«Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа и таким образом откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спа- сителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если таким образом все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь». (2 Пет. 1, 5–8, 11; 2, 20–22; 3, 9–13, 17–18) В посланиях святого апостола Иоанна Богослова содержатся кроме догматов христианской веры и проникнутые любовью наставления относительно деятельной любви, завещанной Божественным Учителем. «Пишу вам, дети» мои, обращается апостол Иоанн к верующим, что «кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна». «А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза». (1 Ин. 2, 10–11)

http://pravoslavie.ru/3246.html

Подобное сему изображение того же можно указать в символе св. Афанасия Александрийского , где сказано «Есть православная вера, да веруем и исповедуем, яко Господь Иисус Христос , Сын Божий, Бог и человек есть. Бог, от существа Отча прежде век рожденный; и человек есть от существа Матерня во времени рожденный. Совершенный Бог и совершенный человек, от души словесныя и человеческия плоти состояй: иже аще Бог есть и человек, обаче не два, но един есть Христос, – един не слиянием естеств, но единством ипостаси». Таким образом, полное изложение православного учения о лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа слагается из рассмотрения в частности тех истин, что I) Иисус Христос есть истинный Бог по естеству, как Сын Божий; II) что Иисус Христос есть и истинный человек по естеству, как родившийся от Пресвятой Девы Марии; III), что в Иисусе Христе два естества Божеское и человеческое, непреложно соединенные, составляют единое лицо или единую ипостась. I. Иисус Христос – Бог по естеству Наименование Иисуса Христа Богом по естеству показывает, что Его должно признавать и исповедывать Богом в собственном и строжайшем смысле, Сыном Божьим, единосущным Богу Отцу, а не усыновленным, подобно сынам Божьим ( Рим.8:14 ; 1Ин.3:9 ) по благодати. Так, а не иначе, научает нас признавать и исповедывать Божество Иисуса Христа Символ Веры никейско-константинопольский, в котором сказано: «верую, и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век. Света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша.» Доказательства из Св. писания Ветхого Завета В ветхозаветном Писании находится много довольно ясных указаний на Божеское достоинство Спасителя, Который, вскоре после падения наших прародителей, был предвозвещен милосердым Судиею, под именем победоносного Семени жены ( Быт.3:15 ). Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех ( Евр.1:1 ) постепенно возводил людей к уразумению той велией благочестия тайны ( 1Тим.3:16 ), которая вполне раскрыта уже на последок дней, когда Бог возглаголал нам в Сыне, Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори ( Евр.1:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Сила и действие таинства крещения на душу крещаемого: а) в таинстве крещения человек получает благодать Духа Святого, очищающую его от первородного и от всех содеянных до крещения грехов: Петр сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите да Святого Духа ( Деян.2:38 ). Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса ( Деян.22:16 ). Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф.5:25–27 ); б) возрождается и обновляется по душе: Если кто не родится свыше, не может увидеть царствия Божия. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие ( Ин.3:3,5 ). Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы совершили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего ( Тит.3:5–6 ); в) оправдывается и освящается: Ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас, но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор.6:9–11 ). Освободившись от греха, вы стали рабами праведности. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная ( Рим.6:18 ,:22). От человека, принимающего крещение, требуется: а) вера: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. ( Мк.16:16 ); б) покаяние: Петр сказал: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа ( Деян.2:38 ); в) обещание Богу доброй совести: Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа ( 1Петр.3:21 ). Внешняя форма совершения таинства крещения

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мы не должны осуждать бедного Петра за его великий и тяжелый грех . Мы не можем и не смеем этого делать, ибо в его грехе мы созерцаем наш собственный грех и неверность. Мы так же, как и этот ученик, получили великие милости от Господа. Мы так же, как и он, спасены, освящены и изобильно и милостиво утешены нашим Спасителем. Мы так же, как и он, исповедуем Иисуса Христа, как нашего Господа и Спасителя, и не раз обещали Ему, что никогда и ни за что не оставим и не отречемся от Него. Вспомним день нашего крещения, некоторые богослужебные дни, дни причастия Св. Таин; вспомним те тихие, святые минуты, когда мы как бы присутствовали пред Лицом Самого Бога; вспомним дни благословения Божия и радости, когда, получив от Бога помощь, мы весело ликовали; вспомним и дни креста, когда мы, в жаркой