Один крестьянин попросил Параскеву обучить свою дочь церковному пению. К ней присоединились другие. Хор девочек стал быстро расти, его численность достигла 60 человек, и стало два хора. Параскева не только преподавала пение, но наставляла учениц в Законе Божием, объясняла, как жить по-христиански. Она считала не нужной излишнюю нежность в воспитании, потому что это расслабляет душу, была внешне несколько сурова к своим ученицам, но любила их, как родных дочерей. В 1920 году Параскева познакомилась с Дмитровским епископом Серафимом (Звездинским) и стала его духовной дочерью. Владыка сурово вел ее в духовной жизни, но другим говорил о ней с уважением. В дневнике матушки сохранилась такая запись: «Молитвами святого старца моего, доброго окормителя и мудрого водителя на многоволненном пути житейского моря, я теперь благодушествую и пою: утвердися сердце мое во Господе. Теперь Господь показал мне, как мудро вел меня от тьмы к свету отец мой. Радуюсь и благодарю Бога, давшего мне столь мудрого авву, благодарю старца своего, что вел меня так, а не иначе, хотя признаюсь, весьма было трудно и болезненно, когда господин мой старец так беспощадно лишал пищи мое самолюбие. Сколько муки и борьбы тогда было в моем беспокойном, самолюбивом и лукавом сердце. Теперь я опытом познала, как тяжела и упорна битва, когда борются самолюбие и любовь. И теперь я радостным взором смотрю, как любовь и преданность старцу низложили самолюбие, саможаление и самоцен, и вижу сих бездушных истуканов разбитыми, которым так недавно я все еще поклонялась. Я со многими слезами благодарным сердцем многократно лобызаю стопы моего мудрого старца, этого второго кроткого Давида, так просто и метко поразившего во главу моего Голиафа. Теперь я смотрю, как трудно остаться верным чадом отцу своему, духовному окормителю, когда он с корнем вырывает самолюбие, когда он распинает или умерщвляет ветхого человека: на этом пути не выдержит ни один падший сын Адамов, если не поддержит Десница свыше молитвами старца». Епископ Серафим в 1921 году постриг Параскеву в рясофор, не переменив ей имени, и определил в Спасо-Влахернский монастырь.

http://fond.ru/kalendar/1323/paraskeva/

С другой стороны, портрет близок к иконографии преподобных и свидетельствует о широком почитании старицы Досифеи ее современниками. Свой портрет старица подарила воспитывавшейся в Ивановском монастыре княжне Анне Гавриловне Гагариной, в замужестве Головиной, которая, овдовев, в 1852 году основала в своем имении Деденёво Спасо-Влахернский женский монастырь. Список с портрета до революции хранился в Московском Новоспасском монастыре. Визуальный портрет значительно дополняют и наставления старицы, которые дают материалы к созданию ее духовного портрета. Во многих наставлениях старица советовала «видеть совесть свою как бы в зеркале» то есть внимательно следить за всеми своими делами и мыслями, постоянно испытывая свое сердце. По словам старицы, лишь «достигнув спокойствия совести» – можно оставаться равнодушным к разного рода вражеским нападениям. Преподобный Иоанн Лествичник называл совесть обличением ангела-хранителя. Преподобный авва Дорофей в сборнике душеполезных поучений посвятил этой теме специальную главу, определяя совесть следующим образом: «Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется совестью, а она есть естественный закон…» Подобно святому апостолу, старица Досифея призывала хранить совесть «в Духе Святом» (Рим. 9:1), во всех делах имея «добрую совесть» (Евр. 13:18), для чего Н.И. Курманалеевой наказывала чистосердечно «открывать свою совесть» духовнику. Изображение старицы Досифеи было довольно распространено перед революцией. Досифея (в миру Августа Алексеевна Тараканова). Фотография К.А. Фишера. 1900-е гг. В 1908 году портрет ивановской подвижницы был опубликован в серии портретов русских исторических деятелей, подготовленной Великим князем Николаем Михайловичем, по оригиналу, находившемуся в Новоспасском монастыре. Отметим, что в этом издании голова портретируемой повернута влево (вправо от зрителя). По мнению архивиста Ивановского монастыря кандидата исторических наук Д.Г. Давиденко, «это связано с типографской оплошностью и неправильным разворотом негатива»

http://ruskline.ru/opp/2021/02/18/portre...

