Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Суморинская Тотемская " Описания иконы Описание иконы Суморинская Тотемская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Суморинская-Тотемская икона Божией Матери прославилась многими чудесами в Спасо-Суморинском монастыре города Тотьмы. Когда жители города обратились к царю Иоанну Грозному за разрешением построить монастырь в их городе, Ростовский архиепископ Никандр в 1554 году выдал преподобному Феодосию грамоту на построение. Игумен Прилуцкого монастыря благословил преподобного иконой Божией Матери на успешное строительство новой обители. Икона получила наименование Суморинской-Тотемской (Суморинской – по фамилии преподобного Феодосия Суморина). После смерти преподобного чудотворная икона находилась в киоте перед ракой святого в Вознесенском храме обители. Примечательно, что многим больным преподобный Феодосий являлся держащим эту икону в руках. Икона Суморинская Тотемская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Прославилась икона многими чудесами в Спасо-Суморинском монастыре города Тотьмы Вологодской губернии. Жители города обратились к царю Иоанну Грозному за разрешением построить монастырь в их городе, и ростовский архиепископ Никандр в 1554 году выдал преподобному Феодосию грамоту на построение. Игумен Прилуцкого монастыря благословил преподобного иконой Божией Матери на успешное строительство новой обители. Икона получила наименование Тотемской-Суморинской (Суморинской – по фамилии преподобного Феодосия, который в миру носил фамилию Суморин). После смерти преподобного чудотворная икона находилась в киоте перед ракой святого в Вознесенском храме обители. Примечательно, что многим больным, обращавшимся к преподобному Феодосию с молитвой, он являлся держащим эту икону в руках. В 1919 году мощи преподобного Феодосия были советской властью изъяты и помещены в запасники Вологодского музея. С 1998 года возвращённые мощи находятся в храме Рождества Христова в Тотьме, так как Спасо-Суморинс[...]

http://pravicon.com/icon-311

Наиболее ранние известия о проникновении нового населения относятся к скандинавским преданиям о посещениях скандинавами («Бьярмаланда», «Бьярмии») в IX-XI вв. Однако эти посещения носили характер отдельных военно-торговых экспедиций-набегов и не имели никаких существенных последствий. Курганные погребения, городища, селища датируемые VIII-XII вв., свидетельствуют о языческих верованиях и образе жизни местного населения того времени (большая курганная группа X-XI вв. близ д. Степаново на берегу р. Вешары, городище Княжья могила, XI-XIII вв в б. д. Ильинское и др.). Самые ранние известия о северных городах относятся к Белоозеру, племенному центру Веси (в «Повести временных лет» упоминается под 862 г), и Устюгу (первое упоминание — 1147 г.) — свое название он получил в связи с размещением близ устья реки Юг. Более раннее селище находилось на высоком холме, носившем название Гледен (позднее здесь основан Троице-Гледенский монастырь). Прилагательное Великий в названии появляется в XVI-XVII вв. Период христианского просвещения и развития По своему характеру, славянская колонизация вологодских земель, условно подразделяется исследователями на «монастырскую» и «крестьянскую». При «монастырской» колонизации сначала появлялся скит или небольшой монастырь, который в результате миссионерской и хозяйственной деятельности монахов осваивал окрестную территорию и привлекал на нее крестьян. Для «крестьянской» колонизации характерно освоение земель путем их простого заселения непосредственно крестьянами-земледельцами. Особенностью исторического развития Вологодского края является именно его мирное освоение путем христианского просвещения местных жителей и привлечения славянского населения на основе монастырского строительства. В XII-XVI вв. в крае создается большая сеть православных обителей: Спасо-Прилуцкий, Корнилиево-Комельский, Арсениево-Комельский, Павло-Обнорский монастыри — вокруг Вологды; Кириллов, Ферапонтов, Горицкий монастыри — в Белозерье; Спасо-Каменный и Дионисиевы Глушицкие монастыри — в Кубеноозерье; Спасо-Суморин, Николо-Маркушевский — в Тотемских землях; Троице-Гледенский, Михайло-Архангельский в Великом Устюге, и др.

http://patriarchia.ru/db/text/258103.htm...

