Значительной женской обителью Дмитровского викариатства был Спасо-Влахернский монастырь. Хотя утвержден он был поздно, в 1861 году, но в начале ХХ века насчитывал уже более ста тридцати насельниц. Епископ Серафим особенно ценил чинность, благообразие и стройность богослужения, отличавшие обитель, приезжал туда во все престольные праздники. Он сам установил праздник в честь чудотворного образа Спасителя, называвшегося в обители «Беленьким». Здесь подвизалась болящая схимонахиня Серафима (Кочеткова), известная высокой духовной жизнью. Матушка жила в затворе. Она была парализована и двадцать лет лежала в очень маленькой келье, непрестанно творя Иисусову молитву. В монастырской книге за 1913 год о ней единственной сделана запись: «неусыпная молитвенница и великая постница» 57 . В монастыре матушку Серафиму считали прозорливой. Ее чтили как старицу епископ Трифон (Туркестанов) , архимандрит Серафим (Битюгов), протоиерей Владимир Богданов, сами бывшие молитвенниками и прозорливыми старцами. Настоятель Николо-Пешношского монастыря схиархимандрит Онуфрий перед смертью передал своих духовных чад матушке Серафиме. Глубоко почитал и часто посещал схимонахиню Серафиму и епископ Дмитровский Серафим. Он знал о ней (а возможно, и посещал ее) задолго до того, как стал епископом и Спасо­Влахернский монастырь оказался в его викариатстве. Владыка рассказывал 58 , как в 1918 году вместе с епископом Арсением (Жадановским) он, еще в сане архимандрита, гостил у митрополита Макария (Невского) в Николо-Угрешском монастыре. Митрополит Макарий рассказывал им, как тяжело переживает он восставшую брань духа уныния: «Помолитесь обо мне, трудно, тяжко, совсем никну, дух безнадежья полнейшего томит меня». Но они ничем не могли его утешить, никак. Просили о нем матушку Серафиму. Она молилась о митрополите Макарии, и отошел от него этот дух уныния и никновения. Но на нее он напал! И напал так, что она в голос кричала молитву Иисусову: «Иисусе, Иисусе!!! Иисусе! Христе! Иисусе Христе, Господи, Господи, Господи, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Сыне Божий, Господи! Иисусе Христе, помилуй, помилуй, помилуй мя, грешную!» И с помощью Божией справилась с ним. Позже она писала обэтом штурме души сатаною 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Zvezdi...

Наконец, и это самое существенное, икона повторяет деяние даже не своего знаменитого Влахернского прообраза (с ним связывают чудо Покрова и так называемое «обыкновенное пятничное чудо»), но самой чудесной реликвии – Ризы Богоматери, явившись тем самым её действенной заменой. Десятинный монастырь, расположенный в Людине конце Новгорода, с западной стороны города, несомненно, имел традиционные монастырские заграждения. После спешного возведения новгородцами, затворившимися в граде, острога именно здесь оградная стена делала двойную петлю, такую же как во Влахернах, 425 что объясняет место воздвижения иконы: только здесь Богородичный монастырь стоял на границе града, обнесенный двойной стеной. Не случайно после чудесного события 1169 г. на многих новгородских крепостных вратах возводятся церкви, посвященные Положению ризы и пояса Богоматери, Покрову, 426 заключающие город в чудесную духовную ограду, устанавливаются церковные процессии 427 с иконой Богоматери к Спасо-Преображенскому собору на Ильине улице, к Знаменскому собору после его построения в 1352 г., а также в день Положения ризы Богоматери к церкви Покрова в Зверине монастыре. Символика Знамения 428 емка и многозначна, но все-таки главный смысл её концентрируется в аспектах соединения тем Богоматери Оранты, Покрова, спасающей град и христианский народ, с темами Воплощения, в том числе и в особенно значимом для Новгорода аспекте воплощения Премудрости Божией. 