Эта церковь так тесна, что третья часть монашествующих в ней не умещается. От батарей, в расстоянии 5 саженей к северу, каменный одноэтажный корпус, который упирается в северо-восточную башню, где церковь во имя Филарета Милостивого. От этой церкви далее на восток опять тянется такой же одноэтажный корпус, в коем прежде были келии игумении Марии, где она скончалась в 1852 году, а теперь библиотека. Далее поварня, с полуденной и западной стороны все деревянные корпуса, в которых келии; кроме того, настоятельский корпус, деревянный и маленький домик, прежняя сторожка, в которой Тучкова жила до своего пострижения. В самом центре монастыря на холме стоит великолепнейший собор во имя иконы Владимирской Божией Матери; он был заложен и на несколько аршин от земли выведен еще при покойной игумении Марии, а окончен при игумении Сергии и освящен преосвященным Леонидом. Он был холодный, но впоследствии сделан теплым. Собор замечательно благолепен как по внешности своей, так и по внутреннему устроению. С северной стороны при игумении Сергии была заложена церковь во имя Иоанна Предтечи, которая впоследствии (при игумении Алексии) сделана двухэтажная, отделана и в верхней части, где церковь устроена и новая трапеза, а в нижней части помещаются: поварня, хлебня, просфорня и прочее. Вообще это здание вышло весьма удачно. Вокруг всего монастыря небольшая каменная ограда. Августа 26, в день Бородинской битвы 54 , бывает ежегодно крестный ход в монастырь из села Бородина, находящегося от оного в расстоянии четырех верст. Крестный ход в монастыре встречает Лужецкий архимандрит и сельские священники, а по совершении литургии и благодарственного молебствия отправляются крестным ходом на само Бородинское поле, где памятник и могила князя Багратиона, и там совершается панихида по всем убиенным; после того крестный ход возвращается в Бородино, а архимандрит с монастырской святыней в обитель. В 1872 году по смерти игумении Паисии, настоятельницу Московского Вознесенского монастыря, что в Кремле, на ее место переведена игумения Спасо-Бородинского монастыря, Сергия, а туда поступила игуменией бывшая благочинная Серпуховского Владычнего монастыря мать Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

За все общество деревни Целеева – Ефим Делегиров, Абалкин деревни Щухолово – Николаи Колобанов Помета: 10 июня рассмотрено. ЦГАМО. Ф. 5638. Оп. 1.Д. 70. Л. 74–74об., 76. Подлинник. Рукопись. III.45.2. Постановление Дмитровского уездного комиссариата земледелия об отказе в ходатайстве о возвращении земли настоятельнице Спасо-Влахернского монастыря игумении Аполлинарии 12 июня 1918 г. Спасо-Влахернский общежительный женский монастырь Дмитровский уездный комиссариат земледелия в заседании своем от 10 июня с. г., рассмотрев заявление Спасо-Влахернского женского монастыря от 25 мая сего года 81 и копию протокола Деденевского волостного земельного комитета от 13 мая с. г. за 19, признавая, что Спасо-Влахернский женский монастырь не является как трудовая община, живущая только лишь продуктами, извлекаемыми своим личным трудом, а является общиной молитвенной, и главными средствами существования являются доброхотные подаяния, проистекающими из религиозных чувств всех прихожан и помогающих вашей обители; земледелие же для вас является подсобным занятием, ввиду этого имеющиеся у вас земли даже слишком достаточно для вашей (деятельности), а потому Дмитровский уездный комиссариат земледелия постановил: в ходатайстве отказать. О чем вам сообщается для сведения. Комиссар земледелия 830 ЦГАМО. Ф. 5638. Оп. 1.Д. 70. Л. 77–77об. Копия. III.45.3. Постановление крестьянского схода д. Голявино Дмитровского уезда Московской губ. о предотвращении захватов земель Спасо– Влахернского монастыря 18 июня 1918 г. Приговор 1918 года июня 5 (18) дня мы, нижеподписавшиеся крестьяне Деденевской волости Дмитровского уезда Московской губернии деревни Голявина, на сельском сходе сего числа порешили защищать наш Спасо-Влахернский монастырь в случае захватов монастырской земли кем бы то ни было, так как по образцовому ведению хозяйства обитель наша должна принадлежать к числу трудовых общин на основании изданных законов о земле. Монастырские угодия сестры всегда обрабатывали сами, чем и питались все время, а нас, прихожан, ничем не отягощали и не требовали