мученик Платона и Романа и во имя Святого Александра Невского; в нижнем этаже сея церкви храм во имя Преподобного Димитрия Прилуцкого, в сей церкви кроме мощей Преподобного Димитрия почивают еще Святые мощи Благоверного Князя Иоанна, в монашестве Игнатия, сына Великого Князя Углицкого Андрея Васильевича. Он в сем монастыре, будучи сослан, постригся и наконец посхимясь скончался 1522 году мая 19 дня. Церковь трапезная во имя Введения Пресвятой Богородицы; при больнице во имя Всех Святых; над вратами во имя Вознесения Господня; под колокольней во имя Преподобного Алексея Божией, человека. В сей монастырь бывает ежегодно Крестный ход из Вологды, уставленный по случаю возвращения Иконы Преподобного Димитрия из Москвы в 1503 году июня 3 дня. – Икона сия была с Великим Князем Иоанном Васильевичем во время похода его под Казань, откуда возвратясь сей Великий Князь, украсив оную златом и серебром, возвратил в Вологду; в память сего происшествия уставлен из Вологды Крестный ход. – Сия святая Икона весьма чудным образом спасена в 1811 году от пламени во время пожара, случившегося в Соборной церкви монастыря сего, одним из служителей монастырских. Спасо-Суморин мужеский, заштатный, Вологодской Епархии, в 2 верстах от города Тотьмы; построен в 1554 году Преподобным Феодосием Тотемским, преставившимся в 1568 году января 23 дня, коего Святой мощи обретенные в 1796 году, сентября 2 дня, в оном монастыре почивают на вскрытии. В нем: 1) Церковь Соборная во имя Преображения Господня; 2) во имя Вознесения Господня; 3) во имя Святого Александра Невского, великолепно устроенная от щедрот Государя Императора Александра I u ocbящeha в 1805 году; 4) под колокольней во имя Святого Иоанна Златоуста , начата строиться в 1810 году. Монастырь сей состоит под управлением Игумена. Спасо-Ярославский мужеский, Кафедральный, в Ярославле. В нем Соборная церковь во имя Преображения Господня, основанная в 1516 году, с приделами; во имя Входа Христова во Иерусалим и во имя Святых Благоверных Князей: Феодора и чад его Давида и Константина, в котором почивают и Святой их мощи, обретенные в 1463 году; празднество им бывает три раза в год: марта 5 дня, по случаю перенесения мощей их, июня 22 дня, по случаю преложения оных в новую раку, уставленное Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Смиренно прося себе молитв вашего высокопреподобия, с истинным почитанием и совершеннейшей преданностью имею честь быть в. в-бия смиренным богомольцем Алексий Архиепископ Литовский. Вильна, 1889, октября 7. 2 Ваше высокопреподобие! Описание вашего путешествия (из Вологды в тотемский Спасо-Суморин монастырь преп. Феодосия в 1860 году) мной прочитано и будет напечатано в декабр. книжке Душеполезного Чтения. С окончанием моего редакторства оканчиваются мои литературныя сношения с вами. С благодарностью я всегда относился к вам за ваше усердное участие в журнале, и всегда благодарно поминаю и буду поминать вас пред Господом. Надеюсь, вы не откажете моему преемнику в вашем содействии сообщением материалов для издания, благополучно просуществовавшего 30 лет. Надеюсь, оно не только не упадет, но улучшится, поступив в свежие руки. Поддержите его. Призываю вам мир и благословение Божие, преданный вам слуга Епископ Виссарион. 1889. Ноября 4. 3 Высокопреподобнейший отец архимандрит! Взаимно вас благодарю искренно за доставленные мне Сборники ваших литературных трудов 13 . Для меня, как бывшего Москвича, они весьма интересны и даже благопотребны при моих келейных занятиях. Посылаю вам еще несколько произведений Тверской прессы. – Прошу принять их с любовью и пользуйтесь ими при ваших занятиях историческими исследованиями. Призывая на вас и на дальнейшие литературные труды ваши Божие благословение, с братской о Христе любовью пребываю Архиепископ Тверской Савва. Сентябрь 26 д., 1890 г. 1 Выходит, что синодик, написанный в 1711 г. «той же обители многогрешным монахом Савватием Суждальцом», был со временем пополнен. 2 Преп. Иосиф, еще в сане игумена Пафнутиева Боровского монастыря (1477–79) обозревая разные монастыри, посетил и Андроньев, как это заключают из собственного его сказания, помещенного в Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских. 1847, кн. 7 отд. IV. 3 На 3-ей неделе после Пасхи (пасха в 1509 г. была 7 апреля) Сератон был лишен епархии и вызван в Москву (Полн. Собр. русс. лет, III, 137. Приб. к твор. св. отцов 1847, стр. 266); 26 апреля 1511 г. переведен из Андроньева в Лавру, где и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