молитве и проливая потоки слез, испрашивали себе спасения и избавления из глубокой нужды. Какие обеты и клятвы, возлюбленные мои, давали мы во все эти дни и часы! И при всем том, как часто, ах, как часто отрекались мы от своего доброго Спаса и Избавителя! Я говорю здесь не о тех и не для тех сынов мира сего, которые беспрестанно и со спокойною совестью отрекаются от Сына Божия и Человеческого словом, делом и вообще всем своим образом жизни. Я говорю здесь . исключительно о тех и для тех, которые, как и Петр, желают быть истинными и действительными учениками и последователями Иисуса Христа. Как часто мы пристыжали самих себя пред насмешниками и ругателями! Как часто мы умолкали пред клеветниками и держали себя так, как будто бы мы совершенно не знали Спасителя и знать о Нем ничего не желали! Как часто мы отрекались в словах и делах от нашего божественного Первосвященника и Царя! Как часто собственное самолюбие ослепляло нас, грубый произвол руководил нами, как часто мы подчинялись минутной вспыльчивости, увлекались чувственностью, поддавались лени, забывались в гневе! Как часто мы так думали, говорили, поступали, радовались и плакали, как будто нашего Спасителя совершенно не знали, о Нем ничего не слышали и знать Его не желали! Как часто мы побеждались совершенно ничтожными, незначительными искушениями! Один взгляд, одно слово, незначительное прекословие или вопрос не вовремя, ничтожнейшая неприятность, самая пустая вещь нередко бывают для нас поводом к тому, чтобы отречься от Иисуса Христа и Его учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Всегда в день Благовещения в Назаретском храме совершается торжественная Божественная Литургия при огромном стечении богомольцев – как местных жителей, так и благочестивых христиан всего мира. Двадцать столетий прошло с того дня, когда с небесных кругов слетел Архангел Гавриил, чтобы благовестить Пресвятой Деве Марии о Воплощении от Нее Сына Божия, о начале спасения рода человеческого, и вещественными памятниками этого величайшего исторического события остаются до настоящего дня и останутся на вечные времена святой город Назарет и в особенности те места, которые были освящены жизнью и деятельностью Пресвятой Богородицы и Спасителя нашего Иисуса Христа. Из рода в род, из поколения в поколение природные памятники великих событий Домостроительства Божия остаются вечными неподкупными свидетелями проявившейся тайны Божией о спасении человечества через Воплощение Сына Божия от Девы Марии. Пусть люди неверующие для собственного успокоения говорят, что Бога нет, пусть безбожники не признают Христа исторической личностью, не верят свидетельству святых евангелистов и апостолов, непосредственных очевидцев и постоянных спутников Христа. Благодать, благовествуемая Архангелом Гавриилом, не коснулась их ожесточившихся сердец, и никакие свидетельства для них не обязательны. Но в таком случае против них «камение возопиет» ( Лк.19:40 ), – те самые камни, из которых построены жилища Пресвятой Девы Марии и Спасителя нашего Иисуса Христа в Назарете, сохранившиеся до нашего времени в своем первоначальном виде. История мировых событий пишется не только пером современников. Сама природа увековечивает память об этих событиях. Вещественные памятники навсегда остаются верными и неопровержимыми, хотя и немыми, свидетелями истинности и действительности всех новозаветных событий из жизни как Пресвятой Девы Марии, так и родившегося от Нее по наитию Святого Духа Господа нашего Иисуса Христа. Не подлежит никакому сомнению тот исторический факт, что в день Благовещения Пресвятой Девы Марии положено начало нашего спасения, что и утверждает Православная Церковь в тропаре праздника: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

§ 108. Понятие о благодати Божией, ее виды и состав члена I. Под именем благодати Божией разумеется спасительная сила Божия (Простр. Хр. Катех. о чл. 9), сообщаемая нам ради заслуг нашего Искупителя, и совершающая наше освящение, т.е., с одной стороны очищающая нас от грехов, обновляющая и оправдывающая пред Богом, а с другой – утверждающая и возвращающая нас в добродетели для жизни вечной. В этом понятии благодати заключаются три частнейшие – 1. Благодать есть спасительная сила Божия. Это видно из слов Самого Господа к Апостолу Павлу: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается, и затем из слов св. Павла: сладце убо похвалюся паче в немощех моих, да вселится в мя сила Христова ( 2Кор. 12:9 ), и в другом месте: в Немже и труждаюся и подвизаюся по действу Его, действуемому во мне силою ( Кол. 1:29 ). 2. Благодать даруется нам туне ради заслуг Иисуса Христа, как учит тот же Апостол: благодарю Бога моего всегда о вас, о благодати Божией данной вам о Христе Иисусе ( 1Кор. 1:4 ). Спостражди благовествованию Христову по силе Бога, спасшаго нас, и призвавшаго званием святым, не по делом нашим, но по Своему благоволению, и благодати данней нам о Христе Иисусе прежде лет вечных ( 2Тим. 1:8, 9 ). 3. Благодать даруется нам для нашего освящения, т.