В Тотьме он оказался также за послушание – смотрел за монастырскими солеварнями. Преподобный был, с одной стороны, успешным и рачительным распорядителем, а с другой – кротким и милостивым к рабочим. Со временем святой пожелал основать в этих местах монастырь, желание это поддержали жители тех мест, знавшие его и любившие. В 1554-м году, получив царскую грамоту и в благословение от Прилуцкого монастыря икону Богородицы, преподобный Феодосий приступил к устроению монастыря, который со временем получил необычное название Спасо-Суморин – по фамилии его основателя. Настоятель двух обителей неустанно пребывал в молитве и трудах, подавая добрый пример братии В течение года, при помощи жителей окрестных селений, преподобный поставил деревянную церковь, трапезу, келлии. Но еще более он заботился об устроении душ иноков. Сам получивший в юности хорошее образование, святой стремился к духовному просвещению братии и со временем собрал в обители большую библиотеку. Трудами преподобного в том же Тотемском округе была восстановлена запустевшая Ефремова пустынь. Настоятель двух обителей неустанно пребывал в молитве и трудах, подавая добрый пример братии. Святой мирно почил в 1568-м году, а в 1798-м году был канонизирован. Спасо-Суморин монастырь в Тотьме Наследие Тотьмы «Феодосий уходил, оставляя после себя не только храмы и их богатое убранство, но и драгоценную память о своем подвиге, он становился тем звеном в нескончаемой цепи из поколения в поколение передаваемого духовного опыта, которая объединяла во едином полку разрозненное во времени и пространстве воинство Небесного Царя», – написала Мария Кузьмина в статье, посвященной чудесам по молитвам преподобного . Только известных – более 150, а неизвестных, скрытых под покровом слов «случайно», «так получилось», – кто сосчитает? Лишь верующее, любящее сердце замечает такие совпадения, с благодарностью обращаясь к святому, с которым разделяют нас столетия, но соединяет Господь. Храм во имя Преподобного Феодосия Тотемского п. Аксубаево Республика Татарстан Живет в том самом Аксубаево, небесным покровителем которого является святой из Вологодчины, Андрей Бикмуллин. Прихожанин Феодосиевского храма и творческий человек. В 2018-м году он занял первое место в IV Межрегиональном фестивале деревянных скульптур в Тотьме. Как оказался Андрей в Тотьме – небольшом северном городке, совсем не близко от родных мест?

http://pravoslavie.ru/158777.html

Андрею опять в домовой церкви. Обед в доме архиерейском. 1-го декабря оба преосвященные отправились в Тотьму, куда прибыли 4-го числа вечером. Встреча была торжественная, с колокольным звоном, при многочисленном стечении народа. Преосвященный Ростовский имел квартиру в доме купца Ив. Гр. Левзинова. На другой день приветствовали его дворяне, купечество и соборный протоиерей с братией; – протоиерей поднёс образ и говорил изрядную речь longe (длинно), – как замечено в дневник преосвящ. Арсения. 6-го ч., в день Святителя Николая, преосвященный слушал раннюю литургию в приходской Климентовской церкви, а преосвященный Вологодский служил в соборе. 7-го числа утром отправились оба архиерея в Спасо-Суморин монастырь 43 , для осмотра тела преп. Феодосия; но по причине множества народа к обстоятельному освидетельствованию приступить не могли. Между тем, в особом покое открыли заседание для допроса получивших исцеления. Допросы эти продолжались с 8-го по 14-е число. В течение этого времени архиереи два раза ездили в Спасо-Суморин монастырь: снова осматривали и обстоятельно описывали тело преп. Феодосия. 14-го числа выехали из Тотьмы и 16-го возвратились в Вологду. С 17-го по 20 ч. занимались составлением секретных бумаг в Св. Синод по исполненному ими поручению. Вечером 20 ч. преосвященный Ростовский, простившись с преосвященным вологодским, оставил Вологду и отправился в Ярославль, куда и прибыл 21-го ч. в полночь 44 . 26 ч. он писал в Вологду преосвященному Арсению: «За любовь вашу и за вся благая, в бытность мою в Вологде, мне оказанныя, приношу вам мою сердечную благодарность. Мы, слава Богу, из Вологды в Ярославль приехали благополучно 45 ». 1798 года, 9-го января умер архимандрит Ростовского Авраамиева монастыря Иосиф; в то же время архимандрит Борисоглебского монастыря и вместе ректор семинарии Сергий, частью по болезни телесной, а частью и по немощи душевной, уволен от ректорской должности. Донося Святейшему Синоду о смерти первого архимандрита, архиепископ Арсений просил назначить на его место такого архимандрита, который бы мог быть вместе и ректором семинарии. Долго не получая на это донесение ответа, преосвященный пишет 11-го марта учителю Александро-Невской семинарии иеромонаху Августину (в мире Михаилу) Сахарову, не задолго пред тем взятому туда из учителей Ярославской семинарии:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

