Строителем нового храма назначен казённый архитектор Иван Парфенов, наблюдал за стройкой городничий Карл Бриммер. Строящийся собор могла видеть императрица Екатерина II, когда в 1780 году, путешествуя на юг, она останавливалась на ночлег в Опочке. Вначале строительство шло медленно. «Причиною этого было свободное обращение с пожалованными деньгами, которые скоро все вышли». Местный купец Степан Михайлович Викулин своими щедрыми пожертвованиями помог выстроить прекрасный собор. Дата «1791 год» на иконе относится к тому времени, когда строительство взял на себя Викулин. Фундамент собора был сделан из «дикого» камня, стены строили из кирпича. Собор был построен на новом месте и стал называться Спасо-Преображенским, как потому, что построен в честь Преображения Господня, так и потому, что в соборе находилась чудотворная икона Всемилостивого Спасителя. Собор был пятиглавым. Освящение храма было совершено архимандритом Афанасием, настоятелем Святогорского монастыря, по благословению архиепископа Псковского и Рижского Иннокентия. Строитель собора Степан Михайлович Викулин скончался 10 ноября 1800 года, отпевание его было совершено в Преображенском соборе, похороны состоялись на кладбище при церкви Святых Апостолов Петра и Павла. Первоначально собор был выстроен без часовни с правой стороны и свечной лавки с левой стороны близ колокольни. Они были построены в 1877 году старостой собора Дмитрием Петровичем Хвощинским. Престолов было три. Главный престол был освящен в честь Преображения Господня, справа – Благовещения Пресвятой Богородицы, слева – Святой Великомученицы Параскевы. В соборе находилась спасённая из огня древняя чудотворная икона Всемилостивого Спасителя с предстоящими с правой стороны Пресвятой Богородицей, с левой стороны Святителя Николая. В 1426 году икона была прострелена литовцами. Для иконы была сделана чеканная серебряная позолоченная риза с такими же венцами над головами Спасителя, Божией Матери и Святителя Николая и резной позолоченный киот. В венце Спасителя над тем местом, которое было прострелено литовцами, была сделана серебряная позолоченная звезда с хрустальной вставкой.

http://sobory.ru/article/?object=34582

В 70-е год XX века была сделана безграмотная цементная отмостка вокруг храма, и это привело к тому, что здание не «дышит», вода скапливается под ним в фундаменте просачивается в стены. Храм мокнет, внутри сыро. Этому же способствует и подсыпка, поднятие уровня улицы. Отчасти помочь храму, выпустить воду из-под него, удалось во время археологических раскопок. Подойдя с востока к апсидам (алтарным полукруглым выступам), можно увидеть следы глубокой и широкой траншей идущей на восток от храма. Это один из многочисленных раскопов, оставленный не до конца засыпанным по уже упомянутой причине. Когда раскоп подошёл к апсидам и ушёл под отмостку, из фундамента вода хлынула потоком. Это затруднило раскопки — пришлось из траншеи отчерпывать воду, — но помогло зданию. Преображенский собор в настоящее время является филиалом музея. Здесь экспонируется часть собрания икон. В интерьере заслуживает внимания резной деревянный иконостас в стиле классицизма. Под центральным куполом на цепи висит красивое паникадило, к сожалению, не полностью сохранившееся — утрачены многие рожки. Из книги Константин Козлов. Белозерск. Описание города, его храмов и достопамятностей. - Москва.: Северный Паломник, 2007. Сохранившийся до сего времени Спасо-Преображенский храм XVII века не был первой соборной церковью Белозерска. До него город имел другой собор - деревянный, во имя святителя Василия Великого. Да и сам Белозерск в процессе своей истории менял местоположение. На теперешнем своём месте он живёт с конца XIV века. О первом столетье жизни города на новом месте известно очень мало. Активное строительство в Белозерске началось в конце XV века, когда его по приказу Ивана III окружили валами и глубоким рвом. По гребню валов шли деревянные стены с восемью башнями, а с " внешним миром " город соединялся посредством подъёмных мостов. Внутри городовых укреплений находился двор наместника, хранилась казна, стоял соборный храм - во имя святителя Василия Великого. О том, как он выглядел в XV-XVI веках, сведений не сохранилось. Лишь Дозорная книга 1617-1618 годов сообщает довольно скромно о его устройстве. Но в 1612 году Белозёрск разорили польско-литовские отряды. Так что, возможно, в Дозорной книге описывается уже новая соборная церковь. Была она, как видно из записей, " древяная клецки " и имела два придела - " Никола чюдотворец " и " Георгий страстотерпец Христов " . Сообщается также о " колокольнице " с несколькими колоколами, крупнейший из которых весил " пуд без четверти " . В этой же дозорной книге впервые упоминается о Преображенской церкви, чьё посвящение впоследствии отошло к новому соборному храму: " Церковь ружная (т.е. обеспечивается ругою - жалованьем) Преображение Господа нашего Исуса Христа, да придел Димитрия Солунского, другой придел Екатерины Христовы мученицы, древяна клетцки с трапезою... На колокольне 2 колокола, а в них весу полтретя пуда. Строение мирское " .

