Трапезная своей могучей монументальностью прямо-таки противопоставлена собственно храму. Она имеет крупные, чисто ампирные тройные окна с полуциркульным проемом верхнего света и руст в межоконных простенках. С запада расположен более широкий, чем у собора, четырехколонный входной портик. К сожалению, интерьер Вознесенского собора почти не сохранил своего прежнего богатого убранства, кроме лепнины в стиле классицизма в отделке стен. Мощные угловые пилоны, украшенные полуколоннами и пилястрами, несут опирающиеся на них арки с хорами и легко возносящийся вверх купол. Стены и купол покрывают сильно испорченные росписи, выполненные в 1860-х годах академиком живописи П. С. Тюриным. Весь монастырский холм со стоящими на нем церквами охватывала ограда высотой около 7,5 м, некогда имевшая четыре башенки. Она была сооружена между 1829 и 1849 годами и служила подпорной стеной подножия холма. В силу своей небольшой высоты и местоположения ограда как бы являлась своеобразной «оправой» всего ансамбля, лишь обрамляющей, но не закрывающей его постройки. Ныне уцелели лишь остатки стен и классически строгая изящная башенка на юго-западном углу, которая красиво рисуется на фоне окружающей пышной зелени, Основанием ее ярусного объема служит массивный четверик с парными пилястрами по краям, легко несущий двусветный цилиндр с различной формы проемами. Круглый верхний ярус с арочными окнами завершен купольной полусферической кровлей. Венчает башню невысокий, характерный для того времени шпиль с флажком-флюгером, превосходно довершавший общий облик этого типично ампирного сооружения. С северной стороны границу монастыря образуют корпуса келий — настоятельский и братский, возведенные в течение XIX века. Крупный настоятельский корпус в два этажа с мощным рустованным «подиумом» возвышается над речкой Песьей Деньгой. Построенный в первой четверти столетия и возобновленный после пожара 1829 года, он во второй половине XIX века был расширен с юга пристройкой с домовым храмом. Позднеклассический декор здания, предельно строгий и лаконичный, состоит из рустованных пилястр, арочных ниш, простых наличников окон и карнизов. Также скромен и строг низкий одноэтажный корпус братских келий, возникший около 1830-х годов в северо-западном углу монастыря. Его центр отмечен небольшой надстройкой с мезонином, которая разделяет здание на помещения для монахов и для приезжих (гостинные кельи). С северной стороны этого корпуса прежде возвышалась огромная монастырская колокольня в четыре яруса, сооружение которой продолжалось с 1801 по 1844 год (разобрана в 1930-х гг.).

http://sobory.ru/article/?object=06304

Монастырь основан в 1554 году. Спасо-Сумориным назван монастырь по главной Спасо-Преображенской церкви и по фамилии его основателя, преподобного Феодосия Суморина, причисленного к лику святых под именем Феодосия Тотемского. Преподобный Феодосий Суморин родился в Вологде около 1530 года. Достигнув совершеннолетия, Феодосий решился посвятить свою жизнь служению Богу, для чего принял монашеский постриг в Спасо-Прилуцком монастыре. Обитель вела большую торговлю солью, которая выпаривалась в Тотьме. Монах Феодосий был направлен в Тотьму для контроля над ее производством. Здесь, на берегу реки Песья Деньга, в 1554 году он основал новый монастырь. Феодосий подал прошение в Москву для отмены налога на соль и в 1555 году получил грамоту от царя Ивана IV. Спасо-Суморин монастырь вскоре стал одной из самых богатых православных обителей вдоль реки Сухона, несмотря на то, что он состоял почти полностью из деревянных сооружений до конца XVIII века. Ныне существующие архитектурные памятники были построены позднее, чем церкви в центре города. Долго ли стояли церковь и другие здания, построенные преподобным Феодосием, неизвестно. В 1613 году, при нападении поляков и литовцев на Тотьму, монастырь, по-видимому, был разорен. В отписках монахов Прилуцкого монастыря сказано, что убитых старцев и слуг Прилуцкого монастыря «похоронити некому,– нет в Тотьме священников ни черных, ни белых», «а здесе, государи отнюдь некому погребати, нет священников нигде, все высечены». Позднейшие же документы отмечают, что не все белые священники и черные монахи были перебиты, например, часть братии Суморина монастыря успела спастись, скрывшись в ближайших лесах, и после ухода неприятеля возвратилась, чтобы восстановить монастырь. В писцовых книгах за 1685 год указывается на следующие постройки в Спасо-Суморином монастыре: - ветхая деревянная Преображенская церковь, основана была в 1554 году преподобным Феодосием; - строящаяся каменная Преображенская церковь с трапезною и Воскресенским приделом; - деревянная шатровая колокольня с десятью колоколами, с часами и «железным боем»; - семь деревянных келий. В 1693, 1694 и 1702 годах тотемский Спасо-Суморин монастырь посещал Государь Петр Великий.