429 Появление этой новаторской иконографии в Новгороде оказалось возможным благодаря усилиям владыки Нифонта, последовательно вводившего программы, осуществлявшие современные византийские богословские новации в новгородском искусстве, что подтверждается выбором этого образа для владычной печати 430 самого Нифонта и его преемника Аркадия. Хотя на лицевой стороне иконы древний слой сохранился весьма фрагментарно, 431 можно судить о сложности его письма и богатстве цвета. В композиции, насколько её можно реконструировать, особую роль играл мотив вертикально (а не округло, как это бывает обычно) поднятых рук Богоматери, выделенных розовым цветом хитона, и отвесно падающих тонких золотых нитей на вертикальных складках лазуритового мафория.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

по случаю похорон иеросхимонаха Иоанникия, умершего 5 ноября от воспаления в легких. В священном сане служил 47 лет.» Затем. 16 февраля 1915 года, почил 82 лет о.Феофан, а 19 апреля 1917 года преставился 85 лет о.Антоний. В числе тех, кто помнил старца Макария. С.А. Нилус называет схимонаха Нафанаила (Жураковского). скончавшегося 14 октября 1917 года. 151 Добрый монастырь был связан с Оптиной поэтическим преданием, о котором упоминал в беседах с духовными чадами старец Варсонофий. Когда-то в лесах, окружавших Оптину Пустынь, жили три знаменитых разбойника: Опта и два брата – Добрый и Лютый. Раскаявшись в своих злодеяниях, они изменились и сделались монахами, основав монастыри, впоследствии названные их именами: Оптин, Добрый и Лютиков. В Добрый монастырь 9 мая 1883 года в келейники к о. Агапиту по благословению преподобного Амвросия был принят инок Оптинского скита Афанасий Меняев. будущий иеромонах Лютикова монастыря о .Амвросий (скончался в Оптиной 5 ноября 1903 года). Он благословил С.А. Нилуса на поездку к святому праведному Иоанну Кронштадтскому , после встречи с которым произошло окончательное обращение духовного писателя. 153 В этой работе принимали участие заведующий скитской библиотекой рясофорный монах Иоанн Полевой (будущий иеромонах Иосиф), письмоводитель старца Варсонофия послушник Николай Беляев (будущий старец иеромонах Никон), послушник Александр Аваев и некоторые другие скитские послушники. 154 Достойно внимания, что именно о. Агапит был одним из тех двух «писарей» (вместе с монахом Иннокентием), которые в 1879 году переписали для старца Амвросия «Рассказы странника» с рукописи, присланной преподобному казначеей Спасо-Влахернского монастыря Московской губернии монахиней Леонидом (Фризель), – это было первым появлением книги в Оптиной Пустыни. Существует предположение, что впоследствии о. Агапит стал автором поучения в шестом («дополнительном») рассказе под названием «Тайна спасения, открываемая непрестанною молитвою» – схимник, главный персонаж рассказа, читающий своим слушателям этот вполне самостоятельный текст (позднее даже публиковавшийся отдельно), представляет его как «очень вразумительную тетрадку одного духовного писателя», а в примечании к «Тайне спасения» отмечено: «С рукописи автора, полученной о.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Преосвященный, со своей стороны, полагал в монастыре иметь 10 монахинь, в числе коих игуменью и 1 казначею, и наличный причт, а именно священника, диакона, на причетнической вакансии, и одного причетника преимущественно для алтарной службы. Монастырь должен был, по мнению преосвященного, оставаться при настоящих способах к содержанию, без всякого пособия от казны. Святейший Синод, усмотрев из шлющихся в представление преосвященного митрополита Московского сведений, что общежитие устроено по внешнему своему виду самым удовлетворительным образом, имеет достаточное помещение для сестер и настоятельницы, а также способы содержания для упомянутой обители достаточными и вследствие сего, признав предложение преосвященного Филарета