Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 Жития избранных святых Св. преп. Андрей Рублев Основные произведения св. преп. Андрея Рублева: иконостас и росписи Благовещенского собора в Московском Кремле (1405 г.); росписи и иконостас Успенского собора во Вла¬димире (1408 г.); икона Богоматерь Владимирская для Успенского собора в г. Владимире; росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде (кон. XIV — нач. XV вв.); Деисусный чин из собора Рождества Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре (начало XV в.); росписи и иконостас Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре (20-е гг. XV в.); икона Святой Троицы из того же собора; росписи Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря в Москве (начало 20-х гг. XV в.). Большинство из них выполнено совместно с другими мастерами, однако на всех этих произведениях, созданных в духе христианского братского единства и подвижничества, лежит несомненная печать святости, которую мы в первую очередь связываем со святым Андреем, согласно тому, что нам известно о нем и его сподвижниках. Самым знаменитым его произведением является икона Пресвятой Троицы, по единодушному признанию специалистов, созданная им самим. Исторические сведения о преподобном Андрее Рублеве крайне скудны. Год рождения преподобного Андрея неизвестен. Предполагают, что он родился около 1360 года. Этот год является условной датой, официально принятой в современной исторической науке. Если считать, что он был еще сравнительно молодым человеком, когда имя его впервые упоминается в летописи, дата эта может быть отодвинута к 70—80-м гг. XIV в.; в летописной записи он упоминается на последнем (третьем) месте, и, следовательно, был младшим из мастеров. Обучение начинали с детства и профессионализма достигали рано. Исключительно высокое качество творений преподобного Андрея и глубокое проникновение в духовный смысл изображения, что особенно для него характерно, заставляет выдвигать вопрос о том, где мог учиться преподобный Андрей живописному мастерству. В настоящее время стало возможным считать, что святой Андрей мог в ранний период своей жизни учиться работать в Византии и Болгарии.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/ol...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архангел Михаил - хранитель Святой Троицы 8/21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 20.11.2022 4737 Время на чтение 21 минут Из наследия преподобного Андрея Рублева О чюдный архистратиже страшный Михаиле архангеле, хранителю неизреченных таин (Молитва царя Ивана Грозного ко святому Архангелу Михаилу) Имя иконописца московского Спасо-Андроникова монастыря преп. Андрея Рублева известно во всем мире, в первую очередь, благодаря чудотворной иконе «Живоначальной Троицы», которая стала символом Православия. В мрачные годы гонения на Церковь к ней призывал обратиться священник Павел Флоренский в работе «Иконостас» (1922 г.): « Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог» (Флоренский П.А. Иконостас. М., 1995. С. 67). К вящему сожалению, в искусствоведческой литературе с легкой руки Н.П. Кондакова (Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Т. 1. СПб., 1905. С. 77) за иконой рублевской «Троицы» закрепилось наименование « Ветхозаветной», которое распространилось ныне даже в церковной среде. Между тем в церковных описях подобного термина никогда не употреблялось, а чаще всего упоминается образ « Живоначальныя Троицы». Более того, сама иконография Живоначальной Троицы существенно отличается от извода Гостеприимства Авраама и построена на иных богословских основаниях (подробнее см.: Ульянов О.Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ//Богословские труды. Т. 35. М., 1999. С. 225; Ульянов О.Г. Гостеприимство Авраама//Троицкие чтения 1998. Большие Вяземы, 1999. С. 63). Столь странная подмена коснулась не только знаменитой рублевской иконы, но и всего творческого наследия преп. Андрея Рублева, которое было подвергнуто в перестроечное время беспощадной ревизии. Казалось бы, нигилистический напор не оставил от всего, что связано с именем святого иконописца, камня на камне, но … есть Бог, следовательно, есть Троица Рублева! В год 575- летия со дня блаженной кончины преп. Андрея Рублева (=17 октября 1428) была найдена и опубликована единственная сохранившаяся прорись бесспорного рублевского творения – раннего иконостаса из Благовещенского храма Московского Кремля. Это научное открытие позволило датировать создание благовещенского « Деисуса Андреева писма Рублева» 1392 годом, когда было завершено строительство домового храма на великокняжеском дворе. Как удалось установить, весь цикл работ был посвящен памяти св. блгв. князя Димитрия Ивановича, который на Благовещение 1389 г. смог учредить новый порядок престолонаследия, закреплявший легитимные права московского великокняжеского дома (Ульянов О.Г. Деисус Андреева писма Рублева из Благовещенского храма Московского Кремля//Новая книга России. М., 2004. 10. С. 44).

