Анна Гаврииловна пожертвовала на содержание общежития усадьбу, сто десятин пахотной земли, восемьдесят десятин дровяного леса, шесть деревянных и один каменный флигель со всеми прилегающими к ним хозяйственными постройками, мукомольную мельницу на реке Яхрома, двухэтажный дом в Москве на ул. Сретенка. В свою очередь, Гавриил Павлович пожертвовал восемь десятин земли для хлебопашества, обнес общежитие деревянной оградой, построил часовню и обещал содержать храм в благолепии, что и делал до своей кончины. Скончался Гавриил Павлович в возрасте 55 лет 7 июля 1861 года. Источник постоянной материальной помощи иссяк, но несмотря на возникшие трудности, общежитие успешно развивалось, обустраивалось внутренне и внешне, что позволило заботливому покровителю Митрополиту Филарету обратиться в Святейший Синод с просьбой разрешить переименование общежития в общежительный монастырь. Он указал, что в общине имеется храм со многими святынями. В 1861 году Синод переименовал общежитие в Спасо-Влахернский монастырь третьего разряда. Игуменьи монастыря В 1852 году начальницей Спасо-Влахернского общежития была назначена Татаринова Елизавета Андреевна из Дивеевской обители (основанной Серафимом Саровским). После переименования общежития в Спасо-Влахернский монастырь Елизавета Андреевна была пострижена в иночество с именем Серафимы и возведена в сан игуменьи Митрополитом Филаретом. Игуменья Серафима так умело вела хозяйство, что положение монастыря постоянно укреплялось, давало стабильный доход. В монастыре постоянно велось большое строительство - достраивался храм, строились новые кельи, возводились хозяйственные постройки, возводилась каменная ограда. За свое особенное умение руководить монастырем игуменья Серафима неоднократно получала высокие награды: 1872 год - Наперстный крест от Синода; 1882 год - благотворители обители и граждане города Дмитрова поднесли ей золотой наперсный крест с драгоценными украшениями; в 1888 году она пожалована наперстным крестом из кабинета его Императорского Величества.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Влахернс...

Игуменья Серафима скончалась в 1897 году в возрасте девяноста лет после сорока трех лет управления Влахернским монастырем и была похоронена близ храма Спаса-Нерукотворного на монастырском кладбище. Преемницей игуменьи Серафимы стала близкая ей монахиня Леонида, одна из бывших при Серафиме сестер. В 1897 году Московский митрополит Сергий возвел ее в сан игумений Спасо-Влахернского монастыря. При игуменье Леониде в монастыре были построены каменные корпуса. В двухэтажном корпусе в нижнем этаже разместилась просторная монастырская трапезная, кухня и хлебопекарня, вверху рукодельная и несколько небольших келий для монахинь. В 1901 году устроена больница с помещением для больных, с кроватями и другими удобствами. Исправлен корпус для занимающихся живописным и иконописным писанием, который был построен при игуменье Серафиме. Сохранилась переписка игуменьи Леониды с преподобным старцем Амвросием из Оптиной пустыни. В начале 20-х годов позапрошлого века, игуменьей Спасо-Влахернского монастыря была Апполинария. Об этом узнаем из воспоминаний родственницы священника о. Павла, которая будучи ребенком, ходила со своей мамой в храм и дружила с воспитанницей игуменьи Апполинарии девочкой Валей. В последние годы перед закрытием Спасо-Влахернским монастырем управляла игуменья Евпраксия из рыбинского купечества. При ней обитель продолжала процветать. В монастыре велось большое строительство: строились новые кельи и хозяйственные постройки. В храме вновь вызолочен иконостас. В алтарях приделов Иерусалимского, Влахернского, Николая Чудотворца и Сергия Радонежского окрашены стены. В Никольском приделе написано пять икон, орнаменты и расписана арка. К этому времени число монашествующих доходило до трехсот человек. Монастырь из третьеклассного переведен во второклассный. В 1922 году Спасо-Влахернский монастырь был объявлен закрытым. Монахини разбрелись кто куда. Осталась игуменья Евпраксия, еще те, кому некуда было идти, и несколько лежачих монахинь. Игуменья Евпраксия организовала при монастыре сельскохозяйственную артель " Влахернская " . Работу монахини знали, поэтому урожай у них был высокий. Осенью волостное Дмитровское начальство подводило итоги сельхозработ и оказалось, что показатели артели " Влахернской " выше, чем в коммунах, что не понравилось. По этой причине артель монахинь разогнали.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Влахернс...

