Новости РПЦ: размещение туалетов и кафе в храме Андроникова монастыря недопустимо 17.02.2017 10:43 Москва, 17 февраля. Музей Андрея Рублева и церковный приход должны, в соответствии с договором, иметь согласованную позицию в отношении реставрации объектов Андроникова монастыря; устраивать в здании храма туалеты, кафе и гардеробы в Русской православной церкви считают недопустимым, заявила в четверг РИА Новости глава юридической службы Московской патриархии игумения Ксения (Чернега). По информации прихода собора Спаса Нерукотворного, входящего в архитектурный ансамбль Спасо-Андроникова монастыря, техническое задание на реставрационные работы в здании церкви Михаила Архангела, в стенах которого находится Музей Андрея Рублева, предполагает размещение на третьем этаже церкви трех санузлов, а в подвальных помещениях храма — в месте захоронения московской знати, где был заключен протопоп Аввакум, — кафе, гардероба и еще одного санузла. В храме также предусматривается установка лифта. «Между музеем и приходом существует соглашение о совместном использовании целого ряда культовых объектов Андроникова монастыря. Мне думается, что любой проект реставрации объектов в рамках этого соглашения должен быть все-таки согласован с приходом. Если такое согласование не осуществлено и, тем более, проект нарушает каноны, внутренние установления Церкви, то, безусловно, мы возражаем против такой реставрации и считаем, что проект подлежит доработке с учетом мнения Церкви», — заявила Чернега. Она отметила, что «размещение в храме туалетов, кафе, гардеробов противоречит внутренним установлениям Русской православной церкви». «По нашему мнению, памятники религиозного назначения, к которым относится и храм Архангела Михаила, должны использоваться по их назначению, то есть, для совершения богослужений. Безусловно, музейная деятельность может осуществляться в такого рода зданиях, но эта музейная деятельность не должна препятствовать совершению религиозных обрядов», — также отметила глава юрслужбы РПЦ.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Новости В РПЦ считают, что передача зданий Андроникова монастыря не зависит от мнения музея Рублева 19.03.2019 10:22 Москва, 19 марта. Руководитель правового управления Московской патриархии игумения Ксения (Чернега) считает, что позиция Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева не имеет значения в вопросе передачи Русской православной церкви (РПЦ) зданий Спасо-Андроникова монастыря, в котором музей расположен в настоящее время. Об этом она заявила ТАСС в понедельник. «Вопрос о передаче объекта решается не музеем и не министерством культуры. Он решается уполномоченным государственным органом, в данном случае - Росимуществом. От согласия или несогласия музея вопрос о передаче не зависит», - сказала игумения Ксения. По ее мнению, предусмотренный Федеральным законом о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения срок достаточен для того, чтобы передача собственности состоялась безболезненно для музея. «Закон определяет все этапы рассмотрения передачи На составление плана дается один год, план утверждается правительством Российской Федерации. Соответственно, после этого начинается его реализация, рассчитанная на шестилетний срок Мне думается, шестилетний срок достаточен, чтобы как-то определиться с размещением», - отметила она. Игумения Ксения не исключает и возможности продолжения сотрудничества между музеем Рублева и церковью после смены собственника зданий бывшего монастыря. «Церковь, будучи собственником, может распоряжаться этими площадями, и понятно, что никто не собирается музей выселять на улицу. Вполне может быть такое сотрудничество [при котором присутствие музея на территории монастыря сохранится]», - считает она. Финансирование реставрации ансамбля Спасо-Андроникова монастыря не прекратится в случае передачи его зданий РПЦ, заверила игумения Ксения. «Финансирование реставрации не должно зависеть от того, кто является собственником, кто является правообладателем объекта культурного наследия. Потому что ценность такого объекта не зависит от смены формы собственности. Поэтому я считаю, что даже в том случае если сменится правообладатель, средства необходимые будут выделяться, и реставрация будет продолжаться», - сказала она.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Спасский собор Андроникова монастыря Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря — православный храм, памятник раннемосковской архитектуры XV века. Является древнейшим частично сохранившимся православным храмом Москвы за пределами Московского Кремля. Содержание История [ править править код ] По свидетельству агиографических источников, монастырь был основан в 1357 году. После пожара 1368 года, в котором сгорел первоначальный деревянный собор Андроникова монастыря, на месте современного собора был выстроен деревянный Спасский собор с полом из плинфы, фрагмент которого был обнаружен при раскопках в 1993 году. Существует предположение, что сохранившиеся белокаменные рельефы с фрагментами зооморфных и растительных композиций, архаичных по своей стилистике и исполнению, свидетельствуют о существовании на территории монастыря каменного храма, построенного между 1360—1380 годами. Между 1390 и 1427 годами Спасский собор был вновь перестроен, и белокаменный храм того времени сохранился до наших дней. Представляет собой однокупольный четырехстолпный трехапсидный храм. В росписи собора участвовали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный (от первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты растительного орнамента на откосах окон). Опись 1763 года говорит о существовании в соборе паперти с ризничной в ней палатой, налево от западных дверей. В 1779 году архитектор Яковлев доносил о необходимости возобновления стенописи и поправки иконостаса в соборе, а также находил нужным пробить окно с западной стороны и два окна внизу между церковью и папертью и пристроить с северной стороны паперть, подобную той, которая уже окружала храм с южной и западной сторон. В XIX веке собор подвергся значительным изменениям, начавшимся с частичного восстановления разрушений, происшедших в 1812 году, о которых тогдашний настоятель монастыря, архимандрит Феофан сообщал следующее: " В соборном монастырском храме, созданном около 1360 года святителем Алексием митрополитом, по ограблении оного, зажжен иконостас и прочее; от чего своды с главою упали внутрь храма... " .

