В 1757 году вблизи западного фасада Покровской церкви вместо древней колокольни при Спасо-Преображенском соборе выстроена новая. На обратной стороне 8 листа Вкладной книги Спасского монастыря XVI века подтверждается дата строительства Покровской церкви: «В нынешнем же в 199 (1691) году августа в… д. дана вкладная стольнику Василию Ивановичу Черткову, что впрошлом годеж вмуроме вспасове монастыре построил дядя ево родной блаженныя памяти преосвященный Варсонофий митрополит арский изадонский церковь божию каменную во имя покрова пресвятыя богородицы страпезою и с подкеларнею и с папертью сход каменной подтою церковью хлебня мукосейня хлебодарня поварня пекарня келья да втомже монастыре построены каменные палаты втех палатах пять житель теплин три сени сосоходы сход каменной другой сход вледник на верху тех палат чердаки деревянные а подтеми полати кладовая полата погреб да ледник а то церковное всякое вышеописанное строение стало 2150 р. да ризы изарабафтравчетой красной оплечья бархот черной золотной стихарь отлас зеленой оплечья золотное да книг устав треод цветная два ирмология цена ризам и книгам тритцать восемь рублев». Далее на 9 странице сообщается, что «да онже стольник Василей Иванович Чертков дал вспасов монастырь на церковное строение и на кресты три золотых». По Вкладной книге можно также установить, что в 1701 году был проведен ремонт одной из глав церкви, за что плотникам заплачено три рубля. «…И те деньги даны плотникам за работу делали вспасове монастыре на церкви божией главу». Можно также установить, что в 1757 году построена колокольня. На 21 листе сообщается: «1757 года майя дня вмуромской спасов монастырь построенная каменная колокольня Муромским купцом Павлом Петровым сыном Самариным». «В 1839 году… к Преображенской церкви пристроена на 12 аршинах паперть», а «в 1849 г. выстроены св. вороты. В 1850 г. Покровская верхняя холодная церковь переделана на теплую». Отсюда видно также, что каменная ограда монастыря строилась с 1807 по 1810 г. Так, например, «1807 г. 7 мая началась строиться каменная ограда вокруг монастыря… выкладено за одно лето 30 саж», «1807—1808 и 1810 гг. выведено 2 стены с сев. и зап. сторон и святые ворота 10 октября». «В 1841 г. в Преображенском соборе разделаны окна в новом виде».

http://sobory.ru/article/?object=04956

Древний Израиль, Ассирия, откуда на территорию будущей России пришли десять колен израильских, действительно находятся вблизи с «некой самой центрально расположенной частью мировой суши» и «с прародиной человечества», во всяком случае, согласно библейским представлениям. Когда границы Ассирийской империи ослабли, десять колен вышли из нового «дома рабства». За время пребывания в плену они, естественно, вошли в тесный контакт с другими плененными группами народов, часть людей из которых десять колен увлекли за собою. Во время продвижения на север они, вне всякого сомнения, захватывали своим переселенческим устремлением и какие-то семейства людей из племен, через чьи земли  проходили, в то же время, подталкивая на север тех, кто оказался на пути переселенческого потока. Через определенное время этот этнический поток, оставив израильские (славянские) «озера» в Южной и Центральной Европе, повернул на северо-восток и достиг Северной Евразии, где и был поглощён ее огромными просторами, перемешавшись с племенами, обитавшими в ней. 2. Православие – Скиния Давидова. В Русской Православной Церкви существует церковное предание, приподнимающее завесу над тайной русского народа, Русского мира: «Евреи и славяне суть два народа судеб Божиих, сосуды и свидетели Его, ковчеги нерушимые...» ( Андроник (Трубачёв), Стрижев А.Н. Угодник Божий Серафим. Т. I. Изд-е Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993, с. 353). В примечании к этим словам один из составителей книги «Угодник Божий Серафим» игумен Андроник (Трубачев) пишет: «Евреи и славяне выделены как хранители истины Божией в Ветхом (ветхозаветный Моисеев закон) и в Новом Завете (Православная вера)» (там же, с. 354). Как полагают исследователи, эти пророческие утверждения церковного предания о России и славянах принадлежат святителю Антонию (Смирницкому.) Существует логика веры: назовём ее «пророческой логикой». Она опирается на пророчества ветхозаветные и новозаветные. Так вот, в ветхозаветных пророчествах, там, где говорится о «двух народах судеб Божиих», они называются совершенно четко: «И было ко мне слово Господне: ты же, сын человеческий, возьми себе один жезл и напиши на нем: " Иуде и сынам Израилевым, союзным с ним " ; и еще возьми жезл и напиши на нем: " Иосифу " ; это жезл Ефрема и всего дома Израилева, союзного с ним.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/04/13/ru...

