На сороковой день протодиакон явился вероятно во сне о. наместнику и благодарил его за молитвы. Тот ответил, что не он один молился, но и братия. Протодиакон ответил: «По-настоящему то ты один молился». «Как же ты прошел мытарства?» – вопросил наместник. «Как молния, – из-за причастия в день смерти», – ответил покойный. Схиигумен Стефан (иг. Агафадор Лазарев) Схиигумен Стефан (в монашестве – Агафодор, в миру – Иосиф Васильевич), скончался 17 апреля 1963 г., имея 91 год от роду. 180 Отличался крайним смирением, которого бы хватило, как говорили, на всех насельников Лавры. Он был духовником и постригальным отцом Святейшего Патриарха Пимена, во время своего пребывания в Скиту св. Параклита в 20-х годах. Живя в Лавре, где он и принял в 1960 г. схиму, был помощником Лаврского духовника архим. Петра (Семеновых). Старец отличался детской простотой и доверчивостью. Однажды был такой случай. Кто-то из богомольцев по своему неведению преподнес ему кусок сала, принятый им за рыбу очень хорошего качества, которой стал и келейника угощать, приговаривая: «Какая хорошая рыба! Нет ни одной косточки!» Иеромонах Гавриил (Лихоманов) Иеромонах Гавриил (в миру – Григорий Александрович, 1886–27.7.1964) почил на 78-м году своей многострадальной жизни. Родился он в д. Шеболты Вологодской губ., в крестьянской семье. На 24-м году своей жизни поступил в Спасо-Суморин монастырь близ г. Татьмы, а в 1912 г. перешел в Лавру Преподобного Сергия. В 1914–1919 гг. служил в армии и был в плену, затем возвратился в Лавру. В 1923 г. пострижен в рясофор, а о последующих годах сведения неизвестны, за исключением того, что он был келейником митрополита Петра Полянского , и наверняка прошел круги Гулаговского ада, как и большинство лиц, если не все, кто был связан с митрополитом. В 1948 г. в Лавре пострижен в мантию. В январе 1952 г. стал иеромонахом, в 1958 г. награжден наперсным крестом, в мае 1964 г. награжден патриаршей грамотой. «Кончина старца была поистине мирной: в последний день своей жизни он причастился Св. Таин и после полудня тихо отошел ко Господу». 181 Архимандрит Дионисий (Садиков) Архимандрит Дионисий (в миру – Василий, 1.1.1909–13.9.1968) – многолетний эконом Лавры, поступивший в нее послушником в 1946 году и через два года принявший постриг. «С искренней любовью к Церкви, с врожденным трудолюбием, неиссякаемой энергией, природной смекалкой, успешно трудился он на ответственном, многозаботливом и сложном посту, 182 превозмогая в последние месяцы все нарастающую боль от подтачивавшего его организм недуга. Лишь за неделю до кончины слег в постель. Пользовавшийся всеобщим уважением и любовью за свою скромность и отзывчивость, он был удостоен торжественного отпевания, которое возглавил тогдашний митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, и погребения в ограде перед алтарем храма тогдашнего лаврского Троицкого подворья в с. Лукино (ст. Переделкино)». 183 Схиархимандрит Серафим (архим. Петр Семеновых)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

В церкви во имя Афанасия Афонского покоятся мощи блаженного Афанасия младшего под спудом. В тот же день. Преподобный Вассиан Тиксненский В деревне Бурцево Тотемского уезда жил крестьянин Василий. Кроме обыкновенных трудов земледельческих, он занимался еще портным мастерством и каждый год, окончивши полевые работы, уходил на несколько времени в окрестные волости и селения для заработков. Это занятие весьма много способствовало как безбедному содержанию его семейства – жены и двух сыновей, – так и собственному его развитию и образованию. Наделенный от природы блестящими способностями и по ремеслу своему переходя из селения в селение, постоянно встречаясь и обращаясь с новыми лицами, он и не учась грамоте, мог научиться многому, только следя и наблюдая за теми, где жил и работал. Кроме того, он был весьма усерден в божественной службе, во все воскресенья и праздничные дни