Похоронили матушку Марию в той же ограде, что и схимонахиню Серафиму. (К сожалению, нам не известен год кончины старицы Марии.) Шли годы, строения монастыря разрушались, но не зарастала тропинка к могилкам подвижнец. А когда недалеко от места захоронения схимонахинь началось строительство жилого дома, было принято решение о перезахоронении их останков. 2 октября 1987 года останки схимонахини Марии и схимонахини Серафимы были погребены у алтаря церкви Вознесения села Перемилово близ г. Яхромы. Господи, упокой души схимонахини Серафимы и схимонахини Марии, со святыми упокой, и их молитвами спаси нас! Краткая история Спасо-Влахернского монастыря Своим возникновением Спасо-Влахернский женский монастырь обязан благочестивому семейству Головиных. На протяжении столетия (1798–1890г.г.) Головины строили в своем родовом имении – селе Деденево храм во имя Спаса Нерукотворного, в этот храм Головины передали хранившиеся у них старинные иконы, более трехсот частей святых мощей, церковную утварь. С 1836 года отделкой храма занимался Гавриил Павлович Головин. Мать владельца села Анна Гавриловна (урожденная княжна Гагарина) пожелала устроить в селе женское общежитие по примеру первоначального заведения Спасо-Бородинского монастыря, по правилам существующего постановления о Троицкой Одигитриевой (Зосимовой) пустыни, с тем, чтобы впоследствии можно было обратить общежитие в монастырь. В 1852 году подали прошение о учреждении общежития, на которое в том же году было получено Высочайшее соизволение. Головины пожертвовали будущему монастырю землю, усадьбу с шестью деревянными и одним каменным флигелем, мукомольную мельницу и каменный двухэтажный дом в Москве. Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) назначил начальницей общежития послушницу Елизавету из Дивеевской обители. (Елизавета Андреевна Татаринова была родом из дворян). Попечительница Анна Гавриловна в 1853 году приняла пострижение в рясофор с именем Иоанны, с тем же именем в 1855 году приняла пострижение в схиму и в 1856 г. скончалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Памятник сильно пострадал от обстрела в годы Великой Отечественной войны: утрачены его завершения, нарядное убранство украшенного колоннами интерьера и живопись 1910 г., выполненная по эскизам В. Васнецова. Преимущественно деревянные жилые и хозяйственные монастырские здания в один и два этажа, в том числе просфорный дом, трапезная, иконописная мастерская, представляют образцы рядовой массовой застройки своего времени и в этом отношении очень характерны. В наружной обработке одних живы традиционные ампирные мотивы, другие тяготеют к псевдорусским формам. Статья из " Памятники архитектуры Московской области " . -  Москва, Стройиздат, 1999. Е.Н. Подъяпольская. В августе 2002 года монастырь представлял из себя одну большую стройплощадку. Ремонтировалось все одновременно, что видно на фотографиях. Спасо-Влахернский монастырь, 2 класса, общежительный, в 13 верстах от города Дмитрова, при селе Новоспасском. Учрежден в 1861 году из основанной в 1852 году вдовой Анной Гавриловной Головиной женской общины. В церкви монастыря находится Влахернская икона Божией Матери Одигитрии, сделанная из воскомастики, — список с хранящейся в Московском Успенском соборе Влахернской иконы ( и празднуемой здесь в субботу 5-й недели Великого поста), которая, по преданию, находилась прежде в построенном святой царицей Пульхерией (см. 10 сентября) в Царьграде Влахернском храме, сопровождала царя Ираклия в его победоносном походе против персов, хранилась, по взятии Царьграда турками, на Афоне, а впоследствии (в 1654 году) была принесена в дар царю Алексею Михайловичу. Кроме того, в монастыре находятся: Нерукотворенный образ Спасителя (по преданию, письма инока Андрея Рублева), которым в 1391 году великий князь Василий Дмитриевич благословил Мангупского князя Комнина, родоначальника Головиных, и Иерусалимская икона Божией Матери (строгановского письма). При монастыре больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». Своим возникновением Спасо-Вларенский женский монастырь, расположенный в селе Деденево, обязан прославленному роду Головиных. Деденево, ранее называвшееся Ново-Спасское, принадлежало этому роду с 1687 года, когда его купил Василий Петрович Головин. Его сын в 1798 году заложил в своем родовом имении храм во имя Спаса Нерукотворного. Строительство этого обширного и величественного здания продолжалось почти сто лет, и было завершено в 1890 году.