http://azbyka.ru/palomnik/Спасский_собор...

Arhiva La Mnstirea Sfîntului Cuvios Andronic (Spaso-Andronikov) din Moscova a fost svîrit panihida pentru primul director al Muzeului „Andrei Rubliov” D.I. Arsenivili 15 noiembrie 2019 18:49 14-15 ноября 2019 года в Москве проходят научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи». Конференция посвящена памяти первого директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) Давида Ильича Арсенишвили (1905-1963). 16 ноября исполнится 56 лет со дня его кончины. Перед началом чтений в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря была совершена панихида по Д.А. Арсенишвили. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла богослужение совершили митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай ( Грузинская Православная Церковь ) и наместник московского Сретенского ставропигиального монастыря , ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий . Д.И. Арсенишвили был двоюродным дядей митрополита Ахалкалакского Николая. Архипастырям сослужили заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов , настоятель Патриаршего подворья храмов Андроникова монастыря архимандрит Дионисий (Колесник), клирик Грузинской Православной Церкви протоиерей Кахабер Гоготишвили, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Феодор Кречетов, столичное духовенство. Богослужение совершалось на церковнославянском и грузинском языках. Богослужебные песнопения исполнили хор храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах г. Москвы и хор Спасо-Андроникова монастыря. Затем в лекционном зале Музея имени Андрея Рублева открылась конференция «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи». Научные чтения музей проводит с 2013 года, воздавая благодарную память основателю и первому директору музея Д.И. Арсенишвили и его соратникам. Давид Ильич был человеком широкого кругозора, занимался изучением истории культуры и искусства, был организатором Театрального музея Грузии в Тбилиси и Музея имени Андрея Рублева в Москве, стоял у истоков создания Литературного музея Грузии и музея-заповедника в Астраханском кремле. Он отдал много сил на изучение истории диалога культур России и Грузии, спас от расхищения и уничтожения огромное количество памятников истории и культуры.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5532709...