В настоящее время территория бывшего училища открыта, попасть на неё можно свободно через проходную, где продолжают нести вахту военнослужащие. Храму великомученика Дмитрия передан в дар ковчег с частичками мощей святого, а также Луки Войно-Ясенецкого. Источник: " Из истории саратовских церквей " ,  www.eparhia-saratov.ru,  Основан около 1680 года в городе, при подошве горы Соколовой. В 1764 году, при секуляризационной реформе, был оставлен на своем содержании. В обители имелся каменный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя святителей Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. В 1811 году обитель сгорела и в 1814 году бала вновь заложена на новом месте, за городом. Оставшаяся на прежнем месте монастыря каменная церковь Преображения была обращена в приходскую. В 1816 году именным Высочайшим указом монастырь из заштатного был возведен в штатный 2-го класса. В 1820 году постройка монастыря была окончена. 18 мая 1822 года освящен епископом Пензенским Амвросием. Главным храмом обители стал собор в честь Преображения Господня с двумя приделами - во имя благоверного Александра Невского и в честь Казанской иконы Божией Матери. Для жительства настоятеля и братии были построены два каменные корпуса, каждый в два этажа длиною 20, шириною 5,5 саженей. Монастырь был обнесен со всех сторон каменной оградой. За западной стороной ограды было устроено кладбище, обнесенное также во всю длину второй каменной оградой. Монастырю принадлежали различные угодья, рыбные ловли, сверх чего монастырь получал штатного содержания от казны 1249 рублей 37 копеек. Преображенскому монастырю принадлежала деревянная часовня на Горянской (Михаило-Архангельской) площади, на месте, которое в 1762 году было за городским валом в лесу. В часовне находился большой деревянный крест, перед которым совершались панихиды. Рядом с часовней стояла церковь и постоялые избы для " приезду монастырским людям. " Позднее часовня и церковь были разобраны и проданы, и в 1860 году на их месте была построена церковь в честь Страстей Господних (Киновия).