Феодосий Тотемский – один из самых почитаемых святых в прежней Вологодской епархии. В честь его в епархии было освящено несколько храмов и приделов. Слава преподобного Феодосия как чудотворца выходила далеко за пределы Вологодчины. Престолы, посвященные ему, встречались в Новгородской, Олонецкой и Архангельско-Холмогорской епархиях. Родился Феодосий около 1530 года в Вологде в благочестивой и состоятельной семье Сумориных. Отличаясь в юности религиозным настроением души, Феодор (его мирское имя) мечтал об иночестве. Родители же, находясь в преклонном возрасте, желали передать ему наследство, чтобы обеспечить сыну будущее. Феодор, подчинившись родительской воле, женился на приисканной ему невесте. От этого брака он имел дочь Марину. После смерти жены в Спасо-Прилуцком монастыре под Вологдой он принимает монашеский постриг под именем Феодосий. Послушание монаху определили в монастырской пекарне, где труд считался самым тяжелым. Феодосий принял его с радостью, почитая необходимым для спасения и смирения. Житие повествует, что ночью преподобный молился, прося Бога открыть ему пустыню. И его молитва была услышана. Инока решили отправить в Тотьму, где Спасо-Прилуцкому монастырю принадлежали соляные варницы, и поручить надзирать за соляным двором. Преподобный Феодосий не только не оставил прежних правил строгого подвижничества, но еще более желал поработить плоть свою духу – возложил на себя железные вериги. Прибыв в Тотьму и обойдя окрестности города, Феодосий нашел подходящее для обители место – мыс между речками Ковдой и Песьей Деньгой. Земля эта принадлежала посадской вдове Марье Истоминой, и старец попросил ее: «Да дасть ему место создати церковь и монастырь возградити на собрание монахов». А жители Тотьмы, издавна желавшие иметь в пределах своих монастырь, послали к Ивану Грозному «жалобницу», в которой просили его дозволить старцу Феодосию воздвигнуть церковь во имя Преображения Господня, соорудить монастырь и дать Феодосию благословенную грамоту. 20 февраля 1554 года «во вторник 2-й недели поста» Иван Грозный назначил Феодосия настоятелем новоиспеченной обители.

http://sobory.ru/article/?object=00367

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Вологодские власти передали Церкви сразу три православных храма 18.10.2016 Вологодские власти передали Русской Православной Церкви три храма, находившиеся ранее в областной собственности. В частности, Вологодская епархия получила храм Рождества Богородицы на Нижнем Долу на Пречистенской набережной , сообщает портал «Приходы». Церковь была построена в XVI веке вологодскими купцами. В советское время церковь была закрыта, в здании работало зеркальное производство, затем была материально-техническая база Управления по транспортному освоению рек и ремонтно-механическая мастерская хлебопекарной промышленности. Кроме того, передана в собственность епархии и церковь Георгия Победоносца на Наволоке (ул. Гоголя, 1). Этот один из старейших в городе храмов, имевших в XVI веке самый богатый иконостас, хранил когда-то списки участников вологодской дружины Куликовской битвы. В советское время церковь была отдана под мебельное производство и сегодня нуждается в восстановлении. Третий храм - Антипы Пергамского на улице Чернышевского , возведенный в 1777 году, последние 70 лет помещение храма использовалось под складские, гаражные и авторемонтные мастерские. Ранее в этом году в собственность Вологодской епархии был передан историко-архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого мужского монастыря, являющийся объектом культурного наследия федерального значения. Также было принято решение о передаче 13 объектов на территории Кирилло-Белозерского монастыря в пользование Вологодской епархии на четыреста девяносто лет, а церковь Кирилла Белозерского (придел Успенского собора) изъята из оперативного управления Кирилло-Белозерского музея и передана в безвозмездное пользование Кирилло-Белозерскому мужскому монастырю. Находившиеся ранее в безвозмездном пользовании Тотемского музейного объединения Вознесенский собор, Спасо-Преображенский собор и нежилые помещения корпуса братских келий на первом этаже переданы в безвозмездное пользование Архиерейскому подворью " Спасо-Суморин монастырь " Великоустюжской епархии. Правмир.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 27.11.2016 20:29:32

