Великое деяние спасения рода человеческого, связанное с подвигом Единородного Сына Божиего, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, является сердцевиной всей человеческой истории. История делится на «до» и «после», и совершенно неслучайно наше летоисчисление начинается от дня рождения Иисуса Христа. Наступила новая эра — не только в плане культуры (хотя и в этом тоже), но в первую очередь новая эра в отношениях Бога и человека. Бог, ставший Человеком, ставший одним из нас, явил роду человеческому Свою великую милость. И потому действительно вся история разделяется на две части, и жизнь после явления Спасителя, Его смерти, Воскресения и преславного Вознесения, — это время особой ответственности людей за то, чтобы сохранить все, что Бог во Христе даровал нам. В первую очередь речь идет о сохранении веры. Может быть, тысячу лет назад это было не так трудно, потому что люди чувствовали Бога сердцем своим и было меньше того, что уводило их от Бога (хотя и в то время были соблазны, искушения, лжеучения), но в нашем XXI веке требуются особые усилия, чтобы сохранить веру в Господа, чтобы наследовать ту ловитву обетований, что была явлена во Христе роду человеческому. День Вознесения — это великий праздник, свидетельствующий о торжестве Спасителя, о Его победе. Если говорить о земной жизни Господа и Спасителя, то ведь она завершилась Его казнью, гибелью. Наверное, многие, говоря о великом Учителе из Назарета, удивлялись и сожалели, что столь великие слова, и чудеса, и сила Божия, явленная через Спасителя, пресеклись, ушли в небытие — так думали все, включая святых апостолов. Недаром же они разбежались, когда Христа повели на Голгофу, недаром спрятались страха ради иудейска (Ин. 19:38), но Господь Воскресший, явившись Марии Магдалине, а затем и всем апостолам, вновь вдохнул в них силу, вновь укрепил их в вере настолько, что они, пойдя до края земли (Деян. 13:47), все до единого, кроме апостола и евангелиста Иоанна Богослова, мученически засвидетельствовали свою верность Христу распятому и Воскресшему.

http://patriarchia.ru/db/text/5450158.ht...

Словом, всю жизнь Господа нашего Иисуса Христа надо разсматривать как крест, - как безропотным несением креста жизненнаго должна быть для каждаго из нас и наша жизнь, по слову Господа: «кто хочет за Мной идти; пусть отвержется себя и возьмет крест свой и за Мной идет» (Матф. 16:24). Крестом было для Бога - человеческое естество, Им на Себя приятое в образе раба; крестом было для Него рождение в пещере и положение в яслях; крестом была для Него безвестная жизнь до 30-летняго возраста; крестом были искушение и соблазны от диавола; крестом была для Него вражда к Нему и постоянныя преследования со стороны Его врагов; воздержная трудолюбивая жизнь, отречение от всего, до неимения где главу подклонити, - все это было для Него крестом тяжелым. Наконец, в полном смысле крестом были для Него мучения душевныя, как в саду Гефсиманском, и телесныя, как оплевания и заушения и биения во дворе Каиафы и Пилата, как мучения на Кресте Голгофском. Сюда-то, на Голгофу, обратим взоры свои, чтобы видеть величие подвига Богочеловека, подятаго Им ради спасения нашего на рамена Свои, символом котораго с тех пор служит святой Крест. Итак, вот Господь Иисус Христос, причтенный к злодеям, на Голгофе: одежды совлечены с Него, оцет отвергнут, Он возносится на крест. Руки и ноги Спасителя пригвождаются ко кресту, боли разливаются по всему телу, солнце скрывает лучи свои, чтобы, по выражению Златоуста, не освещать позорища безчеловечия. И среди величайших мучений Богочеловека из уст Его со креста раздается глас, служащий кратким выражением цели всей жизни Господа и Спасителя нашего. Он говорит: «Отче, отпусти им, ибо они не знают, что делают», относя слова эти, конечно, ближайшим образом к Своим распинателям, но в лице их и ко всем врагам Бога настоящим, прежним и будущим. Так Крест Христов становится свидетелем всепрощения Господня, милосердия даже и к врагам Его. Слышали или нет слова этой молитвы за них Господа Иисуса Христа Его распинатели, но если и слышали, она не остановила их от ругательств и насмешек над Иисусом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2998...

