ПАМЯТЬ «Любовь к псалмопению породила монастыри» Неусыпаемая Псалтирь – особый род молитвы. Неусыпаемой она называется потому, что чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Так молятся только в монастырях. По существующему уставу Валаамского монастыря, саму книгу Псалтири никогда не закрывают… ПОЗИЦИЯ Ярые церковники В синодике Валаамского монастыря поминается 101 имя пострадавших и репрессированных монахов в годы гонений на веру, но сохранились документы и собраны факты только по 8 новомученикам… МИССИЯ Московский Валаам Угол 2-й Тверской-Ямской улицы и переулка Александра Невского в Москве. Трехэтажный праздничный «ларец» – так окрестили в прессе это здание: необычная для храма архитектура, богатый декор снаружи, резные двери в два человеческих роста. Перешагнув порог, окунаешься в размеренную и упорядоченную жизнь подворья Валаамского мужского монастыря. Марина Ермаченкова ИНТЕРВЬЮ «Если Вы приняли монашеский постриг, никогда об этом не жалейте» Об особенностях чинопочитания на Афоне, важности келейного правила и монахах в миру журнал «МВ» беседует с начальником Санкт-Петербургского подворья Валаамского монастыря игуменом Петром (Романовым) ВОСПИТАНИЕ «Сироту пристроить, что храм построить» Еще в далеком 1994 году игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, тогда еще архимандрит Панкратий, благословил создание церковно-приходской школы при Приозерском подворье под руководством начальника подворья иеромонаха Фотия… Светлана Панченко А также: ПРЯМАЯ РЕЧЬ Послушник двухсот игуменов «Меня часто спрашивают журналисты об институте старчества в наших монастырях, не понимая того, что само монашество – великая Божия тайна. И монастырь не семинария – за пять лет никто не берется подготовить монаха…» Епископ Троицкий Панкратий, игумен Спасо-Преображенского Валаамского монастыря ИСКУССТВО «Кто сказал, что ангелы поют во второй октаве?» Когда Праздничный хор Минского Свято-Елисаветинского монастыря завершил свое выступление в Спасо-Преображенском соборе Валаама, слушатели не сдержались: певчим и их регенту монахине Иулиании (Денисовой) устроили овацию. Мы обратились к монахине Иулиании с просьбой рассказать о ее опыте общения с живой традицией, новом поколении христиан и образе современного церковного пения.

http://pravoslavie.ru/105407.html

«Благодарные потомки» – князю Пожарскому Впервые эта родовая усыпальница упоминается в «Новом летописце». Там сообщается, что в 1612 году, когда ополчение шло из Ярославля на Москву, «князь Дмитрий же Михайлович… пошел в Суздаль помолитца… и у родительских гробов проститца». Из описи Спасо-Евфимиевского монастыря 1660 года следует, что там находилась общая усыпальница князей Пожарских и Хованских. Она была двухъярусной: внизу находились захоронения, а вверху – монастырская ризница. Это было какое-то значительное архитектурное сооружение, описаний внешнего вида которого не сохранилось. К концу XVII века род князей Пожарских по мужской линии иссяк. Усыпальница оказалась заброшенной: некому было заботиться о могилах предков. И в 1765–1766 годах по приказу архимандрита Ефрема усыпальницу «за ветхостью» сломали, а надгробные плиты сняли и употребили на церковные строения. Фундаменты «палатки» были видны еще в начале XIX века. (Несколько надгробий из разоренной усыпальницы Пожарских было обнаружено на территории монастыря во второй половине XIX века. Еще шесть плит нашли при реставрации западной монастырской стены в 1988–1989 годах.) В 1850-х годах, будучи в Суздале, великие князья Николай и Михаил Николаевичи Романовы изъявили желание посетить могилу князя Пожарского. Они были неприятно поражены забвением места погребения полководца-освободителя. На монастырском дворе им показали место, где, по преданиям, прежде стояла усыпальница Пожарских. Теперь это место ничем не отличалось от остальной территории монастырского двора. Великие князья сделали пожертвования на сооружение памятника. Чтобы вновь обрести могилу Пожарского, летом 1851 года археолог граф Уваров по поручению министра внутренних дел проводит раскопки на территории Спасо-Евфимиевского монастыря к востоку от апсид Спасо-Преображенского собора. Там он обнаруживает «бутовые стены какой-то усыпальницы», в которой в три ряда стояли кирпичные склепы и каменные гробницы. На двух гробницах были надписи, из которых следовало, что они принадлежат Никите Андреевичу Хованскому и Федору Дмитриевичу Пожарскому. В усыпальнице на почетном месте, прямо напротив алтаря, находились три гробницы: Федора Дмитриевича 1), первой супруги полководца и матери Федора Дмитриевича 6) и предположительно самого Дмитрия Михайловича 3). Белокаменная гробница 3 отличалась от других. Только она находилась внутри кирпичного «чехла», а сверху над ней возвышался сильно поврежденный свод. Над верхней плитой была разостлана береста, что свидетельствует об особой заботе. С разрешения императора и Святейшего Синода была создана специальная комиссия для дальнейшего исследования предполагаемой гробницы князя Пожарского.

