15 декабря 1878 года местным благочинным была составлена опись построенного храма. Согласно ей, каменный храм состоял из холодной главной части, трапезной с двумя приделами и четырёхъярусной колокольни. Вся церковь была покрыта листовым железом, покрашена медянкой. Купола были устроены на главной части храма и на колокольне, обиты белым листовым железом. На них были поставлены деревянные кресты, также обитые белым листовым железом. Пол во всём храме был каменный. В тёплой трапезной части были устроены две кафельные печи и двойные оконные рамы. В новом храме, как и в старой церкви, было устроено три престола: главный в честь Преображения Господня и два придела: с северной стороны трапезной - в честь святителя Николая Чудотворца, с южной стороны - в честь святого пророка Илии. 14-15 января 1879 года благочинным священником Иоанном Корсунским храм Преображения Господня был торжественно освящён. Под главным престолом был поставлен деревянный ящик с крестом, на котором было указано имя благотворительницы А.П. Лызловой, епископа Тульского и Белёвского Никандра (Покровского), благословившего строительство храма, даты закладки и освящения храма и имя благочинного священника Иоанна Корсунского, их совершившего. В 1896 году при Преображенском храме села Спас-Детчино была открыта школа грамотности, которая расположилась в доме священника и одновременно учителя школы Василия Покровского. Впоследствии Василий Архангельский стал священнослужителем, подвергся преследованиям советской власти и был убит в 1937 году на Бутовском полигоне. Прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. 6 декабря 1898 года настоятелем Спасо-Преображенского храма стал уроженец соседнего села Руново, сын диакона священник Пётр Ильинский. Помимо уроков с детьми, священник Пётр проводил катехизические беседы со взрослыми. В 1914 году по его инициативе на приходе было открыто Николаевское общество трезвости. Активно занимался он и хозяйственным благоустройством прихода. По его инициативе был построен отдельный дом для псаломщика и пристройка с квартирами для учителя и сторожа. В 1907 году вокруг храма была выстроена каменная ограда с железными решётками, которая сохранилась до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=01455

21 апреля 1916 г. в тексте рапорта в Духовное правление при протопресвитере (составленном уже при новом Петроградском митрополите Питириме Галкин объяснял свой отъезд (фактически бегство) с фронта тяжелым, прогрессирующим заболеванием — острой формой неврастении. Вместе с тем он выражал готовность «вернуть все полученные военные пособия, но только с рассрочкой их выплаты по 1–2 августа 1916 г. Галкин подал в Духовное правление прошение об увольнении его от службы по военно-духовному ведомству, попросив сообщить ему сумму своей задолженности перед Однако, по сведениям на 7 февраля 1917 г., деньги в доход казначейства (несмотря на неоднократные напоминания) так и не поступили, вследствие чего прошение об увольнении не было Несмотря на конфликтность сложившейся ситуации, М. Галкин продолжал занимать должность настоятеля Спасо-Преображенской церкви. Параллельно он руководил Колтовским отделением Александро-Невского общества трезвости, заведовал Колтовской церковно-приходской школой, состоял товарищем председателя Николаевского благотворительного общества попечения бедных, редактировал (по данным на 1916 г.) «Листок Колтовского В марте 1916 гг. Галкин активно «занимался приобретением и перенесением» в свой храм частицы мощей прп. Серафима а также частиц мантии, одежды, «покрывавшей его тело во гробе», самого гроба и камня, на котором молился (см. публикацию, документы 1, 2). Тем временем, если верить позднейшим свидетельствам самого Галкина, в его самосознании, системе мировоззренческих построений и ценностных ориентаций исподволь происходили сущностные изменения: «Вращаясь в кругу рабочих… знакомлюсь с классовой борьбой и впервые с Марксом… Передо мной открываются новые горизонты… Поповская среда, ее порочность, полная без[ыдей]ность… менее всего была способна поддержать мою падающую веру. В своих религиозных убеждениях, будучи уже врагом официального, казенного православия… я… одно время… думаю о полной возможности примирить “чистую религию” и социал-демократическую программу» (см. публикацию, документ 26).