В московском Андрониковом монастыре совершена панихида по первому директору Музея Рублева Д.И. Арсенишвили 15 ноября 2019 г. 18:49 14-15 ноября 2019 года в Москве проходят научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи». Конференция посвящена памяти первого директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) Давида Ильича Арсенишвили (1905-1963). 16 ноября исполнится 56 лет со дня его кончины. Перед началом чтений в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря была совершена панихида по Д.А. Арсенишвили. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла богослужение совершили митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай ( Грузинская Православная Церковь ) и наместник московского Сретенского ставропигиального монастыря , ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий . Д.И. Арсенишвили был двоюродным дядей митрополита Ахалкалакского Николая. Архипастырям сослужили заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов , настоятель Патриаршего подворья храмов Андроникова монастыря архимандрит Дионисий (Колесник), клирик Грузинской Православной Церкви протоиерей Кахабер Гоготишвили, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Феодор Кречетов, столичное духовенство. Богослужение совершалось на церковнославянском и грузинском языках. Богослужебные песнопения исполнили хор храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах г. Москвы и хор Спасо-Андроникова монастыря. Затем в лекционном зале Музея имени Андрея Рублева открылась конференция «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи». Научные чтения музей проводит с 2013 года, воздавая благодарную память основателю и первому директору музея Д.И. Арсенишвили и его соратникам. Давид Ильич был человеком широкого кругозора, занимался изучением истории культуры и искусства, был организатором Театрального музея Грузии в Тбилиси и Музея имени Андрея Рублева в Москве, стоял у истоков создания Литературного музея Грузии и музея-заповедника в Астраханском кремле. Он отдал много сил на изучение истории диалога культур России и Грузии, спас от расхищения и уничтожения огромное количество памятников истории и культуры.

http://patriarchia.ru/db/text/5532209.ht...

У московському звершено панахиду за першим директором Музею Рубльова 15 листопада 2019 р. 18:49 14-15 ноября 2019 года в Москве проходят научные чтения «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи». Конференция посвящена памяти первого директора Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) Давида Ильича Арсенишвили (1905-1963). 16 ноября исполнится 56 лет со дня его кончины. Перед началом чтений в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря была совершена панихида по Д.А. Арсенишвили. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла богослужение совершили митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай ( Грузинская Православная Церковь ) и наместник московского Сретенского ставропигиального монастыря , ректор Сретенской духовной семинарии архиепископ Верейский Амвросий . Д.И. Арсенишвили был двоюродным дядей митрополита Ахалкалакского Николая. Архипастырям сослужили заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов , настоятель Патриаршего подворья храмов Андроникова монастыря архимандрит Дионисий (Колесник), клирик Грузинской Православной Церкви протоиерей Кахабер Гоготишвили, декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах протоиерей Феодор Кречетов, столичное духовенство. Богослужение совершалось на церковнославянском и грузинском языках. Богослужебные песнопения исполнили хор храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах г. Москвы и хор Спасо-Андроникова монастыря. Затем в лекционном зале Музея имени Андрея Рублева открылась конференция «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи». Научные чтения музей проводит с 2013 года, воздавая благодарную память основателю и первому директору музея Д.И. Арсенишвили и его соратникам. Давид Ильич был человеком широкого кругозора, занимался изучением истории культуры и искусства, был организатором Театрального музея Грузии в Тбилиси и Музея имени Андрея Рублева в Москве, стоял у истоков создания Литературного музея Грузии и музея-заповедника в Астраханском кремле. Он отдал много сил на изучение истории диалога культур России и Грузии, спас от расхищения и уничтожения огромное количество памятников истории и культуры.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5532899...