http://sobory.ru/article/?object=20234

Господь щедро одарил отца Гавриила многими талантами, и первое, что замечал каждый при встрече с ним, была чрезвычайная энергичность и работоспособность. Он всегда бывал чем-нибудь занят, жизненная энергия была главной чертой всего его существа и не покидала его на протяжении всей жизни, даже в преклонных летах. Редкостную возможность познакомиться с ним и современной ему монастырской жизнью дают два его дневника. На них основывается жизнеописание отца Гавриила, написанное архимандритом Пантелеимоном и увидевшее свет в 1988 году на финском языке в Финляндии, на Новом Валааме. В бытность свою Валаамским игуменом отец Гавриил умудрялся всерьез заниматься иконописанием и церковным пением. И хотя обязанности настоятеля большого монастыря занимали все время, отец Гавриил вместе с другими мастерами стенной росписи трудился под сводами верхнего храма главного монастырского Спасо-Преображенского собора, а также написал для него несколько отдельных икон. У него был красивый голос, и он имел неплохие музыкальные способности. Одно время до поставления игуменом он даже управлял братским хором. Особо важным считал отец Гавриил сохранение традиций и практики древнего валаамского пения, которое на протяжении многих веков устно передавалось из поколения к поколению. Запись же нотных текстов впервые была произведена именно по настоянию отца Гавриила после того, как в 1893 году на остров была привезена фисгармония. Так Промыслом Божиим, вопреки разрыву монастырской традиции на острове, случившемуся в советское время, знаменитые валаамские распевы не были безвозвратно утрачены и дошли до нашего дня. При этом отец Гавриил не упускал из виду уставной и молитвенной жизни. Как видно из переписки с ныне прославленным святителем Феофаном Затворником , сам он практиковал постоянное чтение Иисусовой молитвы и сумел получить навык в ней. Наконец, нужно отметить способности отца Гавриила как воспитателя. Для братии это был не просто наставник и руководитель, но настоящий родитель, в одном лице соединявший в себе самое твердое, прямое отцовское начало с самым теплым и заботливым материнским. Не буквальное исполнение послушаний и не показные добродетели и благочестие в монастыре интересовали его. Всем своим управлением, даже самым уставным распорядком и трудовыми послушаниями отец Гавриил располагал так, чтобы в конечном итоге укрепить мир и согласие среди братии. При этом он мало прибегал к имевшейся в его руках строгой власти, но более располагал к себе и достигал исправления провинившихся примером и искренним увещанием. «Без любви нельзя построить ничего, заслуживающего благодарности, – не уставая повторял он. – Если руководитель не любит братию, то и братия не будут уважать друг друга, и отсюда последует только внешнее соблюдение Устава и напрасные поиски духа и милости».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По преобладанию той или иной тематики, письма можно условно классифицировать как «личные» и «служебные». К первым относятся, в основном, письма «Петербургского периода», времени, когда взаимоотношения о. Игнатия и о. Дамаскина определялись их служебным положением, иерархической подчиненностью настоятеля Валаамского монастыря архимандриту Игнатию, благочинному монастырей Санкт-Петербургской епархии. Этика служебных отношений, вопросы практической необходимости диктовали форму и содержание писем. В них нет никаких подробностей личной, внеслужебной жизни Святителя. Все они посвящены решению вопросов, возникавших в ходе управления Валаамским братством. Вместе с тем, по своему характеру письма проникнуты душевным расположением и участием к настоятелю Спасо-Преображенского монастыря 8 . Понимая, с какими трудностями пришлось столкнуться игумену Дамаскину, архимандрит Игнатий советует как поступать, утешает в скорбях и подкрепляет ободряющим словом. Обладая большим опытом в управлении монастырем 9 он учит о. Дамаскина премудростям настоятельской должности, а иногда и отчитывает за допущенные ошибки. С отъездом святителя Игнатия на Кавказ изменяется содержание посланий. Характер их отношений утрачивает необходимую по службе официальность и приобретает черты духовной дружбы. Епископ Игнатий сообщает многие подробности своего устройства на новом месте, делится сокровенными размышлениями о жизни земной и вечной, рассказывает о скорбях по болезненности, мучившей его. Пребывая на покое в Николо-Бабаевском монастыре владыка Игнатий не забывал Валаама, живо интересовался всем происходившим в обители. Последним посланием Святителя, отправленным на Валаам, стало его Пасхальное приветствие 1867 года. Ответное письмо игумена Дамаскина уже не застало адресата: земное странствие любимого наставника и благодетеля Валаама окончилось… Из содержания самой переписки ясно, что до нас дошли не все письма епископа Игнатия (Брянчанинова) . Когда и при каких условиях часть эпистолярного наследия утрачена – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В это время значительно увеличилось число монашествующих и послушников. В 1828 году в Верхнее-Спасо-Преображенском монастыре было 50 монахов и 400 послушников; в Средне-Никольком - 50 монахов и 700 послушников; в Нижнее-Воскресенском - 100 монахов и 500 послушников; в Успенском женском до 600, а в Покровском до 700 монахов и послушниц. В высший момент расцвета Иргиза в его обителях проживало до 3000 человек. Небывалое благосостояние Иргизских монастырей вызвало много слухов о происхождении Прохора. Его считали блистательным вельможей, убедившимся в истинности древнего благочестия, внебрачным сыном Императрицы Екатерины, в то время как он до своего пострижения был всего лишь саратовским купцом Петром Калмыковым. Насильственное единоверие. Либеральное отношение к старообрядцам закончилось со смертью Александра Благословенного. Тридцатилетнее царствование Императора Николая Павловича стало эпохой принудительного единоверия. Власти приступили к делу основательно подготовившись. На докладе Секретного комитета по делам раскольников, поданном на высочайшее имя в октябре 1828 года, Император Николай Павлович собственноручно начертал: " Учредить в Саратове епископскую кафедру, предоставить Святейшему Синоду сделать постановление о сем новом учреждении " . Агитировать за присоединение к Единоверию в 1828 году в Нижнее-Воскресенский монастырь прибыл сам Саратовский губернатор Александр Борисович Голицын. Он гарантировал монахам сохранить за монастырем все принадлежащие ему земли и вообще все монастырское имущество. Братия, которой насчитывалось 62 человека колебалась. Однако настоятель Адриан, схимники Прохор и Никанор, иноки Никанор, Феодорит, Мардарий, Арсений и Игнатий дали подписку о присоединении к господствующей церкви. Весть об отступничестве Нижнее-Восресенского монастыря моментально достигла всех старообрядческих обителей Иргиза. Изменившие вере иноки были отлучены от церковного общения. Жители села Криволучье являлись в монастырь и требовали отказаться от данной подписи.