http://drevo-info.ru/news/21398.html

Наиболее величественной постройкой монастыря является Вознесенский собор. Деревянный Воскресенский собор был срублен после пожара 1690 года. Новый каменный храм на месте деревянного возвели в 1757 году. Освящен собор в 1764 году. Спустя несколько лет, «от слабого грунта земли она во многих местах осела и растрескалась». В 1796 году начались работы по перестройке Вознесенского храма. 2 сентября 1796 года при земляных работах был найден гроб. При поднятии гроба с него упала крышка, взорам строителей предстало покрытое схимою тело, у которого глава, руки, весь состав и одежда целы. По вышитым на схиме словам открылось, что это тело основателя Спасо-Суморина монастыря – преподобного Феодосия Суморина, почивавшее в земле 228 лет. Предположительно автором проекта постройки Вознесенского храма, выполненного в стиле зрелого классицизма, является Р.М. Казаков – сын известного русского архитектора Матвея Казакова. Строительство обновленного Вознесенского собора было завершено в 1825 году, когда к собору пристроили обширную трапезную. Трехэтажный пятиглавый с колоннами храм как снаружи, так и внутри был богато украшен лепниной. В среднем этаже находилось пять престолов, из коих главный – во имя Вознесения Господня, по правую сторону от него – в честь Тихвинской иконы Божией Матери, а по левую – Феодосия Тотемского чудотворца с мощами святого. Общий вес серебряной раки составлял сто килограммов. На раке по сторонам располагались четыре клейма: блаженного Максима Тотемского, преподобного Вассиана Тиксненского, Прокопия Устюжского, Андрея юродивого Тотемского. Кроме клейм по сторонам раки были вычеканены: молитва, тропарь и кондак преподобному Феодосию, а также сведения, в чье царствование и при каком преосвященном обретены мощи и когда сделана рака. Перед ракою в киоте и за стеклом стояла чудотворная икона Божией Матери, именуемая Суморинскою, принесенная в 1553 году самим преподобным Феодосием Сумориным из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. По преданию, этой иконой игумен Прилуцкого монастыря благословил преподобного Феодосия в дорогу в Тотьму. При входе в церковь, в трапезе с правой стороны, находился престол во имя Николая Чудотворца, а с левой – Петра,митрополита Московского. В нижнем этаже, в пещере, где обретены мощи преподобного Феодосия – престол во имя всех вологодских чудотворцев. Автором росписей Вознесенского собора, частично сохранившихся до наших дней, считается знаменитый вологодский художник Платон Семенович Тюрин (1816–1882), академик портретной и исторической живописи Императорской академии художеств.

http://sobory.ru/article/?object=00367

Среди товаров, продуктов, которые перевозили по водному сухонскому «тракту», три были определяющими: меха, соль, лес. Позже к ним еще добавилось сливочное масло: на стыке XVIII–XIX веков Присухонская часть Вологодской губернии стала главным центром по промышленной переработке масла. А в период Великой Отечественной войны на Сухоне масло производили просто рекордными темпами… Однако вернемся к мехам, соли и лесу. О них стоит сказать подробнее. Центр северной меховой торговли находился в Великом Устюге. На знаменитую Устюжскую ярмарку приезжало много торговцев пушниной со всего Севера, здесь меняли свою «мягкую рухлядь» на хлеб, ткани и другие товары, привезенные вологодскими, московскими, белозерскими купцами. Торговые караваны, нагруженные белкой, песцом, куницей, плыли по Сухоне, возвращались в Вологду, там перегружались в сани и направлялись в Москву. Соленая скважина. Фото cultinfo.ru Солью торговала Тотьма, один из древнейших центров солеварения на Русском Севере, где впервые изобретено было глубинное бурение скважин. Первые сведения о тотемских соляных промыслах (Соли, Усолье, Соли Тотемской) относятся к XV веку. В Тотьме соляной раствор добывали с помощью рассоло-подъемных труб из-под земли, выпаривали в солеварнях. Местность рядом с Тотьмой так и называется — Варницы. Соляным промыслом и торговлей солью жил тотемский Спасо-Суморин монастырь. Среди владельцев местных солеварен были московский Николо-Урешский монастырь, Троице-Сергиева лавра, вологодские Спасо-Каменный и Спасо-Прилуцкий монастыри. В XV–XVI веках в качестве владельцев значатся имена Строгановых — известных солепромышленников на Русском Севере. С 1816 года все соляные варницы и трубы были переданы вологодскому купцу Михаилу Ивановичу Кокореву. В городе находился первый в России соляной завод, просуществовавший до ХХ века. В Тотемском уезде с XVII века значатся и другие соляные промыслы: Спасские (Леденгские) и Вотчинские на реке Вотче. Речным путем Тотьма отправляла соль в северном, восточном и западном направлении и благодаря этой торговле налаживала тесные хозяйственные связи с другими регионами России.

