Церковь Преображения Господня (Опочка) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Преображения Господня — кирпичный собор в стиле классицизма, построенный в 1791-1795 стараниями купца Викулина. Содержание История [ править править код ] Согласно летописи, в год основания города Опочка «поставлена бысть церковь новая Святого Спаса». Спасская церковь была деревянной, после пожара 1441 года восстановлена. Сохранилось описание этой церкви: «… деревянная, крыта тёсом; в ней престол един, да при нем придел Благовещения Богоматери, престол же един; рублею кругом двадцать шесть углов, брусовая, на ней пять глав, обиты чешуёю, на придельной шестая, на них кресты деревянные, обиты жестью». Колокольня также была деревянная, «в два [а]партамента, крыта тёсом, под шатёр. В ней три колокола, да четыре маленьких. В той же колокольне часы железные. Гири каменные. В нощи и во дни всегдашнее хождение имеют». Церковь была в плане крестообразной, обширная и высокая, стояла на дубовом фундаменте. Большой пожар 17 сентября 1774 года уничтожил почти все деревянные постройки в городе, в том числе и Спасскую церковь. Икона Преображения Господня с двунадесятыми праздниками, находившаяся в ней, сохранилась, и позднее была установлена в новом Спасо-Преображенском соборе. Священник сгоревшей церкви Лазарь Евстигнеев после этого поступил послушником в Псково-Печерский монастырь, стал одним из замечательных Печерских подвижников. Родился он в семье дьячка в 1733 году, скончался 27 мая 1824 года на 91 году жизни, в монастыре, покоится рядом с преподобным Марком. Здесь же кованые вериги с крестом и цепями, весом более 10 кг, которые преподобный Лазарь носил на себе. Своим примерным благочестием о. Лазарь обратил на себя внимание еще в Опочке, где он заслужил любовь всех горожан и окрестных жителей. В 1785 году после смерти жены он принял в монастыре монашество, до 1800 года проходил монастырское послушание в должности казначея. Жизнь о. Лазаря была посвящена молитве, посту и труду. Он шил ризы, вырученные деньги и приношения разных лиц раздавал нищим, часть денег отдавал на содержание устроенной им богадельни.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Преобр...

