Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Состоялась Первосвятительская поездка в город Дмитров (комментарий в русле истории) Спасо-Влахернский монастырь «Господь дает по сердцу. Устрояйте сердца ваши, елико можно, в обитель Ему, дабы устроение и сей видимой обители достигло совершения, которого вы желаете. Которого и мы вам желаем, да будет и прибудет на вас и на обители сей благословение Отца и Сына и Святаго Духа, предстателъством Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы. Аминь». Слово Митрополита Московского и Коломенского Филарета, сказанное при освящении главного храма Спасо-Влахернского общежития во имя Нерукотворного Образа Спасова (21 сентября 1858 года) История Спасо-Влахернского монастыря Своим возникновением Спасо-Влахернский женский монастырь обязан благочестивейшим представителям прославленного рода Головиных. На протяжении столетия (1798-1890г.г.) строили Головины в своем родовом имении – селе Деденево храм во имя Спаса Нерукотворного, который, первоначально имея три придела, вырос в конечном итоге в десятипридельный собор. В сей храм была внесена вся родовая святыня Головиных, множество древних досточтимых икон, более трехсот частей святых мощей и богатейшая церковная утварь. С 1836 года забота об окончательной отделке храма пала на Гавриила Павловича Головина, наследовавшего от отца и деда любовь к церковному благолепию. Знаток и чтитель церковного устава, Гавриил Павлович старался все время и все достояние употребить на постройку храма. Здесь заведено было почти ежедневное служение с древним столповым пением. Но нельзя было надеяться с уверенностью, что многочисленная драгоценная святыня будет тщательно сохраняться в сельском приходском храме, посему мать владельца села Анна Гавриловна, урожденная княжна Гагарина, движимая чувством сострадательности к бедным, изъявила желание устроить женское общежитие по примеру первоначального заведения Спасо-Бородинского монастыря, по правилам существующего постановления о Троицкой Одигитриевой (Зосимовой) пустыни, с тем, чтобы впоследствии можно было обратить общежитие в монастырь.