Словом, всю жизнь Господа нашего Иисуса Христа надо рассматривать как крест, – как безропотным несением креста жизненного должна быть для каждого из нас и наша жизнь, по слову Господа: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Матф. 16:24 ). Крестом было для Бога – человеческое естество, Им на Себя приятое в образе раба; крестом было для Него рождение в пещере и положение в яслях; крестом была для Него безвестная жизнь до 30-летнего возраста; крестом были искушение и соблазны от диавола; крестом была для Него вражда к Нему и постоянные преследования со стороны Его врагов; воздержанная трудолюбивая жизнь, отречение от всего, до неимения где главу подклонити, – все это было для Него крестом тяжелым. Наконец, в полном смысле крестом были для Него мучения душевные, как в саду Гефсиманском, и телесные, как оплевания и заушения и биения во дворе Каиафы и Пилата, как мучения на Кресте Голгофском. Сюда-то, на Голгофу, обратим взоры свои, чтобы видеть величие подвига Богочеловека, подъятого Им ради спасения нашего на рамена Свои, символом которого с тех пор служит святой Крест. Итак, вот Господь Иисус Христос , причтенный к злодеям, на Голгофе: одежды совлечены с Него, оцет отвергнут, Он возносится на крест. Руки и ноги Спасителя пригвождаются ко кресту, боли разливаются по всему телу, солнце скрывает лучи свои, чтобы, по выражению Златоуста, не освещать позорища бесчеловечия. И среди величайших мучений Богочеловека из уст Его со креста раздается глас, служащий кратким выражением цели всей жизни Господа и Спасителя нашего. Он говорит: «Отче, отпусти им, ибо они не знают, что делают» ( Лк. 23:34 ), относя слова эти, конечно, ближайшим образом к Своим распинателям, но в лице их и ко всем врагам Бога настоящим, прежним и будущим. Так Крест Христов становится свидетелем всепрощения Господня, милосердия даже и к врагам Его. Слышали или нет слова этой молитвы за них Господа Иисуса Христа Его распинатели, но если и слышали, она не остановила их от ругательств и насмешек над Иисусом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Идея реализации непрестанной молитвы в общественном богослужении проявилась не только в отдельных монастырских традициях, как в случае с обителями «неусыпающих», но и в формировании общего для всей древней Церкви суточного круга богослужения. Общие черты суточного богослужебного круга в православной традиции сложились к концу III в. Тот состав круга, который отображен в Часослове, в основном сложился в IX в. (не без значительного влияния христианской монашеской традиции). Начиная с V в. отмечается становление практики постоянного произнесения т. н. «Иисусовой молитвы». Одним из прообразов Иисусовой молитвы считаются слова уверовавшего в Него страдальца, обратившегося к Нему с просьбой о помощи, отмеченные в Евангелии. Вот фрагмент, в котором представлены эти слова: « Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя. Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу. Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге » ( Мк.10:46-52 ). Полная форма Иисусовой молитвы подчеркивает Богосыновство Иисуса Христа. Отечественный исследователь М.М. Бернацкий также отмечал, что богослужебная формула «Господи помилуй» вполне возможно являлась усечённой версией монастырского исполнения Иисусовой молитвы. Практика Иисусовой молитвы достигает своего расцвета в XIII–XIV вв., в рамках афонского исихазма. Вот, что пишет о молитвенном призывании Господа Иисуса Христа свт. Симеон Солунский : «Есть много молитв. …Но выше всех молитв — данная нам в Евангелии Спасителем, вкратце обнимающая все евангельские тайны и силу. Это — спасительное призывание Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия. …Эта божественная молитва — призывание Спасителя нашего: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», есть и молитва и обет, есть исповедание веры, орудие общения со Св. Духом, проводник божественных даров, очищение сердца, отгнание демонов, вселение Христа, источник духовных мыслей и божественных помыслов, освобождение от грехов, врачевство душ и телес, посредница божественного озарения, привлечения Божия милосердия, раздаятельница откровений и божественных таин для смиренных и источник спасения, так как носит в себе и спасительное имя Бога нашего».