http://sobory.ru/article/?object=00364

9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти воинов. В ответ святителю Ермогену Патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал “по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду и субботний день после Покрова Пресвятой богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия”. Святитель Ермоген проявлял ревность по вере и твердость в соблюдении церковных традиций, заботился о просвещении верой Христовой казанских татар. В 1595 году при деятельном участии святителя совершилось обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия, первого архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иоаннович (1584-1598 гг.) приказал соорудить в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте прежней, где были погребены святые. Когда были обретены гробы святых, святитель Ермоген пришел с собором духовенства, повелел вскрыть гробы и, увидев нетленные мощи и одежды святителей, сообщил Патриарху и царю. По благословению Святейшего Патриарха Иова (1605 г.) и по повелению царя, мощи новоявленных чудотворцев были поставлены в новом храме. Святой Ермоген сам составил жития святителей Гурия и Варсонофия, епископов Казанских. За выдающиеся архипастырские труды митрополита Ермогена избрали на первосвятительскую кафедру, а 3 июля 1606 года он был возведен собором святителей на Патриарший престол в Московском Успенском соборе. Митрополит Исидор вручил Святейшему Патриарху Ермогену посох святителя Петра, Московского чудотворца (21 декабря 1326 г.), a царь принес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. По древнему чину Святейший Патриарх Ермоген совершал шествие на осляти вокруг стен Кремля.

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-er...

В 1924 году советская власть закрыла Спасоярскую церковь Протоиерея Евгения Мелехова, отца семерых детей, арестовали и выслали по этапу. В здании храма оборудовали инкубатор для кур, а позднее, в годы Великой Отечественной войны, стали использовать в качестве жилья для граждан. В 1950-е годы, после сделанного наспех ремонта, сюда переехала Морская школа ДОСААФ, которая «обучала советскую молодёжь, желающую служить в военно-морском флоте». Вибрация дизельных моторов, способных двигать корабли, разрушала стены святыни. В начале 1994 года здание церкви на правах аренды передали Рязанской епархии. 19 августа того же года, в праздник Преображения Господня, его освятил управляющий Рязанской епархии архиепископ (позднее — митрополит) Симон (Новиков). В восстановлении святыни существенную помощь оказывали рязанские казаки. Так и стал «казачьим» батюшкой протоиерей Сергий (Пушкин), и поныне являющийся настоятелем Спасо-Преображенского храма. Некоторые прихожане сложившейся в середине 90-х годов XX века Спасоярской православной общины и сейчас приходят помолиться в «казачью» церковь, восстановленную их руками, но уже не одни, а с детьми и внуками. Евгений Дмитриев, газета «Панорама города», 33 (742) 2010 г. http://rodnaya-storona.ru/node/378 Самые первые упоминания о церкви Преображения Господня относятся еще к 1626 году, тогда церковь была деревянной и полностью сгорела после пожара 1685 года. В том же году сооружают новую деревянную церковь, но к концу семнадцатого века она приходит в негодность и разваливается. Тогда местный помещик Вердеревский на свои средства строит новый каменный храм, который сохранился до наших времен. В новом храме устраивают придел во имя девяти мучеников Кизических. Красивое, белоснежное здание храма располагалось на самом краю обрыва реки Трубеж и вследствие этого получило название Спаса на Яру. Архитектура храма принадлежит к посадской архитектуре старых городов. Церковь пятиглавая, имеющая по углам здания колонны, придающие ей некую стройность. Красоту храму придает колокольня, которая представляет собой восьмигранный столп, крытый шатром. В приходе числилось сорок дворов. В годы советской власти храм закрывают и длительный отрезок времени его помещение используется для проведения занятий морской школы. В 1995 году храм возвращают Православной Церкви. Сразу же начинают проводить ремонтные и восстановительные работы. Очень красивое здание храма является украшением города Рязани. В настоящее время в храме проходят ежедневные богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=00867