http://pravoslavie.ru/953.html

Начать строительство храма по утвержденному проекту едва не помешал спор между помещиками Петром Алексеевичем Давыдовым и Степаном Федоровичем Зыковым. Зыков обратился к Тверскому архиерею с прошением об устройстве в новом храме третьего придела - во имя святителя Николая Чудотворца, а деревянную, Никольскую церковь сломать. Но П.А. Давыдов в своем письме напомнил Тверскому архиерею о том, что именно он является главным организатором строительства храма и в случае изменения уже утвержденного проекта откажется от содействия в его возведении. Далее помещик отметил, что это его предки в 1713 г. построили деревянную Никольскую церковь; но самое главное - он заверил архиерея, что в будущем построит вместо ветхого деревянного новый каменный Никольский храм. Приведенные Петром Давыдовым аргументы оказались весомее, чем у его конкурента, и Тверской архиерей отказал в ходатайстве помещику Зыкову. В 1814 г. каменный храм во имя Живоначальной Троицы, с приделами Флора и Лавра и Казанской иконы Божией Матери, был построен. 18 июля того же года состоялось освящение храма протоиереем Тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора Иоанном Синицыным с «братией». Ветхая деревянная Троицкая церковь за ненадобностью была снесена. В 1820 г. помещики-прихожане обратились с прошением к Тверскому архиерею Симеону о разрешении построить вместо старого деревянного каменный Никольский храм. Первой в прошении стояла подпись секунд-майорши Прасковьи Давыдовой (ее муж, обещавший построить новый каменный Никольский храм, к этому времени умер). За ней следовали имена «флота лейтенанта» Адриана (Андриана) Головачева, прапорщика Дмитрия Нестерова и некоторые другие. Мирской сход крестьян (прихожан) проголосовал за постройку храма. Тверской владыка удовлетворил прошение. Строительство храма велось на деньги помещиков, прихожан, а также на средства церкви. В 1832 г. новопостроенный Никольский храм был освящен ключарем Тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора Михаилом Пешехоновым. Храм считался теплым, в нем имелись две изразцовые печи, поэтому службы здесь проходили преимущественно в холодное время года. Позднее Никольский храм был распространен. У него появились два придела: преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Александра Невского. В 1878 г. первый придел был освящен священником с. Поречья Калязинского уезда Симеоном Малиновским, второй - священником погоста Покровского в Голядях Корчевского уезда Иоанном Сусловым.

http://sobory.ru/article/?object=43830

Великим делом Вашего архипастырского служения Богу и Святой Руси стало возведение во Владивостоке Спасо-Преображенского кафедрального собора на берегу бухты Золотой Рог. Появление этого Собора в городе с символическим названием «Владей Востоком» на границе с Азией Православная Русь ждала более века. Еще Святой Царь Мученик Николай благословил возведение во Владивостоке величественного Собора – символа Святой Руси перед лицом Азии. Царское благословение и соответствующая архитектура Собора как бы указывают нам на Царское достоинство этого прекрасного Храма, стоящего подобно Святой Софии Константинопольской на берегу бухты Золотой Рог в нашем славном Владивостоке – новом «тихоокеанском Константинополе», как называли город предки. Господь по Вашим молитвам помог воздвигнуть этот святой Храм, не смотря на все препятствия и злобу сил ада, послал делателей и ктиторов для прославления Имени Божьего в нашей Дальней России и во всех народах Азии. Примечательно, что в преддверии освящения этого грандиозного храма вышла Ваша замечательная, полная глубоких смыслов книга «Спасо-Преображенский кафедральный собор Владивостока», где Вы вдохновляюще рассказали и о трудностях, и о чудесной помощи Господней в строительстве храма на главной площади Владивостока. Дорогой Владыка, встречи и общение с Вами всегда питают и обогащают наши души, воспитывают и облагораживают нас. Мы благодарим Бога за уникальную возможность посещения Ваших богослужений и духовного общения с Вами! Святитель Иоанн Шанхайский однажды в своей проповеди задавался таким вопросом: «Где ты теперь Святая Русь? Или тебя нет больше?» И сегодня этот вопрос часто возникает в умах наших православных патриотов, когда мы видим всеобщую теплохладность, уныние, дух алчности, потребительства, измену, трусость и обман… Но когда слышишь Ваше богодухновенное Слово, Ваши православно-патриотические гимны, когда читаешь Ваши духовные обращения к Русскому народу, плоть от плоти которого Вы и весь Ваш славный и добрый православный род, когда видишь Ваши архипастырские дела, тогда сердце православного человека ясно чувствует ответ на вопрос Святителя Иоанна. Жива Русь Православная! И будет жить вовеки веков!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/07/zh...