•  Свияжск находится в 30 верстах от Казани, Успенско-Богородицтй монастырь в этом городе основан свт. Германом.   Преподобный Феодосий Тотемский (Суморин) (+ 1568)   Память его празднуется 28 янв. в день преставления Прп. Феодосий, из дворянского рода Сумориных, родился в городе Вологде в начале XVI в. По воле родителей он рано женился и имел дочь Марину. Семейная жизнь не мешала развитию в нем иноческого призвания, но вопрос о совместимости семейных привязанностей со служением Богу много его мучил. В церкви он любил молиться, укрывшись за колонной. По смерти родителей и жены он поручил дочь родственникам, отдал ей все состояние, а сам поступил в  Спасо-Прилуцкий монастырь прп. Димитрия (память его 11 февр.). После искуса новоначалия ему был поручен надзор за монастырскими соляными варницами около города  Тотьмы. Он заботливо относился к рабочим, всегда был с ними ласков, и никогда варницы не приносили столько дохода, как при нем. В это время жители города стали переселяться на новое место, за 2 версты от города (где он и находится теперь), и на приисках наступила тишина. Тогда прп. Феодосий нашел место, удобное для основания монастыря, и настоятель с любовью отпустил его.  Преподобный стал подвизаться сначала в шалаше, а потом в землянке. Сильно обрадовались тотемцы, что у них будет свой монастырь: землю под него пожертвовали ее владельцы; отдавали свои земли и горожане и делали пожертвования. Царь Иоанн IV и митрополит Макарий дали свое разрешение и благословение, а настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря благословил прп. Феодосия иконой Божией Матери, прославившейся впоследствии чудесами под именем Суморинской (по фамилии преподобного).  Прп. Феодосий, получивший в юности хорошее образование, собрал духовную библиотеку и старался распространять просвещение. Иноки его обители должны были, по уставу, питаться от трудов рук своих, творить милостыню и пребывать в непрестанной молитве. Было установлено и непрестанное чтение Псалтири об усопших. В хозяйственном отношении обитель была также высоко поставлена. За глубокое смирение ее настоятеля, все приписывавшего помощи Божией, а никогда себе самому, Господь всегда даровал ему успехи во всех делах и начинаниях его. 19 декабря 1567 г. прп. Феодосий написал свое завещание, впоследствии хранившееся в монастыре. С тех пор силы его стали ослабевать, и 28 января 1568 г. он, благословив и отечески поцеловав каждого из братии, тихо заснул вечным сном. И только после кончины его изумленные братия открыли, что он носил на себе власяницу и вериги, врезавшиеся в его тело. При жизни его этого не подозревали, так как ни тени утомления или страдания на лице его никогда никто не видел. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Земной путь преподобного закончился 28 января (10 февраля н. ст.) 1568 года. Он был погребен близ алтаря сооруженного им деревянного Преображенского собора под каменной плитой с надписью: «Лета 7076 месяца Ианнуария 28 дня, преставился раб Божий строитель и начальник сей пустыни Феодосии Ульянов Суморин » . Плита эта, бывшая еще на месте в конце XVII века, позже была утрачена. Однако промысел Божий о своем святом не замедлил себя ждать. Житие сообщает, что через сорок лет после смерти преподобного состоялись первые исцеления на его могиле, а почитание старца как святого началось буквально сразу же. Уже в рукописных святцах XVII века в числе святых помечается (в некоторых списках) преподобный Феодосии, Суморина монастыря игумен, «иже на Сухоне реце и на речке Песья-Денга». Благоговейная память почитателей Феодосия пожелала запечатлеть его образ для молитвенного обращения. Первая его икона появилась в 1612 году. Написал ее тотемский иконописец Яков Попов на основании рассказов старца Космы Любев-цова, современника Феодосия. Как она выглядела, неизвестно. С 1626 года иконы преподобного стали широко распространенными. Поскольку местное почитание преподобного Феодосия (еще официально не причисленного к лику святых) возросло, то в 1635 году был написан образ его в рост, который положили на его гробницу, а над ней устроили сень. В пожаре, случившемся в Спасо-Суморине монастыре на праздник Богоявления в 1659 году, сгорело все, кроме гробницы (раки) преподобного. Образцы древней иконографии святого были полностью утрачены. В числе издавна почитаемых святых преподобный Феодосии был внесен в памяти (святцы) после 1659 года под следующим обозначением: «Январь. 28. Преподобнаго отца нашего Феодосия Тотемскаго, Спасо- Суморина монастыря начальника и основателя, новоявленного чудотворца». Но остается неизвестным, по каким причинам не совершался собор преподобному, так как об этом в святцах не говорилось, не было и праздничного знака. По всей видимости, ему служились панихиды, как действительно почитаемому усопшему. В 1729

