Открытие выставки «Андрей Рублев: подвиг иконописания» Фоторепортаж Тамары Амелиной с пресс-конференции по случаю открытия выставки «Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника» в Государственной Третьяковской Галерее. 22 декабря, 2010 Фоторепортаж Тамары Амелиной с пресс-конференции по случаю открытия выставки «Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника» в Государственной Третьяковской Галерее. К юбилею самого прославленного из средневековых русских художников приурочена выставка, ставшая результатом совместной работы нескольких ведущих музеев страны, где хранятся произведения, связанные с именем Андрея Рублева: государственной Третьяковской галереи, Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, музеев Звенигорода, Сергиева Посада, Владимира и Санкт-Петербурга. Андрей Рублев. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника На пресс-конференции выступили организаторы выставки – сотрудники Третьяковской галереи и музеев, предоставивших произведения для экспозиции. Генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Владимировна Лебедева во вступительном слове в частности сказала: «Название выставки «Андрей Рублёв. Подвиг иконописания. К 650-летию великого художника» соединяет то главное, о чем мы думали при подготовке проекта: о единстве веры и культуры, о нашем национального достоянии. Мы все люди православной культуры независимо от степени нашей веры». И. В. Лебедева Она рассказала, что на выставке впервые представлены фрагменты фресок не только из Спасо-Андроникова монастыря, но и сенсационные фрески, обнаруженные недавно при раскопках в Московском Кремле, была проведена обширная предварительная научная работа. В заключение выступления И. В. Лебедева выразила надежду в том, что эта выставка станет значительным событием в художественной жизни Москвы. Директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, профессор, доктор искусствоведения Геннадий Викторович Попов рассказал о других экспонатах выставки: «После 20-х – 30-х годов зритель впервые увидит объединения таких комплексов, как иконостас Владимирского Троицкого собора, фрагменты фресок из Успенского собора «на Городке» в Звенигороде, фрагменты из Благовещенского собора Московского Кремля, из Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря, а также роспись алтарной преграды с фигурами преподобных из Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря». Также среди экспонатов были названы три деисусные иконы «Звенигородского чина» из Успенского собора на Городке в Звенигороде и Владимирская икона Богоматери из Успенского собора во Владимире.

http://pravmir.ru/otkrytie-vystavki-andr...