http://sobory.ru/article/?object=00515

Открытие общежития состоялось в 1854 году. В 1862 году община была переименована в общежительный монастырь. Начальница общежития Елизавета Андреевна 7 августа 1862 года была пострижена в иночество с именем Серафимы и 23 сентября возведена митрополитом Филаретом в сан игуменьи, в котором пробыла 35 лет. Заботясь о внешнем благолепии монастыря, матушка Серафима не оставляла своим попечением и внутреннего его устроения. Благочинный монастырей Московской Епархии архимандрит Пимен пишет следующее: «Относительно духовного устроения нельзя не поблагодарить начальницу: она бдительно старается соблюсти своих духовных чад от зла, праздности, пустословия, и для сего, во время работ младших сестер, всегда присутствует какая-нибудь старица и читает отеческие и душеполезные книги. Видно, что духовное семя сего великого подвижника нашего времени, блаженного старца Серафима, посеянное им в обители Дивеевской, оттуда проникло и в отдаленный от оной сей новый рассадник монашеского трезвения». 5 июня 1891 года обитель посетили Великий Князь Сергей Александрович со своею супругою Великою Княгинею Елизаветой Федоровной. Игуменья Серафима скончалась в глубокой старости 31 июля 1897 года, её преемницей – настоятельницей Спасо-Влахернской обители стала казначея Леонида (в миру Лидия Михайловна Фризель, девице из дворян, пришедшая в святую обитель в 1859 году из Дивеевского монастыря). Сохранилась переписка матушки Леониды с прп. Амвросием Оптинским . При ней святая обитель во многом улучшилась: была построена новая каменная трапезная, аптека, больница, приглашен врач для сестер, исправлен корпус иконописной мастерской, построенный при игуменье Серафиме. Следует отметить, что к 1914 году число монашествующих вместе с послушницами достигло 300 человек. Перед революцией 1917 года многие верующие из разных мест приезжали Спасо-Влахернский монастырь к старицам схимонахине Серафиме и схимонахине Марие за советом, помощью и наставлением. В 1922 году монастырь был официально закрыт советской властью. Монахини организовали сельхозартель. В 1924 году комиссия обнаружила, что в «артели» сохранился монастырский уклад жизни, поэтому артель была ликвидирована – монахинь выгнали. Частично здания монастыря занял инвалидный дом, но службы при Спасском храме продолжались, и монахини жили в оставшихся незанятых монастырских постройках при храме. Окончательное разорение произошло около 1931 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Схимонахиня Рафаила, единственная из красностокских монахинь, поступила в Спасо-Влахернский монастырь Дмитровского уезда, удаленный от Троице-Сергиевой лавры всего на 40 километров. Вероятнее всего, выбор обители принадлежал архимандриту Варфоломею. В то время во Влахернском монастыре жила старица схимонахиня Серафима (Кочеткова), известная высокой духовной жизнью и почитавшаяся как местным и московским духовенством, так и архиереями. Ее молитва в значительной степени определяла духовную атмосферу монастыря. Ее опыт и повседневное руководство были необходимы молодой схимнице. Десятилетнее общение со старицей Серафимой оказало заметное влияние на формирование духовного устроения матери Рафаилы, а также оценку ею событий церковной жизни и выбор своей церковной позиции. После «упразднения» Спасо-Влахернского монастыря и последовавшей через несколько лет ликвидации сельскохозяйственной монашеской артели насельницы обители разошлись, кто куда мог. Большинство монахинь были местными, они имели возможность вернуться домой. Но матушке Рафаиле ехать было некуда. На оставшиеся 10 лет жизни ее схимой стал многоболезненный подвиг странничества. Оказавшись в гуще мирской богоборческой жизни, она осталась чуждой миру бездомной скиталицей, жила, ничего от него не имея: ни крова, ни возможности согреться, отдохнуть, а подчас и никакой пищи. Ежедневно, от деревни до деревни, она проходила километр за километром, в любую погоду, по лесам и полям, замерзая и промокая, где-то засыпала и утром вновь продолжала путь. Это не было бесцельное скитальчество. Принимая Богом данный крест, схимонахиня не утратила твердости духа и находила в этом состоянии возможность служения Христу. В Сергиевом Посаде, после того, как Троице-Сергива лавра была закрыта, а монахи изгнаны, по благословению наместника архимандрита Кронида (Любимова) была тайно восстановлена монашеская община. Бывшие насельники обители, находившиеся на свободе и вернувшиеся из «мест отбывания наказания», тайно продолжали жить по монастырскому уставу. Они надеялись сохранить лавру во время существования советской власти, стремились в противодействие богоборчеству способствовать укреплению веры и благочестия в народе, почитанию русских святых, угодников Божиих. Монашеская братия лавры приняла на себя подвиг свидетельства об истинности веры, борьбы за души русских людей, отторгаемые от Церкви.

