Набережная в Тотьме. Фото cultinfo.ru Незадолго до выпуска Рубцов бросил техникум, сорвался, уехал в Архангельск, нанялся кочегаром на траулер. Уже будучи взрослым, поэт заезжал в Тотьму в разные годы — и когда учился в горно-химическом техникуме Кировска, и позже, уже в начале 60-х, когда получал задания и гонорары в редакции местной газеты «Ленинское знамя», встречался с приятелями и ностальгировал о юности у пристани, на берегу Сухоны. В середине шестидесятых Рубцова исключили из Литературного института, и он мотался между Москвой, Вологдой и Никольским, нуждался в деньгах, поэтому редакционные подработки, поэтические встречи, которые он организовывал в Тотьме, участие в составе писательских групп поэта очень выручали. На литературных семинарах в Вологде Рубцова тогда представляли как «поэта из Тотьмы». Уже живя в Вологде, Рубцов до конца шестидесятых годов продолжает регулярно приезжать в Тотьму, проводит здесь отпуска, приплывает на пароходе… И в стихах Тотьма становится местом действия — «тот город зеленый и тихий» (1969), «У церковных берез» (1968?). Город юности, первой любви… В трех стихотворениях Рубцова упоминается само название города: «Пусть Тотьма, тревоги не зная,/Хранит свою ласку и честь» («Не надо, не надо, не надо»); «— Куда ты? — В деревню Предтеча. — Откуда? — Из Тотьмы самой…» («На автотрассе», 1968); «Пролегла дороженька до Устюга/Через город Тотьму и леса» («Подорожники», 1969). В 1985 году в Тотьме появился памятник Н. М. Рубцову, созданный скульптором В. М. Клыковым. Памятник Рубцову в Тотьме. Фото culture.ru В 1990 году открылась первая небольшая экспозиция, посвященная Николаю Рубцову, расположившаяся в двух комнатах бывшего детдома. В 1995 году здание полностью было передано под музей. В круг рубцовских мест в Тотьме входят Тотемский лесотехнический техникум (ныне вновь Спасо-Суморин монастырь), центральная библиотека имени Николая Рубцова, редакция газеты «Ленинское знамя» (ныне «Тотемские вести»), храмы Успенского прихода, пристань и памятник Н. М. Рубцову, здание Тотемской средней школы 1 и многие другие здания и места города.

http://sever.foma.ru/rubcovskie-mesta-vo...

Из монастырей, основанных в Олонецкой земле, заслуживают упоминания две обители: Николаевская Ондрусовская пустынь (1520), в 30 км от города Олонца, основанная прп. Адрианом († 1549), учеником св. Александра Свирского , и Троицкий монастырь на Климецком острове Онежского озера, основанный прп. Ионой 358 . Личный почин основателей монастырей особенно проявился в Вологодской земле, где в этот период было основано 15 монастырей 359 . Прп. Арсений († 1550), из семьи боярина Сухорусова, постриженник Троице-Сергиева монастыря, в 1521–1529 гг. был там игуменом, но предпочел уединение и, сложив с себя игуменский сан, ушел в вологодские леса, где в 1530 г. основал пустынь 360 . Другой суровый подвижник, прп. Феодосий Тотемский († 1568), по желанию окрестного населения в 1554 г. основал Спасо-Суморин монастырь; впоследствии этот монастырь тоже стал крупным вотчинником 361 . Личному почину основателя обязана своим появлением и Владимирская пустынь. Согласно благочестивому преданию, житель Вологды в дремучем лесу в окрестностях города сподобился лицезреть Владимирскую икону Божией Матери. Потрясенный чудесным явлением, он постригся в монахи с именем Иосиф († 1612) и в 1588 г. на месте видения основал малую пустыньку. Леса вокруг пустыни были сущим наказанием для жителей окрестных селений, ибо в них орудовала разбойничья шайка во главе с предводителем Аникой. Иосиф, первый настоятель новой пустыни, согласно преданию, побудил Анику порвать со своим кровавым ремеслом, превратив Савла в Павла. Поэтому в народе пустынь стала называться Зааникеевской, ибо она расположена за лесами, в которых разбойничал Аника. Впоследствии подвижник Иосиф Вологодский был прославлен как местночтимый святой 362 . В XVII в. в Вологодской земле было основано еще несколько обителей. Нужно упомянуть одну из них, созданную тоже по личному почину ее основателя. Инок по имени Филипп в 1654 г. основал Знаменскую пустынь (примерно в 35 км от города Устюга), которая позже пользовалась большим почитанием у местного населения. К сожалению, нет никаких сведений о житии основавшего ее подвижника 363 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