с нас расходов на содержание и охранение храма. Посему мы на сельском сходе постановили не допускать захватов земли Спасо-Влахернского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20 июня 1918 г. В Дмитровский уездный комиссариат земледелия Настоятельницы Спасо-Влахернского монастыря игумении Аполлинарии со старшими сестрами заявление На основании постановления Дмитровского уездного комиссариата земледелия от 12 июня 1918 г. за 1475 имеем честь заявить оному комиссариату, что наша обитель всегда обрабатывала принадлежащие ей земли исключительно личным трудом своих сестер, не применяя наемного труда, поэтому сельскохозяйственные угодья монастыря 832 должны быть рассматриваемы не как монастырские и церковные земли, а как земли, принадлежащие сельскохозяйственной трудовой общине, что по смыслу ст. 20 Основного) закона о социализации земли 833 дает право пользоваться землей для общественных надобностей. Кроме того, площадь полевых и покосных угодий монастыря нашего настолько незначительна по сравнению с количеством населения монастыря (до 300 чел.), что не может быть сомнения в том, что средняя норма далеко не доходит до трудовой по уезду: менее 1 дес[ятины] приходится на трудящуюся сестру из имеющейся у нас 201 дес[ятины] удобной земли. Не имея доходных источников, монастырь не в состоянии брать в арендное пользование чужие угодья, тогда как корма для скота не хватает даже на 1 / 4 года, а также и хлеба для сестер. Доброхотные подаяния наших прихожан и богомольцев являются не главными средствами существования монастыря, а идут всецело на содержание храма и причта как принадлежащие церкви и считающиеся «церковной суммой». Ввиду вышеизложенного просим Дмитровский уездный комиссариат земледелия признать хозяйство нашего Спасо-Влахернского монастыря трудовой сельскохозяйственной общиной-коммуной, имеющей культурное значение для местного 834 населения, и сохранить в неприкосновенности монастырские угодья, не допуская никаких захватов со стороны кого бы то ни было. При сем прилагаем приговоры прихожан нашего Спасо-Влахернского монастыря 835 . Настоятельница Спасо-Влахернского монастыря            Игумения Аполлинария казначея монахиня Леонида ризничая монахиня Елена

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На 300 человек трудоспособных сестер не хватает даже по одной десятине на сестру из имеющейся у нас удобной земли. Пахотной земли числится при монастыре 30 дес[ятин], и получаемого с нее хлеба не хватает даже на 1 / 4 года. Луговой земли имеется 20 дес[ятин], и каждый год недоставало своего корма для рабочего и хозяйственного скота на 40 шт., так что ежегодно приходилось брать в арендное пользование для покоса 2 луга у г-на Ширяева и г-жи Головиной. В настоящее время, не имея возможности взять луга у соседних помещиков, мы и своих последних сенокосных лугов лишаемся, потому что Деденевский волостной земельный комитет предоставил право пользования сенокосными угодиями: кр[естьянам] селения Минеево – луг, згонник и кр[естьянам] селений Базарово и Ермолино – при пустоши «Селино». Нами неоднократно были поданы заявления с указанием земельному комитету на необходимость [передачи] вышеуказанных лугов для нужд монастыря, но безрезультатно. В настоящее время в защиту нам выступают прихожане сего Спасо-Влахернского монастыря, и мы во главе с ними, усердно просим Дмитровский уездный земельный комитет не распределять в пользование крестьянам дер[евень] Минеево, Базарово и Ермолино и всем вообще селениям, а оставить за нами вышеупомянутые сенокосные луга. Кроме того, монастырь наш лишает[ся] единственного доходного источника – дома в Москве, в данный момент, а потому не в состоянии покупать сенокосные угодья. Настоятельница Спасо-Влахернского монастыря      Игуменья Аполлинария казначея монахиня Леонида ризничия монахиня Еннафа монахиня Зинаида монахиня Гавриила монахиня Серафима монахиня Екатерина монахини Зосимия монахиня Клавдия монахини Вера и Анатолия, а по их неграмотности и личной просьбе за них расп[исалась] указанная послушница Спасо-Влахерн[ского] монастыря Мария Крыжова Мы, прихожане Спасо-Влахернского монастыря, ходатайствуем об удовлетворении просьбы монастыря. За все общество, за крестьян деревни Голявина расписался Федот Нилиевич Рыжухин За все общество, за крестьян деревни Медведки расписался Петр Петров Савельев