http://pravoslavie.ru/33866.html

Таким образом один только Киево-Печерский монастырь был в подлинном смысле монастырем монашеского строения. воздвигнутым без всяких предварительных денежных средств одним трудом и подвигами братии. «Мнози бо монастыри», замечает по этому поводу летописец, «от князь и от бояр и от богатства поставлени, но не суть таци, каци суть поставлены слезами, пощеньем, молитвою, бденьем» (1051 г.). Князья строили монастыри собственно не для монахов, т. е. главным образом не для них, а для себя, чтобы иметь собственных молитвенников за свою душу при жизни и смерти. Это была дань подражания грекам, у которых по давнему обычаю все коронованные, знатные и богатые люди строили свои фамильные монастыри и владели ими на основании ктиторского права, что с течением времени повело в Византии к эксплуатации монастырских доходов со стороны обедневших ктиторов. У нас, кроме Новгорода, ктиторами монастырей везде явились только князья, и потому у них не было корыстных отношений к своим монастырям. По тем же ктиторским побуждениям строили монастыри и богатые из монахов. Так, например, один из ранних киевских монастырей Спасо-Берестовский (упом. под 1072 г.), называвшийся Германечь по имени своего строителя Германа, который был в нем игуменом, поставлен был всего в сотне метров от монастыря Печерского и, следовательно, не для удовлетворения нужды в том монашествующих, а из желания строителя – иметь свой собственный монастырь. Стефан, преемник преп. Феодосия по игуменству в Печерском монастыре, после того как был выжит оттуда недовольной братией, также устроил при помощи сочувствовавших ему бояр свой монастырь в Киеве, так наз. Кловский Влахернский или Стефанечь. Антоний Римлянин, богатый новгородец, в завещательной грамоте созданному им монастырю великодушно отказывается от передачи кому-либо другому своих ктиторских прав, которые подразумевались сами собой: «се поручаю, пишет он, (свой монастырь) святей Богородице и крестьянам и даю в свободу». Обыкновенные монахи не усердствовали в строении монастыря вероятно потому, что не имели пред собой соответствующего примера Византии, где множество монастырей, настроенных в древнее время, не вызывало нужды в новом строительстве, а, во-вторых, вероятно, потому, что удовлетворялись возможностью монашествовать при церквах, тем более, что в таком способе монашества даны были все удобства к послаблениям аскетической дисциплины.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Звали ее мать Пантелеимона, она скончалась в Москве. Так вот, она жила некогда в обители, расположенной в Филимонках (была такая женская община под Москвой), а когда ее закрыли, перешла в Спасо-Влахернский монастырь что под Дмитровом. Затем и оттуда пришлось уйти - произошла обычная в те годы история: монастырь закрыли, сестры жили по квартирам. Но вот однажды их собрали, привели в здание железнодорожной станции " Икша " , кажется (теперь она называется " Турист " ). Она рассказывала, что первой из них взяли монахиню Агриппину. Привели ее в здание станции, а она и говорит: " Что ж я буду тут одна... " , а ей: " Не одна, сейчас, подожди немного " - и привели всех сестер. Их сослали под Архангельск, на лесоповал где-то неподалеку от Плесецка. Мать Пантелеимона рассказывала, что падали " лесины " , но никого из " монашечек " не затронуло, а вот была среди них женщина мирская - ту придавило деревом. И еще рассказывала, что привели их в первый день в барак: на одной стороне - церковный народ, а на другой - уголовницы, а матери Пантелеимоне (на лесоповале еще - Евдокии) " со своими " места не осталось, она расположилась с другой стороны. Так и пришлось жить вместе с уголовницей. Причем матушка на нее очень благотворно влияла - только она могла ее усмирить. Та женщина была нрава озорного: придет в барак, расшумится, начнет ножом крутить, тогда все к матушке: " Евдокия, пойди уйми там свою... " . Еще случай: как-то с одной из сестер пошла она к начальству получить разрешение учиться профессии медсестры, с тем, чтобы потом в лазарете работать. Потому что сама мать Пантелеимона была больна - еще в монастыре упала и повредила себе позвоночник, поэтому и не могла выполнять тяжелую работу. Но прежде они с сестрой пошли за благословением к Владыке Евсевию Кронштадтскому он больной, при смерти уже, лежал в лазарете. Пришли и спрашивают: " Владыка, благословите учиться на медсестру " . Он говорит: " На медсестру не благословляю, а вот на сестру милосердия - благословляю " . Мать Пантелеимона освоила профессию, имела большую практику и, более того, уже потом, вернувшись из ссылки, медсестрой проработала до глубокой старости...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