http://sever.foma.ru/suhona-reka-bez-pra...

Икона Суморинская Тотемская - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Суморинская Тотемская - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Суморинская Тотемская Прославилась икона многими чудесами в Спасо-Суморинском монастыре города Тотьмы Вологодской губернии. Жители города обратились к царю Иоанну Грозному за разрешением построить монастырь в их городе, и ростовский архиепископ Никандр в 1554 году выдал преподобному Феодосию грамоту на построение. Игумен Прилуцкого монастыря благословил преподобного иконой Божией Матери на успешное строительство новой обители. Икона получила наименование Тотемской-Суморинской (Суморинской – по фамилии преподобного Феодосия, который в миру носил фамилию Суморин). После смерти преподобного чудотворная икона находилась в киоте перед ракой святого в Вознесенском храме обители. Примечательно, что многим больным, обращавшимся к преподобному Феодосию с молитвой, он являлся держащим эту икону в руках. В 1919 году мощи преподобного Феодосия были советской властью изъяты и помещены в запасники Вологодского музея. С 1998 года возвращённые мощи находятся в храме Рождества Христова в Тотьме, так как Спасо-Суморинский монастырь находится в полуразрушенном состоянии. Судьба чудотворного образа Божией Матери неизвестна. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Суморинская Тотемская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-496

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Входоиерусалимская церковь в Тотьме Вологодской области станет действующей, но в ней сохранится Музей мореходов Эта версия новости отклонена модератором по причине: Повтор: http://drevo-info.ru/news/21430.html 02.11.2016 Знаменитый Тотемский храм с картушами - церковь Входа Господня в Иерусалим передан в собственность Великоустюжской епархии , сообщает ИА " Вологда Регион " . Соответствующие распоряжение было подписано в октябре руководителем Территориального управления федерального агентства по управлению госимуществом в Вологодской области. С инициативой вернуть культовое здание верующим выступил митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. Сторонами уже подписан акт передачи объекта культурного наследия федерального значения из Российской Федерации в собственность Великоустюжской епархии. Входоиерусалимская церковь была построена тотемскими купцами в конце XVIII века. После закрытия в 1930-е годы в храме располагались различные учреждения и предприятия. Тогда же он лишился своей изящной колокольни. Реставрация памятника велась в 1990-2000-е годы, в том числе и за счет средств областного бюджета. В 2010 году оно было передано в безвозмездное пользование Тотемскому музейному объединению. На первом этаже храма расположился Музей мореходов, а восстановленная колокольня стала важным объектом туристического показа. В соответствии с договоренностью между Великоустюжской епархией и Тотемским музейным объединением Музей мореходов продолжит свою работу на первом этаже церковного здания на праве безвозмездного пользования до решения вопроса о предоставлении учреждению культуры равноценного здания в Тотьме , сообщает официальный сайт Вологодской митрополии. Ранее в 2016 году находившиеся ранее в безвозмездном пользовании Тотемского музейного объединения Вознесенский и Преображенский соборы Спасо-Суморина монастыря и нежилые помещения корпуса братских келий были переданы в безвозмездное пользование Архиерейскому подворью «Спасо-Суморин монастырь» Великоустюжской епархии. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 02.11.2016 21:39:53 Последняя подтвержденная редакция: нет

