Третий, самый знаменитый из списков с Влахернской сделан в 1705 году, как гласит надпись на его окладе. Изначально это была фамильная святыня дворянского рода Головиных, пребывавшая в их усадебном храме в селе Деденево (оно же Новоспасское) близ подмосковного города Дмитрова. Также исполненный в технике воскомастики, список этот попал в род Головиных через тетку царя Алексея Михайловича Марию Троекурову, бывшую замужем за Алексеем Головиным. Среди украшений родовой иконы были драгоценные серьги сестры Алексея Михайловича — царевны Татьяны Михайловны; один только венчик на ней оценивался в пять тысяч рублей золотом. В середине XIX века овдовевшая Анна Головина с согласия своих детей решила устроить при усадебном храме женское общежительство с тем, чтобы затем превратить его в монастырь. В 1854 году Спасо-Влахернское общежительство открылось, Головины пожертвовали ему 200 десятин земли, здания усадьбы, двухэтажный дом в Москве и 40 тысяч рублей капитала. В 1861 году община стала женским монастырем. К 1917 году Спасо-Влахернская обитель была одной из самых благоустроенных во всей Центральной России – с величественным собором, вмещающим едва ли не все окрестное население, с исполинской колокольней, с тремястами инокинь и послушниц. Насельницы жили здесь в относительном покое еще почти два десятилетия: хотя монастырь был формально закрыт, в нем, как и прежде, продолжались церковные службы. Но вот к середине 1930-х годов под каменными стенами монастыря тысячи заключенных начинают копать русло будущего канала Москва-Волга, а в самих зданиях обители разместилось Управление Центрального района Дмитлага, ведавшего этой гигантской гулаговской стройкой. Затем чекистских начальников сменяют обитатели Дома престарелых, вслед за ними – несчастные психически больные дети, которых спешно эвакуировали отсюда с началом войны, когда гитлеровские войска вышли на трассу канала. Во время боев был сильно разрушен главный монастырский собор и обезглавлена колокольня обители. Следующие постояльцы Влахернского монастыря — собаки, которых отлавливали по всей округе, свозили в стены обители и дрессировали для отправки на фронт — собаки кидались под танки с бутылками с зажигательной смесью.