В церкви Покрова Богородицы находится ковчег Ильи Муромца с частицей его мощей. Преп. Илия Муромец (упомин. в 1188 г.), воин, затем Киево-Печерский инок, святые мощи которого почивают в Ближних пещерах. В родном селе прп. Илии Муромца - Карачарове (ныне это окраина Мурома) в храме свв. мчч. Гурия, Самона и Авива находится чтимый образ святого с его мощами. В новом районе Мурома построен и в 1998 г. освящен Правящим архиереем храм прп. Илии Муромца. Покровская церковь Спасо-Преображенского монастыря, Муром (исторический облик 1970 г.) С северной стороны собора расположена Покровская церковь монастыря, построенная в 1691 го­ду на средства митрополита Варсанофия, из рода помещиков Чертковых, проживавших близ Мурома. Покровская церковь теплая, двухэтажная, одноглавая. В трапезной, расположенной на втором этаже, коробовые своды с распалубками опираются на восьмигранный столб, смещенный с оси в северном направлении, что отражается и на западном фасаде, имеющем ассимметричную композицию. Несмотря на то, что Покровская церковь из-за перестроек потеряла первоначальный облик, утратила некоторые архитектурные детали, она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским корпусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря. Покровская церковь необычна еще и тем, что она одновременно является одним из основных хозяйственных корпусов монастыря. Так, из описи капитана Федора Сенявина, проведенной в 1763 году, известно, что «церковь каменная ж теплая Покрова Пресвятой Богородицы, в ней один престол, под оною церковью хлебня, поварня и кладовых три полатки». Своей интимностью и простотой Покровская церковь подчеркивает монументальность и строгость стоящего рядом собора. Покровская теплая трапезная церковь с трапезной на втором этаже имеет одностолпную палату. В отличие от других подобных зданий, выстроенных в Муроме, восьмигранный столб трапезной сдвинут с оси в северном направлении. Палата перекрыта коробовыми сводами с распалубками. Композиция западного фасада подчеркивает ассимметричность плана.

http://sobory.ru/article/?object=04956

Но поскольку холодный храм построен скоро и был весьма маломестен, а по ревизии 1744 года в приходе только мужского населения учтено более 800 душ, то и решено перестроить и расширить церковь. Построить храм Преображения Господня каменный об одном престоле, что и отражено в новой храмозданной грамоте от 8 мая 1752 года, текст которой идентичен предыдущей. О том, кто был строителем, нет упоминаний, известно, что с благословения, данного в 1767 году 31 дня пр. Иоанном, Великоустюжским и Тотемским, новый храм освящен в 1768 году Тотемским протоиереем Иаковом на новом святом антиминсе. Время не щадило храмы: и при новом в 1774 году 8 июня, втором пожаре обе деревянные церкви сгорели, а на «каменном Преображенском храме погорели крыша и кресты и в святом алтаре большая часть святого престола тоже погорела. Прочее в той церкви осталось в целости». В том же 1774 году, 5 сентября, обновленный храм был освящен на прежде бывшем святом антиминсе. Народу в приходе Стрелицком со временем увеличилось всё больше и больше, поэтому прихожане в одной церкви уже не вмещались, и даже во время богослужения многие стояли на улице, а во время больших престольных праздников богослужение приходилось проводить в несколько смен. Поэтому в 1777 году причт и церковный староста вновь стали просить у Преосвященного Великоустюжского и Тотемского Иоанна построить ещё одну каменную церковь, на что и была выдана храмозданная грамота. В том же году церковный староста Попов Александр Григорьевич заключил 26 ноября 1777 года договор (подрядное письмо) с крестьянином Старототемской волости Стефаном Мальцевым с товарищи о постройке нового каменного Спасо-Преображенского храма, о чём свидетельствует следующая запись: «1777 года ноября 26 дня Тотемского уезда, Стрелицкой волости Спасского села церковному старосте Александру Григорьеву Попову дали подрядное письмо города Тотьмы уездные крестьяне, каменщики Стефан, Осип… Мальцовы в том, что подрядились мы вышепоименованные каменщики у тебя, старосты Попова, в той Стрелицкой волости при церкви Спаса Преображения Господня вновь по вашему мирскому желанию построить каменную церковь во имя Рождества Богородицы, сначала утвердить фундамент вашим мирским готовым камнем, рвы копать в глубину смотря по твердости земли, в ширину под алтарем в 2 аршина, под церковью и папертью в 2 ¼ аршина, под тепляк, палатку и простенок с северу и западу 1 ½ аршина, и оные рвы бутить нам камнем крупным,..