http://azbyka.ru/molitva-neprestannaja

Вот какое дерзновение и власть даровал тебе Господь во всех благах Своих! Итак, если там дом наш, то положим туда все имение и не оставим ничего здесь, дабы не лишиться оного, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава во веки веков. Аминь. Смирение Господа и Его Предтечи Христос Спаситель наш, прикосновением святой плоти Своей, освятил наше крещение. Смотри, возлюбленный, на смирение Господа нашего Иисуса. Много грешников приходило для крещения к Иоанну: и он Единый безгрешный, взявший на себя грехи всего мира, шел между ними, как един от грешников, шел к Крестителю, просил крещения Тот, Который Сам освящает крещение, просил Господа от раба, почему и Иоанн возбранял Ему: «Аз требую тобою креститися, и Ты ли грядеши ко Мне» ( Мф. 3:14 )? Смотри, как смирился ради нас Господь наш: Он не возгнушался идти между грешниками, чтобы Своему же рабу голову подклонить, чтобы у Своего же раба крещения просить, и креститься, и водой, которую Сам создал, омыться, не имея скверны и порока! Слава смирившемуся ради нас Сыну Божьему! Будем подражать и мы сему смирению, да вознесемся. Видел ли ты, «что делает смирение!» Святый Предтеча Христов Иоанн признавал себя недостойным развязать ремень обуви у Христа. «Несмь достоин отрешити ремень сапогу Его» ( Ин. 1:27 ), говорил он; и за то удостоился возложить на голову Христа ту самую руку, которую почитал недостойной сапога Христова! – Так и Петр говорил Христу: «изыди от Мене, яко муж: грешен есмь, Господи» ( Лк. 5:8 ). Но услышал от Господа: «не бойся, отселе будеши человеки ловя» ( Лк. 5:10 ). Видишь, куда возводит смирение. Чем более человек смиряет себя, тем более Бог его возвышает: «всяк бо смиряй себе, вознесется» ( Лк. 18:14 ), по слову Господню. (Из творений святителя Тихона Задонского ) 252. Нет зла злее греха Грех – великое зло, и много зла от него происходит. Грех светлого Ангела обратил в темного сатану, и низринул его с небес. Грех Адама изгнал из рая, и навел проклятие и смерть на весь человеческий род.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Вместе с раздранием церковной завесы в час смерти Христа Спасителя последовало землетрясение и распадение камней. Евангелисты не говорят того, что землетрясение ограничилось одною Палестиною. А по свидетельствам языческим видно, что оно было замечено и в других местах. Флегонт, язычник второго века, пишет, что на 4-м году 202 Олимпиады (то есть в год страдания и смерти Христа Господа) было сильное землетрясение в Вифинии и разрушило большую часть Никеи. Другой языческий писатель, приводимый Евсевием, говорит о том же годе, что тогда землетрясение колебало Вифинию и большая часть Никеи пала. Святой Кирилл Иерусалимский , спустя три века после смерти Спасителя, вслух христиан Иерусалимских говорил, что на скалах, окружающих Иерусалим, сохранились еще следы разрушения, совершившегося во время смерти Господа Иисуса. Святой мученик Лукиан в речи своей пред Никомидийским префектом говорил о Христе: «Он умер для того только, чтобы воскресением победить смерть. То, что говорю вам, совершилось не в темном месте и не остается без свидетелей. Если еще не верите, приведу вам в свидетели то самое место, где совершилось событие. Согласно с этим самое место в Иерусалиме и Голгофская скала, расторгшаяся под тяжестью креста». Сии знамения, то есть землетрясение и распадение камней, были гласом природы, которая, не терпя видети распинаема своего Творца и Владыку, изъявляла свое сострадание к Распятому и негодование на распинателей. Припомним здесь то, что говорил Иисус Христос фарисеям во время торжественного входа Своего в Иерусалим. Тогда народ, бывший неоднократно свидетелем чудес Христовых, подстилал Ему свои одежды по дороге и восклицал: Благословен грядый Царь во имя Господне: мир на небеси и слава в вышних. Фарисеи, слыша сие, предложили Господу запретить сие народу, но Он отвечал: Глаголю вам, яко аще сии умолчат, камение возопиют ( Лк. 19:40 ). Слова сии подтвердились тем, что было во время смерти Иисуса Христа. Когда в Распятом на кресте иудеи не хотели видеть своего Мессию, когда и самые ученики Его в ужасе разбежались, тогда потрясшаяся земля и распавшиеся камни в обличение первых и утешение последних вещали, что Распятый есть Бог всея твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