http://drevo-info.ru/news/21488.html

Позже, уже взрослым, Рубцов бывал в Николе чаще, чем в Тотьме. Приезжал во время отпуска, когда служил на Северном флоте, перед отъездом в Ленинград и устройством на Кировский завод (стихотворение «Загородил мою дорогу…» — некий результат этой поездки), и в шестидесятых годах посещал Никольское… В 1962 году Рубцов встретил в Никольском Генриетту Меньшикову с которой когда-то был в детском доме. Она полюбили друг друга, а в 1963 году здесь же, в Никольском, у них родилась дочка Елена. Наконец-то в его сиротской судьбе появилась семья. Николай Рубцов и Генриетта Меньшикова Рубцов упоминал село Никольское и в письмах, и в автобиографиях, понимая его как духовную родину, место, где поэт черпал вдохновение. В 1964 году он пишет в письме другу: «Здесь за полтора месяца написал около сорока стихотворений. В основном о природе, есть и неплохие, и есть вроде бы ничего. Но писал по-другому, как мне кажется. Предпочитал использовать слова только духовного, эмоционально-образного содержания, которые звучали до нас сотни лет и столько же будут жить после нас». 2 Тотьма 30 июля 1950 года Николай поступает на отделение, готовившее мастеров лесовозных дорог, и два года учится в Тотемском лесотехническом техникуме. Интересно, что мужское общежитие, в котором жил студент Коля Рубцов, находилось в северном одноэтажном крыле корпуса братских келий Спасо-Суморина монастыря, вытянутого вдоль речки Песьей-Деньги. Монастырь, конечно, был закрыт при советской власти. Сейчас в этих помещениях располагается архиерейское подворье Спасо-Суморин монастырь, которое занимается возрождением православной обители. Сергей Багров, товарищ будущего поэта по техникуму и главный его друг в Тотьме, вспоминает: «Рубцов выделялся своим худощаво-красивым лицом, синеватым в полоску костюмом, забиячливой дерзостью, резким движением рук, симпатичной улыбкой, игравшей в его темно-карих глазах горячо и искристо, как только что вспыхнувший костерок. И еще выделялся умением быть среди тех, кто делает что-то отчаянно-смелое, даже порой — запрещенное, где — молодечество, риск и особо веселая бесшабашность…»

http://sever.foma.ru/rubcovskie-mesta-vo...

Тотемского уезда. В миру его звали Василием. Как и все, крестьянствовал, а в зимнее время ходил по окрестным деревням и портняжничал. Уже в молодости имел желание уйти в монастырь и послужить Богу в иноческом чине. Но, уступая просьбам родителей, Василий женился и имел в этом браке двух сыновей. Позднее, после смерти родителей и по согласию с родными, он ушел в Спасо-Суморин монастырь. Поселившись в обители, Василий упросил настоятеля строителя иеромонаха Ферапонта облечь его в монашество. После испытаний и назидательного слова преподобный Ферапонт постриг Василия и нарек его Вассианом. Основным послушанием новоначального инока стал труд в монастырской поварне и пекарне, выполняемый им со смирением. Видя это, Ферапонт благословил молодого инока на особый вид подвижничества — ношение вериг. С ними Вассиан не расставался целых тринадцать лет, нося железный обруч вместо пояса, на плечах — цепь, на голове, под монашеским куколем,— железную шапку . В этом преподобный Вассиан сроднился со святыми юродивыми и подвижниками благочестия. Желая усилить свои духовные подвиги, он, благословившись у своего настоятеля и духовника Ферапонта, в 1594 году уходит на Тиксненский погост. Там, близ приходских церквей Спаса Преображения и Святителя Николая, он попросил себе место под келию у настоятеля иерея Нестора Андреева с причтом . В течение тридцати лет (с 1594 по 1624 годы) преподобный Вассиан подвизался на одном месте, в небольшой деревянной келий с волоковым оконцем, в двадцати саженях от Спасо-Преображенской церкви. Здесь подвиги его стали суровее: ночами старец стоял на молитве, прерывая ее лишь для краткого отдыха на голом полу . Одна из описей погоста начала XVII века сообщает: «...в келье трудник черноризец Васьян». Под словом «трудник» в то время подразумевался человек, безвозмездно трудившийся на церковь, подвижник. Незадолго до своей кончины преподобный принял образ великой схимы от своего духовного отца иеромонаха Ферапонта. Скончался он 12 сентября (25 сентября н. ст.) 1624 года.

http://pravicon.com/info-3497

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010