Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «От согласия или несогласия музея вопрос о передаче не зависит» Игумения Ксения (Чернега) о неадекватной реакции Музея Андрея Рублева на передачу Русской Православной Церкви зданий Спасо-Андроникова монастыря 19.03.2019 964 Время на чтение 7 минут Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл написал главе Росимущества Вадиму Яковенко письмо с просьбой о передаче Спасо-Андроникова монастыря в Москве . Об этом сообщил «Интерфаксу» глава движения за возрождение обители Сергей Карнаухов. «29 января Патриархом подписано письмо о передаче Церкви комплекса зданий Спасо-Андроникова монастыря. Это не просьба. В соответствии с законом этого письма уже достаточно для передачи обители в церковное ведение», - отметил собеседник агентства. По оценке Карнаухова, «Патриарх принял решение не столько религиозное, сколько социально-культурное, потому что таким образом он спасает это место от деградации». Собеседник агентства пояснил, что Минкультуры уже утвердило концепцию, которая должна была превратить весь квартал Спасо-Андроникова монастыря в единый выставочный туристическо-рекреационный комплекс с ресторанами, переходами и галереями, поэтому решение Предстоятеля о передаче монастыря Церкви очень своевременно. Активист отметил, что музею также необходимо развиваться. «Весь выставочный комплекс музея скукожен внутри одного храма Михаила Архангела. Неужели у нас в Москве нет места для того, чтобы разместить экспозицию! Восемь тысяч единиц хранения за 70 лет ни разу не достали!» - сказал Карнаухов. Он также указал на то, что рядом с монастырем находятся брошенные здания, «деградирующие, разваливающиеся - дворец культуры " Серп и молот " , два огромных здания усадьбы Хрящевых, которые музей уже получил, чтобы разместить там свои площади». Руководитель движения за возрождение Спасо-Андроникова монастыря считает, что «сегодня надо найти компромисс и вернуться к решению 1994 года», которое было подписано тогдашним премьером России Виктором Черномырдиным, о возрождении монастыря и развитии музея как центрального научно-исследовательского центра православной культуры и искусства. «Для нас важно, чтобы сейчас руководство музея искало компромисс и систему гармонизации отношений с Церковью, не выступало в качестве врага - не советское же время! Музей бы мог опереться на попечительский совет по возрождению монастыря и решить очень много вопросов», - считает Карнаухов.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/19/ot...

В день презентации книги о Спасе Нерукотворном Спасо-Андроников монастырь посетила икона, во имя которой он был построен. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва 24 марта 2024 года Концерт «В минуту жизни трудную». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Репортажи В день презентации книги о Спасе Нерукотворном Спасо-Андроников монастырь посетила икона, во имя которой он был построен 30.08.2005 09:12 Версия для печати Москва, 29 августа, Благовест-инфо. Презентация книги «Спас Нерукотворный в русской иконе» состоялась 29 августа в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, в Трапезной палате Спасо-Андроникова монастыря. Это событие было приурочено к престольному празднику Спасского собора – перенесению из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа (установлено в середине Х в.). Выпуск этой книги (издательство «Московский учебник и картография», тираж – 2000 экз.) является продолжением научно-культурной программы «Христианские реликвии», посвященной 2000-летию христианства.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

А.А. Половцов Гермоген (Сперанский), архимандрит Московского Спасо-Андроникова монастыря Гермоген Сперанский (в миру Георгий Прокопьевич; в семинарии называвшийся также Успенским и Федоровским) – архимандрит Московского Спасо-Андроникова монастыря, сын причетника (впоследствии священника) с. Федоровского Коломенского уезда, родился 26 ноября 1778 г. и обучался в Коломенской семинарии, а с 1799 г. в Московской Академии, которую он окончил в 1804 г. вторым студентом. Во время учения он терпел крайнюю нужду, заставлявшую его вместо писчей бумаги употреблять березовую кору. С 1804 г. по 1814 г. Сперанский преподавал в Академии французский язык, в котором он настолько усовершенствовался, что на нем «говорить и сочинять мог свободно». События 1812 г. возбудили в Сперанском мысль о «неотложной нужде покаяния и презрения тленных скорогибнущих благ мира сего». 10 августа 1813 г. он был пострижен с именем Гермогена, 15 августа рукоположен во иеродиакона, 8 сентября в иеромонаха и 16 марта 1814 г. получил звание соборного иеромонаха Донского монастыря. При преобразовании в 1814 г. Московской Академии Гермоген был назначен бакалавром по кафедре обличительного богословия, но до 1816 г. исполнял только обязанности библиотекаря «единственно для сохранения и приведения в порядок расстроенной во время набега французского» академической библиотеки, будучи в то же время и членом Духовно-цензурного Комитета. Ревизовавший в 1815 г. Московскую Академию архимандрит Филарет (впоследствии митрополит Московский) дал о Гермогене хороший отзыв в том смысле, что он «довольно способен и неутомимо прилежен и назидателен для сотрудников и воспитанников примером благочестивой и строгой жизни». 16 февраля 1816 г. Гермоген был назначен инспектором Академии, а 22 апреля настоятелем Серпуховского Высоцкого монастыря и 9 мая возведен в сан архимандрита. 3 марта 1817 г. Гермоген был переведен в Коломенский Ново-Голутвин монастырь. Четыредесятницу 1818 г. Гермоген задумал провести «в строжайшем посте», но через 12 дней такого поста его еле живого извлекли из кельи, взломав дверь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

