Особенно перспективной представляется разработка автобусной экскурсии «Русская Голгофа», которая включала бы объекты, расположенные около МКАД в следующем порядке: Реутов (Храм иконы Божьей Матери «Казанская»), Расторгуево (Свято-Екатерининский монастырь), памятник истории спецобъект «Коммунарка», памятник истории «Бутовский полигон». В рассказ о Бутове должны быть включены сведения о митрополите Серафиме (Чичагове), возглавляющем Собор Бутовских мучеников, мученице Татиане Гримблит, мученике Стефане Наливайко, осуществивших при жизни различные образы христианского подвига. Включение темы «Новомученики и Исповедники Российские» может существенно обогатить содержание традиционных экскурсий по Свято-Данилову, Донскому, Новодевичьему монастырям. Представляется также целесообразным включение темы «Новомученики и Исповедники Церкви Русской» в качестве составной части в различные обзорные экскурсионно-туристические программы по Москве и Подмосковью. Например, к числу Подмосковных мест, часто посещаемых паломническими и экскурсионными группами, в которых пребывают святые мощи Исповедников Русской Православной Церкви относятся Коломна (в Сергиевской церкви Старо-Голутвина мужского монастыря находятся мощи священноисповедника Феодосия (Ганицкого) и Свято-Введенская Оптина пустынь (в Преображенском храме находятся мощи священноисповедника Рафаила (Шейченко). В некоторых городах Подмосковья, часто посещаемых паломниками и туристами, существуют памятные места, связанные с жизнью и деятельностью Новомучеников и Исповедников. Одним из таких городов является Дмитров. Рядом с Успенским собором Дмитровского кремля находится памятник священномученику Серафиму (Звездинскому) епископу Дмитровскому, а в доме напротив храма Казанской иконы Божией Матери, где часто служил владыка, открыт мемориальный музей. По дороге в Дмитров паломники и экскурсанты могут посетить поселок Деденево, где в храме Димитрия Солунского Спасо-Влахернского женского монастыря находятся святые мощи преподобноисповедницы Параскевы (Матиешиной).

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Поправившись, она вернулась в Дмитров, где вновь стала трудиться в Казанской церкви Подлипичья, отпирала ее по утрам, читала, пела и управляла своим хором. Сначала ей нашли комнату недалеко от церкви. Но вскоре пришлось найти другое жилье, дальше от храма. Матушке каждый день приходилось по дороге в церковь подниматься в гору. Со временем это для нее становилось все труднее. Во все годы ее жизни к инокине Параскеве тянулись души, ищущие Бога. Матушка терпеливо выслушивала приходивших и затем давала ответ. Со временем здоровье матушки вновь пошатнулось. Возобновился абсцесс легкого. Прибавились артрит, фурункулез. Она со смирением старалась лечиться. На время ей стало легче, но болезнь не прошла. В церковь удавалось ходить все реже и реже. Она потеряла квартиру в городе, и пришлось переехать в деревню Бирлово. Больная нуждалась в уходе, который там никто не мог ей обеспечить. С ней случился паралич, и она стала совсем беспомощной. Страдания матушки были очень велики, особенно от нарывов и пролежней. Инокиня Параскева скончалась в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря 1953 года и была погребена на кладбище города Дмитрова. Всю свою многоскорбную жизнь она осуществляла то, чему была научена и чему всех постоянно учила: «Будьте смиренны, Христу Спасу подобны». 11 сентября 2001 года были обретены святые мощи преподобноисповедницы Параскевы. 30 сентября состоялось их торжественное перенесение из Борисо-Глебского Дмитровского монастыря в Спасо-Влахернский женский монастырь в селе Деденево Дмитровского района. ИСТОЧНИКИ: ГАРФ. Ф. 10035, д. П-75419. Все вы в сердце моем. Жизнеописание и духовное наследие священномученика Серафима, епископа Дмитровского. ПСТБИ. М., 2001. С. 539–548. Читать далее Источник: Жития новомучеников и исповедников российских XX века Московской епархии/[Игумен Дамаскин (Орловский) и др.]; Под общ. ред. Митрополита Крутицкого Коломенского Ювеналия. - Тверь : Булат, 2002-2006, в 8-и томах./Январь-май. - 2002. – 285 с.; Июнь-август. - 2003. – 285 с.; Сентябрь-Октябрь. - 2003. – 235 с.; Ноябрь. - 2004. - 334 с.; Декабрь. – 2004. – 174 с.; 1: Доп. том. - 2005. - 287 с.; 2: Доп. том. - 2005. - 268 с.; 3: Доп. том. - 2005. - 284 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