21 сентября 1921 года епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) возвел диакона Николая в сан протодиакона. В 1925 году епископ Серафим рукоположил его во священника к Спасской церкви Спасо-Влахернского монастыря и назначил настоятелем храма и духовником сестер обители. В 1928 году монастырь был закрыт, власти приняли решение закрыть Дмитровскую кладбищенскую церковь и приспособить ее под электростанцию, а также использовать колокольню Спасской церкви под водонапорную башню. Прихожане и сестры обители составили прошение с просьбой не делать этого. Это прошение властям в Москву отвез отец Николай. Однако те отказались удовлетворить просьбу верующих. В начале 1930-х годов отец Николай был возведен в сан протоиерея. Протоиерей Николай продолжал служить в Спасской церкви, многие монахини после закрытия обители поселились в близлежащих деревнях и ходили на службы в Спасскую церковь, и отец Николай по-прежнему оставался их духовником. В Спасской церкви были частицы мощей многих святых, и отец Николай обыкновенно служил службы в дни их памяти. Верующие знали это и просили сугубо помолиться о них у этих святынь, что потом было поставлено священнику в вину. В 1935 году власти закрыли Спасскую церковь, и отец Николай перешел служить в храм в село Батраково. 13 августа 1936 года протоиерей Николай был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Его обвинили в том, что он «по своим убеждениям является ярым монархистом и последователем “ИПЦ”... на протяжении ряда лет вокруг себя сгруппировал наиболее реакционную часть верующих, монашество бывшего Влахернского монастыря, среди которых проводил систематическую антисоветскую агитацию, распространял провокационные слухи о якобы имеющихся в СССР гонениях на религию, склонял своих почитателей к принятию тайного монашества... среди своих почитателей проводил большие денежные сборы для оказания материальной помощи высланному за контрреволюционные действия монашеству и духовенству». – Кто к вам обращался за помощью и врачеванием? – спросил его следователь.