http://sobory.ru/article/?object=00367

В Спасо-Суморин монастырь возвращены мощи основателя обители преподобного Феодосия Тотемского 17 сентября 2016 г. 19:25 15 сентября 2016 года, в день памяти обретения мощей преподобного Феодосия Тотемского, рака со святыми мощами была перенесена крестным ходом из храма Рождества Христова г. Тотьмы в Спасо-Суморин монастырь. Здесь 220 лет назад при перестройке Вознесенского храма мощи преподобного Феодосия были обретены нетленными. После молебна рака из храма Рождества Христова на плечах священников отправилась в двухкилометровый путь до Спасо-Суморина монастыря. В восстанавливаемом Вознесенском соборе возрождающегося монастыря мощи были положены на специально изготовленное место. Затем митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий возглавил малое освящение храма. В сослужении епископа Череповецкого и Белозерского Флавиана и сонма духовенства Вологодской митрополии владыка Игнатий совершил во вновь освященном храме Литургию. В торжествах приняли участие глава города Вологды Е.Б. Шулепов, глава Тотемского района С.Л. Селянин, жители г. Тотьмы и паломники из Вологодской области и других регионов России. По окончании Литургии у раки преподобного Феодосия были прочитаны молитвы и совершено славление святого. За труды по восстановлению обители глава митрополии удостоил наград настоятеля монастыря иеромонаха Феодосия (Писарева), попечителей и благотворителей, а также благочинного Тотемского округа протоиерея Георгия Титова. Преподобный Феодосий Тотемский преставился ко Господу в 1568 году и был погребен в основанном им монастыре. При гробе его совершались чудеса. 2/15 сентября 1796 года при перестройке Вознесенского храма мощи святого были обретены нетленными. В 1919 году мощи, несмотря на протесты верующих, были вскрыты и выставлены на всеобщее обозрение. Опасаясь дальнейшего поклонения святому, власти Тотьмы отправили святыню в Вологду в антирелигиозный музей, где она пролежала в запасниках более 60 лет. В 1988 году мощи были переданы музеем в Лазаревскую Горбачевскую церковь Вологды. 12 сентября 1994 года состоялось перенесение мощей в Троицкий храм города Тотьмы, где они были помещены в раку. С 2001 года мощи святого находились в храме Рождества Христова города Тотьмы, сообщает епархиальный сайт . Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