Патриаршее слово после утрени Великого четверга в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря 31 марта 2010 г. 21:36 Вечером 31 марта Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил московский Спасо-Андроников монастырь, в стенах которого размещается Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В соборе Спаса Нерукотворного Образа Святейший Владыка совершил малое повечерие с трипеснцем преподобного Андрея Критского и утреню Великого четверга, после чего обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом. Для меня большая радость посетить Спасо-Андроников монастырь. Я действительно никогда в жизни не переступал порога этого храма и не бывал на территории этого монастыря — никак не складывалось. И поэтому я сегодня с особым чувством прикоснулся к этим древностям — замечательно, что они сохраняются. Несмотря на лихолетье, через которое прошли и страна, и Церковь наша, сохраняются святыни, сохраняются древние храмы. Дай Бог, чтобы здесь всегда теплилась молитва, чтобы стены, которые были предназначены для молитвы, молитвой наполнялись. Я верю, что Господь мирно управит пути и культуры, и Церкви для того, чтобы нам не сталкиваться и не вступать в конфликт. Потому что мы всегда делали одно общее дело и должны делать его и сегодня, но на той основе, которая была бы справедливой и соответствовала бы чаяниям тех людей, для которых и были построены эти храмы и монастыри — то есть для чад Русской Православной Церкви. Но одновременно сокровище нашей культуры, наша замечательная иконопись должна говорить не только людям православным, но всем, кто желает услышать ее голос, потому что иконы несут в себе огромную духовную силу. И соприкосновение с этой святыней, соприкосновение с этими внешними выражениями силы духа не могут оставить безразличными каждого человека, кто мало-мальски способен воспринимать язык, запечатленный в наших исторических памятниках. Я хотел бы сердечно пожелать Вам, отец Вячеслав, и братии святаго храма сего мирного и спокойного жития, доброго взаимодействия с музеем. Вы правильно сказали, нужно молиться, чтобы все устроилось. Я надеюсь, что с Божией помощью так и будет. Но в отличие от тех, кто в свое время закрывал и разорял храмы, причиняя скорбь и страдания людям, Церковь никогда по такому пути не пойдет. Она никому не будет причинять скорбь и страдание, но молитвой, приклоняя милость Божию, будет достигать справедливых и правильных решений.

http://patriarchia.ru/db/text/1127665.ht...

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева отмечает 60 лет со дня основания 12 декабря 2007 г. 15:19 Конференция, посвященная 60-летию основания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР), прошла 11 декабря в церкви Архангела Михаила комплекса Спасо-Андроникова монастыря. Во вступительном слове директор музея Геннадий Попов отметил, что для музея Андрея Рублева, который «никогда не будет таким крупным, как, например, Музеи Кремля», важны скорее «специализированные аспекты демонстрации древнерусского искусства, которые здесь достаточно подробно представлены». И, во-вторых, важно «дополнительно усиленное изучение представленных разделов». С докладами на конференции выступили Елена Осташенко («О стиле русской иконописи 2-й четверти — середины XV века»), Энгелина Смирнова («К иконографии святителя Николая Мирликийского; изображения с русскими святыми»), Лилия Евсеева («К вопросу о мастерах иконостаса из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря около 1497 года»), Наталья Комашко (Иконы из собора архангела Михаила в Бронницах 1703-1705 годов в собрании ЦМиАР»), Владимир Чистяков («Применение высоких технологий в исследовании собрания ЦМиАР») и другие. В интервью «Благовест-инфо» Геннадий Попов рассказал, что создание музея Андрея Рублева было «противовесом тенденции» по реконструкции Москвы, предполагавшей «полную пустыню» по отношению ко всем окружающим Кремль кварталам и районам. Один из томов генерального плана реконструкции Москвы вышел в 1947 году, в год празднования 800-летия Москвы. Именно тогда старанием ряда людей, включая Грабаря, Петра Барановского (инициатора обнаружения якобы надгробной доски преподобного Андрея Рублева), было выпущено постановление, которое подписал Сталин. Одновременно здесь, на территории Спасо-Андроникова монастыря, были организованы реставрационные мастерские для сохранения этого архитектурного комплекса. Первым директором музея, много для него сделавшим, был Давид Арсенишвили. В этот период, отметил Геннадий Попов, здесь работало много достойных людей, таких как архитектор Сухов, Наталья Демина, руками которой была собрана хорошая коллекция негативов. С 1954 года в музее появляются «оригинальные» предметы, в частности, иконостас суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, который был «труден в реставрации».

http://patriarchia.ru/db/text/337087.htm...