http://pravicon.com/info-3497

Д. Кудрявцева и на издание их): От высокопреосвященного Владимира, архиепископа Казанского От высокопреосвященного Тихона, архиепископа Иркутского От преосвященного Александра, епископа Енисейского —43— От преосвященного Алексия, епископа Балахнинского От преосвященного Антонина, еписк. Псковского От преосвященного Антония, еписк. Черниговского От преосвященного Вениамина, еписк. Кинешемского От преосвященного Гавриила, еписк. Старицкого От преосвященного Германа, еписк. бывш. Кавказского (за 1893–4 гг.) От преосвященного Иринея, епископа Тульского От преосвященного Иоанникия, еписк. Уманьского От преосвященного Мемнона, еписк. Новомиргородского От преосвященного Петра, епископа Сумского От преосвященного Симеона, епископа Глазовского От архимандрита Антония, рект. М. Д. Академии От архимандрита Афанасия (Тотемского Спасо-Суморин. мон.) От протопресвитера Ник. Вас. Благоразумова От протоиерея А. А. Ансерова От протоиерея И. Я. Березкина От протоиерея А. С. Ильинского От протоиерея Д. Ф. Касицына От протоиерея А. Ф. Некрасова От протоиерея Н. Я. Фортинского От протоиерея Н. Е. Якубова От священника В. А. Быстрицкого От священника Н. А. Орлова От священника В. Ф. Руднева От О. М. Рудаковой От Д. Ф. Самарина От ст. совет. А. Р. Ржаницына От ст. совет. П. С. Владимирского Приложения к отчету Движение сумм I. По изданию сочинений В. Д. Кудрявцева Приход. Получено от продажи сочинений В. Д. Кудрявцева и по подписке на них, с уступкой 20% и 25% и более (для студентов) и без уступки с уплатою пересылочных и без таковой уплаты, а именно: а) 407 экземпляров «Введения в философию», по 40 коп. за экземпляр объявленной цены 126 р. 27 к. б) 559 экземпл. «Начальных оснований философии», по 1 руб. 75 коп. за экземпл. объявленной цены 778 р. 7 к. в) I–III томов сочинений, издаваемых Советом Братства, полным собранием и отдельными томами и выпусками при таких же условиях продажи по разным ценам и в неодинаковом количестве томов и выпусков 1774 р. 78 к. —46— Специально на это дело пожертвования были от следующих лиц: преосвященнейших архиепископов Казанского Владимира и Иркутского Тихона; – епископов: Александра Енисейского, Антонина Псковского, Антония Черниговского, Вениамина Кинешемского, Гавриила Старицкого, Иринея Тульского, Иоанникия Уманьского, Мемнона Новомиргородского, Симеона Глазовского и Феодосия управлявшего Заиконоспасским монастырем, архимандрита Тотемского Спасо-Суморина монастыря Афанасия, протопресвитера Н.