27 мая 1931 г. П. была арестована по обвинению в антисоветской деятельности. На допросе виновной себя не признала. Постановлением Особой тройки при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской обл. от 28 июня 1931 г. приговорена к 5 годам ссылки в Казахстан. Вначале была определена поварихой в артель рабочих, состоявшую из ссыльных, близ г. Алма-Аты. Спустя нек-рое время ее направили в Алма-Ату. Затем была переведена в г. Барабинск Западно-Сибирского края (ныне Новосибирской обл.). В 1935 г., после окончания ссылки, поселилась в Астрахани, а затем жила в г. Кирсанове Воронежской обл. (ныне Тамбовской обл.). Узнав, где она находится, бывш. воспитанницы П. из детского хора позвали ее в Дмитров. Во время Великой Отечественной войны жила в Дмитрове. Там она тяжело заболела. Ее состояние считали безнадежным. По воспоминаниям П., однажды ночью ей явились св. апостолы Петр и Павел, после чего она стала вопреки ожиданиям врачей выздоравливать. Поправившись, она продолжила трудиться в Казанской ц. Дмитрова, отпирала ее по утрам, читала, пела и управляла хором, помогала приходившим к ней за советом и наставлением. Со временем здоровье П. ухудшилось. Она была вынуждена переехать в дер. Бирлово к одной из своих учениц-хористок. П. парализовало, и она стала совсем беспомощной, сильно страдала от болезни. Скончалась в день праздника Введения во храм Пресв. Богородицы. Погребена на кладбище Дмитрова. Определением Синода РПЦ от 27 дек. 2000 г. имя П. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. 11 сент. 2001 г. состоялось обретение мощей П., 30 сент.- их торжественное перенесение из дмитровского во имя святых Бориса и Глеба мужского монастыря в Спасо-Влахернский монастырь. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-75419. Лит.: «Все вы в сердце моем»: Жизнеописание и духовное наследие сщмч. Серафима, еп. Дмитровского. М., 2001. С. 539-548; Житие прписп. Параскевы (Матиешиной). [Дмитров], 2001; ЖНИР. Нояб. С. 202-212; Крест на Красном обрыве. М., 20143. С. 206-209; Прписп. Параскева (Матиешина): Житие, письма. М., 2015; Прписп. Параскева (Матиешина)//Благословенный Кавказ. Пятигорск, 2015. 52. С. 43-44; «Твой я, Господи!..»: Жизненный путь и труды сщмч. Серафима (Звездинского), еп. Дмитровского. М., 2015. С. 114-119.

http://pravenc.ru/text/2579010.html

Какой собор святых увидели бы мы здесь, если бы могли видеть Святых, присущих сему храму, посредством частей святых мощей их, здесь сохраняемых! Похвалим святолюбие, с необыкновенным тщанием собравшее здесь столько неоценимых святых сокровищ. Похвалим и то благоговейное рассуждение, которое признало, что для достойного хранения толикой святыни, надобно окружить оную сонмом также святолюбивых душ, по особенному призванию посвятивших себя благоговейной, целомудренной и молитвенной жизни. Наконец до вас доходит слово, сестры благочестивого общежития! С радостным благоговением должны вы пользоваться святынею, пребывающею среди вас. Помышляйте и памятуйте всегда, чего она от вас требует и что вам дарует. Она требует от вас, чтобы вы достойно ее жительствовали; и с тем вместе дарует вам близкую благодатную помощь, для подвигов духовного жительства. С верою пользуйтесь даруемою помощию, дабы усердно и без пренемогания исполнять требуемое от вас. Храните послушание, мир, единодушие, смирение, терпение. Да, и терпение: потому что горькое, посылаемое от руки небесного Врача, более благоприятно здравию душевному, нежели сладкое, предлагаемое миром. Молитесь за уготовавших вам сие тихое пристанище от бурь и треволнений суетного мира. «Господь дает ... по сердцу» ( Ncaл. XIX. 5 ). Устрояйте средца ваши, елико можно, в обитель Ему, дабы устроение и сей видимой обители достигло совершения, которого вы желаете, которого и мы вам желаем, да будет и пребудет на вас и на обители сей благословение Отца и Сына и Святого Духа, предстательством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Аминь. Читать далее Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т./свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007./Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010