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

На старых фотографиях интерьера достаточно четко видны очертания и деталировка деревянных иконостасов главного храма и его приделов. Все три иконостаса выполнены в барочном стиле. Такой вид иконостасов противоречил архитектурному облику храма, возведенного в стиле позднего классицизма. Появление иконостасов барочного стиля в строящемся храме объясняется переносом их из деревянного храма. Это предположение подтверждается совпадением габаритных размеров в плане обоих храмов. Представление о прежних интерьерах собора сложилось в ходе реставрации по сохранившимся старым фотографиям. Иконостасы храмовой части изображены в достаточной полноте форм, что позволило их воспроизвести в достоверном виде, но уже в новом материале - фаянсе. Всего установлено пять фаянсовых иконостасов с киотами - три в храмовой части и два в трапезной. Восстановлением Спасо-Преображенского собора продолжено создание всего исторического комплекса «Старый Невьянский завод». Невьянский завод отстоит от Екатеринбурга в 85 верстах на север. Завод разделяется речкою Нейвой на две неравные части и находится от ж. д. станции Невьянск в 2,5 верстах. Невьянский завод построен в 1698 г. по повелению Петра Великого, на счет казны, под дер. Федьковкою Верхотурского уезда и назван был сначала Федьковским, а потом Невьянским. Грамотою Петра I 4 марта 1702 г. он отдан оружейных и железных дел мастеру Никите Демидову, родом из Тулы, потомком которого Прокопием Акинфиевичем Демидовым завод в 1759 г. был продан коллежскому асессору Савве Яковлеву. В состав Невьянского прихода прежде входили заводы: Невьянский, Быньговский, Шуралинский и деревни: Федьковка и Дедюхина. Ныне приход состоит из Невьянского завода и деревни Федьковки. Жители деревни поселились здесь еще до постройки Невьянского завода, т.е. до 1698 г., жители же завода частью были посланы правительством, частью добровольно из Московской, Тульской, Нежегородской и Олонецкой губерний для работ на заводе, особенно по передаче завода в 1702 г. из ведения казны в руки частного владельца Демидова.

http://sobory.ru/article/?object=01204

Адрес: Россия, г. Самара, ул. Чапаевская, 136. Телефоны: (846) 332 50 87 , (846) 333 00 72 Проезд: на 34 автобусе или на трамвае -20, 5, 3,18. Подробнее... Спасо-Преображенский собор (Тольятти) [ править править код ] 28 мая 1996 года владыка Сергий заложил первый камень в строительство Спасо-Преображенского собора и в присутствии многочисленных священнослужителей и гостей отслужил водосвятный молебен. Камень, который заложили вместе с памятной грамотой в кирпичную кладку храма, является частицей камня с горы Фавор, на которой Спаситель явил ученикам Свое Преображение. Камень был вручен группе тольяттинских паломников настоятелем Преображенского монастыря на горе Фавор. В день Преображения Господня 19 августа 2002 г. в Тольятти состоялось торжественное освящение Спасо-Преображенского собора, а затем началась Божественная литургия, провел которую архиепископ Самарский и Сызранский Сергий. Адрес: г. Тольятти, ул. Революционная, 19 Телефон: +7 (8482) 32-21-76 Подробнее... Храм Казанской иконы Божией Матери (Тольятти) [ править править код ] В 1953 году при затоплении города был уничтожен главный храм Ставрополя - Троицкий собор. В перенесённом городе в сентябре 1954 года был выделен участок для строительства молитвенного дома, который вскоре был построен. 15 февраля 1955 года, в Ставрополе, в новом молитвенном доме был освящён престол в честь Казанской иконы Божией Матери. Этот день считается днём рождения Казанского храма. Казанский храм Toльяmmu10.jpg В 1960-е годы гонения на церковь усилились. У ворот церкви по воскресным и праздничным дням дежурили комсомольцы, не пропуская людей на богослужения и отговаривая желающих принять крещение. В конце 1960-х настоятель протоиерей Евгений Зубович добился у местных властей разрешения пристроить колокольню. Молитвенный дом внешне стал напоминать настоящую церковь. Адрес: г. Тольятти, ул. Клавдии Вавиловой, 2 Телефон: +7 (8482) 224326 Подробнее... Храм святых Петра и Февронии Муромских (Тольятти) [ править править код ] В 2008 году российским государственным праздником стал День семьи, любви и верности. Он приурочен ко дню памяти покровителей семьи — святых Петра и Февронии Муромских, чей союз является символом христианского брака. Возрождение этого праздника направлено на сохранение семейных традиций, укрепление нравственных ценностей брака.

http://azbyka.ru/palomnik/Самарская_обла...