Одной из первых и главных его забот на новом поприще, как и на прежнем, стала организация семинарии. Астраханская семинария, учрежденная еще в 1776 году (с наивысшим штатным окладом в 2000 рублей), была торжественно открыта 6 января 1778 года, однако предшественнику Никифора архиепископу Антонию удалось наладить лишь первоначальную школу 148 . Еще до приезда на Астраханскую кафедру в письме к бывшему администратору Славянской епархии, а в то время уже епископу Белгородскому и Курскому Феоктисту (Мочульскому) 149 , Никифор выражает заботу о приискании себе достойного помощника на ниве просвещения. Преосвященный Феоктист отпустил для этой цели иеромонаха Сильвестра Лебединского , учителя поэзии Харьковской коллегии – одной из известнейших Российских семинарий. По приезде в Астрахань в сентябре 1787 года Сильвестр был назначен учителем философии и богословия и вместе с тем префектом семинарии; с этого времени началась деятельная и решительная организация семинарии. Было открыто семь классов 150 , то есть учрежден полный семинарский курс, и Астраханская семинария действительно стала средним духовным учебным заведением, по образцу Харьковской коллегии. В 1790 году иеромонах Сильвестр был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Спасо-Преображенского монастыря, а в следующем году стал ректором Астраханской семинарии. Его называли «первым образователем Астраханской семинарии»; впоследствии, с 1794 года, Сильвестр Лебединский был ректором Казанской Духовной Академии, а в 1807–1808 гг. – двадцать первым Астраханским архиепископом 151 . В 1791 году риторический класс Астраханской семинарии окончил Кирилл Васильев († 1837), будущий ключарь Астраханского кафедрального собора и составитель «Ключаревской летописи» – «Истории о начале и возвышении Астрахани, случившихся в ней происшествиях, об архиереях в оной бывших, а также о воеводах, градоначальниках и губернаторах». В нее вошла и краткая биография семнадцатого Астраханского архиерея архиепископа Никифора Феотокиса 152 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

По настоянию свт. Гурия архиерейскому дому было передано значительное количество земель в Казанском и Свияжском уездах, запустевших во время войны. Разрушенная рус. войсками в 1552 г. Казань возрождалась уже в новом качестве - как рус. правосл. город. Архиерейский дом по приезде свт. Гурия разместился в вост. части Казанского кремля, где был вскоре возведен кафедральный Благовещенский собор (освящен в 1562); учрежденному ок. 1557 г. казанскому в честь Преображения Господня мон-рю была выделена земля в зап. части кремля. Как указано в писцовой книге по Казани 1566 г., недалеко от кремля (за Булаком) находился двор архиепископского сына боярского И. Е. Застолбского (позже на этом месте был построен Успенский собор, ныне находится развлекательный центр). Будучи на службе у архиеп. Гурия, святой проявил такие качества, как правдолюбие, добросовестность и распорядительность. По словам сщмч. Ермогена, И. выполнял свои обязанности, «ненавидя неправды, от всякого зла огребаясь и ум крепок имея». Свт. Гурий умер 5 дек. 1563 г. и был похоронен у алтаря Преображенского собора. И. Е. Застолбский, любивший и почитавший архиепископа при жизни, послужил ему и после смерти: над могилой свт. Гурия он поставил гробницу и каменную часовню. Сын И. Е. Застолбского Нестор был «тих и кроток, смирен и беззлоблив, и с малых лет смысел обреташася в нем и разум многолетних седин живяше в нем». Согласно Житию свт. Гурия, Нестор неустанно молился и постился, а в постные дни не употреблял даже хлеба, тайно от всех носил под рубахой власяницу и «прежде монашества монах познавашеся». Несмотря на то что его отец был состоятельным человеком, юноша не стремился к богатству. С согласия отца Нестор принял монашеский постриг с именем Нектарий в Спасо-Преображенском мон-ре, где через недолгое время скончался и был похоронен в часовне, сооруженной его отцом над могилой архиепископа. После смерти сына в той же обители принял монашество и И. Е. Застолбский с именем Иона. Также недолго прожив в обители, он умер и по завещанию был похоронен рядом с сыном и архиеп.