е. для нашего очищения, и оправдания, для нашего преуспеяния во благочестии и для спасения нашего. Это подтверждают следующие места Писания: благодать вам и мир да умножится в познании Бога, и Христа Иисуса Господа нашего: Яко вся нам Божественныя силы Его, яже к животу и благочестию, подана разумом призвавшаго нас славою и добродетелию ( 2Пет. 1:3 ). Идеже умножися грех, преизбыточествова благодать: Да якоже царствова грех во смерть, такожде и благодать воцарится правдою в жизнь вечную, Иисус Христом Господем нашим ( Рим. 5:20, 21 ). Да оправдившеся благодатию Его, наследницы будем по упованию жизни вечныя ( Тит. 3:7 ). Благодатию Господа Иисуса Христа веруемо спастися ( Деян. 15:11 ). II. Эта освящающая благодать, для большей отчетливости в учении о ней, подразделяется еще на частнейшие виды.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Три первые так называемые синоптические Евангелия обнаруживают в большей степени зависимость от установившейся апостольской традиции с элемейтарною простотою изложения и при известных некоторых своих особенностях по главной идее и раскрытию ее имеют один общий характер. Они при единстве основной своей идеи отличаются летописным характером, предетавляютъ собою более или менее отрывочные сказания без строгой внутренней связи и упорядоченности отдельных частей, являются сборником событий из жизни Иисуса Христа, преимущественно внешне упорядоченных между собой. Между тем Евангелие Иоанна представляет отличительную по содержанию и изложению историографию нашего Спасителя. В нем не усматривается столь свойственной синоптикам общей зависимости от апостольской традиции Евангелия и открыто выступает парочитый, отличный от синоптиков, выбор священнаго писателя в отношении как событий из жизни Иисуса Христа, так и бесед и речей Его. Соответственно, современному тяжелому внешнему положению христианской церкви в Ефесе и вообще в малоазийских городах среди усилившихся и ежечасно стремившихся вторгнуться в нее разнообразных лжеучений еретиков (Керинфы, евиониты, докеты и др.), евангелист Иоанн главным предметом своего повествования избрал изображение Лица Господа Иисуса, познание Его Божества, как Оно открывается в отличительных чудесах и преимущественно в речах Его. Из Иоаннова Евангелия видно, что писатель его в выборе предметов повествования и группировке их руководился теологическими соображениями – представить в событиях учение Спасителя о важнейших истинах христианства, которые тогда подвергались отрицанию или превратным толкованиям. При своем преимущественно теологическом характере Иоанново Евангелие с историографической стороны имеет более единства в сравнении даже с Евангелием Матфея, отличается планосообразностию, обнаруживающеюся в строго определенном известною целью распорядке повествовательного материала, и вместе всюду в нем виден прагматизм, состоящий в последовательном и стройном изложении событий из жизни Иисуса Христа по внутренней связи и с выяснением их смысла и значения. При внутреннем единстве всех частностей для изображения главного предмета Евангелия, при строгой целостности своей повествование Иоанново однако же носит несомненно фрагментарный характер. Из всего неописуемого богатства евангельской истории возлюбленный ученик Христов сообщает лишь то, что служит к раскрытию основной идеи – божественного достоинства Иисуса Христа. Отсюда происходит то, что в четвертом Евангелии явственно выступают опущения некоторых событий из жизни Спасителя и хронологические пробелы в повествовании. Но они нередко с очевидностью предполагают достаточную для писателя и читателей известность синоптических Евангелий, в которых содержатся не повествуемые Иоанном события, почему он избегал повторять о них, помещая в Евангелии по особым целям избранные лишь немногие события и речи Господа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Вечером 20 апреля, в канун Великого четверга, Святейший Патриарх Кирилл посетил Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в Домодедовском районе Московской области и принял участие в вечернем богослужении в соборе обители. По окончании богослужения Святейший Патриарх вручил игуменский жезл настоятельнице обители игумении Екатерине (Чайниковой). 21 апреля, в Великий четверг, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя. После заамвонной молитвы Предстоятель Русской Церкви совершил чин умовения ног. Вечером 21 апреля Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню Великого пятка с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа в Храме Христа Спасителя. По традиции после пятого евангельского чтения Предстоятель Русской Православной Церкви под пение антифона «Днесь висит на древе» вынес из алтаря и установил посреди храма крест с изображением распятия. 22 апреля, в Великую пятницу, Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с выносом Плащаницы Спасителя в Храме Христа Спасителя. Вечером 22 апреля, в канун Великой субботы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа в Храме Христа Спасителя. 