http://pravoslavie.ru/1897.html

27 мая 1931 года арестовали 40 монахинь Спасо-Влахернского монастыря, живших в окрестных деревнях. Среди арестованных была и инокиня Параскева (преподобноисповедница Параскева) Долгие годы монастырь ветшал и разрушался, без боли нельзя было смотреть на величественные руины. Наконец, спустя семь десятилетий началось возрождение святой обители. При открытии монастыря 20 апреля 2001 года в обитель вернулась и великая святыня гипсовый образ Спасителя в Терновом венце (святыню передал настоятель Вознесенского храма протоирей Анатолий (Пахмутов). По преданию, перед этим образом Спасителя исцелились две слепорожденные девочки по молитвам священномученика епископа Серафима (Звездинского) . После закрытия монастыря чудотворная икона сохранялась в храме Вознесения Господня с. Перемилово. (Восстановление монастыря требует огромных сил и средств, обитель нуждается в помощи благотворителей. Адрес: Село Деденево, Дмитровский район, Московская область) 17 Священномученик Серафим (Звездинский) (1883–1937 гг.). Священномученик Серафим (в миру Николай Иванович Звездинский) родился 7 апреля 1883 года в семье единоверческого священника Иоанна Звездинского (вероятно во Ржеве). В 1895 году, после окончания церковного училища, Коля поступил в Заиконоспасское Духовное училище. С 1899 года Николай учился в Московской Духовной Семинарии. В храме Христа Спасителя в Москве епископом Парфением (Левицким) было совершено посвящение Николая в чтеца и иподиакона. В 1902 году он тяжело заболел лимфангоитом, болезнью, тогда практически неизлечимой, но чудесным образом был исцелен по молитве перед образом еще не прославленного старца Серафима. Через год после этого Николай стал участником торжественного прославления преподобного Серафима Саровского . Исполненный благодарности за исцеление сына, отец Иоанн написал службу преподобному Серафиму. Семинарию Николай Звездинский окончил в 1905 году и поступил в Московскую Духовную академию. Решившись на постриг, Николай испросил благословения и молитвенной помощи у своего духовного отца – старца Зосимовой пустыни иеромонаха Алексия (Старец Смоленской Зосимовой пустыни Алексий (1846–1928 гг.) в 2000 году был причислен к лику святых угодников Божиих для всероссийского церковного почитания на Архиерейском Юбилейном Соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Так Спасо-Влахернский монастырь прекратил свое существование на восемьдесят лет. После долгого забвения монастырь был открыт 20 апреля 2001 года. Определением Священного Синода назначена настоятельницей Спасо-Влахернского женского монастыря Московской Епархии монахиня София (Колосова Анна Анатольевна). Из Крестовоздвиженского храма с. Юсупово Домодедовского района Московской области. Управляла монастырем до декабря 2003 года. В конце 2005 года прошли Влахернские Рождественские образовательные чтения, по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II на тему «Вместе возрождаем Россию». Чтения прошли при большом количестве верующих. При подведении итогов чтения получили высокую оценку. Открыты Воскресные школы, одна для детей, другая для взрослых, где занятия проходят по воскресеньям. При монастыре создана иконописная мастерская, в которой принимаются заказы от населения. Непрерывно идет реставрация старых зданий монастыря. Современное состояние [ править править код ] Сегодня в монастыре монашеская жизнь идет своим чередом. Определен устав монастыря. Службы проходят ежедневно. Торжественно отмечаются церковные праздники при большом стечении жителей поселка, ближайших деревень и почитателей из Москвы. Монастырь незаметно влился в жизнь поселка. Торжественно совершается крещение новорожденных. Церковным отпеванием смягчается боль расставания с уходящими от нас в мир иной родственниками. Немалое влияние оказывается на воспитание детей поселка. В монастыре принимают паломников, пока только на один день, так как еще не восстановлены бывшие монастырские здания. Приезжающие паломники получают послушания на различные работы: красить, строить, убирать территорию, помогать на кухне и т.д. Приезжают из разных мест школьники, с которыми сестры монастыря проводят беседы на христианские темы, рассказывают историю монастыря, устраивают для них трапезу. Монастырь располагает хорошей библиотекой. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Фото [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Влахернс...

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908, изд.А.Д. Ступина, стр.517-518. Спасо-Влахернский монастырь, 2 класса, общежительный, в 13 верстах от города Дмитрова, при селе Новоспасском. Учрежден в 1861 году из основанной в 1852 году вдовой Анной Гавриловной Головиной женской общины. В церкви монастыря находится Влахернская икона Божией Матери Одигитрии, сделанная из воскомастики, — список с хранящейся в Московском Успенском соборе Влахернской иконы ( и празднуемой здесь в субботу 5-й недели Великого поста), которая, по преданию, находилась прежде в построенном святой царицей Пульхерией (см. 10 сентября) в Царьграде Влахернском храме, сопровождала царя Ираклия в его победоносном походе против персов, хранилась, по взятии Царьграда турками, на Афоне, а впоследствии (в 1654 году) была принесена в дар царю Алексею Михайловичу. Кроме того, в монастыре находятся: Нерукотворенный образ Спасителя (по преданию, письма инока Андрея Рублева), которым в 1391 году великий князь Василий Дмитриевич благословил Мангупского князя Комнина, родоначальника Головиных, и Иерусалимская икона Божией Матери (строгановского письма). При монастыре больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». При приближении к посёлку Деденево уже издалека виден вознёсшийся над деревьями и крышами жилых домов величественный, голубой в золотую звёздочку, купол с изящным барабанчиком-беседкой на нём. Это собор Спаса Нерукотворного Образа, главный храм Спасо-Влахернского женского монастыря. Монастырь - относительно молодой, середины XIX века, само село (ныне - посёлок) значительно древнее. По некоторым свдениям, в 1295 году здесь был убит разорявший русскую землю ордынский царевич Тудан, он же, в русской транскрипции, Дюдень. Вспомним " Дюденеву рать " . Вот это как раз о нём. И название населённого пункта тоже, как иногда утвержается, оттуда. Правда, в духовных грамотах Деденево упоминается только в 1504 году, но не запретишь ведь посёлку иметь красивую легенду о своём происхождении?