Ссыльные ходили в церкви. Чаще всего посещали Спасо-Преображенский монастырь и Трифонов монастырь, главную святыню Вятки. В Трифоновом монастыре расположен кафедральный собор Вятской и Слободской епархии — Успенский собор, здание которого является старейшей постройкой города. Разумеется, Романовы не могли не бывать на архиерейских службах. Возможно также, что они общались с епископами и во внеслужебное время. Великий князь Сергей Михайлович писал, что из-за поклонения Константиновичей «архиереям и монашкам создалось паломничество в монастырь, где Иоанн Константинович руководил хором» (видимо, Спасо-Преображенский монастырь или Александро-Невский собор). Действительно, даже в глубоко религиозной семье Константиновичей князь Иоанн считался особо набожным. До самой своей трагической гибели Иоанн Константинович хранил «икону в медной оправе святителей Прокопия и Трифона». Это образ местночтимых святых Вятской земли — преподобного Трифона и блаженного Прокопия Вятских. Спасо-Преображенский монастырь Сестры Спасо-Преображенского монастыря, в основном простые крестьянки, проявляли большую заботу о ссыльных членах царской семьи: помогали обустроиться на новом месте, приносили гостинцы. Известно, что княгиня Елена Петровна, уезжая в Екатеринбург, в благодарность за доброту монахинь подарила обители единственную оставшуюся у нее меховую шубу. Причиной высылки Романовых из Вятки послужили волнения, связанные с Церковью, которые возникли в городе в период пребывания там членов императорской фамилии. Дело в том, что в апреле 1918 года большевики арестовали около 20 священников и мирян, в некоторых церквях стало некому проводить службу, а дело происходило на Страстной неделе. Верующие стали требовать освобождения арестованных. Большевики поняли, что необходимо срочно услать «господ» подальше, под надежную охрану рабочих штыков. Романовых выслали в Екатеринбург, затем отправили в Алапаевск, и там убили. Вятка: русский остров в таёжном море Поделиться статьёй: Пора начинать! × Начать путешествие Добро пожаловать на Русский Север! Это удивительно красивый край с самобытной культурой и богатой историей. Начните своё путешествие прямо сейчас!

http://sever.foma.ru/kogo-i-za-chto-ssyl...

Выборг. Церковь Всех Святых на кладбище Ристимяки. Всехсвятская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первая православная церковь на кладбище Ристимяки в Выборге появилась в 1868 году. Это была перенесенная временная церковь, построенная еще в 1863 году на время ремонта Спасо-Преображенского собора. В декабре 1917 года этот храм был разграблен и сожжен. Новая церковь была построена только в 1935-1936 годах, освящена 18 октября 1936 года. Авторами проекта церковного здания были архитекторы Уно Ульберг и Н.А. Никулин. Эта церковь была разрушена во время войны. В начале 1860-х годов был поднят вопрос об очередном ремонте и реконструкции Спасо-Преображенского собора. Поскольку объем работ предполагался значительным, возникла проблема: где проводить богослужения, пока этот главный православный храм Выборга будет закрыт. Для решения всех связанных с реконструкцией собора вопросов был создан Строительный оргкомитет. " Не имея в виду удобного и приличного помещения для отправления Богослужения на то время, как будут производится работы " , Комитет обратился к прихожанам и те " изъявили готовность собственными средствами устроить временное помещение для совершения Богослужения. " Рассмотрев проект храма, губернатор Выборгской губернии Бернхард Индрениус дал свое согласие на его строительство, а магистрат города выделил значительный участок, предварительно оговорив требование о разборке этого временного храма " по окончании возобновления Выборгского Преображенского собора " . В 1863 году " небольшая, но довольно вместительная церковь была построена и освящена во имя Богородицы " Всех Скрорбящих Радости " . В ней служил однажды литургию Выборгский епископ Иоанникий, в сентябре 1863 года храм посетил император Александр II, следовавший из Петербурга в Гельсингфорс (Хельсинки) на открытие финляндского сейма. В 1868 году, когда ремонт Спасо-Преображенского собора был завершен, храм " Всех Скорбящих Радости " был разобран и перенесен на недавно открытое кладбище Ристимяки ( " Крестовый холм " ) в 2-4 верстах от Выборга. На новом месте возведением храма занимался выборгский купец Павел Яковлевич Яковлев. Уже 15 сентября 1868 года состоялось освящение кладбищенской церкви во имя " Всех Святых " . Известно, что ее иконостас был одноярусным, церковь " была холодною, без печей " . Богослужение совершали священнослужители кафедрального Спасо-Преображенского собора, к которому был приписан храм. Что же касается П.Я. Яковлева, то 1 июня 1880 года он скончался и был похоронен на Ристимякском кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=43447