http://sobory.ru/article/?object=33376

Ансамбль располагался на возвышенном месте по центру южной части села, вытянутого вдоль реки Урги (приток реки Суры) и был раскрыт в ее сторону. Он доминировал над жилой застройкой, которая лишь с севера подходила близко к храмам. Известно, что церковь Параскевы Пятницы существовала уже в начале XVIII в. В ряде поздних клировых ведомостей и «Адрес-календаре Нижегородской епархии на 1904 год» она датируется 1723 годом. На чем основана такая датировка – не установлено. Вместе с тем, сохранились документы, относящиеся к этой церкви, датируемые мартом 1729 года. Тогда нижегородский архиепископ Питирим в ответ на просьбу священника Пятницкого храма Михаила Алексеева «на оной церкви и на олтаре, и на трапезе, и на папертях кровлю перекрыть, и рундуки и лестницы вновь зделать, и главу на той церкви чешуей обить, и крест поставить» дал соответствующий указ. Обращают на себя два условия производства ремонта. Первое из них, чтобы «олтарю повреждения не было». Второе условие свидетельствует о сакрализации материала, из которого был возведен храм: «А которой старой кровельной тес в то строение не годитца, и тот тес вывести в поле и в чисте месте при реке спалить огнем, а пепел усыпать в воду». К 1780-м г.г. Пятницкая церковь обветшала. В 1784 г., видимо весной, церковный староста Александр Воробьев от имени прихожан – крестьян села Шокина, являвшегося тогда вотчиной вдовствующей генеральши Александры Борисовны Измайловой, подал прошение нижегородскому епископу Дамаскину о строительстве новой деревянной церкви с тем же посвящением главного алтаря и приделом во имя святой великомученицы Екатерины. На это в мае того же года было дано разрешение. К маю 1788 г. новая деревянная церковь была построена. Однако в процессе строительства намерения владелицы села несколько изменились. Было решено придела в новом храме, «дабы утеснения народу не было не устраивать», а перестроить старую теплую Пятницкую церковь «с прибавкою… новых бревен». Предполагалось престол новопостроенного храма посвятить первоверховным апостолам Петру и Павлу. Обо всем этом просил нижегородского епископа Дамаскина приказчик А.Б. Измайловой Андрей Подобедов. 12 июня 1788 г. владыка вынес резолюцию, разрешающую перестроить старую церковь и освятить новую во имя Петра и Павла, что и было поручено указом от 19 июня протоиерею Спасо-Преображенского собора города Ядрина Андрею Петрову, являвшемуся также благочинным. Таким образом, сохранявшуюся до недавнего времени Петропавловскую церковь в селе Шокино точно можно датировать 1788 годом, и отвергнуть в качестве даты 1783 год, встречающийся в клировых ведомостях второй половины XIX – начала ХХ в., также указанный в государственных списках памятников истории и культуры Нижегородской области.

http://sobory.ru/article/?object=28366

В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4 октября, 5 декабря, 20 июня), и Варсонофия (память 4 октября, 11 апреля). Царь Феодор Иоаннович (1584 — 1598) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святителей, святой Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Патриарха Иова и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия. За выдающиеся архипастырские качества митрополит Ермоген был избран на первосвятительскую кафедру, и 3 июля 1606 года он возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Патриарху посох святителя Петра, а царь принес в дар новому Патриарху панагию. По древнему чину Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти. Деятельность Патриарха Ермогена совпала с трудным для Русского государства периодом — нашествием самозванца Лжедимитрия и польского короля Сигизмунда III. Первосвятитель все свои силы посвятил служению Церкви и Отечеству. С особенным вдохновением противостоял Святейший Патриарх изменникам и врагам Отечества, желавшим ввести в России униатство и католичество и искоренить Православие, поработив русский народ. Когда самозванец подошел к Москве и расположился в Тушино, Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал: «…Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику … Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?… Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».

http://pravmir.ru/segodnya-russkaya-prav...