http://sobory.ru/article/?object=17716

Троицкая церковь была приписана к Спасо-Преображенской церкви в Новом Островно. Священником при церкви состоял Анатолий Павлович Землянский (1882–?). После ее закрытия он в 1918–1919 гг. проводил службы в ведровском храме. Репрессии не обошли семью архитектора. Еще в 1918 г. Н. Г. Кудрявцева объявили помещиком, лишили гражданских прав с запрещением проживать в Петрограде. Впоследствии отношение властей к архитектору и членам его семьи несколько смягчилось. Стране нужны были квалифицированные специалисты – инженеры, техники. Старший сын, Владимир, работал в отделении «Ленинградстроя» во Пскове и Гдове. Михаил трудился в Лужском дорожном управлении, позже строил мост через р. Волхов в Новгороде. В Луге, в городском управлении, работал третий сын архитектора – Андрей. Но угроза ареста оставалась. Избежать участи многих репрессированных Кудрявцевым помогло одно счастливое обстоятельство: отец архитектора был приписан к гражданам г. Вильмандстранд в Финляндии, и Кудрявцевы смогли получить финское гражданство. В роковые 1936–1937 гг., всех, за исключением Михаила, выслали в Финляндию. Михаил для сохранения семьи принял советское подданство, был сослан в Омск, где впоследствии стал профессором Политехнического института, автором многих книг и учебников. Сам Николай Галактионович Кудрявцев умер в Хельсинки 19 июля 1941 г. Его младший сын, Иван Николаевич, окончил архитектурный факультет Академии художеств, работал в строительном отделе одного из наркоматов, провел полгода в камере-одиночке на Шпалерной, после заключения преподавал в Академии художеств. В Финляндии он вернулся к архитектурной практике. Он – автор и строитель трех церквей: в Хельсинки, Ярвенпяйя и, что особенно интересно, в Миккели, ныне – городе-побратиме Луги. Здесь им построен замечательный храмовый комплекс – Новый Валаам. Кроме родной усадьбы и построенной его отцом Казанской церкви, Ивана Николаевича до конца жизни волновала судьба многих исторических зданий в Луге и окрестностях. Особый интерес проявлял он к сохранности смешинской Успенской церкви, которую в годы молодости запечатлел в серии своих рисунков.