На 11-е число, в 4-м часу пополуночи Духовная Комиссия, прямо прибыв в Спасо-Суморин монастырь, от города в одной версте отстоящий, остановилась тамо в приготовленных для квартирования ее в каменных кельях. Оная состояла из 3-х особ: 1-й член ее Вологодского Спасоприлуцкого монастыря архимандрит Иннокентий и главный предводитель (sic) Вологодской Духовной Консистории; 2-й – протоиерей Николая Чудотворца, что во Владычиной слободе, Андрей Артемович Шешидамов, член Консистории, и судья градский; 3-й – секретарь оной же Консистории Василий Алексеев. Для скорейшего исполнения и совета, по указу же, присовокуплены в оную Комиссию Тотемского Духовного Правления судящия – Богоявленского собора протоиерей Максим Савинов и ключарь священник Косьма Ефимов. Сей день Комиссия препроводила в отдохновении от пути в монастырских кельях. При производстве дела до окончания о подаваемых чудесах 662 присутствовали депутаты по званию команды в последующие дни 663 . 12-ю числа, по повелению Комиссии, все из города Тотьмы, духовенство в 8-м часов пополуночи начало собираться в Суморин монастырь, а по собрании Преподобного Феодосия разгребаем был гроб в священных по чину одеждах теми же руками, коими вторично землею засыпан 664 . В начале 9-го часа, когда уже докопались до гроба, приказал главнокомандующий архимандрит Иннокентий около могилы по углам поставить 4-ре посеребренные подсвечника, с возженными особливой величины свещами, и балдахин 665 , покрытую золотою парчевою пеленою, утвердить оную на столбцах, и начат благовест в большой колокол, который весом 105-ть пуд, лит в немецкой земле, для публичнаго собрания, который и продолжался чрев полчаса. Потом пошед он из своих келий в препровождении прочих членов Коммиссии и строителя монастыря в церковь Иоанна Златоуста , где ожидало его духовенство и знатное общество гражданское. Посреде церкви поставлен был украшенный дорогими пеленами стол и около его 4-ре посеребренных подсвечника со свещами, По облачении первенствующего и всего главного духовенства, в пристойность церемонии, в черные парчевыя с золотыми травами шелковыя ризы, а прочих церковнослужителей в темные одежды, исшед к уготованному столу, по обычном начали петь священники, клирики и весь почти народ: Царю небесный и др., а когда достигли до Трисвятаго, кое даже до самого возвращения в церковь повторяемо было пением обычным погребению, взяв икону Божия Матери, которую преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Положение игумений при их жаловании еще бедственнее. Прим. авт. 101 Отец Нафанаил, уроженец Вологды, полагал начало в Николо-Пешношском монастыре, куда поступил в 1826 году; в 30-х годах перешел в Спасский-Суморин монастырь близ Тотьмы (основанный в 1554 году прсп. Феодосием); проходил все послушания и был казначеем; в 1840 году февраля 19 возведен в сан игумена, в 1844 в сан архимандрита. В 1866 году по прибытии в Спасо-Суморин монастырь преосвященного Христофора (Эммаусского), который был епископом в Вологде, и, назначенный в Вятку, отказался, просясь на покой, причем ему монастырь этот был дан в управление, архимандрит Нафанаил был переведен в Вологду в Свято-Духов монастырь, которым с тех пор и управляет. Прим. авт. Старец маститый, почтенный, благообразный и, несмотря на свои лета, еще очень деятельный. (Замеч, архимандрита Пимена). 