VI. Перевод на русский язык творений блаж. Диадоха. В книге проф. Попова все напечатанные им творения бл. Диадоха сопровождаются русским переводом. По-видимому, настоятельной потребности в новом переводе всех творений бл. Диадоха не было, так как главнейшее из его произведений λγος σχητιχς переводилось на русский язык уже неоднократно. Проф. Попову известен перевод Паисия Величковского , изданный в Москве в 1793 году, перевод, напечатанный редакцией «Христианского Чтения» за 1839 г. (ч. и, наконец, изданный русскою Пантелеимоновской обителью на Афоне перевод, сделанный великим знатоком аскетической письменности и греческого языка, покойным затворником епископом Феофаном (XXXIII-XXXIV). Остался неизвестен ему перевод Добротолюбия «с еллинно-греческого языка на славянский язык в семинарии Свято-троицкой Сергиевской лавры» 1793 490 , напечатанный «на кошт Спасо-Преображенского Валаамского монастыря игумена Назария». Но проф. Попов думает на этот счет иначе. «Так как напечатанный в настоящей книге греческий текст аскетического сочинения во многом (sic) отличается от греческого текста Филокалии, то и наш перевод этого сочинения, говорит он, в значительной степени отличается от упомянутых русских переводов. Русский же перевод слова на вознесение Господа и слова против ариан впервые, насколько нам известно, появляется в настоящей книге» (стр. XXXIV). Указываемая, однакоже, «значительная степень отличий» в переводах г. Попова ни в каком случае не может быть признана дальнейшим поступательным шагом вперед, а, напротив, во многих случаях стоит даже ниже 491 существующих в печати переводов, и особенно перевода епископа Феофана. Для примера мы рекомендуем сделать сличение 49 главы аскетического слова в переводах проф. Попова и епископа Феофана. Но если нельзя признать удовлетворительными переводы творений блаж. Диадоха, сделанные при пособии старых славяно-русских переводов в рукописях и печатных изданиях и позднейших русских переводов – редакции журнала «Христ. Чтение» и епископа Феофана, то уже переводы, впервые появившееся в книге проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Брянск. Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Покровской горе. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровский храм находится в центре современной Покровской Горы, которая получила название от построенного в городской крепости храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. После упразднения (вероятно, в 1500 году) самостоятельной Брянской Епархии Кафедральный Собор был переведен из Спасо-Гробовского храма в древний Покровский храм, находящийся в Брянской крепости. С этого времени он был наименован Брянским Покровским собором. На средства брянского помещика Е.Т. Алымова вместо старого деревянного храма в 1626 году был построен новый двухэтажный. Нижний храм был освящен в честь Святителя Алексия, Митрополита Московского и всея Руси, Чудотворца. Верхний, летний храм, был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1798 году городским собором стал Преображенский храм Поликарпова монастыря, а Покровский собор стал приходским храмом, который с 1876 года был приписан к Преображенскому собору. В 1896 году Епархиальным начальством храм передан 144-му пехотному Каширскому полку и Богослужения в нем совершали полковые священники. В апреле 1919 года военный храм бывшего Каширского полка был закрыт и передан под школу. После закрытия здание храма неоднократно перестраивалось и приспосабливалось под нужды государственных учреждений. Были снесены глава и колокольня. Богослужения в храме возобновились с 24 мая 1991 года, после освящения верхнего храма Епископом Орловским и Брянским Паисием. 25 февраля 1995 года Архиепископ Брянский и Севский Мелхиседек освятил нижний храм во имя Святителя Алексия, Митрополита Московского. 9 февраля 1996 года был освящен придел во имя Преподобных Олега и Поликарпа Брянских. В этом приделе совершается Таинство Крещения. Сведения взяты из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления). Старый Брянск, упоминаемый в летописи в 1146 году, был полностью разрушен татаро-монголами и отстроен заново уже на новом месте. Известно, что после возрождения города в середине XIII века его центр расположился на Покровской горе. Видимо, холм на берегу реки Десны тогда и получил это название - по крайней мере, первый Покровский храм вырос здесь примерно в это время. Именно это естественное укрепление являлось центром города, именно отсюда начинался древний Брянск. Первым его правителем был князь Роман Михайлович, при котором, возможно, и построили первый, ещё деревянный Покровский храм, давший имя холму, где стояла крепость. В 1500 году Брянск, принадлежавший тогда Великому княжеству Литовскому, взял великий князь Московский Иван III, после чего присоединив его к Москве; крепостная Покровская церковь превратилась тогда в кафедральный собор. После того как Брянск принялся развиваться как важный центр на оживлённом пути из Москвы в Малороссию, в конце XVII столетия, Покровский собор перестроили в камне, и он приобрёл знакомый нам облик.