http://sobory.ru/article/?object=00515

Епископ Дмитровский В 1919-м году Святейший Патриарх Тихон вызвал архимандрита Серафима к себе в Москву. Он выразил свое желание видеть отца Серафима епископом Арзамасским. Хиротония состоялась 3 января 1920 года. Однако пропуск в Арзамас владыке Серафиму не давали. В этом Святейший Патриарх увидел Промысл Божий и оставил владыку при себе, назначив его викарным епископом с кафедрой в городе Дмитрове. 25 января 1921 года владыка Серафим прибыл в Николо-Пешношской монастырь. Также под его духовным окормлением оказался Спасо-Влахернский монастырь. Владыка часто служил в Казанском храме села Подлипичье, напротив которого жил. Очень быстро епископ Серафим смог завоевать авторитет у вверенной ему паствы. Однако вскоре началась травля активного епископа. Шел 1922 год, в стране был страшный голод… Под предлогом помощи голодающим властями стала проводиться кампания по изъятию церковных ценностей. 6 мая 1922 года Святейший Патриарх Тихон был заключен под домашний арест. В июне 1922 года изъятие церковных ценностей произошло в Пешношском монастыре, после чего он был упразднен. Братия монастыря образовала сельскохозяйственную артель, которая тоже просуществовала недолго. Та же участь постигла и Спасо-Влахернскую обитель. Первый арест и ссылка 10 декабря 1922 года владыка отслужил последнюю литургию, после чего был вызван на Лубянку. 12 декабря последовал арест – ему вменялся протест против изъятия церковных ценностей. Владыку перевели в Бутырскую тюрьму. У него начались сердечные приступы, резко пошатнулось здоровье. На время епископа Серафима перевели на полубольничный режим, однако, увидев, что он молится перед иконами, снова поместили в общую камеру. 12 декабря последовал арест – ему вменялся протест против изъятия церковных ценностей Только 22 марта 1923 года было оформлено обвинение. Мерой наказания стала ссылка в Зырянскую область сроком на три года. 13 мая 1923 года из Таганской тюрьмы епископ Серафим этапом был доставлен в Усьт-Сысольск. Ему сопутствовал епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) и другие единомышленники.

http://pravoslavie.ru/123281.html

– Вы часто посещаете монастыри. Что Вас порадовало в этих посещениях и что вызвало неприятие, огорчение? – Монастыри моей епархии – это мои дети. Хотя, в отличие от других епархий, нигде я не являюсь настоятелем, и все настоятели мужских монастырей являются не наместниками, а собственно настоятелями. Воссоздание и возрождение монашеской жизни для меня лично является сердечной потребностью и духовной необходимостью, ибо, как неоднократно говорил приснопамятный митрополит Никодим: «Монашество есть скелет Церкви». Задач в отношении монастырской жизни сегодня много. За время отсутствия ее реального действия в мире возникли мифы и легенды о ней как положительного, так и отрицательного свойства, но ни тем, ни другим тенденциям не должны соответствовать наши воскрешенные святые обители. Радость же для меня составляет, когда я вижу, как дух евангельский виден всем тем, кто имеет очи. Вот пример: Коломенский женский Ново-Голутвин монастырь стал средоточием культурной, духовной и нравственной жизни города. Радость для меня составляет, когда я вижу, как списанные некогда гражданскими властями как не подлежащие восстановлению Спасо-Влахернский и Бобренев Богородицерождественский монастыри и подобные им ныне являют величие своего архитектурного образа, славящего Господа. Радость для меня составляет, когда больные, располагающиеся рядом с Гуслицким Спасо-Преображенским мужским монастырем, получают воистину духовное утешение и отраду в своих тяжелых психических заболеваниях. В последние годы меня особенно радует жертвенное служение сестер Казанского монастыря в Егорьевске, окормляющих пациентов психиатрических больниц и социальных учреждений. Да и не перечислить всех радостей, которые возникают в сердце правящего архиерея, когда уже 24 монастыря Московской епархии возвращено к жизни. Ведь то, что нам казалось недостижимым еще каких-то 15 лет назад, – стало повседневной реальностью сегодня. – О социальном служении Церкви. Святейший Патриарх не раз отмечал аморфность многих прихожан в делах милосердия. Читая евангельскую притчу о милосердном самарянине, мы узнаем себя в священнике и левите, тогда как должны были бы узнавать в самарянине. Пытаетесь ли Вы привлекать молодых людей к этому служению?