постоянно ходил в церковь , внимательно слушал, что в ней поют и читают, любил беседовать о законе Божием и о спасении души с людьми знающими и набожными, и таким образом круг его понятий все более и более расширялся; назначение человека, его обязанности к Богу, ближнему и самому себе сделались для него ясными и понятными. Наконец, он решился совершенно оставить мир. Зная, что встретит себе противодействие со стороны жены и детей и что ему трудно будет устоять против их слез и рыданий, он, не сказав им ничего о своем намерении, тайно ночью вышел из своего дома, не взявши с собою ничего, и пошел искать себе места, удобного для спасения. Он пришел в Тотемский Спасо-Суморин монастырь, основанный преподобным Феодосием, постриженником Прилуцкого Димитриева монастыря, и здесь, приняв монашество с именем Вассиана, года два провел в подвигах послушания. Ревнуя о духовном совершенстве, по благословению своего настоятеля он пришел на Тиксну к церквам Христа Спасителя и святителя Николая, находившимся на крутой возвышенности между реками Тиксной и Вопрой вблизи озера Семенкова, и, войдя на церковную паперть, повергся пред святыми иконами, со слезами прося благословения Божия для спасения души своей потрудиться ему на том месте в уединении и безмолвии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Еще более в указанном понимании Церковью мощей как останков, больших или меньших, от тел святых или как только одних костей их, убеждают исторические свидетельства Церкви греческой и русской. Приведем некоторые из них. Так, Блаженный Иероним в сочинении против Вигилянция, жившего во второй половине IV века, говорит о мощах апостолов Петра и Павла как о костях... Мощи апостолов Андрея, Луки и Тимофея, перенесенные в Константинополь в 356-357 гг., были кости, ибо хранились в небольших ящиках, которые патриарх в торжественных процессиях, ездив в колеснице, держал у себя на коленях. Мощи ветхозаветного патриарха Иосифа и Захарии, отца Предтечи, перенесенные в Константинополь в 415 году, были кости, ибо помещались в малых ящиках. Святой Иоанн Златоуст в своих речах о мощах святых многократно называет их костями... или же костями, которые сопровождает прах... от разложившихся тел. Так, в слове похвальном в день святых мучениц дев Вероники и Просдоки и матери их Домнины (память 4 октября) говорит: “Могут и гробы мучеников иметь великую силу, как и кости мучеников имеют великую мощь...” В слове на день мучеников говорит: “Побудь у могилы мучеников, обойми гроб, пригвоздись к раке: не только кости мучеников, но и могилы и раки их великое источают благословение”... Подобно греческой Церкви, и в нашей русской Церкви под мощами святых всегда разумелись останки от тел святых угодников, большие или меньшие, или, что чаще всего, только одни кости... Чествуя останки святых, христиане почитают чрез них присущую им чудодейственную силу, или благодать Божию. Они не “творят из них кумира”, не воздают им Божеского поклонения, а чествуют их только как земные посредства, орудия благодати и силы Божией, отнеся всю честь к Самому Господу Богу, Владыке святых, избравшему их останки для прославления чрез них Своего могущества и силы. Отвергать такое чествование значило бы отвергать то, что прославляется Самим Богом к нашему почитанию...» Но и на это письмо был получен от властей отрицательный ответ. 29 мая 1919 года, в день праздника Вознесения Господня, в Спасо - Суморин монастырь собралось множество богомольцев из дальних и ближних мест. Во все предыдущие годы в этот день мощи преподобного Феодосия переносились из зимнего храма в летний. После окончания ранней литургии народ обратился к настоятелю монастыря игумену Кириллу (Ильинскому) с просьбой положить святые мощи в гроб. Настоятель ответил, что исполнение просьбы зависит от разрешения властей. Народ двинулся за разрешением в исполком, но здесь верующим было категорически отказано в просимом.