23 апреля, в Великую субботу, Святейший Патриарх Кирилл возглавил вечерню с чтением 15 паремий и Божественную литургию святителя Василия Великого в Храме Христа Спасителя. После отпуста Литургии Предстоятель совершил благословение пяти хлебов и вина, а затем обратился к участникам богослужения с первосвятительским словом о смысле евангельского повествования, читаемого в Великую субботу. «Господь Своим пришествием в мир проводит черту между светом и тьмой, между добром и злом, и каждый человек, с радостью встречающий Пасху Христову, принадлежит этому свету. Может быть, он не до конца знает все заповеди и не до конца их выполняет, но если в сердце его радость о Воскресшем, то он вместе с женами-мироносицами, вместе со святыми апостолами. Именно в тот момент, когда они поклонились, а другие усомнились, Господь и сказал ученикам: Идите в мир сей и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам; и вот Я с вами во все дни до скончания века (ср.: Мф. 28, 19–20). Эти великие слова Спасителя обращены сегодня к Церкви, которая должна идти в мир сей и проповедовать Евангелие всему творению», — сказал Святейший Патриарх.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Имеются в Священном Писании и такие свидетельства, которые более частно раскрывают пред нами настоящую Божественную истину. Из этих свидетельств прежде всего видно, что Бог Отец участвует в нашем освящении, как источник последнего. Сам Спаситель свидетельствовал своими Своими, что источником нашего освящения является Божественный Отец, когда говорит: И Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам 526 ; Отче Святый,... святи их во истину Твою 527 . Об этом свидетельствовал и Апостол Павел, говоря: Сам же Бог мира, да освятит вас всесовершенных во всем; и всесовершенен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится 528 . Очень много содержится в Слове Божием свидетельств о совершении нашего освящения чрез Иисуса Христа, как виновника сего спасительного для нас дела. В этом смысле Господь свидетельствовал о Себе, когда говорил, что Он исходатайствует нам от Отца Своего Духа Святаго 529 , Который будет послан Отцом во имя Его, или ради Него 530 и Который не был бы послан верующим, если бы Господь не совершил дела нашего искупления и освящения на кресте 531 . Сообразно с этими Божественными свидетельствами Апостол Павел говорит в своем послании к Ефесянам: Христос возлюби Церковь , и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе; да представит ю Себе славну Церковь , не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна 532 . Наше освящение настолько зависит от Сына Божия, что, по словам Иоанна Крестителя, наше крещение есть действие Христа: Той вы крестит Духом Святым и огнем 533 . Спаситель даже изображается в Евангелии раздаятелем Духа Святаго всем верующим 534 ; а благодать Духа Святаго называется в апостольских посланиях благодатию Господа нашего Иисуса Христа 535 ; или благодатию Христовою 536 ; Самый же Дух Святый называется Духом Христовым 537 . Поэтому Апостол Павел говорит о Христе, что именно Он есть святяй нас Духом Святым, а мы освящаемии 538 , или освященные о Христе Иисусе 539 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В один день этот иудей позваль на обед своего соплеменника. Но время обеда позванный иудей поднял глаза и видит икону Господа нашего Иисуса Христа. Тогда он сказал позвавшему его: каким образом ты имеешь эту икону, когда ты иудей? Затем он произнес весьма много неосновательных ругательств против Господа. Я не дерзаю описывать их, — да не будет! — хотя позванный гость произнес их против Спасителя нашего. Тогда позвавший, увидевши икону Господню, успокоил позваннаго им иудея, сказав, что до сих пор он не видал этой иконы; и позванный замолчал. Но потом он пошел к своим архиереям и обвинял иудея, живущаго в дому, где находилась икона Господня, говоря, что такой-то иудей имеет в дому своем икону Назорея. Выслушав его, они сказали: а можешь ли ты это доказать? Он утверждал, что докажет это в дому того иудея. Тогда они исполнились гнева, но на этот вечер успокоились. На следующее же утро иудейские архиереи и священники, взяв донесшаго иудея и собрав толпу своего народа, пошли к квартире иудея, где находилась икона Господня. Пришедши к указанному месту, архиереи и священники ворвались в дом вместе с донесшим и увидели, что икона Господня стоит. Тогда они очень разсвирепели и иудея, жившаго в этом дому, отлучили от синагоги и изгнали, а икону Господа нашего Иисуса Христа сняли и сказали: как некогда поругались над Ним отцы наши, так поругаемся над Ним и мы. Затем начали плевать в лицо святой иконы Господней и бичевали ее пред лицем собравшихся. Бичевали икону Господню с той и другой стороны и говорили: что сделали с Ним отцы наши, все это сделаем и мы с иконою Его. Затем говорят: мы слышали, что они поругались над Ним, — и мы сделаем тоже. Тогда они безчисленное изрыгнули множество ругательств против иконы Господней; мы не смеем и произнести их! Затем говорят: мы слышали, что отцы наши пригвоздили руки и ноги Его. Тоже самое сделаем Ему и мы. Тогда они вонзили гвозди в руки и ноги Господни, изображенныя на иконе. Потом беснуясь говорят: мы слышали, что они посредством губки напоили Его уксусом и желчию; сделаем это Ему и мы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2597...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010