После приезда в Дмитров епископа Серафима послушница Параскева, строгая подвижница, скоро стала его близкой духовной дочерью. Благоговея перед Владыкой, она высоко ценила его водительство. Приходилось слышать, что вел он ее сурово, но другим говорил о ней с уважением. Ее не надо было уговаривать не обижаться на духовного отца. В дневнике матушки сохранилась такая запись: «Молитва ми святого Старца моего, доброго окормителя и мудрого водителя на многоволненном пути житейского моря я теперь благодушествую и пою: утвердися сердце мое во Господе. Теперь Господь показал мне, как мудро вел меня от тьмы к свету отец мой. Радуюсь и благодарю Бога, давшего мне столь мудрого Авву, благодарю Старца своего, что вел меня так, а не иначе, хотя признаюсь, весьма было трудно и болезненно, когда Господин мой Старец так беспощадно лишал пищи мое самолюбие. Сколько муки и борьбы тогда было в моем беспокойном, самолюбивом и лукавом сердце. Теперь я опытом познала, как тяжела и упорна битва, когда борются самолюбие и любовь. И теперь я радостным взором смотрю, как любовь и преданность Старцу низложили самолюбие, саможаление и самоцен, и вижу сих бездушных истуканов разбитыми, которым так недавно я все еще поклонялась. Я со многими слезами благодарным сердцем многократно лобызаю стопы моего мудрого старца, этого второго кроткого Давида, так просто и метко поразившего во главу моего Голиафа. Теперь я смотрю, как трудно остаться верным чадом отцу своему, духовному окормителю, когда он с корнем вырывает самолюбие, когда он распинает или умерщвляет ветхого человека: на этом пути не выдержит ни один падший сын Адамов, если не поддержит Десница свыше молитвами Старца» 67 . После пострига инокиня Параскева была определена в Спасо-Влахернский монастырь. К этому времени она руководила большим церковным хором местных девочек. Пришлось оставить хор и преподавание Закона Божия. Но по просьбе родителей ее учениц, желавших продолжения занятий, 12 (25) июля 1921 года епископ Серафим написал такую резолюцию:

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Сахаров Илья, родился около 1856 г.; Переславское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Иван Алексеев Сахаров († до 1874 г.), диакон; Владимирская губерния, Суздальский уезд, погост Быково, Знаменская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 8). Селунский Петр, родился около 1848 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец : Матвей Яковлев, священник; Московская губерния, Верейский уезд, село Белоусово, Михаило-Архангельская церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2030а, л. 21). Сербский Василий, родился около 1856 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1872–1878 гг.). Отец : Матфий Сербский, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Вороново, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 6). Сербский Николай, родился около 1854 г.; Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1873–1880 гг.). Отец : Матфий Алексеевич Сербский, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, село Вороново, церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2386, л. 5, 22; д. 2067, л. 2 об.). Сергиевский Василий, родился около 1856 г.; домашнее обучение, Вифанская духовная семинария (1870–1876 гг.). Отец : Филарет Александрович Сергиевский, протоиерей, ректор Вифанской духовной семинарии (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2157, л. 1; д. 2067, л. 13). Синьковский Николай, родился около 1853 г.;Дмитровское духовное училище, Вифанская духовная семинария (1868–1874 гг.). Отец : Василий Николаев, священник; Московская губерния, Дмитровский уезд, Спасо-Влахернский женский монастырь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2067, л. 21). Сироткин Евгений, родился около 1852 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1872 гг.). Отец : Михаил Афанасьев († до 1872 г.), священник; Московская губерния, Волоколамский уезд, село Елизарово, Троицкая церковь (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2027, л. 9). Скворцев Иван, родился около 1849 г.; Вифанская духовная семинария (1866–1873 гг.). Отец : Александр Сергеев († до 1873 г.), диакон; Московская губерния, Верейский уезд, Верея, церковь во имя царя Константина и Елены (ЦГА Москвы, ф. 427, оп. 1, д. 2030а, л. 14).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

