Варсонофий, святитель, епископ Тверской (Иван Васильевич) († 1576, память 11/24 апреля, 4/17 октября и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился около 1495 года в семье священника г. Серпухова. Юношей, во время набега крымских татар, был захвачен ими и провел в плену около трех лет, научившись там татарскому языку. По освобождении принял монашеский постриг в Московском Спасо-Андрониковом монастыре. Здесь он познакомился с епископом Тверским Акакием, который взял его к себе в Тверь и рукоположил во иеродиакона. С 1544 года (по Строеву – с 1545 года) – игумен Николаевского Пешношского монастыря. В 1555 году возведен в сан архимандрита и послан в Казань в помощь архиепископу святителю Гурию (память 20 июня/3 июля, 4/17 октября и 5/18 декабря) в деле просвещения татар. В 1556 году, по повелению царя Ивана Грозного, с целью просвещения татар в самом городе Казани основал Спасо-Преображенский монастырь с храмами в честь Преображения Господня и святителя Николы Ратного, в котором и был архимандритом. В 1565 году (по другим источникам – в 1567 году) хиротонисан во епископа Тверского. Управлял епархией четыре года. В 1570 году, удрученный болезнями, уволен на покой в Казанский Спасо-Преображенский монастырь. Скончался в монастыре 11 апреля 1576 года. Перед кончиною святитель постригся в схиму, приобщился Святых Христовых Таин и мирно почил о Господе. 4 октября 1595 года обретены его мощи вместе с мощами святителя Гурия. Святитель Варсонофий был настоящий аскет-подвижник, воспитывавший свою душу слезною молитвою и постом. Этот добрый архипастырь отличался замечательными качествами души: смирением, терпением, незлобием и кротостью. Не чуждался святитель и научных познаний для пользы человека. Он изучил врачебное искусство, посредством которого безмездно врачевал телесные болезни людей. Пользуясь же даром рассуждения, он умело врачевал душевные страсти своей паствы. Был он трудолюбив, преуспевая в телесном подвиге во избежание праздности и лености. Примером личной жизни он оказывал благотворное влияние на свою православную паству и на татар, многие из которых принимали Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Авраам, архиепископ Ярославский и Ростовский (Шумилин Алексей Федорович) Родился 16 мая 1761 года в селе Быстром Московской губернии. Окончил Крутицкую духовную семинарию. В 1782 году рукоположен в сан священника в один из сельских приходов епархии. В 1784 году переведен ключарем в Успенский собор – кафедральный собор Крутицкой епархии и одновременно назначен учителем поэзии в Крутицкую духовную семинарию. С 1788 года (более 22 лет) находился при Екатерининской церкви при Московском Воспитательном доме и обучал воспитанников Закону Божию. В 1811 году назначен протоиереем Архангельского собора Московского Кремля. 31 августа 1812 года, перед вступлением Наполеона в Москву, был отправлен в Вологду для временного хранения церковных вещей и документов в местном Спасо-Преображенском монастыре. Там он овдовел. В 1813 году вернулся в Москву. 3 апреля 1813 года пострижен в монашество и вскоре возведен в сан архимандрита. 6 апреля 1813 года был определен настоятелем Златоустовского монастыря. 26 июня 1816 года переведен в Московский Богоявленский монастырь. С 20 декабря 1817 года – настоятель Спасо-Андроникова монастыря. В 1818 году находился в Санкт-Петербурге на чреде священнослужения. 21 июля 1818 года хиротонисан во епископа Тульского и Белевского. С 29 октября 1821 года – архиепископ Астраханский. С 7 мая 1824 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. На 1825 год он был вызван в Санкт-Петербург для участия в заседаниях Святейшего Синода. В 1827 году вернулся в свою епархию. 