Календарь Материалы 1 июня 2004 г. [Встреча с Православием/Проповеди] Патриарх Алексий I (Симанский) Сегодня мы прославляем великого угодника и покровителя Русской земли Святителя Алексия, и ныне, так же как и в дни жизни своей, пекущегося о благе нашей Святой Православной Церкви, о мире и благополучии Отечества нашего. Много было и до и после него святых и мудрых святителей в Русской Церкви, но среди них особым, тихим и кротким сиянием овеяна память Святителя Алексия. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Елена Лебедева Ныне полуразрушенная, это одна из самых красивых и легендарных московских церквей, посвященных святителю Алексию. По преданию, она была построена на том месте, где когда-то стояла его палатка, откуда московский первосвятитель наблюдал за строительством Спасо-Андроникова монастыря, основанного по его обету в 1361 году за чудесное спасение во время шторма. [Гость сайта] Самое серьезное дело, которое предстоит каждому священнику в Австралии – это сохранить и Православие, и русскость в каждом поколении. Говорят, что, в конце концов, все должны ассимилироваться, но мы постараемся этот процесс задержать. Это главная задача – в наших детях сохранить нашу веру и нашу культуру. [Документы истории] Владислав Петрушко В период Патриаршества Филарета (Романова) внешнее и внутреннее положение Российского государства стабилизировалось и укрепилось. Кризис, вызванный смутой, в целом был преодолен. Новая династия Романовых прочно воцарилась на Российском престоле. В то же время за годы смуты и в последующую эпоху Филарета невероятно возросли значение и авторитет Русской Православной Церкви и ее Предстоятеля. Церковь была ведущей силой, объединившей вокруг себя народ в борьбе с интервентами, а затем способствовала преодолению последствий смуты. [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров Мне сложно понять идею Троицы. Не является ли она нарушением 1-й заповеди - есть только один Бог и ему одному служи? [Вопросы священнику/Богословие] священник Афанасий Гумеров

http://pravoslavie.ru/archive/040601

Круглый стол «Telegram: православная и общественно-политическая повестка» состоялся на фестивале «Вера и слово» Окт 20, 2021 Новости , Событие , Фестиваль «Вера и слово» Москва, 20 октября . В рамках IX Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово», который по благословению Святейшего Патриарха Кирилла проходит в подмосковном пансионате «Клязьма» 18-22 октября 2021 года, состоялся круглый стол «Telegram: православная и общественно-политическая повестка». В мероприятии приняли участие епископ Зеленоградский Савва, ведущая телеканала «Спас» А.Б. Шафран, журналист РИА Новости С.В. Стефанов, научный руководитель исследовательского центра «Хризма» Е.О. Иванов, координатор движения «Сорок сороков» А.Б. Кормухин, руководитель движения за возрождение Спасо-Андроникова монастыря С.С. Карнаухов. Модератором круглого стола выступил заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе. Открывая встречу, В.В. Кипшидзе предложил участникам, каждый из которых является автором Telegram-kahaлa православной направленности, обсудить цели присутствия и механизмы работы  в мессенджере. Епископ Зеленоградский Савва, автор Telegram-kahaлa «Cogito ergo sum (канал епископа Саввы)» сообщил, что мессенджер для него является способом выражения личного мнения по актуальным вопросам. «Я начал писать в Telegram потому что понял, что мой ум обленился. Перейти к рефлексии над фундаментальными вещами было тяжело после административной работы, поэтому я начал вести свой канал». Журналистка и телеведущая А.Б. Шафран в свою очередь выразила уверенность, что Telegram — отличный инструмент для выражения позиции духовенства  и мирян Русской Православной Церкви по актуальным общественным вопросам. «Telegram объединят нас, дает возможность постоянной быть на связи и чувствовать плечо друг друга. Это инструмент, который позволяет запускать в информационное поле актуальные темы», — поделилась своим мнением она. Координатор движения «Сорок сороков» А.Б. Кормухин призвал использовать социальные сети прежде всего как инструмент для решения общественных проблем, напомнив о недавней попытке снести домовый храм в честь мученика Трифона в центре Москвы. Прекратить снос церкви и содействовать началу переговоров между представителями Русской Православной Церкви, православной общественностью и застройщиком помогли именно представили православного Telegram-cooбщecmba.

http://sinfo-mp.ru/kruglyj-stol-telegram...