I. Старая часовня Спасо-Андрониев (Андроников) монастырь основан на высоком берегу Яузы св. митрополитом Алексием около 1360 г., не без содействия преп. Сергия, любимый ученик которого преп. Андроник, испрошенный у него св. Алексием для устроения обетного монастыря, был потом первым игуменом новой обители. Преподобный Сергий посещал ее: он, спустя не долгое время по ее устроении, приходил взглянуть на новую общежительную тогда, Спасскую обитель и призвал на нее Божие благословение, в молитвенном духе воскликнув: «Господи! призри с небеси и виждь и посети место сие, его же благоизволи создатися во славу святаго Твоего имени» (Степенная кн.1:460). В другой раз, говорит предание, великий подвижник зашел сюда поклониться нерукотворенному образу Спаса (этот образ, принесенный святителем Алексием из Царьграда, был поставлен в новоосвященной им монастырской церкви), пред отправлением в дальний путь и при прощании долго беседовал с Андроником и братиею монастыря, под открытым небом, может быть под густою тенью здешних кленов и вязов, современных началу Москвы (Спасо-Андроников, соч. Н. Иванчива-Писарева. М. 1842, стр. 13. 46. 104). Впоследствии на месте их разлуки (в полверсте от Спасо-Андрониева мон.) поставлена часовня: это на пути во Владимир, а такое направление пути показывает, что это духовное беседование было тогда, как богоносный отец наш Сергий отправлялся в Нижний Новгород для умирения князя Бориса, именно в 1365 г. (Русские святые, соч. архиеп. Филарета, июнь, 1863, стр. 79. Историч. опис. нашего мон. М. 1865, стр. 9–10 1 ). Места прощания, разлуки, расставания нередко в старые годы означались водружением креста, или сооружением часовни, которая называема была прощею (от глагола прощать). Такие прощи находились при выезде из Москвы у городских ворот, следственно при местах расставания и прощания, как показывают и названия московских урочищ: старыя прощи (у Всесвятских ворот Белаго города при церкви Похвалы Богородицы), новыя прощи (у Арбатских ворот при церкви св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Москва. Спасо-Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа. Спасский собор Андроникова монастыря Сортировка: Карта и ближайшие объекты Храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре является одним из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы. Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, расписывавшем храм. Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер. Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом. Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере.