http://pravoslavie.ru/4252.html

Троице-Одигитриева Зосимова женская пустынь, общежительная обитель, основана была в 1826 г., тогда в ней подвизалось около 40 сестер, а в конце 60-х гг. уже 160 монахинь и послушниц; годовой доход монастыря доходил до 4000 рублей, складывался он из пожертвований и прибыли от монастырского хозяйства и большого доходного дома в Москве, подаренного монастырю. Никакой особой социально-благотворительной деятельностью этот монастырь не занимался. Спасо-Влахернский женский монастырь с общежительным уставом основан был в 1854 г., в конце 60-х гг. в нем было уже 170 монахинь и послушниц; годовой доход монастыря составлял до 5000 рублей и складывался опять-таки из пожертвований и прибыли от монастырского хозяйства и доходного дома в Москве. Никакой особой благотворительной деятельностью и этот монастырь не занимался. Крестовоздвиженское сестричество с общежительным уставом было основано в 1856 г., в нем было 100 сестер; годовой доход обители складывался из пожертвований и составлял около 2000 рублей; сестричество организовало бесплатную школу, в которой обучалось 30 девочек. Четыре первые из названных здесь обителей содержали также монастырские гостиницы, которые не давали им дохода . Это примеры, типичные не только для Московской епархии, но и для многих женских монастырей середины XIX в. по всей России. То была эпоха, когда монастыри еще только начинали свою социально-благотворительную деятельность. Если же взять отчеты обер-прокурора Святейшего Синода за 80-е гг. или описания епархий, относящиеся к этому времени, то перед нами предстанет совершенно иная картина . В 1887 г., например, монастыри содержали 93 больницы и 66 приютов для престарелых, две трети из которых приходились на женские монастыри, при этом мужских монастырей было тогда 469, а женских только 202 (отчет за 1887 г.). В 80–90-е гг., в эпоху Александра III (1881–1894), когда правительство поощряло учреждение церковно-приходских школ, почти во всех женских монастырях открывались такие школы, обычно для девочек, и всегда на средства самих монастырей .

http://sedmitza.ru/lib/text/436669/

В 1922 году монастырь был закрыт советской властью. Сестры организовали трудовую сельхозартель «Влахернскую». В 1924 году артель была упразднена ввиду «сохранения монастырского уклада жизни». В 1928 году на территории монастыря был размещен дом инвалидов (впоследствии ставший санаторием для участников Великой Отечественной Войны) Но службы в Спасском храме продолжались, и монахини жили в оставшихся незанятых монастырских постройках. Окончательное закрытие обители произошло около 1931 года. В это время были арестованы 42 монахини. Храм Димитрия Солунского сгорел в 1939 году. Церковь в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в 1929 году была приспособлена под электростанцию, потом в ней находились гараж и склад. Здание Спасского собора сильно пострадало от обстрела в годы Великой Отечественной войны. Были утрачены интерьеры храма, выполненные по эскизам В.М.Васнецова, и нарядное убранство. О судьбе богатейшего имущества монастыря мало что известно. Часть его хранится в московских музеях. Чудотворная Влахернская икона Божией Матери находиться в центральном музее древнерусской культуры имени Андрея Рублева. Икона получила своей название от Константинопольского храма, названного по имени скифского воеводы Влахерна, убитого на этом месте. После взятия турками Константинополя икону некоторое время скрывали в Патриархии, откуда для безопасности она была отправлена на Афон. Здесь иноки, благоговея к иконе Багоматери, сняли с нее форму и отлили еще три подобные иконы из воскомастики и пепла святых мучеников, сожженных в Ниокамии. Все четыре иконы в 1654 году отправили в Россию в дар царю Алексею Михайловичу. К Головиным одна из икон попала в 1713 году. Судьба трех других икон, написанных Рублевым: Спаса-Нерукотворного, Владимирской иконы Божией матери и Одигитрии, Смоленской иконы – неизвестны. В 1993 году восстановлена и возвращена верующим церковь в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Вновь отстроен деревянный храм Димитрия Солунского. Отреставрированы часть ограды и главный Собор. Второе открытие монастыря состоялось в 2001 году.