http://fond.ru/kalendar/1400/nikolay/

В 1852 году Анна Гавриловна Головина и ее сын Гавриил Павлович решили отдать свое имение под монастырь, именуя его в честь почитаемой в своем роде иконы Влахернской Божией Матери и передать туда все имеющиеся ценности. Сначала в селе Деденево было устроено женское общежитие. Вскоре Анна Гавриловна сама приняла монашеский постриг, затем и схиму. В 1856 году она скончалась и была погребена в семейном склепе под Спасским храмом. Деденевская обитель успешно развивалась и благоустраивалась. 21 сентября 1860 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) освятил Спасский собор, а в 1861 году его заботами, по решению Святейшего Синода общежитие переименовали в Спасо-Влахернский женский монастырь. Впоследствии, Спасский собор перестраивался и расширялся и окончательно принял свой нынешний вид в 1890 году. Тогда же он был и расписан — живопись в соборе была выполнена по эскизам великого русского художника Виктора Васнецова. В последние годы перед закрытием число монашествующих в монастыре стало доходить до трехсот человек. Последним священником монастыря был протоиерей Николай Крылов. Он проявлял любовь и заботу о репрессированных сестрах, молился о них и помогал, как мог. В 1936 году отца Николая арестовали и отправили в Карагандинский лагерь. В декабре 1941 года он принял мученическую смерть. В 1957 году посмертно реабилитирован, а в 2000 году был канонизирован в сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской. После закрытия монастыря собор постепенно стал разрушаться. Колокола отправили на переплавку. Соскоблили со стен золотые фрески, башенные часы увезли на один из московских вокзалов, склепы разорили. Были разобраны своды, перекрытия хоров, фронтоны портиков. В 1941 году были сброшены купола храма, от разорвавшейся бомбы повредились стены. В 2000 году началось возрождение монастыря. За эти годы были проведены большие работы по реставрации собора Спаса Нерукотворного. Основными благотворителями возрождающегося монастыря стала семья Тягачевых. Трудами и попечением Светланы Тягачевой и ее семьи был заново отстроен храм святого великомученика Димитрия Солунского, воссозданы трапезная и другие строения и, конечно же, во всем своем великолепии восстановлена главная святыня обители — величественный Спасский собор, освящение которого стало долгожданным событием всей Дмитровской земли.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Маршруты поездок составляются таким образом, чтобы посетить наиболее интересные в художественном отношении памятники церковного зодчества, а также памятники, находящиеся в труднодоступных районах. Результаты реставрации храмов, по словам А. Слёзкина, представляют собой «пеструю картину». В Подмосковье  ситуация в целом лучше, чем в провинции, где преобладают бедные приходы, не имеющие финансовых возможностей привлечь специалистов и осуществляющие «фактический ремонт своими силами, по принципу как  у себя на даче». Следствие этого - нарушения первоначального облика, плохое качество реставрации. «В Подмосковье, где есть богатые спонсоры, просвещенные, образованные настоятели и община, можно встретить хорошую реставрацию», -- отметил А. Слёзкин. Например, во время осмотра памятников церковного зодчества Дмитровского района наблюдали «разную ситуацию»: в Спасо-Влахернском монастыре реставрация при ближайшем рассмотрении оказалась выполнена не очень хорошо, в то время как  Борисоглебский монастырь г. Дмитрова являет пример качественной реставрации. «В ходе поездок было интересно общаться с настоятелями и членами общин, -- рассказал далее исследователь. -- Где-то нам шли навстречу, сообщали такую информацию, которой мы сами не обладали. Где-то, наоборот, часто сетовали – что хотели что-то лучше сделать, но никто не помогает. Очень сложно бывает объяснить, что в такой ситуации лучше законсервировать и до лучших времен не трогать. Но некоторые хотят сделать хоть как-то». Результаты мониторинга, помимо их индивидуального использования участниками поездок в своей научной работе, ложатся в основу публикаций в ежегодном сборнике ОИРУ «Русская усадьба». В одной из рубрик сборника, «Хронике вандализмов», представлены материалы об утраченных, испорченных памятниках архитектуры, в том числе и неудачной реставрацией. 22 февраля участники поездки осмотрели памятники архитектуры в Дмитровском районе – церковь Рождества Богородицы в с. Рождествено-Суворово (XVII-XVIII вв), Спасо-Влахернский монастырь в Веденеве (XVIII в.), Никольскую церковь XVII века в с. Батюшково, Троицко-Тихвинскую церковь в Дмитрове (XVIII- начало XIX вв), Борисоглебский монастырь и Успенский собор кремля в Дмитрове. В первом полугодии 2009 года ОИРУ планирует совершить  экспедиционные поездки к югу от Москвы (Васькино, Суханово, г. Чехов), в Тверскую и Тульскую области.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В XVIII веке Деденево принадлежало семье Головиных, фамильной святыней которой являлся список Влахернской иконы Божией Матери. В 1713 году для неё построили деревянный Спасский храм. В 1798 году обветшавшую церковь начали перестраивать в камне. А в 1854 году при ней сформировалась женская община, семь лет спустя преобразованная в полноценный монастырь. Спасским он называется - по главному храму, Влахернским - по главной святыне. Интересно, что для того, чтобы устроить обитель, Головины даже перенесли на другое место свой родовой дом. Отметим, что перестройка Спасского храма, начатая в конце XVIII века, затянулась - лишь к 1818 году закончили трёхкупольный храм, а в середине столетия его расширили, сделав пятиглавым. В 1886 году собор обзавёлся новой колокольней, изначально стоявшей отдельно. К 1890 году построили обширную трапезную, объединив в один ансамбль ампирный собор и эклектичную колокольню. Собор - безусловно, главный и самый выразительный храм обители, но обратим внимание и на скромную деревянную церковь рядом - это храм Димитрия Солунского, перевезённый сюда из села Горбунова ещё до революции, точнее - его реплика. Оригинальная церковь сгорела в 1930-е годы. Кстати, и собор в советское время сильно пострадал. Да что там, едва не был снесён - в 1937 году его пытались взорвать, но не смогли: купола и своды обрушить богоборцам удалось, но тело храма устояло, что дало возможность пусть не в скором времени, но восстановить его. Возвращаясь к деревянной церви: рядом с ней находятся две скромные могилки. Под простыми деревянными крестами погребены - деденевские матушки: схимонахини Серафима (Кочеткова; 1858-1928) и Мария (Буторова; год рождения неизвестен, умерла в 1939 году). Обе очень почитаемы в этих краях. Серафима (до пострига Мавра) памятна в обители как " неусыпная молитвенница и великая постница " . После того как она в молодые годы решила посвятить себя Богу, её стали одолевать всевозможные искушения, - и тогда Мавра в молитве обратилась за помощью к Господу... Мы не знаем в точности, что произошло тогда, но она получила ответ и узнала, что ради избавления от бесовской напасти должна перенести тяжкую болезнь. Вскоре её разбил паралич, и до конца жизни матушка Серафима была прикована к постели, но при этом у неё открылся дар предвидения, к ней потянулись жаждущие поддержки... Матушка Мария происходила из крестьян, в раннем детстве ослепла. Родители отдали её на воспитание в Спасо-Влахернскую обитель, где она покорила и насельниц, и визитёров своим редким умением никогда не унывать, а главное - дарить радость всем, кого застала печаль. Обе матушки умерли после революции, когда монастырь уже был закрыт. Их похоронили на обычном сельском кладбище. Когда его сносили, местные жители долго хлопотали о перенесении останков из двух " бесхозных " могилок в обитель. И добились своего. По рассказам местных жителей, матушки Серафима и Мария и после смерти творят чудеса: избавляют от скорбей, помогают в осуществлении заветных желаний.