о возведении сей общины на степень общежительного монастыря вполне уважительным, 30 октября/13 ноября 1861 года определил: «Влахернскую женскую общину, Московской губернии, переименовать в общежительный Спасо-Влахернский третьеклассный монастырь, на предложенных преосвященным митрополитом Московским условиях, предварительно испросив Высочайшее соизволение» 115 . Государь Император 2 декабря 1861 г. Высочайше утвердил определение Святейшего Синода, на изложенных в нем основаниях 116 . XXXV. Одигитриевский Богородичный в г. Челябе Оренбургской епархии (10 февраля 1862 г.) Преосвященный Филарет, епископ Уфимский Мензелинский, 25 октября 1861 года ходатайствовал перед Святейшим Синодом о возведении Челябинской женской общины на степень третьеклассного Одигитриевского Богородичного монастыря. При этом преосвященный представил и необходимые сведения об общине, из которых видно: 1. что община принята под покровительство духовного и гражданского начальств 23 января 1851 года; 2. что в общине содержатся 86 лиц разного сословия, под управлением состоящей в звании настоятельницы, казачьей дочери Анны Полежаевой; 3. что для помещения сестер находятся необходимые здания, а для отравления богослужений имеется церковь 117 и причт и 4. что содержание общины обеспечивается: а) поземельными угодьями, отведенными из дач Оренбургского казачьего войска, в количестве 50 десятин 1517 саж., б) трудами сестер и в) благотворительными приношениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

479 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 642, д. 66, л. 23. Опись церквей в Зосимовой пустыни 1857 года. Известно и денежное пожертвование Елизаветы Петровны Арсеньевой в 300 рублей, сделанное в сентябре 1847 года [Там же. Л. 102об.]. 482 Мария Ивановна Головина – возможно, урожденная Кушелева, жена Ивана Ильича Головина (шестиюродного брата Гавриила Павловича Головина, устроившего вместе с матерью Спасо-Влахернский монастырь в Дмитровском уезде) [Род Головиных//Сост. проф. Моек, ун-та Казанский. М., 1847. 484 Чтения в Императорском обществе истории и древностей России. 1877. Кн.1. С. 295–300. Воспоминания архимандрита Пимена. 486 Отец Макарий писал 14 октября 1855 г. в одном из писем: «Отец архимандрит наш Моисей, отец игумен Антоний и я отлучались в Зосимову пустынь на духовное торжество и недавно возвратились» [Собрание писем блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Макария (Иванова) к монашествующим. М., 1862. Ч. 1. Письмо 157. С. 248]. См. также: Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария (М., 1997. С. 144) со ссылкой на запись от 26 сентября 1855 года в скитской летописи, в которой упоминается о подготовке к поездке в Зосимову пустынь только о. Антония и о. Макария. Но в той же скитской летописи в записи от 6 октября сказано: «Отец архимандрит сего числа рано утром возвратился в обитель из Зосимовой пустыни», а в записи от 9 октября – то же самое о возвращении отца Макария [ОР РГБ. Ф. 214, д. 362, л. 220об. и 221]. 488 ЦИАМ. Ф. 203, оп. 642, д. 66, л. 101об., 102об.–103. Опись храмов монастыря 1857 года. В декабре 1844 года московским 3-й гильдии купцом Семеном Андреевичем Крапивинцевым завещаны в собственность Троице-Одигитриевской обители две лавки, состоящие в Москве в колокольном ряду [см. также ЦИАМ. Ф. 203, оп. 629, д. 127]. Денежные пожертвования (в виде билетов Сохранной казны, процентами с которых обитель пользовалась ежегодно и «вечно») поступили от графини Анны Орловой-Чесменской (5715 руб. серебром в 1846 году) [см. также ЦИАМ. Ф. 203, оп. 630, д. 47, л. 51], от крестьянина Осипа Захарова Камыгина (286 руб. в ноябре 1851 года), от дворянки Наталии Димитриевны Воейковой (150 руб. в январе 1853 года), от коллежского асессора Ивана Ильича Верховского (150 руб. в марте 1853 года), от чиновника 