http://sobory.ru/article/?object=00515

День памяти – 2 октября/19 сентября. Преподобне отче наш Алексие, моли Бога о нас!) (Соловьева) (ныне прославленного). 26 сентября 1908 года совершился монашеский постриг Николая Ивановича с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского . 22 октября 1908 года в академическом Покровском храме ректор посвятил монаха Серафима в иеродиакона, а 8 июля 1909 года совершилось его посвящение во иеромонаха. В этом же году он окончил Духовную академию со званием кандидата-магистранта богословия и вскоре получил назначение преподавать историю Церкви в Вифанской семинарии. 10 июня 1914 года иеромонах Серафим был возведен в сан архимандрита, назначен помощником наместника монастыря и освобожден от должности преподавателя Московской Духовной семинарии. С августа 1914 года по август 1915 года он исполнял обязанности столичного наблюдателя церковноприходских школ, а в 1914 году – был избран председателем общества хоругвеносцев кафедрального Чудова монастыря. Исполняя обязанности настоятеля монастыря, архимандрит Серафим был строг к себе и другим в соблюдении уставов монашеского жития. В Чудовом монастыре пережил отец Серафим обстрел Кремля в 1917 году. Представители новой власти закрыли Кремль, с весны 1918 года начали поступать распоряжения о выселении монахов. 26 июля 1918 года епископ Арсений и архимандрит Серафим покинули Чудов монастырь. Побывав в Зосимовой пустыни, они в августе 1918 года отправились в Серафимо-Знаменский скит. Схиигуменья Фамарь, духовная дочь владыки, устроила в лесу близ скита для них киновию. Здесь, в полном уединении, они молились и трудились: копали грядки, рубили дрова. Отец Серафим читал Священное Писание по правилу преподобного Серафима: за неделю – четыре Евангелия, Деяния Апостолов и Послания… В конце лета 1919 года архимандрит Серафим был вызван в Москву. 3 января 1920 года в храме Троицкого подворья Святейший Патриарх Тихон совершил епископскую хиротонию архимандрита Серафима. 25 января 1920 года владыка Серафим прибыл в Дмитров. Дмитровцы полюбили владыку после окончания службы они с пением молитв провожали его до самого дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другое нашествие на Москву, совершившееся на несколько столетий позже, казалось, должно было миновать город Дмитров. Он расположен к северу от столицы вдали от следования Наполеоновских войск, однако в сентябре 1812 года случился малоизвестный эпизод Отечественной войны, получивший название «Дмитровской экспедиции Дельзона». На четыре дня Дмитров заняли наполеоновские войска. Подробно эти события описаны в очерке краеведа А. О. Ложкина «Дмитровский уезд в 1812 году». После взятия Москвы армия Наполеона скоро стала ощущать нехватку продуктов для солдат и корма для лошадей. Французы сформировали отряды фуражиров, которые осуществляли набеги на ближайшие к Москве села и города с целью пополнения запасов продовольствия и фуража, иными словами, для грабежа местного населения. К началу осени, когда возникла необходимость и в теплой одежде, а ближайшие окрестности Москвы уже были разорены, Наполеон выбрал Дмитровский уезд для дальнейшего пополнения провиантом. Север Подмосковья наименее пострадал от боевых действий, имел достаточные запасы хлеба, и, кроме того, защищавшие северные окраины Москвы «летучие отряды» казаков под командованием Фердинанда Федоровича Винцингероде слабо контролировали дмитровское направление – их основные силы сконцентрировались на стратегически более важном Петербургском тракте. 23 сентября несколько тысяч солдат пехоты и три конных полка под командованием дивизионного генерала Алексиса Дельзона выдвинулись из Москвы в сторону Дмитрова. Захватчики быстро заняли позицию в тридцати километрах к северу от столицы, грабя окрестные деревни. Атаки казаков и русских партизан на фуражиров не могли остановить их дальнейшее продвижение. 27 сентября французы и их союзники заняли село Деденево, имение дворян Головиных, где впоследствии был основан Спасо-Влахернский монастырь. А. О. Ложкин приводит цитату из мемуаров свидетеля тех событий: «Французы расположились неподалеку от села лагерем и все время, пока там стояли, вели себя хорошо и смирно и храмов не только не оскверняли, но даже не препятствовали богослужению…».

http://sobory.ru/article/?object=03755

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010