Москва. Церковь Димитрия Донского у Спасо-Андроникова монастыря. Карта и ближайшие объекты Православная поминальная часовня святого Дмитрия Донского введена в эксплуатацию 30 июля 2018 года на территории Спасо-Андроникова монастыря, расположенного в Таганском районе центра Москвы. Поминальная часовня святого Дмитрия Донского построена по программе комплексного обустройства и развития центральной части города, курируемой Департаментом. Часовня имеет один наземный и один подземный этаж. Она рассчитана на 50 прихожан. Подобное посвящение неслучайно: отечественный исследователь М.Н. Тихомиров в одной из летописей обнаружил записи, свидетельствующие о первичном захоронении Димитрия Донского именно в Спасо-Андрониковом монастыре – рядом с кладбищем воинов, раненных на Куликовом поле и скончавшихся по дороге в Москву. В усыпальнице московского Кремля прах великого русского князя мог оказаться в результате последующего перезахоронения. Храм во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского построен в 2000–2015 годах по проекту архитектора А.В. Климочкина. Современный одноглавый кубообразный храм, фасады которого завершены закомарами. Ориентирован на постройки раннемосковского зодчества XIV – начала XV века. Современное здание органично сочетается с архитектурой Спасо-Андроникова монастыря и Спасского собора. В 1998 году приход приобрел права на земельный участок, где ранее находилось древнее монастырское кладбище. Начальная история кладбища Спасо-Андроникова монастыря практически неизвестна, но согласно преданию и косвенным свидетельствам на территории монастыря была захоронена часть воинов, раненных на Куликовом поле и скончавшихся по дороге в Москву. В 2000 году на этом участке началось строительство храма во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского, который прославился неутомимыми трудами в деле объединения русских земель, борьбой с внутренними и внешними врагами Московского княжества, особенно победой на Куликовом поле в 1380 году. Димитрий Донской незадолго до Куликовской битвы молился в Спасском соборе Андроникова монастыря перед чудотворным образом Спасителя, здесь же он благодарил Бога за дарованную победу.