http://fond.ru/kalendar/39/ioann/

Из монастырей, основанных в Олонецкой земле, заслуживают упоминания две обители: Николаевская Ондрусовская пустынь (1520), в 30 км от города Олонца, основанная прп. Адрианом († 1549), учеником св. Александра Свирского, и Троицкий монастырь на Климецком острове Онежского озера, основанный прп. Ионой  . Личный почин основателей монастырей особенно проявился в Вологодской земле, где в этот период было основано 15 монастырей  . Прп. Арсений († 1550), из семьи боярина Сухорусова, постриженник Троице–Сергиева монастыря, в 1521–1529 гг. был там игуменом, но предпочел уединение и, сложив с себя игуменский сан, ушел в вологодские леса, где в 1530 г. основал пустынь  . Другой суровый подвижник, прп. Феодосий Тотемский († 1568), по желанию окрестного населения в 1554 г. основал Спасо–Суморин монастырь; впоследствии этот монастырь тоже стал крупным вотчинником  . Личному почину основателя обязана своим появлением и Владимирская пустынь. Согласно благочестивому преданию, житель Вологды в дремучем лесу в окрестностях города сподобился лицезреть Владимирскую икону Божией Матери. Потрясенный чудесным явлением, он постригся в монахи с именем Иосиф († 1612) и в 1588 г. на месте видения основал малую пустыньку. Леса вокруг пустыни были сущим наказанием для жителей окрестных селений, ибо в них орудовала разбойничья шайка во главе с предводителем Аникой. Иосиф, первый настоятель новой пустыни, согласно преданию, побудил Анику порвать со своим кровавым ремеслом, превратив Савла в Павла. Поэтому в народе пустынь стала называться Зааникеевской, ибо она расположена за лесами, в которых разбойничал Аника. Впоследствии подвижник Иосиф Вологодский был прославлен как местночтимый святой  . В XVII в. в Вологодской земле было основано еще несколько обителей. Нужно упомянуть одну из них, созданную тоже по личному почину ее основателя. Инок по имени Филипп в 1654 г. основал Знаменскую пустынь (примерно в 35 км от города Устюга), которая позже пользовалась большим почитанием у местного населения. К сожалению, нет никаких сведений о житии основавшего ее подвижника  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

преподобным Нифонтом; б) Тотпемский Спасо-Суморин близ города Тотьмы, основан преподобным Феодосием Сумориным в 1554 г. по просьбе местных жителей с разрешения царя Иоанна Васильевича и благословения митрополита Макария и имел пред кончиною своего основателя только девять келий; в) Христофорова Богородицкая пустынь в 27 верстах от Сольвычегодска, в верховье речки Коряжемки, открыта около 1555 г. преподобным Христофором, постриженцем Коряжемского Николаевского монастыря; г) Пыскорский Преображенский при устье речки Пыскорки, впадающей в Каму, и д) Сольвычегодский Введенский в самом городе Сольвычегодске – первый построен в 1560 г. знаменитым родоначальником фамилии Строгановых – Иоанникием Федоровичем, в монашестве Иоасафом, а последний – детьми этого Иоанникия, Иаковом, Григорьем и Симеоном, в 1563 г. с благословения Ростовского архиепископа Никандра; е) Кобылкин Дмитриевский в Вологде или близ Вологды, упоминается в 1568 г.; ж) Маркушевский Николаевский на реке Маркуше в 100 верстах от Тотьмы к северо-востоку, основан в 1578 г. преподобным Агапитом, спостником преподобного Логгина Коряжемского, испросившим у царя Иоанна Васильевича несколько земли на содержание своей обители, а у митрополита Кирилла – благословение на освящение в ней двух церквей; з) Трифонов Успенский при городе Вятке, на берегу реки того же имени, построен в 1580 г. постриженником Пыскорского монастыря преподобным Трифоном