104 Если не находится частного человека, любителя отечественных древностей, который бы пожелал своими средствами восстановить древние здания древнего Ростова, как не обратит на них своего внимания Археологическое Общество, которое не должно бы ограничиваться в трудах своих только изданием письменных памятников минувших столетий? Оно должно бы заботиться и о неприкосновенности уцелевших еще памятников древнего зодчества, и о восстановлении тех, которые разрушаются. Примеч. авт. 105 Сказанное об общежительстве и что оно, конечно, должно быть непременным условием, требует разъяснения. Толгский монастырь (как мы уже упоминали в предшедшей главе) при приезде преосвященного Леонида в Ярославль был в столь плачевном положении, что, посетив, преосвященный недоумевал, что ему делать с монастырем, доведенным до последней степени распущенности и разорения, и с чего начать, чтобы восстановить его и привести в надлежащий порядок и более пристойный вид. Вопрос этот был тотчас же предложен преосвященным другу его и учителю в монашестве, восстановителю и преобразователю Угреши, отцу Пимену, по приезде его в Ярославль. Как истинный ревнитель монашества и приверженец общежительства, отец Пимен предложил любимое свое средство – преобразование в общежитие, которое, по его мнению, не могло невосстановить захудалой обители, и так как он хорошо знал всех настоятелей Московской епархии, то и указал преосвященному на архимандрита Аркадия, наместника московского Донского монастыря как на человека, вполне способного восстановить монастырь Толгский.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В 1697 году Тотемский воевода Федор Лопухин ходатайствовал перед архиепископом Александром о переводе в Спасо-Суморин монастырь игумена Голубинской пустыни Ионы, которому по старости уже невмочь было управлять полунищим монастырьком. О чём в письме от 24 сентября 206 г. (т. е. 1697 г.) Лопухин пишет Преосвященному Александру: «Побрел, государь, к тебе Голубинской пустыни игумен Иона просить милости, чтоб ты к нему милость показал и учинил ево свободна Голубинскаго монастыря; пожалуй, государь мой, прикажи ему бедному быть во священстве или во братстве в Суморине монастыре, а зело б, государь, ему присвоено по ево старости у раки чюдотворца Феодосия, а служить своего братьею чреда. А церковь, государь, теплая за твоим благословением строитца, а совершитца вскоре; пожалуй, государь, прикажи прислать антимис с ним Переведен ли игумен Иона в Суморин монастырь, неизвестно. Ответного письма не сохранилось. На приведенном письме есть только пометка: «206, сентября во 28 день, привез игумен Иона. Против сего (т.е. в ответ) писано с ним же Ионою и святый антиминс послан». Не этот ли игумен Иона и был духовником Лопухина и основателем Дедовской пустыни? Может быть, первоначально он и служил в Тотьме пономарем в Воскресенской церкви, а потом священником в Богоявленском соборе и иеромонахом в Суморине монастыре. Управляли обителью игумены и строители. У Павла Строева есть следующие сведения о настоятелях-строителях Голубинской пустыни: «Вологодская епархия основана под названием Пермской в 1383 г., кафедра перенесена из Устьвыма в Вологду после 1492 г. … монастырь Голубинская Богородичная пустынь, находится в Тотемском уезде, ныне упразднена. Строители пустыни: Сильвестр, 1652 г., Иона, 1678 г., Илия, 1683–85 гг., Иоасаф, 1688 и 89, игумен 1702 и 1703 гг., уволен, Иона, игумен, определен 1703–1704 В 1744 году за пустыней числилось 17 душ. Упразднена пустынь в 1764 году в связи с сокращением церковных штатов. Бесприходная Богородицерождественская Голубинская церковь обращена в часовню и приписана к Николаевской Ихалицкой церкви. В клировых ведомостях Ихалицкой церкви за 1916 год о часовне уже не упоминается.