Репортажи Музей им. Андрея Рублева должен быть «впереди планеты всей» В уникальном учреждении культуры рассказали о планах развития и открыли кафе-трапезную 06.09.2018 15:39 Москва, 6 сентября, Благовест-инфо. Планы развития Центрального музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева (ЦМИАР) связаны с освоением недавно переданных этому уникальному учреждению новых помещений, с расширением направлений деятельности, с продолжением сотрудничества с Русской Православной Церковью. Об этом директор ЦМИАР Михаил Миндлин рассказал журналистам, приглашенным 5 сентября на пресс-ланч в новом кафе русской кухни, которое открылось в отремонтированном помещении бывшей котельной на территории Спасо-Андроникова монастыря накануне Дня города. Михаил Миндлин дал краткий обзор проделанной большой работы по восстановлению архитектурного ансамбля Спасо-Андроникова монастыря, подвел итоги выставочной, издательской, просветительской и реставрационной деятельности и с удовольствием представил новую трапезную: в Музее отказались от предложенного ранее проекта стеклянного «кафе-миража» и устроили уютный лофт с открытой кухней и сосновой мебелью в здании бывшей котельной, которая не использовалась с 60-х гг. ХХ века и откуда пришлось вывезти 24 контейнера мусора. Перед зданием трапезной построена летняя веранда. «Ко Дню города удалось создать приемлемые условия для посетителей Музея», – сказал директор ЦМИАР. Здесь могут отдохнуть и перекусить группы посетителей, семьи с детьми, для которых сотрудники ЦМИАР придумали особые занятия-раскраски. Протоиерей Леонид Калинин –  председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, епархиальный древлехранитель Московской епархии, освятил новое помещение. Далее речь пошла о планах ЦМИАР, который будет развиваться в соответствии с принятой в прошлом году концепцией . Общий посыл директора: «беречь, холить и лелеять» уникальное учреждение культуры – «гордость нации». Он рассказал о планах размещения основных фондов и экспозиций, а также реставрационного и других отделов в трех зданиях, которые расположены по соседству с монастырем и были переданы ЦМИАР несколько месяцев назад: это главный дом и флигель усадьбы Хрящевых (1790-х гг.) и бывший жилой дом (ХХ в). Первые два здания признаны памятниками архитектуры, они будут реставрированы, а третье  ждет масштабная реконструкция. В обновленном комплексе появится возможность устроить постоянную экспозицию копий фресок, в частности, воссоздать интерьер Рождественского собора Ферапонтова монастыря в натуральную величину. Здесь же расположатся конференц- и кинозал, хранение, кафе. Здание завершит смотровая площадка, которая позволит увидеть весь монастырский комплекс с высоты птичьего полета. Все три здания будут соединены друг с другом подземными переходами.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Протоиерей Леонид Калинин: Модно ругать Россию, а Спасо-Андроников монастырь видели? 26 января, 2015. Дарья Менделеева Протоиерей Леонид Калинин – о забытых особенностях средневековой русской культуры 22 января в Московском Финансово-Юридическом университете МФЮА состоялась встреча молодёжного клуба «Донской». Протоиерей Леонид Калинин выступил перед собравшимися с размышлением на тему «Храм – земный образ Царствия Небесного». Есть вещи, которые имеют очень большое значение в нашей жизни, но на которые мы обращаем очень немного внимания. К сожалению, мы не всегда осваиваем все сокровища нашей веры, полученные от предков, и они открываются нам постепенно в течение жизни – полнотой Небесного Царства в нашем земном мире. Собственно, Церковь – это и есть частица Небесного Царства. Господь создал Церковь, она – Тело Христово, она причастна к этой высшей жизни и являет собой обручение будущего Царства. Как, собственно, и говорится в чине крещения: «Обручаем будущему Царствию Небесному». Я хотел бы сегодня затронуть тему храма как земного Неба. Мы все ходим в храмы, молимся, причащаемся и воспринимаем их как одно из мест для нашего общения. Конечно, и как место для молитвы, но, тем не менее, мы не всегда вполне понимаем, где же находимся. А находимся мы в необычном сакральном пространстве – пространстве Духа, пространстве Божественного присутствия, и печать этого лежит на всех деталях храма, которые мы видим, иногда, может быть, не отдавая себе отчёт, что в храме нет ничего случайного. Так случилось, что мне довелось много лет служить в Спасском соборе Андроникова монастыря. Это один из древнейших храмов Москвы, он был построен в начале XV века, а, может быть, даже начат в конце XIV. Это – такое рубежное время. Вы помните, что в 1380 году была Куликовская битва. Мы помним подвиги преподобного Сергия Радонежского и ту духовную дружину, которая его окружала. Вот одна из искорок этого духовного наследия как раз находится в Андрониковом монастыре. Там подвизался преподобный Андрей Рублёв – там он принял монашеский постриг и там же погребён. И это тоже очень важное место для истории России и для нашего национального самосознания.

http://pravmir.ru/o-zhivyih-hramah/

В Москве проходит конференция «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи» Москва, 18 ноября 2021 г.      17-18 ноября 2021 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) в Москве проходят IX ежегодные научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи», посвященные памяти Давида Ильича Арсенишвили (1905-1963), организатора и первого директора Музея имени Андрея Рублева, сообщает Патриархия.ru . 17 ноября, перед открытием чтений, в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря г. Москвы была совершена панихида по Д.И. Арсенишвили. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поминальную службу совершили управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий и иерарх Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай — внучатый племянник Д.И. Арсенишвили. Архипастырям сослужили заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов, клирик Грузинской Православной Церкви протоиерей Кахабер Гоготишвили, настоятель Патриаршего подворья храмов Андроникова монастыря архимандрит Дионисий (Колесник), декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Феодор Кречетов, клирики Спасского подворья. В храме молились сотрудники Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Молитвы и песнопения звучали на церковнославянском и грузинском языках. В слове по окончании поминальной службы митрополит Воскресенский Дионисий поблагодарил митрополита Ахалкалакского, Кумурдойского и Карсского Николая за совместную молитву, отметив: «Вы своим примером побуждаете нас начинать добрые дела с воспоминаний о наших достойных предках и с молитвой об их упокоении, потому что тот, кто чтит отца своего и матерь свою, тех, кто им был вместо отца и вместо матери и по родству, и по духу, имеет от Бога многое благо, бывает на земле долголетен. Спасибо, дорогой владыка, за этот пример. Передаю Вам от Святейшего Патриарха Кирилла его благословение и слова радости о том, что Вы вновь из солнечной, благословенной, любимой нами Грузии прибыли сюда, в осеннюю Москву, чтобы принести сюда часть солнца вашей благословенной земли».