http://sobory.ru/article/?object=03269

В день памяти преподобного Андрея Рублева архиепископ Истринский Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря 19 июля 2012 г. 11:38 17 июля 2012 года, в день памяти прп. Андрея Рублева, иконописца, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архиепископ Истринский Арсений , первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами г. Москвы, совершил Божественную литургию в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря. Владыке Арсению сослужили: благочинный Покровского округа г. Москвы, настоятель храма святителя Мартина Исповедника, папы Римского (Вознесения Господня), в Алексеевской Новой Слободе протоиерей Александр Абрамов, настоятель Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря протоиерей Вячеслав Савиных, настоятель храма Троицы Живоначальной в Серебряниках протоиерей Геннадий Андриянов, настоятель храма Василия Исповедника у Рогожской заставы протоиерей Олег Егоров, клирики храма священномученика Климента, папы Римского, отец-настоятель протоиерей Леонид Калинин и протоиерей Андрей Пахтунов, клирик храма святителя Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе священник Владимир Духович, клирик храма святителя Мартина Исповедника диакон Димитрий Лактюхин, клирик Спасского собора диакон Александр Самсонов. За богослужением пел малый состав хора Сретенского ставропигиального мужского монастыря (регент — Н.С. Жила). По окончании Божественной литургии архиепископ Арсений передал собравшимся Первосвятительское благословение Святейшего Патриарха Кирилла, а затем обратился к верующим с архипастырским словом. Преподобный Андрей Рублев родился около 1360 г. Происходил из образованных кругов, отличался необыкновенной мудростью, о чем свидетельствует его творчество. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Св. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Вся жизнь преподобного связана с двумя монастырями: Свято-Троицкой Сергиевой лаврой и московским Спасо-Андрониковым монастырем. Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители. Живя в высокодуховной среде, в атмосфере святости, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и живым образцом окружавших его подвижников. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Москва. Спасо-Андроников монастырь. Церковь Михаила Архангела. Михайловский храм Карта и ближайшие объекты Михаила, Архангела, в Спасо-Андрониковом монастыре церковь (Андроньевская площадь, дом 10). Спасо-Андроников монастырь был основан около 1360 г. по обету святителем Алексием, митрополитом Московским, на левом берегу реки Яузы, на ее изгибе при впадении ручья Золотой Рожок. Первым каменным зданием монастыря был Спасский собор, построенный в начале XV века. Вторым по времени постройки стало здание монастырской трапезной, выстроенной в 1504–1506 гг., когда монастырем управлял архимандрит Митрофан – духовник великого князя Ивана III. Трапезная строилась из кирпича, который брали из Калитников, где кирпичное производство завел в 1470-х гг. для строительства Успенского кремлевского собора Аристотель Фьораванти. Трапезная представляла собой одностолпную палату на высоком подклете, в котором находились служебные помещения. При трапезной должна была быть церковь, но о ней нет никаких сведений в монастырских документах. Трапезная – самое раннее кирпичное здание, построенное на территории Москвы вне Кремля, повторяющее по конструкции Грановитую палату. Ее восточный фасад, обращенный в сторону Спасского собора, создавал границы монастырской площади, расположенной между ней, собором и Святыми воротами. В начале 1690-х гг. в монастыре началось новое большое строительство – возведение церкви при трапезной палате. Храм строился на средства царицы Евдокии Федоровны Лопухиной, супруги Петра I, как родовая усыпальница Лопухиных. К 1694 г. был возведен почти весь храм до кровли. Затем строительство надолго прервалось, и только в 1728–1739 гг. было завершено. Тогда возвели восьмигранный барабан с главкой. Здание построили в модных в то время формах московского барокко, оно было одним из первых в этом стиле. Церковь имела два яруса четвериков и ярус восьмерика, увенчанный барабаном с главкой. Фасады восьмерика завершались полукруглыми кокошниками, украшенными раковинами, что придавало всему зданию торжественный вид. Подклет занимала усыпальница, второй ярус – храм во имя Архангела Михаила. В него можно было попасть из трапезной палаты и по двум большим лестницам, идущим по бокам здания, из которых сохранилась только северная. В третьем ярусе здания разместилась церковь во имя святителя Алексия, митрополита Московского, небесного покровителя царевича Алексея Петровича, сына Петра I и Евдокии Лопухиной. Вход в этот храм был устроен над сводом трапезной. Часто в документах весь храм называли Михайловско-Алексеевским. Третий ярус храма был небольшим, квадратным в плане и не имел отдельной алтарной части, так что иконостас был вынесен далеко в центр храма. Декор окон всех этажей был единый, такой же был сделан и на трапезной. Карнизы, выведенные по фасаду церкви, были продолжены по зданию трапезной.

http://sobory.ru/article/?object=04156

В 1889 г. древняя обветшавшая часовня была разобрана. Здание новой часовни, увенчанной одной большой и тремя малыми главами, было освящено в воскресный день 21 октября 1890 г. В центре одноярусного деревянного иконостаса находился древний образ Спаса Нерукотворного из прежней часовни. В иконостасе также помещались большие образа «Явление Божией Матери преподобному Сергию», святителя Алексия, митрополита Московского, преподобного Василия исповедника, преподобных игуменов Андроника и Саввы, святителя Николая. По стенам были размещены и другие иконы, исполненные иконописцами В.И. Денисовым, Ф.И. Курковым, М.А. Рогожкиным. В июле 1893 г. часовню расписали, причем одна из святых картин изображала беседу преподобного Сергия с игуменом Андроником. Ежегодно в день обретения мощей преподобного Сергия (5 июля) из Спасо-Андроникова монастыря к новой Сергиевской часовне совершался крестный ход. В конце 1929 г. часовню закрыли, а ее имущество перенесли в храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе. В 1998 г. были восстановлены утраченные главы часовни. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . Часовня «Проща» связана с памятью преподобного Сергия Радонежского. «Прощами» на Руси было принято называть часовни и церкви, ставившиеся по случаю прощания с отправлявшимися в дальний путь. В 1365 году «игумен земли Русской» перед одним из своих важных путешествий пришел в Спасский монастырь для поклонения иконе «Спас Нерукотворный». То место, куда первый настоятель монастыря преподобный Андроник, любимый ученик преподобного Сергия, вышел вместе с братией за монастырские врата, чтобы проводить наставника, было отмечено часовней. Сначала эта часовня, как и все постройки монастыря, была деревянной. В начале XVI столетия при архимандрите Митрофане, построившем трапезную палату, возводится каменная часовня, квадратная в плане, с шатровой кровлей, увенчанная главкой и крестом. Указом Петра I часовню закрыли, иконы передали в монастырь, в помещении устроили лавку, где торговали калачами. При Екатерине I в 1727 году вновь устроили часовню. Во время пожара Москвы 1812 года пострадала и часовня Андроникова монастыря – сгорел весь верх. Позднее она сильно обветшала.