храмами, палатами царей и дворцов Государей. Но едущий от Нижнего Новгорода не скоро доживает до этого счастья. Довольно издалека открывается общий очерк древней столицы с бесчисленным множеством храмов Божьих, и только за несколько верст начинают ясно виднеться Симоновский монастырь, а потом Спасо-Андрониевский, Донской и наконец, дорогой Кремль. Устроившись на один день у знакомого священника, я поспешил в Кремль. Путь лежал мимо Чудотворной иконы Иверской Божьей Матери, мимо которой не проходил, кажется, ни один православный, не поставивши перед нею свечи с низкоземным поклоном. Второй поклон сделал я Спасу на красных воротах, в которые не смеет никто войти с головою, покрытою шапкою. Как необычайная людность поражает в других частях Москвы, так, напротив, дивное спокойствие чем-то величественным наполняет душу в Кремле. День был простой. Я поспешил в Успенский Собор, где коронуются наши Государи. Литургия приходила к концу. И мне лишь немного удалось послушать древнее знаменное пение, употребляющееся здесь нередко. Услужливые сторожа с усердием поспешили показать мне св. икону Владимирской Божьей Матери, которая по преданию писана св. Евангелистом Лукою; Влахернскую икону Божьей Матери, сделанную из воска и мастики; Иерусалимскую икону Божьей Матери – Гефсиманскую, а также раки св. мощей: Святителя Петра (строителя храма), Ионы, Филиппа, Московских чудотворцев, почивающих открыто; руку св. апостола Андрея Первозванного и множество частей других угодников. Кроме сего, здесь я видел часть ризы Господней, гвоздь Господний. Еще больше мне показано было разных святых останков, мощей разных угодников в Благовещенском Соборе, где они хранятся в разных драгоценных ковчегах. Воздавши всем им благоговейное целование, я просил показать их мне. Мне подумалось: отчего бы эти святыни не раздать по разным храмам всей Руси православной? Тогда бы вся Русь освятилась! Это достояние благоверных Государей наших, приобретавших эти святыни с Востока великими их благодеяниями Восточным христианам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Я несколько был удивлён такому дару, но решил: видимо, это потому, что у нас дома мало икон новомучеников нашей Святой Церкви. Оказалось, что всё произошло промыслительно. Придя домой, я сразу достал иконку и отдал Маше. У нас тут же состоялся следующий диалог, который и показывает необыкновенность происшедшего. – Какая Параскева изображена на святой иконе? – спросила Маша. – Не Матиешина ли? – Не знаю. На обратной стороне иконки написано, что церковная память её 22 ноября (по старому стилю). Посмотрю в календаре... Да, Матиешина. – Так с ней же моя мама (Елена Владимировна Апушкина – К. С.) была в ссылке в Казахстане. Там они познакомились, подружились. Потом матушка Параскева приезжала к нам на московскую квартиру. Я хорошо её помню, как помню и некоторые её наставления... Дивен Бог во Святых Своих! 19 апреля 2004 г. 18. К житию Матушки Параскевы (Матиешиной) 18 июня с. г., по милости Божией и по доброте настоятеля Троицкого храма г. Яхрома священника Максима Брусова и его супруги Натальи, мы (матушка Наталья, моя жена Мария – в девичестве Апушкина, сын Алексей, внук Ваня и я) смогли осуществить своё давнишнее желание – посетить Спасо-Влахернский женский монастырь пос. Деденёва... Красота, благолепие, чистота, порядок сразу произвели на нас большое впечатление. Но не об этом я хочу сейчас свидетельствовать... Войдя во святую Обитель, мы направились к храму, где почивают святые Мощи Преподобной Исповедницы. Каково же было наше удивление, а ещё больше – радость, когда мы подошли к святой Раке! – Дежурившая в храме послушница Александра (кажется, так её имя) опередила нас и открыла святые Мощи. Мы с сугубым благоговением и молитвой приложились к ним. Затем Александра подошла ко мне и спросила, не был ли я знаком с матушкой Параскевой. Я ответил, что не был, а вот моя жена ещё девочкой встречалась с ней, так как матушка бывала в их московской квартире. По просьбе Александры жена рассказала, чем запомнилась встреча (здесь я не повторяю это) как и то, что Преподобная проходила свой трудный исповеднический путь в Казахстане с её мамой – Еленой Владимировной Апушкиной (†1999) и нашим другом семьи Владимиром Владимировичем Быковым (†2005).