Разделы портала «Азбука веры» ( 3  голоса:  2.7 из  5) В самом названии этого города слышится радостный перезвон колоколов, праздничный гул воскресной ярмарки и блеск на солнце золотых куполов. И небо, обратите внимание! Голубое-голубое. Электричка от Белорусского вокзала идёт час двадцать. Мелькают за окном ели, сосны. «Хлюпино», «Малые Вязёмы», «Жаворонки», – пробегают мимо станции с милыми русскими названиями. По вагонам ходит баянист со своими незамысловатыми наигрышами. Автобус 23 – именно на него нужно сесть, если Вы хотите доехать до монастыря – отправляется от железнодорожной станции и проходит через весь Звенигород , петляя по его узким улочкам. Город на холмах, низкоэтажный, уютный. По сути, то, что сейчас является городом – это посад, поселение, некогда разросшееся у стен звенигородского кремля, основанного еще в XII веке Юрием Долгоруким – в одно время с Москвой. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке Чтобы попасть в место, с которого начинался Звенигород , нужно попросить кондуктора или водителя «остановить на Городке». Собор Успения Пресвятой Богородицы на Городке – это небольшой белокаменный храм с одним куполом. Строили его московские мастера где-то на рубеже XIV и XV веков. Древний. Таких древних храмов сохранилось мало – вот, например, Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре, или собор Нерукотворного Спаса в Спасо-Андрониковом монастыре (в Москве). Все они связаны с именами преподобного Сергия и его учеников – преподобных Саввы Сторожевского и Андроника Московского. К Успенскому собору на Городке нужно подниматься: сначала по железной кованой лестнице, потом — в горку. По обе стороны дороги – огороды, деревянные избы. Так все, наверное, и было 7 веков назад – изгороди, подсолнухи, куры-гуси во дворах. Реставрационные леса, наконец, сняли, и теперь беспрепятственно можно полюбоваться творением древних зодчих, которые в камне славили Господа. Наверху, по периметру апсиды – полукруглого выступа – вьется каменный орнамент, опоясывающий фасад собора.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjatyni...

У пройшла руського народного собору, присвячена Церкви музейних 20 2017 р. 17:42 18 апреля 2017 года в МИА «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция Всемирного русского народного собора (ВРНС) на тему «Церковь и музеи: возможен ли диалог?». В ней приняли участие председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин, директор Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева А.С. Миронов, руководитель Дискуссионного клуба ВРНС В.А. Лепехин. Модератором мероприятия выступил руководитель Экспертного центра ВРНС А.Б. Рудаков. Открывая дискуссию, А.Б. Рудаков отметил, что навязываемый обществу стереотип о том, что религиозное и музейное научное сообщество находятся в конфликте и что в этой сфере существуют непримиримые противоречия, не подтверждается фактами. Напротив, факты свидетельствуют об обратном, и есть множество примеров успешной совместной работы Церкви и музейного сообщества по сохранению памятников культурного и религиозного наследия. Глава Экспертного центра ВРНС напомнил, что подобные стереотипы в отношении Церкви связаны в частности с таким распространенным в мире явлением, как христианофобия. «Защита религиозных ценностей и культурной идентичности это во многом связанные задачи», подчеркнул А.Б. Рудаков. В ходе пресс-конференции был продемонстрирован видеоролик, посвященный проблемам христианофобии. Председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин отметил, что в сфере взаимодействия Церкви и музеев идет большая работа и необходимо продолжать движение навстречу друг другу. По его мнению, часть проблем обусловлена «недостаточной оснащенностью храмов оборудованием по сохранению предметов искусства, вопросами их охраны». «В Церкви идет процесс самоорганизации по этим направлениям, мы стараемся привлечь к этой работе профессионалов», отметил священник. В качестве примеров успешного сотрудничества музеев и Церкви он назвал взаимодействие с музеем Андрея Рублева, который находится в Спасо-Андрониковом монастыре. В планах  сделать действующими все храмы на территории монастыря и при этом сохранить музейную функцию комплекса. Зарубежным примером взаимодействия Церкви и музеев протоиерей Леонид Калинин назвал Ватиканский музей, в отношении которого ни у кого не возникает вопросов о том, почему он находится в ведении Римско-Католической Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4875089...