http://sobory.ru/article/?object=37058

году было установлено преподобному местное празднование в Спасо- Суморине монастыре и составлена служба для отправления в обители его. В 1795 году начинается строительство новой каменной церкви Вознесения Господня. Для этого разобрали прежнюю ветхую церковь и на освободившемся месте стали копать фундаментные рвы. Во время работ, 2 сентября 1796 года, обретают мощи, по шитой надписи на парамане схимы опознанные как мощи преподобного Феодосия. После освидетельствования 12 ноября того же года они были внесены при колокольном звоне всех церквей г. Тотьмы в монастырскую церковь Иоанна Златоуста, а после Божественной литургии — в собор Спаса Преображения, где они были поставлены в стенную нишу и запечатаны . По специально составленному церемониалу, присланному по указу Святейшего Синода от епископа Вологодского и Устюжского Арсения, мощи были вновь обследованы. Наконец, мощи святого обрели покой в Вознесенском соборе монастыря, где с 31 декабря 1798 года стояли открыто , напротив чудотворной Тотемской-Суморинской иконы Божией Матери. Так свершилась официальная церковная канонизация преподобного Феодосия Тотемского. В 1919 году, в связи с кощунственными вскрытиями святых мощей, были вскрыты и мощи преподобного Феодосия, после того долгое время хранившиеся в запасниках Вологодского музея. В 1988-1994 годах они находились в Лазаревской церкви г. Вологды, а 12—15 сентября 1994 г. состоялось торжественное перенесение мощей преподобного Феодосия в Троицкий храм г. Тотьмы, где они помещены в раку. Спасо-Суморин монастырь осквернен и полуразрушен. Хочется верить, что святой Феодосии все-таки обретет покой — уже навсегда— в созданной им обители. ПРЕПОДОБНЫЙ ВАССИАН ТИКСНЕНСКИЙ стал продолжателем монашеского делания преподобного Феодосия. В конце XVI — начале XVII века он подвизался при Спасо-Преображенской церкви на речке Тиксне. Но в отличие от Феодосия, он не создал своего монастыря, оставаясь отшельником-аскетом. По свидетельству жития, преподобный Вассиан происходил из крестьян деревни Бурцеве Спасо-Преображенского Стрелицкого прихода

http://pravicon.com/info-3497

Рубрики Коллекции Фото: (с) Информационный отдел Вологодской и Кирилловской епархии Возвращение преподобного Феодосия Тотемского 6 мин., 15.09.2016 Поделиться Эта новость вряд ли окажется на федеральных каналах или на первых полосах популярных газет. Между тем, для церковной истории это событие по значению сопоставимо с 25-летием со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского или прошлогодним юбилеем преподобного Сергия Радонежского . Копия литографии " Спасо-Суморин монастырь " В родные стены Спасо-Суморина монастыря города Тотьмы Вологодской области сегодня возвращаются мощи великого русского святого, преподобного Феодосия Тотемского - одного из самых почитаемых святых Русского Севера. Храмы, освященные в честь преподобного Феодосия Тотемского. Источник http://sobory.ru 27 престолов православных храмов освящены в честь преподобного Феодосия Тотемского на огромном пространстве от Архангельской области до Тульской, от Татарстана до Ульяновской области; в его имя освящена церковь в Екатеринбургском Александро-Невском Ново-Тихвинском монастыре. 11 престолов в храмах Вологодской митрополии освящены в честь преподобного Феодосия. Церковь во имя преподобного Феодосия Тотемского в Троицко-Ильинском монастыре есть даже на Украине в Чернигове. Образ преподобного Феодосия Тотемского Чем же так известен святой подвижник времен правления Иоанна Грозного ? Образ преподобного Димитрия Прилуцкого. В основанном им монастыре принял постриг Феодосий Тотемский (из экспозиции Тотемского музея церковной старины) В 1539 году на Вологодские земли напали казанские татары. После их набега крупнейший вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь, был, как говорится в житии Феодосия, «в великом расхищении». Нужно было восстанавливать монастырские села и соляные промыслы, налаживать заново жизнь целого региона, которая была полностью парализована. Текст службы преподобному Феодосию Игумен монастыря Арсений, старец опытный, заметил у Феодосия особые таланты. Без ослушания, но и без особого желания пришлось Феодосию отправиться за 200 километров от обители на принадлежавшие Спасо-Прилуцкому монастырю соляные варницы, расположенные рядом с древним городом Тотьмой. Кстати, один из районов города до сих пор носит название “Варницы”. Город Тотьма с колокольни Входоиерусалимского собора