на иждивение местных граждан, которые исходатайствовали для того грамоту у царя Иоанна Васильевича. III Из сделанного нами подробного обозрения монастырей Московской митрополии довольно уже ясно открывается, какие были главные причины основания этих монастырей и от чего зависела их поразительная многочисленность. Некоторые из тогдашних монастырей, впрочем весьма немногие, были вызваны к бытию сознанием их потребности и пользы для известного края и местности. Просветители лопарей, Феодорит и Трифон, основали каждый по монастырю с тою целию, чтобы эти обители служили не только для поддержания, но и для дальнейшего распространения христианства между дикарями.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Рано утром 2-го июня мы уже приближались к городу Тотьме, в 9-ти верстах от которого в Сухону впадает речка Царева. Здесь во время своего путешествия на север пил чай Петр далее лежит камень «Лось», на котором он обедал. В Тотьме мы остановились всего на полчаса, чтобы сдать на почту письма и запастись кое-какой провизией. Поэтому осмотреть подробно город и его древности не удалось. Между тем здесь очень много интересного. Город Тотьма широко раскинут на левом высоком берегу р. Сухоны и ее притоке речке Песьей Деньге, в долине которой, на окраине города, стоит старинная церковь Иоанна Предтечи и Спасо-Суморин монастырь. Этот монастырь основан в 1551 году; в нем почивают мощи основателя его, препод. Феодосия Суморина, родившегося в г. Вологде в первой половине XVI века и жившего в Тотьме для присмотра за принадлежавшими в то время Прилуцкому монастырю соляными варницами. Соляной завод в Тотьме существует и теперь, и на нем добывается ежегодно до 100 000 пудов соли. На северной стороне города небольшой «Царев» луг и вблизи, по речке Ковде, осиновая роща «виселки», где царь Иван Васильевич Грозный расправлялся с тотьмеками. Начало Тотьмы относится к XV веку. В 1539 году город был разорен казанскими татарами; в 1565 году Тотьма упоминается в числе городов опричных. В смутный период самозванцев Тотьма принимала деятельное участие в делах государственного устройства. Петром сюда был сослан в заточение Федор Абрамович Лопухин, брат царицы Евдокии, которая, говорят, сама жила некоторое время в бывшем Тотемском женском монастыре. Глава V По реке Сухоне. – Опоки. – Пребывание в г. Устюге Великом. За Тотьмой берега Сухоны подымаются еще выше и сплошь покрыты густым лесом, в огромном количестве свалившимся уже и загромоздившим собою обрывы, круто спускающиеся к реке. Все это работа великих вод и ледохода, который здесь не менее страшен, чем на Кубенском озере. У селения Порог, над опасным перебором Опоки, берег Сухоны, достигающий здесь 40 саж. вышины, представляет очень интересное зрелище.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Рядом с действующей в Тотьме церковью Рождества Христова стоит поклонный крест. Здесь раньше была колокольня. Городские колокольни страдали и гибли первыми - это понятно, безбожникам прежде всего нужно было лишить церковь голоса. Из 19 городских храмов сохранилось пять. Но главное - город лишился своего духовного покровители и заступника перед Господом, преподобного Феодосия Тотемского. Его мощи хранились в Вознесенском соборе основанного им монастыря, в серебряной раке. В 1919 году их, несмотря на возмущение православного люда, вскрыли и выставили на всеобщее обозрение (прежде у мощей, обретённых нетленными, была открыта для целования верующими лишь рука преподобного). А потом отправили их в вологодский антирелигиозный музей. Шесть десятилетий они хранились в запасниках Вологодского музея-заповедника, а в год 1000-летия Крещения Руси мощи передали в Лазаревскую церковь Вологды. 