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Спаситель пред Собой держит в руках, подняви кверху, развернутый свиток, на котором начертаны следующие слова Божественного увещания: «Суд праведен судите, милость и щедроты творите кийждо ко искреннему своему; вдовицу и сира не насильствуйте и злобу брату своему в сердце не творите». Иконы «В скорбех и печалех утешение» и «Нечаянная Радость» Ныне же, 25-го января, совершается еще празднование в честь иконы Божией Матери, называемой «В скорбех и печалех утешение», а также и другой, именуемой «Нечаянная Радость». Сведения о первом чудотворном образе помещены под 19 числом месяца ноября, а о последнем под 9 числом декабря. 28 января Тотемская икона Город Тотьма находится в Вологодской губернии. Недалеко от него в XVI веке подвизался преподобный Феодосии, прозванный, по месту своих подвигов, Тотемским. Жители г. Тотьмы относились с благоговением к этому святому старцу и помогали ему своими средствами. Когда прп. Феодосий решил построить монастырь, они написали к царю Иоанну Грозному челобитную о том, чтобы старцу Феодосию было разрешено построить монастырь в их городе. Просьба их была удовлетворена: Ростовский архиепископ Никандр в 1554-м году выдал преподобному Феодосию грамоту на построение храма и все потребное для освящения его. В то же время игумен Спасо-Прилуцкого монастыря благословил прп. Феодосия иконой Богоматери на успешное устройство новой обители. С этой иконой св. старец и явился в Тотьму. Ныне эта благодатная икона Божией Матери находится перед серебряной ракой прп. Феодосия в главном монастырском храме в честь Вознесения Господня, в киоте. Она прославилась многочисленными чудотворениями. Замечательно то обстоятельство, что многим больным, по их молитвам, преподобный Феодосий является, держа в своих руках сию святую икону. Эта чудотворная икона именуется не только Тотемской, но и Суморинской. Последнее наименование заимствовано от фамилии прп. Феодосия — Суморин. Иногда оба наименования соединяют вместе и называют св. образ Богоматери Тотемским-Суморинским, а иногда даже Спасо-Суморинским.