http://foma.ru/vozvrashhenie-prepodobnog...

3 Одну из самых древних и больших обителей Русского Севера основал на Вологодчине ученик Сергия Радонежского Спасо-Прилуцкий монастырь. Фото Сергея Гармашова Местные жители стали принимать христианство еще в XII-XV веках. В это время на Вологодчине создаются православные обители — Троице-Гледенский, Михайло-Архангельский монастыри в Великом Устюге, Корнилиево-Комельский, Арсениево-Комельский, Павло-Обнорский — вокруг Вологды, Кириллов и Ферапонтов — в Белозерье, Дионисиев Глушицкий, Спасо-Каменный — в Кубеноозерье, Спасо-Суморин, Агапитов Маркушевский Николаевский — в Тотемских землях. В 1371 году в излучине реки Вологды ученик преподобного Сергия Радонежского святой Димитрий Прилуцкий основал Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Это событие оказало сильнейшее влияние на развитие всего региона на несколько веков. Другие ученики и последователи преподобного Сергия Радонежского — преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Ферапонт Белозерский, святые Павел Обнорский, Сергей Нуромский, Афанасий и Феодосий Череповецкие, Сильвестр Обнорский — также основали на Вологодчине, по благословению учителя, свои обители. Преподобный Дионисий Глушицкий основал несколько монастырей, два из них — Сосновецкий и Покровский — возрождаются сейчас. 78 вологодских святых были связаны с Сергием Радонежским и вошли в собор Вологодских святых. 4 Иван Грозный мог перенести в Вологду столицу Опричник. Художник Сергей Ефошкин Он даже начал там грандиозное строительство — возведение каменного детинца (кремля). Этот проект чуть было не перетянул на себя основные и на тот момент не слишком великие ресурсы Московского государства. Вологодский кремль в новом по сути городе должен был быть в два раза больше московского. Главный храм — Успенский собор, позднее освященный в честь Софии Премудрости Божией, — был выстроен по велению царя. Роспись западной стены Софийского собора музейные экскурсоводы в советское время называли «самым большим Страшным Судом в Советском Союзе». Могло случиться, что столица перешла бы из Москвы в Вологду, но по разным причином этого не произошло. Удобно расположенная на торговом пути, ведущем из Европы (Англии) через Архангельск в Сибирь, Вологда в XV–XVI веке была важным торговым перевалочным пунктом для европейских и русских купцов и промысловиков. Иван Грозный включил несколько городов Вологодчины в свою опричнину. Из самой Вологды царь хотел сделать себе новую опричную резиденцию, видя город «воротами» на пути к Белому морю и оттуда — в Европу (куда рассчитывал эмигрировать в случае успешного боярского заговора). Но когда строительство было уже почти закончено, царь передумал и уехал из Вологды в Москву.

http://sever.foma.ru/pochemu-zdes-takoe-...