http://pravoslavie.ru/142967.html

В музее им. Андрея Рублева состоится презентация книги «Спас Нерукотворный в русской иконе» 18 августа 2005 г. 16:18 В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, в Трапезной палате Спасо-Андроникова монастыря 29 августа в 16.00 состоится презентация книги «Спас Нерукотворный в русской иконе» (авторы-составители Л.М. Евсеева, А.М. Лидов, Н.Н. Чугреева), выпущенной в свет в рамках издательской программы Правительства Москвы, сообщает агентство «Благовест-Инфо» . Издание книги является продолжением научно-культурной программы «Христианские реликвии», посвященной 2000-летию христианства. В ее проведении, помимо Музея имени Андрея Рублева, участвовали музей-заповедник «Московский Кремль», Третьяковская галерея и Научный центр восточнохристианской культуры. Нерукотворный образа Христа, известный в византийской традиции как Св. Мандилион, а в славянском мире как Св. Убрус, является одной из главных святынь христианского мира. Плат с запечатленным на нем ликом Христа, который, согласно древнему преданию, возник не по воле художника, но как явленное чудо, считался древнейшей иконой, давшей божественное основание для всей традиции иконописания. Перенесение прославленной реликвии из сирийского города Эдессы в Константинополь 16 августа 944 года положило начало ежегодному церковному празднованию Св. Убрусу, которое, по новому стилю, совершается 29 августа. В XIV веке в Москве в честь Нерукотворного Образа был поставлен монастырь, известный как Спасо-Андроников (в настоящее время в его древних стенах разместился Музей имени Андрея Рублева). Авторы поставили перед собой задачу представить как историю реликвии, так и развитие иконографии Спаса Нерукотворного в русском искусстве. Подобное исследование проведено в науке впервые. В книге рассказывается об обстоятельствах пребывания святыни в Эдессе и ее почитании в Константинополе, о русских иконах Спаса Нерукотворного XII–XX веков. Ключевое место отводится иконе Нерукотворного Образа, связанной с основанием Спасо-Андроникова монастыря в Москве, которую в XIV веке привез на Русь из Византии митрополит Алексий.

