Сегодняшнее событие является великой милостью Божией к нам грешным. Содействием Господа мы начнем реставрационные работы, чтобы Спасо-Преображенский собор вновь приобрел свой исторический вид. Сегодня совершилась великая радость! Будем надеяться, что общими усилиями, общими молитвами начинаемый нами труд по восстановлению первоначального облика соборного храма будет завершен и настанет время, когда мы с вами будем стоять перед величественным иконостасом и открытыми Царскими вратами, а сводный хор воспоет песнопения во славу Божию в Спасо-Преображенском соборе. Я еще раз сердечно всех вас поздравляю с замечательным событием! Благодарю всех, кто принимал участие в деле скорейшего возвращения собора его первоначальной цели. Всем вам желаю в наступающем новом году милости Божией, дабы Господь утвердил нас в любови к Богу и друг ко другу, чтобы мы смогли проанализировать свою жизнь, заглянуть в свою душу и исправить те несовершенства, которые в ней имеются, стать ближе к Богу и изменить свою жизнь к лучшему. Пусть наступающий новый год будет мирным и благополучным для нашего Отечества, для нашей Церкви и для каждого из нас. Будем молиться, чтобы наступающий год стал годом благости Господней. Благословение Божие пусть пребывает со всеми нами в предстоящем новолетии!» Пермская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/6091023.ht...

Основание храма положено было весной 1746 года, а в 1750 году храм был построен и освящен 12 ноября. Своим устройством Спасо-Преображенский храм обязан был основателю города Оренбурга на новом, настоящем его месте, и знаменитому организатору Оренбургского края, первому губернатору И.И. Неплюеву, о чем свидетельствует и надпись на стене, налево от входа в храм. Надпись эта, раньше находящаяся наверху прежнего иконостаса, гласит именно: «совершися же и освятися по благословению преосвященного Луки, епископа казанского и свияжского, тщанием высокопревосходительного господина действительного тайного советника и кавалера Ивана Ивановича Неплюева 1750 г. Ноембрия во 12 день на память, иже святых отца нашего Иоанна Милостивого». Надо думать, что этот день был днем ангела Неплюева, родившегося 5 ноября, и самое торжество освящения нарочито приурочено к этому дню. На освящение храма Неплюев пригласил самого епископа казанского Луку, отказавшегося, однако, приехать и вместо себя приславшего из Казани кафедрального протопопа Благовещенского собора. Неплюев так оценил это благочестивое настроение души Кириллова, что, переводя Оренбург (в 1742 г.) на теперешнее его место, первую оренбургскую церковь назвал тоже «Преображенскою», также как вторую церковь назвал «Введенскою» в честь праздника и в память дня прибытия первого переселенческого эшелона, 21 ноября 1735 года. Повествуя о Преображенском храме, оренбуржец на рубеже XIX и XX столетий писал: «Новый собор сооружен был на прекрасном месте, откуда открывался вид на киргизскую степь, и среди бедных построек своего времени казался весьма грандиозным. Впечатление величественной простоты он сохраняет и ныне, как бы с достоинством своего высокого звания выступая из соседних построек. Отделан был собор раньше также на славу». Известный нам историк П.И. Рычков в своей «Топографии Оренбург-губернии» пишет, что из числа 9 церквей г. Оренбурга, находившихся в 1760 г., три: Преображенская, Введенская и Петропавловская «каменные и со сводами, для их пространства и изрядной архитектуры достойны особливого примечания. Наипаче же первая, яко главная, украшена преизрядным иконостасом и богатой же церковной утварью, покрыта она вся белым листовым железом, и купола, как на церкви, так и на колокольне, вызолочены». Последнее обстоятельство было причиной того, что Преображенский собор назывался «Золотым» собором в отличие от приписного к нему Введенского собора». С образованием самостоятельной Оренбургской епархии в 1857 году Преображенский храм именовался летним кафедральным собором, или «золотым», а Введенский храм зимним собором, или «зеленым». С постройкой нового Казанского храма эти первые в Оренбурге храмы перестали считаться кафедральными соборами.