170 Приводим некоторые сведения о «маленьком человеке», упомянутом в этом историческом акте Патриаршего Местоблюстителя, – о его келейнике Григории Лихоманове (заметим в скобках, что тема о келейниках наших теперешних Первоиерархов вполне заслуживает внимания и изучения со стороны будущего церковного историка. Она, без сомнения, содержит в себе немало героического и, во всяком случае, неожиданного и такого, что обычно ускользает от внимания изучающего ту или иную эпоху за более громкими именами и делами современников. Между тем «маленькие люди» иногда делали большие дела, и «великим людям», которым они в безвестности самоотверженно служили, было бы без «маленьких» подчас весьма туго. Пример – келейник Святейшего Патриарха Тихона Я. О. Полозов, положивший жизнь за своего святителя). В “Журнале Московской Патриархии” (1964. 10) была опубликована краткая заметка о том, что 27 июля 1964 г. в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре «после продолжительной болезни» на 78-м году жизни почил маститый старец, иеромонах Гавриил [Лихоманов Григорий Александрович]. Иеромонах Гавриил родился в 1886 г. в дер. Шебонты, Вологодской губернии, в крестьянской семье. На 24-м году жизни Григорий поступает в Спасо-Суморин монастырь Вологодской епархии, близь г. Тотьмы, а в 1912 г. переходит в Свято- Троицкую Сергиеву Лавру. С 1914 по 1919 гг. – находится в действующей армии и в плену, после чего возвращается в Лавру. В 1923 г. пострижен в рясофор, а в 1948 – в мантию с именем Гавриила. (Где Гавриил Лихоманов обретался двадцать пять лет – с 1923 по 1948 гг., косноязычная редакция «Журнала Московской Патриархии» предусмотрительно «скромно умалчивает» по своему обыкновению). В январе 1952 г. – иеромонах; в 1958 г. награждён наперсным крестом; в мае 1964 г. – награждён патриаршей грамотой. «Кончина старца была поистине мирной: последний день своей жизни он причастился Св. Тайн и после полудня тихо отошёл ко Господу». При заметке помещён портрет о. Гавриила. 171 Попытка митрополита Агафангела вступить в управление Церковью в звании Патриаршего Местоблюстителя следующим образом (несколько позже) была отображена на страницах зарубежной церковной печати:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Спасо-Суморин, заштатный (с 1764 г.), монастырь находится в Вологодской губ., Тотемского у., в 1 версте к сев.-зап. от Тотьмы, на мысу, между реками Ковдою и Песьей Деньгою, впадающими слева в р. Сухону. В церкви Вознесения находится чудотворная икона Бож. Матери, принесенная сюда преп. Феодосием, против образа, на возвышении, покоятся открыто мощи его в кипарисной раке, обложенной серебром. При раке сохраняются: железная шапка из двух полос, сложенных крестообразно с обручем вокруг головы, железные четки и три железные вериги. 95. Преп. Вассиан Тиксненский, крестьянин деревни Бурцова, Тотемского уезда, по имени Василий, ремеслом портной, постригся в Суморинской обители. Проведя несколько лет в трудах и послушании, он перешел, с благословения своего духовного отца, для безмолвия, на р. Тиксну и там поселился при церквах Спаса и св. Николая, отделенных от селений реками и озером Семенковым. Сперва жил он здесь на паперти храма, потом упросил причт и окрестных жителей уступить ему место в 20 саженях от храма для хижины. Ему поставили келлию и он начал уединенно подвизаться в посте и молитве. Это было в 1594 году. Он приходил в храм на каждую