8 древних и необычных монашеских послушаний на Севере Суровые условия Севера диктовали монастырской братии особый образ жизни. Что приходилось делать монахам в северных монастырях? Какие выполнять послушания, каких не встречалось в центральной и южной России? 1 Варить соль Самым доходным из монастырских промыслов, и к тому же не таким рискованным, как рыбная ловля, было солеварение. Основные расходы на содержание солеварен были связаны с использованием большого количества дров. На морском берегу рыли колодцы глубиной до 10–12 метров, в них собиралась вода, содержание рассола в этой воде составляло обычно около 11%. Около колодцев стояли варницы (простые сараи), в которых на железных крюках над печью были подвешены четырехугольные железные сковородки — црены. Рассол кипятился в црене несколько суток, потом остывал и загустевал. Каждый отдельный процесс (полуваря) занимал в среднем семь-восемь дней, в результате полувари получалось около 190 пудов (более трех тонн) соли. Миниатюра из рукописи «Житие Зосимы и Савватия» (XVII век). Солеварение. Полученная соль в основном шла на продажу. Именно продажа соли позволяла, например, Николо-Корельскому монастырю «всякий монастырский запас покупать». Спасо-Суморин монастырь в Тотьме с самого своего основания был ориентирован на солеварение: территория монастыря находилась между старым тотемским посадом — Варницами, где велось производство соли, и новым, на котором был возведен кремль-острог. Основатель монастыря, преподобный Феодосий Тотемский (в миру Феодосий Юлианович Суморин) получил в 1554 году царскую несудимую грамоту и приступил к устроению Тотемского монастыря. В ответ на челобитную Феодосия царь Иван Грозный в 1555 году разрешил обители завести соляную трубу и варить в ней безоброчно соль для последующей продажи в Тотьме. С учетом рискованного характера севернорусского земледелия, небольших земельных и людских ресурсов возникающего монастыря предоставленное ему право на солеварение и соляную продажу заметно расширяло источники дохода. В 1567 году в духовной (то есть завещании) Феодосия Суморина указаны уже три варницы у Соли Тотемской с «цренами», то есть с большими сковородами, на которых вываривали соль, и четвертая без црена, а также несколько соляных труб. Успехи преподобного Феодосия в деле устроения монастыря, его активного экономического развития и роста, в первую очередь, благодаря солеварению и продаже соли были настолько велики, его так ценили местные жители, что — уникальный случай! — в названии обители позже увековеличили мирское имя святого — Спасо-Суморин.

http://sever.foma.ru/sem-drevnih-i-neoby...

Тотьма. Спасо-Суморин монастырь. Собор Спаса Преображения. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменное строительство в Спасо-Суморином монастыре начинается в царствование Михаила Федоровича Романова, когда в 1623 году заложили Спасо-Преображенский собор. Строили его с перерывами вплоть до 1689 года. В 1801 году собор из летнего перестроили в зимний, отапливаемый, и отделали фасады в классическом стиле. В 70-80-е годы XIX века, когда классицизм считали немодным и устаревшим, собор перестраивают ещё раз в русско-византийском вкусе. Вместо классического купола возводят пятиглавие (утрачено), а фасады покрывают множеством “древнерусских”, довольно некрасивых деталей: наличников, поясков, колоночек и т.п. Неоднократно перестроенный и полуразрушенный в советское время, старейший каменный храм Тотьмы сейчас выглядит довольно неприглядно. Похоже, началась вялотекущая реставрация. http://kraeved1147.ru/totma-hramyi/ Каменный Спасо-Преображенский храм строился в период с 1623 по 1689 годы. Он стал первой каменной постройкой в Тотемском уезде. В 1801 году к Преображенской церкви с южной стороны был пристроен придел во имя святого князя Александра Невского, с западной – помещения для монастырской ризницы и библиотеки. В XIX веке внутри церкви стены и своды были украшены живописью. Пол в храме был чугунным, в алтаре – из белого камня. В резном золоченом иконостасе в киоте за стеклом хранилась икона св. князя Александра Невского, присланная в монастырь в 1801 году императором Александром I. Золотой оклад иконы был украшен драгоценными каменьями, а венец – алмазами и бриллиантами. В другом киоте также за стеклом находилась чудотворная икона Божией Матери, именуемой «прежде Рождества Дева». Частичные перестройки Преображенского собора проводились в 1876-1880 годы. После закрытия монастыря в здании Преображенского собора располагался лесной техникум. Монастырь расположен в трех километрах к северо-западу от Тотьмы. Уже издали хорошо виден весь его ансамбль, раскинувшийся на невысоком холмистом мысу между двумя речушками — Песьей Деньгой и Ковдой. В своем настоящем виде он сложился в основном в конце XVIII и первой половине XIX века, что в конечном итоге обусловило известную цельность и единство его архитектурного облика, выдержанного преимущественно в стиле классицизма. Лишь сравнительно недавно были разобраны огромная монастырская колокольня и значительная часть стен с башнями.