http://patriarchia.ru/db/text/36151.html

Мониторинг СМИ Казус Андроникова «Церковная реституция» добралась до особо ценного объекта наследия 27.03.2019 15:42 С середины марта музейное и культурное сообщество крайне взволновано известием о том, что Церковь подала заявление о передаче ей московского Спасо-Андроникова монастыря – в соответствии с действующим законом 2010 года о т.н. «церковной реституции». В монастыре, как известно, уже более полувека расположен Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Музей заявил, что его нельзя выгонять на улицу,  Союз музеев России – об угрозе работе музея Рублева  и необходимости пересмотра некоторых положений закона, по которому Церковь может в любой момент потребовать возвращения «имущества религиозного назначения». Спасо-Андроников монастырь в 1880-е годы. Этого вида не вернет даже " реституция " Чье мнение учтут Далеко не всякий случай «церковной реституции» привлекает к себе повышенное общественное внимание. Когда верующим передают аварийный храм в сельской местности и они потом годами его восстанавливают, собирая средства по крохам – никаких протестов не слышно.  Но когда Церковь предъявляет права на музейный объект – это воспринимается светским обществом предельно болезненно.  И это вполне оправданно. Во-первых, музейные объекты, как правило, не руины, в их реставрацию вложены немалые государственные средства. На фоне сотен храмов и монастырей, разваливающихся по всей стране, требования передать Церкви более или менее благополучный объект вызывают, мягко говоря, недоумение. Во-вторых, музей по определению есть значимая культурная институция, а Музей древнерусской культуры и искусства – институция уникальная, и ее дальнейшая судьба не может не волновать всех. Не случайно же с 1991 года этот музей включен в официальный список особо ценных объектов культурного наследия России. В-третьих, музей по определению – учреждение открытое и общедоступное, чего никак нельзя сказать о действующем монастыре. В музее и в Минкультуры возлагают надежды на обсуждение вопроса в специально для таких случаев созданной при министерстве Комиссии по взаимодействию музеев и Церкви.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Церковь святителя Мартина Исповедника (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Святого Мартина Исповедника, Папы Римского — православная церковь конца XVIII века, находящаяся между улицей Солженицына (д. 15) и улицей Станиславского (д. 2) в Москве. Церковь имеет главный престол, освящённый во имя Вознесения Господня и два придела, по одному из которых и называется весь храм. Содержание История [ править править код ] Церковь Святителя Мартина Исповедника, Папы Римского, - один из старинных московских православных храмов, уцелевших в годы лихолетья, свидетельство и свидетель многовековой церковной истории. Летописная традиция связывает основание храма святителя Мартина Исповедника с благословением на великое княжение Владимирское и Московское будущего Великого князя Василия Иоанновича III, данным в день памяти святителя Мартина – 14 (27) апреля 1502 года. Первое архивное свидетельство о храме Мартина Исповедника относится к 1625 году. Алексеевская черная слобода, названная новой, была образована в начале XVII века за Земляным городом вдоль дороги, которая соединяла Таганные ворота города со Спасо-Андрониковским монастырем. На этой дороге, ставшей впоследствии Большой Алексеевской улицей, и стояла Мартиновская церковь. Слобода получила свое название по церкви святителя Алексия, митрополита Московского, построенной, по преданию, на месте, где была разбита палатка святителя Алексия при посещении им Спасо-Андроникова монастыря. Основное население слободы, составляли " черные люди " - ремесленники и торговцы, которые несли повинности по городскому благоустройству. Во второй половине XVII века в слободе проживали булочники, торговцы хлебом - церковь святителя Мартина именовалась " в Хлебниках " . 1883 год В 1791 году богатейший московский купец-чаеторговец, позже городской голова Москвы, Василий Яковлевич Жигарев заказал проект новой церкви Мартина Исповедника у архитектора Родиона Казакова. Р. Р. Казаков являлся крупным, - но незаслуженно забытым зодчим, стоящим в одном ряду с В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Начав свой творческий путь архитектурным учеником " Экспедиции Кремлевского Строения " , он приобрел прекрасные теоретические знания и практические навыки у двух великих московских зодчих Баженова и Казакова. Достойно продолжив их деятельность, Родион Казаков после ухода на пенсию М. Ф. Казакова возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_святит...