У проходить Християнський та зв " язки» 16 листопада 2023 р. 18:26 16 ноября 2023 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) открылись XI ежегодные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи», посвященные 60-летию со дня кончины Д.И. Арсенишвили (1905-1963), организатора и первого директора Музея имени Андрея Рублева. Перед открытием чтений в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря г. Москвы была совершена панихида по Д.И. Арсенишвили. По благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви поминальную службу совершили управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси митрополит Воскресенский Григорий и иерарх Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай — внучатый племянник Д.И. Арсенишвили. «Сегодня мы вспоминаем замечательного человека, сына грузинского народа Давида Ильича Арсенишвили, который запомнился нам, русским православным христианам, человеком с горячим сердцем, много сделавшим для сохранения русской духовной культуры, — отметил в слове перед началом панихиды митрополит Григорий. — Господь судил ему жить в очень непростые годы: это было время так называемого воинственного безбожия, когда те, кто оказался у власти в нашей стране, планировали и, казалось бы, имели все для того, чтобы истребить Русскую Православную Церковь, уничтожить святыни, разрушить храмы. Сам Господь послал этого горячего человека — Д.И. Арсенишвили — сюда, в Москву, где он приложил очень большие усилия, чтобы организовать Музей древнерусского искусства, получивший именование в честь одного из замечательных русских духовных подвижников — преподобного Андрея Рублева. Давиду Ильичу стоило это многих усилий, но в этих усилиях видна его любовь к Святому Православию, ведь он был православным человеком. Благодаря его усердию, стараниям и неимоверным усилиям был сохранен от разрушения этот замечательный древний московский храм, были сохранены другие русские святыни, в том числе наши православные иконы, которым грозило полное уничтожение».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6077274...

Храм Троицы Живоначальной в Карачарове (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Троицы Живоначальной в Карачарове — православный храм, принадлежащий к Петропавловскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Является памятником архитектуры. Содержание История [ править править код ] Село Карачарово впервые упоминается в 1571 году, как вотчина Спасо-Андроникова монастыря. Его название произошло от фамилии служивых людей Карачаровых. Их родословная начиналась с Федора Карачарова, управителя удельного князя М.А.Верейского, жившего во второй половине XV века. После разорений Смутного времени Карачарово отдали на «строение» царскому стольнику Василию Стрешневу, который не только восстановил село с боярским двором и церковью Трех Святителей, но и основал на Рязанской дороге новую слободку Карачарово с 42 крестьянскими дворами и деревянной церковью иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» (с 1646 г.). По прошению священника Андрея Артамонова, старосты Федора Лаврентьева (и приходских людей, 150 дворов) и разрешению высокопреосвященнейшего Платона, архиепископа Московского и Калужского в 1773-1776 гг. была построена «…каменная во имя Живоначальной Троицы церковь и всем церковным благолепием довольствована и стоит по освящении и готовности». К этому времени относится и первое захоронение при новой церкви — жены купца Егора Савина, о чем свидетельствует и поныне плита на фасаде. Дальнейшее строительство продолжалось со «тщанием прихожан» по мере накопления средств. В 1782-1837 гг. были построены придел во имя иконы Знамение Пресвятой Богородицы и святителя и чудотворца Николая, а в 1833-1834 гг. по благословению митрополита Филарета Московского возведена колокольня. В сентябре 1812 года, по преданию, в нашем храме молился о победе над Наполеоном фельдмаршал М.И. Кутузов, когда из Москвы выводил русскую армию (и вместе с ней почти все население) по рязанской дороге (в настоящее время это Рязанский проспект и Нижегородская улица). Это было началом знаменитого «тарутинского маневра» М.И.Кутузова, который позволил ему подготовиться к контрнаступлению и разбить армию Наполеона.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Троицы_Жи...

Москва. Спасо-Андроников монастырь. Выставка археологии (некрополь) у северной монастырской стены Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Под сенью расположены старинные надгробия (18 шт.) XVII-XVIII вв., привезенные из Георгиевского монастыря, что располагался на Большой Дмитровке. Рядом находится плита с именем Федора Волкова. Александр Качалин 22 марта 2013 Выставка археологии (некрополь) у северной монастырской стены Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Под сенью расположены старинные надгробия (18 шт.) XVII-XVIII вв., привезенные из Георгиевского монастыря, что располагался на Большой Дмитровке. Рядом находится плита с именем Федора Волкова. Александр Качалин 22 марта 2013 Карта и ближайшие объекты По преданию, в 1354 г. митрополит московский Алексий ездил в Константинополь для рукоположения в сан митрополита московского. На обратном пути его корабль попал в сильный шторм на Черном море. На корабле была икона Нерукотворного образа Спасителя, ей-то он и молился. Митрополит дал клятву, что при благополучном возвращении на родину, он поставит в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Шторм постепенно затих и корабль благополучно причалил к берегу. И случилось это именно в тот день, когда праздновали церковный праздник – Спаса Нерукотворного. В Москве Алексий обратился с просьбой к Сергию Радонежскому отдать ему его ученика Андроника, которому он поручил построить церковь Нерукотворного образа Спасителя. Место выбрали на дороге из Москвы в Орду, на берегу реки Яузы. В 1360 г. и была построена церковь Нерукотворного образа Спаса. Через некоторое время при церкви образовался монастырь, первым настоятелем которого стал Андроник. Стены монастыря первоначально были деревянными и выполняли оборонительную роль. При митрополите Фотии в 1420-1428 гг. собор был перестроен, стал белокаменным. Роспись собора выполняли Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, фрески, выполненные ими, были уничтожены в XVIII в. при реставрации собора, есть лишь небольшие фрагменты на откосах окон. В 1812 г. во время пожара купол собора обрушился, в 1813-1814 гг. он был восстановлен, а в 1840-х гг. интерьер собора был перестроен. Над ним подняли восьмигранный барабан с шатровым верхом. Кокошники и закомары убрали под четырехскатную крышу. К северной стене пристроили придел святого Андроника, к южной – Успения Божией Матери. Первоначальный вид был утрачен. Но в 1950-60 гг. реставраторы вернули ему прежний вид.