8-го класса Димитрия Ивановича Земского (175 руб. в марте 1855 года) и много анонимных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Александра Невского, преподобного Сергия и других. Из них икона Одигитрии Влахернской во время страшного Московского (так называемого Троицкого пожара), находясь в доме Головиных на Покровке, остановила пожар на сем доме и спасла всю дальнейшую часть улицы, не говоря уже о многочисленных случаях исцелений, которые чрез сии иконы получали и владельцы последних и другие лица. 1990 Для достойного хранения такой святыни и для поддержания храма в надлежащем благолепии, средства приходской церкви села Новоспасского и её причта оказывались недостаточными. Посему еще вдова Павла Васильевича Головина, вышеупомянутая Анна Гаврииловна Головина, урожденная княжна Гагарина, движимая благочестивым чувством и чувством сострадания к бедным, изъявила желание устроить здесь женское общежитие по примеру первоначального устроения Спасобородинского монастыря и по правилам Троице-Одигитриевского общежития Зосимовой пустыни, с тем, чтобы в последствии можно было обратить оное в женский монастырь. Для обеспечения содержания общежития, А. Г. Головина жертвовала 100 десятин земли пахотной и сенокосной, мельницу и дом в Москве. К сему, со своей стороны, и сын её Гавриил Павлович († 1859) сделал значительное добавление пожертвованием земли и денежных средств. По ходатайству святителя Московского Филарета, Святейший Синод разрешил учредить при селе Новоспасском –женское общежитие, с наименованием его Спасо-Влахернским, а 13 мая 1852 года и последовало высочайшее соизволение как на сие учреждение, так и на принятие жертвуемого в пользу оного имущества. По получении высочайшего на сие утверждения митрополит Филарет, препроводив на имя А Г. Головиной список с указа о сем Святейшего Синода, назначил ее саму попечительницею общежития, а начальницею сего общежития, по выбору самой попечительницы, назначил девицу Елисавету Татаринову, в монашестве Серафиму, из Дивеевского монастыря Нижегородской епархии, по сношении с преосвященным Нижегородским Иеремией. 1991 Обеспеченное в средствах своего содержания, при внимательном участии к нему как владельцев Ново-Спасского, так и Епархиального Начальства, общежитие в скором вымени достигло значительной степени благоустройства внутреннего и внешнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В Отделе рукописей Российской государственной библиотеки хранится датированный 1863 г. черновик письма М. П. Погодина к митрополиту Филарету (НИОР РГБ. Пог. I, к. 46, ед. хр. 5, л. 1). На днях я видел во сне В[аше] В[ысоко] П[реосвященство]. Вы благосл[овил]и меня св[ятою] (иконою?). Тотчас хотел я ехать к Вам, но была ночь и было известно о Вашем нездоровье]. Прошу теперь письменно, в дни прощения (дни подготовки к Великому посту, который начался в 1863 г. 11 февраля. – Прим. сост.), Вашего архипа[сты]р[ского] благослов[ения], и если позволите, явлюсь лично. Хотя я считал себя, по недоразумени[ю], под гневом Вашим, но никогда не извинялся, а ныне пробил час (прощения?). – Прим. сост. 160 Алексей Кириллович Разумовский (1748–1822), граф. Попечитель Московского университета (1807–1810), министр народного просвещения (1810–1816), инициатор создания Лицея в Царском Селе (1810). – Прим. сост. 162 Федор Яковлевич Репнинский, отставной капитан, и его родственница Е. С. Герард († 1851), благочестивые москвичи, друзья митрополита Филарета. – Прим. сост. 165 Александр Петрович Толстой (1801–1873), граф, обер-прокурор Святейшего Синода (1856–1862), член Государственного совета. – Прим. сост. 166 Даниель Юм (Hume), шотландец, известный в то время спирит, которым увлекались в Петербурге. – Прим. сост. 167 Онуфрий Крайнев, отставной солдат, утверждавший, что в сонном видении ему открылось