Новости РПЦ рассматривает вопрос о передаче ей объектов Андроникова монастыря 16.02.2017 22:48 Москва, 16 февраля. Русская Православная Церковь рассматривает вопрос о передаче ей объектов Андроникова монастыря в центре Москвы — в настоящее время там располагается музей Андрея Рублева, сообщила в четверг РИА Новости глава юридической службы Московской патриархии игумения Ксения (Чернега). Спасо-Андроников монастырь был основан в 1357 году святителем Алексием Московским, первым его игуменом стал преподобный Андроник, ученик Сергия Радонежского. У стен обители были захоронены воины, павшие в Куликовской битве, в других сражениях, представители известных дворянских родов. В годы советской власти монастырский некрополь был разорен. Сейчас в монастыре находится Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, также здесь зарегистрирована местная религиозная организация — приход храма Спаса Нерукотворного. «Мы считаем, что комплекс нужно передавать в пользование Церкви, соответствующей религиозной организации в рамках федерального закона (о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, — ред.). Но это процесс, скажем так, небыстрый. Вопрос рассматривается на перспективу», — сказала Чернега. Она пояснила, что для того, чтобы начать передачу Андроникова монастыря Церкви, «нужно первоначально собрать определенный пакет документов, направить заявление о передаче». «Объект этот подпадает под понятие «имущества религиозного назначения», и, на наш взгляд, он должен передаваться. Подачу заявления согласовывает непосредственно святейший патриарх. И, собственно, от его одобрения зависит направление заявки. По моим сведениям, заявление пока не подано», — сказала Чернега. Она уточнила, что подобные вопросы  церковные приходы согласовывают  с патриархией – «в структуре Московского патриархата есть подразделение, которое прорабатывает такого рода вопросы». Как заявил, в свою очередь, РИА Новости настоятель прихода Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре протоиерей Вячеслав (Савиных), указанный монастырь «остался единственный в Москве, который не передан Русской Православной Церкви». «Мы хотим возродить монашескую жизнь в обители, чтобы здесь был монастырь настоящий», — сказал священник.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Храм Успения Божией Матери (Шарапово) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский собор на Городке — четырёхстолпный одноглавый храм в Звенигороде Московской области, памятник раннемосковского зодчества. Построен на рубеже XIV и XV веков. Внутри собора сохранились росписи начала XV века, приписываемые Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному. Содержание История [ править править код ] Собор Успения Пресвятой Богородицы был выстроен в древней части Звенигорода, на так называемом Городке — крепости, обнесённой валами, частично сохранившимися и до наших дней. Заказчиком строительства был звенигородский князь Юрий Дмитриевич, младший брат московского князя Василия I. Строителями собора были московские мастера, незадолго до этого построившие в Москве придворную церковь Рождества Богородицы на Сенях. Звонница собора была построена в начале XIX века. В том же столетии был упразднён существовавший первоначально в дьяконнике придел в честь великомученика Георгия. Собор был закрыт в 1930-х годах, вновь открыт в 1946 году. С конца 1990-х годов является подворьем Саввино-Сторожевского монастыря. Описание. Успенский собор — первый из четырёх полностью сохранившихся белокаменных московских храмов конца XIV — первой четверти XV века: собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (также построенного по заказу князя Юрия Звенигородского), Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и собора Нерукотворного образа Спасителя Спасо-Андроникова монастыря в Москве. Архитектура Успенского собора, как и других московских построек того времени, была сознательно ориентирована на зодчество Владимиро-Суздальского княжества XII — первой трети XIII века. Вместе с тем, московские постройки имеют ряд характерных отличий от своих домонгольских прототипов. Успенский собор — это небольшой крестово-купольный четырёхстолпный храм, увенчанный одним куполом. С восточной стороны храм имеет три алтарные апсиды; западный, южный и северный фасады храма имеют традиционное деление на три вертикальные прясла, завершённые закомарами. Вертикальные членения фасадов выполнены в форме лопаток с примыкающими к ним тонкими полуколонками, завершёнными изящными резными «сноповидными» капителями. Такими же полуколонками разделены и алтарные апсиды, а их стены декорированы тонкими вертикальными тягами. Орнаментальный пояс на фасаде

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_Б...

Церковь свт. Алексия, митрополита Московского Сохранившаяся до наших дней церковь св. Алексия, митрополита Московского, находится на углу Николоямской и Малой Алексеевской улиц, близ Рогожской слободы и прямо напротив местного храма св. Сергия, о котором мы писали в октябрьской публикации . Ныне полуразрушенная, это одна из самых красивых и легендарных московских церквей, посвященных святителю Алексию. По преданию, она была построена на том месте, где когда-то стояла его палатка, откуда московский первосвятитель наблюдал за строительством Спасо-Андроникова монастыря, основанного по его обету в 1361 году за чудесное спасение во время шторма. Есть и другая версия, что в этой палатке остановился сам преподобный Сергий, тоже следивший за возведением монастыря, где первым игуменом был назначен его любимый ученик св. Андроник. Однако церковь была основана в исторической местности, тесно связанной с жизнью и деятельностью св. митрополита Алексия и в память о нем. Святитель Алексий родился в Москве в 1292 году в семье боярина Федора Бяконта и в 1320 году принял пострижение в московском Богоявленском монастыре в Китай-городе. Он приложил много сил и стараний для победы Руси над татаро-монголами, для объединения русских княжеств вокруг Москвы и сплоченного национального отпора иноземным завоевателям, и в то же время - для налаживания мирных дипломатических отношений с Ордой. Авторитет святителя был велик и там. Как известно, в 1357 году, когда у татарского хана внезапно ослепла жена, Тайдула, он вызвал в Орду именно Московского Митрополита Алексия и попросил исцелить супругу. За чудесное излечение, совершенное по молитве, прозревшая Тайдула подарила святителю ханскую землю в Кремле, на которой он основал и другой московский монастырь, Чудов. Там святитель и был похоронен после смерти, последовавшей 12 (25) февраля 1378 года. После сноса Чудова монастыря большевиками его святые мощи передали в Елоховский Богоявленский собор, где они покоятся ныне. Однако в честь святителя Алексия в московской церкви на Николоямской был освящен, по традиции, придел, а главный престол посвятили чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, покровительнице Дома Романовых. Это единственная сохранившаяся московская церковь, освященная во имя древней православной русской святыни.

http://pravoslavie.ru/96.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010