http://sobory.ru/article/?object=06305

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Храм Входа Господня в Иерусалим в Тотьме передан в собственность Великоустюжской епархии 22.10.2016 Еще один объект культурного наследия федерального значения - храм Входа Господня в Иерусалим в Тотьме - по решению Территориального управления Росимущества в Вологодской области передан в собственность Великоустюжской епархии . Соответствующие документы от Территориального управления Росимущества в Вологодской области поступили на имя временно управляющего Великоустюжской епархией митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия, после чего был подписан акт приема-передачи имущества в собственность. Согласно ранее достигнутой договоренности, Тотемское музейное объединение после подписания соответствующего соглашения будет размещать свои экспозиции в храме на праве безвозмездного пользования до решения вопроса о предоставлении этому учреждению равноценного здания в городе Тотьме. Ранее митрополит Игнатий своим указом включил храм Входа Господня в Иерусалим г. Тотьмы в состав Архиерейского подворья « Спасо-Суморин монастырь ». В 2016 году в собственность Вологодской епархии был передан историко-архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого мужского монастыря, являющийся объектом культурного наследия федерального значения. Также было принято решение о передаче 13 объектов на территории Кирилло-Белозерского монастыря в пользование Вологодской епархии на четыреста девяносто лет, а церковь Кирилла Белозерского (придел Успенского собора) изъята из оперативного управления Кирилло-Белозерского музея и передана в безвозмездное пользование Кирилло-Белозерскому мужскому монастырю. Находившиеся ранее в безвозмездном пользовании Тотемского музейного объединения Вознесенский собор, Спасо-Преображенский собор и нежилые помещения корпуса братских келий на первом этаже переданы в безвозмездное пользование Архиерейскому подворью «Спасо-Суморин монастырь» Великоустюжской епархии. В октябре этого года три городских храма Вологды были возвращены Вологодской епархии. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 24.10.2016 07:02:08

http://drevo-info.ru/news/21430.html

В 1554 году неподалеку от Тотьмы он устраивает монастырь у слияния рек Ковды и Песьей Деньги на землях, которые ему пожертвовала местная вдова Мария Киселева. Ставит там церковь в честь Преображения Господня. Игумен Спасо-Прилуцкой обители Арсений, из которой Феодосий был послан в Тотьму, разрешил ему оставить работу начальника соляного промысла. В свою очередь царь Иоанн Васильевич Грозный по прошению тотьмичей и с благословения митрополита Макария выдал несудимую грамоту на устройство обители, по которой монастырь освобождался от суда тотемского наместника и налогов. В XIX веке Воскресенский собор расписывал известный русский художник, академик живописи Платон Тюрин. Частично росписи сохранились Когда через 14 лет, 28 января 1568 года, основатель Спасо-Преображенской обители скончался, монастырь стоял уже на прочной основе - духовной и хозяйственной. При этом Феодосий священный сан так и не принял - он до конца оставался монахом-схимником. Почитание святого оказалось настолько велико, что основанную им обитель стали называть по его фамилии Суморин - Спасо-Суморинская. Спасо-Суморин монастырь. Фото Алексея Колосова В середине XVII века уже были известны случаи исцелений по молитвам преподобного Феодосия у его гроба. Иконописцы начинают писать первые его иконы, появляется специальная служба преподобному, но его окончательную канонизацию усложняют особенности синодального периода (1700-1917 годы), за время которого было прославлено всего несколько святых. Преподобный Феодосий был как раз одним из них. Так выглядит сейчас часть монастырской стены. Фото Алексея Колосова Канонизация оказалась под вопросом, при этом и сам монастырь стал заштатным. К концу восемнадцатого века он очень обеднел, его постройки обветшали. И тут произошло то, что многие посчитали чудом: обнаружились нетленные святые мощи преподобного Феодосия, причем совсем не там, где, как считали насельники, они должны были находиться. Воскресенский собор. Фото Алексея Колосова Во время перестройки храма, который грозил вот-вот рухнуть, 2/15 сентября 1796 года строительные рабочие нашли нетленные мощи святого Феодосия. В монастырь, как писал Святейшему Синоду градский голова Иван Андреевич Кузнецов, из самых дальних губерний многими тысячами стали стекаться люди. И в 1798 году император Павел I утвердил своим указом признание канонизации - Феодосий Тотемский был признан святым. 15.09.2016. Вынос мощей из храма Рождества Христова. (с) Информационный отдел Вологодской и Кирилловской епархии