http://sedmitza.ru/text/397575.html

С. Девятова Скачать epub pdf Прозорливые старицы Спасо-Влахернского монастыря Схимонахиня Серафима (Кочеткова) и схимонахиния Мария (Буторова) Схимонахиня Серафима (в миру Мавра Кочеткова) родилась в 1858 году. О жизни схимонахини Серафимы известно мало, лишь то, что в юности она решила посвятить себя служению Господу, тайно была пострижена в монашество, в число послушниц Спасо-Влахернского монастыря была определена в декабре 1908 года, а 7 августа 1909 года состоялся постриг в схиму. В монастырской книге отмечено, что матушка Серафима была неусыпная молитвенница и великая постница. Двадцать лет пролежала парализованная. Была прозорлива. К прозорливой старице за духовным советом приезжали страждущие со всей округи, случалось, что схимонахиня давала ответ пришедшим еще до того, как они успевали поведать свое горе или обратиться с вопросом. Глубоко почитал и часто посещал схимонахиню Серафиму епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) 17 . Прозорливая старица со смирением несла крест болезни. Она предсказала день своей кончины, и предупредила, что в день ее похорон монастырь постигнет большая беда. Так и произошло – вспыхнул большой пожар, пришло известие об окончательном закрытии обители. Многие верующие почитавшие матушку приходили после её блаженной кончины, на её могилу и получали благодатное утешение. (И в наши дни, страждущие получают облегчение в скорбях.) После кончины схимонахини Серафимы слепая старица схимонахиня Мария окормляла её духовных чад. Она имела особый дар духовного зрения, так что приходившие к ней не замечали того, что она слепа. Прозорливой старице были открыты мысли приходящих к ней людей, часто она отвечала на вопрос, прежде чем посетители успевали вымолвить и слово. Схимонахиня Мария (в миру Мария Семеновна Буторова) родилась в крестьянской семье. В 4 года ослепла, родители отдали девочку в монастырь. По свидетельству современников матушка Мария всегда творила умную молитву, пребывая в радости о Духе Святом. Многих верующих людей старица утешала в скорбях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СЕРГИЙ (КОРОЛЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Сергий (Королев) Сергий (Королёв) ( 1881 - 1952 ), архиепископ Казанский и Чистопольский В миру Королев Аркадий Дмитриевич, родился 18 января 1881 года в Москве на улице Большая Пресня в купеческой семье. Ему едва исполнилось три месяца, когда умер отец и все заботы о воспитании детей легли на плечи его матери Марии Алексеевны. Раннее детство Аркадия прошло в Москве, а затем семейство Королевых поселилось в усадьбе близ деревни Обольяново Дмитровского уезда. Рядом находился женский Спасо-Влахернский монастырь . Аркадий посещал церковноприходскую школу в селе Никольское-Горушки и церковь Спасо-Влахернского монастыря, где, по его словам, служил " прекрасный священник и причт " . По окончании начальной школы необходимо было продолжать образование. Но семья нуждалась, дорогостоящее обучение в гимназии или реальном училище было недоступно. Зять Егор Егорович Каменев (у него Аркадий учился в церковноприходской школе) помог определиться в Дмитровское духовное училище . В 1896 году Аркадий поступил в Вифанскую духовную семинарию , в 1902 году поступил на казенный кошт в Московскую духовную академию . Обучение на двух старших курсах пришлось на годы революции 1905 года. Московскую академию сотрясали сильные волнения. Фактически, второй семестр 1904/05 и первый семестр 1905/06 учебных годов студенты не учились. В многочисленных студенческих собраниях, митингах, подписаниях петиций Аркадий не участвовал. В 1906 году закончил обучение в Московской духовной академии, но кандидатского сочинения не представил и был выпущен действительным студентом. Летом 1906 года он отправился погостить к отцу Серафиму (Остроумову) , старшему товарищу по Академии, который был в это время архимандритом и наместником Яблочинского монастыря св. Онуфрия в Холмской епархии. Встреча с отцом Серафимом и епископом Холмским и Люблинским Евлогием (Георгиевским) , который стал наставником и духовным отцом Аркадия, определила путь дальнейшего служения: он пожелал остаться в Яблочинском монастыре. Деятельность монастыря в крае со сложным положением имела миссионерский характер, в нем действовали школа псаломщиков и второклассная церковно-учительская школа. Первым послушанием Аркадия стало преподавание Закона Божия в обеих школах.

http://drevo-info.ru/articles/13675971.h...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свт. Иннокентий Иркутский. Первая половина XIX века.Из Николаевского придела Спасо-Влахернского монастыря села Деденево, Дмитровского района. Кое-как пристроился владыка со свитой жить на даче Троицкого Селенгинского монастыря . А чтобы не даром есть монастырский хлеб, он и его диакон писали для храма иконы. Не без Промысла Божия отказали китайцы во въезде владыке. Вынужденное его «сидение» в Селенгинске оказалось весьма важным для проповеди Слова Божия среди местных монгольских племен. Используя свое архиерейское право рукополагать в священный сан, святитель тем самым восполнял недостаток духовенства за Байкалом и избавлял ставленников от далекой поездки для принятия сана в столицу Сибири — Тобольск . Иркутский монастырь Лишь в марте 1725 года получил владыка Иннокентий повеление переселиться в Иркутский Вознесенский монастырь и оставаться там впредь до новых предписаний. В отсутствие архимандрита Антония (Платковского) управлял монастырем игумен Пахомий . Он отвел высокому гостю и его свите помещение на восточной стороне обители, на берегу Ангары. Здесь же, на монастырских землях, им выделили участки под огород, и таким образом жизнь обрела некую стабильность, особенно летом, когда нужно было заниматься огородничеством. Узнав о жительстве в монастыре епископа, в поисках духовного утешения к нему стали стекаться люди. Особенно стремились к владыке дети и инородцы. По возвращении из Москвы архимандрита Антония (Платковского), положение Иннокентия в Иркутске оказалось сложным: епископ по сану, он должен был подчиняться архимандриту Вознесенского монастыря, как местоблюстителю Иркутского викариатства. Однако верующие и многие просители обращались именно к епископу, что вызывало недовольство и гнев архимандрита. Антоний Платковский практически «выставил» епископа из Иркутска .