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

благочинная монахиня Еннафа Помета. 22 июня рассмотрено. ЦГАМО. Ф. 5638. Оп. 1.Д. 70. Л. 81–81 об. Подлинник. Рукопись. III.45.6. Постановление Дмитровского уездного комиссариата земледелия об отказе настоятельнице Спасо-Влахернского монастыря игумении Аполлинарии и сельским сходам в признании монастыря сельскохозяйственной трудовой общиной 25 июня 1918 г. В Спасо-Влахернский о[бщежительны]й женский монастырь Дмитровский уездный комиссариат земледелия в заседании своем от 22 июня с. г., рассмотрев заявление настоятельницы Спасо-Влахернского монастыря Аполлинарии со старшими сестрами от 20 июня с. г. за 89 и протоколы граждан деревень Целеево, Голявино, Медведок и Ртищево, Дмитровский уездный комиссариат земледелия постановил: в ходатайстве отказать ввиду того, что Спасо-Влахернский монастырь является не трудовой сельскохозяйственной общиной, а религиозной. Религиозные же общества не имеют права владеть имуществом, кроме зданий и предметов, необходимых при богослужении, по Декрету о свободе совести и церковных и религиозных обществах. Предоставить вам землю для культурно-просветительной цели мы не можем, так как вы в таком случае можете пользоваться землей только под контролем и с разрешения местной Советской власти (ст. 20 раз[дела] 11-го Основного закона о социализации земли). Сельскохозяйственной артелью может быть только общество, имеющее на то разрешение местной Советской власти согласно представленному уставу. О чем сообщается вам для сведения. Комиссар земледелия 836 Делопроизводитель ЦГА МО. Ф. 5638. Оп. 1.Д. 70. Л. 85–85 об. Копия. III.45.7. Акт обследования землемером земельного отдела Московского губернского совета А.А.Трескиным угодий сельскохозяйственной трудовой православной общины-коммуны во имя Божией Матери «Отрада и Утешение» 24 июля 1918 г. Протокол 1918 года июля 24 дня. Вследствие предписания земельного отдела Московского губернского совета депутатов от 18 мая 1918 г. за 1016, землемер землемерно-технической части Московского губернского совета Трескин составил настоящий акт о следующем:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) преобразование Свято-Димитриевского прихода в городе Чадыр-Лунга в Свято-Димитриевский Чадыр-Лунгский женский монастырь (7-9.10.2000), 3) преобразование Веверицкого женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Унгенского уезда в мужской монастырь, в связи с переводом насельниц в Богородице-Рождественский Речульский женский монастырь того же уезда (7- 9.10.2000), 4) преобразование Никольского прихода в селе Боровское Курганской области в женский монастырь Похвалы Божией Матери (7-9.10.2000), 5) открытие Троице-Георгиевского женского монастыря в селе Лесное Адлерского района Краснодарского края (27.12.2000), 6) преобразование Бахаревского женского скита Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря в Перми в Богородице-Казанский Серафимо-Алексеевский Бахаревский женский монастырь (27.12.2000), 7) открытие мужского монастыря во имя Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма под Екатеринбургом (27.12.2000), 8) открытие Свято-Никольского женского монастыря при приходе во имя Святителя Николая в поселке Мопр Пугачевского района Саратовской области (27.12.2000), 9) преобразование Богородице-Рождественского прихода в поселке Горелки (город Тула) в Богородице-Рождественский мужской монастырь (27.12.2000), 10) преобразование прихода Спасо-Влахернского храма в Спасо-Влахернский женский монастырь в селе Деденево Дмитровского района Московской области (3.04.2001), 11) открытие Петропавловского мужского монастыря близ села Боканчя Бельцкого уезда (Республика Молдавия) (3.04.2001), 12) открытие женского монастыря в честь Воскресения Христова близ города Бричень (Республика Молдавия) (3.04.2001), 13) открытие Свято-Димитриевского женского монастыря близ села Припичень-Куркъ Орхейского уезда (Республика Молдавия) (3.04.2001), 14) открытие Скорбященского женского монастыря в деревне Хмелево Киржачского района Владимирской области (3.04.2001), 15) открытие Иверского женского монастыря в поселке Мугреевском Южского района Ивановской области (3.04.2001),

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207720...