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/23/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Мы наблюдаем возрождение православной России! О прогнозе о.Кураева, согласно которому наша страна вслед за Западом неизбежно пойдет по пути секуляризации 27.03.2019 2321 Время на чтение 3 минуты 22 марта в эфире либерального радио «Эхо Москвы » в рамках передачи «Особое мнение» протодиакон Андрей Кураев выразил уверенность в том, что Россию ожидает секуляризация. Говоря о ситуации вокруг Спасо-Андроникова монастыря , отец Андрей заявил, что «скандал будет через 50 лет. Когда перед Патриархией встанет вопрос, куда ей сбросить свою недвижимость». «А почему ее надо сбрасывать?» - недоумевает собеседник протодиакона. «Потому что, - отвечает тот, - во всем западном мире это происходит. Нельзя бесконечно идти против течения. Если идет процесс секуляризации - а он идет, - то, что нам кажется, что у нас такой бурный духовный рост и подъем это просто потому, что мы с очень низкого старта начали». «Не было базы в отношении религии?» - спрашивает ведущий. «Совершенно верно, - подтверждает отец Андрей. - Поэтому мы, если посмотреть внимательно статистику, мы увидим, что мы в своем великом духовном подъеме еще не доросли до того уровня, до которого упали церкви западного мира - по количеству прихожан в воскресенье, количеству исповедников, соотношение венчаных браков с не венчаными, и прочее». Протодиакон уверен, что Россия не доросла «до уровня их падения. У них падает, упало до 10-15% активных прихожан из общего числа населения, а нам до этих 10% расти и расти». «То есть, у нас еще все ничего по сравнению с Западом?» - спрашивает гостя радиоведущий. «Нет, объективно у нас все хуже, - считает о.Кураев. - Просто тенденция - мы растем. Но все равно не дорастем до того кризиса, который мы фиксируем у соседей. И поскольку там тоже они понимают, что количество храмов, построенных по средневековым меркам, сейчас оказывается несколько избыточным, то поэтому приходят новости о том, что чуть ли не каждую неделю какая-нибудь одна кирха где-нибудь в Германии перепрофилируется то ли в мечеть, то ли в ресторан или артхаус. Или еще есть модный тренд - музей инквизиции в готическом соборе. И у нас со временем это тоже будет».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/27/my...