http://sobory.ru/article/?object=00659

Закрыть itemscope itemtype="" > В это рубежное для России время Вышел новый 11-й номер журнала «Берег России», тема выпуска «Россия на рубеже» 21.10.2023 9391 Время на чтение 4 минуты Фото: Предоставлены автором Вышел новый 11-й номер журнала «Берег России». Выпуск особый, посвящен духовной и политической ситуации в нынешнее рубежное для России время. Тема всего номера заявлена на обложке журнала: «Россия на рубеже». С этим выпуском стоит ознакомиться тем, кто стремится увидеть духовные причины происходящего сегодня в мире и России, кто желает понять, каким образом может произойти возрождение Православной Руси. В номере нет рецептов и политических технологий преобразования России. Читатель, знакомясь с публикациями 11-го выпуска журнала «Берег России», почувствует живой дух Святой Руси, только в этом духе возможны подъем и процветание нашего великого Отечества. В выпуске опубликованы Слово Святителя Иоанна Шанхайского «Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о Царях?» и ставшая традиционной беседа с известным митрополитом Вениамином (Пушкарем). Беседа была записана в августе этого года, когда над Русским Приморьем бушевал тайфун, что усиливало апокалиптические ощущения во время разговора с Владыкой. Текст беседы нигде ранее не публиковался. В номере также рассказывается о завершении строительства Спасо-Преображенского кафедрального собора Владивостока. Подчеркивается, что Собор должен стать «знамением новой эры Православия на Востоке», как говорили во Владивостоке ещё в дореволюционные времена, ожидая возникновения этого величественного Храма на берегу Тихого океана. О развороте политики России на Восток и о том, с какими смыслами, идеями идем мы к азиатским соседям и что из этого может получиться, – рассуждения и статьи в новом выпуске журнала «Берег России». Внимание редакции в этом выпуске также обращено к процессам построения Нового мирового порядка и церковной ситуации, обусловленной этими процессами. А также к визитам высокопоставленных католиков в Москву и политической игре Ватикана. Анализируется роль идеологии неосоциализма в построении нового мирового порядка.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/21/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Интервью Наместника и игумена Соловецкого монастыря епископа Порфирия В новом выпуске альманаха «Соловецкое море» 05.08.2021 2478 Время на чтение 13 минут Фото: http://solovki-monastyr.ru Январское интервью редколлегии альманаха «Соловецкое море» с епископом Озерским, наместником и игуменом Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, директором Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника Порфирием (Шутовым). – Ваше Преосвященство, дорогой владыка Порфирий! Редколлегия «Соловецкого моря» и читатели в очередном номере альманаха ждут нашей с Вами беседы. Благословите задать Вам несколько вопросов о жизни мирской и духовной. – Рад вместе с редколлегией подумать над злободневными вопросами. Вдвойне рад, что ваши читатели находят нечто для себя в наших беседах. Для меня наши традиционные встречи в начале года также стали, пожалуй, самой значительной возможностью публично высказаться по серьёзным темам. Благослови, Христос, и на сей раз нашей беседе быть содержательной! – Говорят, что после пандемии мир изменится. Есть ли у Вас личное мнение на этот счёт? Повлияла ли эпидемия на монастырскую жизнь? Меняется ли монастырская жизнь под влиянием социальных и политических событий или монастырь по определению такое место, где время остановилось? – Мир, безусловно, уже очень сильно изменился. А пандемия, вероятно, – это «новая нормальность», как нам прямо заявляют творцы нового мирового порядка. Но проблема в том, что эти беззаконные «локдауны» и резкое отдаление людей друг от друга – только начало изменений. Чёрной тучей нависла реальность небывалого социального переустройства всего мира. И все здравомыслящие и благонамеренные люди сегодня это понимают. Очень недвусмысленно наш Патриарх в рождественском интервью заявил позицию по этому вопросу. Напомню ход его мысли. Цифровизация создаёт техническую возможность поставить человеческую личность под тотальный контроль, а далее направлять поведение человека. Несогласие человека с предписанными ему правилами влечёт незамедлительное отключение от получения всяческих благ и услуг, а это прямое исполнение Откровения Иоанна Богослова о печати антихриста. Сегодня широко обсуждается новая книга бессменного президента Давосского форума Клауса Шваба, где он открыто объявляет о начале «великой перезагрузки». Его же, в партнёрстве с Линн де Ротшильд, – «совет по инклюзивному капитализму», куда вовлекли и Папу Римского Франциска. На более привычном языке всё это называется «революцией сверху». Её движущая сила – глобальный правящий класс, мировая финансовая элита. Идеология – трансгуманизм. Стратегическая цель – демонтаж национальных государств и передача управления наднациональному мировому правительству. А в социальном плане – новое кастовое общество из господ и рабов, только невиданно жёсткое и жестокое. Вследствие пронизывающей управляемости в мире не останется места политическим изменениям, как это грезилось Жаку Аттали.

http://ruskline.ru/opp/2021/08/05/interv...