http://sobory.ru/article/?object=02649

Главная святыня обители — Тихвинская икона Божией Матери. По благословению архиепископа Иринея каждую пятницу пред св. образом Богородицы читается акафист. Дата основания: 1867. Адрес: 49006, г. Днепропетровск, ул. Чичерина,171 Телефоны: 8 (0562) 34-24-33 , 8 (056)770-35-14 Храмы [ править править код ] Свято-Троицкий кафедральный собор (Днепр) [ править править код ] Свято-Троицкий кафедральный собор Свято-Троицкий кафедральный собор заложен в 1837 г. на месте деревянной Свято-Духовской церкви 1791 г. Строился храм на средства купцов Федора Дупленко и Андрея Кирпичникова и имел боковые престолы: правый – Казанской иконы Божией Матери, левый – св. ап. Андрея Первозванного. В 1860-х гг. к храму пристроена колокольня. После закрытия Спасо-Преображенского собора, Свято-Троицкий стал кафедральным. В 1934 г. его также закрыли и превратили в склад. В 1941 г. храм вновь стал действующим, в статусе кафедрального. В 1943 г. его настоятель протоиерей Владимир Капустинский был расстрелян во дворе и похоронен у стен собора. Часть росписей храма выполнена художником Иваном Ижакевичем при реконструкции на стыке XIX-XX вв. Другая часть создана в 1950-х гг. на месте утраченных композиций. Рядом с собором, в новом здании, с 2006 г. размещается Епархиальное управление. Адрес: г. Днепропетровск, Красная площадь, 7 Телефоны: (+38 056) 744-76-46 , 375-32-59 Спасо-Преображенский кафедральный собор (Днепр) [ править править код ] Спасо-Преображенский кафедральный собор Официальная церемония закладки основания Преображенского собора и вместе с ним нового города Екатеринослава на правом берегу Днепра состоялась 9 (22) мая 1787 года во время путешествия Екатерины II на юг империи. Одной из главных реликвий собора является Крест-мощевик, преподнесенный, по благочестивой легенде, в дар соборному храму императрицей Екатериной II и князем Г. Потемкиным. Внутри святыни находятся мощи святых: первоверховных апостолов Петра и Павла, первомученицы Феклы, священномученика Игнатия Богоносца, великомученика и целителя Пантелеимона, мученицы Евфимии Всехвальной, святителя Митрофана, епископа Воронежского, мученика Меркурия, преподобного мученика Акакия. 21 декабря 2008 года Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир освятил самый большой в епархии колокол для Спасо-Преображенского кафедрального собора, который дополнил окончательно всю гармонию колокольного звона соборной звонницы. Вес могучего гиганта — шесть тонн.

http://azbyka.ru/palomnik/Днепр

был погребен в Кирилловом мон-ре, ссылаясь на монастырский братский синодик, в котором игум. К. назван среди «преставльшихся в дому Пречистыя Богородица, честнаго Ея Успениа, святаго и преподобнаго отца нашего Кирила» (АСЭИ. Т. 2. С. 282; [Братский синодик]. 1897. С. LIX). Однако списки братского синодика отличаются друг от друга. В рукописи РНБ. Кир.-Бел. 754/1011 отсутствует фраза с перечнем имен первых игуменов мон-ря; в списке РНБ. Кир.-Бел. 759/1016 Никольский считал эту фразу «позднейшей прибавкой». Кроме того, далеко не все лица, названные в братском синодике, в действительности скончались и были погребены в Кирилловом Белозерском мон-ре. В частности, в синодике упоминались Пермский и Вологодский еп. Филофей, умерший и погребенный в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре , царь Симеон Бекбулатович, чье надгробие находится в Симоновом Новом московском в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , и др. В случае К. следует предпочесть свидетельство «Сказания о Спасо-Каменном монастыре», где говорится, что К. был погребен на Каменном о-ве «с полуденныа страны церкве» (Преображенского храма). Во 2-й пол. XIX в. мощи К. почивали под спудом около сев. стены в нижнем юж. приделе Спасо-Преображенского собора, над ними была устроена гробница, на которой стоял образ преподобного. Преображенский собор был взорван в кон. 30-х гг. XX в., погребение К. утрачено. О почитании К. свидетельствует описание его кончины в «Сказании о Спасо-Каменном монастыре». К. назван в «Повести о российских святых угодниках» (РНБ. Q.I.382. Л. 35, XVIII в.), в «Перечне святых города Вологды» (РНБ. Мих. Q.532. Л. 211 об., XVIII в.; СПбДА. AII/63. Л. 30, XIX в.), в Четьих-Минеях Константина Добронравина (РНБ. СПбДС. 25/12. Л. 109, XIX в.), в «Перечне святых угодников, коих время памяти неизвестно» (РНБ. Тит. 2727. Л. 69 об., XIX в.) (сведения о почитании святого содержатся в электронной базе «Источники русской агиографии» Отдела древнерус. литературы ИРЛИ). Несмотря на то что в агиографических изданиях XIX - нач.