http://sobory.ru/article/?object=03246

Русская Православная Церковь просит вернуть ей Спасо-Андроников монастырь 15 марта, 2019. Новостная служба Просьбой недовольны в Музее имени Андрея Рублева, который располагается в бывшей трапезной монастыря 15 марта. ПРАВМИР. Патриарх Кирилл направил в Росимущество письмо с просьбой о передаче Русской Православной Церкви Спасо-Андроникова монастыря. В Русской Православной Церкви рассчитывают на то, что монастырь будет передан ей в соответствии с законом. Как передает Интерфакс со ссылкой на пресс-секретаря Патриарха Александра Волкова, в РПЦ надеются, что процесс передачи не породит конфликта с музейным сообществом, как это было с Исаакиевским собором . В Церкви отметили, что не видят в этой ситуации почвы для конфликта и отдают отчет в колоссальном значении для русской культуры комплекса монастыря и памятников, находящихся на его территории. По словам Волкова, передача будет проходить в рамках взаимодействия и сотрудничества, но при этом в рамках закона. РПЦ просит передать в ее собственность Спасский собор XV века, трапезную палату XVI века, братский корпус и настоятельские палаты XVII века, а также церковь Михаила Архангела XVII века и другие объекты. Между тем директор Музея имени Андрея Рублева, который располагается в бывшей трапезной монастыря, считает, что в передаче нет необходимости, сообщает ТАСС . По его словам, музей активно взаимодействует с различными церковными структурами, временно предоставляет церковному сообществу предметы искусства. Его поддержал Союз музеев России. Здания ансамбля Спасо-Андроникова монастыря относятся к объектам культурного наследия федерального значения. Обитель известна тем, что в ней принял постриг и подвизался преподобный Андрей Рублев. В этом монастыре москвичи встречали войско Дмитрия Донского после победы на Куликовом поле, здесь захоронены герои Куликовской битвы, Великой Северной и Семилетней войны, войны 1812 года, московские градоначальники, семьи Волконских, Трубецких, Суворовых, Мусиных-Пушкиных, Римских-Корсаковых и других известных династий.

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Вандалы попытались срубить поклонный крест Спасо-Андроникова монастыря 18 декабря, 2017. Новостная служба Это уже второй случай вандализма 18 декабря. ПРАВМИР. Вандалы осквернили поклонный крест Спасо-Андроникова монастыря на востоке Москвы. Вся поверхность четырехметрового креста была глубоко изрублена топором, вокруг него повсюду валялись щепки, рассказала Interfax исполнительный директор общественного движения возрождения Спасо-Андрониковой обители Лада Савонина. Следы вандализма были обнаружены 17 декабря  во время очередного обхода территории монастыря. По информации ТАСС ,  полиция Москвы проверяет информацию о повреждении поклонного креста. По результатам этой проверки будет принято процессуальное решение. В мае этого года вандалы пытались сжечь поклонный крест Спасо-Андрониковой обители. Тогда он весь обуглился, но не сгорел. «К сожалению, после событий в мае этого года личность преступника не удалось установить, и безнаказанность привела к повторным фактам вандализма», – заявила Лада Савонина. Московский Спасо-Андроников монастырь основан в 1357 году святителем Алексием Московским. На его территории находится один из древнейших ныне сохранившихся белокаменных храмов Москвы – Спасский собор, расписанный Андреем Рублевым. Поклонный крест  установлен на месте колодца, вырытого руками основателя московского Спасо-Андроникова монастыря. Узнавайте самые оперативные новости и читайте лучшие аналитические материалы  наших авторов в  Telegram-kahaлe  «Правмира». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 декабря, 2016 29 мая, 2017 18 июля, 2017 20 сентября, 2021 29 января, 2021 13 июля, 2020 30 апреля, 2019 18 марта, 2019 27 февраля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/vandalyi-popyitalis-sr...