Из рассмотрения этих двух документов усматривается, что Епархиальный совет, с одной стороны, опирается на какие-то якобы существующие узаконения о сохранении за приходскими общинами молитвенных домов, а с другой – совершенно не касается конкретных обстоятельств дела весьма важных в данном случае, т. к. дело идет не о молитвенном доме, а домашней церкви в здании архиерейского дома и неподходящей под понятие приходского храма. По сему отдел полагает, что распоряжение национальным имуществом, каким является в данном случае архиерейский дом, всецело зависит от усмотрения совдепа или соответствующего народного комиссариата. Отдел вместе с тем находит, что передача богослужебных предметов из домовой церкви в другой храм или в специально, по условию с той или иной группой лиц, представленное совдепом помещение, никаким образом не может возмущать религиозные чувства сторонников религии. Относительно просьбы коллегии о приостановлении приведения в исполнение постановления совдепа отдел полагает, что, конечно, если среди обвинителей находятся религиозно настроенные граждане, то они могут в частном порядке обращаться с любыми ходатайствами в совдеп, но едва ли эта просьба по существу основательна, если опирается на неправильные соображения Епархиального совета. Заведующий отделом под[писал]                  Красиков 829 ГА РФ. Ф. А-353. Оп. 2. Д. 705. Л. 11. Подлинник; Там же. Д. 701. Л. 167. Копия. III.45. Сельскохозяйственные трудовые православные общины-коммуны III.45.1. Прошение настоятельницы Спасо-Влахернского монастыря Московской епархии игумении Аполлинарии, старших монахинь и прихожан в Дмитровский уездный комиссариат земледелия о возвращении монастырю луговых земель 8 июня 1918 г. Настоятельницы Спасо-Влахернского монастыря игумении Аполлинарии со старшими сестрами и прихожанами заявление Наш Спасо-Влахернский монастырь, имея в своем составе более 300 человек сестер, из которых, исключая престарелых монахинь, все считаются трудоспособными, поэтому монастырская земля всегда обрабатывалась своими сестрами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Матвей Осипов Полосухин Николай Стефанов Медведев Роман Терентьевич Михаилов Николай Родионов Рыжухин Гавриил Алексеевич Писарев Прохор Андреевич Аксенов Василий Осипович Полосухин, а по их неграмотности и личной просьбе расписался Роман Терентьевич Михаилов Удостоверяю печатью сельского старосты Целеевского общества десятский Василий Гаврилов Полосухин 831 ЦГАМО. Ф. 5638. Оп. 1. Д. 70. Л. 82. Подлинник. Рукопись. III.45.4. Постановление крестьянского схода с. Целеево Дмитровского уезда Московской губ. о признании Спасо-Влахернского монастыря сельскохозяйственной трудовой общиной 19 июня 1918 г. Приговор 1918 года июня 6 (19) дня мы, нижеподписавшиеся крестьяне Московской губ. Дмитровского уезда Деденевской волости селения Целеева, сельского общества, собравшись сего числа на сельском сходе в количестве 6 лиц из всего числа наших односельчан, имеющих право голоса на сельском сходе, имели суждение о нижеследующем. Спасо-Влахернский монастырь, прихожанами коего мы состоим, всегда обрабатывал своим трудом свои земли, а по закону 20 ст[атьи] о земле все угодия, обрабатываемые своими трудами, не должны быть отнимаемы; к тому же у вышеозначенного монастыря и земли не имеется достаточного количества. Если же отнимется земля от нашего монастыря, то это очень тяжело отразится на религиозных чувствах наших односельчан, видя свою обитель пришедшую в упадок. Хотя от нас идет в пользу монастыря малые доброхотные подаяния в церковные кружки, но и этого недостаточно даже на содержание нашего храма. На основании вышеизложенного мы на сельском сходе постановили: не допускать никаких захватов монастырской земли, а признать свою обитель трудовой сельскохозяйственной общиной. Иван Михаилов Степанов Николай Тимофее Колобанов Федор Осипович Макаров Карп Гаврилович Полосухин Егор Мельников Удостоверяем печатью сельского старосты Целеевского общества десятский Василий Гаврилов Полосухин ЦГАМО. Ф. 5638. Оп. 1Д. 70. Л. 81. Подлинник. Рукопись. III.45.5. Заявление настоятельницы Спасо-Влахернского монастыря игумении Аполлинарии в Дмитровский уездный комиссариат земледелия о сохранении монастырских угодий и признании монастыря сельскохозяйственной трудовой общиной-коммуной