http://sobory.ru/article/?object=00515

Спасо-Бородинскому монастырю положила основание Маргарита Михайловна Тучкова (урожденная Нарышкина), вдова храброго генерала Александра Алексеевича, убитого августа 26 1812 года, в день знаменитого сражения под Бородиным. Бородино было неизвестным маленьким селом, находившимся в 12 верстах от Можайска. Равнина, на которой происходило сражение, действительно представляла удобства, какие трудно найти в другой местности: самая площадь, усеянная холмами и имеющая в окружности, должно полагать, верст до 20, а может быть, и более, совершенно безлесная, но опушена кругом лесами. На этом-то поле и решилась судьба Наполеона в России. Во время битвы он находился на колокольне в Колоцком монастыре (на Смоленской дороге, на окраине поля в 12 верстах от батареи Тучкова, где ныне монастырь), и оттуда смотрел и делал распоряжения. Всех батарей было пять и они составляют как бы пятиугольник, одна от другой на расстоянии двух или трех верст, Тучковская и Рылеевская в особенности замечательны. На этой последней воздвигнут памятник в честь убиенных. В память мужа Тучкова пожелала выстроить храм. Государь Император Александр I пожаловал ей 10 000 рублей и, прибавив своих, она выстроила небольшой храм, который и был освящен в 1820 году. Лет 6 спустя, она лишилась и единственного сына своего, мальчика, подававшего большие надежды, бывшего уже в Пажеском корпусе и скончавшегося на 15 году от рождения. Она схоронила его в устроенной церкви и сама поселилась при оной в небольшой сторожке. Она стала давать у себя приют при церкви убогим и бедным и мало-помалу образовалось небольшое общество, послужившее основанием общине, утвержденной в 1833 году и переименованной в 1837 году в общежительную обитель. В 1838 году Тучкова пострижена в монашество, наименована Марией и возведена в сан игумении. Ныне в Спасо-Бородинском монастыре сестер около 200; в средствах к содержанию не терпят недостатка. III Зосимова пустынь Этот монастырь от Голицынской станции Смоленской железной дороги верстах в 25. Чем ближе подъезжаешь к монастырю, тем болотистее становится почва.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Обращает также на себя внимание следующее сравнение, сделанное Г.З. Елисеевым: «Ибо икона Одигитрия потому и названа так, - писал он, - что Божия Матерь, явившись во сне двум слепцам, указала им путь во Влахернскую церковь, где они получили прозрение пред св[ятою] Её иконою. Замечательно, что и впоследствии при чудотворном образе Казанской Божией Матери ни один из недугов не был столь часто врачуем, как недуг слепоты. Это преимущественное целение слепоты телесной не служит ли знаменательным указанием на то, что явление иконы Богоматери было духовным светом для многих, омрачённых слепотою исламизма?». с. 10 - 11] Высказывания Г.З. Елисеева «близко к тексту» были пересказаны в опубликованной в 1858 г. в журнале «Православный собеседник» (издававшемся при КДА) статье «Казанская чудотворная икона Божией Матери»: «Православные жители, благодушно перенесши это несчастие, стали снова устроять свои домы, созидать святые храмы. Но для неверных (татар) это неважное обстоятельство сделалось новым оружием противу православных. В пожаре мусульмане видели гнев Божий на христиан и потому унижали достоинство Христианства перед исламом». с. 592] В дальнейшем эту составляющую неоднократно дублировали и эмоционально усиливали профессор КДА священник Е.А. Малов (1835 - 1918) - автор книги «Казанский Богородицкий девичь монастырь» (г. Казань, 1879 г.) с. 35 - 36], профессор КДА, историк И.М. Покровский (1865 - 1941) с. 331 - 332], клирик Казанского Богородичного (Богородицкого) монастыря, протоиерей А.Ф. Зеленецкий (ум. в 1915) - автор исследования «Казанский Богородичный женский монастырь и его настоятельницы» (г. Казань, 1910 г.) с. 6 - 7] и другие. «В 1576 году, - писал, в частности И.М. Покровский, - христианская Казань лишилась своего просветителя св[ятителя] Варсонофия, епископа Тверского, жившего на покое в Спасо-Преображенском монастыре, последнего из великой Казанской троицы святителей. Первый из этой троицы св[ятитель] Гурий ещё в 1563 г. отошёл в вечный покой, второго - св[ятителя] Германа, скончавшегося в 1567 году, приютила Московская могила при церкви св[ятого] Николы Мокрого.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/24/...