http://sobory.ru/article/?object=04155

К.А. Аверьянов Глава 4. Андроников монастырь Споры историков относительно даты создания Андроникова монастыря. Анализ источников об основании этой обители. Выяснение ошибки В. А. Кучкина. Выяснение точной даты основания Андроникова монастыря. Его связь с событиями московской жизни того времени В истории русской церкви основанный Сергием Радонежским Троицкий монастырь известен тем, что из него вышла целая плеяда учеников преподобного, ставших основателями новых обителей, рассеявшихся по необъятной Руси. По некоторым оценкам, сам Сергий, его ученики и «собеседники», ученики учеников создали или восстановили от четверти до половины всех появившихся в XIV–XV вв. русских монастырей. Что касается конкретных чисел, то в современной литературе порой мелькает цифра в 150 обителей, основанных учениками преподобного за 100 лет 453 . Первой из таких обителей, относительно которой «Житие» Сергия сообщает, что в ее основании принял участие троицкий игумен, следует признать московский Спасо-Андроников монастырь. Он возник близ тогдашнего города, на левом берегу Яузы. Согласно агиографу, однажды к Сергию Радонежскому пришел «некыи юношя» с просьбой постричь его в монахи. Преподобный не отказал ему в этом и постриг с именем Андроник. В течение 10 лет Андроник жил в Троицкой обители «въ всяком послушании», а затем у него возник замысел «еже изити из монастыра (Троицкого – Авт.) и сътворити свои монастырь». Случай помог этому желанию осуществиться: в Троицу «приде же тогда Алексие митрополит посещениа ради». В беседе с ним Сергий рассказал о мыслях Андроника и задал вопрос – как поступить с ним? Митрополит посоветовал игумену не препятствовать своему ученику и, взяв с собой Андроника, отправился с ним в Москву. Здесь, на берегах Яузы, Алексей с помощью ученика Сергия выбрал место для будущей обители, а на вопрос последнего: «владыко святыи, в кое имя велиши основати церковь в котораго святого?», рассказал о когда-то данном им обещании. Его обстоятельства сводились к следующему. Во время возвращения Алексея из Константинополя его путь на Русь пролегал через море. Внезапно налетел сильнейший шторм, корабль готов был уже погрузиться в пучину и тогда митрополит стал молиться Богу, обещая, что если доберется до берега, поставит церковь во имя того святого, память которого будет праздноваться в день, когда корабль достигнет суши. Вскоре буря стихла и судно пристало к берегу 16 августа – день, в который отмечается большой церковный праздник – перенесение Нерукотворного образа Христа из Эдессы в Константинополь. По преданию, эта икона передавала облик Спасителя, чудесным образом запечатленный на убрусе, который он приложил к лицу. Благодарный за свое чудесное спасение, Алексей обязался поставить на Руси церковь во имя Образа Нерукотворного Спаса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Москва. Церковь Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Церковь святителя Алексия митрополита Московского построена в 1748 году на месте старой. Архитектор Д. Ухтомский. В писцовых книгах упоминается как «что на Подкопе». По преданию, построена на месте, где находилась палатка св. Алексия, в которой он останавливался при осмотре построения Спасо-Андроникова монастыря. Имеет приделы: св. Алексия и св. Николая Чудотворца. В советское время была закрыта. В здании находилось СМУ. В начале 1990-х годов передана верующим. Церковь св. Алексия, митрополита Московского, находится на углу Николоямской и Малой Алексеевской улиц, близ Рогожской слободы и прямо напротив местного храма св. Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Это одна из самых красивых и легендарных московских церквей, посвященных святителю Алексию. По преданию, она была построена на том месте, где когда-то стояла его палатка, откуда московский первосвятитель наблюдал за строительством Спасо-Андроникова монастыря, основанного по его обету в 1361 году за чудесное спасение во время шторма. Есть и другая версия, что в этой палатке остановился сам преподобный Сергий, тоже следивший за возведением монастыря, где первым игуменом был назначен его любимый ученик св. Андроник. Однако церковь была основана в исторической местности, тесно связанной с жизнью и деятельностью св. митрополита Алексия и в память о нем. Святитель Алексий родился в Москве в 1292 году в семье боярина Федора Бяконта и в 1320 году принял пострижение в московском Богоявленском монастыре в Китай-городе. Как известно, в 1357 году, когда у татарского хана внезапно ослепла жена, Тайдула, он вызвал в Орду именно Московского Митрополита Алексия и попросил исцелить супругу. За чудесное излечение, совершенное по молитве, прозревшая Тайдула подарила святителю ханскую землю в Кремле, на которой он основал и другой московский монастырь, Чудов. Там святитель и был похоронен после смерти, последовавшей 12 (25) февраля 1378 года. После сноса Чудова монастыря большевиками его святые мощи передали в Елоховский Богоявленский собор, где они покоятся ныне.