http://drevo-info.ru/articles/8008.html

Ноября 28 (11 декабря) Священномученик Николай (Крылов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Николай родился 26 апреля 1875 года в селе Петровском Верейского уезда Московской губернии в семье псаломщика Василия Федоровича Крылова. Николай окончил 3 класса Звенигородского Духовного училища и был призван на военную службу, которую проходил в качестве писаря. 26 марта 1896 года епископ Можайский Тихон (Никаноров) определил Николая Васильевича на должность письмоводителя Московского епархиального училищного совета Кирилло-Мефодиевского братства, поскольку, вернувшись с военной службы, тот пожелал служить в духовном ведомстве. Одновременно, с 1 сентября 1898 года и по 10 июня 1900 года, Николай Васильевич работал учителем-воспитателем при Василие-Кесарийской церковноприходской школе и в приюте приходского попечительства той же церкви в Москве. 30 мая 1900 года Николай Васильевич был назначен псаломщиком к Казанской церкви села Подлипичье Дмитровского уезда Московской губернии. С сентября того же года Николай Васильевич стал руководить общим церковным пением во время богослужений и вести внебогослужебные собеседования с народом. 24 января 1909 года он был рукоположен во диакона к Спасской церкви Спасо-Влахернского монастыря. В 1911 году он стал слушателем Московских епархиальных миссионерских курсов. С 1912 года диакон Николай начал руководить общеприходским пением, введенным по его предложению в обители. Во время Первой мировой войны диакон Николай нес послушание духовного попечения о раненых, размещенных в монастырском лазарете и лазарете духовенства, и регулярно проводил с ними религиозно-просветительские чтения и собеседования. С 23 декабря 1915 года диакон Николай стал законоучителем в Ново-Спас ском Деденевском начальном училище. 16 мая 1917 года на общем благочинническом собрании он был избран членом благочиннического совета и депутатом от благочиния на Московский епархиальный съезд духовенства и мирян. 21 сентября 1921 года епископ Дмитровский Серафим (Звездинский) возвел диакона Николая в сан протодиакона. В 1925 году епископ Серафим рукоположил его во священника к Спасской церкви Спасо-Влахернского монастыря и назначил настоятелем храма и духовником сестер обители. В 1928 году монастырь был закрыт, власти приняли решение закрыть Дмитровскую кладбищенскую церковь и приспособить ее под электростанцию, а также использовать колокольню Спасской церкви под водонапорную башню. Прихожане и сестры обители составили прошение с просьбой не делать этого. Это прошение властям в Москву отвез отец Николай. Однако те отказались удовлетворить просьбу верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