службу его, а в келье совершал иноческое правило. По благословению наставника своего возложил он на тело свое вериги, на плечи – цепь, на чресла – железный обруч, на голову – под куколем железную шапку. В таком одеянии подвизался он 13 лет. Скончался 12 сентября 1624 года. По кончине его, на месте его подвигов, устроилась обитель в честь нерукотворной иконы Спасителя. Почитание преп. Вассиана началось с моровой язвы 1647 года, когда у гроба его многие получили исцеление. Обитель преп. Вассиана, в 50 верстах от Тотьмы к западу, давно закрыта. Мощи его почивают под спудом, в бывшей монастырской, а ныне приходской церкви села Спасского-Тиксненского. Глава X. Ветвь Суздальская 96. Дионисий Суздальский , в мире Давид, с молодых лет посвятил себя на служение Богу. Он пришел в Нижний Новгород из Киева, принес с собою список с Печерской иконы Божией Матери и по примеру Киевских подвижников выкопал себе пещеру на берегу р. Волги, в 3 верстах от Нижнего Новгорода. Сначала он жил здесь один отшельником, а потом, когда собрались к нему искатели безмолвия (около 1335 г.) основал здесь монастырь в честь Вознесения Господня. Обширным знанием правил веры и строгою подвижническою жизнию, Дионисий приобрел себе всеобщее уважение. Современники видели в нем мужа кроткого, рассудительного, знающего Святое Писание, учительного, славного постничеством и исполненного любви ко всем. Под опытным его руководством воспитались в иноческой жизни великие подвижники: Евфимий Суздальский и Макарий Унженский.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

В сей день даже до самой глубокой ночи не была оная обитель праздна от стекающагося народа, хотя церковь Комиссиею была и запечатана в 2-м часу пополудни. 14-го числа, по повестке Комиссии как скоро собрали духовенство, благородное общество, знатное купечество и гражданство в Спасо-Суморин монастырь, тогда в 8-м часу пополуночи начат был благовест к литургии, коя совершаема была в церкви Златоустого строителем и градскими священниками соборне, а по окончании оной отправляли Господу Богу молебствие архимандрит со всем духовенством. Потом, сняв фелони, в одних эпитрахилях пошли в соборную церковь Преображения Господня, куда по реэстру приготовленному вызваны благородные, купцы и мещане, а по пришествии туда заперши церковь от угнетающего народа обитель, взяв гроб Преподобного, вынесли архимандрит и священники из алтаря, и поставили его на уготованный стол посреди церкви, свидетельствуя мерою длину, широту, высоту и всю внешность оного и не видя никакого от грунта земли повреждения, ибо он был бел и ядрен 667 , как бы за месяц до сего был закопан. Открыли верхнюю доску и, обзирая одежды чрез 228-мь лет в земле бывшие, нашли все в целости: кукуль парамон (параманд) и покров, коими покрыты глава и лицо, мантия, срачица, белеющаяся паче новой, обувь и все прочее одеяние ни малейшей тли не подлежало. На парамоне сии 4-ре буквы Ф! Е! Д! О! и на покрове херувимы целы так, как бы сего дни вырезаны ла древе. Самое сено, под ним посланное, зеленеет. Когда открыли лице и руки и отерли оные губою, достойно всякого удивления, всякий член у лица и главы цел и очень бел, ниодин влас на главе, на бровях, браде и ресницах, кажется, не утратился; руки 668 , кроме указательного пальца правой руки, у коего по первый состав отпал перст, (который?) и с ногтем лежит на груди тела, подле своей руки целый, белый, чистый и нетленный; все его мироточивое тело нетленно и имеет некоторую мягкость, кроме ног, на коих от колен та глезны 669 тела нет, но ни единый состав от другого не отделился. Голенищи у сапогов распоролись, подошев никоими меры от них оторвать не можно. Благоухание каждого члена и каждой кости столько чувствительно обонянию, что и язык подробно сказать не может, оным вся обитель всегда (?) преисполнена. О слезах же бывшего в сей день собрания не для чего