окончании Литургии у раки с честными мощами преподобного Феодосия Тотемского было совершено славление, почле чего владыка Игнатий вознес молитву основателю Спасо-Суморина монастыря. Затем архипастыри обратились к многочисленным верующим с приветственными словами. Владыка Игнатий отметил большое значение возвращения в монастырь в 2016 году мощей преподобного Феодосия. В этот день отмечалось тезоименитство митрополита Игнатия. Иеромонах Феодосий (Писарев) преподнес Его Высокопреосвященству на молитвенную память Суморинскую икону Божией Матери. Вологодская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5145652.ht...

Все храмы Всех Вологодских святых (4 всего, 4 на карте) Вологодская область Вологда, город. Вологда. Иоанна Златоуста (Мироносицкая), церковь (с приделом Всех Вологодских святых) Усть-Кубинский район. Каменный, остров. Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения (с приделом Всех Вологодских святых) Усть-Кубинский район. Каменный, остров. Спасо-Каменный Преображенский монастырь. Часовня всех Вологодских Святых Тотемский район. Тотьма. Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня (с приделом Всех Вологодских святых) Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/mapsearch/?altar=331

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010