http://sobory.ru/article/?object=40295

После возрождения Соловецкого монастыря подворье строится на новом месте. Администрацией города был передан обветшалый корпус довоенной постройки (бывший клуб воинской части). С 1992 года трудами иеродиакона Иринарха (†1994) было положено начало новой жизни Кемского подворья. 8 декабря 1993 года благословением Святейшего Патриарха учреждено подворье Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря в карельском городе Кеми. Настоятелем подворья был назначен иеромонах Антоний (Плясов). Началось сооружение деревянного храма во имя Живоначальной Троицы. Стали проводиться богослужения. Первая Божественная Литургия в храме была совершена в День Святой Троицы 15 июня 1997 года. 24 января 2001 года указом Святейшего Патриарха Алексия II настоятелем Соловецкого подворья в городе Кеми назначен иеромонах (ныне игумен) Симеон (Хисамутдинов). К осени 2002 года строительство храма Живоначальной Троицы было в основном завершено. Сейчас на подворье постоянно находятся двое монахов, послушники и несколько трудников. Проводится благоустройство гостиничной части корпуса (подворье может принять на ночлег до 120 человек единовременно). Насельники подворья несут нелёгкое послушание, обеспечивая приют паломникам и организовывая переправу на Большой Соловецкий остров. В 2009 году настоятель подворья игумен Симеон стал исполняющим обязанности скитоначальника скита Святого Апостола Андрея Первозванного на Большом Заяцком острове. Весной 2012 года игумен Симеон стал настоятелем Успенского собора в Кеми – одного из древнейших северных соборов, который в настоящее время гибнет без реставрации. Деятельность подворья [ править править код ] Подворье обеспечивает приют паломникам и организовывает переправу на остров. Через Кемский порт проходит основной грузопоток. Задачей подворья также является организация снабжения Соловецкого монастыря. Святые [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 186601, Республика Карелия, г. Кемь, пос. Рабочестровск, ул. Портовая, 8

http://azbyka.ru/palomnik/Кемское_подвор...

Затем, показав народу честный образ, как победную хоругвь Православия, святой Ермоген перенес его в торжественном крестном ходе, при громадном стечении молящихся, в соседнюю церковь святого Николая Тульского. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах. Он же написал известный всей Руси тропарь «Заступнице усердная». Медленно восстанавливалась разрушенная Казань. В это время овдовевший о. Ермолай принял постриг, с наречением ему имени Ермоген, в московском Чудовом монастыре — месте будущего подвига. Его немедленно возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, который также пострадал от пожара и требовал восстановления. Но в 1589 г. скончался митрополит Казанский Иов, и на Казанскую кафедру был назначен архимандрит Ермоген. Новый святитель с ревностью продолжал труды своих великих предшественников. Он возобновил почитание свв. мучеников Казанских Иоанна, Петра и Стефана, составил летопись христианской Казани; основал много церквей и монастырей, и в числе их женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской на месте ее обретения. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4 октября/17 ноября), и Варсонофия, епископа Тверского (память 4 октября/17 ноября). Царь Феодор Иоаннович (1584-1598) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святителей, святой Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия. За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года он возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе . Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца (память 21 декабря/3 января), а царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1202711...