3 сентября 1836 года уволен на покой в Ярославский Толгский монастырь с правом управления монастырем. Скончался 18 апреля 1844 года в Толгском монастыре и там же был погребен. В течение 17-ти летнего епископского служения преосвященный Авраам особенно заботился о благоустройстве храмов. Он отличался отзывчивостью и заботливостью о нуждах паствы, перестроил соборный церковный дом и выстроил здание для духовного училища. Не менее заботливо относился преосвященный и к управлению делами своей епархии. Пройдя сам все степени церковного служения, он понимал нужды духовенства и всегда готов был придти на помощь нуждающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сильвестр, епископ Крутицкий и Можайский (Страгородский Симеон Игнатьевич) Родился в 1725 году в городе Царском Селе в семье придворного священника. В 1736 году поступил в Александро-Невскую духовную семинарию. В 1743 году (до окончания курса) оставил духовную семинарию из-за болезни глаз, но затем, получив облегчение болезни, вновь поступил в духовную семинарию и впоследствии был учителем низших классов. В 1748 году пострижен в монашество. С 1753 года – префект Александро-Невской духовной семинарии. С 1756 года – ректор той же семинарии. 5 марта 1760 года возведен в сан архимандрита Высокопетровского монастыря, затем перемещен настоятелем Переяславского Никитского монастыря и ректором Переяславской духовной семинарии Владимирской епархии. 23 декабря 1761 года хиротонисан во епископа Переславль-Залесского. В 1762 году был членом Комиссии для обсуждения проблемы церковных имений и разделял взгляды митрополита Арсения (Мацеевича , † 1772; память 28 февраля/13 марта). За сочувствие митрополиту Арсению епископу Сильвестру был объявлен выговор императрицей Екатериной II. 4 февраля 1768 года переведен на Крутицкую кафедру. 24 февраля 1771 года уволен на покой в Московский Николо-Угрешский монастырь в связи с подозрением в поддержке митрополита Арсения. 3 октября 1785 года перемещен в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. С 22 февраля 1788 года управлял Московским Спасо-Андрониковым монастырем. Скончался 19 октября 1802 года. Погребен в Московском Спасо-Андрониковом монастыре. Епископ Сильвестр ставил вопрос об увеличении числа епархий в интересах Церкви и в целях повышения нравственного уровня народа. В 1767 году епископ Сильвестр в своих Пунктах, приложенных к инструкции для делегата от Святейшего Синода в Комиссию по составлению нового законоуложения, высказывал пожелание «о избрании и возведении на епископство не столь по учению, как доброжелательству, если в совокупности обое в ком не усмотрится». Епископом Сильвестром была восстановлена Николо-Пешношская обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Соловецком ставропигиальном монастыре откроются курсы для монашествующих 30 августа 2023 г. 14:18 23-28 августа 2023 года была проведена экспертная оценка Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря в части подготовки к реализации программы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви. Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Соловецкого монастыря организуются в 2023 году по благословению наместника обители епископа Озерского Порфирия в ответ на решения Архиерейских Соборов 2011 и 2013 годов и благословение Святейшего Патриарха и Московского и всея Руси Кирилла. В состав выездной экспертной группы Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих Русской Православной Церкви вошли: иеромонах Аполлинарий (Панин), ректор Перервинской духовной семинарии, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, — председатель выездной комиссии; иеромонах Серафим (Лопухов), руководитель курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Ивановской митрополии , заведующий кафедрой богословия и Священного Писания Ветхого и Нового Завета Алексеевской Иваново-Вознесенской духовной семинарии, благочинный Успенского мужского монастыря г. Иваново, — сопредседатель и секретарь выездной комиссии. Комиссию встречал и сопровождал руководитель курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Соловецкого монастыря, благочинный обители архимандрит Ианнуарий (Недачин). За четыре дня работы выездной экспертной комиссии состоялись встречи с епископом Озерским Порфирием, архимандритом Ианнуарием (Недачиным), преподавателями курсов келарем монастыря иеромонахом Досифеем (Дубовым), руководителем Духовно-просветительского центра монастыря иереем Романом Луканиным, ответственным за миссионерскую деятельность монастыря в социальных сетях монахом Андроником (Пантаком), а также слушателями курсов в количестве 46 человек. Преподавание предметов на курсах также взяли на себя епископ Озерский Порфирий и архимандрит Ианнуарий (Недачин).