место, где скрыты мощи митрополита Крутицкого Феодора. – Прим. сост. 171 Петр Васильевич Хавский (1771–1876), действительный статский советник, законовед и исследователь русской хронологии, автор работ о церковной хронологии, пасхалии и генеалогии. – Прим. сост. 172 Елизавета Ростиславовна Вяземская, урожденная Татищева (внучка историка В. Н. Татищева (1786–1860)), княгиня, известная общественная деятельница, попечительница благотворительных комитетов. Помогала способным ученикам-сиротам. – Прим. сост. 174 Г. Е. Головина и Е. П. Головина (письма к ней см. на с. 199), представители рода Головиных, в имении и на средства которых был устроен в 1852–1854 гг. Спасо-Влахернский женский монастырь. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Затем ее брат Давид и родственница Евпраксия, возвратившись в свою родную страну, в город Полоцк, принесли сюда весть о блаженной кончине и честном погребении преподобной Евфросинии. Оплакав кончину блаженной Евфросинии, все постановили каждогодно совершать память ее во славу Отца, и Сына, и Святого Духа, всею тварью хвалимого и прославляемого, ныне и в бесконечные веки. Аминь. 3412 Всеслав Брячиславич, сын Брячислава Изяславича, княжил в Полоцке с 1044 г. по 1101 г. 3414 Более подробное повествование об этом можно читать в сказании о Введении во храм Пресвятой Богородицы, помещенном под 21 числом ноября месяца. 3415 Монастырь, основанный святою Евфросиниею, существует и в настоящее время с именем Спасо-Евфросиниева. В 1579 г. он был захвачен иезуитами, из под власти которых освобожден в 1820 г-В монастыре хранится сооруженный св. Евфросиниею напрестольный крест; богомольцам показываются две келлии, в которых подвизалась преподобная Евфросиния. При монастыре находится училище для девиц духовного звания. 3416 Одигитрия (путь и веду) с греч. – путеводительница. Такое наименование усвоялось некоторым иконам в честь Матери Божией, – как духовной Путеводительнице верующих. В частности, икона Божией Матери Одигитрия, находившаяся в Константинополе, во Влахернском храме, была названа так потому, что однажды Сама Матерь Божия, явившись двум слепцам, привела их во Влахернский храм к Своей иконе и перед ней даровала им прозрение. Название «Одигитрии» усвоялось также тем иконам Богоматери, которые мореплаватели помещали на носу или корме корабля. Поэтому во многих местах сохраняется благочестивый обычай – при отправлении в далёкое путешествие, особенно морское, совершать молебное пение пред образом Богоматери – Одигитрии. Празднование иконе Божией Матери-Одигитрии совершается 21 января, 28 июля и в др. дни. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Корсаковы родом с острова Корсики, потому так и называются. Сперва они переселились в Литву, а оттуда, при сыне Димитрия Донского 29 , один из них, по имени Вячеслав, прибыл в Россию с литовской княжной (Софьею Витовтовною), и от него и пошел наш род. У него был сын Федор и четыре внука; от старшего, Осипа, пошли Корсаковы, а от одного из его братьев – Милославские. При царе Феодоре Алексеевиче Корсаковы стали прозываться Римскими-Корсаковыми, в отличие от другой похожей фамилии Корсаковых. Из последних некоторые потом вписались в нашу родословную, но это неправильно, потому что они совсем другого происхождения, чем мы. Двое из батюшкиных пращуров были митрополитами: один, Игнатий, сибирским, другой, Иосиф, псковским. Батюшкин дед, Андрей Леонтьевич, служил при Петре I и был стольником. Он был женат на княжне Шаховской, Марье Федоровне; у нее была сестра, княгиня Екатерина Федоровна, за стольником Венедиктом Яковлевичем Хитрово. Дочь их, Евдокия Венедиктовна Хитрово, была сперва в замужестве за князем Юрием Федоровичем Кольцовым-Масальским, а потом, овдовев, она вышла за Василия Васильевича Головина, который в собственноручных заметках, сохранившихся