    От Казанского комитета духовной цензуры печатать дозволяется. 20 мая 1871 года. Цензор профессор Н. Соколов. Из предлагаемых житий святителей и чудотворцев Казанских Гурия, Варсонофия и Германа два первые, с присовокуплением сказания об обретении и открытии мощей святителей Гурия и Варсонофия и чудесах их, составлены почившим в Бозесинодальным членом Григорием, бывшим архиепископом Казанским, а впоследствии митрополитом Новгородским и С. Петербургским, и изданы в первый раз в 1853 году. В настоящем новом издании их допущены лишь незначительные исправления против первого. Житие святителя Германа заимствовано из книжки «Служба иже во святых отцу нашему Герману архиепископу Казанскому и Свияжскому», изданной в 1861 году, где, после службы, помещено житие сего святителя, составленное пребывавшим на покое в Свияжском Богородицком монастыре и скончавшимся там архиепископом Тобольским Евлампием. В первом издании житий святителей Гурия и Варсонофия помещено следующее «предуведомление» от автора: «Предлежащее житие св. святителей – Гурия, первого архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского, составлено на основании их жития, частью находящегося в рукописи, писанного блаженнейшим Всероссийским патриархом Гермогеном, в бытность его митрополитом Казанским, и частью напечатанного в Прологе и Четье-Минее под 4-м днем октября». Главнейший источник жития святителей Гурия и Варсонофия есть рукописное их житие, писанное блаженнейшим Гермогеном, потому что в последние дни жизни святителя Варсонофия он был уже священником в городе Казани при Гостинодворской церкви, потом был преемником настоятельства его в Спасо-Преображенском монастыре, а, наконец, преемником и святителя Гурия на кафедре Казанской, как то ясно видно из его предисловия к написанному и житию означенных святителей. Посему казанская жизнь святителей Гурия и Варсонофия для него, без сомнения, была весьма известна. Для святителя Гермогена была неизвестна, как и сам он говорит в том же предисловии к житию означенных святителей, только жизнь, проведенная ими вне Казани, а особенно жизнь их юношеская 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

В Симферополе открылась конференция, посвященная 10-летию прославления святителя Луки Симферополь, 20 марта 2006 г . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины 19-21 марта 2006 года в г. Симферополе, будет проходить международная духовно-научная конференция, посвященная 10-летию прославления святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского, исповедника (профессора медицины В.Ф.Войно-Ясенецкого), посвященная труду святителя – " Наука и религия " , сообщает пресс-служба Симферопольского Епархиального управления. В ней примут участие не только богословы, духовенство, но и ученые из стран ближнего и дальнего зарубежья. Конференция открылась 19 марта архиерейской Божественной литургией и торжественным молебном перед началом конференции в Свято-Троицкой женской обители у мощей святителя Луки Затем, участники конференции совершили возложение цветов к мемориальной доске святителя Луки на здании учебного корпуса Крымского государственного медицинского университета им. Георгиевского На 1-м пленарном заседании 19 марта были заслушаны следующие доклады: 1. Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь – " Духовное  наследие святителя Луки- опыт осмысления в XXI веке " . 2. Архим. Нектарий (Антонопулос) игумен Спасо-Преображенского мужского монастыря (Фивы, Греция) " О новых чудесах, совершенных святителем Лукой в Греции " . 3. Архиепископ Черкасский и Каневский Софроний – " Путь науки без Бога " . 4. Проф. Белоглазов Владимир Алексеевич, проректор КГМУ, проф. – " Современная медицинская наука и Православие " . На 2-м заседании: 1. Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний – " Исповеднический подвиг святого целителя Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) и его деяния в памяти красноярцев " . 2. Проф.Георгий Патронас, преподаватель кафедры Нового Завета Афинского университета (Афины, Греция) – " Христианство и Православие в новом тысячелетии " . 3. Проф. Георгий Папагеоргиу профессор хирургии, заведующий хирургическим отделением больницы " Евангелизмос " (Афины, Греция) – " Наука и религия – путь к истине " .