В поисках эталонов Еще одно направление работы — попытка определить некоторые эталоны в церковной архитектуре и церковном искусстве сегодня. -Нам нужны образцы, на которые ориентироваться, и мы должны уметь объяснить, почему именно на эти образцы мы рекомендуем ориентироваться. Впрочем, это тоже поле для дискуссии, а не попытка навязать какое-то видение сверху. «Здесь возможна жесткая критика», — утверждает Сергей Чапнин. Где обсуждать материалы В заключение Сергей Чапнин представил выпускающего редактора издания — Евгения Мурзина, а также предложил читать журнал и участвовать в обсуждении материалов. Электронная версия «Храмоздателя» расположена по адресу e-vestnik.ru/hram — там будут публиковаться и уникальные материалы. Ужасы актуального искусства Первая панельная дискуссия, в которой участвовали архитектор протоиерей Андрей Юревич , главный архитектор Товарищества реставраторов Андрей Анисимов, архитектор протоиерей Константин Камышанов (клирик Спасо-Преображенского монастыря г. Рязани), старший преподаватель Государственного университета по землеустройству Александр Головкин (также архитектор) и автор книги «Антиискусство», генеральный директор компании «Имидж дизайн групп» Андрей Яхнин , была посвящена храмовой архитектуре. Однако первый же доклад вывел беседу из регламента. Протоиерей Андрей Юревич, потрясенный (в плохом смысле слова) силой актуального искусства, поделился своими впечатлениями от идеологии выставки «Духовная брань» , прошедшей на «Винзаводе». Почти все время, предоставленное для доклада, отец Андрей цитировал идеологов выставки коллекционера Виктора Бондаренко и Романа Багдасарова. -Бондаренко взахлеб давал интервью на BBC и радио «Свобода», в котором утверждал, что Андрей Рублев со своей Троицей — актуальный художник XV века. Симон Ушаков со своими живоподобными образами — актуальный художник XVII века, а некая Евгения Мальцева, молодая девица, якобы из благочестивой старообрядческой семьи, которая и была выставлена со своими «иконами», навеянными образами Pussy Riot — актуальный художник XXI века, — не скрывая ужаса, пересказывал отец Андрей. — «Я понял, что не живу в православной стране, что православие в РПЦ — не христианство, что Церковь не имеет представления о Новом Завете. Я увидел Троицу в черных масках… »

http://pravmir.ru/ikona-bogoslovie-dlya-...

В 1994 г. в г. Куровское была устроена Спасо-Преображенская Единоверческая церковь в двухэтажном каменно-деревянном доме конце XIX в., в прошлом принадлежавшем купцу Кудрявцеву. К зданию в 1995 пристроен Алтарь, поставлена главка. Для восстанавливающейся деревянной Спасо-Преображенской церкви с 2018 года изготавливается трехъярусный иконостас в стиле иконописи русского севера XV-XVI веков. Автор проекта — иконописец Светлана Кречетова. С 1996 по 2000 гг шло строительство каменной церкви преподобного Иоанна Лествичника. Адрес: 142620, Россия, Московская область, Орехово-Зуевский г.о., г. Куровское, ул. Советская, д. 87 Телефон : +7 (4964) 4-141-330 (благочиние), +7 (917) 544-57-89 Электронная почта: contact@oz-blago.ru Сайт: http://cnac.cerkov.ru Подробнее... Знаменский храм (Новое) [ править править код ] Знаменский храм (Новое). Первое упоминание о д. Новое (по одной из версий) встречается около 200 лет тому назад. На правом берегу реки Понарь после пожара в дер. Запрудино жители стали строить дома на новом месте. Отсюда и название — д. Новое. В советский период храм закрыли и использовали под хозяйственные нужды. В 1960 годах было принято решение о строительстве военного объекта с гарнизонным городком рядом с деревней Новое. Население деревни резко возросло. Появилась необходимость в православном храме, так как ближайший был в 8 км, в г. Ликино-Дулево. Адрес: Россия, Московская обл., Орехово-Зуевский р-н, д. Новое, ул. Кооперативная, д. 4 Телефон : +7 (926) 845-37-05 Электронная почта: likhram@yandex.ru , lik.00@mail.ru Социальная сеть храма: http://vk.com/public156018887 Подробнее... Иоанно-Богословский храм (Ликино-Дулево) [ править править код ] Иоанно-Богословский храм построен в 1912 году, по проекту Л.М. Шерера в псевдорусском стиле, популярном в храмовом зодчестве XIX века. В советские годы использовался не по назначению, сейчас возвращен верующим, восстановлен и действует. Адрес: Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Ликино-Дулево, ул. Ленина, д. 1-а. Иоанно-Богословский храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Ликино-Дулевск...