Москва. Спасо-Андроников монастырь. Церковь Симеона Иерусалимского в колокольне. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Симеона Иерусалимского Год постройки:Между 1796 и 1798. Год утраты:приблизительно 1935 (взорвана) Адрес: Россия, город Москва, Андроньевская площадь, дом 10. Координаты: 55.748471, 37.670537 Проезд:от станций метро «Площадь Ильича» или «Римская», можно пройти пешком (десять минут), а можно проехать на автобусе (маршруты 40, 125) или троллейбусе (маршруты 45,53). Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1790-е гг. на средства купца первой гильдии С.П. Васильева в Спасо-Андрониковом монастыре началось строительство новой колокольни с церковью святого Симеона Богоприимца (старая накренилась, и, чтобы не упала, ее разобрали). Купец пожелал, чтобы новая колокольня была выше колокольни Ивана Великого. Но император Павел I отверг эти планы, и высота колокольни, возведение которой завершилось к 1803 году, составила 72,5 м, что на 8,5 м ниже колокольни Ивана Великого. Строил ее известный архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик Матвея Казакова. Церковь Симеона сродника Господня в колокольне монастыря перед Св. воротами в южной стене Во втором этаже. Прежняя колокольня, шатровая, в конце XVIII в. наклонилась и грозила падением. Еп. Пахомий, бывший Тамбовский, с 1767 г. живший здесь на покое, отлил на свои средства колокол в 800 пудов и собирался выстроить новую колокольню, но не успел и умер. Строить стал на свои средства купец первой гильдии С.П. Васильев, а продолжил после его смерти в 1796 г. наследник Пищалкин. Колокольня построена в 1795-1799 гг. архитектором Р. Казаковым. Церковь освящена 25 октября 1803 г. во имя Симеона Богоприимца. Пищалкиным в 1803 г. устроена в ней церковь, возобновленная в 1830 г. " уже с нынешним наименованием во имя Симеона сродника Господня " . Высота ее с крестом ок. 34 саженей " - т. е. 72,5 метра. Построена колокольня на средства купца С.П. Васильева (Яковлева) под наблюдением архитектора Н.Е. Назарова. По проекту она должна была быть выше колокольни Ивана Великого в Кремле, но Павел I приказал уменьшить ее и не строить выше Ивана Великого, - поэтому высоту убавили до 34 сажен. На колокольне висели колокола в 915 пудов (1815) и 400 пудов (1820). Колокольня взорвана в 1931 г. По другим сведениям, разборка ее начата в 1930 г. На ее месте - порожняя площадка между башен у входа в монастырь с юга.

http://sobory.ru/article/?object=37252

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобные Андроник и Савва Московские (+ 1395 и 1410) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память их празднуется 13 июня в день преставления прп. Андроника и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых В 1356 г. митрополит Московский Алексий был чудесно спасен от потопления на Черном море во время обратного плавания из Константинополя. Тогда же он дал обет в благодарность Богу основать монастырь. Создателем и настоятелем этого монастыря был избран инок монастыря прп. Сергия Радонежского — Андроник. Прп. Андроник происходил из боярской семьи города Ростова. В обитель прп. Сергияон вступил в ранней молодости и особенно отличался послушанием, за которое его любил его великий наставник. Место для новой обители было избрано на живописном берегу реки Яузы, притока реки Москвы. Посвящена она была Нерукотворенному Образу Спасителя. Эта святая икона сопровождала святителя Алексия во время его опасного плавания, и он пожертвовал ее юной обители. Прп. Сергий дал ученику своему заповедь никогда не оставаться праздным, и прп. Андроник свято соблюдал ее. Монастырский пруд выкопан был его руками. Монастырь процветал под его управлением. Братию он привлекал к себе своей добротой и кротостью. Современник пишет о нем, что он блистал добродетелями своими. Он предсказал день своей кончины (14 июня 1395). Последние дни своей жизни прп. Андроник провел в затворе. Его преемник, прп. Савва, был неустанным сподвижником его в ночных молитвах и дневных трудах. Он не скрывал от своего наставника ни одной мысли, ни движения сердечного и тем стяжал полное бесстрастие и мир душевный. Погребли их в одной могиле, и до нашего времени они почивали в одной раке. Много епископов и настоятелей вышли из Спасо-Андроникова монастыря: так, святитель Варсонофий Тверской, один из просветителей Казани, полагал там начало (память его 4 окт.). Там же подвизались знаменитые русские иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Инок Андрей Рублев полагал начало в монастыре прп. Сергия во время игуменства прп. Никона (память его 17 нояб.), его преемника. В память прп. Сергия и по благословению прп. Никона он и написал свою знаменитую «Святую Троицу». Он расписал Свято-Троицкий собор и собор Спасо-Андроникова монастыря. Творения Андрея Рублева и его сподвижника и духовного друга Даниила Черного всегда высоко ценились на Руси, и Московский Собор 1551 г. постановил им быть образцом для всех русских иконописцев. Они были ревностными подвижниками, созерцателями и делателями внутренной молитвы. Память их чтится в Москве местно. Инок Андрей умер первым. Он явился по смерти своему другу и сподвижнику Даниилу и звал его к себе в рай.