  Вообще Тотьма выглядит «оазисом» среди непроглядных лесов и редких деревушек огромного пространства между Вологдой и Великим Устюгом. Жизнь здесь бьет ключом: функционируют, помимо шести музеев и народного театра, молодежный центр, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном, ряд предприятий пищевой промышленности, музыкальная и художественная школы. Город принимает в год более ста тысяч туристов; большинство из них, правда, транзитные путешественники по Русскому Северу, приезжающие сюда ради уникальности храмов и богатых коллекций музеев. Но в последний год возникает и еще одна причина посетить Тотьму: начато возрождение Спасо-Суморина монастыря. Храмы Спасо-Суморина монастыря. Фото Елены Лукиной Эта обитель была основана на мысу близ слияния небольших речек Ковды и Песьей Деньги в 1554 году монахом вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря Феодосием Сумориным. Основатель монастыря впоследствии был канонизирован как преподобный Феодосий Тотемский, его нетленные мощи и сейчас, пережив все годы лихолетья, находятся в действующем Рождественском храме Тотьмы. Но сам монастырь нуждается в возрож­дении: до наших дней сохранилась примерно половина некогда прекрасного комплекса, от трех башен ограды осталась одна, провалами окон зияет настоятельский корпус, безвозвратно утрачена колокольня высотой 81 метр. Остались — несколько зданий, великолепный Вознесенский собор и надежда. Надежда на возрождение, которая питает сейчас и настоятеля новообразованного архиерейского подворья — иеромонаха Феодосия (Писарева). За год существования подворья на руинах монастыря возрождается жизнь — вместе с возникшей здесь молельной комнатой, с колоколами, приобретенными на средства тотемского мецената Владимира Глазачева, потомка купеческой династии Арсаковых. Тотьма выходит на субботники и помогает восстанавливать монастырь — кто словом, кто делом. Тотьмичам не привыкать справляться с самыми трудными жизненными ситуациями — и сейчас можно быть уверенными в том, что потомки тотемских мореходов смогут и возродить обитель Феодосия Тотемского, и остановить ту не слишком заметную, но все же имеющуюся убыль населения, постепенно «отходящего» в более крупные города. Спасо-Суморин монастырь. Фото - Роберт Гвискар

http://foma.ru/totma.html

Святой источник преподобного Вассиана Тиксненского (Биряково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Источник святого преподобного Вассиана Тиксненского расположен недалеко от села Биряково. История [ править править код ] Первое упоминание о Биряково относится к 1623 году. В начале XVII века в Биряково были возведены две деревянные церкви, в XVIII веке – это уже величественные белокаменные Спасо-Преображенский и Богородице-Рождественский храмы, сохранившиеся до наших дней. В здании одного из них располагалась изначально церковно-приходская, а затем Спасская начальная школа. Биряковский край – место родины преподобного чудотворца Вассиана Тиксненского, день памяти которого отмечается 25 сентября. Этот святой человек жил на рубеже XVI-XVII веков и принадлежит к числу наиболее известных и почитаемых святых Вологодской епархии. Преподобный Вассиан родился в д. Бурцево Спасо-Преображенского Стрелицкого прихода Тотемского уезда Вологодской губернии. Был крестьянином. Носил имя Василий. Была жена и двое сыновей. Летом крестьянствовал. Зимой портняжничал, ходя по соседним селениям. Общался с мудрыми и набожными людьми. Постепенно решился уйти от жизни в миру и жить для Бога. Однажды ночью тайно ушёл из дома. Пришёл на место рядом с озером Семенково между реками Тиксной и Вопрой, где стояли церкви Спасо-Преображения и святителя Николая Чудотворца (ныне деревня Погорелово Тотемского района). Место на крутой возвышенности очень понравилось, но Василий не решился поселиться здесь и пришёл в Тотьму в Спасо-Суморин монастырь, основанный прп. Феодосием Тотемским. Настоятель иеромонах Ферапонт постриг его с именем Вассиан. Через несколько лет Вассиан стал просить настоятеля отпустить его из монастыря для жизни в уединении на Тиксне. Помолясь у гроба преподобного Феодосия, старец Ферапонт благословил его на новый путь иконой Пресвятой Троицы. В 1594 году, придя на Тиксну, получил от настоятеля местных церквей Нестора Андреева, причта и прихожан разрешение построить малую келию неподалёку от храма. Крестьяне согласились её построить. Располагалась она на церковном погосте в 20-ти саженях от храма. Постоянно находился в посте и молитве. Спал на голом полу, либо все ночи проводил в молитве. Питался тем, что приносили ему прихожане.

http://azbyka.ru/palomnik/Святой_источни...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010