В 1907 г. строительно-техническое бюро А.Б. Турчевича продолжило работы по реконструкции Спасо-Преображенского собора. Архитектор увеличил левое крыло колокольни, которое по длине стало равным правой переходной галерее, ведущей в Архиерейский дом. Оба крыла, по его замыслу, получили одинаковое одноэтажное оконное членение; два крыльца, находившиеся с фасадной стороны Архиерейского дома, Турчевич убрал, вход перенес в угловую часть. Спасо-Преображенский собор стал символом Перми, украшением архитектурного облика губернской столицы. В разные годы при посещении губернского города Перми в кафедральном храме молились царственные особы и близкие родственники императоров России: император Александр 1 (1824 г.), цесаревич Александр Николаевич - будущий император Александр II (1837 г.), герцог Максимилиан Лейхтенбергский- зять императора Николая 1(1845 г.), Великая Княгиня Елизавета Федоровна Романова (1914 г.) Спасо-Преображенский собор являлся усыпальницей пермских иерархов 19- начала 20 в.в.Здесь упокоились пять архиереев. Трое их них - епископы Иустин (Вишневский), Вассиан (Чудновский) и Петр (Лосев) - были погребены под алтарем собора. Епископы Иоанн (Островский) и Иоанн (Алексеев) захоронены перед алтарем. " Православные монастыри и храмы Перми " 2013г. Спасо-Преображенский собор - главный храм Пермской епархии в XIX - начале ХХ веков. История собора уходит в далёкое прошлое, и начинается ещё в XVI веке, когда в 1560 году Аникой Строгановым основывается Пыскорский монастырь на Каме. Эта обитель была одной из самых богатых на Урале, так как ктиторы были самые известные промышленники того времени - Строгановы. Правда, к середине XVIII столетия монастырь этот обеднел, и его состояние оставляло желать лучшего. Вместе с указом об образовании Пермского наместничества, императрица Екатерина II подписала указ о переводе Пыскорского монастыря в центральный град наместничества - Пермь. Так, благодаря Указу о переводе в новообразованный административный центр, старинный Пыскорский монастырь, основанный в 1560 году на Каме братьями Строгановыми, обрёл второе рождение. Освоение Слудской горки в новом центре Перми началось с обустройства монастырских келий и небольшой Стефановской церкви, освящённой в 1798 году. Сам же проект будущего монастырского собора был выполнен в Москве, предположительно М. Ф. Казаковым, или его учениками. Доработками занимался уже пермский архитектор Г. Х. Паульсен.

http://sobory.ru/article/?object=01249

Первым храмом обители на новом месте стала Вознесенская кладбищенская церковь, построена в 1779-1784 гг. Вскоре построили каменную ограду, корпуса – три братских и трапезный с храмом Божией Матери Всех Скорбящих Радости (1796; разобран в 1832). Величественный монастырский ансамбль формировался постепенно. В 1798 г. была построена трехъярусная 56-метровая колокольня с церковью Тихвинской иконы Божией Матери. В 1821-1828 гг. возводился Преображенский собор. Наконец, в 1849 г. известная пензенская благотворительница Мария Михайловна Киселева построила над могилой мужа Троицкий храм (он же Вифлиемо-Воскресенский, Киселевский) – двухэтажный, с приделами Живоначальной Троицы и Обновления Храма Воскресения Христова наверху и Казанским, Александро-Невским и Христорождественским внизу (освящены в 1852-1855 гг.). Рождественский придел неизменно привлекал богомольцев тем, что представлял собой точную копию храма Рождества в Вифлиеме... Монастырь, несмотря на свое значение, местоположение и доходы, никогда не был многолюдным. В 1723 г. здесь было 15 насельников, в 1764 г. – 7 монахов (а также здесь проживали 7 человек белого духовенства и 12 отставных военных с семьями), в середине 1850-х гг. – 25 (в т.ч. 12 собственно монахов), в 1896 г. – 26 (в т.ч. монашествующих 9), в 1907 г. – 14 (в т.ч. монашествующих 7), в 1908 г. – 24 (в т.ч. монашествующих 8). В июне 1838 г. в ходе своей поездки по Европейской России в Пензе побывал чиновник министерства внутренних дел Михаил Павлович Жданов; позже в своих записках он оставил строки о посещении им Спасо-Преображенского монастыря и знакомстве с архимандритом Антонием. «На лугу р. Пензы стоит монастырь, он так красив, так привлекателен своей архитектурою, чистою белизною, что невольно поедешь посмотреть его. Это Спасо-Преображенский монастырь, существующий уже лет 60. Добрый архимандрит сам водил меня в церковь, ризницу и на трапезу. Собор, или главная церковь, отделан очень просто, на царских вратах Благовещение резное, а не живописное, что встречается очень редко; другая, зимняя церковь деревянная, в ней очень мало образов. Около церквей несколько памятников, невеликолепных. При монастыре разводится небольшой сад»...