http://sedmitza.ru/lib/text/437336/

Керуючий справами та Церкви звершили панахиду за першим директором Музею Рубльова 16 листопада 2022 р. 16:02 16 ноября 2022 года перед началом X научных чтений «Россия. Грузия. Христианский Восток. Духовные и культурные связи» в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря г. Москвы была совершена панихида по первому директору Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Давиду Ильичу Арсенишвили (1905-1963). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поминальную службу совершили управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси митрополит Воскресенский Дионисий и иерарх Грузинской Православной Церкви митрополит Ахалкалакский, Кумурдойский и Карсский Николай — внучатый племянник Д.И. Арсенишвили. Архипастырям сослужили советник Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Николай Балашов , исполняющий обязанности заместителя председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Игорь Якимчук, настоятель Патриаршего подворья храмов Андроникова монастыря архимандрит Дионисий (Колесник), декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма великомученика Георгия Победоносца в Грузинах г. Москвы протоиерей Феодор Кречетов, представители московского духовенства. В храме молились сотрудники Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Молитвы и песнопения звучали на церковнославянском и грузинском языках. В слове по окончании поминальной службы митрополит Воскресенский Дионисий передал присутствовавшим приветствие и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Обращаясь к гостю из Грузинской Православной Церкви, митрополит Дионисий подчеркнул: «Дорогой и глубокочтимый владыка Николай, православную Москву уже сложно представить без этой панихиды в Андрониковом монастыре, которая стала частью литургической жизни города. Мы искренне благодарим Вас и за то, что Вы обогатили литургическую жизнь первопрестольной столицы, и за пример усердия к памяти своего благочестивого предка и вообще предков наших, в котором мы, живущие в XXI столетии, сейчас так сильно нуждаемся. Поэтому мы молимся о том, чтобы Господь даровал Вам крепость и силы и очень долгие лета жизни для того, чтобы каждый год в начале зимы мы все встречались здесь, в этом древнем соборе, и молитва к Богу о приснопамятном Давиде Ильиче возвышала, укрепляла и утешала наши сердца».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5977686...

Пахомий, епископ Устюжский и Тотемский (Симанский) С 1753 года – архимандрит Иосифо-Волоколамского монастыря. 25 мая 1758 года хиротонисан во епископа Тамбовского и Пензенского. 9 ноября 1766 года перемещен на кафедру Устюжскую. 11 июля 1767 года уволен на покой сначала в Новоспасский монастырь, а затем в Московский Спасо-Андроников. Скончался 5 мая 1789 года в Спасо-Андрониковом монастыре. Преосвященный Пахомий на Тамбовской кафедре оставил о себе самую тяжелую память. Этот человек отличался особой жестокостью даже в те суровые времена. Он был ласков только к посторонним лицам, особенно к помещикам. А для духовенства епископ был тем же, чем были в его времена помещики для крепостных крестьян. Он сек священников плетьми и заковывал их в ручные кандалы, а сыновей и дочерей их нередко дарил или продавал своим приятелям. Со всех ставленников за посвящение брал взятки от 10 до 50 рублей с человека и их же потом заставлял работать на архиерейском дворе: рыть канавы, возить лес и кирпичи, забивать сваи и зимой возить снег. Некоторые ставленники несли такую барщину по пять лет. Преосвященный Пахомий жестоко расправлялся со своими подчиненными, за самые мелкие проступки клира назначал суровые наказания. На него жаловались в Святейший Синод. Вскоре после этого он был переведен из Тамбова в бедную Вологодскую епархию. Из жалоб вологодского священства члены Святейшего Синода могли убедиться, что епископ Пахомий не исправился, несмотря на то, что Синод уже неоднократно делал ему замечания по поводу его жестокости. Поэтому он вскоре был уволен от управления епархией на покой. Литература: Григорий, архимандрит Список настоятелей Московского Спасо-Андроникова второклассного монастыря и судьба их. – 2-е изд. – М., 1891. – С. 41–42. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877 – С. 184, 735, 891, Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 422.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010