и упоминать, что и самых младенцев орошены были лица оными. Как прежде сего, так и ныне безчисленное бывает чрез (чудес?) множество, всяк с верою приходящий получает совершенное исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Что посмотреть: Тотемское барокко, потрясающей красоты храмы-корабли: церковь Входа в Иерусалим, церковь Рождества Христова, церковь Троицы в Зеленской (Рыбачьей) слободе, Церковь Успения, церковь Воскресения в Варницах, Спасо-Суморин монастырь, памятник русским мореходам и землепроходцам, Открытые музейные фонды, музей мореходов, вид со смотровой площадки на колокольне Входоиерусалимского храма, памятник Ивану Кускову, памятник Николаю Рубцову, памятный знак «Шестидесятая параллель», памятный знак «Черная лиса». 7 Город Каргополь Каргополь. Фото Дмитрия Шилова Где находится: Архангельская область, левый берег реки Онеги. Чем интересен: Каргополь основан в 1146 году. B XVI веке это был один из самых развитых торговых городов — через Каргополь шла торговля с Поморьем солью и рыбой, здесь обрабатывали беличий мех. Сюда ссылали всех неугодных царскому двору. Сегодня Каргополь — город с сохранившейся исторической застройкой XVII–XVIII веков и впечатляющим количеством объектов культурного наследия. В составе историко-архитектурного и художественного музея — 19 памятников архитектуры деревянного и каменного зодчества, из которых 17 памятников культовой архитектуры XVI-XIX веков. Богатые экспозиции глиняной игрушки, каргопольской вышивки, золотного шитья, народного костюма, церковной скульптуры, иконописи. Большие коллекции рукописных старопечатных книг и картографическое собрание. Побывайте на фестивале колокольной музыки «Хрустальные Звоны», который организует Каргопольский музей в дни Крещения! Полюбуйтесь ансамблями Соборной и Красноармейской площадей с соборами и храмами, кольцом земляных волов, посетите дома-музеи, посмотрите деревянные храмовые комплексы в окрестных деревнях! Привезите друзьям сувениры — Каргопольскую глиняную игрушку! Что посмотреть: Каргопольский Государственный Историко-Архитектурный и Художественный Музей, эко-парк «Медвежий край», Соборная колокольня, Собор Рождества Христова на набережной им. Баранова, Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Церковь Иоанна Предтечи, Никольская церковь, Церковь Зосимы и Савватия на Горке, Александро-Ошевенский монастырь.

http://sever.foma.ru/10-znakovyh-mest-ru...

В Санкт-Петербурге, в храме Вознесения Господня, находится верный снимок с чудотворной иконы Утоли моя печали. Сия древняя икона привезена из Москвы в 1765 г. 25 сентября купцом Роговиковым. Длина иконы 1 аршин 8 вершков; ширина 1 аршин 5 вершков. Риза на ней серебряная, позлащённая, украшенная драгоценными камнями. Икона поставлена в особо устроенном серебряном киоте и помещается в приделе, посвящённом Пресвятой Богородице. Образу Утоли моя печали оказывается особенное чествование: кроме молебных пений пред ним в церкви, православные нередко принимают его в свои дома. Верующие прибегают к Царице Небесной Утоли моя печали во множестве и по вере получают исцеление и утешение. В Одрине-Николаевском монастыре Орловской епархии славится чудотворениями икона Утоли моя печали, принесённая в дар монастырю графом Н. Б. Самойловым. В Бершадском мужском монастыре Подольской епархии находится свято чтимая икона Утоли моя печали. В Покровском монастыре в Шклове Могилёвской епархии также икона Утоли моя печали славится чудотворениями. Изображение этой иконы представляет Божию Матерь держащею Предвечного Младенца правою рукою; левую же она приложила к своей главе, несколько склонённой набок. Спаситель держит пред собою развёрнутый свиток. «Утоли болезни многовоздыхающия души моея, Утолившая всяку слезу от лица земли; Ты бо человеком болезни отгониши и грешным скорби разрушавши; Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение, Пресвятая Мати Дево... яко имущая державу непобедимую от всяких нас бед свободи, да зовем Ти, радуйся, радосте наша! Избави нас от всякого зла и утоли наша печали! Облегчи, Владычице, болезнь, утиши бурю злых нападений, Пречистая, отыми бремя грехов моих, Преблагая, и утоли печали моя, сокрушающия сердце!» 