12 сентября 1994 года их торжественно перенесли в Троицкий храм города Тотьмы, а с 2001 года мощи находятся в Рождественском храме. - Когда мощи преп. Феодосия Суморина были перенесены обратно в Тотьму, словно какая-то волна пошла, - рассказывает Наталья. - Люди потянулись к церкви, стали чаще ходить на службы, у них становится всё больше веры. Это покров и заступничество св. Феодосия, мы чувствуем, что он нам помогает... Жалко, что десятилетиями на это внимания не обращали, а теперь приходится поднимать всё буквально из пепелищ. Дорога к Суморину монастырю. На переднем плане - заброшенный братский корпус Многие горожане хотят вернуть мощи в Спасо-Суморин монастырь, чтобы св. Феодосий завершил свой путь там, откуда он начался с приходом советской власти, и чтобы помог возрождению своей обители. А пока монастырь на окраине Тотьмы - главная жемчужина древнего города - постепенно разрушается. В советское время, несмотря на попрание святынь (на монастырском кладбище разбито футбольное поле, надгробие мореплавателя И. Кускова в 1961 году было использовано под фундамент новой коммунальной бани), строения монастыря худо-бедно поддерживались - на его территории размещался лесной техникум, воинские части. Но теперь это тоже часть обширного музейного хозяйства Натальи Кореневой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Некролог Октября 20 дня сего 1883 года, в первом часу пополудни, скончался в Вологде один из старейших священнослужителей не только Вологодской, но вероятно и большей части других отечественных епархий, известный всей России своими проповедническими трудами, настоятель Вологодского кафедрального Софийского собора протоиерей Василий Иванович Нордов , на 87-м году от роду, на 60-м служения в священном сане и на 43-м настоятельства в Вологодском кафедральном соборе. Урожденец Вологодской епархии г. Устюга Великого причетнический сын (род. в 1797 году, 14-го февраля), воспитанник третьего курса Московской духовной академии; в Бозе почивший о. протоиерей, по окончании в 1822 году академического курса со степенью кандидата, определен в том же году 5 [...]тября в Никольское духовное училище исправляющим должность ректора и учителем в высшее отделение. В 1824 году, июня 24 дня, епископом Вологодским Онисифором произведен во священника к Спасообыденной всеградской церкви г. Вологды с оставлением училищной службы; в том же 1824 году, 20 сентября, по особом испытании Московской академической конференцией, с утверждения Комиссии духовных училищ, возведен на степень магистра. В 1826 г., 28 марта, за ревностное служение и похвальное поведение награжден набедренником, а 9 сентября определен членом в учрежденную, по предписанию Комиссии духовных училищ, особую комиссию для ревизии Вологодской семинарской экономии за сем лет. В 1829 году в декабре командирован в Тотемский Спасо-Суморин монастырь для личного обозрения братии, по случаю произшедшего тогда в монастыре пожара. В 1830 году, 2 января, определен присутствующим в Вологодскую духовную консисторию и того же года, 13 апреля, за отличное служение и разные по службе труды преосвященным Стефаном возведен в сан протоиерея. В 1831 году, 4 сентября, по отношению Вологодского гражданского гебернатора командирован в село Кубенское и полусело Новленское, состоящие в Вологодском уезде, для увещания крестьян, нарушавших повиновение начальству, по случаю превратных о губительной болезни (холере) толков.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Nordov...