http://pravenc.ru/text/578340.html

После Октябрьской революции 1917 г. первое, что уничтожалось – места, связанные с именем царей династии Романовых. Частично были уничтожены и захоронения церкви-усыпальницы Новоспасского монастыря. Чудом сохранилось крыльцо с мозаикой. В 1995 г. в усыпальницу Романовых из Кремля были перенесены останки великого князя Сергея Александровича, убитого в 1905 г. террористом И.П. Каляевым. Он первоначально был похоронен в Алексеевской церкви Чудова монастыря, которую снесли в 1929 г. В 1986 г. при рытье траншеи могила великого князя была случайно обнаружена, а в 1995 г. останки Сергея Александровича торжественно перезахоронили в фамильной усыпальнице Новоспасского монастыря. В монастыре установили памятный крест, подобный тому, который был установлен на месте гибели великого князя в Кремле. Этот памятник, выполненный по рисунку В.М. Васнецова, был уничтожен в 1918 г. при личном участии В.И. Ленина. В 1996–1998 гг. в подклете Спасо-Преображенского собора под руководством доктора исторических наук А.К. Станюковича проводилось археологическое и антропологическое исследование успыпальницы. В результате были исследованы 45 захоронений, сделаны важнейшие исторические наблюдения. После завершения работ усыпальница была восстановлена. Храм преподобного Романа Сладкопевца освятили в апреле 2002 г. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Церковь Спаса Преображения в Новоспасском монастыре Весною 1488 г. в Кремле погорел Спасский на Бору монастырь, находившийся среди дворцовых строений. Это дало повод великому князю Иоанну III вывести монастырь из Кремля. Новое место выбрано близ Крутиц в так называвшемся Васильцевом стане, где монастырь стал называться Новоспасский или Спас на Новом. Каменная церковь была сооружена в 1491-96 гг., при ней были погребаемы члены боярского рода Романовых. Первый же царь из этого рода Михаил Федорович особенно позаботился о Новоспасском монастыре. В 1642 г. была сооружена каменная ограда с ее башнями, а в 1645 г., вместо старого храма, заложен был нынешний великолепный собор. Окончен он был уже при царе Алексее, освящен 19 сентября 1647 г.

http://sobory.ru/article/?object=05174

Прор. Моисей с горящим кустом в качестве своего иконографического атрибута может изображаться в композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша», получившей на Руси название «Похвала Пресвятой Богородицы» (напр., икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 2-я пол. или кон. XIV в.). Изображение горящего куста сохранилось и в новом изводе этой Богородичной композиции, появившейся на Руси в посл. четв. XV в. (икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, сер. XVI в., ГРМ), а также присутствует в пророческих рядах рус. иконостасов с XVI в. (икона «Пророки Давид и Моисей» из новгородской ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках, сер. XVI в., НГОМЗ). Сюжет с видением прор. Моисею включается и в состав циклов деяний Св. Троицы (напр., икона «Св. Троица в деяниях», 2-я пол. XVI в., из Покровского мон-ря в Суздале, ГРМ). Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» Иконография этого образа Пресв. Богородицы появилась в XVI в. и, по всей видимости, была разработана в окружении свт. Макария, митр. Московского. Первое упоминание изображения с таким названием встречается в деле дьяка Посольского приказа И. М. Висковатого (1553-1554; «Н. К.» приведена Собором в числе сложных сюжетов, которые пишутся «по древним греческим образцом, яко же святии пророци видеша, и святии отци» - Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 7062//ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Отд. 3. С. 36). Самое раннее датированное изображение Богоматери «Н. К.» является одним из сюжетов иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с клеймами земной жизни Христа и праздников» вологодского иконописца Дионисия Гринкова (1567-1568, ВГИАХМЗ). К наиболее древним относятся иконы: из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (40-е гг.- сер. XVI в.) (КБМЗ), из ц. Богоматери «Одигитрия» в Ростове (сер. XVI в., ГМЗРК), из Кириллова Белозерского мон-ря (60-е гг. XVI в., КБМЗ), из Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде (3-я четв. (60-е гг.?) XVI в., НГХМ). 2-й пол. XVI в. датируются иконы из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ), из Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря (МГОМЗ «Коломенское»), из собора Смоленской иконы Божией Матери московского Новодевичьего мон-ря, из московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Апухтинке (ГТГ), в собрании СГХМ. К рубежу XVI и XVII вв. относятся иконы из собрания Н. С. Голованова (ГТГ), а также из с. Усть-Кишерть Пермской обл. (заказ Н. Г. Строганова, 1604-1605, ЕМИИ).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