http://patriarchia.ru/db/text/6054973.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Андрей Рублев, иконописец (XV в.) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 4 июля в день тезоименитства со свт. Андреем, архиепископом Критским (+ 712) и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Год рождения прп. Андрея Рублева не известен, не известно и его происхождение, исторические сведения о нем скудны. Наличие у него прозвища-фамилии (Рублев) дает возможность предположить, что происходил он из образованных кругов общества, поскольку фамилии носили в ту эпоху только представители высших слоев. Принято считать, что он родился около 1360 г. Вся жизнь его связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к XVI в., видит в нем духовного сына прп. Никона Радонежского (память его 17 нояб.), по духу св. Андрей является, несомненно, учеником прп. Сергия (память его 25 сент.). Живя в высокодуховной атмосфере, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и образцами подвижнической жизни, которые находил в своем окружении. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства. Летопись сообщает, что в 1408 г. прп. Андрей, вместе со своим старшим сопостником и соработником Даниилом Черным, принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире. Известны и другие основные его произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Москве, икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора во Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря и знаменитая православная святыня — «Святая Троица» для этого же собора, росписи и иконы в Спасо-Андрониковом монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/437432/

В Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева сегодня состоится презентация книги «Спас Нерукотворный в русской иконе» 29 августа 2005 г. 15:26 В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева 29 августа состоится презентация книги «Спас Нерукотворный в русской иконе» (авторы-составители Л.М.Евсеева, А.М.Лидов, Н.Н.Чугреева), выпущенной в свет в рамках издательской программы Правительства Москвы. Издание книги является продолжением научно-культурной программы «Христианские реликвии», посвященной 2000-летию Христианства. В ее проведении, помимо Музея имени Андрея Рублева, участвовали музей-заповедник «Московский Кремль» и Третьяковская галерея. Нерукотворный образа Христа, известный в византийской традиции как Св. Мандилион, а в славянском мире как Св. Убрус, является одной из главных святынь христианского мира. Плат с запечатленным на нем ликом Христа, который, согласно древнему преданию, возник не по воле художника, но как явленное чудо, считался древнейшей иконой, давшей Божественное основание для всей традиции иконописания. Перенесение прославленной реликвии из сирийского города Эдессы в Константинополь 16 августа 944 года положило начало ежегодному церковному празднованию Св. Убрусу, которое, по новому стилю, совершается 29 августа. В XIV веке в Москве в честь Нерукотворного Образа был поставлен монастырь, известный как Спасо-Андроников (в настоящее время в его древних стенах разместился Музей имени Андрея Рублева). Авторы поставили перед собой задачу представить как историю реликвии Мандилиона, так и развитие иконографии Спаса Нерукотворного в русском искусстве. Подобное исследование проведено в науке впервые. В книге рассказывается об обстоятельствах пребывания святыни в Эдессе и ее почитании в Константинополе, о русских иконах Спаса Нерукотворного XII-XX веков. Ключевое место в книге отводится иконе Нерукотворного Образа, связанной с основанием Спасо-Андроникова монастыря в Москве, которую в XIV веке привез на Русь из Византии митрополит Алексий.

http://patriarchia.ru/db/text/37743.html

Сейчас в монастыре располагается музей Андрея Рублева 17 февраля. ПРАВМИР. Глава юридической службы Московской патриархии игумения Ксения (Чернега) заявила, что Церковь рассматривает вопрос о передаче ей объектов Андроникова монастыря в центре Москвы, где располагается музей Андрея Рублева. «Мы считаем, что комплекс нужно передавать в пользование Церкви, соответствующей религиозной организации в рамках федерального закона Но это процесс, скажем так, небыстрый. Вопрос рассматривается на перспективу», – цитирует Чернегу РИА Новости . Монастырь остался единственный в Москве, который не передан Русской православной церкви, сообщил в свою очередь настоятель прихода Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре протоиерей Вячеслав (Савиных). «Мы хотим возродить монашескую жизнь в обители, чтобы здесь был монастырь настоящий», – сказал священник. Православная община также предлагает вынести деятельность музея Андрея Рублева за пределы монастыря, расположив его в находящихся рядом строениях. Кроме того, предлагается «восстановить исторический некрополь на территории монастыря, в том числе перенести на него надгробия, сохраненные Государственным музеем архитектуры имени Щусева». Заявление РПЦ о планах получить монастырь прозвучало спустя несколько дней после выхода репортажа телеканала «Россия-1» о строительстве на территории бывшего некрополя монастыря «центра китайской медицины». В музее заявили, что не имеют отношения к стройке, а директор музея Михаил Миндлин опубликовал открытое письмо главе ВГТРК Олегу Добродееву, в котором попросил опровергнуть утверждение, что он «тоже решил наладить бизнес» в монастыре. «Следует отметить, что одним из первых, кто обратил внимание общественности и надзорных органов на проведение строительных работ в охранной зоне памятника у стен музея, на территории некрополя Спасо-Андроникова монастыря, был именно Музей им. А. Рублева», – говорится в письме. Комментируя репортаж, игуменя Ксения призвала правоохранительные органы обратить внимание на стройку.

http://pravmir.ru/tserkov-poprosit-pered...