28.01. Тотемская-Суморинская Жители г. Тотьмы Вологодской губернии оказывали благоговение к своему святому старцу, преподобному Феодосию, помогали ему своими средствами устроить монастырь и написали челобитную к царю Иоанну Грозному о дозволении старцу Феодосию построить в их городе монастырь, и просьба их была удовлетворена: Ростовский архиепископ Никандр в 1554 году выдал прп. Феодосию грамоту на построение храма и все потребное на освящение его; а игумен Прилуцкого монастыря благословил его иконою Божией Матери на успешное устройство новой обители. Эта икона прославилась многими чудотворениями и известна под именем Тотемской-Суморинской, так называемой по фамилии преподобного Феодосия – Суморин. Мощи его почивают в главном Вознесенском храме основанного им монастыря, в богатой серебряной раке. Перед ракой, в киоте, находится благодатная икона Божией Матери, именуемая Спасо-Суморинскою. Замечательно, что многим больным, по их молитвам, преп. Феодосий являлся держащим сию святую икону в руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

А когда разжигали пламя для вываривания соли, Феодосий, стоя неподалеку, вспоминал о геенском огне Шли годы, авторитет Феодосия в глазах священноначалия рос, и, когда игумену понадобилось послать в Тотьму на разработку соляных промыслов одного из рассудительных и хозяйственных иноков, выбор пал именно на него. По приказанию Феодосия в предместьях Тотьмы была пробурена соляная скважина, преподобный нанял работников и сам лично руководил всеми делами. Вываривание раствора требовало большого количества дров, и Феодосий вместе с обычными тружениками рубил лес, складывал поленницы, а, когда разжигали пламя для вываривания соли, становился неподалеку, вспоминая о геенском огне, который ждет нераскаянных грешников в будущем веке. Кротость и смирение преподобного к работникам соляного промысла было беспримерным: «они же, видевше добродетельное его житие, не яко человека, но яко ангела Божия посреде себе имяху». Однако ответственное послушание нарушало безмолвие инока, привычка к которому сложилась за те годы, которые он провел в обители святого Димитрия. Главное было сделано – соляной промысел, этот зарок экономического благосостояния обители, был налажен, и теперь оставалось только поддерживать начатое. Феодосий испросил у игумена благословение удалиться в пустынь, чтобы сосредоточиться на молитве и богомыслии. Тотемский Спасо-Суморин монастырь. Фото 2015 г.      Он нашел место недалеко от самой Тотьмы между двумя реками – Ковдой и Песьей Деньгой, окруженное с обеих сторон холмами, поросшими лесом. Здесь, в междуречии, преподобный устроил первую хижину, а чуть позднее выкопал пещеру «зимнаго ради пребывания». Год спустя Феодосий выстроил и первую келью, к порогу которой окрестный люд в скором времени протоптал верную тропинку. «Преподобный же Феодосий, беседуя с ними о пользе душевней, отпущаше их в домы своя». Здесь, в междуречии Ковды и Песьей Деньги, Феодосий менее, чем когда-либо, давал «сон очима, веждома дремание и покой скраниама». Эти благословенные месяцы и годы уединенной молитвы были тем временем поиска «места селения дому Бога Иаковля», на которых потом строилось благоденствие обители Святого Преображения. В скором времени ходатайством тотьмичей было получено государево благословение на устроение новой обители и освящение ее соборного храма: «и вскоре постави церковь, и трапезу, и келии по чину монастырскому, способствующим ему гражданом, братиям же множащимся, обитель его исполняшеся всякими изобилии».