Руководил строительством архимандрит Палладий (Белевцев): сохранились напутствия, с которыми его провожали в деловую " командировку " в Петербург архиепископ Курский и Белгородский Феоктист (Мочульский) и курский губернатор А.И. Нелидов, - речь в них шла о необходимости " Сыскать искусного архитектора " . Некоторые курские краеведы предполагают, что таковым стал известный зодчий А.И. Мельников, знакомый нам по рыбинскому Спасо-Преображенскому собору, однако документальных подтверждений тому до сих пор не найдено. Строительные работы обошлись Курской епархии в 600 000 рублей, огромную по тем временам сумму, часть которой предоставили благотворители. В январе 1826 года собор был торжественно освящён. Средоточием жизни Знаменского собора всегда оставалась чудотворная Курская Коренная икона Божией Матери. К ней устремлялись тысячи богомольцев, с нею устраивались знаменитые на всю Россию крестные ходы, её берегли как зеницу ока. Знаменский собор освящали, когда в нём ещё продолжались отделочные работы. Отчего такая спешка? Причина была проста и печальна: в январе 1826 года из Таганрога в Петербург следовал траурный поезд с телом почившего императора Александра I, и принять его местным властям хотелось уже в новом грандиозном храме. Вот и торопились. Успели. Выглядел собор по освящении совсем не так, как сегодня. Он был кубическим - с запада его украшал портик. Вскоре здесь появилась обширная трапезная с двойной колокольней; на северной её башне имелись часы. Был тогда собор двухэтажным - над трапезной устроили трёхпрестольную церковь, позднее упразднённую. В 1830-х годах изменился статус Знаменского монастыря. Существовавшая с 1667 года Белгородская и Обоянская епархия с центром в Белгороде, к которой относился Курск, была реформирована ещё в конце XVIII века: в 1787 году её переименовали в Белгородскую и Курскую, а в 1799 году центром её назначили быть Курску. Однако кафедра оставалась в Белгороде до 1833 года, когда всё-таки " переехала " в Курск; Знаменский монастырь, получивший второй класс при учреждении штатов в 1764 году, после этого преобразовали в Архирейский дом.

http://sobory.ru/article/?object=05799

отождествляемым с Феофаном Греком ). Первым, частично дошедшим до наших дней рус. И., состоявшим из 4 рядов (местного, деисусного, праздничного и пророческого), стал И. Успенского собора во Владимире (ок. 1410; приписывался преподобным Андрею Рублёву и Даниилу). Из ростовых деисусных икон сохранилось 13 (ГТГ, ГРМ), праздничных - 5 (ГТГ, ГРМ), пророческий чин был поясной (2 иконы, ГРМ). Предполагают, что этот И., как и ряд других, был несомкнутым, т. е. разделенным вост. опорами храма. Наиболее ранним И., полностью сохранившим первоначальную структуру и почти все иконы, является И. Троицкого собора ТСЛ (1425-1427, преподобные Андрей Рублёв и Даниил с мастерской). Изначально он был сомкнутым, т. е. представлял собой единую стену из икон, поставленных на горизонтальные балки-тябла, что существенным образом меняло восприятие внутреннего пространства храма. Повысилось значение поперечного предалтарного нефа, солеи и купола, в то время как вост. часть с вост. парой столбов оказалась полностью недоступной взгляду. Перестала читаться иерархическая соподчиненность алтаря, жертвенника и диаконника, скрытых сплошным иконостасом. В каменных церквах, имевших росписи, И. и фрески составляли единое целое; в деревянных храмах он сосредоточивал в себе главное сакральное содержание интерьера. Четырехъярусные И. появились также в Спасо-Преображенском соборе Твери («Кашинский чин», сер. XV в., сохр. 27 икон, ГТГ, ГРМ), в новом Успенском соборе Московского Кремля (1481, не сохр.) и в Успенском соборе Кириллова Белозерского монастыря (1497, сохр. 57 икон, КБМЗ, ГТГ, ГРМ). Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Иконостас ц. прп. Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в. Деисусный ряд - ростовой или поясной - в это время помимо главных 7 фигур мог включать образы святителей, мучеников, столпников. Размеры икон были велики (высота деисусных икон в И., ныне находящемся в Благовещенском соборе Московского Кремля, 2,1 м, в Успенском соборе во Владимире - 3,14 м).

http://pravenc.ru/text/389068.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010