Святополк-Четвертинской (с. Филимонки, Ленинс кий район, Московская область). В 20-е годы ХХ века монастырь был официально закрыт, но до 1931 года здесь при храмах (Троицком и Успенском), обращенных в приходские, проживали 65 монахинь. В 1931 году были закрыты и храмы. Спасо-Влахернский женский монастырь расположен в окрестностях г. Дмитров при с. Деденеве (ранее - Новоспасское). Учрежден в 1861 году из основанной вдовой А.Г. Головиной женской общины на месте усадьбы Головиных. В церкви монастыря находилась Влахернская икона Божией Матери " Одигитрия " . Закрыт в 1928 году, был занят домом инвалидов. Передан Русской Православной Церкви в 2001 году. Так назвала архиерея мать Пантелеимона в своем устном рассказе отцу Алексию. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Корсаковы родом с острова Корсики, потому так и называются. Сперва они переселились в Литву, а оттуда при сыне Дмитрия Донского один из них, по имени Вячеслав, прибыл в Россию с литовской княжной (Софьей Витовтовной), и от него и пошел наш род. У него был сын Федор и четыре внука; от старшего, Осипа, пошли Корсаковы, а от одного из его братьев — Милославские. При царе Федоре Алексеевиче Корсаковы стали прозываться Римскими-Корсаковыми, в отличие от другой похожей фамилии Корсаковых. Из последних некоторые потом вписались в нашу родословную, но это неправильно, потому что они совсем другого происхождения, чем мы. Двое из батюшкиных пращуров были митрополитами: один, Игнатий — сибирским, другой, Иосиф — псковским. Батюшкин дед, Андрей Леонтьевич, служил при Петре I и был стольником. Он был женат на княжне Шаховской Марье Федоровне; у нее была сестра, княгиня Екатерина Федоровна, за стольником Венедиктом Яковлевичем Хитрово. Дочь их, Евдокия Венедиктовна Хитрово, была сперва в замужестве за князем Юрием Федоровичем Кольцовым-Масальским, а потом, овдовев, она вышла за Василия Васильевича Головина, который в собственноручных заметках, сохранившихся в селе Новоспасском, Московской губернии, Дмитровского уезда (ныне Спасо-Влахернский монастырь), записал, что 10 января 1717 года сговор его со вдовой Хитрово был в доме тетки ее родной, Марии Федоровны Римской-Корсаковой, на Остоженке, в приходе Старого Воскресения. У них было два сына: старший, Василий Андреевич, и меньшой, мой дед, Михаил Андреевич. По указу Петра I велено было учреждать майораты, то есть отдавать имение старшему сыну для того, чтобы дворянские роды не обеднели. Батюшкин отец Михаил Андреевич был послан для обучения за границу в последние годы царствования Петра и жил там довольно долго, так что срок его возвращению исполнился уже по вступлении на престол императрицы Анны Иоанновны. При ее дворе находилась одна близкая родственница Римских-Корсаковых. Какую она должность занимала, наверное не знаю, но только она была из приближенных к императрице, а звали ее Наталья Ивановна Взимкова. Она была пожилою девицей. Раз как-то приходит она к императрице просить позволения отлучиться к своим родным. «Присылала за мною моя невестка, Римская-Корсакова, наказывала, чтоб я отпросилась и непременно бы у нее побывала: нужно со мною повидаться». Государыня ее отпустила, а вечером, когда она возвратилась и явилась к императрице, та и спрашивает ее:

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010