http://pravoslavie.ru/110625.html

Не прошло и сорока лет со дня преставления преподобного Феодосия, как начались знамения и исцеления от его гробницы. Первое чудо совершилось над жительницею г. Тотьмы, девицею Ириною. Несколько лет она лежала расслабленною. Однажды, в сонном видении ей явился инок с иконою Богоматери и повелел идти в СпасоСуморин монастырь и отслужить там молебен. Больная не решилась исполнить веление. Ведение повторилось. Тогда Ирина приказала отнести себя в монастырь. После молебного пения она внезапно получила исцеление и совершенно здоровой возвратилась к родителям! Второе чудо совершилось над Тотемской поселянкой Иустиною. Вследствие болезни, она потеряла зрение и 11-ть лет была слепа. Мать привела ее к гробу преподобного Феодосия. Отслушав молебен, они просили дозволить им остаться на ночь в церкви, для молитвы. Ночью, внезапно слышат они шум вне храма. Мать взглянула в окно и увидела двух монахов, разговаривавших между собою. На вопрос одного инока другому: куда он идет? вопрошаемый отвечал: иду омыть освященной водою очи Иустиньи. В ужасе женщины припали к раке преподобного. Тогда им послышалось пение не зримых ликов, а Иустина почувствовала, что ее окропляют водой и отирают, ей глаза, покровом от гробницы. Какова была радость братии, когда на утро они увидели Иустину прозревшую и услыхали от обеих женщин о дивном знамении? Чрезвычайно много мужчин слепых или глухих, от рожденья и ослепших или оглохших от болезни получили у гроба преподобного совершенное исцеленье: прозревали и получали способность слышать. Взрослые и дети, одержимые тяжкими болезнями, которых приносили или приводили к гробу св. Феодосия, решительно внезапно получали исцеление. В 1729 году сочинена преподобному Феодосию особая служба, В 1796 году, во время копания рва, под основание вновь строящейся церкви Вознесенья Господня, обретены нетленными мощи Преподобного Феодосия. Одежда, в которой был погребен великий подвижник, была совершенна целой. Повелением Св. Синода троекратно (в 1796 г. 1797 г. и 1799 г.) были свидетельствованы мощи Преподобного. Чудеса от них во множестве происходящие были столь удивительными, несокрушимыми доказательствами святости преподобного Феодосия, что Император Павел 1-й повелел, 1798 года сентября 28, определенье Св. Синода о признании тела преподобного Феодосия за его святые мощи огласить повсеместно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Управление свое ознаменовал делами благочестия и благотворительности, соорудив и устроив больницы для бесплатного лечения. Скончался в 1096 г. и погребен в Переяславле. В настоящее время святые мощи его почивают в Антониевой пещере. Преподобный Ефрем Новоторжский, родом угрин (венгр), был конюшим у св. князя Бориса и, по убиению его и бывшего у него слугой брата его Георгия, приняв иночество, построил близ Торжка, в Тверской губернии, келью и странноприимный дом. Когда Господь прославил мощи свв. князей мучеников Бориса и Глеба, он построил в честь их храм и основал при нем монастырь. Впоследствии около церкви начали селиться люди для торга и прозвали место это новым торгом: так образовался Новый Торг (Торжок). Преподобный Ефрем скончался в 1053 г.; с ним в гробницу положена и глава брата его Георгия, которую он хранил у себя до самой смерти. Мощи св. Ефрема, обретенные нетленными в 1572 г., почивают в соборе устроенного им Борисо-Глебского монастыря, в Торжке. Преподобный Палладий подвизался близ Сирской Антиохии; жил в конце IV века. У кельи его нашли убитого купца, которого ограбили и убили разбойники и, подбросив к келье святого, обвинили его в убийстве. Но по молитве св. Палладия мертвый воскрес, чтобы засвидетельствовать о его невинности и открыть виновного. Св. Палладий сотворил много и других чудес. Преподобный Феодосий Тотемский, по прозванию Суморин, родился в Вологде. Приняв в вологодской Прилуцкой обители преп. Димитрия монашество, он был назначен надзирателем за солеварнею в Тотьме, которая принадлежала Вологодскому монастырю. Здесь он, по просьбе тотемских жителей и с соизволения царя Иоанна Васильевича, построил монастырь, названный Спасо-Морским, где и почил в 1568 году. Мощи его обретены в 1796 году и почивают в основанной им обители. Мученица Домна. 29-е число Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца (память 20 декабря). Св. Игнатий, по преданию, был тем самым дитятей, которое брал на руки Господь И. Христос, когда говорил Своим ученикам; «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» ( Мф.18:2–5 ), почему и называется Богоносцем.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010