18.03.2019 Историко-литературная игра " Книга памяти " 14 марта в день Православной книги и в рамках Образовательного Историко-литературного проекта «История Государства Российского» состоялась очередная историко-литературная игра «Книга памяти». Она прошла под патронажем Яхромского благочиния в Доме культуры г. Яхромы. На этот раз игра была посвящена истории двух монастырей, расположенных на Дмитровской земле: Борисо-Глебского (г. Дмитров) и... 14 марта в день Православной книги и в рамках Образовательного Историко-литературного проекта «История Государства Российского» состоялась очередная историко-литературная игра «Книга памяти». Она прошла под патронажем Яхромского благочиния в Доме культуры г. Яхромы. На этот раз игра была посвящена истории двух монастырей, расположенных на Дмитровской земле: Борисо-Глебского (г. Дмитров) и Спасо-Влахернского (пос. Деденево). Жюри возглавили благочинный Яхромского церковного округа священник Сергий Бернацкий и настоятель Борисоглебского монастыря игумен Августин (Шорников). В игре приняли участие команды средних школ: Семёновской, Катуаровской, Подосинковской, Яхромской школы 1и школы посёлка Рыбное. Победила команда Подосинковской средней школы. Каждому участнику команды-победительницы игумен Августин вручил документальную  книгу Ирины Викторовны Пятилетовой «Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове»,  остальным участникам – по набору открыток «Монастырь Бориса и Глеба». Иерей Никита Кулиткин, помощник благочинного по религиозному образованию, провел лекции для читателей в ГУ “Детская районная библиотека г. Добруша” и в ГУО “Гимназия г. Добруша”.  ... 17.03.2024 Служащая приходской библиотеки при храме святителя Николае Чудотворца в г. Добруше Шевченко О.В. организовала презентацию и рассказала о происхождении праздника - Дня православноц книги в аудитории ГУ... 17.03.2024 В рамках акции были подарены православные книги в библиотеку-филиал “Борщёвская сельская библиотека-клуб” протоиереем Иоанном Стаськовым.  ... 17.03.2024

http://new.izdatsovet.ru/news/istoriko-l...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) февраля Преподобномученица Рафаила (Вишнякова) Преподобномученица Рафаила родилась в 1887 году в деревне Вилятово Новогрудского уезда Минской губернии в семье крестьянина Архипа Вишнякова и в крещении была названа Мариной. Когда ей исполнилось девятнадцать лет, она поступила в женский монастырь в Гродненской губернии; во время Первой мировой войны монастырь был эвакуирован в глубь России, и Марина поселилась в Спасо-Влахернском монастыре Московской губернии. Неизвестно, когда она приняла монашеский постриг, но уже во времена гонений при советской власти она была пострижена в схиму с именем Рафаила. Определенного места жительства она не имела, живя понедолгу у верующих и у монахинь. 21 января 1938 года схимонахиня Рафаила была арестована вместе с большой группой монахов Троице-Сергиевой Лавры и верующих и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. В тот же день следователь допросил схимонахиню. Первое, что интересовало следователя, – где и на какие средства она живет. Схимонахиня Рафаила ответила, что определенного места жительства не имеет и живет на пожертвования. Следователь потребовал рассказать, у кого она останавливалась, живя в Москве, – схимонахиня ответила, что на этот вопрос отвечать не будет. При аресте сотрудники НКВД сфотографировали ее в схимническом облачении, которое они сочли достаточной уликой ее преступной деятельности, и следователь не стал у нее допытываться, признает ли она себя виновной. Вызванные для допроса дежурные свидетели показали, что схимонахиня Рафаила враждебно настроена против советской власти, что она все время посещает святые места и проводит большую антисоветскую работу, что схимонахиня говорила, что это Бог, наказывая за грехи народа, послал ему безбожную власть, но Он смилуется – будет война, огнем очистится эта власть антихристова; свидетели показали также, что схимонахиня занимается предсказаниями, доказывая неизбежную гибель советской власти. Схимонахиня Рафаила «проживает нелегально без паспорта, ходит по московским церквям... распространяет... слухи... о якобы существующем в СССР гонении на религию, духовенство, монахов, верующих. Так, она в церкви Знамения у Крестовской Заставы говорила, что советская власть – это власть антихриста, устраивает гонение на религию, ломает святыни, а духовенство и монахов невинно арестовывает и высылает в отдаленные места России, где их подвергают пыткам» . Во время голосования в Верховный Совет она своим почитателям говорила: «Не ходите голосовать за антихристов, которые только и знают разрушать православную веру» .