http://sobory.ru/article/?object=03336

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Москве проходит конференция «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи» В программе чтений — доклады, посвященные церковному искусству и архитектуре Грузии, истории Грузинской Православной Церкви, почитанию в России грузинских святых МОСКВА. 17-18 ноября 2021 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) в Москве проходят IX ежегодные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи», посвященные памяти Давида Ильича Арсенишвили (1905-1963), организатора и первого директора Музея имени Андрея Рублева. 17 ноября, перед открытием чтений, в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря г. Москвы была совершена панихида по Д.И. Арсенишвили. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поминальную службу совершили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий  и иерарх Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай — внучатый племянник Д.И. Арсенишвили. Архипастырям сослужили заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, клирик Грузинской Православной Церкви протоиерей Кахабер Гоготишвили, настоятель Патриаршего подворья храмов Андроникова монастыря архимандрит Дионисий (Колесник), декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Феодор Кречетов, клирики Спасского подворья. В храме молились сотрудники Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Молитвы и песнопения звучали на церковнославянском и грузинском языках. В слове по окончании поминальной службы митрополит Воскресенский Дионисий поблагодарил митрополита Ахалкалакского, Кумурдойского и Карсского Николая за совместную молитву, отметив: «Вы своим примером побуждаете нас начинать добрые дела с воспоминаний о наших достойных предках и с молитвой об их упокоении, потому что тот, кто чтит отца своего и матерь свою, тех, кто им был вместо отца и вместо матери и по родству, и по духу, имеет от Бога многое благо, бывает на земле долголетен. Спасибо, дорогой владыка, за этот пример. Передаю Вам от Святейшего Патриарха Кирилла его благословение и слова радости о том, что Вы вновь из солнечной, благословенной, любимой нами Грузии прибыли сюда, в осеннюю Москву, чтобы принести сюда часть солнца вашей благословенной земли».

http://sedmitza.ru/text/10060161.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Андроник Московский. Икона конца XX века Андроник Московский, Спасский (1320-е гг. - ок. 1373 ), игумен , основатель московского Спасо-Андроникова монастыря , преподобный Память 13 июня , в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых Основные сведения об Андронике Московском содержатся в житии прп. Сергия Радонежского (в разных редакциях) и в житии свт. Алексия , составленных иером. Пахомием Логофетом. Наиболее полный рассказ о прп. Андронике помещен во второй (по классификации Б. М. Клосса), или в первой (по классификации Н. С. Тихонравова), редакции жития прп. Сергия. В ней говорится, что прп. Андроник, как и прп. Сергий, был родом из Ростова . В юном возрасте он пришел к преподобному и стал умолять, чтобы тот облек его в иноческий образ. Прп. Сергий постриг юношу с именем Андроник, произошло это, по-видимому, не ранее 1353 г. Прп. Андроник любил безмолвие, и прп. Сергий повелел ему жить одному в келье. Проведя годы в послушании у прп. Сергия (в одной из редакций сказано, что Андроник был в послушании десять лет, но числа кратные десяти часто встречаются в пахомиевских редакциях жития прп. Сергия, отражая приблизительность расчетов), Андроник Московский решил основать свой монастырь, но до времени откладывал свое намерение. Однажды прп. Сергия посетил митр. Алексий «ради обычного благословения и беседы» и попросил отпустить с ним в Москву Андроника для создания нового монастыря. Преподобный нашел место для обители на р. Яузе, «недалече града», т. е. Кремля. Так был основан Спасо-Андроников монастырь . По свидетельству жития свт. Алексия, прп. Андроник стал игуменом монастыря при вел. кн. Иоанне II Иоанновиче, т. е. до 13 ноября 1359 г., когда великий князь скончался; т. о., основание монастыря можно отнести ко времени ок. 1357-1358 гг. В это время прп. Андронику было не меньше 30 лет - возраст, необходимый для поставления в настоятели; следовательно, примерным временем рождения преподобного является конец 1320-х годов.

http://drevo-info.ru/articles/26610.html

Епископ Панкратий: «Мы навязываем людям только звон…». Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 14 марта Пресс-конференция, посвященная началу Великого поста 14 марта Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов; 1824-1907). К 200-летию со дня рождения». Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Епископ Панкратий: «Мы навязываем людям только звон…» 28.02.2007 13:09 Версия для печати 290 лет назад, в 1717 г., Валаамский монастырь начал возрождаться после разорения шведами. СЕЙЧАС обитель переживает очередное рождение. В монастыре 150 иноков («гражданское» население Валаама — 250 чел.). Но на святом острове не всё идёт по-божески: в духовном центре России конфликтуют монахи и местные жители. БЫТЬ ЛИ всему Валааму, как и в старину, землёй церкви? Половина мирян уже переехала на материк, но остальные решили остаться. Недавно в эту тяжбу вмешались новые варяги — из США. Свою оценку событий высказал «АиФ» игумен Валаамского Спасо-Преображенского монастыря епископ Панкратий. Не хуже муфтия — ВЛАДЫКА, правда ли, что между мирянами и братией идёт война на выживание: вместо нормальной жизни — пикеты, суды и разборки? — Да нет, конечно.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010