Пенза. Спасо-Преображенский мужской монастырь (городской). Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты В 1691 году был дан антимис на освящение деревянной церкви во имя Преображения Господня в Спасо-Преображенском мужском монастыре, основанном на крутом склоне между крепостной стеной и рекой Пензой в 1689 году. Рядом с первым монастырским храмом в 1707 году поставили церковь Казанской иконы Божией Матери, а в 1724 году - церковь во имя Иоанна Предтечи, построенную из разобранного храма упраздненного Предтеченского мужского монастыря. В 1735 году вместо двух первых церквей был заложен двухэтажный каменный Преображенский храм, а в 1738 году вместо старой построена новая деревянная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи, престол из которой впоследствии был перенесен в Преображенскую церковь. В 1750 году строительство каменого храма было закончено. В здании храма помещалась нижняя (зимняя) и верхняя(летняя) церкви. В верхней церкви разместился главный престол во имя Преображения Господня, в нижней - во имя Казанской иконы Божией Матери, а в трапезной - приделы, посвященные святому пророку Иоанну Предтече (справа) и святителю Иоанну Златоусту (слева). Напротив крепости, рядом с улицей, в 1756-1760 годах была сооружена каменная церковь во им Тихвинской иконы Божией Матери. Место, на котором распологался монастырь, было очень неудобным, поэтому в 1794 году его перевели за черту города, на юго-восток, к Вознесенскомй кладбищу. Тихвинскую церковь разобрали, использовав материал для постройки монастыря на новом месте. Преображенский храм, бывший соборным храмом Спасо-Преображенского монастыря, стал приходским. В 1861 году колокольня и сам храм были перестроены, что, по-видимому, привело к смещению грунта, повлекшему за собой образование трещин в алтарной части храма. В связи с этим апсиду пришлось укрепить контрфорсами. В 1900 году был усилен фундамент под алтарной частью, заменена ее кирпичная кладка, переделано завершение колокольни, пятиглавие на самой церки и сделана одна главка на алтаре.

http://sobory.ru/article/?object=05620

Нижний Новгород. Кремль. Собор Спаса Преображения (новый). Спасский собор, Преображенский собор /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Первоначальное основание Нижегородского кафедрального соборного храма Преображения Господня, или церкви " Спаса Святаго " относится к 1225 году, через четыре года после построения Нижнего Новгорода и Архангельского собора. Основателем его считается великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Собор с самого начала был построен из белого камня. Первый из великих князей нижегородских, Константин Васильевич начал строить в 1350 году в Нижнем Новгороде каменную соборную Спасо-Преображенскую церковь в новом, улучшенном виде. А в 1352 году собор был построен и освящен. В эту новопостроенную церковь, великий князь Нижегородский перенес из Суздаля древнюю византийскую икону Спаса Нерукотворного, и великолепно украсил Собор и снабдил его богатой утварью Собор строился по подобию Владимирского Успенского собора. Преображенский храм просуществовал только двадцать пять лет в первоначальном состоянии. В 1377 году после Запьянской битвы, его ограбил овладевший городом Арап-шах, а потом, в следующем году, вторично нахлынувшие на Нижний толпы татар Мамая. Впоследствии князь Димитрий Константинович, возобновляя столицу свою, возобновил и собор, в котором в начале XVII столетия были, кроме главного Преображенского алтаря, еще два придела: Святого Николая Чудотворца и Святой Параскевы Пятницы. Этот собор простоял до 1672 года и в продолжение 320 лет видел многие невзгоды. Спасо-Преображенский собор был местом общественных молитв, прошения и благодарения во всех важных событиях не только для нижегородцев, но и для проезжавших через Нижний Новгород. В нем молился Иоанн IV в 1548 году, и когда шел на Казань в 1550 году и когда возвращался оттуда с победой в 1552 году. В смутные времена собор был местом собраний нижегородцев, в его стенах звучали поучения известного патриота, архимандрита Нижегородского Печерского монастыря Феодосия, посланного в село Пурех за князем Дмитрием Михайловичем Пожарским.