http://pravenc.ru/text/1681245.html

Л. В. Даль, мастерски подойдя к задаче строительства собора, разработал совершенно новый проект " открытой " церкви. Здание должно было представлять собой восьмигранник с располагавшимися по пяти его сторонам арочными проемами. Проект предусматривал возможность расширения храма путем пристройки дополнительных объемов. В случае недостатка средств расширение можно было осуществить частично или вообще не осуществлять. Причем в любом из вариантов церковь выглядела бы вполне законченной. Проект Л. В. Даля получил поддержку и одобрение как нижегородского губернатора А. А. Одинцова, так и устроителей нового православного храма. Р. Я. Килевейну было даже поручено составить смету к этому проекту. Однако новизна и необычность постройки вызвали недоверие со стороны большинства заказчиков - нижегородских купцов. К тому же новые строительные правила ужесточили требования, предъявляемые к проектам. Рассчитывать на быстрое утверждение чертежей в Петербурге не приходилось. Длившееся девять лет дело о новом соборе грозило затянуться на неопределенный срок. Это и предрешило судьбу проекта Л. В. Даля. Он так и остался неосуществленным. Архитектура собора ориентировалась на проекты Константина Тона, а за образец взяли Благовещенскую церковь в Петербурге. Главный престол храма — во имя святого благоверного князя Александра Невского. Поскольку пожертвованных сумм на строительство собора оказалось недостаточно, в августе 1869 года был введен десятипроцентный полавочный и поземельный сбор с торгующих на ярмарке купцов, от которого были освобождены мусульмане. Наконец, 3 сентября 1874 года нижегородский губернатор граф Кутайсов положил последний камень в довершение кладки. А торжественное освящение собора Александра Невского состоялось 20 июля 1881 года в присутствии Александра III. На этом торжестве присутствовал и цесаревич Николай Александрович, а также великие князья Георгий и Алексей Александровичи. Тем не менее, Комитет по устройству второго православного в Нижегородской ярмарке храма продолжал свою деятельность до 1889 года. Он занимался изысканием средств на отделочные работы в соборе, а также строительством дома причта по проекту Р. Я. Килевейна. Возведение собора Александра Невского на Нижегородской ярмарке явилось одним из крупнейших строительств в России. По данным священника Александра Снежницкого (1864-1901 гг.), упомянутым в его труде " Святыни Нижегородской ярмарки " , в 1899 году 87-метровый собор Александра Невского в Нижнем Новгороде был третьим по высоте в России после храма Христа Спасителя и колокольни Ивана Великого в Московском Кремле. Высота храма с крестом составляет 87 метров — это один из самых крупных соборов современной России. Александро-Невский Новоярмарочный собор сегодня стоит на 6 месте после Храм Христа Спасителя в Москве, Исаакиевскиевского собора в Санкт-Петербурге, Спасо-Преображенского кафедрального собора в Хабаровске, Храма Воскресения Христова в Кубинке и Смольного собора в Санкт-Петербурге.

http://sobory.ru/article/?object=01787

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010