Я закончил МВТУ им. Баумана по специальности «технология машиностроения». К концу обучения понимал, что нет желания работать инженером (будущий игумен Феодосий окончил «Бауманку» с отличием – Ред. ). Меня влекла церковная жизнь, но я и сам не знал, что из этого выйдет. Ближе к диплому осознанно просил у Господа указать путь. Ряд жизненных обстоятельств показал явление силы Божией – для меня несомненное совершенно, что Господь призывает меня в духовную жизнь. Просил у Господа указать путь. Ряд жизненных обстоятельств показал явление силы Божией Для родителей это было неожиданно и непонятно. Бауманский университет заканчивали и мама, и папа. Дед был выпускником «Курсов красных директоров», открывшихся в 1920-е годы в Бауманском университете, работал инженером в оборонной промышленности. Прадед был инженером на Царицынских (в советское время Волгоградских, Сталинградских) металлургических заводах. Династия. Перед защитой я съездил к духовникам в Троице-Сергиеву лавру, получил благословение начать духовную жизнь. И я никогда не жалел, что послушался и пошел по Божиему послушанию. Меня послали в Великоустюжскую епархию Вологодской области, в Тотьму, восстанавливать Спасо-Суморин монастырь. Там, в храме Рождества Христова, лежал в нетленных мощах великий вологодский подвижник – преподобный Феодосий Тотемский. Монастырь только-только документально оформлялся. Я ходил туда читать молитвы, что-то убирать. От этого времени остались незабываемые теплые воспоминания, я ощущал необыкновенную любовь простых тотемских людей. Связь с некоторыми прихожанами сохранилась до сих пор. Тогда у меня ревность была особенная. Все было чисто, пленительно, все было вновь. Произошла резкая перемена жизни, но я не чувствовал никакого беспокойства. Господь дал уверенность, что я поступаю совершенно правильно. По характеру я склонен к сомнениям, а здесь была уверенность незыблемая. Через три с половиной года получил благословение в Свято-Артемиево-В е ркольский монастырь Архангельской области. На Благовещение 2000 года меня постригли в монашеский чин с именем Феодосий – в честь преподобного Феодосия Тотемского, у кого я потрудился в первые годы. На Радоницу рукоположили в иеродиаконы и благословили начать строительство подворья Артемиево-В е ркольского монастыря в Архангельске.

http://pravoslavie.ru/141666.html

Троице-Гледенский монастырь — упоминается с XVI века, не действующий, славится уникальным иконостасом — золоченым с резьбой разных видов и стилей; урочище Опоки — уникальный памятник природы на берегу реки Сухоны, 70 км от Великого Устюга по дороге в Тотьму, разноцветные «полосатые» берега высотой более 60 метров, разлом, леса, артезианский фонтан, очень красиво. А еще здесь была зона ГУЛАГа. Урочище Опоки. Фото Lana Sator 4 Тотьма и окрестности Тотьма — тотемское барокко, Входо-Иерусалимская церковь, церковь Рождества Христова, памятник Николаю Рубцову, Спасо-Суморин монастырь, открытое хранение фондов, Краеведческий музей, монумент «60-я параллель», Музей мореходов, Музей церковной старины, Дом-музей И. А. Кускова, творческое пространство «АнтреСоль»; Тотьма. Фото vologda-oblast.ru село Никольское — место, где прошло детство поэта Николая Рубцова, музей Рубцова; деревня Усть-Печеньга (Устье-Печенгское) — от трассы Чекшино —Тотьма 17 километров, храм Покрова Пресвятой Богородицы 1781 года, великолепный иконостас, подлинный интерьер, смотровая площадка колокольни, северная деревянная архитектура; Деревня Усть-Печеньга. Фото rusbestrailways.com деревня Пожарище (100 км от Тотьмы по направлению к Великому Устюгу, 14 километров от села Нюксеницы) — Национальная деревня Русского Севера, архаика, ручное ткачество, северная национальная кухня, песни, пляски, мастер-классы, живая традиционная культура, жилые дома и крестьянские постройки середины — конца XIX века. Приезжайте сюда летом, на праздник Троицкого заговенья — фестиваль «Живая старина». Деревня Пожарище в 2009 году стала одним из победителей конкурса «Чудеса земли Вологодской». 5 Кириллов и окрестности Кириллов — Трапезная палата, Преображенская надвратная церковь, церковь Кирилла, церковь Епифания, церковь Иоанна Предтечи, церковь Архангела Гавриила; Кириллов. Фото newsvo.ru К ирилло-Белозерский монастырь — основан преподобным Кириллом Белозерским в 1397 году, стоит на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова. В XV–XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России, центр духовной жизни Русского Севера;

http://sever.foma.ru/chto-objazatelno-po...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010