Закрыть itemscope itemtype="" > Русские люди встали на молитву В Москве и в 45 городах России собралось более 7000 человек на народное молитвенное стояние против принятия закона «О профилактике семейно-бытового насилия» 23.12.2019 1872 21 декабря в Москве и в 45 городах России собралось более 7000 человек на народное молитвенное стояние (молебен Божией Матери с акафистом) за традиционную семью и за Россию. Православные граждане пришли выразить свою позицию против принятия опасного закона «О профилактике семейно-бытового насилия», прозванного родительской общественностью России «законом о насилии над семьей». В Москве молитвенное стояние «За семью!» проходило в храме Воскресения Христова в Кадашах. Молебен с чтением акафиста Пресвятой Богородице отслужил протоиерей Александр Салтыков. На соборную молитву в Москве пришло 3000 человек. Кроме того, молитвенное стояние проходило и в городах, и в областях страны. В стоянии участвовали такие города, как Санкт-Петербург, Владимир, Екатеринбург, Иваново, Волгоград, Киров, Новосибирск, Смоленск, Красноярск, Нижний Новгород и другие. Православные молились Божьей матери и Господу Иисусу Христу за богохранимую страну, традиционные семьи, за детей, за будущее вместе с Богом. Организаторами народного молитвенного стояния «За семью» выступили такие организации, как Ассоциация родительских комитетов и сообществ (АРКС), общественное движение «За жизнь», фонд изучения наследия Петра Столыпина, общественная организация «Много деток – хорошо», движение возрождения Спасо-Андроникова монастыря, общественное движение «Сорок Сороков» и другие. На протяжении многих веков, когда нашей стране угрожала опасность и она стояла на грани уничтожения, русские люди вставали на молитву Пресвятой Богородице, Небесной Покровительнице России. Сейчас, на фоне демографической катастрофы, в которую погружается наша страна, нам с Запада пытаются внедрить законопроект о так называемом «семейно-бытовом насилии (СБН)», который уничтожит институт семьи, испытывающий итак кризис в последнее время.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/12/23/ru...

Москва. Троицы Живоначальной в Карачарове. Троицкая церковь в Карачарове Карта и ближайшие объекты Храм Живоначальной Троицы в Карачарово построен в 1774 году в селе, за Покровской заставой, на реке Коломенке, на средства прихожан вместо деревянных шатровых — Трехсвятительского и Знаменского. Колокольня и трапезная с приделами пристроена в 1833-1836 гг., в 1893 г. церковь была расширена. Храм Живоначальной Троицы сильно пострадал во время урагана 1904 года. В 1910 г. установлен на пожертвования крестьян колокол весом 600 пудов. В 1930-е храм Живоначальной Троицы в Карачарово был закрыт, занят цехом экспериментально-механического завода швейной промышленности, скульптурной мастерской. Обезглавлен. Колокольня снесена до первого яруса. Перестроена. Сохранились врата ограды. Возвращен Церкви в 1993 году. Храм Живоначальной Троицы в Карачарово выстроен в стиле классицизма: довольно большой, с высокой колокольней и массивным четвериком основного объема, на который поставлен восьмерик с широким куполом-полусферой, с трапезной. Главный престол Троицкий, приделы Введенский и Никольский. Святыни: мощевик с мощами свт. Григория Богослова, свт. Спиридона Тримифунтского, прп. Зенона Печерского, прп. Феодора Заноцарского (Мордовия), свт. Филарета, митр. Московского, свт. Иннокентия, митр. Московского св. еп. Феофана Вышинского. Село Карачарово, давшее впоследствии название московскому району, получило свое наименование по фамилии владельцев – дворян Карачаровых. Известно, что Федор Карачаров владел поместьями в 1486 г.; его сын Митрофан был в 1499–1504 г.г. послан в Венецию, а внук Иван Бакака-Карачаров служил дьяком при Василии III и Иване IV Грозном. В XVII столетии Карачаровы продолжали нести службу стольниками государева двора. Село упоминается в приправочных книгах 1571 г. С этого года до начала Смутного времени им владел Спасо-Андроников монастырь. В Смуту село было разорено, а затем отдано боярину Василию Ивановичу Стрешневу, который построил свой двор, две церкви и поселил крестьян. Переписные книги 1646 года упоминают храм Трех Святителей, боярский двор, в коем «живут боярские дворовые люди», «четыре двора задворных людей с семь человек, новая слобода Карачаровская, а в ней церковь Знамения Пресвятой Богородицы, у церкви поп Мартин, во дворе дьячек Мишка Дементьев, да крестьян четыре двора, в них сто одиннадцать человек». С 1666 по 1764 г.г. село снова находится во владении Андроникова монастыря, после чего переходит в ведение Коллегии экономии.