http://sobory.ru/article/?object=05619

Библиотека обители насчитывала более 200 книг, в том числе очень старых (начиная с XVII века), самое древнее напрестольное Евангелие датировалось 1667 годом. Монастырское кладбище располагалось напротив входа в главный храм, недалеко от него за оградой находилась каменная часовня монастыря. Также на территории над колодцем стояла деревянная часовня. 15 февраля 1918 года при монастыре было учреждено братство, задачей которого (помимо духовно-просветительской) была защита обители в начавшиеся трудные времена при новом социально-политическом режиме. Большевики уже с первых месяцев после прихода к власти начали планомерное разорение монастыря. Угодия были частично национализированы, а работа на сохранившихся всячески целенаправленно нарушалась. 10 мая 1918 года был реквизирован весь хозяйственный инвентарь, в ночь на 20 мая был безнаказанно ограблен соборный храм. Ежедневные богослужения продолжались до конца 1920-х годов, однако постепенно обнищавший монастырь был полностью ликвидирован, и с начала 1930-х годов начался поэтапный снос его построек. На месте главного храма в 1954 году разместился воинский плац военно-химического училища, которому была передана бывшая монастырская территория. На месте кладбища был оборудован училищный стадион. В 1993 году при училище в здании единственного сохранившегося храма Дмитрия и Екатерины был открыт первый воинский храм в постсоветской России, освящённый 1 сентября 1994 года Преосвященным Епископом Нектарием во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В память об иноках монастыря и всех погребённых на его утраченном кладбище за алтарём 19 августа 1997 года установили Поклонный Крест. Следующим этапом возрождения монастыря стало возведение на храме колокольни. В 2009 году Саратовский военный институт биологической и химической безопасности был расформирован, вся его территория перешла к епархии. 22 марта 2011 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил благословить новое открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря и назначить игумена Пимена (Хеладзе) на должность наместника.

http://sobory.ru/article/?object=20234

В 1929 году собор закрыли и передали его в ведение краеведческого музея. Начиная с 1992 года в соборе время от времени совершались церковные службы. С 2004 года службы здесь проходят каждое воскресенье и в праздничные дни. Сегодня в Спасо-Преображенском соборе располагается экспозиция, посвящённая древнерусскому искусству с осмотром интерьера храма. Известно, что в XVII веке над входом в Преображенский собор была устроена деревянная шатровая колокольня. Когда был возведён новый храм, появилась необходимость и в новой колокольне. Однако она была построена позднее - в 1730 году, скорее всего по причине петровского распоряжения, данного в 1714 год, согласно которому всякое каменное строительство по всей стране было запрещено, помимо Санкт-Петербурга. Особенности колокольни в корне отличают её от правильного утончённого собора. Для неё характерная грубая архаичная пластика, которая выражается в произвольных линиях, отсутствии геометризма, незамысловатым наборе элементов. Но данный контраст не заметен. Спасо-Преображенский храм и колокольня представляют собой единый превосходный архитектурный ансамбль, находку провинциальных зодчих. Издавна ещё на старой колокольне были установлены часы, которые звоном колоколов отбивали время. На новом здании они функционировали до конца XIX века. Потом их не стало. В 1984 году на местном часовом заводе " Чайка " , мастера изготовили башенные часы. Их вновь установили на колокольню. В то же время был реконструирован и уничтоженный в 1920-х годах набор колоколов. Колокола были собраны по деревням и храмам, где чудом сохранились эти гонимые музыкальные инструменты. В настоящее время, как и во всех предыдущие столетия, над Угличем разносится мелодичный звон колоколов. Гораздо менее посчастливилось интерьерам (да и наружному облику) Богоявленского собора, возведённого в 1814-1827 годах, а ведь там, насколько можно судить по свидетельствам современников, были весьма выразительные росписи, исполненные Тимофеем Медведевым (который трудился и над фресками Преображенского собора). Помимо основного престола, освящение которого состоялось во имя Богоявления Господня, были выстроены ещё два придела: в честь Александра Невского и царевича Димитрия, а также во имя Донской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=17094

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010