http://fond.ru/foto/195/Rafaila/

Февраля 4 (17) Преподобномученица Рафаила (Вишнякова) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Преподобномученица Рафаила родилась в 1887 году в деревне Вилятово Новогрудского уезда Минской губернии в семье крестьянина Архипа Вишнякова и в крещении была названа Мариной. Когда ей исполнилось девятнадцать лет, Марина поступила в женский монастырь в Гродненской губернии; во время Первой мировой войны монастырь был эвакуирован в глубь России и она поселилась в Спасо-Влахернском монастыре Московской губернии. Неизвестно, когда она приняла монашеский постриг, но уже во времена гонений при советской власти она была пострижена в схиму с именем Рафаила. Определенного места жительства она не имела, живя понедолгу у верующих и у монахинь. 21 января 1938 года схимонахиня Рафаила была арестована вместе с большой группой монахов Троице-Сергиевой Лавры и верующих и заключена в Бутырскую тюрьму в Москве. В тот же день следователь допросил схимонахиню. Первое, что интересовало следователя, это – где и на какие средства она живет, на что схимонахиня Рафаила ответила, что определенного места жительства не имеет и живет на пожертвования. Следователь потребовал рассказать, у кого она останавливалась, живя в Москве, но на это схимонахиня ответила, что на этот вопрос отвечать не будет. То, что она схимонахиня, следователю казалось достаточным преступлением, и он даже ее не спросил, признает ли она себя виновной в антисоветской деятельности, а при аресте сотрудники НКВД, сфотографировав ее в схимническом облачении, сочли это существенной уликой, подтверждающей эту преступную деятельность. Вызванные для допроса дежурные свидетели показали, что схимонахиня Рафаила враждебно настроена против советской власти, что она все время посещает святые места и проводит большую антисоветскую деятельность, что схимонахиня говорила, что это Бог, наказывая за грехи народа, послал нам безбожную власть, но Он смилуется, будет война, огнем очистится эта власть антихристова; свидетели показали также, что схимонахиня занимается предсказаниями, доказывая неизбежную гибель советской власти. Схимонахиня Рафаила «проживает нелегально без паспорта, ходит по московским церквям… распространяет… слухи… о якобы существующем в СССР гонении на религию, духовенство, монахов, верующих. Так, она в церкви Знамения у Крестовской Заставы говорила, что советская власть – это власть антихриста, устраивает гонение на религию, ломает святыни, а духовенство и монахов невинно арестовывает и высылает в отдаленные места России, где их подвергают пыткам». Во время голосования в Верховный Совет она своим почитателям говорила: «Не ходите голосовать за антихристов, которые только и знают, что разрушать православную веру».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

11.08.2011 Специалисты не выявили ухудшения состояния древней иконы " Спас Елеазаровский " , переданной в монастырь - Древо Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Представиться Энциклопедия Новости Форум Изменения Иллюстрации Карта Календарь Хронология Скачать " Древо " Поддержать Помощь Обсуждение Изменить Версии Специалисты не выявили ухудшения состояния древней иконы " Спас Елеазаровский " , переданной в монастырь 11.08.2011 Специалисты Псковского музея-заповедника не выявили изменений в состоянии сохранности уникальной иконы XIV века " Спас Вседержитель " (Елеазаровский) , переданной на временное хранение Спасо-Елеазаровскому монастырю Псковской области. " По итогам осмотра установлено, что изменений в состоянии сохранности музейной ценности не произошло, условия хранения иконы соответствуют нормативным требованиям " , - рассказала главный хранитель фондов Псковского музея-заповедника Мария Проценко, слова которой приводятся на сайте администрации региона. По ее словам, необходимые условия для хранения обеспечивает изготовленный на средства областного бюджета киот - специальная капсула, в которой поддерживается оптимальный микроклимат. Кроме того, в течение года контроль за состоянием микроклимата осуществляли сотрудники Псковского музея и государственного Научно-исследовательского института реставрации (Москва). " Если священнослужители выразят желание продлить срок временного хранения иконы в Спасо-Елеазаровском монастыре, то на основании заключения экспертной комиссии мы можем ходатайствовать в министерство культуры РФ о разрешении на продление срока выдачи святыни " , - добавила М.Проценко. Решение о передаче древней иконы на временное хранение в монастырь было принято по инициативе губернатора региона Андрея Турчака во время визита министра культуры РФ Александра Авдеева в Псковскую область в июле 2009 года. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 12.08.2011 11:18:49 Новости 03.03.2024 Храму Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках г. Москвы передано здание 02.03.2024 Македонская Церковь создала комиссию по исследованию статуса ПЦУ Румынский Патриархат «дал добро» на переход клириков из Молдавской Церкви Румынский Патриархат учредил " Румынскую Православную Церковь Украины " Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Митрофана (Еврокатова) во епископа Нефтекамского В Издательстве Троице-Сергиевой лавры вышла книга, посвященная патриарху Никону Московский Патриархат лишили государственной поддержки в Швеции 28.02.2024 Синод Болгарской Церкви аннулировал итоги выборов митрополита Сливенского 27.02.2024 Синод Константинопольского Патриархата восстановил в сане Алексия Уминского Митрополит Черкасский Феодосий (Снигирев) госпитализирован Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/11221.html