http://sobory.ru/article/?object=03305

Наш собеседник – Пётр АЛЕКСАНДРОВ-ДЕРКАЧЕНКО, историк, эксперт Фонда сохранения духовного наследия преподобного Сергия Радонежского. – Через семьсот лет Россия вспоминает святого старца… Можно ли считать многочисленные юбилейные начинания, посвящённые Сергию Радонежскому, глобальным возвращением великого молитвенника? – А Сергий Радонежский никогда не покидал Россию, Русь… Есть такое понятие – вечные спутники. Классики, которые олицетворяют связь между прошлым, настоящим и будущим. Их наследие не устаревает. Игумен всея Руси – один из них, из столпов Отечества, на которых держится российская цивилизация. Недаром лавра даже в советские времена притягивала народное внимание. И в музеях, и в храмах сохранялась необыкновенная атмосфера – благодатная и таинственная. Город тогда назывался Загорском. И хотя это название идёт от погибшего в 1919 году большевика Владимира Лубоцкого, известного по псевдониму Загорский, для многих оно звучало на русский лад, как нечто волшебное, за горами, за долами… Но Лубоцкий-Загорский родился в Нижнем Новгороде, ответственный пост занимал в Москве – и, возможно, не бывал в старинном монастырском городе. Поэтому восстановление исторического названия было верным решением: всё в этом городе связано с Сергием. Сергиев Посад был и остаётся подмосковным чудом, не увидев которое, вы не поймёте Россию, её дух. Сергий Радонежский постоянно присутствует в нашей жизни, нужно только приглядеться. Как не вспомнить о нём, проходя, например, мимо храма, расположенного неподалёку от московского Спасо-Андроникова монастыря? Этот величественный старинный храм, отреставрированный в наше время, посвящён нашему святому старцу. Не так давно и улица, на которой расположен храм, получила имя Сергия Радонежского. Главные православные святыни Подмосковья почти все связаны с духовным подвигом преподобного Сергия. Приезжаем в Звенигород поклониться преподобному Савве Сторожевскому – как не вспомнить, чей он ученик? Саввино-Сторожевский монастырь – это тоже духовное ополчение. И таких очагов православной культуры ученики преподобного Сергия создали немало. На них держалась Русь, и сегодня старинные стены пробуждают в наших душах «чувства добрые».

http://pravoslavie.ru/72315.html

Неизвестная Россия из старообрядческих коллекций Спасо-Андроников монастырь Выставочный зал настоятельских палат Андроникова монастыря собрал представителей всех согласий христианской старообрядческой Церкви - от поповцев до федосеевцев, от иерархов РПСЦ до простых прихожан, а так же коллекционеров, исследователей в области древностей. В музее древнерусской культуры Андрея Рублева открылась выставка «Следуя отеческим преданиям», в которую вошли памятники православной культуры XIV-XX вв, сохраненные и созданные старообрядцами. ИСТОРИЯ В 11 ЛЕТ Богоматерь Одигитрия. XV в. Фессалоники Но прежде чем пригласить зрителей в залы музея, кураторы и организаторы выставки вспоминали, с каким трудом и любовью собирались материалы. И настойчиво обращались к новоизбранному митрополиту РПСЦ Корнилию с просьбой допустить музейщиков до церковных коллекций Рогожского кладбища и старообрядческих моленных. Увещевали потомков известного коллекционера Солдатенкова хоть на самый короткий срок предоставить музею Андрея Рублева собрание предка. Еще пели. В унисон знаменным распевом пели студенты старообрядческого духовного училища метрополии Рогожского кладбища. И трио - многоголосно представители федосеевской общины Преображенского кладбища. Это формальное для музейщиков противопоставление двух течений старообрядчества отчасти поддерживалось и музейными экспонатами. Так старинные гравюры с изображениями Рогожского и Преображенского кладбищ весели строго друг напротив друга. Но в деле собирания, сохранения и, наконец, представления на суд зрителей памятников православной культуры, равны и федосеевцы, и поповцы. Возможно поэтому подписи к гравюрам были перепутаны. Впрочем, возмущение хранителей древлего благочестия было не долгим. Музейщики подчеркивали, что выставка открывается не только в канун праздника иконы Казанской Божьей Матери, что почетно для всех, но в юбилейный год: в столетнюю годовщину принятия Указа «Об укреплении начал веротерпимости» (законодательный акт был принят 17 апреля 1905 года). Цитировали известного искусствоведа Петра Муратова, сказавшего, что после принятия закона старообрядчество получило возможность открыто существовать. И как следствие, по всей стране началось строительство новых храмов. «Там, где к постройке храма имел отношение старообрядец, любивший и ценивший древнюю икону, - писал Муратов, - явилась возможность церковного украшения в ином духе, чем тот, который был привычен для русского общества, посещавшего бесчисленные елизаветинские, екатерининские церкви…». Интерес к древностям возрастал на глазах и параллельно появилось целое течение собирателей-старообрядцев. Достаточно вспомнить Рябушинских.