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Адрес: 143246, Московская область, Можайский район, село Семеновское. Телефон: (238)-5-10-35 Подробнее... Спасо-Вифанский мужской монастырь [ править править код ] Спасо-Вифанский мужской монастырь был основан в 1783 – 1787 годах Московским архиепископом (с 1787 года митрополитом) и священно-архимандритом Троцкой Сергиевой лавры Платоном Левшиным, как пустынь «для успокоения своея старости» и кладбище «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы Лавры». Адрес: 141311, Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25. Проезд к монастырю: Тел./факс: (49654) 6-17-52 , (49654) 6-18-42 Подробнее... Спасо-Влахернский монастырь [ править править код ] Спасо-Влахернский монастырь - православный женский монастырь в селе Деденево, Московской области. Основан в 1852 году. Был закрыт в 1922, вновь возвращен Церкви в 2001. При монастыре открыта воскресная школа. Для паломников действует гостиница и трапезная. Адрес : Россия, Московская область, Дмитровский район, с. Деденево, ул. Школьная, д. 10 До г. Москвы можно добраться самолетом, поездом или автобусом. Далее ж/д транспортом: электропоездом по савеловской железнодорожной ветке. В Москве станция отправления «Москва – Савеловский вокзал» (метро «Савеловская») – ехать нужно электропоездами, следующими до станций: «Дмитров», «Вербилки», «Дубна», «Талдом», «Савелово». Выходить нужно на станции «Турист», от нее до монастыря 5 минут ходьбы. Либо от ст. Выхино на автобусе 424, или от м.Кузьминки на маршрутке 525 до остановки " Клуб " . Подробнее... Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь [ править править код ] Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь - православная мужская обитель, основанная на рубеже 1858—1859 годов. Монастырь был закрыт советской властью в 1922 году, возвращен Церкви в 1994 году. При монастыре действует гостиница для паломников. Адрес : Россия, Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Куровской Проезд: С Казанского вокзала г. Москвы до ст. Куровская, далее автобус или маршрутка 33, остановка напротив святых ворот монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Все_монастыри_...

По Штатам 1764 года обращён в кладбищенскую церковь . Спасо-Евфимиев Вологодский монастырь См. Евфимиев. История Российской Иерархии, ч. IV, стр. 96. Спасо-Евфимиев Суздальский Вологодский монастырь См. Евфимиев или Спасо–Евфимиев. История Российской Иерархии, ч. IV, стр. 98. Спасо-Запруденский монастырь Мужской упразднённый, бывший при Губернском городе Костроме к северу, при реке Запруденке, почему так он и именуется; местоположение этого монастыря ровное и весьма удобное. Причиной построения этого монастыря было обретение на этом месте Чудотворной Иконы Феодоровская Богоматери Василием Квашнёй в 1238 году. В воспоминание этого 16 Августа, т. е. в день, явления Иконы, бывает сюда крестный ход из города. Церквей в этой обители было две: одна каменная, а другая деревянная. Содержится Костромским Успенским собором, а ныне здесь одна церковь каменная, оставшиеся же деревянные монастырские строения заняты были полковым лазаретом. При этом монастыре была и Епархиальная Семинария, которая ныне находится в Ипатском монастыре. Спасо-Каменный Вологодский монастырь См. Каменный. Спасо-Каргопольский монастырь См. Каргопольский Спасский. Спасо-Кукоцкий монастырь См. Кукоцкий Спаский. Спасо-Ломовский монастырь См. Ломовский Спасский. Спасо-Мирожский монастырь См. Мирожский Спасский. Спасо-Николаевская Верхомоломская пустынь См. Верхомоломская Николаевская. Спасо-Николаевский Молдавский монастырь Первоклассный мужской, основан в 1788 году Князем Потёмкиным в городе Николаеве. Первым Архимандритом этой обители произведён был Моисей Гумилевский, бывший потом Епископ Феодосийский. Спасо-Поликарповский монастырь См. Поликарпов Спасский Брянский на Козьей степи. Спасо-Преображенский Астраханский монастырь 2 класса мужской, находящийся в Губернском городе Астрахани в Белом городе близ городской стены на берегу реки Кутумовы. Построен в 1597 году. В начале XVII столетия этот монастырь много претерпел урона от самозванца Заруцкого и почти целое столетие был в оскудении, в цветущее же состояние начал приходить с 1702 года, когда грамотой Государя Царя ПЕТРА I, данной 4 Мая Дьяку Василию Кучукову по прошению Архимандрита Антония, дозволено обветшавшее строение возобновить и вновь производить.