http://sedmitza.ru/lib/text/440275/

«Горлица и ласточка умеют распознавать время года для перелетания в теплыя страны» ( Иер. 8:6 ): так и наша голубка-младенец как будто знала, когда ей надобно было отлететь из сей юдоли плача в страну райскую, где жизнь безконечная и радость неизглаголанная. Она простилась со всеми близкими родными, которые съехались в этот воскресный день (2 января) для поздравления родителей с новым годом. Она, в самом деле, и меня дождалась, как говорил я при первом моем свидании с крестницей; мне по милости Божией ( Иов. 12:9–10 ), дано было несколько дней утешиться ею. Господи! упокой младенца, молился и плакал я особенно в день ее погребения на Ваганьковом кладбище. 1855 г. VI. Путешествие из Вологды в Тотемский Спасо-Суморин монастырь преподобного Феодосия в 1860 году 75 Преп. Феодосий Тотемский родился в Вологда, в царствование Василя Иоанновича, от благородных родителей по прозванию Сумориных и воспитан был в страхе Божием. По настоянию родителей он женился и имел дочь Марину, но семейная жизнь не отвлекала его от любви к Богу: он усердно посещал церковь , часто молился дома и особенно ночью. Настроенный к благочестивой жизни, он по смерти родителей и супруги своей, конечно, не без внутреннего воздействия благодати Божией, поступил в Вологодскую Прилуцкую обитель преп. Димитрия и принял здесь пострижение. В обители Феодосий проходил тяжелое послушание – носить воду и пек хлебы, рубил дрова, в тоже время соблюдал строгий пост и возносил молитвы к Богу. По приказанию игумена, он отправился в Тотьму смотреть за монастырскими солеваренными заводами. Здесь ему понравилось одно место между речками, впадающими в реку Сухону, оттененное лесом и горою; на этом месте Феодосий основал в 1554 г. Спасо-Суморинский монастырь и еще обновил бывшую в Тотемском уезде пустынь Ефремову. Настоятельствуя над двумя обителями, он, как строгий подвижник, изнурял свое тело веригами и жесткою власяницей. Блаженный преставился в 1568 году и был погребен в основанном им монастыре. При гробе его совершались чудеса. В 1796 году, при копании рва для нового храма Вознесения Господня, были обретены мощи Феодосия нетленными, а в 1798 г. установлено праздновать ему повсеместно 28 января, в день его преставления,

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Суморинская Тотемская из книги Е. Поселянина Город Тотьма находится в Вологодской губернии. Недалеко от него в XVI веке подвизался преподобный Феодосии, прозванный, по месту своих подвигов, Тотемским. Жители г. Тотьмы относились с благоговением к этому святому старцу и помогали ему своими средствами. Когда прп. Феодосий решил построить монастырь, они написали к царю Иоанну Грозному челобитную о том, чтобы старцу Феодосию было разрешено построить монастырь в их городе. Просьба их была удовлетворена: Ростовский архиепископ Никандр в 1554-м году выдал преподобному Феодосию грамоту на построение храма и все потребное для освящения его. В то же время игумен Спасо-Прилуцкого монастыря благословил прп. Феодосия иконой Богоматери на успешное устройство новой обители. С этой иконой св. старец и явился в Тотьму. Ныне эта благодатная икона Божией Матери находится перед серебряной ракой прп. Феодосия в главном монастырском храме в честь Вознесения Господня, в киоте. Она прославилась многочисленными чудотворениями. Замечательно то обстоятельство, что многим больным, по их молитвам, преподобный Феодосий является, держа в своих руках сию святую икону. Эта чудотворная икона именуется не только Тотемской, но и Суморинской. Последнее наименование заимствовано от фамилии прп. Феодосия — Суморин. Иногда оба наименования соединяют вместе и называют св. образ Богоматери Тотемским-Суморинским, а иногда даже Спасо-Суморинским. Празднование Тотемской иконе Божией Матери совершается, кроме 28-го января, еще 29-го июня. Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Примечание от PRAVICON.COM : Данное описание было составлено в начале XX века и предлагается исключительно в качестве исторической справки. Актуальность этой информации на сегодняшний день не гарантируется. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-06-09. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Суморинская Тотемская " .