http://pravoslavie.ru/399.html

Преподобный Андрей Рублев и музей древнерусского искусства его имени Памятник прп. Андрею Рублеву у стен Андроникова монастыря. Скульптор О. Комов. 1985 г. 17 июля Русская Православная церковь празднует память преподобного Андрея Рублева – величайшего русского иконописца, имя которого получило всемирную известность. Не смотря на то, что творчеству Андрея Рублева посвящены десятки книг и сотни различный публикаций, достоверные сведения о его жизни и работе чрезвычайно скудны – мы не знаем места и даты его рождения, имени, которое он получил в крещении (Андреймонашеское имя), не известно, когда он принял постриг, когда и у кого обучался искусству иконописания, в котором достиг высочайшего мастерства. До сих пор в науке не прекращаются дискуссии о принадлежности кисти Рублева тех или иных произведений, поскольку большинство из них приписываются ему по преданию или на основе стилистического анализа – это знаменитый Звенигородский чин, ныне хранящийся в Третьяковской галерее, иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, иконы так называемого Васильевского чина, а так же фрески и книжные миниатюры. Не смотря на это, историческое значение Рублева несомненно. Его творчество знаменует одну из вершин развития русского искусства. По косвенным историческим свидетельствам мы можем судить о том, что местом пострижения святого был Спасо-Андроников монастырь в Москве, основанный на берегу реки Яузы в 1358 году митрополитом Алексием. Житие Сергия Радонежского называет второго игумена этой обители Савву как учителя Андрея в монашестве. Именно с Андрониковым монастырем связаны и последние дни жизни преподобного. По всей видимости, при участии А.Рублева был построен главный храм обители – знаменитый Спасский собор, замечательный памятник раннемосковского зодчества. В житии преп. Сергия Радонежского сообщается, что старец Андрей вместе с игуменом Александром создали в обители каменную церковь. Это позволяет сделать вывод, что Рублев к этому времени был соборным старцем, управлявшим вместе с другими старцами под началом игумена монастырем.