в селе Новоспасском Московской губернии Дмитровского уезда (ныне Спасо-Влахернский монастырь), записал, что 10-го января 1717 года сговор его со вдовой Хитрово был в доме тетки ее родной, Марии Федоровны Римской-Корсаковой, на Остоженке, в приходе Старого Воскресения. У них было два сына: старший, Василий Андреевич, и меньшой, мой дед, Михаил Андреевич. По указу Петра I велено было учреждать майораты, т. е. отдавать имение старшему сыну для того, чтобы дворянские роды не обеднели. Батюшкин отец, Михаил Андреевич, был послан для обучения за границу в последние годы царствования Петра и жил там довольно долго, так что срок его возвращению исполнился уже по вступлении на престол императрицы Анны Иоанновны. При ее дворе находилась одна близкая родственница Римских-Корсаковых. Какую она должность занимала, наверное, не знаю, но только она была из приближенных к императрице, а звали ее Елизавета Ивановна Взимкова. Она была пожилою девицей. Раз как-то приходит она к императрице просить позволения отлучиться к своим родным. «Присылала за мною моя невестка, Римская-Корсакова, наказывала, чтоб я отпросилась и непременно бы у нее побывала: нужно со мною повидаться». Государыня ее отпустила, а вечером, когда она возвратилась и явилась к императрице, та и спрашивает ее:

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Новотихвинский – Александровский – Екатеринбургский Борисоглебский-Аносин Аркадиевский-Вяземский Благовещенский-Уфимский Спасский-Бородинский Богородицкий-Тихвинский-Кирсановский Тихвинский – Новодевичий-Богородицкий -Керенский Ивановский-Казанский-Сезеновский Троицкий – Одигитриевский – Зосимова пустынь Покровский-Медведовский Сретенский-Сызранский Абабковский-Николаевский Иоанно-Предтечевский-Мариинский Рождество-Богородицкий-Темниковский Тихвинский-Богородицкий-Бузулукский Иверский-Самарский Пророко-Ильинский-Мензелинский Успенский-Краснослободский Влахернский-Спасский Дивеевский-Серафимов Одигитриевский-Богородицкий-Челябинский Покровский-Ардатовский Казанский-Троицкий Богородицкий – Тихоновский – Тюнинский-Задонский Димитриевский – Милостиво – Богородицкий – Кадомский Иоанно-Предтечевский-Кунгурский Троицкий-Верх-Теченский Серафимовский-Понетаевский Вознесенский-Николаевский Никоновский-Сушкинский Димитриевский-Троекуровский Успенский-Оренбургский Покровский-Бугурусланский Боголюбский-Козловский Богородично-Всехсвятский-Болговский Троицкий-Ковыляевский Иоанно – Предтечев – Иннокентиевский – Томский Тихвинский-Екатеринославский Троицкий-Бирский Благовещенский-Бежецкий Богородицкий-Казанский-Ключегорский Софийский-Тулиновский Успенский-Нижнеломовский Благовещенский-Сарапульский Боголюбский-Тишениновский Богородицкий-Казанский-Мокшанский Казанский-Вышневолоцкий Короцкий св. Тихона Задонского Николаевский-Улалинский Рождество-Богородицкий-Федоровский Успенский-Богородицкий-Пермский Благовещенский-Херсонский Варваринский-Сомовский Макариев-Желтоводский-Троицкий Ягодинский-Введенский Александровский-Никитский-Каширский Параскево-Вознесенский-Пайгармский Покровский-Балашовский Чагринский-Покровский Иоанно-Предтечев-Леушинский Иосифовский-Марьевский Казанский-Головинский Казанский-Колычевский Троицкий-Чуфаровский Выксунский-Иверский Николаевский-Дальне-Давыдовский Скорбященский-Старобельский Троицкий-Раковский Крестовоздвиженский-Иерусалимский-Флоро- Лаврский-Лукинский Тихоновский-Троицкий-Задонский Троицкий-Творожковский Троицкий-Черемисский-Козмодемьянский Знаменско-Мариинский-Яранский Богородицкий-Лесневский Воскресенский-Феодоровский Вохоновский-Мариинский Казанско-Богородицкий-Бугульминский Севастьянов – Спасо – Преображенский- Сохотский Покровская-Уральская община 18 мая переименована в общежит. монастырь. („Церковн. вед.”, 1890 г., 23, 233).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010