Новости Мединский о передаче Спасо-Андроникова монастыря РПЦ: «Не надо шашкой махать» 21.06.2019 16:04 Москва, 21 июня. Законодательство РФ предполагает передачу культовых объектов Русской православной церкви, но по таким знаковым комплексам, как Спасо-Андроников монастырь, необходим разумный компромисс, считает министр культуры РФ Владимир Мединский. «У нас же есть условно называемый закон о реституции, по которому, если очень упрощенно, объекты, в которых были храмы, должны быть возвращены Церкви, если она обращается к государству. Все эти объекты были в свое время у Церкви конфискованы, мы должны понимать это. Поэтому с точки зрения исторической справедливости закон безупречен», - сказал министр «Интерфаксу» , комментируя ситуацию вокруг Спасо-Андроникова монастыря. Вместе с тем, по его мнению, поспешные решения по ряду знаковых объектов могут принести самой Церкви больше минусов, чем преимуществ. «Есть отдельные объекты, которые на протяжении последних 80, 90 лет и даже более века уже использовались таким образом, что принятие по ним каких-то резких решений может породить, в том числе и для Церкви, больше проблем, чем плюсов», - сказал Мединский. Министр полагает, что примером разумного компромисса может служить Успенский собор в Кремле: «Это особый объект Музеев Московского Кремля. Содержание, ремонт, реставрация его финансируется из бюджета. В то же время в соборе по особым случаям проходят церковные службы. С Исаакиевским собором ситуация в чем-то схожая». Говоря о Спасо-Андрониковом монастыре, Мединский отметил, что на его территории, с одной стороны, действует старейший каменный храм в Москве, а с другой - создан Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. «(Это) музей, которому много десятилетий, и мы вкладываем серьезные деньги в его развитие. Поэтому еще раз подчеркну - закон справедлив. Но в случае отдельных болезненных моментов надо просто спокойно разбираться. У нас есть эффективно работающая комиссия Минкультуры и РПЦ. Всегда обо всем можно договориться», - подчеркнул глава министерства.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Москва, 9 марта, Благовест-инфо. Презентация концепции развития Центрального Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева состоялась 7 марта в помещении церкви Архангела Михаила Спасо-Андроникова монастыря. В обсуждении приняли участие представители Министерства культуры Российской Федерации, музейного и научного сообщества, Русской Православной Церкви. Разработка концепции приурочена к  70-летию основания Центрального Музея имени Андрея Рублева (ЦМИАР), которое будет отмечаться в 2017 году, сообщил директор  учреждения Михаил Миндлин. Представленная им концепция исходит из статуса ЦМИАР как «единственной в стране государственной специализированной организации, осуществляющей деятельность исключительно в области древнерусского и восточнохристианского искусства, а также церковного искусства Нового времени». Основная миссия такого музея – «помочь людям открыть для себя икону как одно из величайших достижений национального и мирового искусства, «укоренить» их в собственной культурной традиции». Обновление музея позволит достичь заявленных целей, среди которых: реорганизация и значительное расширение выставочного пространства, создание экспозиции копий древнерусской монументальной живописи, включение Спасского собора в экспозиционный показ (с возможностью демонстрации посетителям единственных уцелевших фрагментов орнамента в восточных алтарных окнах, принадлежащих (кисти Андрея Рублева), расширение реставрационной, научно-исследовательской и культурно-просветительской деятельности музея и т.д. Среди целей упоминается и «развитие и укрепление культурного и научно-методического сотрудничества с Русской Православной, Русской Православной Старообрядческой, Русской Древлеправославной Церквями, а также с беспоповскими согласиями» - т.е. со всеми конфессиями, «имеющими отношение к древнерусскому искусству». Однако эти цели невозможно реализовать без «радикального увеличения музейных площадей», продолжил М. Миндлин. В этом отношении музей видит следующие перспективы: экспозиция останется в пределах Спасо-Андроникова монастыря, а все остальные подразделения (хранение, реставрация, лаборатория, архивы, научные, технические и прочие отделы) разместятся неподалеку, за стенами монастыря, в  комплексе строений XVIII-XIX вв. – усадьбе Хрящевых, ныне пустующей.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010