http://pravoslavie.ru/555.html

Церковь Чуда Архангела Михаила, в Чудовом монастыре В деревянном городе на Москве, обложенной ордынскими данями и выходами, уже существовали Княжеский Преображенский монастырь на Бору и соборная церковь во имя Архангела Михаила; но еще не было Митрополичьего монастыря. После Св. Феогноста, вступил на Святительский престол Алексий, сын Черниговского боярина Феодора Бяконта, крестник Иоанна Калиты, ревнитель веры и благочестия, поборник Отечества. Едва он утвердился на престоле своем, как добрый Джанибек вызвал его в Орду, для исцеления жены своей Тайдулы, или Тайболы. С твердым упованием на помощь Божию, Святитель отправился туда 18 Августа, 1357 года. (1) Упование его не посрамило; святые его молитвы возвратили здравее болящей Царице, которая, между прочими дарами, уступила ему место Ханского двора на Москве. (2) Вскоре после того, как Бердибек, убийца своего отца и братьев, вступил на престол, Св. Алексий, по убеждению Великого Князя, должен был опять ехать в Орду предстателем за землю Русскую. Но, к удивлению, лютый Бердибек, угрожавший истомою Руси, смягчился пред кротостью праведника и отпустил его из Орды с ярлыком, подтверждавшим освобождение Русского духовенства от податей и налогов. Москва встретила своего Архипастыря, как Ангела избавителя. (3) Такой подвиг его не мог не показаться чудом, подобно исцелению Тайдулы. Еще прежде Алексий ознаменовал спасение свое от жестокой бури на Черном море основанием Спасо-андроникова монастыря; храм в память Чуда Архангела Михаила в Хонех сооружен им на месте Ханского двора, по откровению Божию, о коем свидетельствует нам житие. Может статься, это было исполнением его обета, данного при первом или втором путешествии в Орду. (4) Исцеление неверной Царицы силою веры и неожиданная милость кровожадного Бердибека не менее были чудесными, как и спасение от бури на море; там вера, здесь жизнь Святителя и Отечество подвергались очевидной опасности. Память подобных событий увековечивалась сооружением церквей. Первая сия церковь в Чудове монастыре, около 1365 года поставлена была Святителем Алексием деревянная, может статься, обыденная, как обетная; потом, вместо малой деревянной, соорудил он «каменную, обширнейшую, единокровную, с помостом на земли и «с приделом на правой стороне, в честь «Благовещения Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

26 мая 2015 г. 14:00 3 июня - 26 сентября. Выставка «Домашнее убранство иконы. Киоты и произведения декоративно-прикладного искусства XVII – начала XX века из Музея имени Андрея Рублева и частных собраний» 3 июня в выставочном зале настоятельского корпуса Спасо-Андроникова монастыря состоится открытие выставки «Домашнее убранство иконы. Киоты и произведения декоративно-прикладного искусства XVII – начала XX века из Музея имени Андрея Рублева и частных собраний». На выставке впервые представлен широкий пласт произведений русской художественной культуры конца XVII – начала XX века, отражающий особое почитание икон в повседневной жизни разных слоев общества. Киоты, иконы в драгоценных окладах, лампады, предметы личного благочестия – все это составные элементы убранства дворянских домовых церквей и купеческих образных комнат. На выставке представлено около 250 памятников из собрания Музея имени Андрея Рублева и восьми частных коллекций, большинство из которых экспонируются впервые. Произведения отражают разные стилистические направления русского православного искусства. Особый интерес вызывает полихромная резная киотная рама петровского времени (собрание С.Н. Воробьева). Истинным шедевром русской декоративной резьбы середины XVIII в. является напольный киот, виртуозно исполненный в стиле рококо (галерея «Русская усадьба»). Он предназначен для представления икон как в церковном пространстве, так и в жилом интерьере, гармонично сочетаясь с обстановкой помещения. В декоре киота использованы прихотливые орнаменты в виде вьющейся лозы, цветочных гирлянд, раковин и картушей. Более тридцати икон в киотах происходят из коллекции Ю.И. Таранова, собиравшего и реставрировавшего киоты на протяжении сорока лет. Благодаря его поистине подвижнической деятельности было сохранено около тысячи киотов, не ценившихся ранее как произведения искусства. Участники выставки Ю.В. Игнатьев и А.Н. Ларичкин – профессиональные реставраторы, бережно сохранившие редкие образцы русской киотной резьбы. Уникальные произведения русского прикладного искусства представили на выставке А.Л. Кусакин, А.С. Жариков и Н.И. Давыдов.

http://e-vestnik.ru/db/icona_vistavka_an...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010