" Веточки на лозе " апреля 2023 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в резиденции на Каменном острове B день памяти святителя Варсонофия, епископа Тверского, 24 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в домовом храме Тихвинской иконы Божий Матери резиденции петербургских митрополитов на Каменном острове.   Его Высокопреосвященству сослужил иерей Павел Ермошкин.   В храме молились митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, наместник Иоанно-Богословского монастыря Саранска игумен Мелетий (Кисняшкин), секретарь Саранской епархии протоиерей Виктор Хохлов, а также игумения София (Силина).   Пел малый хор под управлением игумена Силуана (Туманова) . " У каждого святого есть свой день в календаре, каждый святой прошел свой путь, который Господь ему начертал, - сказал владыка в проповеди. - Бог дает благодать духовному человеку, призывая его на служение. Каждый святой - веточка на лозе Христовой и приносит свои плоды в том месте, куда Бог его поставил и потом соберет урожай " . Архипастырь рассказал житие святителя Варсонофия, которого Господь призвал на епископское служение. Святитель был из семьи священника, в 17 лет попал в рабство к крымским татарам. В плену изучил их язык - это промыслом Божиим пригодилось ему потом. Отец выкупил сына, и тот сразу дал обет принять монашество, который вскоре исполнил, став насельником Андроникова монастыря. Уже будучи игуменом, был направлен в новую Казанскую епархию. Сподвижниками его стали епископы Герман и Гурий. В казанском Кремле был образован Спасо-Преображенский монастырь. Там за несколько лет собралось сто человек братии. Варсонофий прославился добродетельной жизнью и в 1544 году митрополитом Макарием был назначен игуменом Пешношского монастыря в Дмитрове. Позже митрополит Филипп поставил его епископом Тверским. На 76-м году жизни он написал прошение и ушел на покой, поскольку было невозможно управлять епархией при царе Иоанне Грозном, который в то время особенно лютовал. Тверь не была опричной областью, поэтому туда всех ссылали и наказывали. Практически на глазах у владыки замучили святителя Филиппа. Епископ Варсонофий уехал в Казань, где братия когда-то основанной им обители приняли его с любовью как старца. Там он и скончался на 82-м году жизни.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Симеон, митрополит Смоленский и Дорогобужский (Милюков) Родился в городе Тобольске. Происходил из купеческого рода. После пострижения в монашество некоторое время жил в Ростовском Борисоглебском монастыре. В 1672 году возведен в сан архимандрита Нижегородского Печерского Вознесенского монастыря. 14 сентября 1674 года Симеон назначен настоятелем Московского Спасо-Андроникова монастыря, где вскоре снискал особое расположение царя Алексея Михайловича. 9 апреля 1676 года в Московском Успенском соборе хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского с возведением в сан архиепископа. Смоленский край долгое время находился во власти поляков. Насилием католиков и униатов православные церкви и монастыри здесь постепенно превращались в католические и униатские, так что в 1639 году во всем Смоленском и даже Дорогобужском уездах было прекращено православное богослужение. И после освобождения Смоленска от поляков католический дух и польские нравы долго не уступали православному русскому духу жизни. Необходимы были большие усилия, чтобы в окатоличенном крае поднять Православие на должную высоту. Сначала были приспособлены к православному богослужению прежние православные храмы и монастыри, обращенные в католические и униатские. Но это не совсем устраивало преосвященного Симеона. Он задумал построить новый кафедральный собор, который соответствовал бы величию Православия. Царь поддержал мнение архиепископа Симеона и прислал пожертвования на строительство собора. Строительство началось в 1676 году, а закончилось уже после смерти преосвященного Симеона (храм освящен в 1772 году). В 1678 году преосвященный Симеон был в Москве на Соборе по вопросу об обрядах в Неделю Ваий. 1 сентября 1681 года он был возведен в сан митрополита. В этом году принимал участие в погребении патриарха Никона и получил от царя в подарок богатую митру из ризницы патриарха Никона. Через несколько месяцев в присутствии царя освящал церковь во Флорищевской пустыни. В конце 1681 года принимал участие в земском Соборе и в заседаниях Поместного Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

10 декабря 1947 года, был учрежден Музей имени Андрея Рублева 10 декабря. ПРАВМИР. Божественная литургия, приуроченная ко дню рождения Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева пройдет в праздник иконы Богородицы «Знамение» в нижней Знаменской церкви Собора Архангела Михаила. Там располагается основная экспозиция музея. «Почти век в стенах Знаменской церкви не совершалась Божественная литургия, и именно в празднование иконы Богородицы, именуемой «Знамение», 10 декабря 1947 года, был учрежден Музей имени Андрея Рублева», — сообщает РИА Новости. По словам председателя правления Фонда содействия сохранению культурного, исторического и духовного наследия имени преподобного Андрея Рублева Федора Рындина, богослужение станет «четвертым за последние сто лет». Он отметил, что литургии по большим церковным праздникам в храме «будут проводить регулярно». Знаменская церковь — нижний храм собора Архангела Михаила, который находится на территории бывшего Спасо-Андроникова монастыря. Сейчас в соборе располагается Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, в котором собраны произведения русского религиозного искусства допетровской эпохи. Экспозиция включает в себя, в том числе, шедевры Андрея Рублева и Дионисия — самых известных русских иконописцев. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/chetvertoe-za-posledni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010