http://foma.ru/vozvrashhenie-prepodobnog...

  Храм Рождества Христова в Тотьме. Здесь мощи преподобного Феодосия пробыли до 15 сентября 2016 года, когда их вернули в Спасо-Суморин монастырь К моменту приезда монаха город и округа находились в полном разорении. И Феодосий на 10 лет фактически оказался в роли управляющего Тотьмы. Он полностью восстановил соляные промыслы, более того - при нем они стали приносить максимальную прибыль за всю историю своего существования. Благодаря труду монаха из Вологды удалось фактически заново отстроить город и помочь восстановлению всего Вологодского края. Территория монастыря - сплошная стройка Феодосий в глазах людей приобрел огромный авторитет причем он добился этого не только своим управленческим талантом и трудолюбием, но и тем, что он всегда заботился о людях, проявлял добрый нрав. За это его по-настоящему любили. Иеромонах Феодосий (Писарев), восстанавливающий Спасо-Суморин монастырь Казалось бы, он мог для себя устроить, говоря современным языком, карьеру. Мог бы укреплять местную власть и распространять свое влияние на месте или вернуться в Вологду таким восстановителем-триумфатором, опытным управителем. В Спасо-Суморином монастыре Но ему не хватало того, ради чего он оставил мир - молитвы и уединения. Сейчас много говорят об особой благодатности Русского Севера. Более того, с легкой руки Андрея Николаевича Муравьева, побывавшего в вологодских-новгородских краях в середине XIX века, за этой землей закрепилось особое название: “Русская Фиваида на Севере” - обилие монастырей напоминало писателю окрестности египетского города Фивы первых веков христианства. Парадокс в том, что аскеты, желающие молитвенного подвига, шли в такие земли не в поисках комфорта и не для того, чтобы хорошо там устроиться - они шли, потому что в лесной чаще жить было не менее трудно, чем в безводной пустыне. Они рвались туда, где жить было почти невозможно, но зато было легко молиться. В этом смысле Феодосий был истинным монахом. Рядом с руинами монастырских строений - надгробие деятеля Русской Америки тотьмича Ивана Кускова. Фото Алексея Колосова

http://foma.ru/vozvrashhenie-prepodobnog...