http://pravoslavie.ru/16696.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Николай Жевахов: «Новая жизнь за границей» Вышел новый том воспоминаний товарища обер-прокурора Святейшего Синода 09.11.2022 1282 Время на чтение 5 минут Фото: indrik.ru В московском издательстве «Индрик» вышла новая книга: Жевахов Н.Д. «Новая жизнь за границей. Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода». Публикация и составление М.Г. Талалая и М.А. Бирюковой. Научная редакция М.Г. Талалая. М.: изд. «Индрик», 2022. (280 с., ил.). ISBN 978-5-91674-680-8, сообщает наш корреспондент. Первые два тома «Воспоминаний товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода» князя Николая Давидовича Жевахова (1874–1945), впервые опубликованные в Мюнхене в 1923 г. (том 1) и в Новом Саде в 1928 г. (том 2), неоднократно переиздавались в России после падения советского режима (вот только полные переиздания: 1) М.: Родник: Изд. отд. Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1993 (серия: Царский Архив); 2) СПб.: Царское Дело, 2007; 3) СПб.: Царское Дело, 2014). Они охватывают период с сентября 1915 года по январь 1920 года и вызывают у читателей неослабевающий интерес. Третий том воспоминаний, в которых автор описывал свои злоключения в эмиграции, так и не был им издан из-за отсутствия средств, и до последнего времени его местонахождение не было известно. И вот наконец рукопись найдена, и продолжение воспоминаний выходит в свет! В книге: Жевахов Н.Д. «Новая жизнь за границей. Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода» - в первые публикуется продолжение (3-й том) воспоминаний князя Н.Д. Жевахова. Это детальное и пристрастное повествование о прощании с Родинои, первых месяцах беженскои жизни в Сербии и прибытии в Италию ради главного дела жизни - устроиства паломнического подворья в Бари, близ мощеи святителя Николая Чудотворца. Вновь обнаруженные мемуары, обнимающие период с февраля по ноябрь 1920 года, дополнены редкими текстами Жевахова – очерками, заметками, воззваниями, касающимися Барградского дела. Особую часть (Приложение) составляют архивные материалы Императорского Православного Палестинского общества (впервые публикуются материалы, найденные в Архиве внешней политики Российской Империи и в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки, за период 1910-1913 гг., в том числе письма Н.Д. Жевахова, выдержки из Журналов Заседания Совета Императорского Православного Палестинского Общества, касающиеся покупки земли и строительства православного храма во имя Святителя Николая Чудотворца Мирликийского в городе Бари, и странноприимного дома при нём ), курировавшего возведение подворья в Италии при непосредственном участии мемуариста. В книге собраны материалы, крайние даты которых помечены 1910 и 1944 гг., в совокупности они отражают не только жизнь и личность самого князя Жевахова, но и проливают ясный свет на историю Барградского православного храма и подворья.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/09/ni...

Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил поклонился святыням Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря 29 мая 2013 г. 10:01 28 мая 2013 года по прибытии в Валаамскую обитель Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил III , совершающий официальный визит в Русскую Православную Церковь, и сопровождающие его лица посетили Спасо-Преображенский собор. Под звон колоколов Блаженнейшего Владыку встречала монастырская братия. Предстоятель Иерусалимской Православной Церкви поклонился святыням собора: мощам преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, основателей Валаамского монастыря, Валаамской иконе Божией Матери, мощам преподобного Антипы Валаамского. С приветственным словом к Блаженнейшему Патриарху Феофилу обратился наместник Валаамского монастыря епископ Троицкий Панкратий : «Мы сердечно приветствуем Вас здесь, в Валаамской обители, в древней обители Русской земли. Мы всегда молимся о Вас, особенно, в Великую субботу. Совсем недавно вспоминали о Вас, о Вашей Церкви, молились о мире Иерусалима». Епископ Панкратий отметил, что Святая Земля — сосредоточие всех великих мировых святынь, то место, где проповедовал Господь, где Он ступал Своими ногами, где была Пречистая Его Матерь, где началась апостольская проповедь. «Конечно, мы очень рады тому, что Вы смогли приехать. Сердечно благодарим и надеемся, что пребывание здесь порадует Ваше сердце и оставит доброе воспоминание и Вы будете молиться о нас», — выразил надежду наместник монастыря. На молитвенную память епископ Панкратий преподнес Предстоятелю Иерусалимской Церкви икону Спасителя. Блаженнейший Владыка поблагодарил за дар и обратился к наместнику обители и всем собравшимся в храме: «Христос воскресе! Для нас большая радость, что сейчас мы находимся среди вас в праздничный пасхальный период. Благодать святого Гроба Господня привела нас в освященную кровью тысяч мучеников Русскую землю. В рамках нашего мирного визита, который мы сейчас совершаем, мы имели возможность общения с нашим собратом Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Не скрою от вас, что как я, так и мои спутники, Преосвященные владыки, отцы, архидиакон, очень хотели посетить Валаамский монастырь. Наше желание отчасти связано с тем, что несколько лет назад мы посетили Ново-Валаамский монастырь. Будучи на Новом Валааме мы услышали о древнем Валааме, и как елень бежит на источники воды, мы пришли сюда, чтобы напитаться от святых вод вашей обители. Наше желание исполнил Святейший Патриарх Кирилл, благодаря которому в программу визита было включено посещение Валаама. Мы снова хотим выразить нашу благодарность и глубокую признательность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, а также поблагодарить Вас лично, владыка, за теплый братолюбивый прием.

http://patriarchia.ru/db/text/3003077.ht...

Рабочеостровск. Церковь Троицы Живоначальной. Подворье Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря Карта и ближайшие объекты Кемское подворье находится на берегу Попова острова (современное название – остров Октябрьской Революции), недалеко от порта в поселке Рабочеостровск. У берега моря, на узкой полосе между храмом и водой, сохранилась насыпь бывшей лагерной железной дороги. По ней проходили заключенные Соловецкого лагеря. Среди них были священномученик Иларион Троицкий, священномученик Петр (Зверев). Этим путем прошли отец Павел Флоренский, Георгий Осоргин, Олег Васильевич Волков. В полукилометре от Подворья установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь находился Кемский пересыльный пункт Соловецкого лагеря Особого назначения». Исторически Кемь, как и многие беломорские селения, была связана с Соловецким монастырем. В начале XX века строилась Мурманская железная дорога, и через Кемь могли ехать на Соловки многочисленные паломники. В кемском порту действовала церковь святителя Николая, точное местонахождение которой не установлено. Сохранились несколько бывших монастырских домов, которые были гостиницами. После возрождения Соловецкого монастыря Подворье строится на новом месте. Администрацией города был передан обветшалый корпус довоенной постройки (бывший клуб воинской части). С 1992 года трудами иеродиакона Иринарха (†1994) было положено начало новой жизни Кемского подворья. В ноябре 1993 года Святейший Патриарх Алексий II благословил учредить Кемское подворье Соловецкого монастыря. Настоятелем его был назначен иеромонах Антоний (Плясов). Началось сооружение деревянного храма во имя Живоначальной Троицы. Проводились богослужения. Первая Божественная Литургия в храме была совершена в День Святой Троицы 15 июня 1997 года. К осени 2002 года в основном завершено строительство храма. На подворье постоянно находятся двое монахов и несколько послушников, а также несколько человек трудников. По материалам Официального сайта Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря .

http://sobory.ru/article/?object=07020

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010