http://sobory.ru/article/?object=03109

Москва. Спасо-Андроников монастырь. Церковь Евграфа Мученика. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1874 году Е.В. Молчанов вложил капитал в строительство церкви в честь своего небесного покровителя — мученика Евграфа. В нижнем ярусе храма была устроена семейная усыпальница Молчановых. Следов церкви Евграфа не осталось. Вероятно, ее разобрали при ликвидации монастырского кладбища. Евграфа, мученика, в Спасо-Андрониковом монастыре церковь (уничтожена). В середине некрополя Спасо-Андроникова монастыря, на северо-восток от Спасского собора стояла церковь-усыпальница Молчановых, освященная во имя мученика Евграфа. Семья купцов Молчановых имела место для захоронения в Андрониковом монастыре с середины XIX века, когда там были похоронены Владимир Матвеевич Молчанов († 1850), фабрикант, коммерции советник и почетный гражданин, и его жена Анна Владимировна, урожденная Третьякова (1818–1848). Сын В.М. Молчанова Евграф Владимирович Молчанов (1807–1869) – миллионер, купец первой гильдии, глава чайной компании. Он имел дом на Покровке и усадьбу Ховрино, в которой возвел храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Строился храм по проекту одного из ведущих московских зодчих М.Д. Быковского. Он же создал проект церкви Святой Троицы на Покровке, старостой которой был Е.В. Молчанов. Через год после кончины над могилой Е.В. Молчанова в Андрониковом монастыре его вдова Елизавета Осиповна возвела храм-усыпальницу. В подклете упокоились Е.В. Молчанов и его родители, его сестра Анна Владимировна († 1856) и невестка Лидия Петровна Молчанова († 1897) с двумя младенцами. Храм начали строить в 1870 г., а закончили и освятили в 1874 г. Храм освятили во имя мученика Евграфа – святого покровителя Е. В. Молчанова. Храм имел большие размеры, достигая в высоту 11,7 метра. Если сравнивать его со Спасским собором монастыря, он доходил до начала его закомар. Внешне храм походил на ротонду. Но низ у него был кубический, на нем восьмерик и выше – сферический купол, прорезанный восьмью окнами. Купол завершался маленькой изящной главкой. Стиль постройки определить довольно сложно, она навеяна впечатлениями от архитектуры Византии, западного Средневековья и ренессанса. Но тем не менее церковь получилась гармоничной и изящной, что не всегда случалось при обращении к столь многим прототипам. Об интерьере сказать что-то сложно, известно лишь, что в нем находился деревянный иконостас. Вход в церковь был только с запада, на уровне земли. Вход в подклет – только через храм.