Получив грамоту, Феодосий немедленно приступил к сооружению монастыря. В этом же году была построена деревянная церковь во имя Преображения господня и при ней монашеские кельи. А в 1555 году Феодосию была выдана другая царская грамота, коей дозволялось ему устроить при Тотемских солеварнях на порожнем месте свою соляную трубу и продавать добываемую соль безоброчно, а деньги употреблять на содержании церкви и братии. Впоследствии Спасо-Суморин монастырь ежегодно добывал 12-15 пудов соли. Феодосий сумел создать образцовое и слаженное монастырское хозяйство: земельные угодья, мельницы, амбары, кирпичные печи, четыре соляные варницы с 11 трубами, торговые лавки в городе, речные суда для перевозки соли, и т. п. Все это давало рабочие места сотням людей, служило процветанию тотемской обители, которая постепенно превращалась в крупный центр православной культуры и духовности. Скончался преподобный 28 января 1568 года. Он был погребен близ алтаря сооруженного им деревянного Преображенского собора. Житие сообщает, что через сорок лет после его смерти состоялись первые исцеления на его могиле, а почитание старца как святого началось почти сразу же. Первая икона святого была написана в 1612 году тотемским иконописцем Яковом Поповым. С 1626 года иконы преподобного стали широко распространенными. Мощи преподобного были обретены в 1796 году при копании рва под фундамент Вознесенской церкви (опознаны по шитой надписи на схиме). Через два года Феодосий был канонизирован. До революции 1917 года мощи преподобного Феодосия находились зимой в Воскресенском соборе под аркой между основным пространством собора и северным приделом во имя Феодосия Тотемского, а весной ежегодно с торжественным крестным ходом переносились в холодный Преображенский собор и здесь покоились в серебряной раке. Мощи были покрыты покровом, за исключением руки преподобного, которую целовали верующие. В 1919 году мощи Феодосия Тотемского, несмотря на протесты верующих, были вскрыты и выставлены на всеобщее обозрение.

http://sobory.ru/article/?object=00367

Тотьма. Спасо-Суморин монастырь. Собор Вознесения Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменный храм Вознесения Господня построили на месте деревянной церкви в середине XVIII века. Однако при строительстве зодчие допустили ошибку, не учтя слабость грунта. Храм начал оседать и трескаться, поэтому в 1796-1801 годы на его месте возвели новый собор в торжественном классическом стиле. Считается, что автором проекта собора был сын Матвея Казакова Василий, умерший ещё при жизни отца. Во время строительства Вознесенского собора случайно обрели мощи Феодосия Тотемского. 25 лет спустя к собору пристроили массивную двусветную трапезную. Внутреннее убранство храма разрушили и разграбили, уничтожили монастырскую колокольню, вторую по высоте в Вологодской губернии. Строили её 43 года, разрушали тоже долго: с 30-х по 60-е годы XX столетия. http://kraeved1147.ru/totma-hramyi/ Главную роль в ансамбле играет соседний Вознесенский собор. Эта монументальная, значительных размеров постройка безраздельно господствует в общей панораме монастыря и особенно эффектно смотрится из-за речки. Первый деревянный храм Вознесения появился здесь вскоре после 1690 года. В 1757—1764 годах его сменило каменное сооружение, которое, однако, стало быстро оседать и разрушаться из-за слабого грунта. Поэтому в 1796—1801 годах был построен новый собор. Свой нынешний облик он приобрел к 1825 году, после пристройки к нему с западной стороны обширной трапезной с приделами и портиком. Вознесенский собор, своеобразный памятник зрелого классицизма, выполнен на достаточно высоком профессиональном уровне и, видимо, по проекту какого-то столичного зодчего. Архитектор И. Б. Медведев недавно установил, что этим зодчим был В. М. Казаков, сын прославленного М. Ф. Казакова. Здание отличает подчеркнутая парадность и строгая торжественность. Особенно эффектен основной объем храма с характерно центрическим построением и особой трактовкой форм, свойственной рубежу XVIII—XIX веков. Его крупный двусветный четверик поставлен на невысокий подклет и имеет с востока в центре большой полукруглый выступ апсиды. Массивность и нерасчлененность собора подчеркивает плоский, довольно Скромный декор. Лишь красивые четырехколонные портики коринфского ордера с крутыми фронтонами оформляют северный и южный фасады. Особенно выразительно завершение здания. Большой цилиндрический барабан с куполом, увенчанный малым барабанчиком и главкой типа вазы, возвышается над центром храма; его окружают четыре таких же барабанчика с главками, расположенные над углами. Все барабаны украшает рустовка, которая контрастирует с гладкими стенами храма, оживленными лишь треугольными сандриками над крупными нижними окнами.

http://sobory.ru/article/?object=06304

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010