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эта икона поставлена в алтаре той же церкви, против жертвенника. Опись 1699 г. 19 Год показан неверно и настоятель не тот. В расходной монаст. книге 1702 г., когда настоятельствовал архимандрит Иоасаф, пишется: „Марта в 14 день починен чудотворный образ Пресв. Богородицы Казанской, который взят у вдовы у Гликерьи Кутузовой. Дано иконописцу за работу 16 ал. 4 деньги“. Ошибочная на иконе надпись сделана, вероятно, в замен прежней полустершейся. 20 По взятии Турками Царь-града в 1453 г., он несколько времени был скрываем в Патриархии, откуда для безопасности отправлен в Афон, а потом в 1654 г. 17 окт. в Москву, к Царю Алексею Михайловичу. Патриарх Никон встретил его на Лобном месте и принес в Успенский собор. В конце того же года Протосингелл Иерусалимского Патриаршего престола Гавриил, в грамоте своей Московскому Государю писал, что эта св. икона некогда была покровительницей Константинополя и Греческих благочестивых Государей, и что Царь Ираклий имел ее с собой в походе против Персов (Древн. Росс. Вивлиофика, X). В благодарность за избавление Царь-града от Персон и Аваров, с суши и с моря, в 626 г., составлен акафист Пресв. Богородице, торжественно употребляемый в церковном утреннем богослужении в Похвальную субботу. 21 С чудной Влахернской иконы в России сделаны были и другие слепки. Один из них, сделанный в 1705 г., находящийся ныне в Спасо-Влахернской женской обители, Дмитровского уезда, в с. Дедепеве, прославился чудотворениями, а другой находится в селе Кузминках. 25 По описи 1774 г., „на ней писаны лица двух Ангелов и четырех Евангелистов, да Константина и Елены“. Нынешняя икона есть позднейшего письма. 26 Престол в церкви Петра митрополита в том же году устроен новый. Образа в иконостасе писаны в 169O г. Некоторые возобновлены. 29 Она же в 1761 г., над престолом в Боголюбскоий ц. устроило резную вызолоченную сень, на четырех витых колоннах, упраздненную за ветхостью в 1865 г. 31 Буквы, должно быть, вырезаны после, когда ковш этот поступил в собственность князя Василия Вас. Голицына. 35 Москов. Уезда, на речке Малой Петрице. Дано (сельцо) в монастырь в марте 1690 г., из описанных князя Василия Голицына вотчин. 36 Она же пожертвовала вышеописанную нами Дарохранительницу. В „Русской Родословной книге“ (изд. Русской Старины, 1873 г.) читаем: „Василий Феодорович боярин ум. 1702 г.“. Читать далее Источник: Сборник для любителей духовного чтения/[Соч.] Архим. Григория. - Ч. - Москва : Унив. тип., 1889-1890./Ч. 3. – 1890. – 283 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

11-го числа получено было мной два письма: одно из Спасо-Влахернского, близ г. Дмитрова, монастыря от игуменьи Арсении; другое из Владимира от преосвященного Иакова. Вот что писала мне от 8-го ч. мать Арсения: бывшая игуменья Николаевского в Харькове монастыря: „Я оставила Николаевский монастырь и поселилась в Спасо-Влахернском монастыре. Игуменья здешняя – дворянка из Тамбова. Мирское имя – Елисавета Андреевна Татаринова, известная по описанию Дивеевской 245 пустыни, так как она хлопотала в Петербурге за обитель. Поступила сюда по благословению покойного Митрополита Филарета в 1856-м году в феврале, при покойнице схимонахине – матери Головиных, которая скончалась в 1857 году, июня 25; и вот с тех пор и по сие время одна и та же и игуменья, и строительница. Головин 246 только открыл монастырь и прославил его богатым, но средств на содержание не оставил. Обеспече- —381— 1881 г. ние монастыря состоит в 100 десятинах земли и то не совсем удобной. В монастыре нет ни описи, ни плана, и составить нельзя, пока живы Головины. Правды написать нельзя, а солгать нет смелости, ибо Головин писал, что пять флигелей каменных на монастыре, а на самом деле нет ни одного? Понастроили маленьких келий сами поступающие в монастырь, а более всего игуменья Серафима слезами выстроила монастырь весь; невероятное рассказывают про Головина старушки-монахини: хлеба не давал, на Троицу испекли ржаных лепёшек в таком количестве, что не достало всем и по кусочку разделить. Ну уж эти панские монастыри, да сохранит от них Господь! Только на грех , да на скорбь другим, а себе на славу открывают. Теперь я получила приятную весточку из Харькова. Прошение моё уже отдано в консисторию, резолюция последовала таковая: „уволить Арсению от должности настоятельницы и избрать другую“. Слава Богу, немного свободнее вздохнулось. Верьте, Владыко Святый: во сне увижу Николаевский, проболею целый день. При Вас жила я, как у Бога за дверью, а после Вас за 19 месяцев пережила, что и описать невозможно. Повергаюсь к св. стопам Вашим и со слезами прошу Ваших Архипастырских молитв и благословения“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010