Чем же обратил на себя Иов такое внимание верховной власти, чем заслужил такие отличия? По свидетельству его биографии, он был собою весьма благообразен и «прекрасен в пении и во чтении, яко труба дивна всех веселяя и услаждая»; имел необыкновенную память, знал наизусть всю Псалтирь, Евангелие и Апостол; без книги совершал всю литургию святого Василия Великого; без книги, на память, читал не только Евангелия, но и все молитвы во время крестных ходов на Богоявление, 1 августа и в другие дни; без книги читал даже длинные молитвы в день Пятидесятницы, и чтение его в это время до того было умилительно, громогласно и доброгласно, что все вместе с ним плакали. К тому ж он был великий постник и никогда не пил вина, а только воду; любил ежедневно совершать литургию и только, когда изнемогал, давал себе отдых на день или на два; никого никогда не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал. Вообще же был он «муж, нравом, и учением, и благочинием, и благочестием украшен... Во дни его не обретеся человек подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом» . Сделавшись патриархом, он под официальными грамотами подписывался так: «Иов, Божиею милостию патриарх царствующаго града Москвы и всея Великия России», хотя обыкновенно как он, так и его преемники назывались и писались патриархами Московскими и всея России, разумеется, той, которая заключалась в пределах Московского государства . Иов, как только сделался патриархом, немедленно приступил к исполнению соборного определения о новом устройстве подведомой ему иерархии. Мы видели, что еще в первые свои священнослужения он произвел двух митрополитов: 30 генваря — Новгородского Александра и вскоре за тем Ростовского Варлаама, и, заметим черту времени, каждый из этих иерархов на другой день после своего поставления являлся к святейшему Иову и подносил ему поминки: багряный бархат, камку, сорок соболей, позлащенный кубок и пятнадцать рублей денег. В следующие затем три с половиною месяца произвел еще одного за другим двух митрополитов: Казанского Гермогена (13 мая из архимандритов казанского Спасо-Преображенского монастыря) и Сарского, или Крутицкого, Геласия; пятерых архиепископов: Вологодского Иону, Суздальского Иова, Смоленского Сильвестра, Рязанского Митрофана и Тверского Захарию и одного епископа для вновь открытой епархии Псковской Мисаила, так что во второй половине мая все они уже присутствовали на Соборе при подписании уложенной грамоты о патриаршестве в России.

http://sedmitza.ru/lib/text/436095/

Некоторое время башня в конце XVIII века служила колокольней Спасо-Преображенского собора, который затем обзавелся собственной звонницей. Часовой механизм (старые циферблаты заменили новыми и добавили ещё два - на северной и южной стенах) с гирями весом 12 и 8 пудов, в последний раз заменили в 1848 году, и он исправно работает до сих пор. Екатерина II подарила городу набатный колокол с дарственными надписями: " При возобновлении сей колокольни по превращении оной приключившемуся в 1793 году здешнему городу Выборгу пожара в пепел в 1796 году " и " Лит в Москве на заводе Петра Струговщикова. Весу 61 пуд " . Этот колокол сохранился на Часовой башне до наших дней, его звон раздаётся над городом уже более двух столетий. Реставрационно-консервационные работы на Часовой башне проводились в 1978-1980-х гг. по проекту архитектора И.А. Хаустовой. Реставрация проводилась с отклонениями от проектных рекомендаций и сводилась к сохранению внешнего облика сооружения. В декабре 2014 - январе 2015 гг. были проведены работы по экстренной консервации объекта, находившемуся под угрозой обрушения. Выборгскую башню можно увидеть в эпизоде советского фильма " Земля Санникова " (сцена, где авантюрист Крестовский лезет на башню с завязанными глазами), а также в легендарном фильме " Приключения Электроника " . Из книги: Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. " Памятники архитектуры Ленинградской области " . - Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987 и сайта www.ru.wikipedia.org/Часовая башня (Выборг) Складское помещение под Часовой башней Выборга, бывшее в начале XVI в. католическим, затем - лютеранским, а в XVIII в. - православным собором, в 1912 г. выхлопотал себе под полковой храм дислоцированный в городе 8-й Финляндский стрелковый полк. Внутренняя отделка храма, ставшего 3-х престольным, заняла год; интерьер почему-то был оформлен " в стиле XII-XIII в. " , т. е. в домонгольском. Как и в соборе XVIII в., главный престол был посвящен Рождеству Христову, а один из боковых - св. апостолам Петру и Павлу. Третий престол освятили в честь Трех святителей - день их памяти был полковым праздником 8-го Финляндского стрелкового полка. 30 января 1914 г., на полковой праздник, в Выборг приезжал протопресвитер военного духовенства о. Георгий Шавельский и служил в новом храме литургию.

http://sobory.ru/article/?object=03437

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010