http://sobory.ru/article/?object=24304

Преподобный Назарий Саровский чудотворец (1735 – 23 февраля 1809) Игумен Назарий (в миру Николай Кондратъев) родился в семье причетника в с. Аносове Тамбовской губернии. Возлюбив Бога, он оставил мир еще в самые юные годы. В Саровскую пустынь пришел он в 1752 г. и прожил там три года. Затем находился в астраханском Спасо-Преображенском монастыре под духовным руководством епископа Мефодия, кем и был пострижен в монашество 23 сентября 1760 г.; во иеродиакона посвящен 22 октября 1760 г. В 1765 г. опять возвратился в Саровскую пустынь. В иеромонаха посвящен епископом Владимирским Иеронимом 6 декабря 1776 г. В 1781 г. указом Святейшего Синода потребован в Санкт-Петербург, где в 1782 г. по убеждению митрополита Гавриила назначен строителем в Валаамский Спасо-Преображенский монастырь для заведения в нем общежития и порядка по правилам и примеру обители Саровской. Его попечением Валаамская обитель была возрождена из запустения и преумножена братией. В мае 1785 г. удостоен сана игумена. В обители им введен строгий церковный служебный порядок и приобретены угодья на ее постоянное содержание. Игуменом Назарием в Валаамском монастыре устроено было три рода жизни: общежительная, скитская и пустынная. Слава о монастыре при новом настоятеле перешагнула границы России: даже со святой Афонской горы приходили паломники на поклонение святыням обители, удивляясь ее устроению «по благообразию и чину». Игумен Назарий имел особенный дар прозорливости и дальновидности, иногда узнавая без испытания человеческие мысли, характеры и склонности, и каждого приходящего побуждал к исправлению недостатков, какие прозорливо в нем замечал. От Бога старец Назарий был одарен обильным духовным рассуждением, поучая братию и всякого к нему приходившего с удивительным благоразумием. Был кроток, смирен, и сердце его пылало любовью к Богу, так что он ни в какое время не переставал творить молитву Иисусову, всегда с нею перебирая в руках четки. В монастыре о. Назарий имел отшельническую келью, в которую имел обыкновение удаляться для уединенной молитвы,

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sarovs...

Опочка. Собор Спаса Преображения. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичный собор в стиле классицизма, построенный в 1791-1795 гг. при помощи купца С.М. Викулина. Двусветный объём, включавший четверик, алтарь и трапезную, был увенчан ротондой, по сторонам к которой были приставлены четыре малых купола, с запада к собору была пристроена массивная трёхъярусная колокольня. Западные пристройки сооружены в 1877 г. Имелись Благовещенский и Пятницкий приделы. Взорван в 1937 г., на месте собора проезжая часть. http://svyatayarus.su/church/detail/51036/ Согласно летописи, в год основания города Опочка «поставлена бысть церковь новая Святого Спаса». Спасская церковь была деревянной, после пожара 1441 года восстановлена. Сохранилось описание этой церкви: «… деревянная, крыта тёсом; в ней престол един, да при нем придел Благовещения Богоматери, престол же един; рублею кругом двадцать шесть углов, брусовая, на ней пять глав, обиты чешуёю, на придельной шестая, на них кресты деревянные, обиты жестью». Колокольня также была деревянная, «в два [а]партамента, крыта тёсом, под шатёр. В ней три колокола, да четыре маленьких. В той же колокольне часы железные. Гири каменные. В нощи и во дни всегдашнее хождение имеют». Церковь была в плане крестообразной, обширная и высокая, стояла на дубовом фундаменте. Большой пожар 17 сентября 1774 года уничтожил почти все деревянные постройки в городе, в том числе и Спасскую церковь. Икона Преображения Господня с двунадесятыми праздниками, находившаяся в ней, сохранилась, и позднее была установлена в новом Спасо-Преображенском соборе. С 23 октября 1772 по 24 августа 1776 года Опочка была центром Псковской губернии. Генерал-губернатор Псковской и Могилёвской губерний граф Захар Григорьевич Чернышев приложил много усилий для того, чтобы город был достоин звания губернского центра. Он представил на усмотрение императрицы Екатерины II доклад: «не угодно ли будет Ея Величеству, чтобы на построение соборной каменной церкви употребить до 10 тысяч рублей из той суммы, которая во Псковской губернии за учреждением почт и от содержания оных в прошлом, 1773 году, остались, и в наличности тамо хранятся и никуда не назначена». 12 декабря 1774 года императрица дала соизволение направить эти деньги на строительство собора. Благодарные опочане заказали для собора икону Божией Матери, на которой была изображена в рост Екатерина II, очи её молитвенно устремлены к лику Богоматери и Предвечному Младенцу. На иконе, высотою 2 аршина 7 вершков и шириною 1 аршин 2 вершка, под изображением была надпись: «Екатерине Великой и Премудрой слава, создательнице сего святого храма», ниже еще одна надпись: «Начата лета 1791 года мая 20, освящена лета 1795 года ноября 26». Икона находилась в храме до его закрытия.

http://sobory.ru/article/?object=34582

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010