2. Дух Святой представляется совершителем нашего освящения. Явившись на землю, вскоре по вознесения Спасителя на небеса, чтобы усвоить нам дело спасения, Дух Святой с тех пор выну пребывает в Церкви ( Ин. 14:16 ), возраждает грешников в таинстве крещения ( Ин. 3:5 ), сообщается верующим в благодатных дарованиях, как Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия ( Ис. 11:2, 3 ), обитает в нас, как в храмах своих ( 1Кор. 6:19 ), способствует нам в немощех наших ( Рим. 8:26 ), производит в нас плоды духовные: любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание ( Гал. 5:22 ) и все другие, так что никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ). 3. Сын представляется виновником нашего освящения. Он заслужил для нас все благодатные дарования Духа Святого Своею крестною смертью. А потому, если Дух ниспослан от Отца на землю: то не иначе, как по ходатайству Сына ( Ин. 14:16 ), во имя Сына (- 26 ); посему и благодать Духа называется обыкновенно благодатью Господа нашего Иисуса Христа ( Рим. 16:24 ; 1Кор. 16:23 ), благодатью Христовою ( Гал. 1:6 ), благодатью данною о Христе Иисусе ( 1Кор. 1:4 ), и Сам Дух Святой – Духом Христовым ( Рим. 8:9 ), Духом Сына ( Гал. 4:6 ). Потому же говорится, что именно Христос крестил нас Духом святым ( Мф. 3:11 ), что обитание в нас Духа Святого есть обитание Самого Христа ( Рим. 8:9, 10 ), и что Он именно есть святяй нас Духом Святым, а мы освящаемии ( Евр. 2:11 ; снес. 10:29; 13:12 ). § 107. Учение Церкви о Боге, как Освятителе, и части этого учения Главные черты церковного учения о Боге, как Освятителе, заключаются в следующих словах Символа: «(верую) и в Духа Святаго, Господа, животворящаго …; во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь ; исповедую едино крещение во оставление грехов». Здесь говорится: а) о Духе Святом, благодатью Которого совершает Бог наше освящение; б) о Церкви, которая служит орудием Божиим для нашего освящения; в) о крещении, а вместе и о прочих таинствах, как средствах, через которые преподается нам Церковью благодать Божия, нас освящающая. Член I. О благодати Божией

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Евангелие говорит нам, что пастухи «содержали ночную стражу у стада своего» (Лк. 2: 8). Поскольку пастухи, охраняя стада овец, обычно бодрствовали ночью, они чаще, чем другие люди, обращали свой взор в высоту и глубину небес и ценили таинство света, что рассеивает тьму. Пастухи в поле, не будучи рабами мирских забот и городских соблазнов, понимали гораздо лучше связь между небом и землей, между небесными дарами и жизнью земной. Вот почему, когда рождается Христос – Свет светов, «Пастырь и Блюститель душ ваших» (1 Пет. 2: 25), пастухи, которые не смыкают своих очей и имеют трезвенные ум и душу, первыми удостаиваются вести о Рождестве Спасителя мира. После того как ангелы удалились, пастухи отправились в Вифлеем и, увидев своими очами родившегося Младенца, возлежащего в яслях (см.: Лк. 2: 16), как им уже раньше возвестил об этом ангел Господень (см.: Лк. 2: 12), они стали, в свою очередь, вестниками радости Рождества Господа Иисуса Христа. Евангелие говорит: «И, поспешив (пастухи), пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи… И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лк. 2: 16–18, 20). Как однажды ангелы и пастухи Вифлеема возвестили о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа «с великой радостью», поскольку это было чудесное действо, совершенное ради спасения людей, так и ныне, в Церкви Православной, дети и юноши, подобно ангелам, и священники – пастыри христианских общин, подобно пастухам Вифлеема, в рождественский сочельник несут весть о Рождестве Господа, распевая тропарь праздника и обходя все дома с иконой Рождества Господня и затем возвращаясь в дом Божий, в церковь, чтобы славить и восхвалять всем сообща с великой радостью тайну Рождества Христова, милующую любовь Христову к людям. Православные христиане! Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа было возвещено ангелами как великая радость для всех людей, потому что это радость спасения. И потому, что весть эта о спасении, принесенная ангелами людям, была принята с верой, она родила великую радость в душах верующих и рождает и ныне радость из года в год. Вот почему празднование Рождества Христова является праздником радости, которую дарует нам Бог Отец в Своем Сыне, Христе Спасителе, действием Святого Духа в Церкви и в душах верующих.