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 98-101; Ч. 6. С. 1045-1046; Герсеванов Н. Б. Спасо-Евфимиев мон-рь в Суздале//Владимирские ГВ. 1838. Ч. неофиц. 37. С. 167-169; Снегирев И. М. Соборная церковь в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре. М., 1846, 18482; Доброхотов В. Соборная церковь в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре в г. Суздале//Владимирские ГВ. 1847. Ч. неофиц. 50. С. 237-238; Военно-стат. обозрение Рос. империи. СПб., 1852. Т. 6. Ч. 2: Владимирская губ. С. 253; Тихонравов К. Н. [Замечательные пушки в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре]//Владимирские ГВ. 1853. Ч. неофиц. 45. С. 275; он же. Древняя кольчуга, хранящаяся в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре//Там же. 1855. Ч. неофиц. 10. С. 78-79; он же. Рукописная Псалтирь Максима Грека Святогорского в суздальском Спасо-Евфимиевом мон-ре//Там же. 1856. Ч. неофиц. 25. С. 197; он же. Описная кн. суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1660 г. Владимир, 1878; он же. Синодик суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря//Ежег. Владимирского губ. стат. комитета. Владимир, 1880. Вып. 3. Стб. 424-427; он же. Могила кн. Д. М. Пожарского в суздальском Спасо-Евфимиеве мон-ре//Владимирские ЕВ. 1913. Ч. неофиц. 8. С. 205-209; Иоасаф (Гапонов), иером. Кн. Д. М. Пожарский и Арсений, архиеп. Суздальский. Владимир, 1854; он же. Церковно-ист. описание суздальских достопамятностей. Чугуев, 1857. С. 52-78; Фёдоров А. Историческое собр. о Богоспасаемом граде Суждале//ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд.: Мат-лы. С. 25-27, 31, 36, 42, 52-53, 96, 107, 179; Владимирский сб. М., 1857. С. 46, 47, 50-53, 55, 57, 129; Горчаков М. И. Монастырский приказ. М., 1868. Прил. 15. С. 62; 17. С. 70; Суздаль: Священнослужение в церкви для арестантов Спасо-Евфимиева мон-ря//Владимирские ГВ. 1868. Ч. неофиц. 51. С. 1; Гарелин Я. П. Спасо-Евфимиев мон-рь в г. Суздале и 10 найденных в нем знамен в 1839 г.//Там же. 1869. Ч. неофиц. 28. С. 1-4; он же. Спасо-Евфимиев мон-рь в г. Суздале и 10 найденных в нем знамен в 1859 г.//Тр. Владимирского губ. стат. комитета. Владимир, 1870. Вып. 8. С. 152-166; Сахаров Л.

http://pravenc.ru/text/187637.html

В Московской Синодальной Библиотеке есть между рукописями в 4 листа служба Преподобному Димитрию и полное житие его, сочинённые Спасо-Прилуцкого монастыря Иеромонахом Лонгином. Спасо-Радогожская пустынь См. Радогожская Спасская. Спасо-Раевский Кезинский монастырь или на Кезе См. Кезинский Спасо-Раевский. Спасо-Ренская пустынь Мужская, упразднённая и обращённая в приходскую церковь , до Штатов 1764 года была приписана к Антониеву Краснохолмскому Николаевскому Бежецкому монастырю; крестьян имелось за нею 11 душ. Спасо-Суздальский Евфимиев монастырь См. Евфимиев, или Спасо-Евфимиев (см. ч. IV, стр. 98). Спасо-Суморин Тотемский монастырь См. Тотемский Спасо-Суморин. Спасо-Северский Новгородский монастырь См. Новгородско-Северский Спасский. Спасо-Ярославский монастырь Мужской упразднённый, Ярославской Епархии находится в самом городе Ярославле, в полуденной стороне при реке Которосли, которая протекая не более сорока саженей от оного монастыря, в конце города за крепостью впадает в Волгу. Положение места возвышенно, а от реки Которосли несколько полого. Когда 55 , по какому случаю и по чьему дозволению построен, неизвестно. В переписных 7135 (1627), 7136 (1628), 7137 (1629) годов книгах показано, что этот Спасов монастырь и в нём церкви, а в церквах образа и прочие строения есть прежних Государей и Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича всея России, а иное строено монастырской казной. В настоящее время здания в этом монастыре все каменные, покрытые железом. Примечательнейшие же из оных есть следующие: 1) соборная ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня, от которой монастырь и название своё получил, освящена в лето 7024 (1516) при Благоверном Великом Князе Василии Иоанновиче и при Митрополите Варлааме всея России, а построена Архимандритом Ионой. По правую сторону к оной соборной церкви пристроены две церкви вместе: а) Входа Господня в Иерусалим; б) Святых Благоверных Князей Феодора и чад его, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Церкви сии расписаны стенным письмом Греческого художества;

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010