http://pravicon.com/info-1395

С 1800 года в Спасо-Суморином монастыре началось строение каменной колокольни, которое продолжалось по 1843 год. Во втором этажи ее была устроена церковь Иоанна Златоуста (освящена в 1845 году). Эта колокольня была второй по высоте в Вологодской епархии после колокольни Софийского собора Вологды. Работы по разборке колокольни начались в 1930-ые годы. Окончательно (до основания) она была разрушена в 1950-1960-е годы. В XIX веке между колокольней и Преображенской церковью были выстроены два каменных одноэтажных с мезонинами, корпуса келий. В настоящее время в одном из них расположена гостиница «Монастырские кельи». В другом - располагаются экспозиции Тотемского музея. В стенах монастыря хранится коллекция предметов традиционного быта северных крестьян: прялки, берестяные короба, инструменты для обработки льна, керамика, крестьянская мебель, сани. Монастырские здания были обнесены каменной оградой, построенной после 1829 года. Монастырская ограда с угловыми башенками частично сохранилась до наших дней. В 1870 году в монастыре была возведена встроенная в ограду церковь Успения Пресвятой Богородицы. В настоящее время находится в руинированном состоянии. После революции 1917 года монастырь был закрыт. В настоящее время в монастыре ведутся ремонтно-реставрационные работы, в том числе и с участием волонтеров. До революции в монастыре хранились следующие исторические артефакты: серебряный крест с 50 частицами святых мощей, часть крыши с гроба преподобного Феодосия и кожаные сапоги его, обретенные вместе с его нетленными мощами (хранились в ризнице под стеклом), древняя копия с духовной преподобного Феодосия (писана столбцом на свитке), серебряный ковш весом, пожалованный императором Петром Великим (хранился в ризнице). На кресте имелась следующая надпись: «Божиею милостию великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея великие, и малыя, и белыя России самодержец, пожаловал сим ковшом, с ваги приказные избы подьячаго, Павла Турутина за ево радение, что он будучи в 206 (1698) году, на ваге в Шенкурском остроге, у збору его великаго государя, денежныя казны головою таможенных пошлин и питейные прибыли против настоящаго 205 года, у трех сот у пятьдесят у шести рублев, учинил прибору двести восемнадцать рублев, восем алтынь»,  подлинное императора Павла I собственноручное письмо, железная шапка из двух полос, сложенных крестообразно, с обручем вокруг головы, железные четки и железные вериги преподобного Феодосия.

http://sobory.ru/article/?object=00367

Но огромное стечение молящегося народа на августовское празднество, его молитвы во время церковных служб и его пожертвования в пользу часовни представляют поистине необыкновенную, по крайней мере, в нашей местности, особенность, вполне заслуживающую благоговейного внимания всякого православно верующего. Поэтому мы решаемся сказать два-три слова о всем этом. Так Вологодская епархия издревле славится многочисленностью не только церквей, но и часовен; да и ныне она имеет на всем своем протяжении до 750 церквей и около 600 часовен, где возносятся, как благовонный фимиам, молитвы верующих к милостивому Богу, Царю и Господу всяческих, и святым Его. Но, из всех молитвенных домов в епархии, кажется, не было и нет такого, куда бы одновременно стекалось столь великое множество богомольцев, какое одновременно собирается на 1 августа, когда церковь наша совершает празднество «происхождению честных древ честного и животворящего креста Господня», и когда начинается Успенский пост, к Георгиевской часовне или, как говорят, к Спасу в Раменье, в место пустынное, глухое, окруженное почти со всех сторон дремучим лесом. Много, наприм., сходится народа на праздники в Спасо-Прилуцкий монастырь, в Глушицкий, в Спасо-Суморин, в Семигородную пустыню и к Прокопию праведному, Устюгскому чудотворцу, - места для богомольцев, можно сказать, главные в епархии, но мало по сравнению с многолюдством раменским, на 1 августа. Чудное, удивительное стечение! Сюда к Георгиевской часовне в Раменье съезжаются и сходятся богомольцы всех возрастов, всех званий и сословий, молодые и старые, богатые и бедные, здоровые и немощные, и в продолжение двух суток, с утра 30 июля по утро 1 августа, беспрерывно, денно и нощно, по четырем дорогам - Вельской, Судоромской, Ракульской и Пуйской, не десятками, не сотнями, а почти непрерывной вереницей. тянутся жители не одного Вельского уезда, нет, - почти всей Вологодской губернии и уездов Кириловского, Каргопольского и Шенкурского. Казалось бы, не мала площадь Першимского Починка, со включением усадебной и пахотной земли, простирающаяся, приблизительно, до 125000 кв.

http://sobory.ru/article/?object=23684

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010