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Нет в целом мире имени, достойного большей чести, славы и хвалы, чем имя Господа Иисуса Христа. Оно «превыше... всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» ( Еф. 1:21 ). Оно обладает ни с чем несравнимой силой. «Именем Моим, – говорил Сам Господь, – будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» ( Мк. 16:17–18 ). «Верующим во имя Его Господь дал власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1:12 ) и обещал соделать их участниками вечной жизни ( Ин. 20:31 ). Многие великие подвижники, зная по опыту великую силу призывания имени Христа Спасителя, сами непрестанно творили и увещевали других чаще творить молитву Иисусову: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!»; «Молитва Иисусова, – говорит наш отечественный подвижник благочестия епископ Феофан Затворник ,– просвещает, укрепляет, оживляет, всех врагов, видимых и невидимых, побеждает, и к Богу возводит... Имя Господа Иисуса – сокровище благ, сил и жизни в духе» (Путь ко спасению, с. 243). От наименования «Христос» происходит и слово «христиане», оно обозначает последователей Господа Иисуса Христа, истинных и верных чад Его Святой Церкви. Дееписатель и евангелист Лука свидетельствует нам, что еще в раннюю апостольскую эпоху «ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» ( Деян. 11:26 ). В слове «христианин» заключено и напоминание о нашей помазанности или облагодатствованности. Принимая святое крещение и становясь чрез это живыми членами таинственного тела Христова, членами Его Церкви, мы удостаиваемся многоразличных даров Божественной благодати в меру нашего общения со Христом – Виновником или Причиной нашего освящения. Получая таким образом священное звание христианина и воспринимая «помазание от Святого» ( 1Ин. 2:20 ), какое усердие должны мы прилагать, возлюбленные, чтобы сохранить это вверенное нам неоценимое сокровище чистым и незапятнанным и чтобы благодать Божия была действенной в нас и приносила свои спасительные плоды!

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Обращаясь к Новому Завету, мы видим, что и здесь образа получили начало от Самого Иисуса Христа. Ибо когда Авгарь, царь едесский, послал в Иудею живописца снять с Господа нашего образ, и когда живописец не мог сего сделать, по причине блистающей светлости лица Иисусова: тогда Сам Господь, приложив убрус к Своему Божественному и Животворящему лицу и отпечатлев на нем Свое изображение, послал его к ожидавшему Авгарю. Об этой иконе подробнее читай в Четьи-Минеи августа 16 дня. Кровоточивая жена в Кесарии, где она и родилась, сделала медный образ Господа Иисуса Христа, и у ног этого образа выросло дерево, которое исцеляло всякие болезни. «Этот образ», пишет Евсевий (кн. 7, гл. 18), «сохранился и до наших дней, и мы, когда ни приходили в город, всегда его видели». Тот же Евсевий в той же главе пишет о себе: «иконы апостолов Петра и Павла, изображенных на досках, мы видели сохранившимися и до наших дней». Что иконы были и во времена святых апостолов, об этом в слове на Неделю Православия свидетельствует св. Иоанн Дамаскин : «прими (во свидетели) и благовестника Луку. Как апостолы повелели евангелисту Луке написать образ Спасителя, так и авва Иосиф написал честную икону Пречистой Девы Марии, и послал ее к Феофилу». И ниже: «св. апостол Лука прежде написал на иконе образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, а потом изображения св. апостолов и пророков». Древние писатели говорят, что когда «образа, написанные св. евангелистом Лукою, были принесены к Пречистой Деве Марии, она благословила их, сказав: благодать Сына Моего и Моя да будет с ними. И тотчас вследствие благословения Богоматери от этих образов стали совершаться многие чудеса и до ныне совершаются». А что касается до того, что об этом не писано в Евангелии, или в посланиях апостольских (почему иконоборцы и не веруют), то на это нужно сказать, что не все написано в Евангелии, что и самое Евангелие свидетельствует: многа же и ина знамения сотвори Иисус пред ученики Своими, яже не суть писана в книгах сих ( Ин.20:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010