http://sobory.ru/article/?object=40219

М.И. Успенский Андрей Рублев Сведения о жизни Андрея Рублева весьма скудны. «Звание и родина его неизвестны; но можно предполагать, – говорит И. М. Снегирев , – что он пскович; а как это храмовое художество (иконопись) считалось почетным, и художники наравне с царским синклитом и прочими благородными пользовались уважением (Акты Археогр. эксп. IV, 174), то, может статься, и Рублев был боярским сыном; ибо в числе послов из Пскова к Иоанну III 1486 года был боярин Андрей Семенович Рублев (Псковская летоп. 168). Кроме того Москва заимствовала из Пскова зодчих, строивших соборы: Благовещенский в Москве и Троицкий в Сергиевской обители» 57 . Рублев был учеником своего «спостника» Даниила Черного. В одном из подлинников о Рублеве говорится: «А преже живяше в послушании у преподобнаго Никона Радонежскаго. Он повеле при себе 58 образ написати Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, св. Сергию Чудотворцу» 59 . Приглашенный вместе с Даниилом в Московский Андроников монастырь игуменом его Александром для исполнения иконописных работ, Андрей был иноком этого монастыря. Иеромонах Арсений в «Исторических сведениях об иконописании в Троицкой Сергиевой лавре» пишет: «Некоторые ученые, занимавшиеся изследованием о русском иконописании, именно: гг. Ровинский (Зап. Арх. Общ. 7, VIII, стр. 177) и Буслаев (Сбор. Общ. древне-русск. искусс, на 1866 г., стр. 8), а также К. Тихонравов (Владимир. Сбор. прим. на стр. 28) и другие, на основании подлинников, считают вышедшим из школы преп. Сергия знаменитаго иконописца инока Андрея Рублева; но из житий преп. Сергия и Никона, Софийскаго временника и свидетельства преп. Иосифа Волоколамскаго видно, что он был монахом Спасо-Андроникова монастыря, в котором и скончался около 1427 года» 60 . Рис.6 С другой стороны он мог быть иноком Сергиево-Троицкого монастыря до поступления в монастырь Спасо-Андроников. В Москве Андрею пришлось работать вместе с прибывшим сюда из Новгорода греком Феофаном, которого современники прозвали философом, и, конечно, не без основания. Это был опытный мастер своего дела. В 1378 г. Феофан росписывал Спасскую церковь на Ильинской улице в Новгороде 61 ; в Москве в 1395 г. 62 с Симеоном Черным церковь Рождества Богородицы, в 1399 г. Архангельский собор 63 (см. таблицу III, снимок с миниатюры Остермановского летописца XVII в., рки. Академии Наук 31. 7. 30, стр. 1212), в 1405 г. Благовещенский собор. «Тое же весны, – читаем в летописи, – начаша подписывати церковь каменную св. Благовещения на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит; а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев» 64 . В 1408 г. вместе с Даниилом Андрей работал во Владимире: «Мая начата бысть подписывати великая и соборная церкви Пречистаа Володимерьская, повелением великаго князя Василия Дмитриевича; а мастеры Данило иконник, да Ондрей Рублев» 65 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/zametki-...

Исидор, архимандрит (Минаев Игорь Владимирович) Дата рождения: 27 октября 1961 г. Дата хиротонии: 25 мая 1993 г. Дата пострига: 7 марта 1993 г. День ангела: 17 февраля Страна: Россия Биография: Родился 27 октября 1961 г. в Орле. В 1969-1977 гг. учился в средней школе 12 г. Орла. В 1977 г. поступил в Московское театральное художественно-техническое училище (техникум), которое закончил в 1981 г. по специальности театральная светотехника. В 1981-1985 гг. учился в Высшем театральном училище им. Щукина на актерском факультете. После окончания училища был распределен в Омский государственный академический театр драмы, в котором проработал до апреля 1986 г. В 1986-1987 гг. проходил срочную службу в армии. Вернувшись после армии в Москву в конце 1987 г. начал преподавать на кафедре мастерства актера в Высшем театральном училище им. Щукина. Так же работал в различных театрах Москвы. С июля 1991 г. по май 2001 г. был насельником Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря . 19 марта 1992 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II  настоятелем Валаамского монастыря игуменом Андроником (Трубачевым) пострижен в рясофор. 2 июня 1992 г. в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы Святейшим Патриархом Алексием рукоположен во иеродиакона. 7 марта 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия  настоятелем Валаамского монастыря архимандритом Панкратием (Жердевым) пострижен в мантию с именем Исидор в честь преподобного Исидора Пелусиотского. 25 мая 1993 г. в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря г. Москвы Святейшим Патриархом Алексием  рукоположен во иеромонаха. В 1993-2000 гг. учился на заочном секторе Московской духовной семинарии . С мая по июль 2001 г. нес послушание ключаря в храме св. Георгия Победоносца в г. Старая Руса Новгородской епархии . 4 июля 2001 г. назначен настоятелем Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря Санкт-Петербургской епархии . В мае 2003 г. возведен в сан игумена. По благословению Святейшего Патриарха Алексия в ноябре 2005 г. проходил курсы повышения квалификации руководящего состава Русской Православной Церкви в Академии Госслужбы при Президенте РФ.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1245801...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010