     Эта история случилась недавно в московском храме Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Бибиреве. Здесь с недавних пор открыт небольшой, но очень интересный музейный уголок — по инициативе настоятеля священника Владислава Мишина. Он предложил прихожанам приносить сюда православные реликвии: старинные предметы церковной утвари, богослужебные книги. Уже собрано достаточно много редких экспонатов, некоторые из них иногда используют во время церковных служб. Кому принадлежала книга — Бывает, люди приносят какие-то интересные предметы и передают их дежурному по храму, — рассказывает отец Владислав. — Именно так и появилась у нас старинная книга большого формата. Это было Евангелие в потёртом кожаном переплёте с позолоченным обрезом. Появление нового экспоната, о котором сообщил отец Владислав, выглядело довольно случайным. Однако для верующих людей, как известно, случайностей не бывает. Так оказалось и на этот раз. Книга появилась в храме накануне воскресного дня, когда Церковь праздновала память новомучеников и исповедников Российских. И тут же обнаружилась прямая связь между этими событиями. Книга хорошо сохранилась. И когда её стали внимательно рассматривать, на форзаце обнаружили ­надпись с именем владельца: протоиерей Николай Васильевич Крылов. Священник Владислав Мишин много занимается церковной историей и краеведением, написал на эти темы несколько книг. Так что именно у него были хорошие возможности идентифицировать прежнего хозяина этого Евангелия. — С большой долей вероятности можно предположить, что оно принадлежало одному из подмосковных новомучеников, прославленных на юбилейном Соборе РПЦ в 2000 году, — говорит отец Владислав, — ведь протоиерей Николай Васильевич Крылов служил на севере — в Дмитровском уезде Московской губернии, в селе Подлипичье, а наш храм как раз находится на севере Москвы и граничит с Дмитровским районом. Отбыл срок, но из лагеря не вернулся      Кем же был священномученик Николай? Он родился 26 апреля 1875 года в селе Петровском Верейского уезда Московской губернии в семье псаломщика Василия Фёдоровича Крылова. В 1900 году поступил псаломщиком и регентом в Казанскую церковь в селе Подлипичье. Будучи небогатым сельским псаломщиком, имея семью, он стал безвозмездно преподавать церковное пение и церковнославянский язык в церковно-приходской школе Борисоглебского монастыря в городе Дмитрове. В 1909 году Николай Васильевич был рукоположен в диаконский сан и определён в Спасо-Влахернский монастырь, где прослужил 26 лет. В 1921 году возведён в сан протодиакона, в 1925 году стал иереем, затем протоиереем, назначен настоятелем Спасской монастырской церкви и духовником сестёр. В 1936 году священника приговорили к пяти годам исправительно-трудового лагеря и отправили в Карлаг — в Казахстан. Там он полностью отбыл срок, но из заключения не вернулся: скончался в ночь с 11 на 12 декабря 1941 года.

http://pravoslavie.ru/120502.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010